УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института ветеринарии и биотехнологий
Скрипкин Валентин Сергеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения
Фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, лекарственных препаратов химической и биологической природы, биологически-активных добавок для профилактики и лечения болезней животных различной этиологии
умеет
Рассчитывать количество медикаментов для лечения животных и профилактики заболеваний с составлением рецептов на определенный период
Определять способ и дозы введения лекарственных препаратов в организм животных
владеет навыками
Методами анализа фармакологических и токсикологических характеристик лекарственного сырья, препаратов, биологически активных добавок и биологически активных веществ для лечебно-профилактической деятельности; разрабатывает рекомендации по специальному кормлению больных животных с лечебной целью
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваБиология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваВетеринарная микробиология и микология
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваКормление животных с основами кормопроизводства
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваГематология
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваОсновы ветеринарной фармации
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваКлиническая фармакология мелких домашних и экзотических животных
Ветеринарная микробиология и микология
Кормление животных с основами кормопроизводстваКлиническая фармакология
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Отравление фосфорорганическими и хлорорганическими соединениями токсическое действие химических ядов на организм животного, диагностика, лечение, профилактика этих токсикозов, правила использования продуктов убоя от отравленных животных
1. Рабочую программу дисциплины «Токсикология».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Токсикология».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Токсикология» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет
2.Перечислите ФО пестициды контактного и системного действия и укажите их персистентность.
3.Укажите основные причины отравления животных азотсодержащими веществами, соединениями мышьяка, натрием хлоридом.
4.Что отправляется для токсикологического анализа в лабораторию, и в каком количестве?
5.Укажите основные причины отравления животных ФОС.
6.Перечислите основные клинические симптомы при остром и хроническом отравлении препарата-ми мышьяка и мочевины.
7.Консервирование патологического материала для токсикологического исследования.
8.Объясните механизм токсического действия ФОС.
9.Отметьте основные патологоанатомические изменения у павших и вынужденно убитых животных при остром и хроническом отравлениях препаратами мышьяка, мочевины, натрием хлоридом, нит-ратами и нитритами
10.Напишите сопроводительную на отправляемый патологический материал, корма и другие веще-ства для химико-токсикологического анализа.
11.Перечислите основные клинические симптомы острой и хронической интоксикации ФОС
12.Какие вы знаете экспресс-методы определения натрия хлорида, мочевины, нитратов и нитритов?
13.Какие документы отправляются в лабораторию вместе с сопроводительной и материалом для хи-мико-токсикологического анализа?
14.Отметьте основные патологоанатомические изменения в органах и тканях павших и вынуждено убитых животных при остром и хроническом отравлениях ФОС
15.Назовите препараты фенола, формальдегида и фтора применяемые в сельском хозяйстве и их назначение.
16.Порядок и правила проведения химико-токсикологического анализа.
17.Перечислите ХОС, применяющийся в качестве инсектицидов, гербицидов, фунгицидов.
18.Объясните механизм токсического действия натрия хлорида, мышьяка, карбамида (мочевины), нитратов и нитритов.
19.Какая документация ведется в химико-токсикологическом отделе, и как она заполняется? Техни-ка безопасности при работе в токсикологической лаборатории и оказание помощи пострадавшему человеку в лаборатории.
20.Назовите препараты ртути, меди, бария, цинка, применяемые в сельском хозяйстве в качестве пе-стицидов.
20. Перечислите основные симптомы острого и хронического отравления ХОС.
21. Укажите основные причины отравления животных минеральными ядами.
22. Назовите основные патологоанатомические изменения при остром и хроническом отравле-ния животных ХОС
23. Укажите наиболее эффективные меры первой помощи и антидоты при отравлении натрием хлоридом, мышьяком, нитратами и нитритами.
24. Объясните механизм токсического действия препаратов ртути, меди, бария, цинка.
25. Какая лечебная помощь оказывается животным при остром и хроническом отравлениях ХОС?
26. Перечислите основные профилактические мероприятия, предупреждающие отравление натрием хлоридом, мышьяком, карбамидом, нитратами и нитритами
27. Перечислите основные клинические симптомы при остром и хроническом отравлениях соля-ми тяжелых металлов.
28. Укажите основные причины отравления животных крысидом, фенолом, формальдегидом и фтором.
29. Какие почвенно-климатические условия влияют на содержания сапонинов и
30. Отметьте основные патологоанатомические изменения в органах и тканях павших и вынуж-денно убитых животных при остром и хроническом отравлениях минеральными ядами.
31. Объясните механизм токсического действия крысида, фенола, формальдегида и фтора.
32. Как правильно подготовить к скармливанию и скармливать животным картофель и хлопчат-никовый жмых?
33. Назовите препараты мышьяка и азотсодержащие вещества, применяемые в сельском хозяй-стве и их назначение
34. Перечислите гликозидо- и сапониноносные растения
35. Что такое микозы и микотоксикозы?
36. Перечислите основные клинические симптомы при отравлении животных сапонинами и са-лонином.
37. Перечислите цианогенные растения.
38. Перечислите пути профилактики микозов и микотоксикозов.
39. Перечислите основные клинические симптомы острого отравления крысидом, фенолом, фто-ром и формальдегидом.
40. Какая лечебная помощь оказывается животным при отравлении гликозидами, салонином, госсиполом и сапонинами?
41. Как определить токсичность кормов?
42. Укажите наиболее эффективные меры первой помощи, антидотной терапии и симптоматиче-ское лечение при отравлении животных крысидом, фенолом, фтором, формальдегидом
43. Объясните механизм токсического действия госсипола и салонина.
44. Назовите фотосенсибилизирующие растения.
45. В каких органах и тканях ртутно органические соединения и другие минеральные яды накап-ливаются в наибольшем количестве?
46. Перечислите основные патологоанатомические изменения при отравлении животных крыси-дом, фенолом, фтором, формальдегидом.
47. Диагностика микозов и микотоксикозов
48. Существует ли видовая чувствительность животных к минеральным ядам?
49. Всегда ли клубни картофеля токсичны для животных и что влияет на их токсичность
50. Дайте определение МДУ и ПДК пестицидов
51. Укажите наиболее эффективные меры первой помощи и применение средств антидотной и симптоматической терапии при отравлении солями тяжелых металлов.
52. Перечислите основные профилактические мероприятия при отравлении животных крыси-дом, фенолом, фтором, формальдегидом.
53. Какая экстренная помощь должна быть оказана животным при отравлении ядовитыми расте-ниями?
54. Перечислите основные профилактические мероприятия при отравлениях солями тяжелых ме-таллов.
55. Назовите экспресс-методы обнаружения госсипола, салонина, сапонинов, алкалоидов в кор-мах и биологическом материале и объясните в чем сущность этих методов
56. Классификация ядовитых растений.
57. С какой целью проводится минерализация при определении металлических ядов?
58. Перечислите основные профилактические мероприятия при отравлении животных госсипо-лом, сапонинами, салонином, алкалоидами и гликозида-ми.
59. Как поступить с мясом от вынуждено убитых животных с характерными признаками отрав-ления ФОС и молоком от коров, подвергшихся воздействию ФОС?
60. Укажите наиболее эффективные меры первой помощи, антидотной и симптоматической те-рапии при отравлении ФОС.
61. Перечислите основные профилактические мероприятия при отравлении ХОС.
62. Объясните механизм токсического действия натрия хлорида, мышьяка, карбамида (мочеви-ны), нитратов и нитритов.
63. Способны ли накапливаться ФОС в органах и тканях животных?
64. Какими методиками определяются ХОС в кормах и биологическом материале и в чем
65. Какое значение в диагностике отравлений имеет реакция исследуемого объекта?
66. Перечислите основные профилактические мероприятия отравлений ФОС.
67. Какими путями проникают ХОС в организм животных?
68. Перечислите основные клинические симптомы острого отравления крысидом, фенолом, фто-ром и формальдегидом
69. В каких органах и тканях кумулируются ХОС? Какова персистентность ХОС во внешней среде?
70. Объясните сущность методик определения остаточных количеств ФО пестицидов в воде, кормах и биологических объектах.
71. Порядок и правила проведения химико-токсикологического анализа.
1. Основные направления химико-токсикологического анализа:
а. Анализ фармацевтических препаратов
б. Судебно-химическая экспертиза
в. Анализ пищевых продуктов и их сертификация
г. Аналитическая диагностика наркоманией и токсикоманий
д. Аналитическая диагностика острых отравлений
Правильный ответ: б
2. Химико-токсикологическое исследование биологических проб позволяет:
А. Установить точный диагноз
Б. Провести количественное определение яда в организме
В. Помочь врачу в определении тактики лечения
Г. Повлиять на выбор и дозировку антидота
Д. Все перечисленное верно
Правильный ответ:д
3. Какие из перечисленных методов используются для обнаружения ядовитых веществ, выделенных из биологических объектов:
А. Определение температуры плавления, измерения рН вытяжки
Б. Определение растворимости ядовитого вещества, времени полувыведения из организма
В. Хроматографический скрининг, газожидкостная хроматография
Г. Элекрофорез, оценка апоптоза
Д. Гельхроматография, пробы на животных
Правильный ответ: в
4. Чувствительность метода анализа определяет выбор метода предварительного исследования, потому что:
а. При отрицательном результате дальнейшего обнаружения не проводится
б. Позволяет отличать химическую структуру соединения от ему подобных
в. Позволяет снизить число ложноположительных результатов
г. Позволяет снизить число ложноотрицательных результатов
д. При положительном результате подтверждающего исследования не проводится
Правильный ответ: в
5. Укажите роль химико-токсикологического анализа в центрах по лечению отравлений:
а. Анализ внутренних органов человека на ядовитые вещества с целью определения причины смерти
б. Многократный анализ биожидкостей (крови, мочи) для определения эффективности детоксикации
в. Помощь судебно-следственным органам в раскрытии преступлений
г. Помощь врачу в диагностике отравления ядовитыми соединениями
д. Определение степени и стадии отравления ядовитым веществом (резорбции, элиминации) при поступлении больного в токсикологический центр
Правильный ответ: г
а. Селективный метод анализа позволяет отличать химическую структуру соединения от ему подобных
б. Позволяет снизить число ложноположительных результатов
в. Позволяет снизить число ложноотрицательных результатов
г. Подтверждающие методы анализа должны быть выше по чувствительности методов предварительного исследования
д. Подтверждающие методы анализа должны быть выше по специфичности методов предварительного исследования
Правильный ответ: а
7. План химико-токсикологического исследования составляется с учетом:
А. Данных сопроводительных документов
Б. Наружного осмотра объектов исследования
В. Результатов предварительных проб
Г. Закономерностей токсикокинетики ядовитого вещества
Д. Все перечисленное верно
Правильный ответ: д
8. В понятие “ядовитое вещество” входит:
А. Действие этого вещества на организм человека или животного
Б. Поведения ядовитого вещества в организме человека, пути поступления и метаболизма его под действием ферментативных систем
В. Это любое вещество, которое при введении в организм человека вызывает его болезнь или смерть
Г. Это лекарственный препарат, который в малых дозах обычно является лекарством, а в больших дозах оказывает токсическое действие на организм человека
Д. Ядовитое вещество - это любое сильнодействующее вещество
Правильный ответ: в
9. При химико-токсикологическом исследовании биологического материала на ядовитые вещества применяют методы очистки:
а. Экстракция и реэкстракция
б. Газожидкостная и высокоэффективная жидкостная хроматография
в. Диализ и электродиализ
г. Энзимный и ферментативный метод
д. Гельхроматография и хроматография в тонком слое
Правильный ответ: в
Выделение ядов из организма производят:
а. Почки
б. Легкие
в. Кожа
г. Слизистые оболочки
д. Волосы
Правильный ответ: д
Для подтверждения диагноза отравления применяются исследования:
А. Гистологическое
Б. Гистохимическое
В. Биохимическое
Г. Физическое и физико-химическое
Д. Все перечисленные
Правильный ответ: д
Для консервации объектов, взятых для судебно-химического анализа, можно применять:
А. Раствор формалина
В. Метанол
Г. Глицерин
Д. Ацетон
Правильный ответ: б
К едким ядам относятся:
а. Кислоты
б. Мышьяк
в. Щелочи
г. Металлическая ртуть
д. Фенол
Правильный ответ: г
К деструктивным ядам относятся:
а. Кислоты и щелочи
б. Органические и неорганические соединения мышьяка
в. Органические и неорганические соединения ртути
г. Органические и неорганические окислители
д. Высшие спирты и растворители органических веществ
Правильный ответ: б
Факторы оказывающие существенное влияние на получение ложноотрицательных результатов анализа:
А. Недостаточная чувствительность использованного метода анализа
Б. Недостаточная селективность метода анализа
В. Недостаточная квалификация эксперта
Г. Фальсификация пробы
Д. Систематическая ошибка определения
Правильный ответ: а, в, г, д
Факторы оказывающие влияние на получение ложноположительных результатов анализа:
А. Недостаточная селективность метода
Б. Недостаточная чувствительность метода
В. Плохая организация труда
Г. Систематические ошибки определения
Д. Некачественная документация для проведения исследования
Правильный ответ: : а, в, г, д
Распределение ядовитых веществ в организме не зависит от:
А. От концентрации
Б. Коэффициента распределения вещества
В. От растворимости в воде и липидах
Г. От скорости метаболизма
Д. От скорости диффузии и перфузии
Правильный ответ: а
Выведение ядов почками зависит от:
А. Физико-химических свойств ядов
Б. Взаимодействия ядов с белками
В. Скорости диуреза
Г. Характера почечной патологии
Д. Всего перечисленного
Правильный ответ: д
Способы консервирования биожидкостей тканей и органов при исследовании на неизвестный яд:
а. Замораживание
б. 96° этанолом
в. Формалином
г. Растворами фторида натрия
Правильный ответ: в
При отравлении лекарственные вещества всасываются из желудочно-кишечного тракта в виде:
А. Комплексов с белками
Б. Недиссоциированных молекул
В. Коньюгатов
Г. Продуктов дезаминирования
Д. Все перечисленное верно
Правильный ответ: б
Лекарственные вещества, поступившие в кровь из жкт, связываются с:
А. Мочевиной
Б. Углеводами
В. Микроэлементами
Г. Белками
Д. Витаминами
Правильный ответ: г
Объект исследования на кофеин: (клинико-токсикологический анализ):
а. Конденсат выдыхаемого воздуха
б. Промывные воды желудка
в. Кровь
г. Моча
д. Все перечисленное
Правильный ответ: в
Основная причина смерти при передозировки стрихнина:
А. Церебральная гипоксия
Б. Анафилактический шок
В. Коллапс
Г. Уремическая кома
Д. Анемия
Правильный ответ: в
Нефротоксичность и гепатотоксичность парацетамола и фенацетина проявляется:
А. Повышением в сыворотке мочевины и креатинина
Б. Повышением активности трансаминаз и билирубина
В. Гипергликемией, ацидозом
Г. Изменением протромбинового индекса
Д. Всем перечисленным
Правильный ответ: д
Токсическое действие салицилатов проявляется:
А. Стимуляцией с последующей депрессией ЦНС
Б. Дыхательной и циркуляторной недостаточностью
В. Метаболическими нарушениями
Г. Нарушениями кислотно-основного равновесия
Д. Всем перечисленным
Правильный ответ: д
Хлорофос выделяют из тканей органов:
а. Настаиванием с водой, подкисленной серной кислотой
б. Настаиванием с эфиром
в. Дистилляцией
г. Минерализацией
Правильный ответ: б
Ингибиторы холинэстеразы:
б. Карбофос
в. Гептахлор
г. Гексахлоран
Правильный ответ: а
Фосфорорганические пестициды количественно определяют методом:
а. Газожидкостной хроматографии
б. Полярографией
в. Фотометрией по образованию молибденовой сини после гидролиз пестицида
г. Аргентометрией после отщепления органически связанного хлора
д. Потенциометрией
Правильный ответ: б
Перед химиком поставлена задача провести анализ мочи на ртуть, каким образом можно изолировать ртуть из мочи:
А. Добавить к суточному объему мочи белок куриного яйца, нагреть, отфильтровать альбуминат и провести минерализацию с помощью простого сжигания
Б. Суточный объем мочи выпарить на водяной бане досуха и остаток сплавить с содой и селитрой
В. Добавить к суточному объему мочи куриный белок, нагреть на водяной бане, отфильтровать и альбуминат растворить в концентрированной хлороводородной кислоте
Г. Добавить к суточному объему мочи куриный белок, нагреть, отфильтровать и альбуминат разрушить методом “мокрого” озоления
Д. К суточному объему мочи добавить серную, азотную кислоты, спирт и провести деструкцию, отфильтровать
Правильный ответ: в
В каком случае можно дать заключение о том, что отравление произошло фосфидом цинка:
А. Если после минерализации реакции с дитизоном положительна и подтверждающие реакции также положительны
Б. Если после перегонки с водяным паром в листилляте и предварительной реакцией с дитизоном и основным исследованием найден цинк
В. Если в минерализате обнаружена фосфорная кислота по реакции с молибдатом аммония и с магнезиальной смесью
Г. Если после перегонки с водяным паром обнаружена в дистилляте фосфорная кислота, а в минерализате после мокрого озоления найден цинк
Д. Если после определения цинка в минерализате, его количество превышает естественное содержание
Правильный ответ: г
При отравлении солями ртути преимущественно поражаются:
А. Печень, мышцы
Б. Почки, толстый кишечник
В. Мозг
Г. Тонкий кишечник, кости
Д. Легкие, поджелудочная железа
Правильный ответ: б
Формы острого отравления соединениями мышьяка:
а. Желудочно-кишечная
б. Легочная
в. Почечная
г. Паралитическая
д. Геморрагическая
Правильный ответ: б
Причины смерти при отравлении мышьяком:
а. Необратимые нарушения водно-солевого обмена
б. Уремия
г. Первичная остановка сердца
д. Острая печеночная недостаточность
Правильный ответ: а
Для анализа на соединения бария используют:
А. Надосадочную жидкость
Б. Минерализат с осадком
В. Остаток после отгонки кислот
Г. Деструктат
Д. Фильтрат
Правильный ответ: б
Количественное определение соединений ртути проводят:
А. При наличии естественного фона
Б. При обнаружении значительных количеств
В. Во всех случаях
Г. При специальном задании
Правильный ответ: в
Возможные способы количественного определения ртути:
а. Визуальная колориметрия
б. Спектрофотометрия в УФ области
в. Фотометрия
г. Гравиметрия
Правильный ответ: б
Подтверждающая реакция на ртуть:
А. Образование сульфида
Б. Со взвесью йодида меди
В. Образование дитизоната
Г. С танином
Правильный ответ: б
Необходимые меры помощи при отравлении соединениями ртути:
а. Промывание желудка белковой водой
б. Оксигенация
в. Введение унитиола
г. Обработка кожи пострадавшего спиртом
д. Промывание желудка раствором этанола
Правильный ответ: б
Характерными симптомами отравления цианидами являются
а) клонико-тонические судороги, миоз, акроцианоз
б) генерализованные судороги, тризм, малиновая окраска кожи
в) клонико-тонические судороги, одышка, экзофтальм, мидриаз, алая окраска кожи и видимых слизистых оболочек
г) тонические судороги, мидриаз, коричневый оттенок кожи и видимых слизистых
Правильный ответ: в
В клинической картине поражения цианидами средней степени тяжести выделяют стадии:
а) начальную, судорожную, паралитическую
б) начальную, диспноэтическую
в) начальную, бронхоспастическую
г) начальную, скрытую, острого токсического отека легких
Правильный ответ: б
а) токсической энцефалопатии
б) стойкой гипотонии
в) токсического отека легких
г) жировой дистрофии внутренних печени
д) гемической гипоксии
Правильный ответ: в
Определите точки приложения токсического действия синильной кислоты
а) супероксиддисмутаза, ацетил КоА, фосфолипаза А2
б) супероксиддисмутаза, каталаза, цитохромоксидаза
в) цитохромоксидаза, никотинамидадениндинуклеотид (НАД)
г) цитохромоксидаза, гексокиназа, липоевая кислота
д) сурфактант, фосфолипаза А2
Правильный ответ: б
Токсическое действие цианидов обусловлено
а) блокированием процессов аэробного дыхания в тканях
б) взаимодействием циан-иона с альдегидами и кетонами
в) антихолинэстеразным действием
г) взаимодействием с тиоловыми ферментами
Правильный ответ: а
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
декан факультетов ветеринарной медици-ны и технологического менеджмента, профессор
________________Скрипкин В.С.
« 26 » мая 2023 г. 201_ г.
Рабочая программа дисциплины
Б1.В.04 ТОКСИКОЛОГИЯ
Шифр и наименование дисциплины
36.05.01 - “Ветеринария”
направление подготовки
Болезни мелких и экзотических животных
Профиль(и) подготовки
Специалист
Квалификация выпускника
Очная, заочная
Формы обучения
2023
год набора на ОП
Ставрополь, 2023 г.
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Токсикология» является подготовка специалистов, способных
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина Б1.В.04 «Токсикология» является дисциплиной базовой части.
Изучение дисциплины осуществляется:
студентами очной формы обучения - в 5 семестре;
студентами заочной формы обучения - на 3 курсе;
Для освоения дисциплины Токсикология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин 1-6 семестров:
Лекарственные и ядовитые растения;
Органическая и физколлоидная химия;
Физиология и этология животных;
Патологическая физиология.
Освоение дисциплины Токсикология» является необходимой основой для последующего изу-чения следующих дисциплин:
- Токсикология;
- Внутренние незаразные болезни;
- Хирургия;
- Акушерство;
- Ветеринарно-санитарная экспертиза;
- Судебнаяветеринарно-санитарнаяэкспертиза.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных заня-тий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины «Токсикология» в соответствии с рабочим учебным планом и еераспределение по видам работ представлены ниже.
Очная форма обучения
Се-местр Трудо-ем-кость
час/з.е Контактная работа с преподавателем, час Само-стоя-тельная работа, час
СР пр. под-гот Кон-троль, час Форма про-межу-точ-ной атте-ста-ции (фор-ма кон-троля)
Лек-ции Лек-ции интер. Лек пр. под-гот Ла-бор-ные Лабр. Интер. Лабора-торные пр. под-гот.
5 72/2 18 4 18 18 4 18 36
12 - Экз-мент
в т.ч. часов в ин-терактивной форме
Заочная форма обучения
Курс Трудоем-кость
час/з.е Контактная работа с преподавателем, час Само-стоя-тельная работа, час Кон-троль, час Форма про-межуточной аттестации (форма кон-троля)
лекции Лек-ции интер. Лабор. интер Прак-тиче-ские заня-тия лаборатор-ные заня-тия
2 108/3 6 2 2 8 157 9 Экзамен
в т.ч. часов в интерак-тивной форме
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения компетенций формируемых дисциплиной «Ветеринарная токсикология»
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Для студентов очной формы обучения уровень сформированности осваиваемых компетенций
В соответствии с бально-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете, обучаю-щимся начисляются баллы по следующим видам работ:
Критерии оценки посещения и работы на лекционных занятиях (максимально 10 баллов)
10 баллов – Обучающийся посетил все лекции, активно работал на них в полном соответствии с требованиями преподавателя. За каждый пропуск лекции из общей суммы баллов вычитается ко-личество баллов, соответствующее количеству, приходящемуся на одно лекционное занятие. При этом за замечание преподавателя по поводу отсутствия активного участия обучающегося в воспри-ятии и обсуждении рассматриваемых вопросов от общей суммы баллов вычитается 3 балла за каж-дую лекцию.
Результативность работы на лабораторных занятиях оценивается преподавателем по резуль-татам собеседований, решению практико-ориентированных заданий, а так же активности участия в занятиях, проводимых в интерактивной форме, и качеству выполнения заданий по дисциплине:
Критерии оценки ответовза собеседование(максимально 5 баллов):
5 баллов - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в отве-те прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность рас-крываемых понятий, явлений; ответ изложен литературным языком с использованием современной профессиональной терминологии.
3 балла - дан развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, в основном раскрыт обсуждаемый вопрос; в ответе прослеживается логиче-ская последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий и явлений; ответ изложен литературным языком с использованием профессиональной терминологии, но могут быть допуще-ны недочеты в определении понятий, исправленные студентов самостоятельно в процессе ответа.
1 балл - дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложе-ния. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисципли-ны. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Допол-нительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучаемого не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Критерии оценки ответов при решении практико-ориентированных заданий:
Практико-ориентированные задания, позволяющие оценивать умения синтезировать, анализи-ровать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выво-дов, установлением причинно-следственных связей, а также позволяющие оценивать способность обучающегося интегрировать знания различных областей при решении профессиональных задач, аргументировать собственную точку зрения.(максимально 5 баллов)
Критерии оценки
5 баллов. При выполнении задания нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено рациональным способом. Сделаны правильные выводы.
3 балла. При выполнении задания нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено не-рациональным способом. Сделаны неправильные выводы.
1 балл. Задание выполнено, но допущены ошибки, искажающие выводы.
0 баллов. Задание не выполнено.
Критерии оценки ответов за участие в интерактивных занятиях «Работа в группе»
Рабочая программа предусматривает «Работу в группах», каждый студент получает баллы за участие в группе. (максимально 5 баллов)
5 баллов – за активное участие в выполнении задания
3 балла – за оказание в содействия в выполнении задания
1 балл – за присутствие на занятии
0 баллов – за отсутствие на занятии
Критерии оценки ответов на контрольных точках (максимально20 баллов)
Критерии оценки собеседования (максимально6 баллов):
6 баллов – не менее 85% правильных ответов
3 балла - не менее 60% правильных ответов
1 балл – не менее 30 % правильных ответов
0 баллов – 25% и ниже, правильных ответов
Критерии оценки ответов при решении практико-ориентированных зада-ний(максимально7 баллов):
7 баллов – не менее 85% выполненных заданий
5 балла - не менее 60% выполненных заданий
3 балл – не менее 30 % выполненных заданий
0 баллов – 25% и ниже, выполненных заданий
Критерии оценки ответов за участие в интерактивных занятиях «Работа в груп-пе»(максимально7 баллов):
7 баллов – не менее 85% выполненных заданий
5 балла - не менее 60% выполненных заданий
3 балл – не менее 30 % выполненных заданий
0 баллов – 25% и ниже, выполненных заданий
Студенты имеют право на поощрительные баллы, за написание статьи и выступление на конференции (максимально 15 баллов)
Статья – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть по-ставленной проблемы, самостоятельно проводить ее анализ с использованием знаний, умений и навыков, приобретаемых в рамках изучения предыдущих и данной дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Критерии оценки статьи
15 баллов. Статья объемом не менее 4 страниц демонстрирует умение проведения самостоя-тельного актуального научно-практического исследования, правильно оформлена, содержит ори-гинальный анализ проблемы, подтвержденный статистическими и/или отчетными данными, гра-фическим материалом. В ней рассмотрены возможные пути решения проблемы, сформулированы правильные выводы и предложения, отражающие авторскую точку зрения, доложена на конферен-ции с соответствующей презентацией.
10 баллов. Статья объемом не менее 3 страниц демонстрирует умение проведения самостоя-тельного актуального научно-практического исследования, правильно оформлена, содержит типо-вой анализ проблемы, подтвержденный статистическими и/или отчетными данными. В ней рас-смотрены возможные пути решения проблемы, сформулированы правильные выводы и предложе-ния.
5 баллов. Статья объемом не менее 2 страниц представлена в виде тезисов, демонстрирует умение проведения самостоятельного актуального научно-практического исследования, правильно оформлена, содержит анализ проблемы, подтвержденный отдельными статистическими и/или от-четными данными. В ней сформулированы правильные выводы и предложения.
Результат текущего контроля для студентов очной формы обучения складывается из оценки результатов обучения по всем разделам дисциплины и включает контрольные точки(мах 60 бал-лов), выполненную студентом в рамках самостоятельной подготовки к промежуточной аттестации, посещение лекций (мах 10 баллов), результативность работы на практических занятиях (мах 15 баллов), поощрительные баллы за подготовку статьи (мах 15 баллов).
По результатам текущей балльно-рейтинговой оценки,При условии получения положи-тельной оценки за написание и защиту курсовой (и/или контрольной) работы, обучающемуся может быть выставлена итоговая оценка:
- «Отлично» – от 86 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному.
- «Удовлетворительно» – от 56 до 70 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
В случае недостаточности баллов, набранных по результатам текущей бально-рейтинговой оценки, для получения желаемой обучающимся оценки он проходит итоговую форму контроля – зачет.
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Для студентов заочной формы обучения критерии оценки посещения лекций, результатов работы на лабораторных занятиях, контрольной точки по 1 разделу, аналогично очной форме.
У студентов заочной формы обучения, кроме того предусмотрена еще 1 контрольная работа по всем разделам дисциплины.
Контрольная работа – выполняется студентом во время самостоятельного изучения материа-ла курса, дает представление о степени подготовленности студента, об его умении работать со спе-циальной литературой, излагать материал в письменном виде и позволяет судить о его общей эру-дированности и грамотности. Поэтому содержание и качество оформления контрольной работы учитываются при определении оценки знаний студента в процессе экзамена по изучаемому курсу.
При выполнении работы следует использовать прилагаемый список литературы. Ответы на вопросы должны быть конкретными и освещать имеющиеся по данному разделу материал.
Критерии оценки контрольной работы (максимально 40 баллов), она в себя включает теоре-тическую часть, практическую и интерактивную:
Критерии оценки за теоретическое задание(максимально 20 баллов):
20 баллов – даны правильные ответы на 4 теоретических вопроса
10 баллов - даныправильные ответы на 3 теоретических вопроса
5 баллов - даныправильные ответы на 2 теоретических вопроса
0 баллов - данынеправильные ответы
Критерии оценки за практико-ориентированное задание (максимально 10 баллов):
10 баллов – даны ответы на 85% заданий
6 баллов - даны ответы на 50% заданий
3 баллов - даны ответы на 25% заданий
0 баллов - данынеправильные ответы
Критерии оценки за интерактивное задание(максимально 10 баллов):
10 баллов – даны ответы на 85% заданий
6 баллов - даны ответы на 50% заданий
3 баллов - даны ответы на 25% заданий
0 баллов - данынеправильные ответы
Студенты заочной формы обучения имеют право на поощрительные баллы, за написание статьи и выступление на конференции (максимально 15 баллов)
Статья – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть по-ставленной проблемы, самостоятельно проводить ее анализ с использованием знаний, умений и навыков, приобретаемых в рамках изучения предыдущих и данной дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Критерии оценки статьи
15 баллов. Статья объемом не менее 4 страниц демонстрирует умение проведения самостоя-тельного актуального научно-практического исследования, правильно оформлена, содержит ори-гинальный анализ проблемы, подтвержденный статистическими и/или отчетными данными, гра-фическим материалом. В ней рассмотрены возможные пути решения проблемы, сформулированы правильные выводы и предложения, отражающие авторскую точку зрения, доложена на конферен-
10 баллов. Статья объемом не менее 3 страниц демонстрирует умение проведения самостоя-тельного актуального научно-практического исследования, правильно оформлена, содержит типо-вой анализ проблемы, подтвержденный статистическими и/или отчетными данными. В ней рас-смотрены возможные пути решения проблемы, сформулированы правильные выводы и предложе-ния.
5 баллов. Статья объемом не менее 2 страниц представлена в виде тезисов, демонстрирует умение проведения самостоятельного актуального научно-практического исследования, правильно оформлена, содержит анализ проблемы, подтвержденный отдельными статистическими и/или от-четными данными. В ней сформулированы правильные выводы и предложения.
Результат текущего контроля для студентов заочной формы обучения складывается из оценки результатов обучения по всем разделам дисциплины и включает контрольную работу (мах 40 бал-лов), выполненную студентом в рамках самостоятельной подготовки к промежуточной аттестации, контрольную аудиторную точку (мах 20 баллов), посещение лекций (мах 10 баллов), результатив-ность работы на практических занятиях (мах 15 баллов), поощрительные баллы за подготовку ста-тьи (мах 15 баллов).
По результатам текущей балльно-рейтинговой оценки,при условии получения положи-тельной оценки за написание и контрольной работы, обучающемуся может быть выставлена итого-вая оценка:
- «Отлично» – от 86 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» – от 71 до 85 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» – от 56 до 70 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
В случае недостаточности баллов, набранных по результатам текущей бально-рейтинговой оценки, для получения желаемой обучающимся оценки он проходит итоговую форму контроля – экзамен.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.