УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности
умеет
применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия: Использует знания в области естественных наук для ведения и совершенствования технологического процесса и обеспечения безопасности продукции
производство продуктов питания из растительного сырья на автоматизированных технологических линиях
умеет
управлять качеством, безопасностью и прослеживаемостью производства продуктов питания из растительного сырья на автоматизированных технологических линиях
владеет навыками
навыки технического контроля и испытания готовой продукции в процессе производства продуктов питания из растительного сырья на автоматизированных технологических линиях
Знания: инженерные процессы при решении
умеет
использовать методы контроля качества выполнения технологических операций производства продуктов питания из растительного сырья на автоматизированных технологических линиях
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииАналитическая химия и физико-химические методы исследования
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииБиохимия
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииИнженерная подготовка
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОбщая технология отрасли
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОсновы овощеводства
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииТепло- и хладотехника
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииТехнологическая практика
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииФизическая и коллоидная химия
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииЭлектротехника и электроника
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииВведение в технологию продуктов питания
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииГрибоводство
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииМенеджмент
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОсновы виноградарства
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОсновы садоводства
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииМатематическое моделирование и обработка данных
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОзнакомительная практика
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОрганическая химия
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииФизика
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииВведение в профессиональную деятельность
Биохимия
Инженерная подготовка
Общая технология отрасли
Основы овощеводства
Тепло- и хладотехника
Технологическая практика
Физическая и коллоидная химия
Электротехника и электроника
Введение в технологию продуктов питания
Грибоводство
Менеджмент
Основы виноградарства
Основы садоводства
Математическое моделирование и обработка данных
Ознакомительная практика
Органическая химия
Физика
Введение в профессиональную деятельность
Основы общей и неорганической химииОсновы общей и неорганической химии
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
История и развитие микробиологии
Предмет и задачи микробиологии, ее место и роль в современной биологии. Значение микробиологии в народном хозяйстве.
Открытие микроорганизмов А.Левенгуком. Работы описательного периода (Р. Гука, Ж.Л.Л. Бюффона, Ш. Каньяр де Латура, Т. Шванна, Ф. Кютцинга). Научная деятельность Л. Пастера, его роль в формировании науки о функциях микроорганизмов и возникновении различных областей микробиологии. Значение работ Р. Коха, М. Бейеринка, А. Флеминга, А Де Бари.
Развитие отечественной микробиологии. Первые русские микробиологи (Л.С. Ценковский, И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Заболотный и др.), их вклад в развитие науки о микроорганизмах. Значение работ и
С.Н. Виноградского и В.Л. Омелянского для развития нового направления – экологической микробиологии. М.С. Воронин – основатель
отечественной микологии.
Открытие вирусов и бактериофагов. Работы Д.И. Ивановского, Ф. Д`Эрелля.
Развитие микробиологии в XX веке. Достижения советских микробиологов. Работы Г.А. Надсона, Б.Л. Исаченко, А.А. Имшенецкого, Н.А. Красильникова, Е.Н. Мишустина, В.Н. Шапошникова, С.П. Костычева. В.С. Буткевича.
Открытие антибиотиков. Работы А.Флеминга, Х. Флори и Э. Чейна.
Основные направления развития современной микробиологии; общая микробиология, сельскохозяйственная, почвенная и др. Краткая характеристика их задач. Новые направления в микробиологии и перспективы развития.
Микроорганизмы и эволюционный процесс
Гипотезы о происхождении жизни и свойствах первичных организмов. Возникновение прокариотов и эукариотов. Филогенетические связи различных групп микроорганизмов. Их отражение в систематике.
Основные направления в биологической эволюции.
Микроскопические методы исследования микроорганизмов
Световой микроскоп и его разновидности:
Размеры. Одноклеточные и многоклеточные формы. Основные формы одноклеточных бактерий. Характерные объединения клеток.
Морфология грибов, микроводорослей, простейших. Морфологическая дифференцировка микроорганизмов. Покоящиеся формы микроорганизмов.
Строение и химический состав прокариотов
Особенности строения клеток прокариотов в сравнении с эукариотами. Поверхностные структуры прокариотов. Клеточные стенки
грамположительных и грамотрицательных бактерий. Значение клеточных стенок. Протопласты и сферопласты. L-формы и микоплазмы, возможные причины их возникновения. Слизистые слои и капсулы; химический состав и функции. Жгутики: их число, состав и расположение у бактерий. Осевая нить спирохет. Жгутики и реснички у эукариотов.
Движение. Реакции таксиса у прокариотов (аэротаксис, хемотаксис, фототаксис). Фимбрии и половые волоски (F-пили) у бактерий, их функции.
Мембранные структуры прокариотов: ЦПМ, езосомы, тилакоиды, хроматофоры, аэросомы и др.
История и развитие микробиологии
Предмет и задачи микробиологии, ее место и роль в современной биологии. Значение микробиологии в народном хозяйстве.
Мир микроорганизмов, общие признаки и разнообразие. Положение среди других организмов. Классификация прокариотов.
Значение морфологических, цитологических, культуральных, физиологических и биохимических признаков для систематики бактерий.
Система классификации Определителя бактерий Берджи. Разнообразие мира прокариотов.
Мир микроорганизмов, общие признаки и разнообразие. Особенности отделов грамотрицательных, грамположительных,
Актиномицеты. Общая характеристика актиномицетов. Особенности морфологии. Типы мицелия. Способы размножения актиномицетов. Распространение, экология и
практическое значение. Актиномицеты – продуценты антибиотиков, ферментов, витаминов, аминокислот и др. Участие актиномицетов в очистке сточных вод и детоксикации почв. Патогенные актиномицеты. Термофильные актиномицеты.
Микоплазмы. Свойства микоплазм, обусловленные отсутствием клеточной стенки. Распространение и места обитания. Сапротрофные и патогенные микоплазмы.
Архебактерии. Общая характеристика. Особенности морфологии и физиологии. Экстремальные археи. Распространение, места обитания и роль в природе. Разнообразие архебактерий.
Разнообразие и систематика грибов. Общая характеристика царства грибов (Fungi) Морфология и физиология грибной клетки. Особенности мицелиального строения, высшие и низшие грибы. Особенности питания грибов: сапротрофы, паразиты, хищники. Способы размножения грибов: вегетативное, бесполое,
половое размножение. Совершенные и несовершенные грибы. Экологические группы грибов и их практическое значение. Водные, почвенные, ксилотрофные, копрофильные, микофильные, фитопатогенные и др. грибы и их особенности.
Принцип построения современной системы грибов. Основные таксономические критерии. Признаки, лежащие в основе выделения отделов, подотделов, классов у грибов. Основные принципы микологической номенклатуры. Синхронизированные культуры, способы их получения. Значение метода непрерывного культивирования для изучения свойств микроорганизмов и использование его в промышленности.
Выделение и культивирование. Накопительные культуры и принцип элективности. Чистые культуры микроорганизмов. Методы получения и значение.
Основные типы сред, используемых для культивирования микроорганизмов. Методы приготовления и стерилизации питательных сред.
Культивирование аэробных, анаэробных и
Пути получения энергии, основанные на субстратном фосфорилировании
Конструктивные (биосинтетические) и энергетические процессы. Их взаимосвязи у разных микроорганизмов (автотрофов, гетеротрофов).
Способы существования прокариотов. Автотрофия и гетеротрофия. Фототрофия и хемотрофия. Прототрофы и ауксотрофы.
Проникновение в клетку экзогенных веществ. Диффузия и активный транспорт. Использование микроорганизмами высокомолекулярных соединений, нерастворимых в воде. Органические и неорганические соединения углерода, используемые микроорганизмами, их роль в метаболизме. Способность микроорганизмов использовать различные соединенияcеры и фоcфора. Потребность в железе, магнии, кальции; калии, натрии, марганце, молибдене и других элементах. Их роль в метаболизме.
Потребности микроорганизмов в готовых аминокислотах, витаминах и других факторах роста. Практическое применение ауксотрофных микроорганизмов.
Рост и размножение микроорганизмов.
Способы размножения прокариотов и эукариотов. Бинарное деление и почкование бактерий. Рост отдельных микроорганизмов и рост популяций. Кривая роста, особенности
отдельных фаз. Определение скорости poста и времени генерации. Диауксия. Причины лимитации роста и отмирания. Периодические культуры и гомогенно-непрерывное культивирование (хемостат и турбидостат). Математическое выражение роста культур микроорганизмов при гомогенно-непрерывном культивировании.
Способы существования прокариотов. Автотрофия и гетеротрофия. Фототрофия и хемотрофия. Прототрофы и ауксотрофы.
Проникновение в клетку экзогенных веществ. Диффузия и активный транспорт. Использование микроорганизмами высокомолекулярных соединений, нерастворимых в воде. Органические и неорганические соединения углерода, используемые микроорганизмами, их роль в метаболизме. Способность микроорганизмов использовать различные соединенияcеры и
Потребности микроорганизмов в готовых аминокислотах, витаминах и других факторах роста. Практическое применение ауксотрофных микроорганизмов.
Рост и размножение микроорганизмов.
Способы размножения прокариотов и эукариотов. Бинарное деление и почкование бактерий. Рост отдельных микроорганизмов и рост популяций. Кривая роста, особенности
отдельных фаз. Определение скорости poста и времени генерации. Диауксия. Причины лимитации роста и отмирания. Периодические культуры и гомогенно-непрерывное культивирование (хемостат и турбидостат). Математическое выражение роста культур микроорганизмов при гомогенно-непрерывном культивировании.
Проникновение в клетку экзогенных веществ. Участие микроорганизмов в круговороте углерода. Органические и минеральные соединения, используемые микроорганизмами, их роль в метаболизме клеток.
Участие микроорганизмов в круговороте азота. Нитрификация, фазы процесса, промежуточные и конечные продукты. Микроорганизмы, восстанавливающие нитраты. Путь диссимиляционной нитратредукции. Окисляемые субстраты. Денитрификация.
Соединения серы и железа, окисляемые микроорганизмами. Пути окисления, конечные продукты. Значение этих процессов. Электроннотранспортные системы различных хемолитотрофов. Конечные акцепторы электронов. Анаэробное дыхание. Сульфат и серовосстанавливающие бактерии. Путь диссимиляционной сульфатредукции. Окисляемые субстраты.
Микроорганизмы, восстанавливающие целлюлозу. Путь диссимиляционной нитратредукции. Окисляемые субстраты.
Действие факторов внешней среды на рост микроорганизмов
Физические, химические и биологические факторы, их влияние на микроорганизмы. Рост микроорганизмов в зависимости от температуры. Кардинальные точки (верхние и нижние границы). Особенности
Влияние гидростатического давления. Осмотическое давление.
Oсобенности осмофилов и галофилов.
Излучения и их действие на микроорганизмы. Устойчивость микроорганизмов к ультрафиолетовым лучам и ионизирующим излучениям.
Фотореактивация. Применение в микробиологии ультразвука.
Рост микроорганизмов в зависимости от влажности. Показатель активности воды (dw), оптимальные, максимальные и минимальные значения роста разных микроорганизмов. Устойчивость к высушиванию.
Лиофилизация.
Значение рН среды. Щелочеустойчивые, кислотоустойчивые и ацидофильные микроорганизмы.
Отношение микроорганизмов к кислороду: аэробы, анаэробы (облигатные и факультативные). Возможные причины ингибиторного действия кислорода на строгие анаэробы. Рост различных аэробов в зависимости от содержания кислорода. Окислительно-восстановительный потенциал среды.
Понятие «питательные и антимикробные вещества». Природа и происхождение (антибиотическое и биотическое) антимикробных веществ.
Специфичность и механизм действия. Микробостатический и микробоцидный эффект. Применение антибиотиков и меры безопасности.
Взаимоотношения микроорганизмов между собой и с другими организмами. Симбиоз и антибиоз. Формы симбиотических взаимоотношений между организмами. Различные формы антагонизма, фактическое
использование антагонизма в медицине и сельском хозяйстве.
Микроорганизмы и растения. Ризосферная и эпифитная микрофлора.
Симбиотические взаимоотношения между микроорганизмами и растениями (клубеньковые бактерии и бобовые растения, микоризы и др.).
Фитопатогенные микроорганизмы.
Биосфера и распространение микроорганизмов. Экологические ниши и экосистемы. Роль микроорганизмов в почвообразовательных процессах и плодородии почв. Участие микроорганизмов почвы в биодеградации загрязняющих веществ. Значение микроорганизмов в первичной продукции водоема и минерализации органических веществ. Биологические методы очистки сточных вод. Микрофлора воздуха. Роль микроорганизмов
в круговороте газов атмосферы. Санитарно-микробиологическая оценка микрофлоры объектов внешней среды.
Способы существования прокариотов. Автотрофия и гетеротрофия. Фототрофия и хемотрофия. Прототрофы и ауксотрофы.
Проникновение в клетку экзогенных веществ. Диффузия и активный транспорт. Использование микроорганизмами высокомолекулярных соединений, нерастворимых в воде. Органические и неорганические соединения углерода, используемые микроорганизмами, их роль в метаболизме. Способность микроорганизмов использовать различные соединенияcеры и фоcфора. Потребность в железе, магнии, кальции; калии, натрии, марганце, молибдене и других элементах. Их роль в метаболизме.
Потребности микроорганизмов в готовых аминокислотах, витаминах и других факторах роста. Практическое применение ауксотрофных микроорганизмов.
Рост и размножение микроорганизмов.
Способы размножения прокариотов и эукариотов. Бинарное деление и почкование бактерий. Рост отдельных микроорганизмов и рост популяций. Кривая роста, особенности
отдельных фаз. Определение скорости poста и времени генерации. Диауксия. Причины лимитации роста и отмирания. Периодические культуры и гомогенно-непрерывное культивирование (хемостат и турбидостат). Математическое выражение роста культур микроорганизмов при гомогенно-непрерывном культивировании.
Понятие «питательные и антимикробные вещества». Природа и происхождение (антибиотическое и биотическое) антимикробных веществ.
Специфичность и механизм действия.
Взаимоотношения микроорганизмов между собой и с другими организмами. Симбиоз и антибиоз. Формы симбиотических взаимоотношений между организмами. Различные формы антагонизма, фактическое
использование антагонизма в медицине и сельском хозяйстве.
Микроорганизмы и растения. Ризосферная и эпифитная микрофлора.
Симбиотические взаимоотношения между микроорганизмами и растениями (клубеньковые бактерии и бобовые растения, микоризы и др.).
Фитопатогенные микроорганизмы.
Микробиологические экосистемы
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
1. Рабочую программу дисциплины «Пищевая микробиология».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Пищевая микробиология».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Пищевая микробиология» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Используя знания выберите правильный ответ:
Микробиология – это наука о:
- мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах
- причинах возникновения, распространения и угасания заразных болезней
- вирусах
- грибах
Ответ: мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах
Задание № 2
Используя знания выберите правильный ответ:
Форма прокариотической клетки определяется
- базальным тельцем
- клеточной стенкой
- капсулой
- цитоплазмотической мембраной
Ответ: клеточной стенкой
Задание №3
Пользуясь знаниями выберите правильный ответ
бактерии относятся к _________________________________________
- эукариотам
- прокариотам
Ответ: прокариотам
Задание №4
Используя знания выберите правильный ответ
микромицеты относятся к ______________________________________
- эукариотам
- прокариотам
Ответ: эукариотам
Задание №5
5. Выберите правильный ответ
актиномицеты относятся к
- прокариотам
- эукариотам
Ответ: прокариотам
Задание №6
Пользуясь знаниями укажите: что имеют прокариоты _________________
- оформленное ядро
- нуклеоид
Ответ: нуклеоид
Задание №7
Выберите правильный ответ
эндоспоры бактерий погибают при __________________________
- автоклавировании
- пастеризации
- кипячении
Ответ: автоклавировании
Задание №8
Выберите правильный ответ
Эндоспоры бактерий погибают при
- 100 градусах
- 120 градусах
- 120 градусах и давлении пара 1 атм
Ответ: 120 градусах и давлении пара 1 атм
Задание №9
Пользуясь знаниями выберите правильный ответ
- жгутики
- пили
- мезосомы
Ответ: пили
Задание №10
Используя знания выберите правильный ответ
цианобактерии относятся к
- прокариотам
- эукариотам
Ответ: прокариотам
Задание №11
Выберите правильный ответ
плавающие бактерии передвигаются с помощью ______________
- жгутиков
- цитоплазмы
- фимбрий
Ответ: жгутиков
Задание №12
Укажите правильный ответ: функция спор бактерий __________
- размножение
- запасание питательных веществ
- перенесение неблагоприятных условий
Ответ: перенесение неблагоприятных условий
Задание №13
Укажите сколько всего оболочек может иметь прокариотическая клетка
- 1
- 2
- 3
Ответ: 3
Задание №14
Укажите максимальное количество оболочек прокариотической клетки
- 1
- 2
- 3
Ответ: 3
Задание №15
Используя знания укажите сколько завитков имеют спириллы
- до 5
- более 5
- более 15
Ответ: 5
Задание №16
Применяя полученные знания
Укажите сколько завитков имеют спирохеты
- до 5
- более 5
- 8
Ответ: более 5
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Дистракторы:
Соотнесите кокки и характер их расположения
Дистракторы соответствия
сарцина парами
стафилококк ввиде грозди винограда
монококк одиночные
диплококк в виде пакетов
парами
Соответствие:
сарцина в виде пакетов
стрептококк в виде цепочки
стафилококк ввиде грозди винограда
монококк одиночные
Диплококк
Задание № 2
Дескрипторы: Парами
Соотнесите форму клетки и вид бактерий
Дескрипторы соответствия:
шаровидная Micrococcus agilis
палочковидная Spirillum sp.
извитая Bacillus mycoides
Соответствия:
шаровидная Micrococcus agilis
палочковидная Bacillus mycoides
извитая Spirillum sp.
Задание № 3
Дескрипторы:
Микроорганизмы, использующие энергию солнца – это ____________
Дескрипторы соответствия:
- фотосинтезирующие
- хемосинтезирующие
Соответствия: фотосинтезирующие
Задание № 4
Дескрипторы:
Форма прокариотической клетки определяется ______________
Дескрипторы соответствия:
- базальным тельцем
- клеточной стенкой
- капсулой
- цитоплазмотической мембраной
Соответствия: клеточной стенкой
Задание № 5
Дескрипторы:
Соотнесите виды бактерий и их свойства
Дескрипторы соответствия:
Micrococcus agilis спорообразующие
Bacillus mycoides неспорообразующие
Azotobacter chorococcum неспорообразующие
Соответствия:
Micrococcus agilis неспорообразующие
Bacillus mycoides спорообразующие
Azotobacter chorococcum
Задание № 6
Расположите структуры бактериальной клетки от переферии к центру
Дескрипторы соответствия:
1: клеточная стенка
2: цитоплазматическая мембрана
3: нуклеод
4: капсула
Соответствия:
4: капсула
1: клеточная стенка
2: цитоплазматическая мембрана
3: нуклеод
Задание № 7
Дескрипторы:
Расположите от меньшего к большему количество плоскостей деления кокков
Дескрипторы соответствия:
1: тетракокк
2: монококк
3: сарцина
Соответствия:
2: монококк
1: тетракокк
3: сарцина
Задание № 8
Дескрипторы:
Назовите микроорганизмы, использующие углерод органических соединений – это ____
Дескрипторы соответствия:
- амфитрионы
- гетеротрофы
Соответствия: гетеротрофы
Задание № 9
Дескрипторы:
Укажите естественную питательную среду
Дескрипторы соответствия:
- крахмало-аммиачный агар
- сенной отвар
- мясопептонный агар
Соответствия: сенной отвар
Задание № 10
Дескрипторы:
Укажите количество агар-агара для получения плотной питательной среды
Дескрипторы соответствия:
- 0,2 %
- 2 %
- 20%
Соответствия: 2 %
Задание № 11
Дескрипторы:
Укажите к какому роду относится возбудитель спиртового брожения
Дескрипторы соответствия:
- Azotobacter
- Saccharomyces
- Bacillus
Соответствия: Saccharomyces
Задание № 12
Укажите способ размножения дрожжей
Дескрипторы соответствия:
- деление
- почкование
- каньюгация
Соответствия: почкование
Задание № 13
Дескрипторы:
Выберите правильный ответ: дрожжи по отношению к кислороду
Дескрипторы соответствия:
- аэротолерантны
- факультативные анаэробы
- анаэробы
- аэробы
Соответствия: факультативные анаэробы
Задание № 14
Дескрипторы:
Укажите источник поступления углерода, используемый дрожжами
Дескрипторы соответствия:
- сахароза
- маннит
- крахмал
Соответствия: сахароза
Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)
Задание № 1
Используя знания дайте правильное определение:
Роль бактерии рода Rhizobium, содержащиеся в микробном препарате «Ризоторфин»
1.Живут на корнях бобовых растений и обеспечивают симбиотическую фиксацию азота воздуха
2.Способны минерализовать фосфор органических соединений
3.Осуществляют микробиологическую трансформацию нерастворимых фосфатов почвы и удобрений в доступную для растений форму
4.Ничего из перечисленного
Ответ: 1
Задание № 2
Применяя знания определите:
Микроорганизмы, развивающиеся в ризосфере, называются _____________
Ответ: ризосферными
Задание №3
Применяя знания определите:
В состав препаратов “силикатных” бактерий входят:
1.Свободноживущие в почве со способностью усваивать атмосферный азот – Azotobacter chroococcum
2.Спорообразующая культура – Bacillus mucilaginosus siliceus
3.Живущие на корнях бобовых культур и усваивающие атмосферный азот активные расы клубеньковых бактерий – Bacterium radicicola
1. Все вышеперечисленные
Ответ: Спорообразующая культура
Применяя знания определите структурную единицу биоценоза:
1._______________________ - это структурная единица биоценоза, объединяющая автотрофные и гетеротрофные организмы на основе пространственных и пищевых связей
Ответ: консорция
Задание №5
Используя знания определите микроорганизмам развивающиеся при высоких концентрациях соли:
1. _______________________- это микроорганизмы, развивающиеся при высоких концентрациях соли
Ответ: галофилы
Задание №6
Дайте определите микроорганизмам развивающиеся при высоких температурах:
1. ________________________________ - это микроорганизмы, развивающиеся при высоких температурах
Ответ: термофилы
Задание №7
Используя знания дайте определите микроорганизмам, развивающиеся при низких температурах
1. _________________________________ - это микроорганизмы, развивающиеся при низких температурах
Ответ: психрофилы
Задание №8
Используя знания определите:
Какое действие оказывает микробный препарат Битоксибациллин?
1. Инсектицидное действие
2. Фунгицидное действие
3. Ростостимулирующее действие
4. Ростоугнетающее действие
Ответ: 1
Задание №9
Применяя знания укажите положительное значение нитрификации в почве
1. Перевод труднодоступных соединений азота в доступные растениям формы
2. Закрепление азотсодержащих соединений в почве
Ответ: 1
Задание №10
Ряд микробиологических препаратов – Агравертин, фитоверм, трихотецин, фитофлавин по применению относят к _________________________________
1.Препаратам гиперпаразитов или паразитов II-го порядка
2.Препаратам антибиотиков, токсикантов и антифидантов
3.Препаратам микроорганизмов-антагонистов
Ответ: 2
Задание №11
Используя знания какие существуют условно различающиеся типы ризосферы?
1. Ближнюю
2. Отдаленную
3. Дальнюю
4. Приближенную
Ответ: 1,2
Задание №12
Назовите какая группа консортов, которая питается клетками и тканями живого растения?
- эккрисотрофы
- сапротрофы
Ответ: биотрофы
Задание №13
Применяя знания определите, как называется микрофлора, находящаяся на поверхности надземных частей растений?
Ответ: эпифитной
Задание №14
Используя знания назовите, какое отрицательное значение нитрификации в почве? _____
Ответ: вымывание продуктов нитрификации
Задание №15
Используя знания назовите соединения, используемое аммонификаторами
_________ - это соединения, используемое аммонификаторами
Ответ: белок
Задание №16
Применяя знания дайте определите положительное значение нитрификации в почве
1. Перевод труднодоступных соединений азота в доступные растениям формы
2. Закрепление азотсодержащих соединений в почве
Ответ: 1
Задание №17
Дайте правильный ответ, какое отрицательное значение денитрификации в почве?
-: накопление минерального азота
-: переход нитратов в молекулярный азот
-: накопление органического азота
Ответ: переход нитратов в молекулярный азот
Задание №18
Применяя знания определите источник углерода, используемый нитрификаторами:
- глюкоза
- углекислый газ
- целлюлоза
Ответ: углекислый газ
Задание №19
Дайте правильный ответ:
Продукт аммонификации белковых веществ в аэробных условиях – это ________________
- сероводород
- аммиак
- молочная кислота
Ответ: аммиак
Задание №20
Используя знания дайте правильный ответ:
В каком препарате можно увидеть движение бактерии?
1. раздавленная капля
2. висячая капля
3. отпечаток
Ответ: 2
Задание №21
Применяя знания определите с какой целью проводится фиксация мазка?
- для прикрепления клеток к стеклу
- сделать клетки более восприимчивыми к окраске
- сделать безопасным обращение с мазком
- для выявления подвижности клеток.
Ответ: для выявления подвижности клеток
Задание №22
Используя знания укажите правильную последовательность приготовления препарата «в
1. покрыть препарат покровным стеклом
2. вблизи горелки внести бактериологической иглой клетки микроорганизма в каплю воды
3. на предметное стекло нанести каплю воды
Ответ: 2,3,1
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить лабораторные задания, самостоятельно подготовить реферат и доклад.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.