УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
теоретические положения органической и физколлоидной хи-мии; основы современной теории строения органических соединений; особенности строения и свойств раз-личных классов органических ве-ществ
умеет
использовать свойства органических веществ для решения практических задач
владеет навыками
владеть способностью применять знания основных разделов органической химии для решения задач профессиональной деятельности
правила проведения хи¬мического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности
умеет
выполнять хи¬мический анализ с соблюдением правил техники безопасности
владеет навыками
владеть способностью использования знаний по органической химии при выполнении технологических операций производства продуктов питания из растительного сырья
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
Введение в профессиональную деятельность,
Основы общей и неорганической химииВведение в профессиональную деятельность
Введение в профессиональную деятельность,
Основы общей и неорганической химииОсновы общей и неорганической химии
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
1. Рабочую программу дисциплины «Органическая химия».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Органическая химия».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Органическая химия» проводится в виде
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Привести примеры.
2. Номенклатура и изомерия предельных углеводородов.
3. Методы получения алканов (Синтез Вюрца, синтез из непредельных углеводородов и из солей карбоновых кислот). Получение и применение метана.
4. Химические свойства предельных углеводородов.
5. Номенклатура и изомерия этиленовых углеводородов.
6. Методы получения алкенов. Правило Зайцева.
7. Химические свойства этиленовых углеводородов. Правило Марковникова.
8. Номенклатура и изомерия ацетиленовых углеводородов.
9. Методы получения ацетиленовых углеводородов. Ацетилен, его получение и применение.
10. Химические свойства ацетиленовых углеводородов. Реакция Кучерова.
11. Строение молекулы бензола. Ароматичность. Правило Хюккеля.
12. Номенклатура и изомерия ароматических углеводородов.
13. Химические свойства ароматических углеводородов.
14. Многоядерные ароматические углеводороды. Нафталин. Антрацен. Фенантрен.
15. Электрофильное замещение производных бензола. Правило ориентации.
16. Номенклатура, изомерия и классификация спиртов.
18. Химические свойства спиртов.
19. Двухатомные спирты, их получение и свойства. Этиленгликоль.
20. Трехатомные спирты. Глицерин, его свойства, применение, биологическое значение.
21. Получение, химические свойства и применение одноатомных фенолов.
22. Номенклатура, изомерия и физические свойства альдегидов и кетонов.
23. Методы получения альдегидов и кетонов.
24. Химические свойства альдегидов и кетонов.
25. Ароматические альдегиды. Получение и свойства бензойного альдегида.
26. Номенклатура и методы получения одноосновных карбоновых кислот.
27. Физические и химические свойства одноосновных карбоновых кислот.
28. Жиры. Общая характеристика, физические свойства, биологическая роль.
29. Химические свойства жиров. Мыла, их моющее действие.
30. Классификация моносахаридов. Химические свойства моносахаридов.
31. Классификация дисахаридов. Восстанавливающиеся дисахариды.
32. Классификация дисахаридов. Невосстанавливающиеся дисахариды.
33. Полисахариды. Крахмал, его строение и свойства. Гликоген.
34. Полисахариды. Целлюлоза, ее строение, свойства и применение. Искусственное волокно.
35. Амины: номенклатура, классификация и методы получения.
36. Физические и химические свойства аминов.
37. Ароматические амины: методы получения и свойства. Анилин.
38. Аминокислоты: классификация, номенклатура и методы получения.
39. Химические свойства аминокислот.
40. Строение белков. Пептидная связь, полипептиды. Методы синтеза пептидов.
41. Качественные реакции и классификация белков. Их биологическое значение.
Примерная тематика рефератов
1. Классификация органических соединений
2. Номенклатура органических соединений
3. Классификация органических реакций и реагентов
4. Полярность химических связей в органических молекулах
5. Органические кислоты и основания
6. Основы стереохимии органических соединений
7. Геометрическая изомерия
8. Оптическая изомерия (энантиомеры)
9. Аллены
10. Кислотные свойства ацетилена и алкинов с терминальной тройной связью
11. Циклические соединения
12. Строение бензола
13. Концепция ароматичности Хюккеля
14. Аннулены
15. Ароматические и атиароматические катионы и анионы
16. Электрофильное ароматическое замещение
17. Полиядерные ароматические углеводороды
18. Нуклеофильное ароматическое замещение
19. Металлоорганические соединения
20. Гидроксилпроизводные углеводородов
21. Многоатомные спирты
22. Простые и сложные эфиры
23. Непредельные альдегиды и кетоны
24. Ароматические альдегиды и кетоны
25. Производные карбоновых кислот. Ангидриды. Хлорангидриды
26. Производные карбоновых кислот. Амиды. Нитрилы
27. Производные угольной кислоты
28. Двухосновные, ненасыщенные и аренкарбоновые кислоты
29. Оксикислоты
31. Нитросоединения
32. Диазосоединения
33. Алициклические соединения
34. Гетероциклические соединения
35. Пептиды
36. Ферменты
37. Физические и физико-химические методы исследования в органической
химии
Контрольная точка №1
Типовой вопрос
Вариант 1.
Номенклатура, строение, изомерия, химические свойства и способы получения алканов.
Вариант 2.
Номенклатура, строение, изомерия, химические свойства и способы получения алкинов.
Вариант 3.
Номенклатура, строение, изомерия, химические свойства и способы получения аренов.
Тестовые задания:
Вариант 1.
1. Бензол вступает в реакцию с
1) хлорметаном
2) этаном
3) хлором
4) соляной кислотой
5) гидроксидом натрия
Правильный ответ: 1,3
2. В молекуле каких веществ все атомы углерода находятся в состоянии sр2-гибридизации?
1) циклобутадиен
2) гексан
3) гексен
4) бензол
5) толуол
Правильный ответ: 1,4
3. Только -связи присутствуют в молекулах
1) бензола
2) метана
3) толуола
4) бутена-2
5) изобутана
Правильный ответ: 2,5
4. Выберите два вещества, в молекулах которых все атомы углерода находятся в состоянии sp2-гибридизации?
1) гексена-2
2) циклогексана
3) гексана
4) бензола
Правильный ответ: 4
5. Для алканов характерны реакции
1) присоединения
2) замещения
3) полимеризации
4) горения
5) этерификации
Правильный ответ: 2,4
6. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) бензол и хлор АICI3
Б) циклопропан и водород
В) бензол и хлор (УФ)
Г) толуол и водород
) пропен
2) пропан
3) хлорбензол
4) гексахлорциклогексан
5) метилциклогексан
Правильный ответ: А-3,Б-2, В-4, Г-5
7. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) этан и азотная кислота
Б) этен и хлор
В) этан и хлор
Г) бутан и АICI3
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) бутен
2) изобутан
3) нитроэтан
4) хлорэтан
5) 1,2-дихлорэта
Правильный ответ: А-3,Б-5, В-4, Г-2
8. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) пропан и бром
Б) циклопропан и бром
В) пропен и бромная вода
Г) пропин и бромная вода
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) 1-бромпропан
2) 2-бромпропан
3) 1,3-дибромпропан
4) 1,2-дибромпропан
5) 1,2-дибромпропен
6) бромциклопропан
Правильный ответ: А-3,Б-2, В-4, Г-5
9. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) метан (изб.) и хлор
Б) ацетилен и водород
В) пропан и бром
Г) циклопропан и водород
ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) тетрахлорметан
2) хлорметан
3) этан
4) 1-бромпропан
5) 2-бромпропан
6) пропан
Правильный ответ: А-3,Б-2, В-4, Г-5
10. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А) толуол и хлор FeCI3
Б) толуол и хлор (свет)
В) бензол и водород
Г) бензол и метанол
1) хлористый бензил
2) циклогексан
3) толуол
4) метилгексахлорциклогексан
5) ксилол
6) хлортолуол
Правильный ответ: А-3,Б-2, В-4, Г-5
Практико-ориентированное задание:
Вариант 1.
10 л метана нагрели до 10000С и получили 8 л водорода. Определите выход продукта реакции при н.у.
Вариант 2.
При каталитическом окислении 280 г бутана получили 380 г уксусной кисло-ты. Найдите выход продукта реакции в процентах.0 л метана нагрели до 10000С и получили 8 л водорода. Определите выход продукта реакции при н.у.
Вариант 3
Сколько граммов нитробензола теоретически можно получить при взаимодействии 234 г бензола и 140 г 90% -ного раствора азотной кислоты?
Контрольная точка №2
Типовые вопросы
Вариант 1. Номенклатура, строение, изомерия, химические свойства и способы получения спиртов..
Вариант 2. Номенклатура, строение, изомерия, химические свойства и способы получения альдегидов.
Вариант 3. Номенклатура, строение, изомерия, химические свойства и способы получения карбоновых кислот.
Тестовые задания
Вариант 1.
1. С каждым из веществ: аммиак, хлор, метанол — взаимодействуют
1) этиленгликоль
2) масляная кислота
3) пропиламин
4) 2-метилбутановая кислота
5) этиловый эфир пропановой кислоты
Правильный ответ 2,4
2. При окислении ацетальдегида в кислой среде образуются
1) этилен
2) ацетат натрия
3) уксусная кислота
4) вода
5) этиловый спирт
Правильный ответ 3,4
3. Этилацетат вступает в реакцию с
1) раствором хлорида бария
2) раствором гидроксида натрия
3) бензолом
4) метаном
5) раствором серной кислоты
Правильный ответ 2
4. Муравьиная кислота способна проявлять свойства
1) алкана
2) спирта
4) альдегида
5) алкена
Правильный ответ 3,4
5. Бутановая кислота реагирует с каждым из двух веществ:
1) оксид железа(III) и нитрат серебра
2) гидроксид цинка и сульфат натрия
3) медь и оксид магния
4) гидроксида цинка и оксид железа(III)
5) хлор и гидроксид калия
Правильный ответ 4,5
6. Из этаналя можно получить в одну стадию
1) этилен
2) ацетилен
3) этиленгликоль
4) углекислый газ
5) этанол
Правильный ответ 4,5
7. В состав подсолнечного масла входят остатки линолевой, олеиновой и пре-дельных карбоновых кислот. Подсолнечное масло может реагировать с
1) водородом
2) этанолом
3) гидроксидом калия
4) уксусной кислотой
5) гидроксидом меди(II)
Правильный ответ 1,3
8. В состав рыбьего жира входят линолевой, олеиновой и предельных карбоно-вых кислот. Рыбий жир может реагировать с
1) аммиачным раствором оксида серебра
2) щелочами
3) водородом
4) этанолом
5) гидроксидом меди(II)
Правильный ответ 3,5
9 . Все жиры реагируют с
1) водородом
2) гидроксидом натрия
3) перманганатом калия
4) гидроксидом калия
5) бромной водой
Правильный ответ 2,3
10. Триолеат глицерина способен взаимодействовать с
1) водородом
2) бензолом
3) натрием
4) гидроксидом натрия
5) этанолом
Правильный ответ 3,4
Практико-ориентированное задание
Вариант 1.
Определите формулу кислоты, которая имеет сладкий вкус. Эта кислота широко используется в медицине при лечении ревматизма и как жаропонижающее средство. Свое название получила от латинского названия ивы-Salix и содержит 34,8% кислорода, 60,9% углерода и 4,3% водорода. Производное этой кислоты известно под названием аспирин.
Вариант 2.
Вариант 3.
Суточная потребность человека в витамине РР 20-30 мг. Недостаток его в орга-низме вызывает пеллагру – заболевание, проявляющееся в поражении кожи, желудочно-кишечного тракта и психики. Массовые доли химических элементов в молекуле составляют: углерода 59,02%, водорода –4,92%, азота – 22,95% , кислорода–13,11%. Найдите молекулярную формулу амида никотиновой кислоты (витамина РР), если известно, что она совпадает с простейшей
Контрольная точка №3
Типовой вопрос
Вариант 1
Классификация углеводов. Моносахариды: строение, химические свойства и биологическая роль.
Вариант 2
Классификация углеводов. Дисахариды: строение, химические свойства и био-логическая роль.
Вариант 3
Аминокислоты. Белки.
Тестовые задания
Вариант 1
1. В отличие от глюкозы, сахароза
1) реагирует с бромной водой
2) гидролизуется в кислой среде
3) не дает реакции «серебряного зеркала»
4) является многоатомным спиртом
5) реагирует с концентрированной серной кислотой
Правильный ответ 2,3
2. При гидролизе пептидов
1) происходит разрыв пептидных связей
2) выделяется вода
3) расходуется вода
4) выделяется водород
5) выделяется углекислый газ
Правильный ответ 1,3
3. Какие два утверждения справедливы для диметиламина?
1) водный раствор диметиламина имеет слабокислую среду
2) реагирует с бромоводородной кислотой
3) при нагревании реагирует с С2Н4
4) пары диметиламина тяжелее воздуха
5) как и другие амины, не имеет запаха
Правильный ответ 2,4
4. Аминобутановая кислота может взаимодействовать с
1) оксидом кремния
2) бутадиеном-1,3
3) соляной кислотой
4) сульфатом натрия
5) пропанолом
Правильный ответ 3,5
5. И метиламин, и анилин реагируют с
1) NaOH
2) CO2
3) СН4
4) НСI
Правильный ответ 4,5
6. Диметиламин может взаимодействовать с
1) сульфатом бария
2) хлороводородом
3) гидроксидом кальция
4) уксусной кислотой
5) карбонатом кальция
Правильный ответ 2,4
7. Для крахмала и целлюлозы верны следующие два утверждения:
1) имеют одинаковую степень полимеризации
2) являются природными полимерами
3) вступают в реакцию «серебряного зеркала»
4) не подвергаются гидролизу
5) состоят из остатков молекул глюкозы
Правильный ответ 2,5
8. Аминоуксусная кислота взаимодействует с
1) калием
2) пропаном
3) иодоводородом
4) хлороформом
5) толуолом
Правильный ответ 1,3
9. И с метиламином, и с глицином могут реагировать
1) гидроксид алюминия
2) уксусная кислота
3) хлороводород
4) нитрат натрия
5) гидроксид калия
Правильный ответ 2,3
10. И глюкоза, и целлюлоза реагируют с
1) водородом
2) сульфатом меди (II)
3) уксусной кислотой
4) гидроксидом железа (III)
5) азотной кислотой
Правильный ответ 3,5
Практико-ориентированное задание
Вариант 1
Красящее вещество крови–гематин имеет состав: С - 64,6%, водород – 5,2%, ки-слород–12,6%, азот–8,8%., железо–8,8%. Относительная атомная масса гематина равна 633. Выведите формулу гематина.
Вариант 2
Суточная потребность человека в витамине РР 20-30 мг. Недостаток его в орга-низме вызывает пеллагру – заболевание, проявляющееся в поражении кожи, желудочно-кишечного тракта и психики. Массовые доли химических элементов в молекуле составляют: углерода 59,02%, водорода –4,92%, азота – 22,95% , кислорода–13,11%. Найдите молекулярную формулу амида никотиновой кислоты
2. (витамина РР), если известно, что она совпадает с простейшей
Вариант 3
При сгорании вещества массой 5,64 г образовалось 3,84 г воды и 15,94 г углекислого газа. Кроме углерода и водорода в состав молекулы входит азот, содержание которого 15,31%.Определите эмпирическую формулу вещества в основном расходуемого на производство красителей.
Учебная дисциплина – "Органическая, физическая и физколлоидная химии», относится к относится к обязательной части программы специалитета.
Целью освоения дисциплины Б1.О.20 "Органическая химия» является формирование у студентов бакалавриата компетенций, направленных на получение системных знаний теоретических основ органической химии, способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами, а в практическом плане обеспечивающих понимание химических аспектов мероприятий при осуществлении профессиональной деятельности.
Согласно учебного плана дисциплина "Органическая химия» рассчитана на 144 час., из которых на лекции отведено 18 часов, на лабораторные работы 36 часов, самостоятельная работа - 54 часов.
Специфика изучения дисциплины "Органическая химия» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента. Лекции, лабораторные занятия, написание реферата и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к дифференцированному зачету с оценкой , поскольку позволяют студенту оценить уровень
Цель лекционного курса – теоретическая подготовка студентов по химии. В лекциях сообщаются основные сведения по курсу "Органическая химия», излагаются методические проблемы и способы их решения с опорой на предыдущие знания студентов. Лекции готовят студентов к критическому анализу литературы, математических программ, учебников на разных ступенях обучения. Студенты знакомятся с общим подходом изложения материала, общей картины мира с точки зрения химии. Особое место отводится логическому построению выводов и доказательств, формул и теорем. Темы лекций плавно подводят студентов к четкому пониманию сущности химии, ее методической структуры и ее применения в различных областях знаний. Чтение лекций сопровождается рассмотрением примеров, соответствующих основным положениям лекций и является логичным, наглядным, ориентированным на последующие приложения излагаемого материала в других дисциплинах. Дальнейшее осмысление и уточнение знаний, приобретенных на лекциях, осуществляются на лабораторных и практических занятиях, цель которых – формирование умений применения усвоенных ранее знаний для практического решения задач.
По мере проведения курса предусмотрены лабораторные занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры химии и защиты растений, проводятся дополнительные консультации. Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплине и библиотеке университета.
Цель самостоятельной работы студентов – развивать у студентов умение выбрать нужную информацию по заданной теме или отдельному вопросу, критически анализировать методическую литературу по предложенным проблемам, систематизировать и оформлять прочитанное изученное в виде кратких ответов и докладов. Результативность самостоятельной работы студентов обеспечивается эффективной системой контроля, включающей в себя вопросы по содержанию материалов лекций и проверку контрольных, самостоятельных работ.
Формы контроля
Текущий контроль знаний студентов имеет следующие виды:
• устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
• проверка выполнения письменных домашних заданий.
• тестирование (письменное или компьютерное);
• проведение коллоквиумов;
• контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме);
• промежуточная аттестация.
Оперативный контроль
Опросы студентов по содержанию лекций и проверка выполнения текущих заданий проводится на каждом лабораторном занятии. Результаты проверки фиксируются и сообщаются студенту.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу "Органическая химия» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
При изучении дисциплины «Органическая химия» необходимо обратить внимание на последовательность изучения разделов.
Первый раздел «Углеводороды». В данном разделе необходимо обратить внимание на следующее: предмет органической химии, причины выделения ее в самостоятельную науку; теорию химического строения А.М. Бутлерова; объяснение изомерии и взаимного влияния атомов в молекуле. Рассмотреть определения, гомологический ряд, об-щие формулы; изомерию, номенклатуру ЮПАК, методы получения, физические свойства, химические свойства, лабораторные и промышленные способы получения алканов, алкенов, алкинов, циклоалканов, диенов и ароматических углеводородов.
Во второй разделе «Кислородосодержащие органические вещества» необходимо рассмотреть определения, гомологический ряд, общие формулы; изомерию, номенклатуру ЮПАК, методы получения, физические свойства, химические свойства, лабораторные и промышленные способы получения спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот и их функциональных
В третьем разделе «Углеводы» студенты изучают общую характеристику и биологическую роль углеводов; классификацию углеводов; стереохимию; оптическую актив-ность органических соединений; асимметрический атом углерода; рацемическая смесь; формулы Фишера для моносахаридов; пентозы; гексозы. Принадлежность моноз к D-и L-ряду; пятичленные циклы моноз; перспективные формулы Хеуорса; равновесные формы кетоз на примере фруктозы; химические свойства моносахаридов. Классификация сложных углеводов; структурные особенности восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов; отдельные дисахариды. Строение молекул крахмала: амилаза и амилопектин, гидролиз крахмала; гликоген и инулин; клетчатка: строение молекул, физические и химические свойства, тринитроцеллюлоза; искусственное волокно.
Четвертый раздел «Азотсодержащие органические вещества» включает в себя понятия: Амины: определение и классификация аминов; номенклатура и изомерия; методы получения; физические свойства; химические свойства. Аминокислоты: определение и классификация аминокислот; методы получения; оптическая изомерия аминокислот; физические свойства; химические свойства; отдельные представители аминокислот. Белки: синтез в природе, многообразие белков; качественные реакции на белки; классификация белков; пептидная теория белков, синтез дипептида; первичная, вторичная третичная структура белков; методы установления структуры белка; биологические функции, биосинтез белка.
40/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, ноутбук Acer -1 шт., проектор - 1 шт., доска учебная - 1 шт, интерактивная доска - 1 шт., фотоколориметр ПЭ-5300ВИ – 1 шт.; электроплитка КВАРЦ ЭПП-1-1,2/220 – 3 шт.; водяная баня LOIP-160 – 1 шт.; рН-метр-ионометр «Эксперт-рН» – 1 шт.; стенд титровальной установки «Экология М 1» – 1 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.