УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
умеет
владеет навыками
умеет
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности.
2. Содержание учебной дисциплины, ее цель и задачи.
3. Термины и определения.
Тема 2. Правовые основы БЖД
1. Законодательство по охране труда.
2. Характеристика норм и правил, типовых и производственных инструкций по охране труда.
3. Система стандартов безопасности труда.
Тема 3. Организационные вопросы БЖД
1. Система государственного надзора и общественного контроля по охране труда.
2. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.
3. Организация работы по охране труда на предприятиях.
4. Обязанности руководителя предприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
5. Классификация несчастных случаев на производстве.
Тема 4. Производственная санитария
1. Классификация условий труда по степени вредности и опасности.
2. Общая характеристика производственных вредностей и защита от них.
3. Санитарные требования к территории предприятий.
4. Вентиляция производственных помещений.
Тема 5. Электробезопасность
1. Общие требования электробезопасности.
2. Защита от статического и атмосферного электричества.
Тема 6. Пожарная безопасность
1. Возгораемость строительных материалов.
2. Огнестойкость зданий и сооружений.
3. Технические средства пожаротушения.
1. Критерии чрезвычайных ситуаций.
2. Классификация и общие характеристики чрезвычайных ситуаций.
3. Принципы обеспечения БЖД в ЧС.
Тема 8. Первая помощь пострадавшим
1. Правовые аспекты оказания первой помощи.
2. Оценка состояния пострадавшего
3. Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм.
Примерные тестовые задания
Тема 1.
1. Безопасность жизнедеятельности состоит из разделов:
1. Теоретические основы БЖД;
2. БЖД в условиях производства (охрана труда);
3. Природные аспекты БЖД (защита окружающей среды);
4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций.
5. БЖД в военное время
6. БЖД в условиях современного мира
2. Безопасность – это …
1. состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека.
2. обеспечение комфортных условий деятельности человека и допустимых уровней воз-действия негативных факторов.
3. предотвращение нежелательных воздействий негативных факторов на здоровье.
3. Задачи БЖД:
1. теоретический анализ опасных и вредных факторов
2. разработка методов идентификации опасных и вредных факторов
3. анализ воздействия опасных и вредных факторов на здоровье
4. эвакуация населения
5. создание чрезвычайных ситуаций
6. оптимизация условий работы
7. разработка и реализация методов защиты
8. изучение и предотвращение чрезвычайных ситуаций
9. соблюдение прав и свобод граждан
4. Вредные факторы:
1. запыленность и загазованность воздуха;
2. шум;
3. вибрации;
4. ударная волна,
5. электрический ток;
6. транспортные средства и подвижные части машин;
7. недостаточное и неправильное освещение;
8. тяжелый физический труд;
5. Опасные факторы:
1. огонь,
2. ударная волна,
3. электрический ток;
4. недостаточное и неправильное освещение;
5. монотонность деятельности;
6. тяжелый физический труд;
7. транспортные средства и подвижные части машин;
8. отравляющие вещества;
10. запыленность и загазованность воздуха;
6. Негативные факторы в быту:
1. воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;
2. вода с избыточным содержанием вредных примесей;
3. отравляющие вещества;
4. острые и падающие предметы;
5. недоброкачественная пища;
6. тяжелый физический труд;
7. алкоголь;
8. ударная волна,
7. Объект изучения БЖД – это…
1. среда или условия обитания человека
2. опасные и вредные факторы
3. чрезвычайные ситуации
4. деятельность человека
8. Основные элементы производственной среды:
1. труд
2. природная среда
3. общая культура субъекта
9. Основные элементы непроизводственной сферы
1. труд
2. природная среда
3. общая культура субъекта
10. Риск- это ….
1. отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени
2. отношение групп людей к опасностям
3. отношение числа проживающих на территории людей к общей численности населения
Тема 2.
1. Наиболее частая причина производственного травматизма:
1. алкоголизм
2. невнимательность
3. нарушение техники безопасности
4. недостатки техники
2. Курс охраны труда состоит из следующих разделов:
1. техника безопасности, производственная санитария, законодательство по охране труда
2. безопасной техники, санитарии на производстве, законодательства по охране труда
3. инструктажей по техники безопасности, гигиены труда, физиологии труда
3. Обязанности работодателя по охране труда: обеспечение.
1. безопасности, соблюдения законодательства по охране труда, санитарно-бытового со-стояния помещений, спецодеждой, установить режим работы
2. заработной платы, соблюдения законодательства по охране труда, санитарно-бытового состояния помещений, спецодеждой,
3. уплаты налогов, соблюдения законодательства по охране труда, санитарно-бытового
4. Обязанности рабочего по охране труда:
1. соблюдать инструкции, работать в спецодежде, соблюдать трудовую дисциплину
2. покупать спецодежду, следить за опасными и вредными факторами производства
3. обеспечивать безопасность, работать в спецодежде, обеспечивать соблюдение законодательства по охране труда
5. Ответственность за нарушение законов по охране труда:
1. дисциплинарная, административная, материальная, уголовная
2. выговор, строгий выговор, увольнение с работы
3. дисциплинарная, административная
6. Государственные органы, надзирающие за состоянием охраны труда:
1. Рострудинспекция, Госгортехнадзор, госэнергонадзор, госсаннадзор, ГАИ, прокуратура, госкомприрода, госпроматомнадзор
2. Милиция, ФСБ, прокуратура, суд
3. Прокуратура, суд, администрация субъекта федерации, Законодательное Собрание субъекта федерации
Тема 3.
1. Виды инструктажей по технике безопасности:
1. вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой
2. административный, оперативный, первичный, целевой
3. основной, первичный, повторный, плановый
2. Инструкции по охране труда
1. выдаются на руки под роспись или вывешиваются на рабочих местах
2. находятся в отделе кадров
3. хранятся у руководителя предприятия
3. При расследовании несчастных случаев на производстве:
1. заполняется форма Н1, которая хранится 45 лет
2. заполняется форма Н1, которая хранится 15 лет
3. заполняется форма А1, которая хранится 45 лет
4. заполняется форма А1, которая хранится 15 лет
Тема 4.
1. Метеоусловия на рабочих местах определяется:
1. интенсивностью теплового облучения, температурой воздуха, относительной влажностью, температурой поверхности, скоростью движения воздуха
2. интенсивностью ионизирующего облучения, температурой воздуха, абсолютной влажностью, температурой поверхности станка, скоростью движения воздуха
3. интенсивностью освещения и вентиляции, температурой воздуха, относительной влажностью, температурой поверхности
2. Оптимальные метеоусловия
1. влажность воздуха – 40-60%
2. скорость воздуха 0,1-0,5 м/с
3. давление воздуха 760 мм рт ст
4. температура +20
5. ионизирующее облучение 0,1 Гр
3. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды
1. герметизация, вентиляция, кондиционирование, тепловые экраны
2. усиленное питание, соблюдение техники безопасности, спецодежда
3. уменьшение ионизирующего облучения, вентиляция, кондиционирование
1. естественная, механическая
2. приточная, вытяжная
3. теплая, холодная
4. быстрая, медленная
5. Аэрация – это..
1. регулированный воздухообмен с помощью фрамуг
2. подача воздуха в помещение с помощью вентиляторов
3. вытяжка воздуха из помещения с помощью вентиляторов
6. Виды освещения:
1. естественное и искусственное
2. электрическое и солнечное
3. вынужденное и естественное
7. Норма освещенности на рабочем месте:
1. 100 лк
2. 100 рад
3. 10 лк
4. 10 рад
8. Уровень шума измеряется:
1. шумометром в децибелах
2. виброметром в децибелах
3. счетчиком Гейгера в децибелах
4. шумометром в герцах
9. Вибрация – это механические колебание упругих тел при частоте:
1. 1-100 Гц
2. 100-1000 Гц
3. 1000-10000Гц
4. менее 1 Гц
10. Методы защиты от шума:
1. звукопоглащение
2. звукоизоляция
3. установка глушителей
4. индивидуальные средства защиты (наушники)
5. индивидуальные средства защиты (противогаз)
6. динамическое гашение колебаний
11. Защита от вибрации:
1. динамическое гашение колебаний
2. виброизоляция
3. индивидуальные средства защиты (перчатки, обувь)
4. индивидуальные средства защиты (противогаз)
5. индивидуальные средства защиты (наушники)
6. резонансные глушители
Тема 5.
1. Средства защиты от электрических полей:
1. защитные экраны
2. экранирующие костюмы
3. виброгошение
4. выключение электричества
2. Защита от ионизирующего излучения:
2. контроль за персоналом, экраны из свинца, 5 кратный воздухообмен
3. контроль за радиоактивными материалами, электрические экраны , 5 кратный воздухообмен
3. Опасная зона оборудования – это …
1. пространство в котором действуют опасные факторы
2. пространство в котором действуют вредные факторы
3. пространство в котором действуют антропогенные факторы
4. Причины электротравматизма:
1. появление напряжения там, где его не должно быть, прикосновение к неизилированным токоведущим частям, воздействие электрической дуги
2. неправильное выключение электроустановок, неправильное заземление
3. повышение напряжения, перепад напряжения, неправильное зануление
5. Действие электрического тока на человека:
1. электрический удар, ожоги, электрические знаки, электрометализация кожи
2. электрический нокаут, тепловой ожог, электрические знаки, электрометализация кожи
3. электротравматический удар, ожоги, диэлектрические знаки, электрометализация кожи
Тема 6.
1. Пожаро и взрывоопасные вещества и смеси:
1. взрывчатые вещества и пороха
2. сжиженные углеводородные продукты
3. пары бензина
4. сахарная пыль
5. гранитная пыль
6. пары азота и фреона
2. Первичные средства пожаротушения
1. приборы и средства, заранее приготовленные для тушения пожаров
2. вещества и предметы, заранее не приготовленные для тушения пожаров
3. приборы и средства, которые находятся у противопожарной службы
3. Виды огнетушителей:
1. химические пенные
2. воздушно-пенные
3. водные
4. углекислотные
5. озоновые
6. компонентные
7. металлические
4. Ответственность за противопожарное состояние предприятия возлагается на:
1. руководителя предприятия
2. завхоза предприятия
3. начальника отдела кадров
4. всех работников предприятия
5. Огнетушители должны находиться:
1. в общедоступных, видных местах на каждом этаже
2. на складском хранении
3. на первом этаже здания
4. могут отсутствовать в здании
6. Для тушения компьютерных классов применяют:
2. химические пенные
3. воздушно-пенные
Тема 7.
1. Чрезвычайная ситуация – это …
1. внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей и функционирование экономики
2. ранее ожидаемая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившего-ся процесса и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей и функционирование экономики
3. внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса и не оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей и функционирование экономики
2. Основные последствия чрезвычайных ситуаций
1. разрушение, затопление, массовые пожары, заражение местности
2. экономический кризис, инфляция, отставка Правительства
3. эпидемии, воздействие опасных и вредных факторов, затопление
3. Основные причины аварий и катастроф:
1. ошибки при проектировании, нарушение технологии, низкая трудовая дисциплина, стихийные бедствия, военные конфликты
2. ошибки при распределении средств, нарушение технологии, низкая трудовая дисци-плина, стихийные бедствия, военные конфликты
3. ошибки при проектировании, нарушение технологии, высокая трудовая дисциплина, стихийные бедствия, военные конфликты
4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях:
1. обучение населения действиям в ЧС
2. оповещение об угрозе ЧС
3. эвакуация населения
4. применение средств защиты
5. раздача гуманитарной помощи
6. оказание материальной помощи
Тема 8.
1. Первая помощь при электротравмах:
1. освободить человека от проводов, затем проведение искусственного дыхания и вызов медработников
2. проведение искусственного дыхания и затем освободить от проводов
3. освободить от проводов и вызвать Скорую помощь
2. ... минут для начала реанимации при клинической смерти пострадавшего.
3. При ожоге кислотой повязку следует смочить ....
4. Признаки биологической смерти - ....
5. Укажите правильную последовательность проверки работы органов и систем человека по комплексу ABC при оказании доврачебной помощи
1: кровообращение
2: дыхание
3: дыхательные пути
4: сознание
5: повреждения
При изучении темы № 1 «Теоретические вопросы курса БЖД» необходимо запомнить терминологию, основные понятия и определения, используемые в дисциплине, что позволит в дальнейшем при ответе четко формулировать мысль.
При изучении темы №2 «Правовые вопросы курса БЖД» необходимо дополнительно познакомиться с конкретными статьями законодательных актов России, освещаемых на лекции.
При изучении темы №3 «Организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности» необходимо рассматривать в связи с будущей профессиональной деятельностью, по-скольку высшее учебное заведение готовит бакалавров любого направления подготовки работать организаторами производства.
Прежде всего, необходимо разобраться в организационной структуре обеспечения безопасности труда. На любом предприятии, в учреждении, в организации есть ответственные должностные лица за работу по безопасности и охране труда, и есть служба охраны труда. При этом служба охраны труда на предприятии выступает в роли координатора в работе по охране труда. Студент должен понимать, что в профессиональной деятельности решение вопросов организации работы по охране труда будет тесно связано с должностными обязанностями, а за невыполнение этой работы, в соответствии с законодательством, налагается ответственность. Понимание этого позволит в дальнейшем осознано подходить к изучению отдельных тем курса, связывая их с будущей профессиональной деятельностью.
При изучении темы №4 «Производственная санитария» надо изучить основные санитарные требования к территории предприятий, к зданиям, сооружениям, производственным помещениям, понять принципы нормирования факторов среды. Характеризуя отдельный производственный фактор, необходимо знать его определение, указать единицы измерения, ПДК (ПДУ, ПДД), охарактеризовать его вредное воздействие и профилактические мероприятия.
Часть вопросов раздела производственная санитария выносится на самостоятельное изучение.
1. Классификация вредных веществ по степени воздействия. Защитные мероприятия.
3. Производственная вибрация. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.
4. Опасность ультразвука для человека, защитные мероприятия.
5. Вредное воздействие электромагнитных полей на человека. Защитные мероприятия.
6. Опасность ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защита человека.
7. Ионизирующие излучения. Виды поражений человека, средства защиты.
При изучении темы №5 «Электробезопасность» надо учитывать, что каждый работник дол-жен иметь группу допуска к работе электрифицированным инструментом не ниже первой, а потому вопросы электробезопасности должны изучаться на уровне нормативных требований к І группе.
При изучении темы №6 «Пожарная безопасность», необходимо учитывать, что вопросы пожарной безопасности, как и охраны труда на предприятиях являются профессиональной обязанностью ответственных должностных лиц. Изучая вопросы пожарной безопасности необходимо усвоить условия начала и прекращения процесса горения, изучить классификацию строительных материалов по возгораемости, зданий по огнестойкости, производств по пожароопасности, характеристику огнегасительных веществ и технических средств тушения пожара.
При изучении темы №7 «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», необходимо знать классификацию ЧС, определение той или иной ситуации, ее характеристику и комплекс мероприятий по предотвращению ее возникновения.
Часть вопросов раздела «БЖД в ЧС» выносится на самостоятельное изучение:
1. Основные принципы и способы защиты населения.
2. Укрытие населения в защитных сооружениях.
3. Эвакуация населения при ЧС.
4. Прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС.
5. Обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС
При изучении темы №8 «Первая помощь пострадавшим» необходимо понимать, что речь идет о доврачебной помощи, а потому назначение каких-либо лекарственных средств не входит в компетенцию оказывающего помощь и помощь должна заключаться лишь в поддержании жизнедеятельности пострадавшего до приезда скорой помощи или до осмотра врача лечебного учреждения. Алгоритмы действий при оказании помощи пострадавшим необходимо изучить.
Часть вопросов раздела «Первая помощь пострадавшим» выносится на самостоятельное изучение:
1. Основные приемы оказания первой помощи при несчастном случае, связанном с ранением, ушибом, растяжением связок, при вывихе руки.
2. Первая помощь при легких ожогах, при тепловом ударе, при обморожении.
3. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
4. Первая помощь при несчастном случае, связанном с отравлением пестицидами. Содержание аптечки первой помощи.
5. Особенности оказания первой помощи при отравлении угарным газом.
6. Последовательность в приемах оказания первой помощи при утоплении.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.