2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Безопасность жизнедеятельности_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.11.01 Безопасность жизнедеятельности
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Цели освоения дисциплины Безопасность жизнедеятельности - формирование у студентов бакалавриата компетенций, направленных на получение теоретических знаний о грамотных и целесообразных действиях в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий и получение знаний о нормативно-допустимых воздействиях негативных факторов на человека и среду обитания.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Экологический мониторинг
 
Устойчивое развитие
 
Экология человека
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая токсикология
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Основы военной подготовки
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
72/2
18
18
36
За
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. РАЗДЕЛ 1. Безопасность жизнедеятельности на производстве
1.
 
Теоретические основы БЖД 
1
4
4
2
КТ 1
1.1.
2
УК-8.3
 
Правовые основы БЖД 
1
4
4
2
КТ 1
1.2.
2
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
Организационные вопросы БЖД 
1
6
4
2
КТ 1
1.3.
2
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
Производственная санитария
1
6
8
4
КТ 1
1.4.
4
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
2 раздел. РАЗДЕЛ 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
2.
 
Электробезопасность
1
4
2
КТ 2
2.1.
2
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
Пожарная безопасность 
1
4
4
2
КТ 2
2.2.
2
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
БЖД в ЧС
1
4
6
4
КТ 3
2.3.
2
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
Первая помощь пострадавшим
1
4
4
2
КТ 3
2.4.
2
Коллоквиум
УК-8.2, УК-8.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Теоретические основы БЖД 
Теоретические основы БЖД 
2/-
 
Правовые основы БЖД 
Правовые основы БЖД 
2/-
 
Организационные вопросы БЖД 
Идентификация и воздействие на человека и среду обитания опасных и вредных факторов  
2/-
 
Производственная санитария
Производственная санитария
2/-
 
Производственная санитария
БЖД и производственная среда 
2/-
 
Электробезопасность
Электробезопасность
2/-
 
Пожарная безопасность 
Пожарная безопасность 
2/-
 
БЖД в ЧС
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 
2/-
 
Первая помощь пострадавшим
Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм 
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Теоретические основы БЖД 
Теоретические основы БЖД 
Пр
2/-/-
 
Правовые основы БЖД 
Нормативная правовая документация и анализ инклюзивной образовательной среды
Пр
2/-/-
 
Организационные вопросы БЖД 
Классификация, расследование, учет и оформление несчастных случаев  
Пр
2/-/-
 
Производственная санитария
Нормативное правовое регулирование негативных факторов техносферы
Пр
2/-/-
 
Производственная санитария
Освещенность производственных помещений
Пр
2/-/-
 
Пожарная безопасность 
Основы пожарной безопасности
Пр
2/-/-
 
БЖД в ЧС
Классификация ЧС
Пр
2/-/-
 
БЖД в ЧС
Правила поведения при угрозе террористического акта
Пр
2/-/-
 
Первая помощь пострадавшим
Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм 
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Теоретические основы БЖД 
4
 
Правовые основы БЖД 
4
 
Организационные вопросы БЖД 
6
 
Производственная санитария
6
 
Электробезопасность
4
 
Пожарная безопасность 
4
 
БЖД в ЧС
4
 
Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм 
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Теоретические основы БЖД 
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Л3.1, Л3.2
 
2
Правовые основы БЖД 
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Л3.1, Л3.2
 
3
Организационные вопросы БЖД 
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л2.7, Л2.8
Л3.1, Л3.2
 
4
Производственная санитария
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Л3.1, Л3.2
 
5
Электробезопасность
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.6
Л3.1, Л3.2
 
6
Пожарная безопасность 
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.6
Л3.1, Л3.2
 
7
БЖД в ЧС
Л1.1, Л1.2
Л2.2, Л2.6
Л3.1, Л3.2
 
8
Первая помощь пострадавшим
Л1.1, Л1.2
Л2.6
Л3.1, Л3.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Природные ресурсы Ставропольского края
x
Устойчивое развитие
x
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
Экология человека
x
УК-8.3:Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Основы военной подготовки
x
Экология человека
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
10
 
КТ 2
Коллоквиум
10
 
КТ 3
Коллоквиум
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
10
Результативность коллоквиума оценивается преподавателем по результатам ответов на вопросы. Критерии оценки на 2 вопроса 5 баллов - Ответ дан полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 4 баллов - Ответ дан не полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 3 баллов - Ответ дан не полный, в ответе есть незначительные ошибки. Использована правиль-ная терминология. 2 балла - Ответ дан не полный, в ответе есть значительные ошибки. Использована неправильная терминология. 0 баллов при полном отсутствии ответа. 5 баллов max - Критерии оценки теста 5 баллов 85-100% правильных ответов 4-3 балла 55-84% правильных ответов 2 балл 35-54% правильных ответов 0 баллов менее 35% правильных ответов
 
КТ 2
Коллоквиум
10
Результативность коллоквиума оценивается преподавателем по результатам ответов на вопросы. Критерии оценки на 2 вопроса 5 баллов - Ответ дан полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 4 баллов - Ответ дан не полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 3 баллов - Ответ дан не полный, в ответе есть незначительные ошибки. Использована правиль-ная терминология. 2 балла - Ответ дан не полный, в ответе есть значительные ошибки. Использована неправильная терминология. 0 баллов при полном отсутствии ответа. 5 баллов max - Критерии оценки теста 5 баллов 85-100% правильных ответов 4-3 балла 55-84% правильных ответов 2 балл 35-54% правильных ответов 0 баллов менее 35% правильных ответов
 
КТ 3
Коллоквиум
10
Результативность коллоквиума оценивается преподавателем по результатам ответов на вопросы. Критерии оценки на 2 вопроса 5 баллов - Ответ дан полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 4 баллов - Ответ дан не полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 3 баллов - Ответ дан не полный, в ответе есть незначительные ошибки. Использована правиль-ная терминология. 2 балла - Ответ дан не полный, в ответе есть значительные ошибки. Использована неправильная терминология. 0 баллов при полном отсутствии ответа. 5 баллов max - Критерии оценки теста 5 баллов 85-100% правильных ответов 4-3 балла 55-84% правильных ответов 2 балл 35-54% правильных ответов 0 баллов менее 35% правильных ответов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Тема 1. Теоретические основы БЖД

1. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности.

2. Содержание учебной дисциплины, ее цель и задачи.

3. Термины и определения.

Тема 2. Правовые основы БЖД

1. Законодательство по охране труда.

2. Характеристика норм и правил, типовых и производственных инструкций по охране труда.

3. Система стандартов безопасности труда.

Тема 3. Организационные вопросы БЖД

1. Система государственного надзора и общественного контроля по охране труда.

2. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.

3. Организация работы по охране труда на предприятиях.

4. Обязанности руководителя предприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

5. Классификация несчастных случаев на производстве.

Тема 4. Производственная санитария

1. Классификация условий труда по степени вредности и опасности.

2. Общая характеристика производственных вредностей и защита от них.

3. Санитарные требования к территории предприятий.

4. Вентиляция производственных помещений.

Тема 5. Электробезопасность

1. Общие требования электробезопасности.

2. Защита от статического и атмосферного электричества.

Тема 6. Пожарная безопасность

1. Возгораемость строительных материалов.

2. Огнестойкость зданий и сооружений.

3. Технические средства пожаротушения.

 
Тема 7. БЖД в ЧС

1. Критерии чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация и общие характеристики чрезвычайных ситуаций.

3. Принципы обеспечения БЖД в ЧС.

Тема 8. Первая помощь пострадавшим

1. Правовые аспекты оказания первой помощи.

2. Оценка состояния пострадавшего

3. Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм.

Примерные тестовые задания

Тема 1.

1. Безопасность жизнедеятельности  состоит из разделов:

1. Теоретические основы БЖД;

2. БЖД в условиях производства (охрана труда);

3. Природные аспекты БЖД (защита окружающей среды);

4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций.

5. БЖД в военное время

6. БЖД в условиях современного мира

2. Безопасность – это …

1. состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека.

2. обеспечение комфортных условий деятельности человека и допустимых уровней воз-действия негативных факторов.

3. предотвращение нежелательных воздействий негативных факторов на здоровье.

3. Задачи БЖД:

1. теоретический анализ опасных и вредных факторов

2. разработка методов идентификации опасных и вредных факторов

3. анализ воздействия опасных и вредных факторов на здоровье

4. эвакуация населения

5. создание чрезвычайных ситуаций

6. оптимизация условий работы

7. разработка и реализация методов защиты

8. изучение и предотвращение чрезвычайных ситуаций

9. соблюдение прав и свобод граждан

4. Вредные факторы:

1. запыленность и загазованность воздуха;

2. шум;

3. вибрации;

4. ударная волна,

5. электрический ток;

6. транспортные средства и подвижные части машин;

7. недостаточное и неправильное освещение;

8. тяжелый физический труд;

5. Опасные факторы:

1. огонь,

2. ударная волна,

3. электрический ток;

4. недостаточное и неправильное освещение;

5. монотонность деятельности;

6. тяжелый физический труд;

7. транспортные средства и подвижные части машин;

8. отравляющие вещества;

 
9. острые и падающие предметы;

10. запыленность и загазованность воздуха;

6. Негативные факторы в быту:

1. воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;

2. вода с избыточным содержанием вредных примесей;

3. отравляющие вещества;

4. острые и падающие предметы;

5. недоброкачественная пища;

6. тяжелый физический труд;

7. алкоголь;

8. ударная волна,

7. Объект изучения БЖД – это…

1. среда или условия обитания человека

2. опасные и вредные факторы

3. чрезвычайные ситуации

4. деятельность человека

8. Основные элементы производственной среды:

1. труд

2. природная среда

3. общая культура субъекта

9. Основные элементы непроизводственной сферы

1. труд

2. природная среда

3. общая культура субъекта

10. Риск- это ….

1. отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени

2. отношение групп людей к опасностям

3. отношение числа проживающих на территории людей к общей численности населения

Тема 2.

1. Наиболее частая причина производственного травматизма:

1. алкоголизм

2. невнимательность

3. нарушение техники безопасности

4. недостатки техники

2. Курс охраны труда состоит из следующих разделов:

1. техника безопасности, производственная санитария, законодательство по охране труда

2. безопасной техники, санитарии на производстве, законодательства по охране труда

3. инструктажей по техники безопасности, гигиены труда, физиологии труда

3. Обязанности работодателя по охране труда: обеспечение.

1. безопасности, соблюдения законодательства по охране труда, санитарно-бытового со-стояния помещений, спецодеждой, установить режим работы

2. заработной платы, соблюдения законодательства по охране труда, санитарно-бытового состояния помещений, спецодеждой,

3. уплаты налогов, соблюдения законодательства по охране труда, санитарно-бытового

 
состояния помещений, спецодеждой

4. Обязанности рабочего  по охране труда:

1. соблюдать инструкции, работать в спецодежде, соблюдать трудовую дисциплину

2. покупать спецодежду, следить за опасными и вредными факторами производства

3. обеспечивать безопасность, работать в спецодежде, обеспечивать соблюдение законодательства по охране труда

5. Ответственность за нарушение законов по охране труда:

1. дисциплинарная, административная, материальная, уголовная

2. выговор, строгий выговор, увольнение с работы

3. дисциплинарная, административная

6. Государственные органы, надзирающие за состоянием охраны труда:

1. Рострудинспекция, Госгортехнадзор, госэнергонадзор, госсаннадзор, ГАИ, прокуратура, госкомприрода, госпроматомнадзор

2. Милиция, ФСБ, прокуратура, суд

3. Прокуратура, суд, администрация субъекта федерации, Законодательное Собрание субъекта федерации

Тема 3.

1. Виды инструктажей по технике безопасности:

1. вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой

2. административный, оперативный, первичный, целевой

3. основной, первичный, повторный, плановый

2. Инструкции по охране труда

1. выдаются на руки под роспись или вывешиваются на рабочих местах

2. находятся в отделе кадров

3. хранятся у руководителя предприятия

3. При расследовании несчастных случаев на производстве:

1. заполняется форма Н1, которая хранится 45 лет

2. заполняется форма Н1, которая хранится 15 лет

3. заполняется форма А1, которая хранится 45 лет

4. заполняется форма А1, которая хранится 15 лет

Тема 4.

1. Метеоусловия на рабочих местах определяется:

1. интенсивностью теплового облучения, температурой воздуха, относительной влажностью, температурой поверхности, скоростью движения воздуха

2. интенсивностью ионизирующего облучения, температурой воздуха, абсолютной влажностью, температурой поверхности станка, скоростью движения воздуха

3. интенсивностью освещения и вентиляции, температурой воздуха, относительной влажностью, температурой поверхности

2. Оптимальные метеоусловия

1. влажность воздуха – 40-60%

2. скорость воздуха 0,1-0,5 м/с

3. давление воздуха 760 мм рт ст

4. температура +20

5. ионизирующее облучение 0,1 Гр

3. Мероприятия по оздоровлению воздушной среды

1. герметизация, вентиляция, кондиционирование, тепловые экраны

2. усиленное питание, соблюдение техники безопасности, спецодежда

3. уменьшение ионизирующего облучения, вентиляция, кондиционирование

 
4. Виды вентиляции:

1. естественная, механическая

2. приточная, вытяжная

3. теплая, холодная

4. быстрая, медленная

5. Аэрация – это..

1. регулированный воздухообмен с помощью фрамуг

2. подача воздуха в помещение с помощью вентиляторов

3. вытяжка воздуха из помещения с помощью вентиляторов

6. Виды освещения:

1. естественное и искусственное

2. электрическое и солнечное

3. вынужденное и естественное

7. Норма освещенности на рабочем месте:

1. 100 лк

2. 100 рад

3. 10 лк

4. 10 рад

8. Уровень шума измеряется:

1. шумометром в децибелах

2. виброметром в децибелах

3. счетчиком Гейгера в децибелах

4. шумометром в герцах

9. Вибрация – это механические колебание упругих тел при частоте:

1. 1-100 Гц

2. 100-1000 Гц

3. 1000-10000Гц

4. менее 1 Гц

10. Методы защиты от шума:

1. звукопоглащение

2. звукоизоляция

3. установка глушителей

4. индивидуальные средства защиты (наушники)

5. индивидуальные средства защиты (противогаз)

6. динамическое гашение колебаний

11. Защита от вибрации:

1. динамическое гашение колебаний

2. виброизоляция

3. индивидуальные средства защиты (перчатки, обувь)

4. индивидуальные средства защиты (противогаз)

5. индивидуальные средства защиты (наушники)

6. резонансные глушители

Тема 5.

1. Средства защиты от электрических полей:

1. защитные экраны

2. экранирующие костюмы

3. виброгошение

4. выключение электричества

2. Защита от ионизирующего излучения:

 
1. контроль за радиоактивными материалами, экраны из свинца, 5 кратный воздухообмен

2. контроль за персоналом, экраны из свинца, 5 кратный воздухообмен

3. контроль за радиоактивными материалами, электрические экраны , 5 кратный воздухообмен

3. Опасная зона оборудования – это …

1. пространство в котором действуют опасные факторы

2. пространство в котором действуют вредные факторы

3. пространство в котором действуют антропогенные факторы

4. Причины электротравматизма:

1. появление напряжения там, где его не должно быть, прикосновение к неизилированным токоведущим частям, воздействие электрической дуги

2. неправильное выключение электроустановок, неправильное заземление

3. повышение напряжения, перепад напряжения, неправильное зануление

5. Действие электрического тока на человека:

1. электрический удар, ожоги, электрические знаки, электрометализация кожи

2. электрический нокаут, тепловой ожог, электрические знаки, электрометализация кожи

3. электротравматический удар, ожоги, диэлектрические знаки, электрометализация кожи

Тема 6.

1. Пожаро и взрывоопасные вещества и смеси:

1. взрывчатые вещества и пороха

2. сжиженные углеводородные продукты

3. пары бензина

4. сахарная пыль

5. гранитная пыль

6. пары азота и фреона

2. Первичные средства пожаротушения

1. приборы и средства, заранее приготовленные для тушения пожаров

2. вещества и предметы, заранее не приготовленные для тушения пожаров

3. приборы и средства, которые находятся у противопожарной службы

3. Виды огнетушителей:

1. химические пенные

2. воздушно-пенные

3. водные

4. углекислотные

5. озоновые

6. компонентные

7. металлические

4. Ответственность за противопожарное состояние предприятия возлагается на:

1. руководителя предприятия

2. завхоза предприятия

3. начальника отдела кадров

4. всех работников предприятия

5. Огнетушители должны находиться:

1. в общедоступных, видных местах на каждом этаже

2. на складском хранении

3. на первом этаже здания

4. могут отсутствовать в здании

6. Для тушения компьютерных классов применяют:

 
1. хладоновые огнетушители

2. химические пенные

3. воздушно-пенные

Тема 7.

1. Чрезвычайная ситуация – это …

1. внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей и функционирование экономики

2. ранее ожидаемая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившего-ся процесса и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей и функционирование экономики

3. внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса и не оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей и функционирование экономики

2. Основные последствия чрезвычайных ситуаций

1. разрушение, затопление, массовые пожары, заражение местности

2. экономический кризис, инфляция, отставка Правительства

3. эпидемии, воздействие опасных и вредных факторов, затопление

3. Основные причины аварий и катастроф:

1. ошибки при проектировании, нарушение технологии, низкая трудовая дисциплина, стихийные бедствия, военные конфликты

2. ошибки при распределении средств, нарушение технологии, низкая трудовая дисци-плина, стихийные бедствия, военные конфликты

3. ошибки при проектировании, нарушение технологии, высокая трудовая дисциплина, стихийные бедствия, военные конфликты

4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях:

1. обучение населения действиям в ЧС

2. оповещение об угрозе ЧС

3. эвакуация населения

4. применение средств защиты

5. раздача гуманитарной помощи

6. оказание материальной помощи

Тема 8.

1. Первая помощь при электротравмах:

1. освободить человека от проводов, затем проведение искусственного дыхания и вызов медработников

2. проведение искусственного дыхания и затем освободить от проводов

3. освободить от проводов и вызвать Скорую помощь

2. ... минут для начала реанимации при клинической смерти пострадавшего.

3. При ожоге кислотой повязку следует смочить ....

4. Признаки биологической смерти - ....

5. Укажите правильную последовательность проверки работы органов и систем человека по комплексу ABC при оказании доврачебной помощи

1: кровообращение

2: дыхание

3: дыхательные пути

4: сознание

5: повреждения

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коханов В. Н., Емельянова Л. Д. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 400 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398298 
 
Л1.2 Арустамов Э. А., Волощенко А. Е., Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 446 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431537 
 
дополнительная
 
Л2.1 Холостова Е. И., Прохорова О. Г. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2017. - 456 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=415043 
 
Л2.2 Никифоров Л. Л., Персиянов В. В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 297 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1017335 
 
Л2.3 сост. Л. Ф. Маслова ; СтГАУ Безопасность жизнедеятельности:метод. указание и задания для контрольной работы для студентов направления 35.03.04 – Агрономия. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 1,22 МБ
 
Л2.4 сост. Л. Ф. Маслова ; СтГАУ Специальная оценка условий труда:метод. указ. к практ. работе «Безопасность жизнедеятельности». - Ставрополь: АГРУС, 2018. - 362 КБ
 
Л2.5 Маслова Л. Ф. Микроклимат производственных помещений:метод. указания к лабораторно-практ. занятию по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений подготовки и форм обучения. - Ставрополь: АГРУС, 2019. - 505 КБ
 
Л2.6 Рубцова Е. И., Афанасьев М. А., Боголюбова И. А., Любая С. И. Рабочая тетрадь для практических занятий по безопасности жизнедеятельности:для студентов аграрных вузов. - Ставрополь: Спектр, 2020. - 1,89 МБ
 
Л2.7 Л. Ф. Маслова, В. С. Шевцов, Е. А. Логачева, В. Н. Шемякин, Е. Е. Привалов, П. В. Коноплев, М. А. Мастепаненко, Ш. Ж. Габриелян ; Ставропольский ГАУ Практическое руководство по охране труда для руководителей и специалистов организаций АПК Ставропольского края:. - Ставрополь: АГРУС, 2017. - 11,6 МБ
 
Л2.8 Маслова Л. Ф. Расследование несчастных случаев на производстве:метод. указания к практ. занятиям. - Ставрополь: АГРУС, 2018. - 2,93 МБ
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост. Л. Ф. Маслова ; СтГАУ Безопасность жизнедеятельности:метод. указание по самостоят. работе для всех направлений подготовки. - Ставрополь: АГРУС, 2015. - 243 КБ
 
Л3.2 сост. Л. Ф. Маслова ; СтГАУ Безопасность жизнедеятельности:метод. указание и задания для контрольной работы для студентов направления 05.03.06 – Экология и природопользование. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 1,32 МБ
 
Л3.3 сост. Л. Ф. Маслова ; СтГАУ Безопасность жизнедеятельности:метод. указание и задания для контрольной работы для студентов направления 38.03.01 – Экономика. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 1,29 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс].
http://02s.ru/viewpage8091.html
1
 
Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс].
http://otd-lab.ru/elektrobezopasnost
2
 
Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс].
http://www.mchs.gov.ru/document/7744627
3
 
Производственное освещение. Нормы освещенности 
http://02s.ru/viewpage8091.html
4
 
Электробезопасность
http://otd-lab.ru/elektrobezopasnost
5
 
Пожарная безопасность
https://www.trudohrana.ru/article/103267-qqq-17-m1-11-01-2017-pojarnaya-bezopasnos
6
 
Виды чрезвычайных ситуаций природного характера и их характеристика
http://www.mchs.gov.ru/document/7744627
7
 
Первая помощь пострадавшим. Реанимационные мероприятия
http://www.mchs.gov.ru/document/3248526
8
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается на протяжении одного семестра. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» состоит из двух частей: БЖД на производстве (охрана труда), БЖД в ЧС.  При планировании и организации времени на изучение дисциплины необходимо учитывать, что на лекциях рассматриваются теоретические вопросы последующих лабораторных занятий, что позволяет подготовиться к лучшему усвоению тематики лабораторных занятий. В конце месяца проводится контроль усвоения материала занятий либо при проведении «круглого стола», либо при проведении ролевой игры.

При изучении темы № 1 «Теоретические вопросы курса БЖД» необходимо запомнить терминологию, основные понятия и определения, используемые в дисциплине, что позволит в дальнейшем при ответе четко формулировать мысль.

При изучении темы №2 «Правовые вопросы курса БЖД» необходимо дополнительно познакомиться с конкретными статьями законодательных актов России, освещаемых на лекции.

При изучении темы №3 «Организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности» необходимо рассматривать в связи с будущей профессиональной деятельностью, по-скольку высшее учебное заведение готовит бакалавров любого направления подготовки работать организаторами производства.

Прежде всего, необходимо разобраться в организационной структуре обеспечения безопасности труда. На любом предприятии, в учреждении, в организации есть ответственные должностные лица за работу по безопасности и охране труда, и есть служба охраны труда. При этом служба охраны труда на предприятии выступает в роли координатора в работе по охране труда. Студент должен понимать, что в профессиональной деятельности решение вопросов организации работы по охране труда будет тесно связано с должностными обязанностями, а за невыполнение этой работы, в соответствии с законодательством, налагается ответственность. Понимание этого позволит в дальнейшем осознано подходить к изучению отдельных тем курса, связывая их с будущей профессиональной деятельностью.

При изучении темы №4 «Производственная санитария» надо изучить основные санитарные требования к территории предприятий, к зданиям, сооружениям, производственным помещениям, понять принципы нормирования факторов среды. Характеризуя отдельный производственный фактор, необходимо знать его определение, указать единицы измерения, ПДК (ПДУ, ПДД), охарактеризовать его вредное воздействие и  профилактические мероприятия.

Часть вопросов раздела производственная санитария выносится на самостоятельное изучение.

1. Классификация вредных веществ по степени воздействия. Защитные мероприятия.

 
2. Производственный шум. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.

3. Производственная вибрация. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.

4. Опасность ультразвука для человека, защитные мероприятия.

5. Вредное воздействие электромагнитных полей на человека. Защитные мероприятия.

6. Опасность ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защита человека.

7. Ионизирующие излучения. Виды поражений человека, средства защиты.

При изучении темы №5 «Электробезопасность» надо учитывать, что каждый работник дол-жен иметь группу допуска к работе электрифицированным инструментом не ниже первой, а потому вопросы электробезопасности должны изучаться на уровне нормативных требований к І группе.

При изучении темы №6  «Пожарная безопасность», необходимо учитывать, что вопросы пожарной безопасности, как и охраны труда на предприятиях являются профессиональной обязанностью ответственных должностных лиц. Изучая вопросы пожарной безопасности необходимо усвоить условия начала и прекращения процесса горения, изучить классификацию строительных материалов по возгораемости, зданий по огнестойкости, производств по пожароопасности, характеристику огнегасительных веществ и технических средств тушения пожара.

При изучении темы №7  «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», необходимо  знать классификацию ЧС, определение той или иной ситуации, ее характеристику и  комплекс мероприятий по предотвращению ее возникновения.

Часть вопросов раздела «БЖД в ЧС» выносится на самостоятельное изучение:  

1. Основные принципы и способы защиты населения.

2. Укрытие населения в защитных сооружениях.

3. Эвакуация населения при ЧС.

4. Прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС.

5. Обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС

При изучении темы №8 «Первая помощь пострадавшим» необходимо понимать, что речь идет о доврачебной помощи, а потому назначение каких-либо лекарственных средств не входит в компетенцию оказывающего помощь и помощь должна заключаться лишь в поддержании жизнедеятельности пострадавшего до приезда скорой помощи или до осмотра врача лечебного учреждения. Алгоритмы действий при оказании помощи пострадавшим необходимо изучить.

Часть вопросов раздела «Первая помощь пострадавшим» выносится на самостоятельное изучение:  

1. Основные приемы оказания первой помощи при несчастном случае, связанном с ранением, ушибом, растяжением связок, при вывихе руки.

2. Первая помощь при легких ожогах, при тепловом ударе, при обморожении.

3. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

4. Первая помощь при несчастном случае, связанном с отравлением пестицидами. Содержание аптечки первой помощи.

5. Особенности оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

6. Последовательность в приемах оказания первой помощи при утоплении.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
316/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт. магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
ЭЛ-107

Оснащение: ученические парты  на 32 посадочных места, компьютерный практикум «Радиационная безопасность» БЖ 9 ( с компьютером)  – 1 шт., акустическая система MICROLABV3650 BI – 5 шт.,  комплект №4 муляж подростка – 1 шт., лабораторная установка  «Звукоизоляция и звукопоглощение» БЖ2м – 1 шт., лабораторная установка «Методы очистки воды» БЖ8м – 1 шт., лабораторная установка « Определение параметров воздуха рабочей зоны и защита от тепловых воздействий» БЖС 3 – 1 шт., лабораторная установка «Эффективность и качество освещения» БЖ 1 -1 шт., лабораторный стенд «Защита от СВЧ-излучения» БЖ5м – 1 шт., Лабораторный стенд «Методы и средства защиты воздушной среды от газообразных примесей» БЖС 7 – 1 шт., лабораторный стенд « Средства обеспечения электробезопасности» БЖС 6 – 1 шт, мультимедиа-проектор ViewSonicPJ 562 LCD – 1 шт., робот тренажер «Гоша» - 1 шт., тренажер для оказания помощи человеку при неотложных состояниях БЖ 10 – 1 шт., экран ProjectaCompactElectrol с электрическим приводом  -1 шт. подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

 
3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
Рецензенты
 
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Яновский Александр Александрович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование