2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Безопасность жизнедеятельности_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.12.01 Безопасность жизнедеятельности
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Цели освоения дисциплины Безопасность жизнедеятельности - формирование у студентов бакалавриата компетенций, направленных на получение теоретических знаний о грамотных и целесообразных действиях в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий и получение знаний о нормативно-допустимых воздействиях негативных факторов на человека и среду обитания.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
знает

Возможные угрозы для жизни и здоровья человека и безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

умеет

Выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

владеет навыками

Навыками выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
знает

Правила поведения при  возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе при оказании первой помощи.

умеет

Разъяснять правила поведения при  возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе оказывать первую помощь

владеет навыками

Навыками разъяснять правила поведения при  возникновении чрезвычайных ситуаций, оказывать первую помощь пострадавшим

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Основы военной подготовки
 
Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Ознакомительная практика
 
Экология
 
Основы военной подготовки
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности на производстве 
1.
 
Теоретические основы БЖД
2
4
2
КТ 1
1.1.
2
Контрольная работа
УК-8.3
 
Правовые основы БЖД
2
4
2
КТ 1
1.2.
2
Контрольная работа
УК-8.3
 
Организационные основы БЖД
2
6
8
6
1.3.
2
УК-8.2, УК-8.3
 
Производственная санитария
2
6
12
8
КТ 2
1.4.
4
Контрольная работа
УК-8.2, УК-8.3
 
2 раздел. Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 
2.
 
Электробезопасность
2
4
2
КТ 3
2.1.
2
Контрольная работа
УК-8.2, УК-8.3
 
Пожарная безопасность
2
4
2
КТ 3
2.2.
2
Контрольная работа
УК-8.2, УК-8.3
 
БЖД в ЧС
2
4
6
2
КТ 3
2.3.
4
Контрольная работа
УК-8.2, УК-8.3
 
Первая помощь пострадавшим
2
4
2
2
КТ 3
2.4.
Контрольная работа
УК-8.2, УК-8.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Теоретические основы БЖД
Теоретические основы БЖД
2/-
 
Правовые основы БЖД
Правовые основы БЖД
2/-
 
Организационные основы БЖД
Организационные основы БЖД
2/-
 
Производственная санитария
Оценка условий труда 
2/-
 
Производственная санитария
Санитарные требования к территории предприятий
2/-
 
Электробезопасность
Электробезопасность
2/-
 
Пожарная безопасность
Пожарная безопасность
2/-
 
БЖД в ЧС
Основные положения теории ЧС
2/-
 
БЖД в ЧС
Классификация ЧС
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Организационные основы БЖД
Основы организации работы по охране труда на предприятии
Пр
2/-/-
 
Организационные основы БЖД
Обучение безопасности труда
Пр
2/-/-
 
Организационные основы БЖД
Расследование несчастных случаев на производстве
Пр
2/-/-
 
Производственная санитария
Освещенность производственных помещений
Пр
2/2/-
 
Производственная санитария
Профилактика вредного воздействие шума и вибрации на организм человека
Пр
2/2/-
 
Производственная санитария
Микроклимат производственных помещений
Пр
2/-/-
 
Производственная санитария
Профилактика вредного воздействия электромагнитных излучений
Пр
2/2/-
 
БЖД в ЧС
Воздействие ионизирующего излучения на человека
Пр
2/-/-
 
Первая помощь пострадавшим
Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм
Пр
2/2/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
4
 
4
 
6
 
6
 
4
 
4
 
4
 
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Теоретические основы БЖД
Л1.4
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
2
Правовые основы БЖД
Л1.4
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
3
Организационные основы БЖД
Л1.4
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
4
Производственная санитария
Л1.2, Л1.4
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
5
Электробезопасность
Л1.5
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
6
Пожарная безопасность
Л1.3
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
7
БЖД в ЧС
Л1.4
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
8
Первая помощь пострадавшим
Л1.1, Л1.4
Л2.1
Л3.1, Л3.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Ознакомительная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Экология
x
УК-8.3:Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Ознакомительная практика
x
Основы военной подготовки
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
10
 
КТ 2
Контрольная работа
10
 
КТ 3
Контрольная работа
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить; 8 баллов – при полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более четырех неточностей; 6 баллов – показано понимание, но неполное знание вопроса, недостаточное умение формулировать свои знания по данному разделу; 4 балла – при несоответствии ответа, либо при представлении только плана ответа; 0 баллов – при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 2
Контрольная работа
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить; 8 баллов – при полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более четырех неточностей; 6 баллов – показано понимание, но неполное знание вопроса, недостаточное умение формулировать свои знания по данному разделу; 4 балла – при несоответствии ответа, либо при представлении только плана ответа; 0 баллов – при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 3
Контрольная работа
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить; 8 баллов – при полном содержательном ответе, отсутствии ошибок в изложении материала и при наличии не более четырех неточностей; 6 баллов – показано понимание, но неполное знание вопроса, недостаточное умение формулировать свои знания по данному разделу; 4 балла – при несоответствии ответа, либо при представлении только плана ответа; 0 баллов – при полном отсутствии текста (ответа), имеющего отношение к вопросу.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Тема 1. Теоретические основы БЖД

1. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности.

2. Содержание учебной дисциплины, ее цель и задачи.

3. Термины и определения.

Тема 2. Правовые основы БЖД

1. Законодательство по охране труда.

2. Характеристика норм и правил, типовых и производственных инструкций по охране труда.

3. Система стандартов безопасности труда.

Тема 3. Организационные вопросы БЖД

1. Система государственного надзора и общественного контроля по охране труда.

2. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.

3. Организация работы по охране труда на предприятиях.

4. Обязанности руководителя предприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

5. Классификация несчастных случаев на производстве.

Тема 4. Производственная санитария

1. Классификация условий труда по степени вредности и опасности.

2. Общая характеристика производственных вредностей и защита от них.

3. Санитарные требования к территории предприятий.

4. Вентиляция производственных помещений.

Тема 5. Электробезопасность

1. Общие требования электробезопасности.

2. Защита от статического и атмосферного электричества.

Тема 6. Пожарная безопасность

1. Возгораемость строительных материалов.

2. Огнестойкость зданий и сооружений.

3. Технические средства пожаротушения.

Тема 7. БЖД в ЧС

1. Критерии чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация и общие характеристики чрезвычайных ситуаций.

3. Принципы обеспечения БЖД в ЧС.

Тема 8. Первая помощь пострадавшим

1. Правовые аспекты оказания первой помощи.

2. Оценка состояния пострадавшего

3. Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Маслова Л. Ф. Первая помощь пострадавшим:учеб. пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для бакалавров. - Ставрополь: АГРУС, 2020. - 4,39 МБ
 
Л1.2 сост. Л. Ф. Маслова ; Ставропольский ГАУ Электромагнитное излучение:учеб. пособие. - Ставрополь, 2021. - 1,22 МБ
 
Л1.3 Евсеев В. О., Кастерин В. В., Коржинек Т. А., Прохорова О. Г. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 452 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431536 
 
Л1.4 Арустамов Э. А., Волощенко А. Е., Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 446 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431537 
 
Л1.5 Орловский С. Н. Безопасность условий труда в энергетике [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 265 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=432127 
 
дополнительная
 
Л2.1 Коханов В. Н., Емельянова Л. Д. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 400 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398298 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Афанасьев М. А., Маслова Л. Ф., Любая С. И., Копылова О. С. Влияние на организм человека шума и вибрации в условиях производства и в быту:для практ. занятий по безопасности жизнедеятельности по направлению 21.03.02. – Землеустройство и кадастры (бакалавр). - Ставрополь: Спектр, 2018. - 875 КБ
 
Л3.2 Маслова Л. Ф. Расследование несчастных случаев на производстве:метод. указания к практ. занятиям. - Ставрополь: АГРУС, 2018. - 2,93 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт, посвященный безопасности жизнедеятельности 
http://bezhede.ru/
1
 
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности 
http://bzhde.ru/
2
 
Сайт МЧС России 
http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual
3
 
Сайт, посвященный охране труда
https://www.protrud.com/
4
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается на протяжении одного семестра. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» состоит из двух частей: БЖД на производстве (охрана труда), БЖД в ЧС.  При планировании и организации времени на изучение дисциплины необходимо учитывать, что на лекциях рассматриваются теоретические вопросы последующих лабораторных занятий, что позволяет подготовиться к лучшему усвоению тематики лабораторных занятий. В конце месяца проводится контроль усвоения материала занятий либо при проведении «круглого стола», либо при проведении ролевой игры.

При изучении темы № 1 «Теоретические вопросы курса БЖД» необходимо запомнить терминологию, основные понятия и определения, используемые в дисциплине, что позволит в дальнейшем при ответе четко формулировать мысль.

При изучении темы №2 «Правовые вопросы курса БЖД» необходимо дополнительно познакомиться с конкретными статьями законодательных актов России, освещаемых на лекции.

 

При изучении темы №3 «Организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности» необходимо рассматривать в связи с будущей профессиональной деятельностью, по-скольку высшее учебное заведение готовит бакалавров любого направления подготовки работать организаторами производства.

Прежде всего, необходимо разобраться в организационной структуре обеспечения безопасности труда. На любом предприятии, в учреждении, в организации есть ответственные должностные лица за работу по безопасности и охране труда, и есть служба охраны труда. При этом служба охраны труда на предприятии выступает в роли координатора в работе по охране труда. Студент должен понимать, что в профессиональной деятельности решение вопросов организации работы по охране труда будет тесно связано с должностными обязанностями, а за невыполнение этой работы, в соответствии с законодательством, налагается ответственность. Понимание этого позволит в дальнейшем осознано подходить к изучению отдельных тем курса, связывая их с будущей профессиональной деятельностью.

При изучении темы №4 «Производственная санитария» надо изучить основные санитарные требования к территории предприятий, к зданиям, сооружениям, производственным помещениям, понять принципы нормирования факторов среды. Характеризуя отдельный производственный фактор, необходимо знать его определение, указать единицы измерения, ПДК (ПДУ, ПДД), охарактеризовать его вредное воздействие и  профилактические мероприятия.

Часть вопросов раздела производственная санитария выносится на самостоятельное изучение.

1. Классификация вредных веществ по степени воздействия. Защитные мероприятия.

2. Производственный шум. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.

3. Производственная вибрация. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.

4. Опасность ультразвука для человека, защитные мероприятия.

5. Вредное воздействие электромагнитных полей на человека. Защитные мероприятия.

6. Опасность ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защита человека.

7. Ионизирующие излучения. Виды поражений человека, средства защиты.

При изучении темы №5 «Электробезопасность» надо учитывать, что каждый работник должен иметь группу допуска к работе электрифицированным инструментом не ниже первой, а потому вопросы электробезопасности должны изучаться на уровне нормативных требований к І группе.

При изучении темы №6  «Пожарная безопасность», необходимо учитывать, что вопросы пожарной безопасности, как и охраны труда на предприятиях являются профессиональной обязанностью ответственных должностных лиц. Изучая вопросы пожарной безопасности необходимо усвоить условия начала и прекращения процесса горения, изучить классификацию строительных материалов по возгораемости, зданий по огнестойкости, производств по пожароопасности, характеристику огнегасительных веществ и технических средств тушения пожара.

При изучении темы №7  «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», необходимо  знать классификацию ЧС, определение той или иной ситуации, ее характеристику и  комплекс мероприятий по предотвращению ее возникновения.

Часть вопросов раздела «БЖД в ЧС» выносится на самостоятельное изучение:  

1. Основные принципы и способы защиты населения.

2. Укрытие населения в защитных сооружениях.

3. Эвакуация населения при ЧС.

4. Прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС.

5. Обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС

 
При изучении темы №8 «Первая помощь пострадавшим» необходимо понимать, что речь идет о доврачебной помощи, а потому назначение каких-либо лекарственных средств не входит в компетенцию оказывающего помощь и помощь должна заключаться лишь в поддержании жизнедеятельности пострадавшего до приезда скорой помощи или до осмотра врача лечебного учреждения. Алгоритмы действий при оказании помощи пострадавшим необходимо изучить.

Часть вопросов раздела «Первая помощь пострадавшим» выносится на самостоятельное изучение:  

1. Основные приемы оказания первой помощи при несчастном случае, связанном с ранением, ушибом, растяжением связок, при вывихе руки.

2. Первая помощь при легких ожогах, при тепловом ударе, при обморожении.

3. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

4. Первая помощь при несчастном случае, связанном с отравлением пестицидами. Содержание аптечки первой помощи.

5. Особенности оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

6. Последовательность в приемах оказания первой помощи при утоплении.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
315/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
ЭЛ-107

Оснащение: ученические парты  на 32 посадочных места, компьютерный практикум «Радиационная безопасность» БЖ 9 ( с компьютером)  – 1 шт., акустическая система MICROLABV3650 BI – 5 шт.,  комплект №4 муляж подростка – 1 шт., лабораторная установка  «Звукоизоляция и звукопоглощение» БЖ2м – 1 шт., лабораторная установка «Методы очистки воды» БЖ8м – 1 шт., лабораторная установка « Определение параметров воздуха рабочей зоны и защита от тепловых воздействий» БЖС 3 – 1 шт., лабораторная установка «Эффективность и качество освещения» БЖ 1 -1 шт., лабораторный стенд «Защита от СВЧ-излучения» БЖ5м – 1 шт., Лабораторный стенд «Методы и средства защиты воздушной среды от газообразных примесей» БЖС 7 – 1 шт., лабораторный стенд « Средства обеспечения электробезопасности» БЖС 6 – 1 шт, мультимедиа-проектор ViewSonicPJ 562 LCD – 1 шт., робот тренажер «Гоша» - 1 шт., тренажер для оказания помощи человеку при неотложных состояниях БЖ 10 – 1 шт., экран ProjectaCompactElectrol с электрическим приводом  -1 шт. подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , ксхн Маслова Л.Ф.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , ктн Коноплев П.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Яновский Александр Александрович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии