УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Возможные угрозы для жизни и здоровья человека и безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
умеет
Выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
владеет навыками
Навыками выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности
Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе при оказании первой помощи.
умеет
Разъяснять правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе оказывать первую помощь
владеет навыками
Навыками разъяснять правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, оказывать первую помощь пострадавшим
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности.
2. Содержание учебной дисциплины, ее цель и задачи.
3. Термины и определения.
Тема 2. Правовые основы БЖД
1. Законодательство по охране труда.
2. Характеристика норм и правил, типовых и производственных инструкций по охране труда.
3. Система стандартов безопасности труда.
Тема 3. Организационные вопросы БЖД
1. Система государственного надзора и общественного контроля по охране труда.
2. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.
3. Организация работы по охране труда на предприятиях.
4. Обязанности руководителя предприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
5. Классификация несчастных случаев на производстве.
Тема 4. Производственная санитария
1. Классификация условий труда по степени вредности и опасности.
2. Общая характеристика производственных вредностей и защита от них.
3. Санитарные требования к территории предприятий.
4. Вентиляция производственных помещений.
Тема 5. Электробезопасность
1. Общие требования электробезопасности.
2. Защита от статического и атмосферного электричества.
Тема 6. Пожарная безопасность
1. Возгораемость строительных материалов.
2. Огнестойкость зданий и сооружений.
3. Технические средства пожаротушения.
Тема 7. БЖД в ЧС
1. Критерии чрезвычайных ситуаций.
2. Классификация и общие характеристики чрезвычайных ситуаций.
3. Принципы обеспечения БЖД в ЧС.
Тема 8. Первая помощь пострадавшим
1. Правовые аспекты оказания первой помощи.
2. Оценка состояния пострадавшего
3. Оказание первой помощи пострадавшим при различных видах травм.
При изучении темы № 1 «Теоретические вопросы курса БЖД» необходимо запомнить терминологию, основные понятия и определения, используемые в дисциплине, что позволит в дальнейшем при ответе четко формулировать мысль.
При изучении темы №2 «Правовые вопросы курса БЖД» необходимо дополнительно познакомиться с конкретными статьями законодательных актов России, освещаемых на лекции.
При изучении темы №3 «Организационные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности» необходимо рассматривать в связи с будущей профессиональной деятельностью, по-скольку высшее учебное заведение готовит бакалавров любого направления подготовки работать организаторами производства.
Прежде всего, необходимо разобраться в организационной структуре обеспечения безопасности труда. На любом предприятии, в учреждении, в организации есть ответственные должностные лица за работу по безопасности и охране труда, и есть служба охраны труда. При этом служба охраны труда на предприятии выступает в роли координатора в работе по охране труда. Студент должен понимать, что в профессиональной деятельности решение вопросов организации работы по охране труда будет тесно связано с должностными обязанностями, а за невыполнение этой работы, в соответствии с законодательством, налагается ответственность. Понимание этого позволит в дальнейшем осознано подходить к изучению отдельных тем курса, связывая их с будущей профессиональной деятельностью.
При изучении темы №4 «Производственная санитария» надо изучить основные санитарные требования к территории предприятий, к зданиям, сооружениям, производственным помещениям, понять принципы нормирования факторов среды. Характеризуя отдельный производственный фактор, необходимо знать его определение, указать единицы измерения, ПДК (ПДУ, ПДД), охарактеризовать его вредное воздействие и профилактические мероприятия.
Часть вопросов раздела производственная санитария выносится на самостоятельное изучение.
1. Классификация вредных веществ по степени воздействия. Защитные мероприятия.
2. Производственный шум. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.
3. Производственная вибрация. Вредное воздействие на человека. Профилактические меры.
4. Опасность ультразвука для человека, защитные мероприятия.
5. Вредное воздействие электромагнитных полей на человека. Защитные мероприятия.
6. Опасность ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Защита человека.
7. Ионизирующие излучения. Виды поражений человека, средства защиты.
При изучении темы №5 «Электробезопасность» надо учитывать, что каждый работник должен иметь группу допуска к работе электрифицированным инструментом не ниже первой, а потому вопросы электробезопасности должны изучаться на уровне нормативных требований к І группе.
При изучении темы №6 «Пожарная безопасность», необходимо учитывать, что вопросы пожарной безопасности, как и охраны труда на предприятиях являются профессиональной обязанностью ответственных должностных лиц. Изучая вопросы пожарной безопасности необходимо усвоить условия начала и прекращения процесса горения, изучить классификацию строительных материалов по возгораемости, зданий по огнестойкости, производств по пожароопасности, характеристику огнегасительных веществ и технических средств тушения пожара.
При изучении темы №7 «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», необходимо знать классификацию ЧС, определение той или иной ситуации, ее характеристику и комплекс мероприятий по предотвращению ее возникновения.
Часть вопросов раздела «БЖД в ЧС» выносится на самостоятельное изучение:
1. Основные принципы и способы защиты населения.
2. Укрытие населения в защитных сооружениях.
3. Эвакуация населения при ЧС.
4. Прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС.
5. Обеспечение устойчивой работы объектов народного хозяйства в ЧС
Часть вопросов раздела «Первая помощь пострадавшим» выносится на самостоятельное изучение:
1. Основные приемы оказания первой помощи при несчастном случае, связанном с ранением, ушибом, растяжением связок, при вывихе руки.
2. Первая помощь при легких ожогах, при тепловом ударе, при обморожении.
3. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
4. Первая помощь при несчастном случае, связанном с отравлением пестицидами. Содержание аптечки первой помощи.
5. Особенности оказания первой помощи при отравлении угарным газом.
6. Последовательность в приемах оказания первой помощи при утоплении.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.