2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Физика_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.16 Физика
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Формирование знаний о фундаментальных законах классической и современной физики.

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать ре-зультаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы.

Формирование навыков применения в профессиональной деятельности физических методов измерений и исследований.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.2 Применяет базовые знания физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области экологии и природопользования
знает

назначение и принцип действия основных физических приборов

умеет

работать с приборами и оборудованием; использовать различные методики физических измерений

владеет навыками

правильной эксплуатацией основных приборов; методикой обработки и интерпретации результатов физического эксперимента

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3 Использует системный подход для решения поставленных задач
знает

о сущности физического тела как совокупности взаимосвязанных элементов с различными физическими характеристиками

умеет

осуществлять поиск, анализ и синтез информации о физических объектах и явлениях

владеет навыками

использовать научный подход к решению различных  профессиональных задач на основе критического анализа и синтеза информации

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Физика» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Физика» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Химия
 
Ботаника с основами фитоценологии
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Учение об атмосфере
 
География (социально-экономическая)
 
Биология
 
Ознакомительная практика
 
Химия неорганическая
 
Химия органическая
 
Математика
 
Освоение дисциплины «Физика» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Экологическая агрохимия
 
Геоэкология
 
Биогеография
 
Биоразнообразие
 
Учение о биосфере
 
Методы экологических исследований
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
Физико-химические методы исследования
 
Философия
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Физика» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Механика. Молекулярная физика и термодинамика
1.
 
Введение, кинематика
3
4
6
КТ 1
1.1.
2
4
Коллоквиум
УК-1.3, ОПК-1.2
 
Динамика поступательного и вращательного движения
3
4
4
КТ 1
1.2.
2
2
Коллоквиум
УК-1.3, ОПК-1.2
 
Механические колебания и волны
3
4
4
КТ 2
1.3.
2
2
Коллоквиум
УК-1.3, ОПК-1.2
 
Молекулярная физика. Термодинамика
3
4
8
КТ 2
1.4.
2
6
Коллоквиум
УК-1.3, ОПК-1.2
 
2 раздел. Электродинамика. Оптика. Атомная и ядерная физика
2.
 
Электрическое поле
3
4
4
КТ 3
2.1.
2
2
Коллоквиум
УК-1.3, ОПК-1.2
 
Постоянный электрический ток
3
4
2
КТ 3
2.2.
2
Коллоквиум
УК-1.3, ОПК-1.2
 
Магнитное поле
3
4
1
КТ 3
2.3.
1
Коллоквиум
УК-1.3
 
Электромагнитные волны. Оптика
3
4
5
КТ 3
2.4.
1
4
Коллоквиум
УК-1.3
 
Атомная и ядерная физика
3
4
2
КТ 3
2.5.
2
Коллоквиум
УК-1.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
14
22
 
Итого
36
72
14
22
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение, кинематика
Введение. Кинематика
2/2
 
Динамика поступательного и вращательного движения
Динамика поступательного и вращательного движения
2/-
 
Механические колебания и волны
Механические колебания и волны
2/2
 
Молекулярная физика. Термодинамика
Молекулярная физика. Термодинамика
2/-
 
Электрическое поле
Электрическое поле
2/-
 
Постоянный электрический ток
Постоянный электрический ток
2/-
 
Магнитное поле
Магнитное поле
1/-
 
Электромагнитные волны. Оптика
Электромагнитные волны. Фотометрия
1/-
 
Итого
14
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Кинематика
4
 
Динамика
4
 
Механические колебания и волны
4
 
Термодинамика
4
 
Электрическое поле
4
 
Постоянный электрический ток
4
 
Электромагнитная индукция
4
 
Волновая оптика
4
 
Модель атома по Бору
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Физика» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Физика».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Физика».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Физика».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение, кинематика
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.6
Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.10, Л3.11, Л3.12
 
2
Динамика поступательного и вращательного движения
Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.6, Л3.9, Л3.12
 
3
Механические колебания и волны
Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.6
Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.2, Л3.10, Л3.13
 
4
Молекулярная физика. Термодинамика
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.2, Л3.13
 
5
Электрическое поле
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.2, Л3.3, Л3.13
 
6
Постоянный электрический ток
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.2, Л3.3, Л3.13
 
7
Магнитное поле
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.4, Л3.7
 
8
Электромагнитные волны. Оптика
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.5
 
9
Атомная и ядерная физика
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.3, Л3.7, Л3.8, Л3.11
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Физика»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.2:Применяет базовые знания физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области экологии и природопользования
Физико-химические методы исследования
x
УК-1.3:Использует системный подход для решения поставленных задач
Математика
x
x
Ознакомительная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Физика» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Физика» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
10
 
КТ 2
Коллоквиум
10
 
КТ 3
Коллоквиум
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
10
Результативность коллоквиума оценивается преподавателем по результатам ответов на вопросы. Критерии оценки на 2 вопроса 5 баллов - Ответ дан полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 4 баллов - Ответ дан не полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 3 баллов - Ответ дан не полный, в ответе есть незначительные ошибки. Использована правиль-ная терминология. 2 балла - Ответ дан не полный, в ответе есть значительные ошибки. Использована неправильная терминология. 0 баллов при полном отсутствии ответа. 5 баллов max - Критерии оценки теста 5 баллов 85-100% правильных ответов 4-3 балла 55-84% правильных ответов 2 балл 35-54% правильных ответов 0 баллов менее 35% правильных ответов
 
КТ 2
Коллоквиум
10
Результативность коллоквиума оценивается преподавателем по результатам ответов на вопросы. Критерии оценки на 2 вопроса 5 баллов - Ответ дан полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 4 баллов - Ответ дан не полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 3 баллов - Ответ дан не полный, в ответе есть незначительные ошибки. Использована правиль-ная терминология. 2 балла - Ответ дан не полный, в ответе есть значительные ошибки. Использована неправильная терминология. 0 баллов при полном отсутствии ответа. 5 баллов max - Критерии оценки теста 5 баллов 85-100% правильных ответов 4-3 балла 55-84% правильных ответов 2 балл 35-54% правильных ответов 0 баллов менее 35% правильных ответов
 
КТ 3
Коллоквиум
10
Результативность коллоквиума оценивается преподавателем по результатам ответов на вопросы. Критерии оценки на 2 вопроса 5 баллов - Ответ дан полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 4 баллов - Ответ дан не полный, верный, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Использована правильная терминология. 3 баллов - Ответ дан не полный, в ответе есть незначительные ошибки. Использована правиль-ная терминология. 2 балла - Ответ дан не полный, в ответе есть значительные ошибки. Использована неправильная терминология. 0 баллов при полном отсутствии ответа. 5 баллов max - Критерии оценки теста 5 баллов 85-100% правильных ответов 4-3 балла 55-84% правильных ответов 2 балл 35-54% правильных ответов 0 баллов менее 35% правильных ответов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Физика» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Физика»
Контрольная точка №1 (коллоквиум №1)- оценка знаний и умений

1. Предмет и задачи механики. Кинематика и динамика.

2. Материальная точка. Система отчета. Траектория. Путь и перемещение.

3. Прямолинейное и криволинейное движение.

4. Скорость в криволинейном движении.

5. Тангенциальное, нормальное и полное ускорение.

6. Ускорение в криволинейном движении.

7. Угловая скорость.

8. Угловое ускорение.

9. Связь угловых и линейных величин ( вывод ).

10. 1 Закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

11. Гравитационные силы, силы тяжести. Закон Гука.

12. 2 и 3 законы Ньютона. Импульс.

13. Импульс. Закон сохранения импульса.

14. Сила, масса, плотность, вес тела.

15. Момент сил.

16. Кинетическая энергия тела при поступательном и вращательном движении. Теорема об изменении кинетической энергии.

17. Момент инерции. Моменты инерции тел правильной формы.

18. Теорема Штейнера.

19. Основное уравнение динамики вращательного движения (вывод).

20. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

21. Основное уравнение динамики поступательного движения.

22. Момент инерции материальной точки и твердого тела.

23. Основные положения молекулярно-кинетичской теории газов (МКТ).

24. Идеальный газ и его параметры.

25. Основное уравнение МКТ (4 уравнения)

26. Изопроцессы (изотермический, изобарный, изохорный, адиабатный).

27. Экспериментальные газовые законы (адиабатный, закон Авогадро, закон Даль-тона).

28. Первое начало термодинамики. 1 закон термодинамики применительно к изо-процессам.

29. Удельная и молярная теплоемкость.

30. Работа идеального газа при изобарном процессе.

31. Работа идеального газа при изохорном процессе.

32. Работа идеального газа при изотермическом процессе.

33. Работа идеального газа при адиабатном процессе.

34. Круговые процессы.

35. Цикл Карно и его КПД для идеального газа.

36. Второе начало термодинамики (тепловой двигатель, холодильная установка).

37. Вязкость. Уравнение Ньютона. Коэффициент динамической вязкости.

38. Диффузия. Уравнение Фика. Коэффициент диффузии. Осмос. Осмотическое давление. Роль диффузии в жизнедеятельности растений.

 
39. Теплопроводность. Уравнение Фурье. Коэффициент теплопроводности. Роль в живых организмах

Тематика эссе, сообщений с презентацией, статей

1. Физические измерения в биологии, химии, агрономии.

2. Агрофизика, как наука.

3. Определение плотности неоднородного тела.

4. Инерция твердых тел. Положительные и отрицательные моменты. Возможности применения инерциальных явлений в технике. Инерционные двигатели.

5. Природа колебательных явлений. Колебания в природе и технике. Ударные волны.

6. Влияние колебаний разной частоты на биологические объекты. Резонанс.

7. Инфразвук. Положительные и отрицательные моменты.

8. Ультразвук и его применение в сельскохозяйственном производстве.

9. Прочные и упругие вещества и их применение (в технике, строительстве, сельском хозяйстве и т.д.).

10. Механические свойства биологических тканей.

11. Капиллярные явления в технике, в агрономической практике.

12. Роль влажности воздуха для жизнедеятельности человека и животных.

13. Влияние влажности воздуха на работу электротехнических приборов.

14. Использование явления поверхностного натяжения жидкостей в технике, в сель-ском хозяйстве.

15. Использование вязкости для определения качества сельскохозяйственной продук-ции.

16. Кристаллические и аморфные тела, полимеры и биополимеры.

17. Жидкие кристаллы.

18. Электролиз в медицине и технике. Перенос ионов через биологические мембраны.

19. Электрическое поле в технике. Воздействие электрических полей на биологиче-ские объекты.

20. Природа электрического сопротивления и методы его определения.

21. Особенности измерения биопотенциалов семян.

22. Электропроводимость биологических тканей и жидкостей при постоянном токе.

23. Явления на границе контактов двух разнородных металлов и появление термо-ЭДС. Использование термоэлементов в технике и сельскохозяйственном произ-водстве.

24. Физические основы полупроводников и их применение. Применение термисто-ров.

25. Магнитные свойства живых тканей. Понятие о биомагнетизме и магнитобиоло-гии.

26. Импеданс тканей организма. Дисперсия импеданса. Физические основы реогра-фии.

27. Действие постоянного тока на ткани организма. Гальванизация. Электрофорез ле-карственных веществ.

28. Воздействие физическими факторами на ткани организма (переменные (импульс-ные токи), магнитные, электрические, электромагнитные поля).

29. Применение линз в оптических приборах. Аберрации линз.

30. Недостатки оптической системы глаза и их компенсация.

31. Разрешающая способность и полезное увеличение микроскопа. Понятие о теории Аббе.

32. Понятие поляризации световой волны и его применение в поляризующих устрой-ствах. Исследование биологических тканей в поляризованном свете.

33. Применение закона преломления лучей в рефрактометрах для измерения оптиче-ского показателя преломления сред.

34. Волоконная оптика и ее использование в оптических устройствах.

35. Понятие о голографии, и ее возможном применении.

36. Излучение Солнца. Источники теплового излучения в сельском хозяйстве.

37. Лазеры и их применения в медицине, биологии и в переработке сельскохозяйственной продукции.

38. Фотобиологические процессы. Понятие о фотобиологии.

 
39. Электронный парамагнитный резонанс и его медико-биологические применения.

40. Ядерный магнитный резонанс. Магнито - резонансная томография.

41. Физические основы очистки зерна от  примесей центробежным способом.

42. Контроль качества зерновых культур. Весы.

43. Контроль качества зерновых культур. Влагомеры

44. Физические основы зерносушилок.

Контрольная точка №1 - оценка знаний и умений

1. Предмет и задачи механики. Кинематика и динамика.

2. Материальная точка. Система отчета. Траектория. Путь и перемещение.

3. Прямолинейное и криволинейное движение.

4. Скорость в криволинейном движении.

5. Тангенциальное, нормальное и полное ускорение.

6. Ускорение в криволинейном движении.

7. Движение точки по окружности.

8. Угловая скорость.

9. Угловое ускорение.

10. Связь угловых и линейных величин ( вывод ).

11. 1 Закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

12. Гравитационные силы, силы тяжести. Закон Гука.

13. 2 и 3 законы Ньютона. Импульс.

14. Импульс. Закон сохранения импульса.

15. Сила, масса, плотность, вес тела.

16. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции.

17. Момент сил.

18. Кинетическая энергия тела при поступательном и вращательном движении. Теорема об изменении кинетической энергии.

19. Момент инерции. Моменты инерции тел правильной формы.

20. Теорема Штейнера.

21. Основное уравнение динамики вращательного движения (вывод).

22. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

23. Вращательное движение.

24. Основное уравнение динамики поступательного движения (вывод).

25. Момент инерции материальной точки и твердого тела.

Тест по лекции 1

Задание №1

Какое (-ие) утверждение (-я) верно (-ы)?

а) материальная точка обладает размерами;

б) материальная точка обладает массой.

1) И а, и б

2) Ни а, ни б

3) Только б

4) Только а

Задание №2

Скорость точки в данный момент времени (или в данной точке траектории).

1) Средняя путевая скорость

2) Мгновенная скорость

3) Средняя скорость

4) Среди ответов нет правильного

Задание №3

Для того, чтобы создать систему отсчёта, необходимо иметь...

 
1) Радиус-вектор

2) Систему координат

3) Тело отсчёта

4) Часы

Задание №4

Какую систему координат необходимо выбрать, для определения положения корабля в море?

1) Одномерную (х)

2) Среди ответов нет правильного

3) Трёхмерную (х, y, z)

4) Двухмерную (х, у)

Диктант по лекции 1. Введение. Основы кинематики

Уровень А

1. Что такое физика?

2. Что такое траектория?

3. Запишите формулу и определение средней линейной скорости. Ед. измерения.

4. Запишите формулу мгновенной угловой скорости.

5. Запишите формулу и определение среднего линейного ускорения. Ед. измерения.

6. Запишите формулу мгновенного углового ускорения, как вторая производная углового пути по времени.

7. Запишите формулу угловой скорости, выраженную через частоту.

8. Правило буравчика.

9. Запишите формулу связь между линейной и угловой скоростью.

10. Запишите формулу пути при равноускоренном движении.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Никеров В. А. Физика для вузов: механика и молекулярная физика [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. - 136 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093242 
 
Л1.2 Канн К. Б. Курс общей физики [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "КУРС", 2022. - 360 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=393848 
 
Л1.3 Хавруняк В. Г. Курс физики [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 400 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398324 
 
Л1.4 Демидченко В. И., Демидченко И. В. Физика [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 581 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=400546 
 
Л1.5 Крамаров С. О. Физика. Теория и практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2022. - 380 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=414662 
 
Л1.6 Никеров В. А. Физика. Современный краткий курс [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 441 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=432245 
 
дополнительная
 
Л2.1 Любая С. И. Физика:курс лекций (направление 35.03.04 - Агрономия). - Ставрополь: АГРУС, 2015. - 142 с.
 
Л2.2 Любая С. И. Курс лекций по физике:для студентов по направлению 35.03.04 - Агрономия. - Ставрополь, 2015. - 13,1 МБ
 
Л2.3 Стародубцева Г. П., Хащенко А. А., Любая С. И. Курс лекций по физике (Механика, молекулярная физика, термодинамика. Электричество и магнетизм):учеб. пособие для студентов вузов по направлениям: 35.03.06 "Агроинженерия", 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технолог. машин и комплексов". - Ставрополь: АГРУС, 2020. - 2,50 МБ
 
Л2.4 Любая С. И., Стародубцева Г. П., Афанасьев М. А., Рубцова Е. И. Практикум для решения задач по физике:для студентов по направлениям: 35.03.06 – Агроинженерия; 23.03.03. – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. - Ставрополь, 2020. - 1,61 МБ
 
Л2.5 Любая С. И., Стародубцева Г. П., Афанасьев М. А., Копылова О. С. Практикум по физике:по направлениям 35.03.04 «Агрономия», 05.03.06 "Экология и природопользование". - Ставрополь: Спектр, 2020. - 1,62 МБ
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Белов Н. В., Волков Ю. С. Электротехника и основы электроники [Электронный ресурс]:учебное пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 432 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3553 
 
Л3.2 Кузнецов С. И. Физика. Основы электродинамики. Электромагнитные колебания и волны [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2015. - 231 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=424601 
 
Л3.3 Кузнецов С. И., Семкина Л. И. Курс лекций по физике. Электростатика. Постоянный ток. Электромагнетизм. Колебания и волны [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2016. - 290 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=675264 
 
Л3.4 Г. П. Стародубцева, Е. А. Свириденко, С. И. Любая, А. В. Школьников Практикум для лабораторных работ по физике:учеб. пособие для студентов по специальности 110305 - "Технология пр-ва и перераб. с.-х. продукции". - Ставрополь: АГРУС, 2005. - 136 с.
 
Л3.5 Стародубцева Г. П., Крахоткин В. И. Оптика и строение атома:учеб. пособие для студентов вузов по направлению 110300 - "Агроинженерия". - Ставрополь: АГРУС, 2007. - 172 с.
 
Л3.6 Боголюбова И. А., Рубцова Е. И. Сборник заданий по физике для самостоятельной работы студентов:учеб. пособие для студентов с.-х вузов по направлениям: 110900.62 - Технология пр-ва и перераб. с.-х. продукции и 120700.62 - Землеустройство и кадастры. - Ставрополь: СНИИЖК, 2014. - 46 с.
 
Л3.7 Крахоткин В. И., Хащенко А. А., Копылова О. С., Афанасьев М. А. Электричество и магнетизм:метод. указания к лаборатор. работам 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника. - Ставрополь: АГРУС, 2015. - 369 КБ
 
Л3.8 Любая С. И., Стародубцева Г. П., Афанансьев М. А., Копылова О. С. Практикум по физике:для студентов очного обучения по направлению 35.03.04 - Агрономия. - Ставрополь, 2016. - 156 с.
 
Л3.9 Боголюбова И. А., Рубцова Е. И., Афанасьев М. А. Тетрадь для самостоятельной работы по физике:учеб. пособие для студентов 36.03.02 – Зоотехния направление подготовки «Кормление животных и технология кормов». - Ставрополь: Спектр, 2018. - 2,21 МБ
 
Л3.10 Боголюбова И. А., Рубцова Е. И., Афанасьев М. А. Практикум по физике:для студентов 35.03.07 "Технология пр-ва и перераб. с.-х. продукции" (очная форма). - Ставрополь, 2018. - 1,20 МБ
 
Л3.11 Боголюбова И. А., Рубцова Е. И., Афанасьев М. А. Тетрадь по физике для выполнения самостоятельной работы:для студентов 35.03.07 "Технология пр-ва и перераб. с.-х. продукции" (очная форма). - Ставрополь, 2018. - 1,79 МБ
 
Л3.12 Любая С. И., Афанасьев М. А., Стародубцева Г. П. Практикум по механике и молекулярной физике:направления 23.03.03. – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. - Ставрополь: Спектр, 2020. - 1,06 МБ
 
Л3.13 Копылова О. С., Любая С. И., Афанасьев М. А., Копылов В. Б. Лабораторный практикум по электричеству и магнетизму:направление 13.03.02. – Электроэнергетика и электротехника (бакалавр). - Ставрополь: Спектр, 2020. - 2,03 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сборник задач по физике
https://alexandr4784.narod.ru/firgant.html
1
 
Кинематика материальной точки
http://www.physics.ru/
2
 
Динамика материальной точки 
http://www.physics.ru/
3
 
Работа, мощность энергия
http://www.physics.ru/
4
 
Механические колебания и волны
http://www.physics.ru/
5
 
Основы молекулярно-кинетической теории. Основы термодинамики
http://www.physics.ru/
6
 
Электричество и магнетизм
http://www.physics.ru/
7
 
Оптика и атомная физика
http://www.physics.ru/
8
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Работа на лекции

Умение достаточно полно записать содержание устного выступления - важнейший навык, без которого нельзя успешно учиться. Навык  конспектирования легко поддается формированию. Конспекты имеют свои особенности:

1. Конспект требует быстрой записи.

2. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться.

3. В конспекте допускаются такие формы, которые понятны только автору.

4. Конспект - это запись смысла лекции.

Работа с литературой

Овладение методическими приемами работы с литературой - одна из важнейших задач студента. Углубленная работа с книгой - гарантия того, что студент станет хорошим специалистом.

Работа с книгой включает следующие этапы.

1. Предварительное знакомство с содержанием всей книги или какого-то ее раздела.

2. Углубленное чтение текста книги должно преследовать следующие цели: усвоить основные положения; усвоить фактический материал; логическое обоснование главной мысли и выводов.

3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не конспектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении курсовых, дипломных работ, для участия в научных исследованиях.

4. Составление тезисов или конспекта книги или ее части.

5. Написание реферата.

 
Тезисы надо писать своими словами, но наиболее важные положения изучаемой работы лучше записать в виде цитаты. Цитат или выписки из книги можно рассматривать как дополнение к тезисам.

Конспект - это краткий пересказ своими словами содержания работы или ее части. Правильно составленный конспект определяет уровень, степень понимания и усвоения изучаемой работы. Оформление конспекта должно включать следующее: название работы, главы, сам текст конспекта.

Текст следует писать аккуратно и разборчиво. Это значительно облегчит использование конспекта, т.к. при последующем изучении все усилия будут направлены на осмысление со-держания, а не на дешифровку. Каждая фраза в конспекте должна быть наполнена смысловым содержанием. Объем конспектов должен быть в 10-15 раз меньше объема конспектируемого текста. Многословие конспекта - не просто его недостаток, а свидетельство недостаточной четкости и ясности мышления. Конспектирование учебника следует начинать после изучения записей лекций, проработки учебных пособий. В таком случае, конспектирование станет логическим продолжением и развитием известных студенту положений.

Очень важно не ограничиваться одним изложением текста, в конспект следует вносить собственные мысли, комментарии к содержанию изучаемой работы. Это наиболее существенный показатель творческого отношения к изучаемому разделу, ценнейший результат самостоятельного труда.

Как подготовиться к лабораторному занятию

Главная цель лабораторных занятий - осуществить связь теоретических положений с практической действительностью, экспериментальную проверку теоретических положений. Знакомство с оборудованием и выработка навыков работы с ним, уяснение хода выполнения лабораторной работы является обязательным условием качественного выполнения работы. Кроме достижения главной цели - подтверждение теоретических положений на лабораторном занятии решаются и другие задачи.

Изучение инструкций

Инструкции обычно содержат теоретическую информацию, уяснение которой существенно пополнит теоретический багаж студента. При подготовке к лабораторным работам необходимо ознакомиться с методическими указаниями той работы, которая значится в графике учебного процесса. Изучить: цель работы; содержание работы; оборудование рабочего места; правила техники безопасности; общие сведения о процессах и режимах установки, стенда, комплекса или технологи-ческой машины; порядок выполнения работы и обработку опытных данных; подготовить отчет о выполненной работе.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
315/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Физика»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , ксхн Любая Светлана Ивановна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Рубцова Елена Ивановна
 
_______________________ доц. , кпн Боголюбова Ирина Анатольевна
 
Рабочая программа дисциплины «Физика» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Яновский Александр Александрович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Физика» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование