2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Психология профессионально-личностного развития_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.10 Психология профессионально-личностного развития
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Психология профессионально-личностного развития» является формирование у обучающегося целостного представления о закономерностях профессионального развития личности; включающих в себя: расширение знаний о себе, своих возможностях и способ-ностях, о мире профессионального труда; соотнесения их с личностно и профессионально важными качествами; развитие умений ориентироваться в мире людей, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, учитывая особенности поведения других членов команды, соблюдая установленные нормы и правила командной работы, несет личную ответственность за общий результатов
знает

основ психологии общения; методов работы в кризисных ситуациях; основ эффективных межличностных коммуникаций

умеет

работать в кризисных ситуациях; применять приемы эффективных межличностных коммуникаций

владеет навыками

работы в кризисных ситуациях; применения приемов эффективных межличностных ком-муникаций

 
 
 
 
 
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.2 Реализует намеченные цели с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда на основе принципов образования в течении всей жизни
знает

основ социологии, психологии

умеет

реализовывать намеченные цели с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда на основе принципов образования в течении всей жизни

владеет навыками

реализации намеченных целей с учетом усло-вий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда на основе принципов образования в те-чении всей жизни

 
 
 
 
 
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной
УК-9.1 Оперирует понятиями инклюзивной компетентности, ее компонентами и структурой; понимает особенности
знает

основных понятий инклюзивной компетентности, ее компонентов и структуры; базовых дефектологических понятий в социальной и профессиональной

 
сферах
применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
сферах

умеет

оперировать понятиями инклюзивной компетентности, ее компонентами и структурой; применять базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

владеет навыками

оперирования понятиями инклюзивной компетентности, ее компонентами и структурой; применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах

 
 
 
 
 
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Взаимодействует в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
знает

теорий и методик инклюзивного взаимодействия

умеет

взаимодействовать в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

владеет навыками

взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Психология профессионально-личностного развития» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Психология профессионально-личностного развития» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Введение в профессиональную деятельность
 
Информационные технологии
 
Освоение дисциплины «Психология профессионально-личностного развития» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Менеджмент
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Психология профессионально-личностного развития» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
72/2
18
18
36
За
 
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 
1.
 
Системное и критическое мышление.
3
6
4
2
1.1.
2
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Разработка и реализация проектов.
3
6
4
2
КТ 1
1.2.
2
Контрольная работа
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).
3
4
4
2
1.3.
2
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Командная работа и лидерство.
3
4
4
2
1.4.
2
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Конфликты в деловых отношениях.
3
4
6
2
КТ 2
1.5.
4
Контрольная работа
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Безопасность жизнедеятельности.
3
4
4
2
1.6.
2
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Инклюзивная компетентность.
3
4
4
2
1.7.
2
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Гражданская позиция.
3
4
6
4
1.8.
2
УК-3.1, УК-6.2, УК-9.1, УК-9.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Системное и критическое мышление.
Системное и критическое мышление.

2/-
 
Разработка и реализация проектов.
Разработка и реализация проектов.

2/-
 
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).

2/-
 
Командная работа и лидерство.
Командная работа и лидерство.

2/-
 
Конфликты в деловых отношениях.
Конфликты в деловых отношениях.

4/-
 
Безопасность жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности.

2/-
 
Инклюзивная компетентность.
Инклюзивная компетентность.

2/-
 
Гражданская позиция.
Гражданская позиция.

2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Системное и критическое мышление.
Системное и критическое мышление.

Пр
2/-/-
 
Разработка и реализация проектов.
Разработка и реализация проектов.

Пр
2/-/-
 
 
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).

Пр
2/-/-
 
Командная работа и лидерство.
Командная работа и лидерство.

Пр
2/-/-
 
Конфликты в деловых отношениях.
Конфликты в деловых отношениях.

Пр
2/-/-
 
Безопасность жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности.

Пр
2/-/-
 
Инклюзивная компетентность.
Инклюзивная компетентность.

Пр
2/-/-
 
Гражданская позиция.
Гражданская позиция.

Пр
4/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Системное и критическое мышление.

6
 
Разработка и реализация проектов.

6
 
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).

4
 
Командная работа и лидерство.

4
 
Конфликты в деловых отношениях.

4
 
Безопасность жизнедеятельности.

4
 
Инклюзивная компетентность.

4
 
Гражданская позиция.

4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Психология профессионально-личностного развития» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Психология профессионально-личностного развития».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Психология профессионально-личностного развития».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Психология профессионально-личностного развития».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Системное и критическое мышление.
 
2
Разработка и реализация проектов.
 
3
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение).
 
4
Командная работа и лидерство.
 
5
Конфликты в деловых отношениях.
 
6
Безопасность жизнедеятельности.
 
7
Инклюзивная компетентность.
 
8
Гражданская позиция.
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Психология профессионально-личностного развития»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-3.1:Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, учитывая особенности поведения других членов команды, соблюдая установленные нормы и правила командной работы, несет личную ответственность за общий результатов
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-6.2:Реализует намеченные цели с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда на основе принципов образования в течении всей жизни
Введение в профессиональную деятельность
x
Менеджмент
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Психология профессионально-личностного развития» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Психология профессионально-личностного развития» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
20
 
КТ 2
Контрольная работа
20
 
Итого
110
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
40
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
20
Контрольная точка состоит из результатов собеседования, решения проктико-ориентированных заданий и результатов участия в интерактивных занятиях. Критерии оценки собеседования максимально (10 балов): 6 баллов - не менее 85% правильных ответов, 3 балла не менее 60% правильных ответов, 1 бал не менее 30% правильных ответов. 0 баллов 25% и ниже правильных ответов. Критерии оценки ответов при решении практик ориентированных заданий ( максимально 10 баллов : 7 балов - не менее 85% правильных заданий, 5 балов - не менее 60% выполненных заданий, 0 баллов - 25% и ниже)
 
КТ 2
Контрольная работа
20
Контрольная точка состоит из результатов собеседования, решения проктико-ориентированных заданий и результатов участия в интерактивных занятиях. Критерии оценки собеседования максимально (10 балов): 6 баллов - не менее 85% правильных ответов, 3 балла не менее 60% правильных ответов, 1 бал не менее 30% правильных ответов. 0 баллов 25% и ниже правильных ответов. Критерии оценки ответов при решении практик ориентированных заданий ( максимально 10 баллов : 7 балов - не менее 85% правильных заданий, 5 балов - не менее 60% выполненных заданий, 0 баллов - 25% и ниже)
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Психология профессионально-личностного развития» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Психология профессионально-личностного развития»
Контрольная точка №1 (Контрольная работа)

1. Основной задачей психологии является …

1) коррекция социальных норм поведения

2) изучение законов психической деятельности

3) разработка проблем истории психологии

4) совершенствование методов исследования

2. Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в

1) когнитивной психологии

2) гештальтпсихологии

3) бихевиоризме

4) отечественной психологии  

3. К психическим процессам относится

1) темперамент

2) характер

3) ощущение  

4) способности

4. Свойство внимания, проявляющееся в скорости перевода его с одного объекта на другой, это:

1) переключаемость

2) концентрация

3) сосредоточенность

4) распределение

5. Степень сосредоточенности сознания на объекте называется______ внимания

 
1) концентрацией

2) распределением

3) объемом

4) переключаемостью

6. Процессы организации и сохранении прошлого опыта, делающие возможным его повторное ис-пользование в деятельности, это:

1) мышление

2) воображение

3) память

4) восприятие

7. Произвольная память предполагает:

1) случайное запоминание

2) запоминание без специального заучивания

3) запоминание в ходе деятельности

4) запоминание с помощью волевых усилий

8. Ощущение возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы расположенные на поверхности тела, называются:

1) интероцептивными

2) экстероцептивными

3) интерактивными

4) проприоцептивными

9. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта, происходящий:

1) при опосредованном взаимодействии с этим объектом

2) при его непосредственном взаимодействии с объектом

3) при отсутствии взаимодействия с объектом

4) при отсутствии воспринимаемого объекта

10. Выделение из бесчисленного количества окружающего человека предметов и явлений лишь не-которых из них называется _____ восприятия

1) избирательностью

2) обобщенностью

3) целостностью

4) предметностью

11. Воображение предполагающие самостоятельное создание особых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности это:

1) мечта

2) творческое воображение

3) воссоздающее воображение

4) грезы

12. Способы мышления – это:

1) классификация

2) индукция

3) обобщение

4) сравнение

13. К видам ощущений относятся:

1) тактильные

2) обонятельные

3) висцеральные

4) болевые

 
5) все ответы верны

14. Для восприятия характерны такие свойства, как:

1) адаптация

2) апперцепция

3) объем

4) сенсибилизация

15. Познавательный процесс, который можно охарактеризовать, как отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы:

1) ощущение

2) восприятие

3) внимание

16. Зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные – это виды:

1) ощущений

2) восприятий

3) внимания

17. Восприятие – это:

1) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних со-стояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы

2) отражение целостных предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы

3) это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, име-ющем для личности устойчивую или ситуативную значимость

18. Психофизика- это наука, изучающая:

1) ощущение

2) восприятие

3) внимание

19. Прогностическая, или планирующая функция внимания – это:

1) направленность внимания на оценку, как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности

2) участие внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям

3) целенаправленный отбор поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека

20. Сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации.

1) ощущение

2) восприятие

3) внимание

4) память

21. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами – это:

1) мышление

2) восприятие

3) внимание

 
4) память

22. Процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности – это:

1) мышление

2) восприятие

3) воображение

23. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек(ла):

1) бихевиоризм

2) психоанализ

3) гуманистическая психология

4) теория деятельности мышления

24. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:

1) быстрота

2) гибкость

3) самостоятельность

4) широта

25. Глубина мышления — это его:

1) вид

2) уровень

3) форма

4) качество

26. Реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску, носящих ситуативный характер, это:

1) чувства

2) воля

3) эмоции

4) поступок

27. Функция чувств, выражающаяся в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме:

1) экспрессивная

2) сигнальная

3) регуляторная

4) интерактивная

28. Понятие воля предполагает:

1) способность контролировать эмоциональную сферу

2) умение мобилизовать свои возможности для преодоления трудностей

3) умения тормозить чувства, действия, мысли, мешающие осуществлению принятия решения

4) сознательное регулирование человеком психики и поведения

29. К функциям воли не относится:  

1) саморегуляция

2) стимулирующая

3) коммуникативная

4) тормозная

30.  К фазам волевого акта не относится:

 
1) возникновение побуждения

2) постановка цели

3) борьба мотивов

4) адаптация

Контрольная точка №2 (Контрольная работа)

1. Конфликт — это:

1) борьба мнений;

2) спор, дискуссия по острой проблеме;

3) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

4) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

5) столкновение противоположных позиций.

2. Объект конфликта - это:

1) проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;

2) конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт;

3) участники конфликта;

3) противоречие, которое противоборствующие стоны пытаются разрешить.

3. Субъект конфликта это:

1) проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;

2) конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт;

3) участники конфликта;

4) противоречие, которое противоборствующие стоны пытаются разрешить.

4.  Конфликтогены – это:

1) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

2) проявления конфликта;

3) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

4) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;

5) поведенческие реакции личности в конфликте.

5. Конфликт нереализованного желания - это:

1) конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами  личными привязанностями;

2) конфликт, связанный с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей;

3) конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими;

4)  конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение.

6. Социокультурные барьеры:

1) появляются, когда люди разговаривают на разных языках или диалектах;

2) появляются из-за плохой дикции, когда участники общения имеют существенные дефекты речи, используют большое количество звуков-паразитов;

3)  появляются в случае непонимания обеими сторонами традиций, норм поведения, привычек;

4)  являются психологической защитой от чужеродного воздействия.

7. Мотивы в конфликте - это:

1) переход участников к конфликтному взаимодействию;

2) ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей

 
участников будущего конфликта;

3) проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;

4) побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.

8. Противоборство — это:

1) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

2) столкновение интересов;

3) нанесение взаимного ущерба; г)борьба мнений;

4) соперничество по поводу какого-либо предмета.

9. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами соци-ального взаимодействия являются:

1) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одер-жать победу над другим;

2) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

3) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

4) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

5) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

10. Конфликтная ситуация — это:

1) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

2) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

3) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

4) причина конфликта; д)этап развития конфликта.

11. Причина конфликта — это:

1) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

2) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

3) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных усло-виях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

4) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

5)то, из-за чего возникает конфликт.

12. То, из-за чего возникает конфликт — это:

1) мотивы конфликта;

2) позиции конфликтующих сторон;

3) предмет конфликта;

4) стороны конфликта;

5) образ конфликтной ситуации.

13. Основными  сигналами  конфликта являются:

1) напряжение, недоразумение, инцидент;

2) дискомфорт, напряжение, недоразумение, кризис, инцидент;

3) дискомфорт, напряжение, кризис;

4) недоразумение, кризис.

 
14. Образ конфликтной ситуации — это:

1) то, из-за чего возникает конфликт;

2) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

3) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

4) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

5) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.

15. Инцидент — это:

1) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

2) истинная причина конфликта;

3) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

4) то, из-за чего возникает конфликт;

5) необходимое условие конфликта.

16. Стороны конфликта — это:

1) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживаю-щие (явно или неявно) конфликтующих;

2) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

3) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

4) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор);

5) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

17. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

1) межличностному бурному и быстротекущему;

2) межличностному, конструктивному;

3) межличностному, экономическому;

4) острому и длительному;

5) деструктивному.

18. Межличностный конфликт понимается как:

1) конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы;

2) конфликт, возникающий при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека;

3) ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми;

4) проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений.

19. Межгрупповой конфликт понимается как:

1) конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы;

2) конфликт, возникающий при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека;

3) ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми;

4) проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений.

20. По степени вовлечения людей конфликты делятся на:

1) недовольство, разногласие, противодействие,  раздор, вражда;

2) управленческие, педагогические,  производственные, экономические, творческие;

3) межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные;

4)  реальные, мнимые.

 
21. Тип конфликтов, являющийся самым распространенным, охватывающим практически все сферы человеческих отношений:

1) межгрупповой;

2) межличностный;

3) внутриличностный;

4)  семейный.

22. По степени открытости конфликты делятся на:

1) недовольство, разногласие, противодействие,  раздор, вражда;

2) управленческие, педагогические,  производственные, экономические, творческие;

3) межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные;

4) реальные, мнимые.

23. По источнику возникновения конфликты делятся на:

1) кратковременные, затяжные;

2) управленческие, педагогические,  производственные, экономические, творческие;

3) объективно, субъективно обусловленные;

4) реальные, мнимые.

22. Какой конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества, эффективности организации:

1) функциональный;

2) межличностный;

3) групповой;

4) личностный.

23. Внутриличностный конфликт понимается как:

1) конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы;

2) конфликт, возникающий при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека;

3) ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми;

4) проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений.

24. Каковы причины межличностных конфликтов?

1) недостатки, связанные с организацией труда, нормирования, использования моральных и материальных стимулов;

2) трудности и напряженность, связанные с межличностными отношениями

внутри коллектива;

3) недоработки в сфере управленческой деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностям;

4) все вышеназванные.

25. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:

1) конструктивными;

2) деструктивными;

3) реалистическими.

26. Управление конфликтами — это:

1) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

2) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

3) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

4) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс

 
формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

5) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

27. Содержание управления конфликтами включает:

1) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;

2) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;

3) прогнозирование, регулирование, разрешение;

4) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

5) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.

28. Предпосылками разрешения конфликта являются:

1) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

2) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

3) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;

4) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.

29. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:

1) конструктивная, рациональная, деструктивная;

2) компромисс, борьба, сотрудничество;

3) рациональная, иррациональная, конформистская;

4) конструктивная, деструктивная, конформистская;

5) борьба, уступка, компромисс.

30. Технологии рационального поведения в конфликте — это:

1) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;

2) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих це-лей в конфликте;

3) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

4) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;

5) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

          ТЕМА 1. Системное и критическое мышление.

1. Метакогнитивные основы профессионального мышления.  

2. Классификация и общие свойства ощущений.

3. Сущность, закономерности и основные свойства восприятия.

4. Внимание и память как психические познавательные процессы.

5. Понятие мышления. Критическое мышление и процесс принятия решения.

6. Структура интеллекта.

7. Понятие воображения, его виды. Техники воображения.

8. Творчество как процесс и результат.

9. Структура волевого действия и процесс принятия решения.

                 ТЕМА 2. Разработка и реализация проектов.

1. Мотивация поведения личности.

2. Психология управления проектами.

3. Управленческие решения.

4. Психологические механизмы индивидуального и коллегиального принятия управленческих решений.

6. Основные стили принятия решений.

 
7. Личностные профили управленческих решений.

8. Манипуляции в принятии решений и противодействия им.

                

              ТЕМА 3. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

1. Психологическая характеристика карьеры.

2. Типология и стадии карьеры.

3. Карьерное продвижение в контексте жизненного пути.

4. Оценка успешности карьеры.

5. Эмоциональное выгорание.

6. Понятие профессиональной деформации и личностного роста.

7. Симптомы эмоционального выгорания.

8. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности.

9. Технологии здоровьесбережения.                

              ТЕМА 4. Командная работа и лидерство

1. Малые социальные группы.

2. Факторы, влияющие на групповую динамику.

3. Диагностика стадий развития группы   

4. Социальные роли: понятие, характеристики, виды.

5. Понятие и типы команд.

6. Динамика развития и эффективность работы команды.

7. Социально- психологический климат в команде.

8. Сущность деловых коммуникаций.

9. Деловой этикет.

               ТЕМА 5. Конфликты в деловых отношениях

1. Социология конфликта.

2. Психология конфликта.

3. Особенности конфликтов в организации

4. Социальные функции организационных конфликтов.

5. Признаки конфликтной ситуации в организации.

6. Структура организационного конфликта.

7. Причины и стадии конфликта в организации.

8. Стратегия и тактика в регулировании организационных конфликтов.

9. Основные правила разрешения конфликтов организационных конфликтов.

            

             ТЕМА 6. Безопасность жизнедеятельности

1. Исследование депрессии, чувства одиночества.

2. Формы проявления чувств.

3. Эмоциональный интеллект.   

4. Тревожность, фрустрация, агрессия.

5. Деятельность в особых экстремальных условиях.

6. Понятие ресурсы личности.

7. Социальные, социально-психологические, индивидные ресурсы.

8. Способы исследования ресурсов личности.

9. Роль ресурсов личности в адаптации к кризисным ситуациям.

    ТЕМА 7. Инклюзивная компетентность

1. Особенности психического развития лиц с ОВЗ.

2. Требования к безбарьерному пространству  для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

3. Этика и этикет взаимодействия с лицами с ОВЗ в социальной и профессиональной сферах.

4. Формирование инклюзивной культуры.

5. Организационно-методическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ.

6. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ.

 
7. Социальное сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ.

8. Техническое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ.

9. Технологии психолого-педагогического сопровождения и социокультурной реабилитации.

    ТЕМА 8. Гражданская позиция

1. Социальные последствия коррупции.

2. Политические последствия коррупции.

3. Экономические последствия коррупции.

4. Моральные последствия коррупции.

5. Антикоррупционный мониторинг.

6. Основные формы коррупционных проявлений.

7. Понятие государственной антикоррупционной стратегии.

1. Психология как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи, функции.

2. Место психологии в системе наук.

3. История развития психологического знания и основные направления психологии

4. Основные психические процессы. Структура сознания.

5. Психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

6. Познавательные процессы: ощущение, восприятие.

7. Познавательные процессы: представление, воображение.

8. Познавательные процессы: мышление и интеллект, творчество.

9. Познавательные процессы: внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства.

10. Психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь.

11. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

12. Методы исследований в психологии.

13. Понятие личности. Ее основные характеристики.

14. Движущие силы развития личности.

15. Формы проявления эмоций и чувств.

16. Классификация чувств в зависимости от жизнедеятельности человека.

17. Виды стресса. Диагностика стресса.  

18. Социальные, социально-психологические, индивидные ресурсы.

19. Характеристика волевых качеств.

20. Понятие воли и волевого действия.

21. Темперамент и его типы.

22. Характер и его особенности.

23. Характеристика и уровни способностей.

24. Общение. Структура процесса общения.

25. Понятие, виды и структура конфликта. Причины конфликтов.

26. Конфликтная ситуация и ее виды.

27. Способы разрешения конфликтов и пути выхода из них.

28. Этапы и последствия конфликтов.

29. Понятие  и классификация малых групп.

30. Психологическое и педагогическое значение коллектива.

31. Основные функции самосознания (мотивирующая, блокирующая, интерпретационная, антиципационная, защитная).

32. Понятие о защитных механизмах самосознания.

33. Процессы групповой динамики в малых группах.

34. Разновидности эмоциональных явлений: настроения, аффекты, стрессы, страсти.

35. Волевое усилие как механизм сознательной регуляции поведения и деятельности. Свобода воли личности.

36. Стратегии, тактики и виды общения.

37. Теории поведения личносит.

38. Психологическая структура самосознания: образ "Я" и самооценка.

39. Направленность личности.

40. Структура личности по К.Платонову.

41. Современные психологические теории личности.

 
42. Психологические защитные механизмы человека.

43. Психология управления проектами.

44. Основные стили принятия решений.

45. Образование как педагогический процесс.

46. Система образования в России.

47. Непрерывное образование и самообразование

48. Основные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача).

49. Психологическая характеристика карьеры.

50. Типология и стадии карьеры.

51. Эмоциональное выгорание.

52. Понятие профессиональной деформации и личностного роста.

53. Технологии здоровьесбережения.

54. Лидерство и руководство как социальные феномены.

55. Основные теории лидерства.

56. Малые социальные группы.

57. Социальные роли: понятие, характеристики, виды.

58. Понятие и типы команд.

59. Сущность деловых коммуникаций.

60. Определение, виды и функции деловых коммуникаций.

61. Формы деловых коммуникаций.

62. Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности.

63. Структура конфликта.

64. Функции конфликтов.

65. Динамика развития конфликтов.

66. Профилактика и управление конфликтами.

67. Экстремальная или чрезвычайная ситуация, где источник угрозы обезличен.

68. Объективные и субъективные характеристики чрезвычайных ситуаций.

69. Основные понятия инклюзивной компетентности.

70. Социальная сущность инвалидности.

71. Научные концепции социализации и инвалидизации.

72. Сущность и содержание социальной реабилитации.

73. Принципы и структура социальной адаптации и реабилитации.

74. Теория и методика инклюзивного взаимодействия.

75. Этика и этикет взаимодействия с лицами с ОВЗ.

76. Технологии психолого-педагогического сопровождения и социокультурной реабилитации.

77. Психология предрасположенности к коррупционному поведению.

78. Психологические детерминанты антикоррупционного поведения.

79. Антикоррупционные риски.

80. Психологические пути и методы формирования навыков и умений антикоррупционного поведения.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
251/ФАЗР
специализированная мебель на 89 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., стол президиума – 2 шт., трибуна для лектора – 1 шт., настольный конденсаторный микрофон Invotone GM200 – 4 шт., плазменная панель – 1 шт., документ-камера AverVisionCP 135 – 1 шт., интерактивный дисплей – 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт., экран настенный – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 257/ФАЗР
257/ФАЗР
Специализированная мебель на 28 посадочных мест, ноутбук Aser – 1 шт.,  телевизор – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты. 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Психология профессионально-личностного развития»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.п.н. Дрожжина Н.Б.
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.п.н. Тарасова С.И.
 
_______________________ профессор , д.с.н. Духина Т.Н.
 
Рабочая программа дисциплины «Психология профессионально-личностного развития» рассмотрена на заседании Кафедра философии, истории и педагогики протокол № 15 от 08.04.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Тарасова Светлана Ивановна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Психология профессионально-личностного развития» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование