УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
в проведении анализа проектов , реконструкции модернизации действующих производств
умеет
осуществлять прогноз техногенного воздействия
владеет навыками
анализировать результаты отчетов, анализировть результаты расчетов
в проведении анализа проектов , реконструкции модернизации действующих производств
умеет
осуществлять прогноз техногенного воздействия
владеет навыками
анализировать результаты отчетов, анализировть результаты расчетов
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
законодательство РФ. Определять связь между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения.
контролю
законодательство РФ. Определять связь между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения.
1. Рабочую программу дисциплины «Охрана окружающей среды».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Охрана окружающей среды».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Охрана окружающей среды».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Охрана окружающей среды» проводится в виде Экзамен, Курсовая работа.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Типовые вопросы
1. Охрана окружающей среды как важнейший компонент рационального природопользования. Задачи природоохранной деятельности.
2. Биосфера и человек. Структура и свойства биосферы.
3. Прямые воздействия человека на природные объекты.
4. Косвенные воздействия человека на природные объекты.
5. Механическое и физическое загрязнение природных объектов, их последствия.
6. Химическое загрязнение природных объектов и его последствия.
7. Биологическое загрязнение природных объектов и его последствия
8. Глобальные антропогенные изменения в природе, их прогнозируемые последствия.
9. Региональные антропогенные изменения в природе, их последствия в прошлом и настоящем.
10. Локальные антропогенные изменения в природе, их современные примеры и последствия.
11. Нарушение экологического баланса тундр и его последствия для человечества.
12. Нарушение экологического баланса лесов умеренного пояса и его последствия для человечества..
Практико-ориентированные
- наземно-воздушной среды
- водной
- почве
2. Приведите примеры адаптация человека к природной и социальной среде.
3. Решите задачу:
Для учета численности пингвина Адели был применен метод маркировки. Число всех пойманных особей составило 1000 птиц, из них пометили 200 особей. После второй поимки число особей составило 35. Рассчитайте, какова численность исследуемых особей на всем участке.
4. Решите задачу:
Какой объем углекислого газа, взятого при нормальных условиях, необходимо поглотить растению, чтобы выросло дерево со следующими параметрами: диаметр ствола D=0,8 м, высота h=15 м, плотность p=0,08 м3 . Принимаем, что вся древесина состоит из углевода, и что древесный ствол имеет правильную цилиндрическую форму.
Контрольная работа № 2
Типовые вопросы
1. Международная охрана природы.
2. ООН как важнейшая организация, координирующая охрану окружающей среды в планетарном масштабе, её основные природоохранные и ресурсные программы.
3. Концепция устойчивого развития и проблемы её реализации.
4. Специфика строения и структуры селитебных ландшафтов. Экологические последствия, возникающие при урбанизации и урбанизации территорий.
5. Загрязнение почв бытовыми отходами. Основные пути оптимизации селитебных ландшафтов.
6. Загрязнение почв промышленными отходами. Загрязнение почвы при авариях на экологически опасных объектах и транспорте.
7. Современные подходы по рекультивации и биоремедиаци
Практико-ориентированные
Решить задачу:
Задача. Рассчитайте потребность древних охотников в пищевых ресурсах(минимальная потребность в мясе орды в 25 человек и в пересчете на живой вес, площадь осваиваемой ими охотничьей территории и количеством амонтов в год) и определите антропогенное давление на фауну, если известно, что прирост биомассы мамонтов за год на 100 км2 составлял 4 тыс.кг. На мясо использовалось 40% веса, то есть 2500 кг/год на 100 км2. По расчетам ученых, суточный рацион охотников включал не менее 600 – 700 г мяса. Если принять, что численность кроманьонца составляла 2,5 млн.особей, и предположить, что на протяжении всего лишь 10 лет человечество питалось одними мамонтами (в умеренной зоне) или слонами (в тропиках и субтропиках).
Задача.В воздухе вблизи химического завода находится дихлорметан,концентрация которого составляет 12 мг/м3. На протяжении 10 лет таким воздухомдышит население, численность которого составляет 6 тыс. человек. Количество дней, в течение которых люди подвергаются канцерогенному риску, равно всреднем 300. Фактор риска при поступлении дихлорметана с воздухом равен 1,6-10 (мг/кг•сут)-1. Рассчитать значения индивидуального и коллективного канцерогенного рисков.
1. Основные понятия и определения общей и прикладной экологии. Фундаментальные проблемы и аспекты природоохранной деятельности.
2. Взаимосвязь теории охраны природы с общей экологией, географией, ландшафтоведением. Задачи охраны окружающей среды.
3. Общие причины и основные типы последствий воздействия человека на окружающую среду. Целенаправленные и непроизвольные воздействия, их примеры и последствия.
4. Классификация по природе воздействий: механические, физические, химические, биологические, формы деятельности, включающие их.
5. Понятие загрязнения окружающей среды. Глобальные, региональные и импактные воздействия.
7. Специфические особенности и основные экологические проблемы тундровых ландшафтов, лесов умеренного пояса, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь, сухих и влажных субтропиков, влажных экваториальных лесов; океанов и морей; рек, озёр, болот; островов; агроценозов; техногенных ландшафтов; урбоценозов.
8. Действие загрязнителей и продуктов их разложения на структурно-функциональные системы клеток, мембраны и ферментные системы. Изменения пространственной, половозрастной, генетической структуры и их последствия для поддержания устойчивости популяций.
9. Изменение структуры биоценозов и потоков вещества в них под действием человека как фактор риска для угрожаемых видов. Нарушения климата и глобальных геохимических оборотов, накопление и распространение стойких ксенобиотиков по всей биосфере.
10. Прямое и косвенное разрушение местообитаний; чрезмерный промысел; воздействие интродуцентов и их паразитов; ухудшение кормовой базы из-за изъятия биомассы человеком; уничтожение для защиты сельскохозяйственных или промысловых объектов; случайное уничтожение в ходе отлова целевых объектов, военных действий и учений, функционирования транспортной инфраструктуры и ЛЭП, добычи и транспортировки нефти и газа, агротехнических мероприятий.
11. Атмосферный воздух. Промышленные источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия атмосферных загрязнений. Охрана атмосферного воздуха.
12. Инженерные методы борьбы с загрязнением атмосферы. Социально-экологические проблемы применения систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
13. Воды суши. Методы улучшения качества питьевой воды. Методы очистки сточных вод. Использование подземных источников воды для водопотребления и водоотведения. Проблемы водных ресурсов.
14. Недра. Природные ресурсы недр и основы экономики природопользования. Принципы рационального использования исчерпаемых природных ресурсов.
15. Вероятные последствия перехода на возобновляемые источники энергии для химической промышленности.
16. Общие принципы рекультивации земель, нарушенных добывающей промышленностью. Современные технологии рекультивации нефтезагрязненных земель.
17. Почвы, их использование в сельскохозяйственной практике растениеводства и животноводства. Причины снижения плодородия и эрозии почв.
18. Мелиоративные мероприятия, их структура и вклад Основные подходы по рационализации сельского хозяйства.
19. Продуценты как основа экологических систем, их значение в природе и жизнедеятельности человека. Основные подходы по охране растений insitu и exsitu.
20. Многообразие функций животных в экосистемах. Охрана животных как наиболее сложная задача природоохранной теории и практики.
21. Островной эффект, значение численности, плотности и жизненного пространства в поддержании стабильности популяций животных.
22. Системы охраняемых природных территорий как наиболее эффективный способ охраны большинства видов животных.
Теоретические
1. Охрана окружающей среды как важнейший компонент рационального природопользования. Задачи природоохранной деятельности.
2. Биосфера и человек. Структура и свойства биосферы.
3. Прямые воздействия человека на природные объекты.
4. Косвенные воздействия человека на природные объекты.
5. Механическое и физическое загрязнение природных объектов, их последствия.
6. Химическое загрязнение природных объектов и его последствия.
7. Биологическое загрязнение природных объектов и его последствия
8. Глобальные антропогенные изменения в природе, их прогнозируемые последствия.
9. Региональные антропогенные изменения в природе, их последствия в прошлом и
10. Локальные антропогенные изменения в природе, их современные примеры и последствия.
11. Нарушение экологического баланса тундр и его последствия для человечества.
12. Нарушение экологического баланса лесов умеренного пояса и его последствия для человечества.
13. Нарушение экологического баланса степей, его последствия для человечества.
14. Опустынивание, его причины.
15. Нарушение экологического баланса субтропических и экваториальных экосистем, его последствия для человечества.
16. Загрязнение морей и океанов.
17. Нарушение гидрологического режима и загрязнение поверхностных пресных водоёмов.
18. Значение болотных ландшафтов для человека, последствия загрязнения болот.
19. Особенности экологического баланса на островах.
20. Поддержание экологического баланса агроценозов и его последствия.
21. Значение экологического контроля промышленных и селитебных территорий.
22. Экологические проблемы городов.
23. Воздействие загрязнителей на биоту на субклеточном уровне.
24. Воздействие загрязнителей на биоту на онтогенетическом и популяционно-видовом уровне.
25. Воздействие загрязнителей на биоту на экосистемном уровне. Значение биоты для поддержание стабильности биосферы.
26. Факторы непреднамеренного воздействия человека на биоресурсы, затрудняющие их охрану.
27. Народная охрана окружающей среды: особенности, методы, перспективы.
28. Частная охрана окружающей среды: особенности, методы, перспективы.
29. Государственная охрана окружающей среды: особенности, методы, перспективы.
30. История развития экологического права в России.
31. Основные нормативные акты, регулирующие природопользование и природоохранную деятельность в России в настоящее время.
32. Экономические проблемы охраны природы.
33. Социально-политические проблемы охраны природы. Общественная форма охраны окружающей среды.
34. Организационно-правовые проблемы охраны природы. Международная охрана природы и её значение
35. Концепция устойчивого развития и проблемы в её реализации.
36. Основные подходы в организации охраны атмосферного воздуха.
37. Основные подходы в организации охраны поверхностных пресных вод.
38. Основные подходы в организации охраны сельскохозяйственных угодий. Мелиорация: общие принципы и основные методы.
39. Основные подходы в организации охраны растений.
40. Основные подходы в организации охраны животных.
41. Экологический контроль и комплексная охрана промышленных районов, их значение в жизни людей. Биоремедиация: общие принципы и основные методы.
42. Экологический контроль и комплексная охрана селитебных районов, их значение в жизни людей.
Практико-ориентированные
Задание 1. Приведите конкретные примеры видов и типов загрязнения. Назовите основные источники и последствия каждого из видов загрязнения.
Задание 2 Выберите хорошо вам знакомый участков местности. Укажите типыи группы антропогенных нарушений почвы на нем
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Охрана окружающей среды» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.