УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
получение теоретических знаний о базовых концепциях в изучении биоразнообразия и
практических навыков в области проблем его сохранения;
формирование мировоззренческих представлений и, прежде всего, системного подхода к
изучению биоразнообразия как широкого спектра дисциплин в науках о Земле;
овладение методами анализа и оценки биоразнообразия на различных уровнях организации биосферы
для практического применения в области экологического мониторинга, сохранения биологического
разнообразия с учетом основных стратегий его восстановления, обеспечения безопасности и устойчивого
взаимодействия человека с природной средой и обществом
биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
умеет
использовать знания биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
владеет навыками
обеспечивать использование знаний в биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулиро-ванияохраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
умеет
представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
владеет навыками
обеспечит использование знаний о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
биологического разнообразия
биологическому разнообразию
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
биологического разнообразия
биологическому разнообразию
1. Рабочую программу дисциплины «Биоразнообразие».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Биоразнообразие».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биоразнообразие».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Биоразнообразие» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:
1. Измерение и оценка биологического разнообразия.
2. Параметры биологического разнообразия (альфа-разнообразие).
3. Индексы видового богатства.
4. Индексы, основанные на относительном обилии видов.
5. Анализ бета-разнообразия: сравнение, сходство, соответствие сообществ.
6. Гамма-разнообразие наземных экосистем.
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)
1. Экономические цели сохранения биоразнообразия.
2. Система эколого-экономического учета природных ресурсов.
3. Экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия. Экономические аспекты прав собственности на природные ресурсы.
4. Оценка и задачи правового обеспечения биоразнообразия в России.
5. Правовые принципы стратегии.
6. Совершенствование законодательства.
7. Эффективность правоприменения.
Вопросы и задания для подготовки к зачету
1. Понятие биологического разнообразия.
2. Системная концепция биоразнообразия.
3. Современные направления исследований в области биоразнообразия. Международные научно-исследовательские программы сохранения биоразнообразия.
4. Уровни биологического разнообразия. Генетическое, видовое, экосистемное разнообразие.
5. Основные международные проекты по сохранению биоразнообразия.
6. Концептуальные основы стратегии сохранения редких видов
7. Индексы биоразнообразия
8. Видовое разнообразие. Вид как универсальная единица оценки биоразнообразия.
9. Экосистемное разнообразие. Оценка экосистемного разнообразия на глобальном, региональном, локальном уровнях.
10. Таксономическое и типологическое разнообразие.
11. Биохорологические единицы оценки биоразнообразия.
12. Таксономическое разнообразие. Задачи инвентаризации видов.
13. Таксономическое разнообразие различных групп организмов России.
14. Биоразнообразие, созданное человеком. Синантропизация живого покрова.
15. Проблемы сохранения биоразнообразия, связанные с интродукцией и инвазиями видов.
16. Природные факторы территориальной дифференциации биологического
17. Антропогенные факторы территориальной дифференциации биологического разнообразия
18. Методы и подходы к оценке биоразнообразия экосистем. Показатели бета-разнообразия.
19. Сокращение биологического разнообразия. Основные факторы потерь биоразнообразия.
20. Фрагментация местообитаний как фактор потери биологического разнообразия, краевой эффект.
21. Мониторинг биологического разнообразия на разных уровнях исследования.
22. Геоинформационные системы - интегрирующее ядро мониторинговой системы биоразнообразия
23. Средства обеспечения мониторинга биоразнообразия.етоды расчета видового разнообразия сообществ и их комплексов (альфа-, бета- и гамма- разнообразие)
24. Разнообразие биологических видов и его значение для биосферы
25. Индикаторы биологического разнообразия.
26. Современные стратегии восстановления и сохранения биоразнообразия.
27. Основные функции охраняемых природных территорий и искусственных центров разведения в сохранении редких видов растений, животных и сообществ живых организмов.
28. Типологическое разнообразие и методы его изучения.
29. Основные индексы биоразнообразия.
30. Кластерный анализ для оценки биоразнообразия.
31. Биологическое разнообразие как основа развития и существования биосферы.
32. Потеря биологического разнообразия и экологические последствия этого процесса.
33. Мониторинг биоразнообразия - определение, цели и задачи.
34. Задачи мониторинга биоразнообразия на популяционном и экосистемном уровнях.
35. Воздействие человека на биоразнообразие.
36. Основные направления антропогенного воздействия на биоразнообразие
37. Экономическая оценка биоресурсов и биоразнообразия
38. Геоинформационные системы в картографировании биоразнообразия.
39. Глобальные изменения среды и биоразнообразие.
40. Охрана биоразнообразия в Российской Федерации
41. Правовые основы сохранения биоразнообразия
Темы рефератов:
Раздел 1. Введение. Понятие биологического разнообразия
1. Международная программа «биологическое разнообразие».
2. Реализация конвенции о биологическом разнообразии в России.
3. Уровни биологического разнообразия.
4. Биоразнообразие, созданное человеком.
Раздел 3. Концепция сохранения биологического разнообразия
1. Значение экологического образования, воспитания и просвещения в концепции сохранения и восстановления биоразнообразия.
2. Сохранение редких видов.
3. Создание баз данных и геоинформационных систем (ГИС).
4. Биоиндикация и биотестирование.
.Раздел 4. Биологическое разнообразие и методы его оценки
1. Применение показателей разнообразия.
2. Методы сбора и анализа геоботанических и демографических данных.
3. Индикаторы биологического разнообразия.
4. Использование биохимических, морфологических, популяционных и экосистемных методов при мониторинге биологического разнообразия.
5. Картографического метод в исследовании биоразнообразия: картографирование видового и ценотического разнообразия.
Раздел 5. Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне
1. Зоопарки, аквариумы, ботанические сады и дендрариумы, банки семян.
2. Красные книги.
3. Охраняемые территории.
4. Существующие охраняемые территории.
Раздел 6. Сохранение и восстановление биоты
1. Охрана растительности.
2. Лес – важнейший растительный ресурс планеты.
3. Рациональное использование, воспроизводство и охрана леса.
4. Охрана животного мира.
Раздел 7. Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия
1. Биоразнообразие и экономика.
2. Ценность биоразнообразия.
3. Сохранение разнообразия биосферы на видовом и экосистемном уровнях.
4. Законодательные основы сохранения биоразнообразия.
Раздел 8. Международный опыт сохранения биоразнообразия
1. Национальные стратегии охраны биологического разнообразия и устойчивого использования биологических ресурсов.
2. Международные организации в области охраны природы их роль и задачи.
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
2 балла- выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения; Материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный . 1 балл- дан неполный ответ , представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность , нелогичность изложения. 0 баллов- при отсутствии ответа.
3 балла- задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла- задачи решены не полостью, но объём выполненной части таков , что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл- задание решено не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов- задание не решено.
Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
При изучении дисциплины «Биоразнообразие» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.
Первая тема «Введение. Понятие биологического разнообразия». Цель: формирование у обучающихся представления о дисциплине, вкладе отечественных ученых в развитие биоразнообразия, новой парадигме отношения человека к окружающей его среде. Основные задачи: изучить основные понятия биоразнообразия; рассмотреть историю развития биоразнообразия; выявить основные положения знаний биоразнообразия. После изучения темы студент должен знать источники современных представлений в области биоразнообразия, основные современные концепции биоразнообразия, эволюцию представлений о единой картине мира. Студент должен уметь оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов биоразнообразия.
Вторая тема «Угрозы биологическому разнообразию». Цель: формирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений об антропогенном воздействии на биоразнообразие. Основные задачи: выявить антропогенное воздействие на природные ресурсы; рассмотреть классификацию угроз; изучить природные циклы. После изучения темы студент должен знать: классификацию угроз, антропогенное воздействие на биоразнообразие, законы природопользования. Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности.
Третья тема «Концепция сохранения биоразнообразия». Цель: формирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений о значении экологического образования, воспитания и просвещения в концепции сохранения и восстановления биоразнообразия. Основные
задачи: рассмотреть критерии сохранения видов; изучить методы биоиндикации и биотестирования. После изучения темы студент должен знать: мониторинг биоразнообразия, глобальную систему наземных наблюдений (GTOS), законодательную защиту видов. Студент должен уметь: применять знания создания баз данных и геоинформационных систем (ГИС) в решении экологических задач.
Четвертая тема «Биологическое разнообразие и методы его оценки». Цель: формирование у
Пятая тема «Сохранение биоразнообразия на популяционном,в идовом уровнях и на уровне сообществ». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний и представлений теоретических основ сохранения биоразнообразия на территории РФ. Основные задачи: выявить общие стратегии сохранения видов; рассмотреть сохранение биоразнообразия на различных уровнях организации живой природы. После изучения темы студент должен знать: организменный уровень (принцип), популяционный уровень (принцип), видовой уровень (принцип), сохранение видов путем сохранения популяций. Студент должен уметь: оперировать знанием законодательной защиты видов на территории РФ.
Шестая тема «Сохранение и восстановление биоты». Цель: формирование у студентов представлений о таксономическом и типологическом биологическом разнообразии. Основные задачи: изучить влияние человека на растительные сообщества и отдельные виды растений; рассмотреть роль животных в круговороте веществ в природе и жизни человека. После изучения темы студент должен знать: охрану растительных комплексов, охрану животного мира. Студент должен уметь: применять знание основ оценки состояния и мониторинга биоразнообразия в решении профессиональных задач.
Седьмая тема «Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия». Цель: научить обучающихся устанавливать взаимосвязь между экономической и правовой деятельностью человека и состоянием структурных компонентов биоразнообразия. Основные задачи: дать общую характеристику биоразнообразия в области экономики и права, рассмотреть основные формы регионального контроля в области биоразнообразия. После изучения темы студент должен знать: экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия, законодательные основы сохранения биоразнообразия. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами экологическогои правового контроля в области биоразнообразия.
Восьмая тема «Международный опыт сохранения биоразнообразия». Цель: научить обучающихся устанавливать взаимосвязь между биологическим разнообразием и устойчивым развитием. Основные задачи: дать базовые принципы международных правовых документов по сохранению биоразнообразия и окружающей среды, рассмотреть национальные стратегии охраны биологического разнообразия и устойчивого использования биологических ресурсов. После изучения темы студент должен знать: приоритетные направления международного опыта сохранения биоразнообразия. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами сохранения биоразнообразия в области охраны окружающей среды.
При обучении по заочной форме студент обязан выполнить контрольную работу (тест). Студент определяет номер своего варианта следующим образом: номер варианта соответствует
последней цифре в зачетной книжке; если последняя цифра «0» – номер варианта – «10». Для выполнения заданий студент должен ознакомиться с материалом изучаемого курса, проанализировать материал нескольких источников, выбрать тот, в котором освещаемая тема раскрыта более полно. Прочитать тему. Письменно ответить на вопросы заданий.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.