2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Биоразнообразие_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.27 Биоразнообразие
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью дисциплины «Биоразнообразие» является:

получение теоретических знаний о базовых концепциях в изучении биоразнообразия и

практических навыков в области проблем его сохранения;

формирование мировоззренческих представлений и, прежде всего, системного подхода к

изучению биоразнообразия как широкого спектра дисциплин в науках о Земле;

овладение методами анализа и оценки биоразнообразия на различных уровнях организации биосферы

для практического применения в области экологического мониторинга, сохранения биологического

разнообразия с учетом основных стратегий его восстановления, обеспечения безопасности и устойчивого

взаимодействия человека с природной средой и обществом 

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.4 Использует знания биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
знает

биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования

умеет

использовать знания биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования

владеет навыками

обеспечивать использование знаний в биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.2 Имеет представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулированияохраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
знает

представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулиро-ванияохраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики

умеет

представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики

владеет навыками

обеспечит использование знаний о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм

 
профессиональной этики
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Биоразнообразие» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Биоразнообразие» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Химия
 
Ботаника с основами фитоценологии
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Физиология растений
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Учение об атмосфере
 
География (социально-экономическая)
 
Биология
 
Ландшафтоведение
 
Учение о гидросфере 
 
Учение о биосфере
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Химия неорганическая
 
Химия органическая
 
Физико-химические методы исследования
 
Физика
 
Математика
 
Освоение дисциплины «Биоразнообразие» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Биоресурсное природопользование
 
Методы экологических исследований
 
Преддипломная  практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Биоразнообразие» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
72/2
12
24
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
 
5
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Введение. Понятие биологического разнообразия
5
4
4
2
1.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Угрозы биологическому разнообразию
5
2
6
4
1.2.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Концепция сохранения биоразнообразия.
5
4
4
2
1.3.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Биологическое разнообразие и методы его оценки.
5
4
6
4
1.4.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне сообществ.
5
4
4
2
1.5.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Сохранение и восстановление биоты
5
6
6
4
1.6.
2
Устный опрос, Реферат
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия.
5
6
4
4
1.7.
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Контрольная точка №1
5
6
2
2
КТ 1
1.8.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Промежуточная аттестация
5
1.9.
ОПК-1.4, ОПК-4.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
24
12
 
Итого
36
72
24
12
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение. Понятие биологического разнообразия
Введение. Понятие

биологического разнообразия

2/-
 
Угрозы биологическому разнообразию
Угрозы

биологическому разнообразию

2/2
 
Концепция сохранения биоразнообразия.
Концепция сохранения биоразнообразия.
2/2
 
Биологическое разнообразие и методы его оценки.
Биологическое разнообразие и методы его оценки.
2/-
 
Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне сообществ.
Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне сообществ.
2/-
 
Сохранение и восстановление биоты
Сохранение и восстановление биоты
2/-
 
Итого
12
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Введение. Понятие биологического разнообразия
Понятие биоразнообразия. Формирование взглядов о биологическом разнообразии.
Пр
2/-/-
 
Угрозы биологическому разнообразию
Вымирание видов. Прогнозы вымирания видов. 
Пр
4/-/-
 
Концепция сохранения биоразнообразия.
Причины изменения биоразнообразия на уровне популяций и сообществ
Пр
2/2/-
 
Биологическое разнообразие и методы его оценки.
Методы оценки биоразнообразия
Пр
4/2/-
 
Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне сообществ.
Красная книга,  как метод сохранения биоразнообразия на популяционно-видовом уровне.
Пр
2/2/-
 
Сохранение и восстановление биоты
Экономические и правовые подходы к оценке биоразнообразия и биоресурсов. 
Пр
4/-/-
 
Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия.
Экономические и правовые подходы к оценке биоразнообразия и биоресурсов. 
Пр
4/-/-
 
Контрольная точка №1
Контрольная точка №1
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Введение. Понятие

биологического разнообразия

4
 
Угрозы

биологическому разнообразию

2
 
Концепция сохранения биоразнообразия.
4
 
Биологическое разнообразие и методы его оценки.
4
 
Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне сообществ.
4
 
6
 
Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия.
6
 
Контрольная точка №1
6
 
0
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биоразнообразие» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Биоразнообразие».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Биоразнообразие».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биоразнообразие».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение. Понятие биологического разнообразия
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
2
Угрозы биологическому разнообразию
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
3
Концепция сохранения биоразнообразия.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
4
Биологическое разнообразие и методы его оценки.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
5
Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне сообществ.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
6
Сохранение и восстановление биоты
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7
Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия.
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
8
Контрольная точка №1
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
9
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Биоразнообразие»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.4:Использует знания биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
Биология
x
Ботаника с основами фитоценологии
x
Ознакомительная практика
x
Физиология растений
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-4.2:Имеет представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулированияохраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
Биоресурсное природопользование
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Биоразнообразие» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Биоразнообразие» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
20
 
КТ 1
Устный опрос
4
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
6
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
20
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
4
2 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
6
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Биоразнообразие» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Биоразнообразие»
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 1)

Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:

1. Измерение и оценка биологического разнообразия.

2. Параметры биологического разнообразия (альфа-разнообразие).

3. Индексы видового богатства.

4. Индексы, основанные на относительном обилии видов.

5. Анализ бета-разнообразия: сравнение, сходство, соответствие сообществ.

6. Гамма-разнообразие наземных экосистем.

Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)

1. Экономические цели сохранения биоразнообразия.

2. Система эколого-экономического учета природных ресурсов.

3. Экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия. Экономические аспекты прав собственности на природные ресурсы.

4. Оценка и задачи правового обеспечения биоразнообразия в России.

5. Правовые принципы стратегии.

6. Совершенствование законодательства.

7. Эффективность правоприменения.

Вопросы и задания для подготовки к зачету

1. Понятие биологического разнообразия.

2. Системная концепция биоразнообразия.

3. Современные направления исследований в области биоразнообразия. Международные научно-исследовательские программы сохранения биоразнообразия.

4. Уровни биологического разнообразия. Генетическое, видовое, экосистемное разнообразие.

5. Основные международные проекты по сохранению биоразнообразия.

6. Концептуальные основы стратегии сохранения редких видов

7. Индексы биоразнообразия

8. Видовое разнообразие. Вид как универсальная единица оценки биоразнообразия.

9. Экосистемное разнообразие. Оценка экосистемного разнообразия на глобальном, региональном, локальном уровнях.

10. Таксономическое и типологическое разнообразие.

11. Биохорологические единицы оценки биоразнообразия.

12. Таксономическое разнообразие. Задачи инвентаризации видов.

13. Таксономическое разнообразие различных групп организмов России.

14. Биоразнообразие, созданное человеком. Синантропизация живого покрова.

15. Проблемы сохранения биоразнообразия, связанные с интродукцией и инвазиями видов.

16. Природные факторы территориальной дифференциации биологического

 
разнообразия.

17. Антропогенные факторы территориальной дифференциации биологического разнообразия

18. Методы и подходы к оценке биоразнообразия экосистем. Показатели бета-разнообразия.

19. Сокращение биологического разнообразия. Основные факторы потерь биоразнообразия.

20. Фрагментация местообитаний как фактор потери биологического разнообразия, краевой эффект.

21. Мониторинг биологического разнообразия на разных уровнях исследования.

22. Геоинформационные системы - интегрирующее ядро мониторинговой системы биоразнообразия

23. Средства обеспечения мониторинга биоразнообразия.етоды расчета видового разнообразия сообществ и их комплексов (альфа-, бета- и гамма- разнообразие)

24. Разнообразие биологических видов и его значение для биосферы

25. Индикаторы биологического разнообразия.

26. Современные стратегии восстановления и сохранения биоразнообразия.

27. Основные функции охраняемых природных территорий и искусственных центров разведения в сохранении редких видов растений, животных и сообществ живых организмов.

28. Типологическое разнообразие и методы его изучения.

29. Основные индексы биоразнообразия.

30. Кластерный анализ для оценки биоразнообразия.

31. Биологическое разнообразие как основа развития и существования биосферы.

32. Потеря биологического разнообразия и экологические последствия этого процесса.

33. Мониторинг биоразнообразия - определение, цели и задачи.

34. Задачи мониторинга биоразнообразия на популяционном и экосистемном уровнях.

35. Воздействие человека на биоразнообразие.

36. Основные направления антропогенного воздействия на биоразнообразие

37. Экономическая оценка биоресурсов и биоразнообразия

38. Геоинформационные системы в картографировании биоразнообразия.

39. Глобальные изменения среды и биоразнообразие.

40. Охрана биоразнообразия в Российской Федерации

41. Правовые основы сохранения биоразнообразия

Темы рефератов:

Раздел 1. Введение. Понятие биологического разнообразия

1. Международная программа «биологическое разнообразие».

2. Реализация конвенции о биологическом разнообразии в России.

3. Уровни биологического разнообразия.

4. Биоразнообразие, созданное человеком.

Раздел 3. Концепция сохранения биологического разнообразия

1. Значение экологического образования, воспитания и просвещения в концепции сохранения и восстановления биоразнообразия.

2. Сохранение редких видов.

3. Создание баз данных и геоинформационных систем (ГИС).

4. Биоиндикация и биотестирование.

.Раздел 4. Биологическое разнообразие и методы его оценки

1. Применение показателей разнообразия.

2. Методы сбора и анализа геоботанических и демографических данных.

3. Индикаторы биологического разнообразия.

4. Использование биохимических, морфологических, популяционных и экосистемных методов при мониторинге биологического разнообразия.

5. Картографического метод в исследовании биоразнообразия: картографирование видового и ценотического разнообразия.

Раздел 5. Сохранение биоразнообразия на популяционном, видовом уровнях и на уровне

 
сообществ.

1. Зоопарки, аквариумы, ботанические сады и дендрариумы, банки семян.

2. Красные книги.

3. Охраняемые территории.

4. Существующие охраняемые территории.

Раздел 6. Сохранение и восстановление биоты

1. Охрана растительности.

2. Лес – важнейший растительный ресурс планеты.

3. Рациональное использование, воспроизводство и охрана леса.

4. Охрана животного мира.

Раздел 7. Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия

1. Биоразнообразие и экономика.

2. Ценность биоразнообразия.

3. Сохранение разнообразия биосферы на видовом и экосистемном уровнях.

4. Законодательные основы сохранения биоразнообразия.

Раздел 8. Международный опыт сохранения биоразнообразия

1. Национальные стратегии охраны биологического разнообразия и устойчивого использования биологических ресурсов.

2. Международные организации в области охраны природы их роль и задачи.

За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.

2 балла- выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, а также правильное определение  величин, их единиц и способов измерения; Материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный . 1 балл- дан неполный ответ , представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность , нелогичность изложения. 0 баллов- при отсутствии ответа.

3 балла- задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла- задачи решены не полостью, но объём выполненной части таков , что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл- задание решено не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов- задание не решено.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Григорьевская А. Я. Биогеография [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 200 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=375047 
 
Л1.2 Дворников М. Г. Заповедное дело. Курс лекций и практических занятий [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 168 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206552 
 
дополнительная
 
Л2.1 Второв П. П., Дроздов Н. Н. Биогеография:учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 304 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Т. Г. Зеленская, Е. Е. Степаненко, В. А. Халикова, С. В. Окрут, М. С. Бабанский ; Ставропольский ГАУ Биоразнообразие:учеб. пособие (курс лекций) для студентов направления 05.03.06 - Экология и природопользование. - Ставрополь, 2021. - 0,98 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения учебной дисциплины «Биоразнообразие» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

При изучении дисциплины «Биоразнообразие» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.

Первая тема «Введение. Понятие биологического разнообразия». Цель: формирование у обучающихся представления о дисциплине, вкладе отечественных ученых в развитие биоразнообразия, новой парадигме отношения человека к окружающей его среде. Основные задачи: изучить основные понятия биоразнообразия; рассмотреть историю развития биоразнообразия; выявить основные положения знаний биоразнообразия. После изучения темы студент должен знать источники современных представлений в области биоразнообразия, основные современные концепции биоразнообразия, эволюцию представлений о единой картине мира. Студент должен уметь оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов биоразнообразия.

Вторая тема «Угрозы биологическому разнообразию». Цель: формирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений об антропогенном воздействии на биоразнообразие. Основные задачи: выявить антропогенное воздействие на природные ресурсы; рассмотреть классификацию угроз; изучить природные циклы. После изучения темы студент должен знать: классификацию угроз, антропогенное воздействие на биоразнообразие, законы природопользования. Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности.

Третья тема «Концепция сохранения биоразнообразия». Цель: формирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений о значении экологического образования, воспитания и просвещения в концепции сохранения и восстановления биоразнообразия. Основные

задачи: рассмотреть критерии сохранения видов; изучить методы биоиндикации и биотестирования. После изучения темы студент должен знать: мониторинг биоразнообразия, глобальную систему наземных наблюдений (GTOS), законодательную защиту видов. Студент должен уметь: применять знания создания баз данных и геоинформационных систем (ГИС) в решении экологических задач.

Четвертая тема «Биологическое разнообразие и методы его оценки». Цель: формирование у

 
обучающихся комплекса научных знаний и представлений об измерении и оценке биологического разнообразия. Основные задачи: выявить параметры и индексы биологического разнообразия; рассмотреть индикаторы биологического разнообразия; изучить картографический метод в исследовании биоразнообразия. После изучения темы студент должен знать: принципы биохимических, морфологических, популяционных и экосистемных методов при мониторинге биологического разнообразия, применение показателей разнообразия. Студент должен уметь: оперировать знанием методов сбора и анализа геоботанических и демографических данных в природоохранной деятельности.

Пятая тема «Сохранение биоразнообразия на популяционном,в идовом уровнях и на уровне сообществ». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний и представлений теоретических основ сохранения биоразнообразия на территории РФ. Основные задачи: выявить общие стратегии сохранения видов; рассмотреть сохранение биоразнообразия на различных уровнях организации живой природы. После изучения темы студент должен знать: организменный уровень (принцип), популяционный уровень (принцип), видовой уровень (принцип), сохранение видов путем сохранения популяций. Студент должен уметь: оперировать знанием законодательной защиты видов на территории РФ.

Шестая тема «Сохранение и восстановление биоты». Цель: формирование у студентов представлений о таксономическом и типологическом биологическом разнообразии. Основные задачи: изучить влияние человека на растительные сообщества и отдельные виды растений; рассмотреть роль животных в круговороте веществ в природе и жизни человека. После изучения темы студент должен знать: охрану растительных комплексов, охрану животного мира. Студент должен уметь: применять знание основ оценки состояния и мониторинга биоразнообразия в решении профессиональных задач.

Седьмая тема «Экономические и правовые аспекты сохранения биоразнообразия». Цель: научить обучающихся устанавливать взаимосвязь между экономической и правовой деятельностью человека и состоянием структурных компонентов биоразнообразия. Основные задачи: дать общую характеристику биоразнообразия в области экономики и права, рассмотреть основные формы регионального контроля в области биоразнообразия. После изучения темы студент должен знать: экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия, законодательные основы сохранения биоразнообразия. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами экологическогои правового контроля в области биоразнообразия.

Восьмая тема «Международный опыт сохранения биоразнообразия». Цель: научить обучающихся устанавливать взаимосвязь между биологическим разнообразием и устойчивым развитием. Основные задачи: дать базовые принципы международных правовых документов по сохранению биоразнообразия и окружающей среды, рассмотреть национальные стратегии охраны биологического разнообразия и устойчивого использования биологических ресурсов. После  изучения темы студент должен знать: приоритетные направления международного  опыта сохранения биоразнообразия. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами сохранения биоразнообразия в области охраны окружающей среды.

При обучении по заочной форме студент обязан выполнить контрольную работу (тест). Студент определяет номер своего варианта следующим образом: номер варианта соответствует

последней цифре в зачетной книжке; если последняя цифра «0» – номер варианта – «10». Для выполнения заданий студент должен ознакомиться с материалом изучаемого курса, проанализировать материал нескольких источников, выбрать тот, в котором освещаемая тема раскрыта более полно. Прочитать тему. Письменно ответить на вопросы заданий.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
87/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
87/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Биоразнообразие»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.с./х.н. Безгина Ю. А.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.с./х.н. Шабалдас О.Г.
 
_______________________ доцент , к.с./х.н.. Власова О.И.
 
Рабочая программа дисциплины «Биоразнообразие» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Биоразнообразие» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование