2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Биоресурсное природопользование_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.34 Биоресурсное природопользование
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Биоресурсное природопользование» является формирование представления о рациональном использовании биоресурсов в природно-хозяйствестнных территориальных системах, решении глобальных, национальных, региональных, локальных экологических проблем, территориальной организация использования биоресурсов.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-2 Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Владеет знаниями и подходами наук в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
знает

особенности региональных  системы природопользования биоресурсов

умеет

оценивать природно-

ресурсный потенциал региона для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию биоресурсов

владеет навыками

навыками подбора подходов к решению региональных биоресурсных проблем, охране природы, рациональному использованию биоресурсов

 
 
 
 
 
ОПК-4 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.2 Имеет представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулированияохраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
знает

теоретические основы системы государственного управления сферой

регионального использования биоресурсов

умеет

использовать методы и формы правового регулирования охраны окружающей среды для решения проблем регионального биоресурсного природопользования с учетом норм профессиональной этики

владеет навыками

правового регулирования охраны окружающей среды при региональном и биоресурсов природопользовании

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Биоресурсное природопользование» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Биоресурсное природопользование» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Геоэкология
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Биогеография
 
Ландшафтоведение
 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
 
Социальная экология
 
Общая экология
 
Биоразнообразие
 
Экологическое ресурсоведение
 
Основы природопользования
 
Урбоэкология
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экологическая токсикология
 
Освоение дисциплины «Биоресурсное природопользование» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Биоресурсное природопользование» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
8
108/3
20
34
54
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
8
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Общие вопросы природопользования
1.
 
8
4
6
4
1.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
8
4
6
4
1.2.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
2 раздел. Раздел 2. Биоресурсное природопользование России
2.
 
8
4
10
6
2.1.
4
Устный опрос, Тест
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
8
8
4
2
2.2.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
8
4
6
4
2.3.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
Контрольная точка № 1
8
8
2
2
КТ 1
2.4.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
3 раздел. Раздел 3. Зарубежное биоресурсное природопользование
3.
 
8
6
2
3.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
8
4
6
4
3.2.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
8
6
6
4
3.3.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
8
4
4
2
3.4.
2
Устный опрос, Тест
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
Контрольная точка №2
8
2
2
2
КТ 2
3.5.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-2.2, ОПК-4.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
54
108
34
20
 
Итого
54
108
34
20
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Становление систем биоресурсного

природопользования

2/-
 
Основные территориальные формы использования биоресурсов.
2/-
 
Системы природопользования Севера России. Сибирь, Дальний Восток
4/2
 
Центр и Юг Европейской территории России
2/-
 
Биоресурсное природопользование

Северного Кавказа и Ставропольского края.

2/2
 
Зарубежная Европа
2/-
 
Зарубежная Азия, Африка
2/-
 
Северная и Южная Америка
2/-
 
Австралия и Океания
2/-
 
Итого
20
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Становление систем биоресурсного

природопользования

Пр
4/-/-
 
Основные территориальные формы использования биоресурсов.
Пр
4/-/-
 
Системы природопользования Севера России. Сибирь, Дальний Восток
Пр
6/-/-
 
Центр и Юг Европейской территории России
Пр
2/-/-
 
Биоресурсное природопользование

Северного Кавказа и Ставропольского края.

Пр
4/-/-
 
Контрольная точка № 1
Пр
2/-/-
 
Зарубежная Азия, Африка
Пр
4/2/-
 
Северная и Южная Америка
Пр
4/2/-
 
Австралия и Океания
Пр
2/2/-
 
Контрольная точка №2
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Становление систем биоресурсного

природопользования

4
 
Основные территориальные формы использования биоресурсов.
4
 
Системы природопользования Севера России. Сибирь, Дальний Восток
4
 
Центр и Юг Европейской территории России
8
 
Биоресурсное природопользование

Северного Кавказа и Ставропольского края.

4
 
8
 
Зарубежная Европа
2
 
Зарубежная Европа
4
 
Зарубежная Азия, Африка
4
 
Северная и Южная Америка
6
 
Австралия и Океания
4
 
2
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биоресурсное природопользование» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Биоресурсное природопользование».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Биоресурсное природопользование».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биоресурсное природопользование».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Л1.2
Л2.3
Л3.1
 
2
Л1.2
Л2.3
Л3.1
 
3
Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
4
Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
5
Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
6
Контрольная точка № 1
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
7
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
8
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
9
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
10
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
11
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
12
Контрольная точка №2
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Биоресурсное природопользование»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-2.2:Владеет знаниями и подходами наук в области экологии и природопользования для планирования и 
Общая экология
x
Ознакомительная практика
x
Основы природопользования
x
Преддипломная  практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Урбоэкология
x
Экологическая токсикология
x
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
x
Экологическое ресурсоведение
x
ОПК-4.2:Имеет представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулированияохраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
Биоразнообразие
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Биоресурсное природопользование» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Биоресурсное природопользование» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
8 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
8 семестр
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Биоресурсное природопользование» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Биоресурсное природопользование»
Типовые вопросы (оценка знаний):

1. Этапы становления науки биоресурсного природопользования.

2. Структура биоресурсного природопользования.

3. Связь биоресурсного природопользования с другими науками.

4. Влияние глобальных климатических изменений на трансформацию природопользования.

5. Формирование и распространение систем природопользования, основанных на формах производящего хозяйства.

6. Неолитическая революция.

7. Раннеземледельческие цивилизации

8. Традиционные приемы отгонного скотоводства и землепользования (Северная Африка, Передняя Азия, Внутренняя Азия и др.).

9. Изменение природопользования в эпоху Великих географических открытий и Промышленной революции.

10. Интенсификация хозяйственного освоения, новый уровень биоресурсопользования, усиление техногенной нагрузки на природную среду.

11. Развитие индустриальных систем природопользования в XIX - XX вв..

12. Рост городов, урбанизация, техногенные агроландшафты.

Задача: Обоснуйте данное определение техносферы: «Техносфера – это новое эволюционное состояние биосферы».

Вопросы и задания:

1. Что подразумевает автор (Дергачева Е. А.) под изменением качественных параметров систем: «Техновещество воздействует на социальные и биосферные системы, вступает с ними в сложные взаимосвязи, изменяет их качественные параметры». В своей статье Дергачева Е. А. отмечает, что «В процессе реализации цикла техногенного хозяйствования деградируют естественные экосистемы … . Согласны ли Вы с данным положением? Обоснуйте.

2. Чем обусловлен природно-техногенный биогеоценоз?

3. На чем основан прогноз миграции природных и техногенных элементов между компонентами биосферы?

4. Определите особенности формирования урбоценозов.

5. Используя таблицу, определите роль геохимических барьеров

Типовые вопросы (оценка знаний):

1. Общая физико-географическая характеристика Севера России.

2. Природные условия и важнейшие естественные ресурсы.

3. Степень освоенности территории и структура хозяйства Севера России.

4. Особенности природопользования тундровых регионы.

5. Проблемы природоохранного природопользования Юга Европейской части России

6. Природные ресурсы Европейская часть России.

1. Минеральные ресурсы Ставропольского края.

1. Экологические проблемы животноводства Ставропольского края.

2. Освоенность биоресурсного потенциала Северного Кавказа.

 
3. Использование водных ресурсов на Северном Кавказе.

7. Природные ресурсы Сибири и условия их освоения.

8. Развитие агропромышленного комплекса в южных районах Западной Сибири.

9. Освоение биологических ресурсов Северо-Востока Сибири.

10. Проблемы сохранения и рационального использования минерально-сырьевых богатств и биологических ресурсов морей Дальнего Востока.

11. Типы ландшафтов горных и равнинных систем юга Дальнего Востока, использование их биоресурсов и охрана природы.

12. Системы природопользования в горах юга Сибири.

Типовые ситуационные задачи (оценка навыков)

Вас как руководителя ООПТ пригласили принять участие в разработке программы «Сохранение биологического разнообразия в регионе».

В Вашу задачу входит: - создать инициативную группу из числа коллег;

- разработать и внести предложения направленные на сохранение биоразнообразия и обеспечения устойчивого развития в регионе

1. Традиционное природопользования Российского Севера

2. Нефтегазовые месторождения шельфа и их освоение.

3. Сохранение тундр и притундровых лесов

4. Западной Сибири как регион нефтяной и газовой промышленности

5. Освоение минерально-сырьевых ресурсов (Сибири, Дальнего Востока).

6. Освоение минерально-сырьевых ресурсов Юга, Центральной России.

7. Рациональное использование земельного фонда южных районов Сибири

8. Горнопромышленное освоение Северо-Востока Сибири

9. Проблемы природопользования в больших городах и их влияние на окружающие территории (на примере Москвы).

10. Реки как транспортные системы и зоны притяжения населения.

11. Курско-магнитная аномалия (КМА) и проблемы освоения ее территории.

12. Состояние охраны природы в настоящее время и перспективы ее совершенствования.

13. Определение целесообразных хозяйственных функций ландшафтов региона и интенсивности их использования.

14. Преобразование почвенно-растительного покрова Центральной России.

15. Техногенное преобразование природной Среды зарубежной Европы.

16. Проблема твердых отходов их решение.

17. Современные системы природопользования в различных странах зарубежной Европы.

18. Нефтегазовые месторождения Азии.

19. Традиционные и современные формы земледелия Азии.

20. Процессы савванизации и опустынивания.

21. Традиционные и современные формы земледелия Африки.

22. Агроландшафты в районах орошаемого и богарного земледелия. Освоенность лесохозяйственные ландшафты влажных тропиков.

23. Проблема «Сахель».

24. Освоенность минеральных ресурсов Африки.

25. Антропогенные изменения природных ландшафтов Австралии.

26. Меры по сохранению географической среды Австралии и Океании.

1. Дифференциация природопользования в условиях присваивающего хозяйства.

2. Экстенсивный характер природопользования.

3. Формирование и распространение систем природопользования.

4. Основные системы хозяйства.

5. Особенности территориальной организации систем природопользования.

6. Особенности РиОПРП в экстремальных природных условиях.

7. Природно-климатические особенности Севера России.

 
8. Понятия Крайний Север, Дальний и Ближний Север.

9. Природные условия и важнейшие естественные ресурсы.

10. Физико-географическое районирование Сибири.

11. Степень освоенности территории и структура хозяйства Крайний Север, Дальний и Ближний Север.

12. Тундровые регионы.

13. Природные и отраслевые особенности Западной, Восточной Сибири.

14. Отраслевые составляющие Дальнего Востока.

15. Природные ресурсы и хозяйство Центра и Юга Европейской территории России.

16. Водные ресурсы и хозяйственное значение внутренних вод России.

17. Минеральные ресурсы Ставропольского края.

18. Экологические проблемы животноводства Ставропольского края.

19. Освоенность ресурсного потенциала Северного Кавказа, Ставропольского края.

20. Использование водных ресурсов на Северном Кавказе, Ставропольского края.

21. Особо охраняемые природные объекты Ставропольского края.

22. Типы горных ландшафтов, использование их ресурсов, Северном Кавказе.

23. Эколого - экономические особенности Ставропольского края.

24. Рациональное использование ресурсов Ставропольского края.

25. Исторические этапы хозяйственного освоения ландшафтов зарубежной Европы.

26. Современные системы природопользования в различных странах зарубежной Европы. Отраслевая специфика региона.

27. Природно-ресурсные потенциалы Зарубежная Европа.

28. Исторические этапы хозяйственного освоения ландшафтов Зарубежной Европы.

29. Отраслевая специфика стран Зарубежная Европа, охрана окружающей среды в отраслевом природопользовании.

30. Природно-ресурсные потенциалы Азии, их освоенность.

31. Проблемы отраслевого природопользования Азии

32. Очаги автохтонного земледелия Африки. Традиционные и современные формы земледелия и скотоводства.

33. Водно-ресурсная проблема Африки, пути ее решения.

34. Горнопромышленные центры юга Африки.

35. Формирование различных систем природопользования в разных природных условиях Северной и Южной Америки.

36. Экологическая политика в США и Канаде.

37. Охраняемые территории, история их организации и роль в сохранении природной среды Северной и Южной Америки.

38. Специфика отраслевого природопользования Австралии.

39. Деградация окружающей среды Австралии и Океании.

40. Географическая зональность в верхнем слое и на дне Мирового океана.

41. Природные ресурсы Мирового океана и их современное использование.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Паикидзе А. М., Цветков А. М. География мирового хозяйства [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 256 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1117830 
 
Л1.2 Григорьева И. Ю. Основы природопользования [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 336 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=376309 
 
Л1.3 Герасименко В. П. Экология природопользования [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 355 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=379891 
 
дополнительная
 
Л2.1 Шульгина О. В., Козаренко А. Е. География [Электронный ресурс]:учебник для СПО. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 313 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1099270 
 
Л2.2 Селезнев А. Н. География [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - 287 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/189945 
 
Л2.3 Калуцков В. Н. География России [Электронный ресурс]:учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 347 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489886 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: С. В. Окрут, О. Ю. Гудиев, Е. Е. Степаненко, Ю. А. Мандра, О. А. Поспелова, Т. Г. Зеленская ; СтГАУ Региональное и отраслевое природопользование:учеб. пособие [направление «Экология и природопользование»]. - Ставрополь, 2017. - 837 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Oсновными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Биоресурсное природопользование»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н. Шутко Анна Петровна
 
Рабочая программа дисциплины «Биоресурсное природопользование» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2003 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Биоресурсное природопользование» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 19.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование