УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
особенности региональных системы природопользования биоресурсов
умеет
оценивать природно-
ресурсный потенциал региона для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию биоресурсов
владеет навыками
навыками подбора подходов к решению региональных биоресурсных проблем, охране природы, рациональному использованию биоресурсов
теоретические основы системы государственного управления сферой
регионального использования биоресурсов
умеет
использовать методы и формы правового регулирования охраны окружающей среды для решения проблем регионального биоресурсного природопользования с учетом норм профессиональной этики
владеет навыками
правового регулирования охраны окружающей среды при региональном и биоресурсов природопользовании
Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
природопользования
Северного Кавказа и Ставропольского края.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
природопользования
Северного Кавказа и Ставропольского края.
контролю
природопользования
Северного Кавказа и Ставропольского края.
1. Рабочую программу дисциплины «Биоресурсное природопользование».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Биоресурсное природопользование».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Биоресурсное природопользование».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Биоресурсное природопользование» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Этапы становления науки биоресурсного природопользования.
2. Структура биоресурсного природопользования.
3. Связь биоресурсного природопользования с другими науками.
4. Влияние глобальных климатических изменений на трансформацию природопользования.
5. Формирование и распространение систем природопользования, основанных на формах производящего хозяйства.
6. Неолитическая революция.
7. Раннеземледельческие цивилизации
8. Традиционные приемы отгонного скотоводства и землепользования (Северная Африка, Передняя Азия, Внутренняя Азия и др.).
9. Изменение природопользования в эпоху Великих географических открытий и Промышленной революции.
10. Интенсификация хозяйственного освоения, новый уровень биоресурсопользования, усиление техногенной нагрузки на природную среду.
11. Развитие индустриальных систем природопользования в XIX - XX вв..
12. Рост городов, урбанизация, техногенные агроландшафты.
Задача: Обоснуйте данное определение техносферы: «Техносфера – это новое эволюционное состояние биосферы».
Вопросы и задания:
1. Что подразумевает автор (Дергачева Е. А.) под изменением качественных параметров систем: «Техновещество воздействует на социальные и биосферные системы, вступает с ними в сложные взаимосвязи, изменяет их качественные параметры». В своей статье Дергачева Е. А. отмечает, что «В процессе реализации цикла техногенного хозяйствования деградируют естественные экосистемы … . Согласны ли Вы с данным положением? Обоснуйте.
2. Чем обусловлен природно-техногенный биогеоценоз?
3. На чем основан прогноз миграции природных и техногенных элементов между компонентами биосферы?
4. Определите особенности формирования урбоценозов.
5. Используя таблицу, определите роль геохимических барьеров
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Общая физико-географическая характеристика Севера России.
2. Природные условия и важнейшие естественные ресурсы.
3. Степень освоенности территории и структура хозяйства Севера России.
4. Особенности природопользования тундровых регионы.
5. Проблемы природоохранного природопользования Юга Европейской части России
6. Природные ресурсы Европейская часть России.
1. Минеральные ресурсы Ставропольского края.
1. Экологические проблемы животноводства Ставропольского края.
2. Освоенность биоресурсного потенциала Северного Кавказа.
7. Природные ресурсы Сибири и условия их освоения.
8. Развитие агропромышленного комплекса в южных районах Западной Сибири.
9. Освоение биологических ресурсов Северо-Востока Сибири.
10. Проблемы сохранения и рационального использования минерально-сырьевых богатств и биологических ресурсов морей Дальнего Востока.
11. Типы ландшафтов горных и равнинных систем юга Дальнего Востока, использование их биоресурсов и охрана природы.
12. Системы природопользования в горах юга Сибири.
Типовые ситуационные задачи (оценка навыков)
Вас как руководителя ООПТ пригласили принять участие в разработке программы «Сохранение биологического разнообразия в регионе».
В Вашу задачу входит: - создать инициативную группу из числа коллег;
- разработать и внести предложения направленные на сохранение биоразнообразия и обеспечения устойчивого развития в регионе
1. Традиционное природопользования Российского Севера
2. Нефтегазовые месторождения шельфа и их освоение.
3. Сохранение тундр и притундровых лесов
4. Западной Сибири как регион нефтяной и газовой промышленности
5. Освоение минерально-сырьевых ресурсов (Сибири, Дальнего Востока).
6. Освоение минерально-сырьевых ресурсов Юга, Центральной России.
7. Рациональное использование земельного фонда южных районов Сибири
8. Горнопромышленное освоение Северо-Востока Сибири
9. Проблемы природопользования в больших городах и их влияние на окружающие территории (на примере Москвы).
10. Реки как транспортные системы и зоны притяжения населения.
11. Курско-магнитная аномалия (КМА) и проблемы освоения ее территории.
12. Состояние охраны природы в настоящее время и перспективы ее совершенствования.
13. Определение целесообразных хозяйственных функций ландшафтов региона и интенсивности их использования.
14. Преобразование почвенно-растительного покрова Центральной России.
15. Техногенное преобразование природной Среды зарубежной Европы.
16. Проблема твердых отходов их решение.
17. Современные системы природопользования в различных странах зарубежной Европы.
18. Нефтегазовые месторождения Азии.
19. Традиционные и современные формы земледелия Азии.
20. Процессы савванизации и опустынивания.
21. Традиционные и современные формы земледелия Африки.
22. Агроландшафты в районах орошаемого и богарного земледелия. Освоенность лесохозяйственные ландшафты влажных тропиков.
23. Проблема «Сахель».
24. Освоенность минеральных ресурсов Африки.
25. Антропогенные изменения природных ландшафтов Австралии.
26. Меры по сохранению географической среды Австралии и Океании.
1. Дифференциация природопользования в условиях присваивающего хозяйства.
2. Экстенсивный характер природопользования.
3. Формирование и распространение систем природопользования.
4. Основные системы хозяйства.
5. Особенности территориальной организации систем природопользования.
6. Особенности РиОПРП в экстремальных природных условиях.
7. Природно-климатические особенности Севера России.
9. Природные условия и важнейшие естественные ресурсы.
10. Физико-географическое районирование Сибири.
11. Степень освоенности территории и структура хозяйства Крайний Север, Дальний и Ближний Север.
12. Тундровые регионы.
13. Природные и отраслевые особенности Западной, Восточной Сибири.
14. Отраслевые составляющие Дальнего Востока.
15. Природные ресурсы и хозяйство Центра и Юга Европейской территории России.
16. Водные ресурсы и хозяйственное значение внутренних вод России.
17. Минеральные ресурсы Ставропольского края.
18. Экологические проблемы животноводства Ставропольского края.
19. Освоенность ресурсного потенциала Северного Кавказа, Ставропольского края.
20. Использование водных ресурсов на Северном Кавказе, Ставропольского края.
21. Особо охраняемые природные объекты Ставропольского края.
22. Типы горных ландшафтов, использование их ресурсов, Северном Кавказе.
23. Эколого - экономические особенности Ставропольского края.
24. Рациональное использование ресурсов Ставропольского края.
25. Исторические этапы хозяйственного освоения ландшафтов зарубежной Европы.
26. Современные системы природопользования в различных странах зарубежной Европы. Отраслевая специфика региона.
27. Природно-ресурсные потенциалы Зарубежная Европа.
28. Исторические этапы хозяйственного освоения ландшафтов Зарубежной Европы.
29. Отраслевая специфика стран Зарубежная Европа, охрана окружающей среды в отраслевом природопользовании.
30. Природно-ресурсные потенциалы Азии, их освоенность.
31. Проблемы отраслевого природопользования Азии
32. Очаги автохтонного земледелия Африки. Традиционные и современные формы земледелия и скотоводства.
33. Водно-ресурсная проблема Африки, пути ее решения.
34. Горнопромышленные центры юга Африки.
35. Формирование различных систем природопользования в разных природных условиях Северной и Южной Америки.
36. Экологическая политика в США и Канаде.
37. Охраняемые территории, история их организации и роль в сохранении природной среды Северной и Южной Америки.
38. Специфика отраслевого природопользования Австралии.
39. Деградация окружающей среды Австралии и Океании.
40. Географическая зональность в верхнем слое и на дне Мирового океана.
41. Природные ресурсы Мирового океана и их современное использование.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.