УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование основ научного мировоззрения, дисциплина служит фундаментом естественно-научной эрудиции;
- получение представление о значении современной экологии, ее роли в формировании гармоничных отношений между природой и обществом, глобальных проблемах современности;
- дать необходимый минимум знаний о принципах функционирования природных систем и месте человека в биосферных процессах, который в практической работе обеспечивал бы понимание экологических аспектов природопользования и способствовал формированию экологической культуры.
Теорию и методологию экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде
умеет
Применять знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
владеет навыками
Владеть методами экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде
Особенностей наук в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
умеет
Понимать особенность науки в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду
владеет навыками
Международного и российского опыта развития экологического менеджмента.
Принципов формирования и развития рынка экологических работ, товаров и услуг природных и производственных объектов.
умеет
Оценить эффективность проводимых природоохранных мероприятий
владеет навыками
Владения методикой определения экономической ценности природы.
Владения методикой расчета эффективности природоохранных мероприятий и их оценкой.
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
ции
занятия
бота, час
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Город и окружающая природная среда
Влияние загрязнения городской среды на здоровье
населения
изводственных зданий (аркология)
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Урбоэкология».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Урбоэкология».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Урбоэкология».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Урбоэкология» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Понятие динамического экологического равновесия.
2. Экологические обязанности жителя города.
3. Социально-экологический облик и структура урбанизированных территорий.
Типы и примеры тестовых заданий
Выберите один правильный ответ из пяти.
1. Лиственные растения более устойчивы к загрязнению воздуха, чем хвойные. Одна из причин следующая:
1). За время обитания в городах лиственные растения сумели приспособиться к повышенному загрязнению воздуха.
2) Покровные ткани листьев препятствуют поступлению газов в ткани листа.
3). Лиственные растения ежегодно осенью освобождаются от накопленных в листьях вредных веществ.
4). Лиственные растения накапливают вредные вещества в корнях, а затем выделяют их в почву.
5). Нет верного ответа.
2. В городских экосистемах по сравнению с природными происходит:
1). Усложнение пищевых цепей.
2). Удлинение пищевых цепей.
3). Полное разрушение пищевых цепей.
4). Упрощение пищевых цепей.
5). Изменений не происходит.
3. Чтобы сделать города устойчивыми экологическими системами, в качестве одной из мер можно предложить:
1). Рассредоточить жилищное строительство.
2). Перейти только на автотранспорт для ускорения сообщения.
3). Стремиться к разумному сочетанию различных зон (жилой,рекреационной, промышленной и др.).
5). Ни одна из мер не поможет решению проблемы.
Практико-ориентированные задания
1. Опишите методы оценки состояния атмосферы города.
2. Опишите методы оценки состояния водных объектов.
Теоретические вопросы
1. Рост численности городского населения.
2. Влияние загрязнения городской среды на здоровье населения.
3. Здоровье жителей городов.
4. Медико-демографические показатели здоровья населения.
Типы и примеры тестовых заданий:
1. Существует прямая зависимость между плотностью населения и:
1). Уровнем социальной защищенности.
2). Возможностью возникновения эпидемий.
3). Уровнем жизни.
4). Продолжительностью жизни.
5). Уровнем водообеспечения.
2. Выберите наиболее полное определение понятия "питьевая вода".
1). Вода, которую люди пьют.
2). Вода, которая подвергнута кипячению.
3). Вода, пригодная для питья, приготовления пищи, соответствующая государственному стандарту (ГОСТу).
4). Вода, которая вытекает из водопроводного крана.
5). Химическое вещество, молекула которого состоит из 2-х атомов водорода и 1 атома кислорода.
Практико-ориентированные задания
1. Опишите методы изучения гранулометрического состава почвы и структуры почвенного профиля.
2. Опишите методы оценки состояния лесопарковых и парковых сообществ.
1. Геологическая среда города.
2. Водная среда города.
3. Атмосфера города.
4. Городские почвы.
5. Растительность в городе.
6. Животный мир города.
7. Ландшафты.
8. Физические воздействия на окружающую среду.
9. Источники загрязнения городской среды. Классификация загрязнителей.
10. Физическое воздействие на городскую среду.
11. Воздействие промышленных предприятий на городскую среду.
12. Воздействие энергетики на городскую среду.
13. Воздействие транспорта на городскую среду. Экологичные виды транспорта.
14. Промышленные отходы и утилизация их в городах.
15. Бытовые отходы и их классификация. Способы переработки и утилизации.
16. Качество городской среды. Факторы формирования городской среды.
17. Пути преодоления загрязнения городов.
18. Система управления природоохранной деятельностью.
19. Экополис и его создание. Озеленение.
20. Районная планировка
21. Генеральный план города
22. .Региональная схема расселения
Теоретические вопросы:
1. Определение, цели, научные основы урбоэкологии и мониторинга.
2. Задачи урбоэкологии и мониторинга.
4. Экологическое равновесие урбанизированных территорий.
5. Экологический каркас.
6. Функциональное зонирование урбанизированных территорий.
7. Факторы экологического благополучия урбанизированных территорий.
8. Проблема «расползания городов».
9. Полифункциональное использование урбанизированных территорий.
10. Использование подземного пространства.
11. Рельеф и почвенный покров в городах.
12. Проблемы городских недр.
13. Современные геологические процессы урбанизированных территорий и защита от них.
14. Антропогенное загрязнение воздуха в урбанизированных территориях.
15. Изменение микроклимата.
16. Водные объекты города и их использование.
17. Функции и свойства растительности урбанизированных территорий.
18. Городские зелёные насаждения.
19. Зелёные зоны урбанизированных территорий.
20. Шумовое загрязнение урбанизированных территорий и шумозащита.
21. Инфразвуковое загрязнение и вибрация.
22. Электромагнитное загрязнение.
23. Состав, свойства и объём отходов урбанизированных территорий.
Практико-ориентированные задания:
24. Утилизация отходов урбанизированных территорий.
25. Экологический каркас.
26. Мероприятия по защите воздушного бассейна.
27. Системы водообеспечения урбанизированных территорий.
28. Защита водных объектов.
29. Очистка сточных вод.
30. Сбор, хранение и транспортировка отходов урбанизированных территорий.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также вы-работки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая ка-федрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной фор-мы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляет-ся преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.