УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
теорию и методологию экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде
умеет
применять знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
владеет навыками
владеть методами экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде
теоретические знания в области устойчивого развития, воз-можные угрозы для жизни и здоровья человека
умеет
оперировать знанием в области устойчивого развития, возмож-ные угрозы для жизни и здоровья человека
владеет навыками
владеть методами изучения и выявления возможных угроз для жизни и здоровья человека, создавая и поддерживая безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных кон-фликтах
Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Устойчивое развитие».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Устойчивое развитие».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Устойчивое развитие».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Устойчивое развитие» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Исходные положения устойчивого развития. Факторы устойчивого развития.
2. Научная идеология устойчивого развития. Пути движения общества к устойчивому раз¬витию.
3 Устойчивость как способность социума (этноса, народа, общества, государства и т.д.) к долговременной адаптации к внешним условиям.
4. Принцип «мыслить глобально, действовать локально».
5. Феноменальная востребованность концепции рационального природопользования в практике гос-ударства. Становление биосферного мышления.
6. Стокгольмская конференция.
7.Римский клуб. Модель В.Леонтьева.
8. Создание института политики Земли.
9. Доклад «Наше будущее»
10.Сценарии перехода к устойчивому развитию
дарственного управления в советский и постсоветский периоды.
Типовая задача реконструктивного уровня. Создание модели устойчивого развития
Типовая задача творческого уровня (оценка навыков. Проанализировать и сделать вывод по следующим вопросам.
1.Демографические реалии прошлого и настоящего
2. Возможности управления демографическим процессом
3. Прогноз демографической ситуации в мире
4. Демографическая ситуация в России
Типовые вопросы
1. Общая характеристика техносферы.
2. Разрушение литосферы.
3. Загрязнение атмосферы.
4. Влияние на гидросферу.
5. Всемирная стратегия охраны природы на 90-е годы ХХ столетия
6. Концепция устойчивого развития и перспективы ее реализации
7. Стратегия поведения человечества в условиях глобального экологического кризиса
Типовая задача реконструктивного уровня. Создание модели устойчивого развития.
Типовая задача творческого уровня. Проанализировать и сделать вывод по следующим вопросам .
1. Особенности перехода России к УР.
2. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
3. Вклад российских ученых.
4. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
5. Устойчивое развитие — объективное требование времени.
6.Россия на пороге XXI в. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому
развитию.
1. Римский клуб.
2. Модель В.Леонтьева.
4. Доклад «Наше будущее»
5.Сценарии перехода к устойчивому развитию
6.От Мальтуса к неомальтузианству
7. Демографические реалии прошлого и настоящего
8. Возможности управления демографическим процессом
9. Прогноз демографической ситуации в мире
10. Демографическая ситуация в России
11. Общая характеристика техносферы.
12. Разрушение литосферы.
13. Загрязнение атмосферы.
14. Влияние на гидросферу.
15. Всемирная стратегия охраны природы на 90-е годы ХХ столетия
16. Концепция устойчивого развития и перспективы ее реализации
17. Стратегия поведения человечества в условиях глобального экологического кризиса
18. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
19. Устойчивое развитие — объективное требование времени.
20.Россия на пороге XXI в.
1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
2. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.
3. Основы теории устойчивости систем. Устойчивость природных систем.
4. Современные теории устойчивости биосферы. Внешние факторы устойчивости биосферы.
5. Современные научные представления об изменении климата и его региональных послед-ствий. Возможность управления климатическими изменениями.
6. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол.
7. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
8. Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия.
9. Проблема снижение биоразнообразия. Конвенция ООН по сохране¬нию биоразнообразия.
10. Проблема использования природных ресурсов.
11. Состояние возобновляемых ресурсов.
12. Проблема загрязнение окружающей среды и использования новых химических веществ.
13. Социально-экономические проблемы устойчивого развития.
14. Проблема бедности и неэквивалентности распределения.
15. Проблема роста населения и изменения его качества.
16. Глобализация и ее последствия.
17. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
18. Критерии и показатели устойчивого развития.
19. Соотношение управления и самоорганизации.
20. Современное развитие России.
21. Международные органы и организации в области устойчивого развития.
22. Реальность и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.
23. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.
24. Мировая продовольственная проблема. Глобализация: причины, особенности и следствия.
25. Оценки стоимости перехода России на путь устойчивого развития.
26. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.
27. Оценка реальности, критических проблем и возможных временных этапов обеспечения устойчивого развития.
28. Возможные источники финансово обеспечения развития.
29. Особенности устойчивого развития России.
30. Стратегические пути развития России, их достоинства и недостатки. Механизмы обеспе-чения устойчивого развития.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Методические указания
для обучающихся по освоению дисциплины
Устойчивое развитие
наименование дисциплины
05.03.06 Экология и природопользование
направление подготовки
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
профиль подготовки
Бакалавр
Квалификация (степень) выпускника
Очная
Форма обучения
Специфика изучения учебной дисциплины «Устойчивое развитие» обусловлена формой обучения студентов (очная), ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.
Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты очной формы обучения должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной формы является обязательным. Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских, региональных и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий. Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течении семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, коллоквиумов, по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.