2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Устойчивое развитие_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.08.02 Устойчивое развитие
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины  «Устойчивое развитие» является формирование со¬временных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-2 Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Применяет знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
знает

теорию и методологию экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде

умеет

применять знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности

владеет навыками

владеть методами экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
знает

теоретические знания в области устойчивого развития, воз-можные угрозы для жизни и здоровья человека

умеет

оперировать знанием в области устойчивого развития, возмож-ные угрозы для жизни и здоровья человека

владеет навыками

владеть методами изучения и выявления возможных угроз для жизни и здоровья человека, создавая и поддерживая безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных кон-фликтах

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Устойчивое развитие» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Устойчивое развитие» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
 
Геоэкология
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Биогеография
 
Ландшафтоведение
 
Социальная экология
 
Общая экология
 
Экологическое ресурсоведение
 
Основы природопользования
 
Урбоэкология
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Экологический мониторинг
 
Экология человека
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая токсикология
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Основы военной подготовки
 
Освоение дисциплины «Устойчивое развитие» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Устойчивое развитие» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
8
144/4
20
34
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
8
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. История возникновения концепции устойчивого развития
1.
 
История возникновения концепции устойчивого развития
8
6
6
4
1.1.
2
Устный опрос
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
8
6
8
4
1.2.
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Демографические проблемы современности
8
8
6
4
1.3.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Контрольная точка №1(темы 1-3)
8
8
2
2
КТ 1
1.4.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
8
8
12
8
1.5.
4
Устный опрос
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Стратегия устойчивого развития
8
6
8
4
1.6.
4
Реферат
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Особенности перехода России к устойчивому развитию
8
6
10
6
1.7.
4
Задачи
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Контрольная точка №2 (темы 4-6)
8
6
2
2
КТ 2
1.8.
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Контроль
8
1.9.
УК-8.2, ОПК-2.1
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
54
144
34
20
 
Итого
54
144
34
20
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
История возникновения концепции устойчивого развития
История возникновения концепции устойчивого развития
2/-
 
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
4/2
 
Демографические проблемы современности
Демографические проблемы современности
2/2
 
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
4/-
 
Стратегия устойчивого развития
Стратегия устойчивого развития
4/-
 
Особенности перехода России к устойчивому развитию
Особенности перехода России к устойчивому развитию
4/-
 
Итого
20
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
История возникновения концепции устойчивого развития
История возникновения концепции устойчивого развития
Пр
4/-/-
 
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
Пр
4/2/-
 
Демографические проблемы современности
Демографические проблемы современности
Пр
4/-/-
 
Контрольная точка №1(темы 1-3)
Пр
2/-/-
 
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
Пр
8/2/-
 
Стратегия устойчивого развития
Стратегия устойчивого развития
Пр
4/-/-
 
Особенности перехода России к устойчивому развитию
Особенности перехода России к устойчивому развитию
Пр
6/2/-
 
Контрольная точка №2 (темы 4-6)
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
История возникновения концепции устойчивого развития
6
 
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
6
 
Демографические проблемы современности
8
 
8
 
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
8
 
Стратегия устойчивого развития
6
 
Особенности перехода России к устойчивому развитию
6
 
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Устойчивое развитие» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Устойчивое развитие».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Устойчивое развитие».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Устойчивое развитие».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
История возникновения концепции устойчивого развития
Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
2
Перспективы перехода мирового сообщества к устойчивому развитию
Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
3
Демографические проблемы современности
Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
4
Контрольная точка №1(темы 1-3)
Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
5
Глобальные последствия влияния человека на биосферу
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
6
Стратегия устойчивого развития
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
7
Особенности перехода России к устойчивому развитию
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
8
Контрольная точка №2 (темы 4-6)
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Устойчивое развитие»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-2.1:Применяет знания теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической 
Биогеография
x
Геология с основами геоморфологии
x
Геоэкология
x
Ландшафтоведение
x
Общая экология
x
Ознакомительная практика
x
Почвоведение
x
Преддипломная  практика
x
Социальная экология
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
деятельности
Урбоэкология
x
Экологическое ресурсоведение
x
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
Безопасность жизнедеятельности
x
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Природные ресурсы Ставропольского края
x
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
x
Экология человека
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Устойчивое развитие» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Устойчивое развитие» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
8 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
8 семестр
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
 
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

Критерии оценки ответа на экзамене
 
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Устойчивое развитие»
Типовые вопросы

1. Исходные положения устойчивого развития. Факторы устойчивого развития.

2. Научная идеология устойчивого развития. Пути движения общества к устойчивому раз¬витию.

3 Устойчивость как способность социума (этноса, народа, общества, государства и т.д.) к долговременной адаптации к внешним условиям.

4. Принцип «мыслить глобально, действовать локально».

5. Феноменальная востребованность концепции рационального природопользования в практике гос-ударства. Становление биосферного мышления.

6. Стокгольмская конференция.

7.Римский клуб. Модель В.Леонтьева.

8. Создание института политики Земли.

9. Доклад «Наше будущее»

10.Сценарии перехода к устойчивому развитию

дарственного управления в советский и постсоветский периоды.

Типовая задача реконструктивного уровня. Создание модели устойчивого развития

Типовая задача творческого уровня (оценка навыков.  Проанализировать и сделать вывод по следующим вопросам.

1.Демографические реалии прошлого и настоящего

2. Возможности управления демографическим процессом

3. Прогноз демографической ситуации в мире

4. Демографическая ситуация в России

Типовые вопросы

1. Общая характеристика техносферы.

2. Разрушение литосферы.

3. Загрязнение атмосферы.

4. Влияние на гидросферу.

5. Всемирная стратегия охраны природы на 90-е годы ХХ столетия

6.  Концепция устойчивого развития и перспективы ее реализации

7. Стратегия поведения человечества в условиях глобального экологического кризиса

Типовая задача реконструктивного уровня.  Создание модели устойчивого развития.

Типовая задача творческого уровня.  Проанализировать и сделать вывод по следующим вопросам .

1. Особенности перехода России к УР.

2. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

3. Вклад российских ученых.

4. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию

5. Устойчивое развитие — объективное требование времени.

6.Россия на пороге XXI в. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому

развитию.

1. Римский клуб.

2. Модель В.Леонтьева.

 
3. Создание института политики Земли.

4. Доклад «Наше будущее»

5.Сценарии перехода к устойчивому развитию

6.От Мальтуса к неомальтузианству

7. Демографические реалии прошлого и настоящего

8. Возможности управления демографическим процессом

9. Прогноз демографической ситуации в мире

10. Демографическая ситуация в России

11. Общая характеристика техносферы.

12. Разрушение литосферы.

13. Загрязнение атмосферы.

14. Влияние на гидросферу.

15. Всемирная стратегия охраны природы на 90-е годы ХХ столетия

16.  Концепция устойчивого развития и перспективы ее реализации

17. Стратегия поведения человечества в условиях глобального экологического кризиса

18. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию

19. Устойчивое развитие — объективное требование времени.

20.Россия на пороге XXI в.

1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.

2. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.

3. Основы теории устойчивости систем. Устойчивость природных систем.

4. Современные теории устойчивости биосферы. Внешние факторы устойчивости биосферы.

5. Современные научные представления об изменении климата и его региональных послед-ствий. Возможность управления климатическими изменениями.

6. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол.

7. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.

8. Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия.

9. Проблема снижение биоразнообразия. Конвенция ООН по сохране¬нию биоразнообразия.

10. Проблема использования природных ресурсов.

11. Состояние возобновляемых ресурсов.

12. Проблема загрязнение окружающей среды и использования новых химических веществ.

13. Социально-экономические проблемы устойчивого развития.

14. Проблема бедности и неэквивалентности распределения.

15. Проблема роста населения и изменения его качества.

16. Глобализация и ее последствия.

17. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.

18. Критерии и показатели устойчивого развития.

19. Соотношение управления и самоорганизации.

20. Современное развитие России.

21. Международные органы и организации в области устойчивого развития.

22. Реальность и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.

23. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.

24. Мировая продовольственная проблема. Глобализация: причины, особенности и следствия.

25. Оценки стоимости перехода России на путь устойчивого развития.

26. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.

27. Оценка реальности, критических проблем и возможных временных этапов обеспечения устойчивого развития.

28. Возможные источники финансово обеспечения развития.

29. Особенности устойчивого развития России.

30. Стратегические пути развития России, их достоинства и недостатки. Механизмы обеспе-чения устойчивого развития.

 
 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Пушкарь В. С., Якименко Экология [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 395 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=972302 
 
Л1.2 Прохоров Б. Б., Черковец М. В. Общая экология человека [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 424 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=414716 
 
дополнительная
 
Л2.1 Бабурин С. Н., Мунтян Глобализация в перспективе устойчивого развития [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: Издательство "Магистр", 2011. - 496 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=231040 
 
Л2.2 Дятлов С. А. Основы концепции устойчивого развития [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 185 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=392366 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Зеленская Т. Г., Лысенко И. О., Степаненко Е. Е., Мандра Ю. А. Устойчивое развитие:учеб.-метод. пособие [для магистров направления 022000.68 - Экология и природопользование]. - Ставрополь: АГРУС, 2014. - 657 КБ
 
Л3.2 сост.: Т. Г. Зеленская, В. А. Стукало, Е. Е. Степаненко, С. В. Окрут, Ю. А. Мандра ; Ставропольский ГАУ Устойчивое развитие:учеб. пособие для студентов вузов направления 05.06.03 - Экология и природопользование. - Ставрополь: АГРУС, 2019. - 1,00 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Устойчивое развитие
https://fgp.msu.ru/assets/doc/departments/unesco/books/uch.posobie.-ustojchivoe-razvitie-i-globalizacija.pdf
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические указания

для обучающихся по освоению дисциплины

Устойчивое развитие

наименование дисциплины

05.03.06  Экология и природопользование

направление подготовки

 

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность

профиль подготовки

Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника

Очная

Форма обучения

Специфика изучения учебной дисциплины «Устойчивое развитие» обусловлена формой обучения студентов (очная), ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты очной формы обучения должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной формы является обязательным. Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских, региональных и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий. Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течении семестра проводится в форме устного опроса на практических  занятиях, выполнения контрольных работ, коллоквиумов, по теоретическому курсу дисциплины. 

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
2. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
3. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Устойчивое развитие»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ заведующая кафедрой , кандидат сельскохозяйственных наук Зеленская Тамара Георгиена
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидат сельскохозяйственных наук Шабалдас Ольга Георгиевна
 
Рабочая программа дисциплины «Устойчивое развитие» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Устойчивое развитие» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование