УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование у студентов знаний в области эффективного использования ограниченных территориальных ресурсов. Ландшафтно-экологическое планирование сосредоточивает свои усилия на выявлении и оценке функций и свойств ландшафта, а также на разработке предложений по оп-тимизации природопользования.
Порядка проведения экологической экспертизы проектной документации
умеет
-определять технологические процессы, обо-рудование, технические способы, методы в качестве наилучшей доступной технологии в организации;
- планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду;
- обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования;
- искать информацию об опыте применения наилучших доступных технологий в аналогичных организациях с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
владеет навыками
Анализа рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
умеет
Производить экологическую оценку технической подготовки производства к выпуску новой продукции
владеет навыками
проработки конструкторской и технологической документации на производство новой продукции в организации с учетом рацио-нального использования природных ресурсов
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Ландшафтно-экологическое планирование для
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Теоретическая часть
1. Роль и место человека в биосфере.
2. Источники загрязнения атмосферы и его последствия.
3. Уровень антропогенного воздействия на гидросферу.
4. Перечислите загрязняющие компоненты водной среды.
5. Какой потенциальный эксплуатационный ресурс подземных вод в России и в крае?
6. Виды и масштабы воздействия человека на окружающую природную среду.
7. По каким направлениям проявляется негативная деятельность человека?
8. Чем определяется химическая нагрузка на организм человека?
9. Загрязнение почвы и его последствия?
10. Опасность химического загрязнения.
11. Охарактеризуйте техногенную ситуацию в России.
12. Охарактеризуйте техногенную ситуацию в Ставропольском крае.
Практико-ориентированные задания
1. Какова взаимосвязь между ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической ха-рактеристики среды?
2. В чём специфика комплексных нормативов качества?
3. Дайте характеристику природным ресурсам.
4. Особенности использования минеральных ресурсов.
5. Перечислите глобальные функции педосферы.
Контрольная работа 2.
Теоретическая часть
1. Основные направления работ по рационализации природопользования.
2. Международное сотрудничество в области природопользования.
3. Концепция устойчивого развития.
4. Проблемы безопасности атомной энергетики.
5. Экологическая безопасность вооруженных сил.
6. Национальные и международные природные ресурсы.
7. Направления и формы международного сотрудничества.
8. Государственная политика рационального природопользования.
Практико-ориентированные задания
1. Правовое обеспечение экологической безопасности.
2. Экологическая паспортизация и экспертиза.
4. Правовые аспекты природопользования.
Контрольная работа 3.
Теоретическая часть
1. Выбор модельных участков.
2. Пространственные уровни и этапы ландшафтно-экологического планирования.
3. Крупномасштабное зонирование при выполнении ландшафтной программы.
4. Проведение инвентаризационного и оценочного этапа при выполнении рамочного ланд-шафтного плана.
Практико-ориентированные задания
Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для России по следующим вариан-там:
1. Предпосылки развития ландшафтно-экологического планирования в Российской Федерации. Перспективная система ландшафтно-экологического планирования (основные черты).
2. Основные ограничители развития ландшафтно-экологического планирования на федераль-ном и региональном уровнях.
3. Преимущество ландшафтно-экологического планирования при сравнении с традиционными методами территориального планирования в России.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Ландшафтно-экологическое пла-нирование для оптимизации природопользования»
Теоретические вопросы
1. Содержание и задачи ландшафтно-экологического планирования.
2. Роль ландшафтно-экологического планирования в науке и практике.
3. Виды планов и уровни планирования.
4. Примеры практического применения принципов ландшафтно-экологического планирова-ния.
5. Инвентаризация ценностей природы и ландшафта.
6. Охрана окружающей среды и природы в Европейском Союзе.
7. Современная нормативно-правовая база регулирующая вопросы применения принципов ландшафтно-экологического планирования.
8. Практика территориального планирования, новые тенденции и потребности.
9. Предпосылки развития ландшафтно-экологического планирования в Российской Федера-ции.
10. Перспективная система ландшафтно-экологического планирования (основные черты).
11. Ландшафтно-экологическое планирование.
12. Ландшафтно-экологическая программа.
13. Рамочный ландшафтный план.
14. Ландшафтно-экологический план.
15. Общие принципы ландшафтно-экологического планирования.
16. Суть экологического подхода в региональной политике.
17. Приоритетные направления региональной политики в Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности.
18. Исторические аспекты развития ландшафтно-экологического планирования.
19. Организация ландшафтно-экологического планирования в Великобритании.
20. Организация ландшафтно-экологического планирования в Нидерландах.
21. Организация ландшафтно-экологического планирования во Франции.
22. Организация ландшафтно-экологического планирования в Испании.
23. Содержание, задачи и методы ландшафтно-экологического планирования в Германии.
24. Методические подходы в разработке ландшафтных планов в Ставропольском крае.
25. Концепция развития ландшафтно-экологического планирования в России.
26. Организация ландшафтно-планировочных работ.
27. Что включает в себя ландшафтно-экологическое планирование.
28. Основные этапы составления ландшафтных планов.
30. Значение ландшафтной архитектуры в современных условиях.
31. Исторические аспекты формирования городского пространства.
32. Типы городской планировочной структуры.
33. Влияние элементов ландшафта на организацию городской территории.
34. Система озелененных территорий города.
35. Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов раз-личных эпох. Древний мир.
36. Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов раз-личных эпох. Средневековая Европа.
37. Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов раз-личных эпох. Эпоха Возрождения. Регулярные садово-парковые ландшафты Европы.
38. Географические и стилистические особенности историко-культурных ландшафтов раз-личных эпох. Дальний Восток.
39. Развитие садово-паркового искусства России.
40. Пейзажный стиль европейской ландшафтной архитектуры
41. Основные принципы проектирования и формирования пейзажа.
42. Композиционное использование свойств ландшафтных составляющих и их взаимодей-ствие.
43. Ландшафтно-экологическое проектирование и предпроектные исследования.
Практико-ориентированные задания
1. Опишите составление оценочных и прогнозных карт.
2. Опишите применение современных геоинформационных методов при решении конкрет-ных задач
3. ландшафтного планирования.
4. Оценка воздействия проектируемых объектов на окружающую среду. Пространственное распределение стока воды на территории России и факторы его определяющие.
5. Составление оценочных и прогнозных карт.
6. Применение современных геоинформационных методов при решении конкретных задач
7. ландшафтного планирования.
8. Оценка воздействия проектируемых объектов на окружающую среду. Пространственное распределение стока воды на территории России и факторы его определяющие.
Раздел 1. Введение. Содержание, задачи ландшафтно-экологического планирования для оптимизации природопользования
1. Примеры практического применения принципов ландшафтно-экологического планирования.
2. Инвентаризация ценностей природы и ландшафта.
3. Вклад ландшафтно-экологического планирования в экологически ориентированное сельское, лесное и водное хозяйство.
Раздел 3. Правовые основы ландшафтно-экологического планирования для оптимизации природопользования
1. Особенности российского и европейского законодательства.
2. Основные тенденции развития законодательной базы ландшафтно-экологического пла-нирования в Западной Европе.
3. Основные тенденции развития законодательной базы ландшафтно-экологического пла-нирования США.
4. Основные тенденции развития законодательной базы ландшафтно-экологического пла-нирования России.
Раздел 4. Концепция развития ландшафтно-экологического планирования в России
1. Практика территориального планирования, новые тенденции и потребности.
2. Предпосылки развития ландшафтно-экологического планирования в Российской Фе-дерации.
3. Преимущество ландшафтно-экологического планирования при сравнении с традици-онными методами территориального планирования в России.
1. Ландшафтная программа.
2. Рамочный ландшафтный план.
3. Региональный ландшафтный план.
Раздел 6. Осуществление ландшафтно- планировочных работ
1. Участие неправительственных организаций и местной общественности.
2. Система экологического просвещения и воспитания.
3. Мониторинг исполнения.
4. Обратная связь при ландшафтно-экологическом планировании.
Раздел 7. Использование ландшафтно-экологического планирования в решении отраслевых задач для оптимизации природопользования
1. Составление оценочных и прогнозных карт.
2. Применение современных геоинформационных методов при решении конкретных задач
3. ландшафтного планирования.
4. Оценка воздействия проектируемых объектов на окружающую среду. Пространственное рас-пределение стока воды на территории России и факторы его определяющие.
Раздел 8. Общие закономерности организации ландшафтно-экологического планирования для оптимизации природопользования
1. Общие закономерности организации ландшафтного планирования.
Обязательные требования к оформлению реферата (являются обязательными для получения выс-шей отметки (баллов)).
1. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.
2. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.
3. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необ-ходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.
4. Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.
5. Сноска может быть сделана двумя способами:
– традиционный вариант (через «вставка / сноска»)
– «построчная» способом, где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая – номер страницы.
6. Работа предоставляется как в рукописном виде (почерк читаемый, т.е. разборчивый), так и в напечатанном виде через 1.5 интервала. Размер шрифта –12 – 14. Вся работа должна быть напе-чатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.
8. Оформление списка литературы. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
- Законы, постановления правительства.
- Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
- Специальная литература.
- Периодические издания.
При составлении списка использованной литературы применяются требования ГОСТ 7.1-2003. Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авто-ров, в случае, если количество авторов более трех – по названию книги, остальные материалы в хронологическом порядке. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем на иностранном.
9. Защита реферата должна быть представлена в виде доклада на 3 – 5 минут, в котором отража-ются основные моменты. Доклад должен сопровождаться презентационным материалом.
Тематика курсовых работ:
1.Эколого-географические исследования необходимые для создания ландшафтного плана.
2.Эколого-географические исследования необходимые для создания ландшафтной
3.История зарождения и становления ландшафтно-экологического планирования. Сравнение за-рубежного и российского путей.
4.Ландшафтно-экологический каркас регионального уровня.
5.Методы ГИС-технологий на базе ландшафтной карты.
6.Основные этапы ландшафтно-экологического планирования.
7.Пути реализации ландшафтных планов.
8.Разработка программы ландшафтно-экологического планирования как научно- практической деятельности.
9.Разработка программы научного исследования для целей ландшафтно-экологического плани-рования.
10.Составление ландшафтного плана для конкретной территории.
11.Сравнительная характеристика процедуры ландшафтно-экологического планирования в Гер-мании и России.
12.Функциональное зонирование территории ландшафтно-экологического планирования.
13.Характеристика нормативно-технологической базы ландшафтно-экологического планирова-ния для конкретной территории.
14.Характеристика социально-экономических условий ландшафтно-экологического планирова-ния.
15.Характеристика части территории природной зоны как основа создания рамочного ланд-шафтного плана.
16.Экологическое проектирование.
17.Эстетическая оценка пейзажа.
18. Эстетическое восприятие ландшафтов.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры химии и защиты растений, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить доклады по утверждённой преподавателем теме, подготовиться к деловой игре;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.