УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
– развитие у студентов общего эколого-экономического мышления, и привитие им навыков практического решения экологических проблем;
– формирование у студентов представления о процедуре нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
– обучение студентов методам и приемам нормирования, снижения и контроля загрязнения окружающей среды.
Требования к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду
умеет
Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
владеет навыками
Анализ результатов расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования
Порядок проведения экологической экспертизы проектной документации
умеет
Искать информацию об опыте применения наилучших доступных технологий в аналогичных организациях с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
владеет навыками
Анализ рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Теоретические
1. Нормирование – как цель государственного регулирования хозяйственной деятельности.
2. Понятие качества окружающей среды.
3. Экологические стандарты, нормы и правила.
4. Санитарные правила и гигиенические нормативы.
5. Законодательные акты, лежащие в основе нормирования природопользования.
6. Санитарное правонарушение и ответственность за него.
7. Виды нормирования.
8. Санитарно-гигиенические нормативы.
9. Производственно-хозяйственные нормативы
10. Комплексные экологические нормативы.
11. Устойчивость природных систем и подходы к ее оценке.
12. Роль внешних и внутренних факторов в формировании запаса устойчивости природных систем.
13. Экологические функции компонентов биосферы и характеристики экологической устойчивости геосфер.
Практико-ориентированные
14. Рассчитайте ассимиляционную емкость территории (для конкретного объекта)
15. Составьте алгоритм разработки нормативов качества окружающей среды
16. Составьте алгоритм разработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
17. Составьте таблицу «Отличие отечественной практики нормирования от зарубежной»
18. Составьте таблицу «Сходства отечественной практики нормирования с зарубежной».
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)
Теоретические
1. Понятие об ассимилирующей емкости атмосферы.
2. Потенциал загрязнения атмосферы и критерии ее состояния.
3. Источники и виды воздействий на атмосферу.
4. Разработка нормативов допустимых выбросов: действующая нормативная база.
5. Сооружения и аппараты для улавливания твердых частиц.
6. Схемы и аппараты для очистки от вредных газообразных веществ.
7. Наилучшие доступные технологии для охраны атмосферного воздуха.
8. Виды техногенных нагрузок на поверхностную и подземную гидросферу.
9. Пределы устойчивости гидрологических и гидрогеологических систем.
10. Критерии состояния водных объектов.
11. Проекты допустимых нагрузок на водные объекты различных категорий водопользования: нормативно-правовая база.
12. Особенности экологического нормирования для водоемов рыбохозяйственного и хозяйственно-питьевого назначения.
13. Действующая нормативная база по экологическому нормированию водопользования.
14. Регулирование водопользования на предприятиях: нормирование водопотребления и водоотведения.
16. Схемы, аппараты, оборудование и сооружения для переработки осадков сточных вод.
17. Схемы сооружений очистки сточных вод различного происхождения.
Практико-ориентированные
1. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от котельной (параметры индивидуально задаются преподавателем);
2. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от сварочных работ (параметры индивидуально задаются преподавателем);
3. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от металлообработки (параметры индивидуально задаются преподавателем);
4. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от столовой (параметры индивидуально задаются преподавателем);
5. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от лаборатории (параметры индивидуально задаются преподавателем);
6. Составить алгоритм разработки и утверждения допустимых выбросов для предприятий различных категорий
7. Решить задачу: рассчитать объем допустимого сброса в водоем (параметры индивидуально задаются преподавателем);
8. Решить задачу: рассчитать объем допустимого сброса в водоток (параметры индивидуально задаются преподавателем);
9. Решить задачу: рассчитать массу загрязняющих веществ, поступающих с неорганизованным стоком (параметры индивидуально задаются преподавателем).
10. Составить алгоритм разработки и утверждения допустимых сбросов для предприятий различных категорий
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 3)
Теоретические
1. Управление отходами как одно из важнейших направлений природопользования.
2. Действующая нормативная база в сфере нормирования образования отходов и их размещения.
3. Проблемы оценки и снижения опасности компонентов отходов для окружающей среды
4. Паспортизация отходов
5. Мониторинг объектов размещения отходов
6. Виды физических воздействий на окружающую среду
7. Нормирование акустического загрязнения.
Практико-ориентированные
1. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов I класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
2. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов II класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
3. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов III класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
4. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов IV класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
5. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов V класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
6. Составить алгоритм разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий различных категорий
7. Составить алгоритм расчета акустического воздействия от линейных объектов (железная дорога)
8. Составить алгоритм расчета акустического воздействия от площадных объектов (автопарковка)
Вопросы по темам для устного опроса
«Основные понятия и принципы нормирования»
2. В чем специфика экологического нормирования?
3. В чем отличие экологического нормирования от нормирования качества окружающей среды?
4. Что такое качество окружающей среды?
5. Какие виды нормативов существуют?
6. Какими НПА регулируется нормирование воздействия на окружающую среду
7. Сто такое санитарно-гигиеническое нормирование?
8. Что такое производственно-хозяйственное нормирование?
9. Что такое комплексное экологическое нормирование?
Задания к практико-ориентированным лабораторно-практическим занятиям
Практическая работа «Расчет выбросов от объектов техносферы в
атмосферный воздух расчет допустимых выбросов» (Изучение методик расчета выбросов ЗВ от различных источников, решение задач)
Практическая работа «Определение санитарно-защитной зоны
предприятия по химическому фактору» (Изучение методики расчета и корректировки санитарно-защитной зоны предприятия, решение задач).
Практическая работа «Определение нормативов допустимых сбросов
загрязняющих веществ в водные объекты» (Изучение методики расчета нормативов допустимых сбросов для водотоков по отдельным выпускам и для бассейна реки в целом, решение задач)
Лабораторная работа «Расчет разбавления сточных вод в водоемах и водотоках» (Оценить результаты лабораторных исследований природных и сточных вод, рассчитать объем вод, необходимый для разбавления стоков, поступающих в водный объект).
Практическая работа «Расчет массы сбрасываемых загрязняющих веществ с поверхностным стоком» (Изучение методики расчета сброса загрязняющих веществ с территории (неорганизованного сброса), решение задач)
Практическая работа «Расчет нормативов образования отходов производства и потребления» (Изучение методик расчета объемов образования отходов производства и потребления для различных объектов, решение задач)
Практическая работа «Расчет акустического воздействия объектов техносферы на окружающую среду и СЗЗ» (Изучение типов физических воздействий на окружающую среду, расчет шумовых воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду)
Практическая работа «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Изучение принципов начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от категории ОНВОС; решение задач)
Задания для занятий в интерактивной форме
«Отечественная и зарубежная практики разработки системы нормирования и снижения антропогенных нагрузок» (круглый стол). Студентам предлагается подготовить доклады существующих в России и за рубежом практиках нормирования и в виде презентации рассказать об особенностях каждой из них, обменяться опытом научных исследований с одногруппниками.
Темы докладов:
1. Отечественный опыт создания экологических нормативов
2. Зарубежный опыт создания экологических нормативов
3. Современные проблемы разработки нормативов для различных объектов воздействия
4. Проблемы гармонизации экологических стандартов и новые подходы к разработке экологических нормативов
5. Нормирование на основе использования наилучших доступных технологий.
«Разработка планов по снижению и контролю выбросов в период НМУ» (работа в малых группах). Первая часть работы проводится в малых группах по 2–3 человека, где студентам предлагается разработать планы снижения и контроля выбросов загрязняющих веществ для конкретных объектов в период наступления неблагоприятных метеорологических условий. Вторая часть занятия проводится в виде защиты полученных результатов, обмена мнениями по окончании работы. Закрепление материала проводится по типу «каждый учит каждого».
«Разработка программы мониторинга ОРО» (работа в малых группах). Первая часть работы проводится в малых группах по 2–3 человека, где студентам предлагается разработать программу мониторинга конкретного объекта размещения отходов. Вторая часть занятия проводится в виде защиты полученных результатов, обмена мнениями по окончании работы. Закрепление материала проводится по типу «каждый учит каждого».
Теоретические
1. Нормирование – как цель государственного регулирования хозяйственной деятельности.
2. Понятие качества окружающей среды.
3. Экологические стандарты, нормы и правила.
4. Санитарные правила и гигиенические нормативы.
5. Законодательные акты, лежащие в основе нормирования природопользования.
6. Санитарное правонарушение и ответственность за него.
7. Виды нормирования.
8. Санитарно-гигиенические нормативы.
9. Производственно-хозяйственные нормативы
10. Комплексные экологические нормативы.
11. Устойчивость природных систем и подходы к ее оценке.
12. Роль внешних и внутренних факторов в формировании запаса устойчивости природных систем.
13. Экологические функции компонентов биосферы и характеристики экологической устойчивости геосфер.
14. Понятие об ассимилирующей емкости атмосферы.
15. Потенциал загрязнения атмосферы и критерии ее состояния.
16. Источники и виды воздействий на атмосферу.
17. Разработка нормативов допустимых выбросов: действующая нормативная база.
18. Сооружения и аппараты для улавливания твердых частиц.
19. Схемы и аппараты для очистки от вредных газообразных веществ.
20. Наилучшие доступные технологии для охраны атмосферного воздуха.
21. Виды техногенных нагрузок на поверхностную и подземную гидросферу.
22. Пределы устойчивости гидрологических и гидрогеологических систем.
23. Критерии состояния водных объектов.
24. Проекты допустимых нагрузок на водные объекты различных категорий водопользования: нормативно-правовая база.
25. Особенности экологического нормирования для водоемов рыбохозяйственного и хозяйственно-питьевого назначения.
26. Действующая нормативная база по экологическому нормированию водопользования.
27. Регулирование водопользования на предприятиях: нормирование водопотребления и водоотведения.
28. Схемы, сооружения и аппараты для очистки сточных вод.
29. Схемы, аппараты, оборудование и сооружения для переработки осадков сточных вод.
30. Схемы сооружений очистки сточных вод различного происхождения.
31. Управление отходами как одно из важнейших направлений природопользования.
32. Действующая нормативная база в сфере нормирования образования отходов и их размещения.
33. Проблемы оценки и снижения опасности компонентов отходов для окружающей среды
34. Паспортизация отходов
35. Мониторинг объектов размещения отходов
37. Нормирование акустического загрязнения
Практико-ориентированные
38. Рассчитайте ассимиляционную емкость территории (для конкретного объекта)
39. Составьте алгоритм разработки нормативов качества окружающей среды
40. Составьте алгоритм разработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду
41. Составьте таблицу «Отличие отечественной практики нормирования от зарубежной»
42. Составьте таблицу «Сходства отечественной практики нормирования с зарубежной».
43. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от котельной (параметры индивидуально задаются преподавателем);
44. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от сварочных работ (параметры индивидуально задаются преподавателем);
45. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от металлообработки (параметры индивидуально задаются преподавателем);
46. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от столовой (параметры индивидуально задаются преподавателем);
47. Решить задачу: рассчитать объем допустимых выбросов загрязняющих веществ от лаборатории (параметры индивидуально задаются преподавателем);
48. Составить алгоритм разработки и утверждения допустимых выбросов для предприятий различных категорий
49. Решить задачу: рассчитать объем допустимого сброса в водоем (параметры индивидуально задаются преподавателем);
50. Решить задачу: рассчитать объем допустимого сброса в водоток (параметры индивидуально задаются преподавателем);
51. Решить задачу: рассчитать массу загрязняющих веществ, поступающих с неорганизованным стоком (параметры индивидуально задаются преподавателем).
52. Составить алгоритм разработки и утверждения допустимых сбросов для предприятий различных категорий
53. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов I класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
54. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов II класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
55. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов III класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
56. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов IV класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
57. Решить задачу: рассчитать объем норматива образования отходов V класса опасности (параметры индивидуально задаются преподавателем).
58. Составить алгоритм разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий различных категорий
59. Составить алгоритм расчета акустического воздействия от линейных объектов (железная дорога)
60. Составить алгоритм расчета акустического воздействия от площадных объектов (автопарковка)
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические и лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты практического и лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.