УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
экономических, нормативно правовых, организационно управленческих основ современного экологического менеджмента
умеет
оценить природные блага и экологическую обстановку в зоне исследования
владеет навыками
разработки отраслевых рабочих программ природоохранных мероприятий с разбивкой по районам; разработки экономико-математической модели природоохранных мероприятий
международного и российского опыта развития экологического менеджмента; принципов формирования и развития рынка экологических работ, товаров и услуг природных и производственных объектов
умеет
оценить эффективность проводимых природоохранных мероприятий
владеет навыками
владения методикой определения экономической ценности природы; владения методикой расчета эффективности природоохранных мероприятий и их оценкой
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
экоаудита
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
экоаудита
контролю
требованиями международного стандарта ISO 14001:2004
экоаудита
1. Рабочую программу дисциплины «Основы экологического менеджмента».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы экологического менеджмента».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы экологического менеджмента».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы экологического менеджмента» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Антропогенное воздействие на природу
3. Классификация природных ресурсов
4. Важнейшие проблемы экологии
5. Задачи экономики природопользования
6. Понятие менеджмента
7. Функции менеджмента
8. Понятие экологического менеджмента
9. Этапы развития экологического менеджмента
10. Разработка экологической политики с учетом сложившихся технологий
11. Принятие экологически ориентированных решений
12. Организация экологического контроля и мониторинга
13. Задачи экологического менеджмента
14. Типы структур экологического менеджмента на предприятии
15. Способы организации деятельности экологических служб
16. Экологически ориентированный маркетинг
17. Маркетинговый механизм природоохранного управления
18. Маркетинговые подходы к управлению в области экологии
19. Главные задачи прогнозирования природопользования.
20. Перспективы развития экологии, экономики и производства
21. Сущность и содержание отраслевого планирования природоохранных мероприятий
22. Особенности экологического планирования (виды планов, их задачи и приоритетное значение)
23. Источники финансирования природоохранных мероприятий
24. Методы экономической оценки природных ресурсов при нерациональном использовании
25. Сущность и принципы экологического менеджмента и аудита.
26. Экологический менеджмент как наиболее эффективная форма экологического управления.
27. Изменение движущих сил и отношения бизнеса к природоохранной деятельности в различные периоды становления экологического менеджмента.
28. Отличия пассивного и активного экологического менеджмента.
29. Формирование экоаудита как инструмента оценки и контроля экологических рисков хозяйственной и иной деятельности.
30. Преимущества проведения экоаудита.
31. Основные принципы экологического менеджмента.
32. Различные уровни экологического менеджмента.
33. Отличия аддитивно-функционального и интегрированного подходов к природоохранной дея-тельности на предприятии.
1. Оценка экологической ситуации в Европе
2. Оценка экологической ситуации в России
3. Экологическое образование
4. Политика и стратегия сохранения окружающей среды
5. Радиоактивное загрязнение
6. Экологические задачи города
Тематика эссе, докладов с презентацией статей
1. Понятие экологической оценки проекта природоохранных мероприятий
2. Типы воздействий на окружающую среду
3. Аспекты воздействий на окружающую среду
4. Этапы развития экологической оценки природоохранных мероприятий
5. Достижения экологической оценки в 1990-е годы природоохранных мероприятий
6. Три основные ценности экологической оценки природоохранных мероприятий
7. Принципы экологической оценки природоохранных мероприятий
9. Процесс экологической оценки природоохранных мероприятий
10. Задержки в ходе экологической оценки природоохранных мероприятий
11. Выгоды от экологической оценки природоохранных мероприятий
12. Обеспечение справедливости в процессе экологической оценки
13. Тенденции развития экологической оценки природоохранных мероприятий
14. Условия создания сильной системы экологической оценки природоохранных мероприятий
15. Этапы разработки системы экологической оценки природоохранных мероприятий
16. Типичные заинтересованные стороны экономической оценки природоохранных мероприятий
17. Основа расчета экономического эффекта природоохранных мероприятий
18. Основные мероприятия, используемые при организационно-технических методах охраны окружающей природной среды
19. Классификация организационно-технической группы методов защиты окружающей природной среды
20. Классификация технологической группы методов защиты окружающей природной среды
21. Сущность социального результата природоохранных мероприятий
22. Сущность экологического результата природоохранных мероприятий
23. Определение и цель, а также конечный результат природоохранных мероприятий Концепция устойчивого развития.
24. Особенности развития экологического менеджмента в России
25. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг.
26. Экономическая эффективность природопользования.
27. Эколого-экономический ущерб.
28. Экологическая политика фирмы.
29. Формирование и реализация корпоративной экологической культуры на предприятии.
30. Международный опыт развития экологического менеджмента.
31. Экологическое нормирование
32. Экономическая основа экологического менеджмента
33. Экологическое управление отходами
34. Меры защиты от загрязнений.
35. Формирование комплексных программ природопользования
36. разработка экономико-математических моделей природоохранных мероприятий
37. Экологический маркетинг и рынок природных услуг
38. Зарубежный опыт маркетинговых подходов в природоохранной деятельности
39. Комплексная система маркетинговых мер.
40. Экономическая сущность экологического страхования
41. Региональные системы экологического страхования.
42. Особенности развития аудиторской деятельности в России.
43. Экологический учет и отчетность на предприятии.
44. Почвенно-экологический менеджмент.
1. Основные понятия экологического менеджмента.
2. Концепция экологизированного менеджмента.
3. Концепция «устойчивое развитие» общества.
4. Экологическая служба на предприятии.
5. Классификация экологических служб на предприятии.
6. Экологическая политика на предприятии.
7. Внедрение экологического менеджмента на предприятии.
8. Прогнозирование и планирование природопользования.
9. Этапы развития экологического менеджмента.
10. Экологический паспорт: основные разделы.
11. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия.
13. Основные маркетинговые подходы в области экологии.
14. Методы маркетинга в экологическом менеджменте.
15. Определение экономической ценности природы.
16. Методы оценки природных благ.
17. Экономическая эффективность природопользования.
18. Оценка эколого-экономического ущерба.
19. Экологические издержки.
20. Ограничения техногенного типа экономического развития.
21. Основные направления экологизации экономического развития.
22. Продажа прав на загрязнение.
23. Система экологических фондов.
24. Создание рынка природных ресурсов.
25. Структурная перестройка экономики с целью ее экологизации.
26. Изменение экспортной политики, как альтернативное решение экологизации экономического развития.
27. Развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
28. Сущность прямых природоохранных мероприятий.
29. Причины рыночной и государственной неэффективности в охране окружающей среды.
30. Экономическая политика государства с учетом экологического фактора.
31. Типы экономического механизма природопользования.
32. Основные направления формирования экономического механизма природопользования.
33. Система платежей за природопользование.
34. Формы платежей за природопользование.
35. Формирование комплексных программ природопользования.
36. Этапы подготовки региональной программы природопользования.
37. Виды разработок для решения проблем природопользования.
38. Понятие и сущность экологического аудита.
39. Принципы и задачи экологического аудита.
40. Виды экологического аудита.
41. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.
42. Методика проведения экологического аудита на предприятии.
43. Основные этапы проведения экологического аудита на различных предприятиях.
44. Общее понятие об отходах производства и потребления.
45. Система управления отходами.
46. Основные принципы экономического регулирования в управлении отходами.
47. Управление отходами на муниципальном уровне.
48. Организация управления отходами на примере отдельного региона.
49. Понятие и основы экологического страхования.
50. Функции экострахования.
51. Виды страхователей.
52. Понятие добровольного и обязательного экострахования.
53. Расчет тарифных ставок по экологическому страхованию.
54. Классификация объектов при экологическом страховании.
55. Основные направления решения проблем экологического страхования.
56. Основные принципы создания региональной системы страхования.
57. Государственное экологическое страхование.
58. Экологические функции и плодородие почв.
59. Бонитировка почв и рейтинговая оценка земель.
60. Определение пригодности земель методом рейтинговой оценки ФАО.
61. Сущность адаптивно - ландшафтного земледелия.
62. Земельный кадастр.
63. Экологический мониторинг в системе кадастра городских земель.
64. Охрана и мониторинг земель.
66. Международные стандарты ИСО 14000.
67. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию.
68. Сертификация в экологической сфере.
69. Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой.
70. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.