2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Комплексная экологическая оценка территории_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.02.01 Комплексная экологическая оценка территории
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Цель освоения дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории» является изучение теоретических вопросов, излагающих методы комплексной экологической оценки, методы научной агрономии, сущность и особенности выборочного метода, а также оценка возможности негативных воздействий человека и прежде всего его хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.3 Умеет анализировать рекомендуемые информационно-техническими справочниками наилучшие доступные технологиии в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
знает

Методических материалов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

умеет

Оперировать знанием в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения

владеет навыками

Владеть методами и определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.2 Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
знает

Методических материалов по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

умеет

Оперировать знанием в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения

владеет навыками

Владеть методами и определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Комплексная экологическая оценка территории» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4, 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Ознакомительная практика
 
Освоение дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
Экология почв
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Методы экологических исследований
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Экологический мониторинг
 
Оценка воздействия на окружающую среду
 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
 
Экологическая безопасность
 
Охрана окружающей среды
 
Основы экологического менеджмента
 
Экологическая сертификация
 
Промышленная экология
 
Инженерная защита окружающей среды
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
108/3
20
34
54
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
20
34
54
5
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
практической подготовки
14
22
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
108/3
0.12
5
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Методы измерения абиотических факторов
4
6
10
1.1.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы измерения эдафических факторов
4
8
10
1.2.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы измерения  факторов водной среды.
4
8
12
1.3.
4
8
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы измерения климатических факторов
4
8
10
1.4.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы измерения биотических факторов.
4
8
10
1.5.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Контрольная точка №1
4
16
2
КТ 1
1.6.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Промежуточная аттестация
4
1.7.
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы биоиндикации загрязнения экосистем
5
6
6
1.8.
2
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы биоиндикации наземного загрязнения.
5
6
10
1.9.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы биоиндикации загрязнения водоемов
5
6
10
1.10.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы биоиндикации загрязнения почвы
5
4
4
1.11.
2
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Методы биоиндикации загрязнения воздуха.
5
4
4
1.12.
2
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Контрольная точка №2
5
10
2
КТ 2
1.13.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Промежуточная аттестация
5
1.14.
ПК-2.2, ПК-1.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
180
14
22
 
Итого
90
180
34
56
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Методы измерения абиотических факторов
Методы измерения абиотических факторов
4/2
 
Методы измерения эдафических факторов
Методы измерения эдафических факторов
4/-
 
Методы измерения  факторов водной среды.
Методы измерения факторов водной среды.
4/2
 
Методы измерения климатических факторов
Методы измерения факторов водной среды.
4/2
 
Методы измерения биотических факторов.
Методы измерения биотических факторов.
4/2
 
Методы биоиндикации загрязнения экосистем
Методы биоиндикации загрязнения экосистем
2/2
 
Методы биоиндикации наземного загрязнения.
Методы биоиндикации наземного загрязнения.
4/2
 
Методы биоиндикации загрязнения водоемов
Методы биоиндикации загрязнения водоемов
4/-
 
Методы биоиндикации загрязнения почвы
Методы биоиндикации загрязнения почвы
2/-
 
Методы биоиндикации загрязнения воздуха.
Методы биоиндикации загрязнения воздуха.
2/-
 
Итого
34
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Методы измерения абиотических факторов
6
 
Методы измерения эдафических факторов
8
 
Методы измерения факторов водной среды.
8
 
Методы измерения факторов водной среды.
8
 
Методы измерения биотических факторов.
8
 
Контрольная точка №1
16
 
Методы биоиндикации загрязнения экосистем
6
 
Методы биоиндикации наземного загрязнения.
6
 
Методы биоиндикации загрязнения водоемов
6
 
Методы биоиндикации загрязнения почвы
4
 
Методы биоиндикации загрязнения воздуха.
4
 
Контрольная точка №2
10
 
0
 
0
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Комплексная экологическая оценка территории» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Комплексная экологическая оценка территории».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Методы измерения абиотических факторов
Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
2
Методы измерения эдафических факторов
Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
3
Методы измерения  факторов водной среды.
Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
4
Методы измерения климатических факторов
Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
5
Методы измерения биотических факторов.
Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
6
Контрольная точка №1
Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7
Методы биоиндикации загрязнения экосистем
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
8
Методы биоиндикации наземного загрязнения.
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
9
Методы биоиндикации загрязнения водоемов
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
10
Методы биоиндикации загрязнения почвы
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
11
Методы биоиндикации загрязнения воздуха.
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
12
Контрольная точка №2
Л1.1
Л2.1
Л3.1
 
13
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
14
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Комплексная экологическая оценка территории»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.3:Умеет анализировать рекомендуемые информационно-техническими справочниками наилучшие доступные технологиии в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
x
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
x
Ознакомительная практика
x
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
x
Основы природопользования
x
Преддипломная  практика
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая экспертиза
x
Экологическая экспертиза предприятий
x
ПК-2.2:Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Биологическая защита экосистем
x
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Методы экологических исследований
x
Ознакомительная практика
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая агрохимия
x
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
Экология почв
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Комплексная экологическая оценка территории»
 
проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Комплексная экологическая оценка территории» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
85
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
15
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
5 семестр
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
5 семестр
 
КТ 2
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Комплексная экологическая оценка территории» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории»
Контрольная точка № 1 (тема 1)

Типовые вопросы

1. Лабораторный метод агрономического исследования.

2. Вегетационный метод агрономического исследования.

3. Лизиметрический метод агрономического исследования.

4. Полевой метод агрономического исследования.

5. Основные направления научного исследования.

6. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

7. Основные различия между опытом и экспериментом.

8. Основные направления экспериментатора.

9. Подготовка схемы эксперимента..

10. Лабораторные и полевые наблюдения.

          11. Статистические методы в современной агрономии.

          12. Планирование эксперимента.

         13..Значение полевых наблюдений в агрономических исследованиях.

Типовая задача реконструктивного уровня

 
Создание обоснования необходимостипроведения комплексной экологической оценки агроэкосистем

Типовая задача творческого уровня

Проанализировать и сделать вывод по следующим вопросам

1.Значение экспериментальной работы.

2. Гипотеза и теория  - сущность и различия.

3.Гипотеза  и её роль в агрономических исследованиях.

4.Современная агрономическая наука.

Контрольная точка № 2 (тема 2)

Типовые вопросы

1Лабораторный метод агрономического исследования.

2.Вегетационный метод агрономического исследования.

3.Лизиметрический метод агрономического исследования.

4.Полевой метод агрономического исследования.

5.Основные направления научного исследования.

6.Характерные черты наблюдения и эксперимента.

7.Основные различия между опытом и экспериментом.

8.Основные направления экспериментатора.

9.Подготовка схемы эксперимента..

10. Лабораторные и полевые наблюдения.

Типовая задача реконструктивного уровня

Создание обоснования необходимостипроведения комплексной экологической оценки агроэкосистем

Типовая задача творческого уровня

Проанализировать и дать ответ по следующим вопросам

1. Основные направления биоиндикации.

2.Подготовка тест-культур.

3.Фенолочеческие наблюдения и их роль в агрономических исследованиях

4.Основныефенофазы сельскохозяйственных культур.

5. Диапазон толерантности живых организмов

6.Что такое ресурсы живых существ, как они классифицируются и в чем их экологическое значение?

7.Какие факторы следует учитывать в первую очередь при создании проектов управления экосистемами. Почему?

8.Какие законы общего действия экологических факторов вам известны? Сформулируйте их.

9. Приведите примеры использования законов минимума и толерантности в практической деятельности

Вопросы к зачёту

1. Лабораторный метод агрономического исследования.

2. Вегетационный метод агрономического исследования.

3. Лизиметрический метод агрономического исследования.

4. Полевой метод агрономического исследования.

5. Основные направления научного исследования.

6. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

7. Основные различия между опытом и экспериментом.

8. Основные направления экспериментатора.

9. Подготовка схемы эксперимента..

10. Лабораторные и полевые наблюдения.

11. Статистические методы в современной агрономии.

12. Планирование эксперимента.

13. Значение полевых наблюдений в агрономических исследованиях.

 
14. Значение экспериментальной работы.

15. Гипотеза и теория  - сущность и различия.

16. Гипотеза  и её роль в агрономических исследованиях.

17. Современная агрономическая наука.

18. Лабораторный метод агрономического исследования.

19. Вегетационный метод агрономического исследования.

20. Лизиметрический метод агрономического исследования.

21. Полевой метод агрономического исследования.

22. Основные направления научного исследования.

23. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

24. Основные различия между опытом и экспериментом.

25. Основные направления экспериментатора.

26. Подготовка схемы эксперимента..

27. Лабораторные и полевые наблюдения.

28. Статистические методы в современной агрономии.

29. Планирование эксперимента.

30. Значение полевых наблюдений в агрономических исследованиях.

31. Значение экспериментальной работы.

32. Гипотеза и теория  - сущность и различия.

33. Гипотеза  и её роль в агрономических исследованиях.

34. Современная агрономическая наука.

Тематика рефератов (докладов)

1. 1 Полевой метод агрономического исследования.

2. Основные направления научного исследования.

3. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

4. Основные различия между опытом и экспериментом.

5. Основные направления экспериментатора.

6. Подготовка схемы эксперимента..

7. Лабораторные и полевые наблюдения.

8. Статистические методы в современной агрономии.

9. Лабораторный метод агрономического исследования.

10. Вегетационный метод агрономического исследования.

11. Лизиметрический метод агрономического исследования.

12. Полевой метод агрономического исследования.

13. Основные направления научного исследования.

14. Характерные черты наблюдения и эксперимента.

15. Основные направления биоиндикации.

16. Подготовка тест-культур.

17. Фенолочеческие наблюдения и их роль в агрономических исследованиях

18. Основныефенофазы сельскохозяйственных культур.

19. Диапазон толерантности живых организмов

За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.

2 балла- выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, а также правильное определение  величин, их единиц и способов измерения; Материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный . 1 балл- дан неполный ответ , представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность , нелогичность изложения. 0 баллов- при отсутствии ответа.

3 балла- задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла- задачи решены не полостью, но объём выполненной части таков , что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл- задание решено не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов- задание не решено.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Калинин В. М., Рязанова Н. Е. Экологический мониторинг природных сред [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 203 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=496984 
 
Л1.2 Стурман В. И. Оценка воздействия на окружающую среду [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 352 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212165 
 
Л1.3 Ясовеев М. Г., Стреха Н. Л. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398645 
 
дополнительная
 
Л2.1 Есаулко А. Н., Агеев В. В., Горбатко Л. С., Подколзин А. И., Лобанкова О. Ю., Гречишкина Ю. И., Радченко В. И., Подколзин О. А., Громова Н. В., Сигида М. С., Коростылев С. А., Голосной Е. В., Динякова С. В. Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия:учеб. пособие для вузов по землеустройству и кадастрам. - Ставрополь: АГРУС, 2011. - 352 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Т. Г. Зеленская, И. О. Лысенко, Е. Е. Степаненко, С. В. Окрут ; СтГАУ Современные проблемы экологии и природопользования:учеб.-метод. пособие [для магистров направления 022000.68 - Экология и природопользование]. - Ставрополь: АГРУС, 2013. - 124 с.
 
Л3.2 Зеленская Т. Г., Лысенко И. О., Степаненко Е. Е., Окрут С. В. Современные проблемы экологии и природопользования:учебно-методическое пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2013. - 996 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;  

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.  Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

88/АДМ

Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
3. Учебная аудитория № 87/АДМ
87/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, персональный компьютер  Lenovo– 13 шт.,  мультимедийный проектор  BenQ MX532– 1 шт., интерактивная доска Screen Mеdia M -80, учебно-наглядные пособия в виде презентаций,гербарий боьных растений, колекции насекомых
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.с./х.н. Безгина Ю. А,
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.с./х.н. Шабалдас О.Г.
 
Рабочая программа дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Комплексная экологическая оценка территории» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование