УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
знать порядок проведения экологической экспертизы проектной документации
умеет
уметь определять технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве наилучшей доступной технологии в организации
владеет навыками
анализировать рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
знать нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
умеет
уметь производить экологическую оценку технической подготовки производства к выпуску новой продукции
владеет навыками
проработка конструкторской и технологической документации на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая экспертиза».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая экспертиза».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая экспертиза».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая экспертиза» проводится в виде Экзамен, Курсовой проект.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Теоретические
1. Понятие, цели, задачи экологической экспертизы.
2. Виды экологической экспертизы.
3. Отличие государственной экологической экспертизы от общественной.
4. Порядок проведения экологической экспертизы.
5. Полномочия органов власти в области экологической экспертизы
6. Порядок проведения ГЭЭ.
7. Права и обязанности руководителя экспертной комиссии ГЭЭ.
8. Права и обязанности эксперта ГЭЭ.
9. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей ГЭЭ.
10. Порядок финансирования ГЭЭ.
11. Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ.
12. Заключение ГЭЭ
13. Порядок проведения ОЭЭ
14. Объекты ГЭЭ федерального уровня
15. Объекты ГЭЭ регионального уровня
Практико-ориентированные
16. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ федерального уровня
17. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ регионального уровня
18. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ федерального уровня
19. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ регионального уровня
20. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта федерального уровня
21. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта регионального уровня
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)
Теоретические
1. Правовые основы инженерных изысканий.
2. Состав и содержание Программы работ выполнения инженерно-экологических изысканий.
3. Инженерно-экологическая съемка территории.
4. Оценка степени химического загрязнения почв.
6. Радиационное обследование участков территорий.
7. Исследования загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод.
8. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.
9. Отчет о результатах инженерно-экологических изысканий.
10. Требования законодательства в области ОВОС.
11. Состав Перечня мероприятий по охране окружающей среды для различных объ-ектов.
12. Мониторинг и экологический контроль в составе ОВОС.
Практико-ориентированные
13. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах краевого заказника.
14. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах населенного пункта.
15. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах полигона ТБО.
16. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий за пределами города.
17. Рассчитайте степень чистоты почвы по заданным данным ИЭИ.
18. Рассчитайте ущерб компонентам окружающей среды от проектирования заданного объекта.
19. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ федерального уровня.
20. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ регионального уровня.
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 3)
Теоретические
1. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.
2. Отраслевая экологическая экспертиза.
3. Оценка экологической опасности используемой и производимой продукции.
4. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.
5. Характеристика объектов размещения и обезвреживания отходов как объектов ГЭЭ.
6. Характеристика рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности как объектов ГЭЭ.
7. Характеристика ООПТ как места осуществления проектируемой деятельности.
8. Ограничения и требования к размещению объектов на ООПТ федерального и регионального уровней.
9. Характеристика искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, как объектов ГЭЭ.
Практико-ориентированные
10. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой техники.
11. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой технологии
12. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новых материалов
13. Составить техническое задание на проектирование полигона ТКО
14. Составить техническое задание на проектирование установки обезвреживания отходов
15. Составить техническое задание на проектирование объекта хранения отходов
16. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации полигона промышленных отходов
17. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации земель, нарушенных при несанкционированном размещении ТКО
19. Составить техническое задание на проектирование визит-центра в границах национального парка
20. Составить техническое задание на разработку проекта создания искусственного земельного участка на озере
Тематика курсовых проектов:
1. Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, потенциально оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (на при-мере….)
2. Экологическая экспертиза технической документации на новую технологию, потенциально оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (на примере….)
3. Экологическая экспертиза технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (на примере….)
4. Экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования территорий для придания им статуса ООПТ (на примере….)
5. Экологическая экспертиза материалов, обосновывающих преобразование государственных природных заповедников в национальные парки (на примере….)
6. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в исключительной экономической зоне РФ (на примере….)
7. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на континентальном шельфе (на примере….)
8. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в прибрежной морской зоне (на примере….)
9. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ (на примере….)
10. Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для размещения I – V классов опасности (на примере….)
11. Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для обезвреживания отходов I – V классов опасности (на примере….)
12. Экологическая экспертиза проекта вывода из эксплуатации объекта, используемого для размещения I – V классов опасности (на примере….)
13. Экологическая экспертиза проекта вывода из эксплуатации объекта, используемого для обезвреживания I – V классов опасности (на примере….)
14. Экологическая экспертиза проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности (на примере….)
15. Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах (на примере….)
16. Экологическая экспертиза проекта ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности (на при-мере….)
17. Экологическая экспертиза проекта ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности (на при-мере….)
18. Разработка раздела проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» для объекта капитального строительства» (на примере …)
Вопросы и задания для подготовки к экзамену
Теоретические
1. Понятие, цели, задачи экологической экспертизы.
2. Виды экологической экспертизы.
3. Отличие государственной экологической экспертизы от общественной.
4. Порядок проведения экологической экспертизы.
5. Полномочия органов власти в области экологической экспертизы
6. Порядок проведения ГЭЭ.
7. Права и обязанности руководителя экспертной комиссии ГЭЭ.
8. Права и обязанности эксперта ГЭЭ.
9. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей ГЭЭ.
10. Порядок финансирования ГЭЭ.
11. Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ.
13. Порядок проведения ОЭЭ
14. Объекты ГЭЭ федерального уровня
15. Объекты ГЭЭ регионального уровня
16. Правовые основы инженерных изысканий.
17. Состав и содержание Программы работ выполнения инженерно-экологических изысканий.
18. Инженерно-экологическая съемка территории.
19. Оценка степени химического загрязнения почв.
20. Газогеохимические исследования.
21. Радиационное обследование участков территорий.
22. Исследования загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод.
23. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.
24. Отчет о результатах инженерно-экологических изысканий.
25. Требования законодательства в области ОВОС.
26. Состав Перечня мероприятий по охране окружающей среды для различных объ-ектов.
27. Мониторинг и экологический контроль в составе ОВОС.
28. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.
29. Отраслевая экологическая экспертиза.
30. Оценка экологической опасности используемой и производимой продукции.
31. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.
32. Характеристика объектов размещения и обезвреживания отходов как объектов ГЭЭ.
33. Характеристика рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности как объектов ГЭЭ.
34. Характеристика ООПТ как места осуществления проектируемой деятельности.
35. Ограничения и требования к размещению объектов на ООПТ федерального и ре-гионального уровней.
36. Характеристика искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, как объектов ГЭЭ.
Практико-ориентированные
37. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ федерального уровня
38. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ регионального уровня
39. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ федерального уровня
40. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ регионального уровня
41. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта федерального уровня
42. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта регионального уровня
43. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах краевого заказника.
44. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах населенного пункта.
45. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах полигона ТБО.
46. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий за пределами города.
47. Рассчитайте степень чистоты почвы по заданным данным ИЭИ.
48. Рассчитайте ущерб компонентам окружающей среды от проектирования заданного объекта.
49. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ федерального уровня.
50. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ регионального уровня.
51. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование
52. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой технологии
53. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новых материалов
54. Составить техническое задание на проектирование полигона ТКО
55. Составить техническое задание на проектирование установки обезвреживания отходов
56. Составить техническое задание на проектирование объекта хранения отходов
57. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации полигона промышленных отходов
58. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации земель, нарушенных при несанкционированном размещении ТКО
59. Составить техническое задание на проектирование ВОЛС в границах заказника
60. Составить техническое задание на проектирование визит-центра в границах национального парка
61. Составить техническое задание на разработку проекта создания искусственного земельного участка на озере
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экологическая экспертиза» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутри-вузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические и лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты практического и лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.