2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологическая экспертиза предприятий_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.03.02 Экологическая экспертиза предприятий
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целями освоения дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий» являются формирование у студентов понимания основ экологической оценки и экспертизы различных объектов; представления о процедуре и различных типах экологических экспертиз; развитие студентов экологического мышления при решении проектных задач с различными видами экологического проектирования. 
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.3 Умеет анализировать рекомендуемые информационно-техническими справочниками наилучшие доступные технологиии в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
знает

знать порядок проведения экологической экспертизы проектной документации

умеет

уметь определять технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве наилучшей доступной технологии в организации

владеет навыками

анализировать рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях 

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.1 Умеет прорабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
знает

знать нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

умеет

уметь производить экологическую оценку технической подготовки производства к выпуску новой продукции

владеет навыками

проработка конструкторской и технологической документации на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическая экспертиза предприятий» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Экологическая агрохимия
 
Экология почв
 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
 
Основы природопользования
 
Методы экологических исследований
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Экологический мониторинг
 
Оценка воздействия на окружающую среду
 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
 
Охрана окружающей среды
 
Основы экологического менеджмента
 
Экологическая сертификация
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Освоение дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
8
144/4
18
36
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
практической подготовки
18
36
54
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
8
144/4
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Основные принципы и методологические аспекты экологической экспертизы
1.
 
Концепция экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов
8
2
4
1.1.
2
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Государственная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
8
2
4
1.2.
2
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Общественная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
8
2
2
1.3.
2
Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Контрольная точка № 1
8
2
2
КТ 1
1.4.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
2 раздел. Инженерно-экологические изыскания и ОВОС
2.
 
Инженерно-экологические изыскания как предварительный этап ОВОС
8
2
4
2.1.
2
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
ОВОС в рамках подготовки перечня мероприятий по охране окружающей среды
8
2
4
2.2.
2
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Контрольная точка № 2
8
2
2
КТ 2
2.3.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
3 раздел. Экологическая экспертиза проектной документации  
3.
 
Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, технологии, материалы  
8
2
4
3.1.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для размещения / обезвреживания отходов
8
2
4
3.2.
4
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Экологическая экспертиза проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности
8
2
6
3.3.
2
4
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ
8
2
4
3.4.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах
8
2
4
3.5.
2
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Контрольная точка № 3
8
2
2
КТ 3
3.6.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Экологическая экспертиза материалов обоснования комплексного экологического разрешения
8
2
6
3.7.
2
4
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в «особых» зонах
8
2
2
3.8.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Промежуточная аттестация
8
3.9.
ПК-1.3, ПК-2.1
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
30
144
18
36
 
Итого
54
144
18
36
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Концепция экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов
Концепция экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов
2/-
 
Государственная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
Государственная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
2/-
 
Инженерно-экологические изыскания как предварительный этап ОВОС
Инженерно-экологические изыскания как предварительный этап ОВОС
2/-
 
ОВОС в рамках подготовки перечня мероприятий по охране окружающей среды
ОВОС в рамках подготовки перечня мероприятий по охране окружающей среды
2/-
 
Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, технологии, материалы  
Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, технологии, материалы
2/-
 
Экологическая экспертиза проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности
Экологическая экспертиза проекта рекультивации зе-мель, нарушенных при раз-мещении отходов I – V классов опасности
2/-
 
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ
2/-
 
Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных 
Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных
2/2
 
участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах
участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах
 
Экологическая экспертиза материалов обоснования комплексного экологического разрешения
Экологическая экспертиза материалов обоснования комплексного экологического разрешения
2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Концепция экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов
2
 
Государственная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
2
 
Общественная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
2
 
Контрольная точка № 1
2
 
Инженерно-экологические изыскания как предварительный этап ОВОС
2
 
ОВОС в рамках подготовки перечня мероприятий по охране окружающей среды
2
 
Контрольная точка № 2
2
 
Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, технологии, материалы
2
 
Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для размещения / обезвреживания отходов
2
 
Экологическая экспертиза проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности
2
 
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ
2
 
Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах
2
 
Контрольная точка № 3
2
 
Экологическая экспертиза материалов обоснования комплексного экологического разрешения
2
 
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в «особых» зонах
2
 
Курсовой проект
24
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая экспертиза предприятий» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая экспертиза предприятий».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Концепция экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
2
Государственная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
3
Общественная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок и условия проведения
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
4
Контрольная точка № 1
Л1.1, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
5
Инженерно-экологические изыскания как предварительный этап ОВОС
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
6
ОВОС в рамках подготовки перечня мероприятий по охране окружающей среды
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
7
Контрольная точка № 2
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
8
Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, технологии, материалы  
Л1.1, Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
9
Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для размещения / обезвреживания отходов
Л1.1, Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
10
Экологическая экспертиза проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности
Л1.1, Л1.2
Л2.2
Л3.1
 
11
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ
Л1.1, Л1.2
Л2.2
 
12
Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах
Л1.1, Л1.2
Л2.2
 
13
Контрольная точка № 3
Л1.1, Л1.2
Л2.2
 
14
Экологическая экспертиза материалов обоснования комплексного экологического разрешения
Л1.1, Л1.2
Л2.2
 
15
Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в «особых» зонах
Л1.1, Л1.2
Л2.2
 
16
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.4
Л2.1, Л2.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическая экспертиза предприятий»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.3:Умеет анализировать рекомендуемые информационно-техническими справочниками наилучшие доступные технологиии в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Комплексная экологическая оценка территории
x
x
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
x
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
x
Ознакомительная практика
x
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
x
Основы природопользования
x
Преддипломная  практика
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая экспертиза
x
ПК-2.1:Умеет прорабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство продукции в организации с учетом 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
x
Ознакомительная практика
x
Преддипломная  практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
рационального использования природных ресурсов
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая экспертиза
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическая экспертиза предприятий» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая экспертиза предприятий» проводится в виде Экзамен, Курсовой проект.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
8 семестр
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 3
Тест
5
 
КТ 3
Устный опрос
2
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
8 семестр
 
КТ 1
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 3
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 3
Устный опрос
2
2 балла – выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность

Критерии оценки ответа на экзамене
 
изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий»
Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 1)

Теоретические

1. Понятие, цели, задачи экологической экспертизы.

2. Виды экологической экспертизы.

3. Отличие государственной экологической экспертизы от общественной.

4. Порядок проведения экологической экспертизы.

5. Полномочия органов власти в области экологической экспертизы

6. Порядок проведения ГЭЭ.

 
7. Права и обязанности руководителя экспертной комиссии ГЭЭ.

8. Права и обязанности эксперта ГЭЭ.

9. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей ГЭЭ.

10. Порядок финансирования ГЭЭ.

11. Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ.

12. Заключение ГЭЭ

13. Порядок проведения ОЭЭ

14. Объекты ГЭЭ федерального уровня

15. Объекты ГЭЭ регионального уровня

Практико-ориентированные

16. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ федерального уровня

17. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ регионального уровня

18. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ федерального уровня

19. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ регионального уровня

20. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта федерального уровня

21. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта регионального уровня

Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 2)

Теоретические

1. Правовые основы инженерных изысканий.

2. Состав и содержание Программы работ выполнения инженерно-экологических изысканий.

3. Инженерно-экологическая съемка территории.

4. Оценка степени химического загрязнения почв.

5. Газогеохимические исследования.

6. Радиационное обследование участков территорий.

7. Исследования загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод.

8. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.

9. Отчет о результатах инженерно-экологических изысканий.

10. Требования законодательства в области ОВОС.

11. Состав Перечня мероприятий по охране окружающей среды для различных объ-ектов.

12. Мониторинг и экологический контроль в составе ОВОС.

Практико-ориентированные

13. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах краевого заказника.

14. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах населенного пункта.

15. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах полигона ТБО.

16. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий за пределами города.

17. Рассчитайте степень чистоты почвы по заданным данным ИЭИ.

18. Рассчитайте ущерб компонентам окружающей среды от проектирования заданного объекта.

19. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ федерального уровня.

20. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ регионального уровня.

Вопросы к рубежному контролю (контрольная работа № 3)

Теоретические

1. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.

 
2. Отраслевая экологическая экспертиза.

3. Оценка экологической опасности используемой и производимой продукции.

4. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.

5. Характеристика объектов размещения и обезвреживания отходов как объектов ГЭЭ.

6. Характеристика рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности как объектов ГЭЭ.

7. Характеристика ООПТ как места осуществления проектируемой деятельности.

8. Ограничения и требования к размещению объектов на ООПТ федерального и регионального уровней.

9. Характеристика искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, как объектов ГЭЭ.

Практико-ориентированные

10. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой техники.

11. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой технологии

12. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новых материалов

13. Составить техническое задание на проектирование полигона ТКО

14. Составить техническое задание на проектирование установки обезвреживания отходов

15. Составить техническое задание на проектирование объекта хранения отходов

16. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации полигона промышленных отходов

17. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации земель, нарушенных при несанкционированном размещении ТКО

18. Составить техническое задание на проектирование ВОЛС в границах заказника

19. Составить техническое задание на проектирование визит-центра в границах национального парка

20. Составить техническое задание на разработку проекта создания искусственного земельного участка на озере

Тематика курсовых проектов:

1. Экологическая экспертиза технической документации на новую технику, потенциально оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (на при-мере….)

2. Экологическая экспертиза технической документации на новую технологию, потенциально оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (на примере….)

3. Экологическая экспертиза технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (на примере….)

4. Экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования территорий для придания им статуса ООПТ  (на примере….)

5. Экологическая экспертиза материалов, обосновывающих преобразование государственных природных заповедников в национальные парки (на примере….)

6. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в исключительной экономической зоне РФ (на примере….)

7. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на континентальном шельфе (на примере….)

8. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые в прибрежной морской зоне (на примере….)

9. Экологическая экспертиза документации на объекты, создаваемые на территориях ООПТ (на примере….)

10. Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для размещения I – V классов опасности (на примере….)

11. Экологическая экспертиза проектной документации объекта, используемого для обезвреживания отходов I – V классов опасности (на примере….)

12. Экологическая экспертиза проекта вывода из эксплуатации объекта, используемого

 
для размещения I – V классов опасности (на примере….)

13. Экологическая экспертиза проекта вывода из эксплуатации объекта, используемого для обезвреживания I – V классов опасности (на примере….)

14. Экологическая экспертиза проекта рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности (на примере….)

15. Экологическая экспертиза проектной документации искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах (на примере….)

16. Экологическая экспертиза проекта ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности (на при-мере….)

17. Экологическая экспертиза проекта ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности (на при-мере….)

18. Разработка раздела проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» для объекта капитального строительства» (на примере …)

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

Теоретические

1. Понятие, цели, задачи экологической экспертизы.

2. Виды экологической экспертизы.

3. Отличие государственной экологической экспертизы от общественной.

4. Порядок проведения экологической экспертизы.

5. Полномочия органов власти в области экологической экспертизы

6. Порядок проведения ГЭЭ.

7. Права и обязанности руководителя экспертной комиссии ГЭЭ.

8. Права и обязанности эксперта ГЭЭ.

9. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей ГЭЭ.

10. Порядок финансирования ГЭЭ.

11. Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ.

12. Заключение ГЭЭ

13. Порядок проведения ОЭЭ

14. Объекты ГЭЭ федерального уровня

15. Объекты ГЭЭ регионального уровня

16. Правовые основы инженерных изысканий.

17. Состав и содержание Программы работ выполнения инженерно-экологических изысканий.

18. Инженерно-экологическая съемка территории.

19. Оценка степени химического загрязнения почв.

20. Газогеохимические исследования.

21. Радиационное обследование участков территорий.

22. Исследования загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод.

23. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.

24. Отчет о результатах инженерно-экологических изысканий.

25. Требования законодательства в области ОВОС.

26. Состав Перечня мероприятий по охране окружающей среды для различных объ-ектов.

27. Мониторинг и экологический контроль в составе ОВОС.

28. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.

29. Отраслевая экологическая экспертиза.

30. Оценка экологической опасности используемой и производимой продукции.

31. Понятие и объекты экспертизы продукции и технологии.

32. Характеристика объектов размещения и обезвреживания отходов как объектов ГЭЭ.

33. Характеристика рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности как объектов ГЭЭ.

34. Характеристика ООПТ как места осуществления проектируемой деятельности.

35. Ограничения и требования к размещению объектов на ООПТ федерального и ре-гионального уровней.

36. Характеристика искусственных земельных участков, создание которых

 
предполагается осуществлять на водных объектах, как объектов ГЭЭ.

Практико-ориентированные

37. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ федерального уровня

38. Составьте алгоритм подачи документов на ГЭЭ регионального уровня

39. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ федерального уровня

40. Составьте алгоритм проведения и утверждения результатов ГЭЭ регионального уровня

41. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта федерального уровня

42. Рассчитайте стоимость экспертизы объекта регионального уровня

43. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах краевого заказника.

44. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах населенного пункта.

45. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий в границах полигона ТБО.

46. Составьте техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий за пределами города.

47. Рассчитайте степень чистоты почвы по заданным данным ИЭИ.

48. Рассчитайте ущерб компонентам окружающей среды от проектирования заданного объекта.

49. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ федерального уровня.

50. Составьте алгоритм проведения общественных слушаний для объекта ГЭЭ регионального уровня.

51. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой техники.

52. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новой технологии

53. Составить техническое задание на экологическое обоснование и проектирование новых материалов

54. Составить техническое задание на проектирование полигона ТКО

55. Составить техническое задание на проектирование установки обезвреживания отходов

56. Составить техническое задание на проектирование объекта хранения отходов

57. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации полигона промышленных отходов

58. Составить техническое задание на разработку проекта рекультивации земель, нарушенных при несанкционированном размещении ТКО

59. Составить техническое задание на проектирование ВОЛС в границах заказника

60. Составить техническое задание на проектирование визит-центра в границах национального парка

61. Составить техническое задание на разработку проекта создания искусственного земельного участка на озере

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Василенко Т. А., Свергузова С. В. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза инженерных проектов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Инфра-Инженерия, 2019. - 264 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1053366 
 
Л1.2 Питулько В. М., Иванова В. В. Основы экологической экспертизы [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 566 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=379411 
 
Л1.3 Москаленко А. П., Москаленко С. А., Ревунов Р. В. Управление природопользованием. Механизмы и методы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 392 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206855 
 
Л1.4 Москаленко М. А., Друзь И. Б., Москаленко А. Д. Устройство и оборудование транспортных средств [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 240 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/211256 
 
дополнительная
 
Л2.1 Заика И. Т., Смоленцев В. М. Системное управление качеством и экологическими аспектами [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Магистратура. - Москва: Вузовский учебник, 2014. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=452255 
 
Л2.2 Тимофеева С. С., Тюкалова О. В. Промышленная экология. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2020. - 128 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1088218 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Ю. А. Мандра, Е. Е. Степаненко, В. Ю. Капаева, Т. Г. Зеленская, С. В. Окрут, О. А. Поспелова, О. Ю. Гудиев ; СтГАУ Экологическая экспертиза предприятий:учеб.-метод. пособие [по направлению 05.03.06 - Экология и природопользование]. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 1,01 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экологическая экспертиза» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;  

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутри-вузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.  Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические и лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты практического и лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины. 

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

90/АДМ

специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н. Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.б.н. Окрут Светлана Васильевна
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическая экспертиза предприятий» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование