УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа производственной практики:
- Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 года № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)
- Профессиональный стандарт
- Положение об организации и проведении практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ;
- Положение о программе практики и фонде оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Она организуется на базе Университета или по заявлению обучающегося о прохождении производственной практики он направляется только в те организации, в которых созданы специальные условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тип практики:
Способ проведения практики:
Форма проведения практики: дискретно
знания в области
физики, химии и биологии
умеет
навыками
идентификации и описания
биологического разнообразия и
современными методами
количественной обработки
информации
владеет навыками
организации процесса
самообразования и
самоорганизации
Иметь знания в области физики, химии и биологии
умеет
Обладать навыками идентификации и описания биологического разнообразия и современными методами количественной обработки информации
владеет навыками
Навыками организации процесса самообразования и
самоорганизации
Иметь знания в области физики, химии и биологии
Обладать навыками идентификации и описания биологического разнообразия и современными методами количественной обработки информации
владеет навыками
Навыками организации процесса самообразования и
самоорганизации
Иметь знания в области физики, химии и биологии
умеет
Обладать навыками идентификации и описания биологического разнообразия и современными методами количественной обработки информации
владеет навыками
Навыками организации процесса самообразования и
самоорганизации
знания в области
геологии, географии,
почвоведения
умеет
решать
профессиональные задачи с
использованием
профилированных знаний в
области экологии и
природопользования
владеет навыками
практическими
навыками в общей геологии,
теоретической и практической
географии, общего
почвоведения
Иметь знания в области геологии, географии,
почвоведения
умеет
Решать профессиональные задачи с
использованием профилированных знаний в области
экологии и природопользования
владеет навыками
Практическими навыками в общей геологии,
теоретической и практической географии, общего
почвоведения
знаниями в области
учения об атмосфере,
гидросфере, биосфере и
ландшафтоведении
умеет
подбирать методы в
области атмосферы,
гидросферы, биосферы и
ландшафтоведении
владеет навыками
работы с нормативными документами
Владеть знаниями в области учения об атмосфере,
гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
умеет
Подбирать методы в области атмосферы,
гидросферы, биосферы и ландшафтоведении
владеет навыками
Навыками работы с нормативными документами
Иметь знания в области основ природопользования, экономики
природопользования, устойчивого развития, оценки
воздействия на окружающую среду, правовых основ
природопользования и охраны окружающей среды
умеет
Обосновывать правовые основы
природопользования и разрабатывать мероприятия
охраны окружающей среды
владеет навыками
Навыками работы с нормативными правовыми
документами
Владеть знаниями в области основ природопользования,
экономики природопользования,
оценки воздействия на окружающую среду, правовых
основ природопользования и охраны окружающей среды
умеет
Обосновывать правовые основы
природопользования и разрабатывать мероприятия
охраны окружающей среды
владеет навыками
работы с научной литературой по тематике
исследований; научно-исследовательской работы по
тематике исследований
Требования к
содержанию материалов по оценке воздействия на
окружающую среду
умеет
Выявлять в
технологической цепочке
процессы, операции и
оборудование, оказывающие
основное влияние на степень
негативного воздействия
организации на окружающую
среду
владеет навыками
Анализ результатов
расчетов по оценке воздействия
на окружающую среду при
расширении, реконструкции,
модернизации действующих
производств, создаваемых
новых технологий и
оборудования
Порядок проведения
экологической экспертизы
проектной документации
умеет
Определять
технологические процессы,
оборудование, технические
способы, методы в качестве
наилучшей доступной
технологии в организации
владеет навыками
Анализ
рекомендуемых
информационно-техническими
справочниками наилучших
доступных технологий в сфере
экологических критериев и
опыта применения в
аналогичных организациях
Конструкторская и технологическая документация
на производство новой продукции с учетом
рационального использования природных ресурсов
умеет
Выявлять в технологической
цепочке процессы, операции и
оборудование, оказывающие основное
влияние на степень негативного
воздействия организации на окружающую
среду
владеет навыками
Проработка конструкторской и
технологической документации
на производство новой
продукции в организации с
учетом рационального
использования природных
ресурсов
Методические
материалы по охране
окружающей среды и
обеспечению экологической
безопасности
умеет
Определять и
анализировать основные
загрязнения окружающей
среды, превышающие
нормативные значения, в
соответствии с требованиями
нормативных правовых актов
по охране окружающей среды
владеет навыками
Экологический анализ
подготовки производства к
выпуску новой продукции в
организации
Основы анализа проблемных ситуаций как системы, основы выявления, ее составляющих и связей между ними
умеет
Анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
владеет навыками
исциплинарных подходов
О нормах здорового образа жизни в различных
жизненных ситуациях и в профессиональной
деятельности
умеет
Анализировать пропагандируемые нормы
здорового образа жизни в различных жизненных
ситуациях и в профессиональной деятельности
владеет навыками
Соблюдать и пропагандировать нормы здорового
образа жизни в различных жизненных ситуациях и в
профессиональной деятельности
Практика проводится в 2семестре(-ах).
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование производственная практика проводится 4 нед.
Конкретные сроки начала и окончания производственной практики определяются календарным графиком учебного процесса.
Форма контроля зачет.
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
Общий порядок организации практики определяется Положением об организации и проведении практик обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.
Методическое руководство практикой осуществляется кафедрой Кафедра экологии и ландшафтного строительства. Практика проводится в профильных организациях, на предприятиях отрасли г. Ставрополя или в СтГАУ
Студенты проходят инструктаж по вопросам охраны труда, пожарной безопасности;
2 этап Основной этап
Расписывается содержание практики по дням (что делают, как делают, форму текущего контроля).
3 этап Отчетный этап
Проводится обработка и анализ полученной информации; подготовка к зачету подготовка отчета по практике (если он предусмотрен программой).
Дневник практики предполагает детальное хронологическое описание действий практиканта за период пребывания в организации или на производстве. Это документ, позволяющий оценить практическую деятельность обучающегося. Его заполнение обязательно ежедневно в конце каждого рабочего дня с описанием всего объема выполненных заданий. Дневник является одним из основных отчетных документов по практике. При его отсутствии практика не засчитывается.
В дневнике фиксируются:
- данные студента (фамилия, имя, отчество, место обучения с полным названием факультета, кафедры, направления подготовки, курса и группы);
- название практики, период ее прохождения;
- информация о месте практики (название организации, контактные данные);
- руководитель практики от организации и вуза;
- основная часть, представленная в виде таблицы (дата выполнения, перечень выполненных заданий, в течение каждого дня, заметки руководителя).
Отчет по практике - это аналитическая (практическая) работа, которая выполняется обучающимися и является совокупностью полученных результатов самостоятельного исследования, теоретических и практических навыков в период прохождения практики. Он должен содержать сведения о выполненной лично обучающимся работе в период практики, а также краткое описание структуры и деятельности предприятия (подразделения), учреждения, организации. Структура отчета должна соответствовать содержанию практики.
Структура отчета:
- титульный лист (Приложение 4);
- направление на практику, выданное обучающемуся перед практикой с датой прибытия на предприятие, заверенное руководителем предприятия и печатью;
- индивидуальное задание, выданное обучающемуся перед практикой на кафедре;
- оглавление (перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц);
- введение (цель и задачи практики);
- содержательная часть (характеристика организации, содержание проделанной практикантом работы в соответствии с целями и задачами программы практики и индивидуальным заданием);
- заключение (на основе представленного материала в основной части отчета подводятся
- список используемой литературы (включая нормативные документы, методические указания, должен быть составлен в соответствии с правилами);
- приложения (соответствующая документация (формы, бланки, схемы, графики и т.п.), которую обучающийся подбирает и изучает при написании отчета. Эти материалы при определении общего объема не учитываются).
- отзывы руководителей практики. (Приложение 6).
Титульный лист отчета оформляется по установленной единой форме, приводимой в приложении. Отчет подготавливается на листах формата А 4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. При подаче отчета на подпись он должен быть сброшюрован или прошит, чтобы исключить выпадение отдельных страниц.
По окончании практики обучающийся составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от Университета одновременно с дневником в течении 3 дней после прибытия с практики. Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 2-3 дня. Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием. Документы оформляются по установленной форме, подписываются непосредственно руководителем практики от предприятия.
Студенты заочной формы обучения представляют отчет о прохождении практики во время сессии, следующий за периодом практики.
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Оценка «НЕ ЗАЧТЕНО» – менее 55 баллов – выставляется студентам, подготовившим дневник и отчет о прохождении практики не в соответствии с требованиями методических указаний, плохо ориентирующимся в особенностях технологий производства продукции на конкретном предприятии, не сумевшим ответить на дополнительные вопросы.
Отчеты по производственной практике готовятся индивидуально.
Цель отчета – осознать и зафиксировать компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Отчет о прохождении практики составляется в соответствии с программой практики и содержит общие вопросы и сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также выводы и рекомендации.
Основное содержание отчета составляет развернутое описание выполнения программы практики, со ссылками на использованные в ходе прохождения практики материалы (нормативные акты, должностные инструкции, аналитические обзоры и т.п.).
Для оценки результатов практики используются следующие критерии:
- количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов
- качество оформления отчетной документации (дневник и отчет по практике), своевременное представление ее на проверку;
- успешность защиты отчета по практике на кафедре.
В соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса кафедра организуют проведение аттестации результатов прохождения практики. Промежуточная аттестация обучающихся по практике проводится в течение 2-х недель после её завершения в учебном семестре.
Примерные варианты индивидуальных заданий при прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:
Примерные контрольные вопросы, задаваемые студенту на защите отчетов:
Примерные варианты индивидуальных заданий при прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (не
менее 10 вариантов заданий):
Ландшафтоведение:
1. Понятие ландшафтоведение и его предмет.
2. Основные задачи ландшафтоведения.
3. Понятие геосистем и их свойства.
4. Принципы функционирования геосистем.
5. Зональность климатических факторов.
6. Азональность (секторность) и системы ландшафтных зон.
7. Широтная зональность.
8. Высотная поясность.
9. Принципы геохимической классификации ландшафтов.
10. Хозяйственная оценка и природный потенциал ландшафтов
Общая экология:
1. Место экологии в системе естественных наук. Введение термина "экология" Эрнестом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.
2. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов, взаимодействия биоты и косного вещества: состав воздуха, воды, происхождение почвы.
3. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу.
4. Связь экологии с социальными процессами.
5. Экологический фактор. Классификация экологического фактора. Среда и условия существования.
6. Интенсивность действия экологического фактора. Стенобионтность и эврибионтность
7. Лимитирующий экологический фактор.
8. Общая характеристика Абиотического фактора – свет. Общая характеристика абиотического фактора – температура.
9. Общая характеристика абиотического фактора – влажность.
10. Биотические экологические факторы. Основные взаимоотношения между растениями. Закон минимума. Закон толерантности.
Почвоведение:
1. Определить роль почвообразования в формировании ландшафтов.
2. Дать характеристику биологической, механической и физической поглотительной способности почвы в связи с применением удобрений.
3. Классификация геологических процессов и явлений. Антропогенные геологические процессы и явления.
4. Дать характеристику экзогенным геологическим процессам, их направленности и результаты проявления в общей геологии.
5. Роль почвы в биогеоценотическом круговороте веществ.
6. Дать описание геоэкологическим проблемам использования земельных ресурсов. Охарактеризовать основные особенности геосферы почв и ее значение в функционировании системы Земля.
7. Дать описание процесса влияния климатических, погодных и почвенных условий на распространение и продуктивность живого вещества планеты.
8. Методы отбора и анализа геологических и биологических проб.
1. Определения и задачи геоинформатики.
2. Общее представление о ГИС.
3. Основные этапы развития ГИС
4. География и ГИС.
5. Карты как основа ГИС. Понятие о геоинформационном картографировании
6. Типы ГИС
7. Источники данных
8. Модели пространственных данных.
9. Аналого-цифровое преобразование данных.
10. Базы данных и управление ими.
Примерные контрольные вопросы, задаваемые студенту на защите отчетов :
Ландшафтоведение:
1. Научные и социальные предпосылки возникновения ландшафтоведения.
2. Предмет и объект ландшафтоведения. Ландшафтная сфера, ее границы и структура.
3. Место ландшафтоведения в системе наук. Основные направления современной ландшафтной науки.
4. Методы ландшафтоведения.
5. Представление о ландшафте как комплексе взаимосвязанных компонентов.
6. Представление о ландшафте как системе морфологических единиц.
7. Представление о ландшафте как геосистеме.
8. Представление о ландшафте как динамической системы.
9. Современный этап развития ландшафтоведения.
10. Ландшафтные исследования за рубежом.
11. Смена парадигм в ландшафтоведении.
12. Системный подход к изучению ландшафтов.
13. Синергетический подход к изучению ландшафтов.
14. Системно-синергетические принципы изучения ландшафтов.
15. Экологический подход к изучению ландшафтов.
16. Системно-синергетические принципы изучения ландшафтов.
17. Общенаучное представление о системах. Становление системной парадигмы в географии. Понятие "система".
18. Свойства целостности геосистем.
19. Сущность синергетического подхода: синергизм, нелинейность, организация и самоорганизация.
20. Экологический подход к изучению геосистем.
Общая экология:
1. Предмет и задачи экологии.
2. История экологии как науки.
3. Структура экологии.
4. Понятие экологического фактора, классификация факторов среды.
5. Общие закономерности действия факторов на организмы.
6. Характеристика основных абиотических факторов
7. Основные среды жизни и их краткая сравнительная характеристика.
8. Биотические факторы, их классификация.
9. Адаптивные биологические ритмы, их классификация.
10. Жизненные формы организмов: растения.
11. Жизненные формы организмов: животные.
12. Популяция и ее структура.
13. Пространственная структура популяций.
14. Половая, возрастная и генетическая структура популяций.
15. Этологическая структура популяций.
16. Основные популяционные характеристики: численность и плотность,
рождаемость и смертность.
17. Динамика популяций.
18. Гомеостаз и экологические стратегии популяций.
20. Видовая структура биогеоценоза.
Почвоведение:
1. Определить роль почвообразования в формировании ландшафтов.
2. Дать характеристику биологической, механической и физической поглотительной способности почвы в связи с применением удобрений.
3. Классификация геологических процессов и явлений. Антропогенные геологические процессы и явления.
4. Дать характеристику экзогенным геологическим процессам, их направленности и результаты проявления в общей геологии.
5. Роль почвы в биогеоценотическом круговороте веществ.
6. Дать описание геоэкологическим проблемам использования земельных ресурсов. Охарактеризовать основные особенности геосферы почв и ее значение в функционировании системы Земля.
7. Дать описание процесса влияния климатических, погодных и почвенных условий на распространение и продуктивность живого вещества планеты.
8. Методы отбора и анализа геологических и биологических проб.
ГИС в охране окружающей среды:
1. Определения и задачи геоинформатики.
2. Общее представление о ГИС.
3. Основные этапы развития ГИС
4. География и ГИС.
5. Карты как основа ГИС. Понятие о геоинформационном картографировании
6. Типы ГИС
7. Источники данных
8. Модели пространственных данных.
9. Аналого-цифровое преобразование данных.
10. Базы данных и управление ими.
11. Геоанализ и моделирование
12. Визуализация данных
13. Организация и обработка информации в ГИС.
14. Модели организации пространственных данных
15. Принципы организации информации в ГИС
16. Анализ информации в ГИС
17. Организация и обработка информации в ГИС.
18. Модели организации пространственных данных
19. Принципы организации информации в ГИС
20. Ввод информации в ГИС
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Примерные вопросы для собеседования:
1.Общая экология – система научных дисциплин.
2. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками.
3. Научные подходы экологии. Роль теоретических моделей (гипотез), экспериментов и полевых наблюдений.
4. Естественная история XVIII в.: описание биоразнообразия в рамках таксономии, креационистские представления об «экономии природы» и «природном равновесии»
5. Становление экологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX в.
6. Взаимодействие организма и среды.
7. Характеристика солнечного света, температуры, влажности, атмосферных воздействий
8. как абиотических факторов, влияющих на живые организмы
9. Понятие и классификация биологических ритмов. Биологические часы. Фотопериодизм.
10. Общий характер действия экологических факторов
11. Жизненные формы организмов как адаптации к абиотическим факторам
12. Методы расчета основных показателей климата
13. Питание как экологический фактор
15. Влияние радиации на живые организмы
16. Водная среда обитания.
17. Почва как среда обитания.
18. Наземно-воздушная среда обитания.
19. Высокогорья как климатическая зона
20. Определяющая роль хемосинтеза в термальных водах
21. Особенности влажных тропических лесов как наземной среды обитания
22. Характеристики популяций.
23. Экологические стратегии популяций
24. Демография: первые модели роста популяций (Т. Мальтус, П.Ф. Ферхюльст)
25. Переоткрытие «логистического закона» роста популяций (Р. Перль)
26. Внедрение экспериментальных методов в экологии (работы Г.Ф. Гаузе). Теория естественного отбора Ч. Дарвина: элементы будущего популяционного подхода
27. Расчеты популяционных показателей
28. Экология сообществ: структура, взаимоотношения, устойчивость.
29. Классификация биотических факторов. Гомотипические и гетеротипические реакции между организмами. Зоогенные факторы. Фитогенные факторы. 10
30. Период интенсивного становления экологии – 1920-1940 гг. Появление экологических обществ и специализированных периодических изданий
31. Математические модели межпопуляционных взаимодействий (В. Вольтерра, А. Лотка)
32. Экосистема как единица биосферы.
33. Структура и динамика экосистем
34. Элементы будущего экосистемного подхода в лимнологии (Э. Бердж в США, А. Тиннеман в Германии; Л.Л. Россолимо, Г.Г. Винберг, B.C. Ивлев в России)
35. Введение понятий «экосистема» (А. Тенсли) и «биогеоценоз» (В.Н. Сукачев)
36. Концепция сукцессии – одна из первых в нарождающейся науке экологии (Г. Каульс, Ф. Клементс)
37. Биосфера как глобальная экосистема.
38. Ноосфера.
39. Глобальные антропогенные проблемы.
40. Коралловые рифы – уникальные экосистемы высокой продуктивности и высокого разнообразия. Разрушение коралловых рифов в результате деятельности человека
41. Специфические экосистемы, развивающиеся на глубине в местах выхода богатых сульфидами термальных вод.
42. Океан как ограниченный источник пищевых ресурсов для человека. Рыбный и китобойный промысел. Аквакультура.
43. Влажные тропические леса – наиболее продуктивные экосистемы
44. Биосферные законы эволюции биосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере
Задания к расчетно-графической работе
1. Определить норму высева семян лука репчатого 1 класса, посеянного трехстрочным посевом (50х20) х 5 см.
2. Определить норму высева семян свеклы столовой 1 класса, посеянной рядовым посевом 45 х 10 см.
3. Определить норму высева семян моркови 2 класса, посеянной трехстрочным посевом (45х10) х 10 см.
4. Определить норму высева семян капусты белокочанной 1 класса, посеянной рядовым посевом 70х35 см.
5. Определить норму высева семян лука репчатого 1 класса, посеянного трехстрочным посевом (50х20) х 5 см.
6. Определить норму высева семян томата 2 класса, посеянного рядовым посевом 70х35 см.
7. Определить норму высева семян огурца 2 класса, посеянного рядовым способом 90х20 см.
8. Определить норму высева семян капусты цветной 1 класса, посеянной рядовым посевом 70х35 см.
9. Определить норму высева семян укропа 1 класса, посеянного шестистрочным посевом (40х5) х 1 см.
11. Определить норму высева семян салата 2 класса, посеянного шестистрочным посевом (50х10) х 15 см.
Контроль за выполнением программы практики осуществляется в форме аттестации. Аттестация студента по результатам практики осуществляется при защите отчета на основе оценки степени решения студентом задач практики и отзыва руководителя от базы практики о приобретенных студентом знаниях, умениях и профессиональных навыках.
Обучающийся, не выполнивший программу практики по уважительной причине, проходит практику по индивидуальному плану, в свободное от учебы время. В отдельных случаях практика может быть организована на базе структурных подразделений Университета.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по практике или не прохождение промежуточной аттестации по практике при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которая подлежит ликвидации в установленном Университетом порядке.
Академическая задолженность по практикам ликвидируется путем повторного направления на практику обучающегося в свободное от учебных занятий время. По окончании установленного срока, обучающийся, не ликвидировавший академическую задолженность, подлежит отчислению из Университета в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
- 10 баллов, если соблюдаются не все требования по оформлению дневника практики, представлен недостаточно качественный графический материал (без указания единиц измерения, некоторых дат и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные, но имеются стилистические ошибки, дневник оформлен не аккуратно.
- 20 баллов, если соблюдаются не все требования по оформлению дневника практики, представлен качественный графический материал (указания единиц измерения, даты и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные, но имеются стилистические ошибки, дневник аккуратно оформлен.
- 30 баллов, если соблюдаются все требования по оформлению дневника практики, представлен качественный графический материал (указания единиц измерения, даты и пр.), отсутствуют грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки, дневник аккуратно оформлен.
Критерии оценки за содержание отчета по практике:
- 10 баллов, если в отчете нет полного соответствия заданию, не правильно выбрана цель и постановка задачи, не прослеживается сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже требуемого уровня, не очень понятный и удобный стиль изложения изученного материала, практическая ценность работы не установлена.
- 20 баллов, если прослеживается полное соответствие отчета заданию, выбрана цель и постановка задачи, имеется сбалансированность разделов отчета, правильность деления объема материала по разделам, имеется наличие элементов научной новизны, высокое качество работы ссылочного аппарата, степень самостоятельности работы не ниже требуемого уровня, понятный и удобный стиль изложения изученного материала, однако не имеется практической ценности работы.
Критерии оценки за оформление отчета по практике:
- 5 баллов, если правильно оформлен титульный лист, оглавление, заглавие и текст, список использованных литературных источников, однако не верно оформлены приложения, приводится применение иллюстративного материала, грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление отчета немного не соответствует предъявляемым требованиям, соблюден график подготовки и сроков сдачи отчета по производственной практике.
- 10 баллов, если правильно оформлен титульный лист, оглавление, заглавие и текст, список использованных литературных источников, правильно оформлены приложения, приводится применение иллюстративного материала, грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление отчета соответствует предъявляемым требованиям, соблюден график подготовки и сроков сдачи отчета по производственной практике.
Критерии оценки за защиту отчета по практике:
- 10 баллов, если содержание отчета по производственной практике раскрыто не полностью; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; не показано умение использования средств мультимедиа в докладе; получены не точные ответы на задаваемые вопросы по отчету по производственной практике.
- 20 баллов, если полностью раскрыто содержание отчета; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; показано качество использования средств мультимедиа в докладе; однако не получены достойные ответы на вопросы по отчету по производственной практике.
- 30 баллов, если полностью раскрыто содержания отчета; ораторское искусство, оперирование профессиональной терминологией находится на достойном уровне; показано качество использования средств мультимедиа в докладе; получены достойные ответы на вопросы по отчету по производственной практике.
По результатам защиты отчета по производственной практике выставляется оценка: «Зачтено» – 55 и более баллов, «Не зачтено» – менее 55 баллов.
Оценка по производственной практике проставляется в зачетную книжку обучающегося и в экзаменационную ведомость.
Оснащение: специализированная мебель на 42 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт.,проектор Optoma - 1 шт., учебно-наглядные пособия в
виде презентаций, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (ауд. № 90, площадь – 53,6 м2).
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов:
1. Читальный зал научной библиотеки (площадь 177 м2)
Оснащение: 1. Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор –1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт., Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационнообразовательную среду университета.
2. Учебная аудитория (ауд. № 86, площадь – 72,3 м2).
Оснащение: специализированная мебель на 22 посадочных мест, персональный компьютер – 14 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт., учебнонаглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций (ауд. № 95, площадь – 50,9 м2).
Оснащение: специализированная мебель на 28 посадочных мест, персональный компьютер – 1шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», информационнообразовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
5 Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации (ауд. № 90, площадь – 53,6 м2).
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, в соответствии с требованиями ФГОС.
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом их доступности для данных обучающихся и рекомендациями медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда в соответствии с нозологией.
При направлении инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в профильную организацию для прохождения предусмотренной учебным планом практики университет согласовывает с профильной организацией условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нозологий, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся – инвалидом трудовых функций.
Обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья необходимо написать заявление на имя ректора университета в срок не позднее одного месяца до начала практики. К заявлению прикладываются подтверждающие документы о необходимости подбора места практики с учетом его нозологии. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, в случае, когда он способен проходить практику на общих основаниях должен указать в заявлении, что не нуждается в создании определенных условий и подбора специального места прохождения практики.
Кафедра должна не позднее, чем за месяц до начала практики информировать отдел мониторинга, практической подготовки и трудоустройства о необходимости подбора места практики студенту с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его программой подготовки и индивидуальными особенностями
В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут предлагаться следующие варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:
- для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
- для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.