УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
методы выбора современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при ре-шении задач профессиональной деятельности
умеет
выбирать современные информационных технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
владеет навыками
навыками практического применения современных ин-формационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
злементы информационных технологий и программных средств, в том числе отече-ственного производства, при решении задач профессиональной деятельности
умеет
разрабатывать элементы информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при ре-шении задач профессиональной деятельности
владеет навыками
навыками применения на практике элементов информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производ-ства, при решении задач профессиональной
современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности (06.015 C/17.6 Зн.13)
умеет
применять современные информационные технологий и программные средства, в том числе отечественного производства, при ре-шении задач профессиональной деятельности
владеет навыками
навыками практического использования современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производ-ства, при решении задач профессиональной деятельности
методику инсталляции программного обеспе-чения, методики установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуаль-ных, информационных и автоматизированных систем
умеет
применять методику инсталляции программ-ого обеспечения, методики установки и те-стирования аппаратного обеспечения для ин-теллектуальных, информационных и автома-тизированных систем
владеет навыками
навыками практического применения инсталляции программного обеспечения, методики установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
процессами ЖЦ.СтруктураЖЦ ИС. Стадии ЖЦ ИС.Модели ЖЦ ИС
7.x)
стратегического уровня.
доступом данных
контролю
Подготовка сообщения по теме: «Эффективность и перспективы развития ИС»
1. Рабочую программу дисциплины «Информационные системы».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Информационные системы».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Информационные системы».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её
Промежуточная аттестация по дисциплине «Информационные системы» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Основные понятия информационных систем
2. Информационно-справочные системы: понятие, виды ИСС
3. Обобщенная схема информационной системы и назначение её элементов. Основные задачи, решаемые в информационной системе.
4. Информационно-правовые системы.
5. История развития информационных систем. Перспективы развития и использования информационных систем в профессиональной деятельности.
6. Правовое и организационное обеспечение информационной безопасности переработки информации в информационных системах.
7. Функциональная часть информационной системы.
8. Угрозы безопасности и обработки информации в информационных системах.
9. Обеспечивающая часть информационной системы
10. Технические средства защиты информации
11. Перечень типовых задач, решаемых экспертными системами
12. Особенности экспертных систем
13. Схема обобщенной экспертной системы
14. Функции, выполняемые экспертной системой
15. Структура экспертных систем
16. Типичные категории способов применения экспертных систем
17. Классификация информационных систем.
18. Антивирусные программы.
19. Архитектура информационной системы: файл-сервер.
20. Характеристика конкретной информационной системы в профессиональной деятельности по классификационным признакам.
21. Архитектура информационной системы: клиент-сервер
22. Разработка и документальное сопровождение информационной системы предприятия
23. Многоуровневая архитектура информационной системы.
24. 25.Примеры обеспечивающих подсистем конкретной информационной системы в профессиональной деятельности
25. Понятие экспертной системы.
26. Интернет (интранет) – технологии
27. Процессы в информационной системе.
28. Организация сбора, размещение, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в информационную систему.
29. Системы классификации информации.
30. Показатели эффективности информационных систем.
31. Безопасность информационных систем.
32. Информационная система предприятия. Функциональная и обеспечивающая части.
34. Каскадная модель жизненного цикла информационной системы.
35. Стадии жизненного цикла.
36. Информационная система предприятия. Функциональная и обеспечивающая части.
37. Достоинства и недостатки каскадной модели.
38. Структура компьютерных и телекоммуникационных систем и сетевых технологий.
39. Спиральная модель жизненного цикла.
40. Общие положения построения информационной системы и технологий управления.
41. Достоинства и недостатки спиральной модели.
42. Понятие искусственного интеллекта.
43. Основные процессы жизненного цикла.
44. Информационная технология экспертных систем.
45. Вспомогательные процессы жизненного цикла.
46. Смысл экспертного анализа.
47. Организационные процессы жизненного цикла.
48. Проектирование локальной сети.
49. Стадии жизненного цикла информационных систем.
50. Основные задачи, решаемые информационной системой.
Перечень тем курсовых работ
1. Технологические задачи информационной системы
2. Системы информационного обеспечения
3. Системы обработки данных
4. Системы управления базами данных
5. Автоматизированные системы управления
6. Информационно-поисковые системы
7. Информационно-справочные системы
8. Информационно-управляющие системы
9. Документальные информационно-поисковые системы
10. Фактографические информационно-поисковые системы
11. Системы, построенные на принципах новой информационной технологии
12. Системы поддержки принятия решений
13. Проектирование систем поддержки принятия решений
14. Экспертные системы
15. Информационная база информационной системы
16. Техническое обеспечение информационной системы
17. Программное обеспечение информационной системы
18. Лингвистическое обеспечение информационной системы
19. Методическое обеспечение информационной системы
20. Организационное обеспечение информационной системы
21. Правовое обеспечение информационной системы
22. Многоуровневая архитектура информационной системы
23. Информационная система предприятия
24. Анализ информационных потоков, программа анализа
25. Иерархическая система классификации информации
26. Многоаспектная система классификации информации
27. Понятие системы кодирования информации. Виды систем кодирования
28. Структуры и модели данных
29. Модель данных и типы моделей данных
30. Сетевая модель данных
31. Иерархическая модель данных
32. Реляционная модель данных
33. Проектирования информационной системы
34. Архитектура информационной системы: файл-сервер
35. Архитектура информационной системы: клиент-сервер
36. Безопасность информационных систем
38. Антивирусные программы
39. Мировые информационные ресурсы
40. Системы искусственного интеллекта
Тестовый вопрос № 1
В основе информационной системы лежит
1. вычислительная мощность компьютера
2. компьютерная сеть для передачи данных
3. среда хранения и доступа к данным
4. методы обработки информации
Тестовый вопрос № 2
Информационные системы ориентированы на
1. программиста
2. конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией
3. специалиста в области СУБД
4. руководителя предприятия
Тестовый вопрос № 3
Неотъемлемой частью любой информационной системы является
1. программа созданная в среде разработки Delphi
2. база данных
3. возможность передавать информацию через Интернет
4. программа, созданная с помощью языка программирования высокого уровня
Тестовый вопрос № 4
В настоящее время наиболее широко распространены системы управления базами данных
1. реляционные
2. иерархические
3. сетевые
4. объектно-ориентированные
Тестовый вопрос № 5
Более современными являются системы управления базами данных
1. иерархические
2. сетевые
3. реляцонные
4. постреляционные
Тестовый вопрос № 6
СУБД Oracle, Informix, Subase, DB 2, MS SQL Server относятся к
1. реляционным
2. сетевым
3. иерархическим
4. объектно-ориентированным
Тестовый вопрос № 7
Традиционным методом организации информационных систем является
1. архитектура клиент-клиент
2. архитектура клиент-сервер
3. архитектура серверсервер
4. размещение всей информации на одном компьютере
Тестовый вопрос № 8
Первым шагом в проектировании ИС является
1. формальное описание предметной области
3. разработка интерфейса ИС
4. построение полных и непротиворечивых моделей ИС
Тестовый вопрос № 9
Модели ИС описываются, как правило, с использованием
1. Delphi
2. СУБД
3. языка UML
4. языка программирования высокого уровня
Тестовый вопрос № 10
Для повышения эффективности разработки программного обеспечения применяют
1. Delphi
2. C
3. CASE –средства
4. Pascal
Тестовый вопрос № 11
Под CASE – средствами понимают
1. программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения программного обеспечения
2. языки программирования высокого уровня
3. среды для разработки программного обеспечения
4. прикладные программы
Тестовый вопрос № 12
Средством визуальной разработки приложений является
1. Visual Basic
2. Pascal
3. язык программирования высокого
4. Delphi
Тестовый вопрос № 13
Microsoft.Net является
1. языком программирования
2. платформой
3. системой управления базами данных
4. прикладной программой
Тестовый вопрос № 14
По масштабу ИС подразделяются на
1. малые, большие
2. одиночные, групповые, корпоративные
3. сложные, простые
4. объектноориентированные и прочие
Тестовый вопрос № 15
СУБД Paradox, dBase, Fox Pro относятся к
1. групповым
2. корпоративным
3. локальным
4. сетевым
Тестовый вопрос № 16
1. локальным
2. сетевым
3. серверам баз данных
4. посреляционным
Тестовый вопрос № 17
По сфере применения ИС подразделяются на
1. системы поддержки принятия решений
2. системы для проведения сложных математических вычислений
3. экономические системы
4. системы обработки транзакций
Тестовый вопрос № 18
По сфере применения ИС подразделяются на
1. информационно-справочные
2. офисные
3. экономические
4. прикладные
Тестовый вопрос № 19
Сбор исходных данных и анализ существующего состояния, сравнительная оценка альтернатив относятся к фазе
1. подготовки технического предложения
2. проектирования
3. разработки
4. концептуальной
Тестовый вопрос № 20
Наиболее часто на начальных фазах разработки ИС допускаются следующие ошибки
1. неправильный выбор языка программирования
2. неправильный выбор СУБД
3. ошибки в определении интересов заказчика
4. неправильный подбор программистов
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, рефератов, решение контекстных задач).
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не должно быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы
Лабораторные занятия
Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.
Являясь частью образовательного процесса, лабораторные занятия преследует ряд основополагающих задач:
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является экзамен.
Экзамен, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Экзамен является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.
Подготовка к экзамену и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:
1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);
2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).
Курсовая работа выполняется обучающимся на заключительном этапе изучения данной дисциплины с целью углубления теоретических знаний по отдельным темам и овладения практическими умениями и исследовательскими навыками структурного программирования.
Целью работы являются:
- систематизация теоретических знаний в области теории информационных систем;
- совершенствование практических навыков оформления документов средствами MS Excel и MS Access;
Каждый студент выполняет работу в соответствии с индивидуальными заданиями, которые выбираются согласно номеру списочного состава студентов
В соответствии с заданным вариантом работы необходимо:
изучить теоретическую тему исследования, опираясь на научные источники, провести анализ нескольких точек зрения, сформировать свое представление об идее изучаемой темы;
создать презентацию в MS PowerPoint отразив в ней основные моменты курсовой работы;
Основными требованиями к содержанию курсовых работ являются:
- актуальность исследования;
- самостоятельный анализ основных понятий, категорий, концепций положений по изучаемой теме;
- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
- творческое выполнение работы, наличие обоснованных предложений по решению поставленных задач;
- применение информационных технологий, базирующейся на применении современной вычислительной техники, средств глобальной информационной сети для сбора и анализа данных при выполнении курсовой работы.
При выполнении и защите курсовой работы обучающийся должен продемонстрировать:
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- знакомство с основной литературой;
- умение выделить проблему и определить методы её решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов.
Аттестация по курсовой работе производится в виде ее защиты.
Э-184
Оснащение: специализированная мебель на 25 посадочных мест, персональные компьютеры – 25 шт., мультимедийный проектор Epson EB -965H– 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., сервер Hp, учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.