2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Основы российской государственности_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.03 Основы российской государственности
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Основной целью преподавания дисциплины Б.1.Б.03 «Основы российской государственности» является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношению к историческому наследию и культурным традициям
знает

знать социальные и культурные различий

умеет

демонстрации толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям

владеет навыками

уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.2 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
знает

основные этапы исторического развития России в контексте мировой истории, современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурноценностном и историческом контексте, непрерывный характер отечественной истории и многонациональный, цивилизационный вектор ее развития

умеет

определять роль России в формировании культурных традиций мира

владеет навыками

навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям
знает

Имеет представление о способах взаимодействия с людьми

умеет

совершенствовать свои навыки личной и

 
историческом, этическом и философском контекстах
различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
массовой коммуникации, развивать в себе способность к компромиссу и диалогу, уважительному принятию национальных, религиозных, культурных и мировоззренческих особенностей различных народов и сообществ в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции

владеет навыками

навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
знает

фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации (такие как единство многообразия, сила и ответственность, согласие и сотрудничество, любовь и доверие, созидание и развитие), а также перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития;

умеет

проявлять в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира

владеет навыками

развитым чувством гражданственности и патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Основы российской государственности» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Основы российской государственности» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Основы российской государственности» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Социальная экология
 
Философия
 
История России
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Основы российской государственности» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
72/2
18
36
18
За
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Что такое Россия?
1.
 
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
1
2
8
4
1.1.
4
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
2 раздел. Раздел 2. Российское государство - цивилизация
2.
 
Цивилизационный подход: возможности и ограничения
1
2
8
4
КТ 1
2.1.
4
Коллоквиум
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Философское осмысление России как цивилизации.
1
2
6
4
2.2.
2
Устный опрос, Собеседование 
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
3 раздел. Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
3.
 
Мировоззрение и идентич-ность
1
4
4
4
КТ 2
3.1.
Устный опрос, Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
1
2
6
4
3.2.
2
Устный опрос, Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
4 раздел. Раздел 4. Политическое устройство России
4.
 
Конституционные принципы и разделение властей
1
2
6
4
4.1.
2
Собеседование , Задачи
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. Основные направления государственной культурной политики РФ
1
4
6
4
4.2.
2
Тест, Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
5 раздел. Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
5.
 
Актуальные вызовы и проблемы развития России.
1
6
4
5.1.
2
Собеседование , Тест, Устный опрос, Коллоквиум
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Сценарии развития российской цивилизации.
1
4
4
КТ 3
5.2.
Коллоквиум
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
18
72
36
18
 
Итого
18
72
36
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
4/-
 
Цивилизационный подход: возможности и ограничения
Цивилизационный подход:

возможности и ограничения

4/-
 
Философское осмысление России как цивилизации.
Философское осмысление

России как цивилизации.

2/-
 
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
2/-
 
Конституционные принципы и разделение властей
Конституционные принципы и разделение властей
2/-
 
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. 
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. Основные направления государственной культурной
2/-
 
Основные направления государственной культурной политики РФ
политики РФ
 
Актуальные вызовы и проблемы развития России.
Актуальные вызовы и проблемы развития России.
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
Пр
4/-/-
 
Цивилизационный подход: возможности и ограничения
Цивилизационный подход:

возможности и ограничения

Пр
4/-/-
 
Философское осмысление России как цивилизации.
Философское осмысление

России как цивилизации.

Пр
4/-/-
 
Мировоззрение и идентич-ность
Мировоззрение и идентичность
Пр
4/-/-
 
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
Пр
4/-/-
 
Конституционные принципы и разделение властей
Конституционные принципы и разделение властей
Пр
4/-/-
 
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. Основные направления государственной культурной политики РФ
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. Основные направления государственной культурной политики РФ
Пр
4/-/-
 
Актуальные вызовы и проблемы развития России.
Актуальные вызовы и проблемы развития России.
Пр
4/-/-
 
Сценарии развития российской цивилизации.
Сценарии развития российской цивилизации.
Пр
4/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
2
 
Цивилизационный подход:

возможности и ограничения

2
 
Философское осмысление

России как цивилизации.

2
 
Мировоззрение и идентичность
4
 
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
2
 
Конституционные принципы и разделение властей
2
 
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. Основные направления государственной культурной политики РФ
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы российской государственности» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Основы российской государственности».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы российской государственности».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы российской государственности».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
2
Цивилизационный подход: возможности и ограничения
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
3
Философское осмысление России как цивилизации.
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
4
Мировоззрение и идентич-ность
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
5
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
6
Конституционные принципы и разделение властей
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
7
Культура Российской Федерации в глобализирующемся мире. Основные направления государственной культурной политики РФ
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Основы российской государственности»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-5.1:Демонстрирует толерантное восприятие социальных и 
Введение в профессиональную деятельность
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
культурных различий, уважительное и бережное отношению к историческому наследию и культурным традициям
История России
x
x
УК-5.2:Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
История России
x
x
УК-5.3:Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
История России
x
x
Социальная экология
x
Философия
x
УК-5.4:Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
История России
x
x
Философия
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Основы российской государственности» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы российской государственности» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества

 
теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
20
 
КТ 2
Устный опрос
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Коллоквиум
20
 
Итого
130
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
60
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
20
20 баллов. Ответ демонстрирует умение правильно использовать исторические термины и понятия, анализировать, обобщать представленный материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать правильные выводы; аргументировать собственную точку зрения. 12 баллов Ответ демонстрирует умение правильно использовать исторические термины и понятия; анализировать, обобщать представленный материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать правильные выводы. 4 балла. Ответ демонстрирует умение правильно использовать исторические термины и понятия, показатели изучаемой дисциплины. 0 баллов. Ответ не содержит демонстрации получаемых в процессе изучения дисциплины знаний и умений.
 
КТ 2
Устный опрос
10
10 баллов. Студентом даны точные ответы на поставленные вопросы. Сделаны правильные выводы. 7 балла. Студентом даны не полные ответы на поставленные вопросы. Сделаны недостаточно правильные выводы. 5 балла. Студентом даны поверхностные ответы на поставленные вопросы. Сделаны частично неправильные выводы. 3 балла. Студентом даны неполные ответы на половину заданных вопросов. Сделаны непра-вильные выводы.
 
КТ 2
Тест
10
10 баллов. Тестовые задания решены верно. 7 балла. Одно тестовое задание решено неверно. 4 балла. Решена половина тестовых заданий. 0 баллов. Тестовые задания решены неверно.
 
КТ 3
Коллоквиум
20
20 баллов. Ответ демонстрирует умение правильно использовать исторические термины и понятия, анализировать, обобщать представленный материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать правильные выводы; аргументировать собственную точку зрения. 12 баллов Ответ демонстрирует умение правильно использовать исторические термины и понятия; анализировать, обобщать представленный материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать правильные выводы. 4 балла. Ответ демонстрирует умение правильно использовать исторические термины и понятия, показатели изучаемой дисциплины. 0 баллов. Ответ не содержит демонстрации получаемых в процессе изучения дисциплины знаний и умений.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Основы российской государственности» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы российской государственности»
1. Современная Россия: ключевые социально-экономические параметры.

2. Российский федерализм.

3. Цивилизационный подход в социальных науках.

4. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.

5. Государство: понятия и сущность.

6. Происхождение государства.

7. Власть: понятия и определения.

8. Легитимность: понятия и определения.

9. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.

10. Исторические особенности формирования российской цивилизации.

11. Роль и миссия России в представлении отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, В.Л. Цымбурский).

12. Мировоззрение как феномен.

13. Современные теории идентичности.

14. Системная модель мировоззрения («человек-семья-общество-государство-страна»).

15. Основы конституционного строя России.

16. Правовое государство в современной России.

17. Возникновение и развитие идеи правового государства.

18. Понятие правового государства, его характеристика.

19. Гражданское общество.

20. Проблемы построения правового государства в России.

21. Понятие государства.

22. Государство и политические партии.

23. Понятие и структура государственного аппарата.

24. Власть: понятие признаки виды.

25. Законодательная власть в России.

26. Судебная власть в России.

27. Президент, как самостоятельная власть.

 
28. Основные права человека и гражданина.

29. Гарантии прав человека: понятие и виды.

30. Значение формы государства в теоретическом и практиком строительстве государства.

31. Форма государственного устройства в России.

32. Форма государственного правления в России.

33. Политический режим современной России.

34. Механизм государства: понятие и структура

35. Основной закон в Российской Федерации.

36. Основные ветви публичной власти в современной России.

37. Основные уровни публичной власти в современной России.

38. Традиционные духовно-нравственные ценности, их законодательное закрепление.

39. Основы российской внешней политики (на материалах Концепции внешней

политики и Стратегии национальной безопасности).

40. Россия и глобальные вызовы.

41. Основные предпосылки возникновения российского государства.

42. Внешние функции государства.

43. Внутренние функции государства.

44. Задачи и цели, стоящие перед государством.

45. Задачи и цели, стоящие перед обществом.

46. Основные причины разнообразия форм государства:

47. Отличия между президентской республикой от парламентарной.

48. Особенности смешанных форм правления

49. Особенности унитарной формы государственного устройства.

50. Особенности федеративной формы государственного устройства.

Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений)

1. Евразийские цивилизации: перечень, специфика, историческая динамика.

2. Россия: национальное государство, государство-нация или государство-цивилизация?

3. Современные модели идентичности: актуальность для России.

4. Ценностные вызовы современного российского общества.

5. Стратегическое развитие России: возможности и сценарии.

6. Патриотизм и традиционные ценности как сюжеты государственной политики.

7. Цивилизации в эпоху глобализации: ключевые вызовы и особенности.

8. Российское мировоззрение в региональной перспективе.

9. Государственная политика в области политической социализации: ключевые проблемы и возможные решения.

10. Ценностное начало в Основном законе: конституционное проектирование в современное мире.

11. Какую роль в культурной политике могут играть рядовые граждане?

12. Каким образом культурная политика государства влияет на раскрытие и развитие духовно-го потенциала личности?

13. В чем сущность современного кризиса культуры?

14. Каким образом культурная политика связана с государственной безопасностью и нацио-нальным суверенитетом?

15. Соотношение понятий глобализация и глокализация

16. Какие «вызовы» стоят перед современным миром и Россией?

17. В чем причина продолжающейся переоценки ценностей в мире и России?

18. Каково место традиций в культурной политике?

19. Каковы приоритеты современной культурной политики РФ?

20. Каковы особенности культурной политики в многонациональном и многоконфессиональ-ном государстве?

21. Какова роль молодежи в культурной политике государства?

22. Какова роль семьи и семейных ценностей?

23. Каковы особенности и проблемы информационного обеспечения культурной политики?

24. Какова роль культурных достижений в общем имидже государства?

Вопросы для самоконтроля

 
1. Какую роль в культурной политике могут играть рядовые граждане?

2. Каким образом культурная политика государства влияет на раскрытие и развитие духовного потенциала личности?

3. В чем сущность современного кризиса культуры?

4. Каким образом культурная политика связана с государственной безопасностью и нацио-нальным суверенитетом?

5. Соотношение понятий глобализация и глокализация

6. Какие «вызовы» стоят перед современным миром и Россией?

7. В чем причина продолжающейся переоценки ценностей в мире и России?

8. Каково место традиций в культурной политике?

9. Каковы приоритеты современной культурной политики РФ?

10.Каковы особенности культурной политики в многонациональном и многоконфессиональ-ном государстве?

11.Какова роль молодежи в культурной политике государства?

12.Какова роль семьи и семейных ценностей?

13.Каковы особенности и проблемы информационного обеспечения культурной политики?

14.Какова роль культурных достижений в общем имидже государства

Вопросы для коллоквиумов, собеседования

Тема 1. Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои

1. Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике.

2. Население, культура, религии и языки.

3. Современное положение российских регионов.

4. Выдающиеся персоналии («герои»).

5. Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории.

Тема 2. Многообразие российских регионов

1. Историко-географическое описание России.

2. География населения: исторические, экономические, политические и демографические аспекты.

3. География хозяйства России: сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения, города.

4. Деление по федеральным округам: особенности, основания, вызовы.

5. Разнообразие регионов и локаций России.

Тема 3. Испытания и победы России

1. Обострение межэтнических отношений в Северо-Кавказском регионе после распада СССР. Этнополитические процессы в 1990-е гг. и начале 2000-х гг.

2. Куликовская битва и ее историческое значение.

3. Национальная политика Российской империи в начале ХX века.

4. Битва за Кавказ и её значение в истории российской цивилизации.

5. Особенности этнического возрождения на Северном Кавказе.

Тема 4. Герои страны, герои народа.

1. Какой тип героя сегодня нужен России?

2. Выделить по одному современному государственному и политическому деятелю, выдающейся личности в науке и образовании, деятелю культуры в вашем регионе в соотнесении с критериями героя и выдающейся личности. Обоснуйте свой ответ.

3. Зачем современному обществу нужны герои? Готов ли ты стать героем?

4. Каких современных политических деятелей ты знаешь в своём регионе?

5. Оцени достижения и вклад своих земляков в будущее развитие страны.

Тема 5. Цивилизационный подход: возможности и ограничения

1. Цивилизационный подход в социальных науках.

2. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.

3. Особенности цивилизационного развития России: история многонационального (наднационального) характера общества, перехода от имперской организации к федеративной, межцивилизационного диалога за пределами России (и внутри неё).

Тема 6. Применимость и альтернативыцивилизационного подхода

 
1. Основные подходы к рассмотрению исторического процесса.

2. Основоположники цивилизационного и формационного подходов.

3. Понятие «формация».

4. Цивилизация: понятие и типология.

5. Формационный подход: недостатки и достоинства.

6. Цивилизационный подход: достоинства и недостатки.

Тема 7. Философское осмысление России как цивилизации

1. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.

2. Исторические особенности формирования российской цивилизации.

3. Роль и миссия России в работах различных отечественных и зарубежных философов, историков, политиков, деятелей культуры.

Тема 8. Российская цивилизация в академическом дискурсе

1. Какие факторы предопределили синтетический характер древнерусской культуры? Как на ее формирование повлияло геополитическое расположение Древней Руси?

2. Что составляло основу языческих представлений древних славян? Как трактовались место и роль человека в контексте языческих представлений о цикличности мира?

3. Проанализируйте, какие принципиальные изменения внесло христианство в картину мира личности древнерусской культуры.

4. Проанализируйте причины установления вечевого строя в Пскове и Новгороде. Почему данные республики называются феодальными?

5. Охарактеризуйте этапы формирования российского централизованного государства, выделите факторы внутриполитического и внешнеполитического характера, способствовавшие установлению самодержавия.

Тема 9. Мировоззрение и идентичность

1. Мировоззрение как функциональная система, его значение для человека, общества, государства.

2. Мировоззренческая система российской цивилизации.

3. Представление ключевых мировоззренческих позиций и понятий, связанных с российской идентичностью, в историческом измерении и в контексте российского федерализма.

Тема 10. Ценностные вызовы современной политики

1. Ценности и их классификация.

2. Традиционные духовно-нравственные ценности российского государства.

3. Политика «отмены» ценностей и ее последствия в современном мире.

Тема 11. Концепт мировоззрения в социальных науках

1. Мировоззрение, миросозерцание, мировосприятие, миропонимание: поясните разницу этих терминов.

2. Соотношение концептов «мировоззрение» и «менталитет», «идентичность», «культура».

3. Особенности и достоинства практического подхода к рассмотрению мировоззрения.

Тема 12. Системная модель мировоззрения

1. Понятие пентабазиса в анализе российского мировоззрения.

2. Российские ценностные принципы (константы) мировоззрения.

3. Позитивные и негативные стороны современного российского мировоззрения («культурные» или «исторические травмы»).

Тема 13. Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации

1. Самостоятельная картина мира и история особого мировоззрение российской цивилизации.

2. Ценностные принципы (константы) российской цивилизации: единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие.

3. «Системная модель мировоззрения» («человек – семья – общество – государство – страна») и её репрезентации («символы – идеи и язык – нормы – ритуалы – институты»).

Тема 14. Ценности российской цивилизации

1. Понятие «российская цивилизация» и ее ценности.

2. Основные особенности российской цивилизации.

3. Своеобразие цивилизационного развития России как страныцивилизации, определяемое

 
ценностными константами.

Тема 15. Мировоззрение и государство

1. Уваровская «теория официальной народности» в XIX веке: содержание и последующее осмысление.

2. Советская государственная идеология и ее значение для развития российской государственности.

3. Либерально-демократическая идеология и ее влияние на российское мировоззрение на рубеже ХХ-ХХI вв.

4. Вызовы цифровизации в области создания мировоззренческих смыслов и ответ государства на них.

Тема 16. Конституционные принципы и разделение властей

1. Основы конституционного строя России. Принцип разделения властей и демократия.

2. Особенности современного российского политического класса.

3. Генеалогия ведущих политических институтов, их история причины и следствия их трансформации.

4. Уровни организации власти в РФ.

Тема 17. Власть и легитимность в конституционном измерении

1. Что такое федерализация, и каковы причины данного процесса? Охарактеризуйте стадии федерализации в России.

2. Охарактеризуйте конституционные принципы российского федерализма.

3. Что такое политический режим? Каковы его разновидности и основные критерии его определения?

4. Охарактеризуйте особенности смешанной республики. Почему в России оказалась востребованной именно данная модель?

5. В чем заключаются особенности политической власти и выполняемых ею функций?

Тема 18. Уровни и ветви власти

1. Принцип разделения властей как основа демократии.

2. Институциональное измерение российской государственности.

3. Институт президентства как ключевой элемент государственной организации страны.

Тема 19. Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы

1. Институт стратегического планирования и приоритеты долгосрочного развития страны.

2. Государственные и национальные проекты, их значение.

Тема 20. Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие

1.Проанализировав Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», определите принципы, задачи, а также круг участников такого планирования и их полномочия.

2.Каково может быть гражданское участие в разработке стратегии социально-экономического развития региона?

3.Определите, зачем России стратегия долгосрочного развития.

4.Охарактеризуйте стратегические приоритеты России в области технологического развития.

5.Приведите примеры государственных и национальных проектов РФ в социальной сфере.

Тема 21. Актуальные вызовы и проблемы развития России

1. Глобальные тренды и особенности мирового развития. Техногенные риски, экологические вызовы и экономические шоки.

2. Суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации.

3. Стабильность, миссия, ответственность и справедливость как ценностные ориентиры для развития и процветания России.

Тема 22. Россия и глобальные вызовы

1. Внешние и внутренние вызовы/угрозы России.

2. Современные проблемы изменения климата: реальность или миф?

3. Основные тренды технологической, климатической и ресурсной политики и вызовов для

 
России.

Тема 23. Внутренние вызовы общественного развития

1. Политический вызов современности и Россия.

2. Демографические проблемы российского общества.

3. Проблемы социально-экономического развития России.

Тема 24. Сценарии развития российской цивилизации

1. Какие экологические проблемы и риски существуют в современной России?

2. Каковы возможности применения нетрадиционных носителей энергии в глобальной и российской экономике?

3. Каковы пути обеспечения продовольственной безопасности России?

4. Как технологии влияют на демографическую ситуацию в мире и в отдельных регионах?

5. Каковы пути развития в России общества, основанного на социальной справедливости и солидарности?

Тема 25. Образы будущего России

1. Охарактеризуйте выделенные доминанты, имеющие определяющее значение для социально-исторического развития (организации общественного бытия): «патриотизм» (для уровня страны), «доверие к общественным институтам» (для уровня государства), «согласие» (для уровня общества), «традиции» (для уровня семьи), «созидание» (для уровня человека).

2. Раскройте содержание ценностных доминант с точки зрения ценностных установок, значимых для подрастающего поколения.

Тема 26. Ориентиры стратегического развития

1. Роль национальных проектов и программ в развитии России.

2. Как Вы понимаете справедливость? Справедливость как ориентир и фактор развития.

3. Раскройте значение ответственности гражданина в процессе развития?

4. Обоснуйте стабильность как основу, обеспечивающую эволюционное развитие, диалектику стабильности и развития.

5. Раскройте роль молодежи как субъекта формирования будущего страны?

Комплект разноуровневых задач (заданий)

1. Задачи репродуктивного уровня

Задача (задание) 1. Приведите примеры государственных и национальных проектов РФ в области технологического развития

Задача (задание) 2. Определите основные принципы государственного стратегического планирования

Задача (задание) 3. Каково, может быть, участие граждан страны в разработке и реализации стратегических проектов России?

2. Задачи реконструктивного уровня

Задача (задание) 1. Определите основные стратегические проекты России в области технологического развития:

Название проекта Содержание Планируемые результаты

Задача (задание) 2. Определите стратегические проекты России в социальной сфере

Название проекта Содержание Планируемые результаты

Задача (задание) 3. Определите стратегические проекты России в области цифровой трансформации страны

Название проекта Содержание Планируемые результаты

3. Задачи творческого уровня

1. Выберите какой-либо национальный проект России и подготовьте кейс по особенностям его реализации. Определите, какие жизненные перспективы он открывает для людей, желающих работать во благо общества и страны.

2. Придумайте свой национальный или региональный проект в какой-либо сфере и определите его цели, задачи, технологию реализации и планируемые результаты.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Земцов Б. Н., Шубин А. В. История России [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 584 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=388402 
 
Л1.2 Канке В. А. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 291 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=393050 
 
Л1.3 Самойлова И. В. История (история России, всеобщая история) [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Пенза: ПГАУ, 2021. - 236 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/207374 
 
Л1.4 Нижников С. А. Философия [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 461 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=420006 
 
Л1.5 Туфанов Е. В. История России:учебник для студентов вузов. - Ставрополь: АГРУС, 2021. - 8,81 МБ
 
Л1.6 Туфанов Е. В., Кравченко И. Н. История (история России, всеобщая история):учеб. пособие для самостоят. работы студентов. - Ставрополь, 2021. - 2,94 МБ
 
дополнительная
 
Л2.1 Чумаков Философия [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2018. - 459 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=908022 
 
Л2.2 Нижников С. А. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 461 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1003858 
 
Л2.3 Туфанов Е. В., Карпенко И. Н. История России:учебник для студентов вузов. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 6,50 МБ
 
Л2.4 Борисов Н. С., Левандовский А. А., Карпова С. П. История. История России. С древнейших времён до 1914 г.: 11-й класс: углублённый уровень [Электронный ресурс]:учебник. - Москва: Просвещение, 2023. - 255 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/334520 
 
Л2.5 Борисов Н. С., Левандовский А. А., Карпова С. П. История. История России. С древнейших времён до 1914 г.: 11-й класс: углублённый уровень [Электронный ресурс]:учебник. - Москва: Просвещение, 2023. - 303 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/334949 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Туфанов Е. В. История:учеб. пособие (курс лекций для бакалавров). - Ставрополь: АГРУС, 2019. - 5,80 МБ
 
Л3.2 Туфанов Е. В., Кравченко И. Н. Отечественная история:учеб. пособие (курс лекций). - Ставрополь, 2021. - 5,02 МБ
 
Л3.3 Гуляк И. И. Философия:учеб. пособие для практ. занятий студентов-бакалавров. - Ставрополь: АГРУС, 2022. - 3,49 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
e.lanbook
https://e.lanbook.com/
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Изучение дисциплины «Основы российской государственности» студентам целесообразно начинать с планирования своего учебного времени.

В процессе освоения дисциплины обучающемуся необходимо посетить все виды занятий, предусмотренные рабочей программой дисциплины и выполнить контрольные задания, предлагаемые преподавателем для успешного освоения дисциплины. Также следует изучить рабочую про-грамму дисциплины, в которой определены цели и задачи дисциплины, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения. Рассмотреть содержание тем дисциплины; взаимосвязь тем лекций и практических занятий; бюджет времени по видам занятий; оценочные средства для текущей и промежуточной аттестации; критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины. Ознакомиться с методическими материалами, программно-информационным и материально техническим обеспечением дисциплины.

Работа на лекции

Лекционные занятия включают изложение, обсуждение и разъяснение основных направлений и вопросов изучаемой дисциплины, знание которых необходимо в ходе реализации всех остальных видов занятий и в самостоятельной работе обучающегося. На лекциях обучающиеся получают самые необходимые знания по изучаемой проблеме. Непременным условием для глубокого и прочного усвоения учебного материала является умение обучающихся сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения. Внимательное слушание лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками.

Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только основную литературу, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
300/ИТФ
Оснащение: cтолешница для студентов – 66 шт., сидения для студентов -196 шт., сенсорная панель SMART podium – 1 шт., компьютер Neos 490 – 1 шт., конференц система AKG (Микрофоны и звук) – 1 шт., проектор Panasonic PT-EX600E – 1 шт., экран настенный с форматом 4:3 Digis. – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
120/ИДПО

Оснащение: столы-17 шт., стулья -17 шт., интерактивная доска SmartBoard - 1 шт., плазменная панель - 1 шт., ноутбук – 1 шт., лингафонное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 413/НК
413/НК
Оснащение: специализированная мебель на 40 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Philips 23",  Клавиатура + мышь - 25шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета
3. Учебная аудитория № 213/НК библиотека
213/НК библиотека
Специализированная мебель на 35 посадочных мест, дисплей - 1 шт., принтер ч/б - 2 шт., МФУ ч/б - 2 шт., сканер - 2 шт., открытый доступ к фонду справочной, краеведческой литературы, Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ к российским и международным ресурсам и базам данных, доступ к электронно-библиотечным системам,  доступ в электронную информационно-образовательную среду университета. Открытый доступ к фонду  справочной и краеведческой литературы.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Основы российской государственности»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор , д.и.н. Туфанов Евгений Васильевич
 
_______________________ профессор , д.ф.н. Гуляк Иван Иванович
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.и.н. Карпенко Инна Николаевна
 
_______________________ доцент , к.ф.н. Гузынин Николай Гаврилович
 
_______________________ профессор , д.ф.н. Золотарев Сергей Петрович
 
Рабочая программа дисциплины «Основы российской государственности» рассмотрена на заседании Кафедра философии, истории и педагогики протокол № 1 от 28.08.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Туфанов Евгений Васильевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Основы российской государственности» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 5 от 28.08.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование