УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
знать социальные и культурные различий
умеет
демонстрации толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям
владеет навыками
уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям
основные этапы исторического развития России в контексте мировой истории, современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурноценностном и историческом контексте, непрерывный характер отечественной истории и многонациональный, цивилизационный вектор ее развития
умеет
определять роль России в формировании культурных традиций мира
владеет навыками
навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
Имеет представление о способах взаимодействия с людьми
умеет
совершенствовать свои навыки личной и
владеет навыками
навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей
фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации (такие как единство многообразия, сила и ответственность, согласие и сотрудничество, любовь и доверие, созидание и развитие), а также перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития;
умеет
проявлять в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
владеет навыками
развитым чувством гражданственности и патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления.
Изучение дисциплины осуществляется в 1 курсе (-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
возможности и ограничения
России как цивилизации.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
возможности и ограничения
России как цивилизации.
контролю
возможности и ограничения
России как цивилизации.
1. Рабочую программу дисциплины «Основы российской государственности».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы российской государственности».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы российской государственности».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы российской государственности» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Российский федерализм.
3. Цивилизационный подход в социальных науках.
4. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
5. Государство: понятия и сущность.
6. Происхождение государства.
7. Власть: понятия и определения.
8. Легитимность: понятия и определения.
9. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.
10. Исторические особенности формирования российской цивилизации.
11. Роль и миссия России в представлении отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, В.Л. Цымбурский).
12. Мировоззрение как феномен.
13. Современные теории идентичности.
14. Системная модель мировоззрения («человек-семья-общество-государство-страна»).
15. Основы конституционного строя России.
16. Правовое государство в современной России.
17. Возникновение и развитие идеи правового государства.
18. Понятие правового государства, его характеристика.
19. Гражданское общество.
20. Проблемы построения правового государства в России.
21. Понятие государства.
22. Государство и политические партии.
23. Понятие и структура государственного аппарата.
24. Власть: понятие признаки виды.
25. Законодательная власть в России.
26. Судебная власть в России.
27. Президент, как самостоятельная власть.
29. Гарантии прав человека: понятие и виды.
30. Значение формы государства в теоретическом и практиком строительстве государства.
31. Форма государственного устройства в России.
32. Форма государственного правления в России.
33. Политический режим современной России.
34. Механизм государства: понятие и структура
35. Основной закон в Российской Федерации.
36. Основные ветви публичной власти в современной России.
37. Основные уровни публичной власти в современной России.
38. Традиционные духовно-нравственные ценности, их законодательное закрепление.
39. Основы российской внешней политики (на материалах Концепции внешней
политики и Стратегии национальной безопасности).
40. Россия и глобальные вызовы.
41. Основные предпосылки возникновения российского государства.
42. Внешние функции государства.
43. Внутренние функции государства.
44. Задачи и цели, стоящие перед государством.
45. Задачи и цели, стоящие перед обществом.
46. Основные причины разнообразия форм государства:
47. Отличия между президентской республикой от парламентарной.
48. Особенности смешанных форм правления
49. Особенности унитарной формы государственного устройства.
50. Особенности федеративной формы государственного устройства.
Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений)
1. Евразийские цивилизации: перечень, специфика, историческая динамика.
2. Россия: национальное государство, государство-нация или государство-цивилизация?
3. Современные модели идентичности: актуальность для России.
4. Ценностные вызовы современного российского общества.
5. Стратегическое развитие России: возможности и сценарии.
6. Патриотизм и традиционные ценности как сюжеты государственной политики.
7. Цивилизации в эпоху глобализации: ключевые вызовы и особенности.
8. Российское мировоззрение в региональной перспективе.
9. Государственная политика в области политической социализации: ключевые проблемы и возможные решения.
10. Ценностное начало в Основном законе: конституционное проектирование в современное мире.
11. Какую роль в культурной политике могут играть рядовые граждане?
12. Каким образом культурная политика государства влияет на раскрытие и развитие духовно-го потенциала личности?
13. В чем сущность современного кризиса культуры?
14. Каким образом культурная политика связана с государственной безопасностью и нацио-нальным суверенитетом?
15. Соотношение понятий глобализация и глокализация
16. Какие «вызовы» стоят перед современным миром и Россией?
17. В чем причина продолжающейся переоценки ценностей в мире и России?
18. Каково место традиций в культурной политике?
19. Каковы приоритеты современной культурной политики РФ?
20. Каковы особенности культурной политики в многонациональном и многоконфессиональ-ном государстве?
21. Какова роль молодежи в культурной политике государства?
22. Какова роль семьи и семейных ценностей?
23. Каковы особенности и проблемы информационного обеспечения культурной политики?
24. Какова роль культурных достижений в общем имидже государства?
Вопросы для самоконтроля
2. Каким образом культурная политика государства влияет на раскрытие и развитие духовного потенциала личности?
3. В чем сущность современного кризиса культуры?
4. Каким образом культурная политика связана с государственной безопасностью и нацио-нальным суверенитетом?
5. Соотношение понятий глобализация и глокализация
6. Какие «вызовы» стоят перед современным миром и Россией?
7. В чем причина продолжающейся переоценки ценностей в мире и России?
8. Каково место традиций в культурной политике?
9. Каковы приоритеты современной культурной политики РФ?
10.Каковы особенности культурной политики в многонациональном и многоконфессиональ-ном государстве?
11.Какова роль молодежи в культурной политике государства?
12.Какова роль семьи и семейных ценностей?
13.Каковы особенности и проблемы информационного обеспечения культурной политики?
14.Какова роль культурных достижений в общем имидже государства
Вопросы для коллоквиумов, собеседования
Тема 1. Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои
1. Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике.
2. Население, культура, религии и языки.
3. Современное положение российских регионов.
4. Выдающиеся персоналии («герои»).
5. Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории.
Тема 2. Многообразие российских регионов
1. Историко-географическое описание России.
2. География населения: исторические, экономические, политические и демографические аспекты.
3. География хозяйства России: сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения, города.
4. Деление по федеральным округам: особенности, основания, вызовы.
5. Разнообразие регионов и локаций России.
Тема 3. Испытания и победы России
1. Обострение межэтнических отношений в Северо-Кавказском регионе после распада СССР. Этнополитические процессы в 1990-е гг. и начале 2000-х гг.
2. Куликовская битва и ее историческое значение.
3. Национальная политика Российской империи в начале ХX века.
4. Битва за Кавказ и её значение в истории российской цивилизации.
5. Особенности этнического возрождения на Северном Кавказе.
Тема 4. Герои страны, герои народа.
1. Какой тип героя сегодня нужен России?
2. Выделить по одному современному государственному и политическому деятелю, выдающейся личности в науке и образовании, деятелю культуры в вашем регионе в соотнесении с критериями героя и выдающейся личности. Обоснуйте свой ответ.
3. Зачем современному обществу нужны герои? Готов ли ты стать героем?
4. Каких современных политических деятелей ты знаешь в своём регионе?
5. Оцени достижения и вклад своих земляков в будущее развитие страны.
Тема 5. Цивилизационный подход: возможности и ограничения
1. Цивилизационный подход в социальных науках.
2. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
3. Особенности цивилизационного развития России: история многонационального (наднационального) характера общества, перехода от имперской организации к федеративной, межцивилизационного диалога за пределами России (и внутри неё).
Тема 6. Применимость и альтернативыцивилизационного подхода
2. Основоположники цивилизационного и формационного подходов.
3. Понятие «формация».
4. Цивилизация: понятие и типология.
5. Формационный подход: недостатки и достоинства.
6. Цивилизационный подход: достоинства и недостатки.
Тема 7. Философское осмысление России как цивилизации
1. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.
2. Исторические особенности формирования российской цивилизации.
3. Роль и миссия России в работах различных отечественных и зарубежных философов, историков, политиков, деятелей культуры.
Тема 8. Российская цивилизация в академическом дискурсе
1. Какие факторы предопределили синтетический характер древнерусской культуры? Как на ее формирование повлияло геополитическое расположение Древней Руси?
2. Что составляло основу языческих представлений древних славян? Как трактовались место и роль человека в контексте языческих представлений о цикличности мира?
3. Проанализируйте, какие принципиальные изменения внесло христианство в картину мира личности древнерусской культуры.
4. Проанализируйте причины установления вечевого строя в Пскове и Новгороде. Почему данные республики называются феодальными?
5. Охарактеризуйте этапы формирования российского централизованного государства, выделите факторы внутриполитического и внешнеполитического характера, способствовавшие установлению самодержавия.
Тема 9. Мировоззрение и идентичность
1. Мировоззрение как функциональная система, его значение для человека, общества, государства.
2. Мировоззренческая система российской цивилизации.
3. Представление ключевых мировоззренческих позиций и понятий, связанных с российской идентичностью, в историческом измерении и в контексте российского федерализма.
Тема 10. Ценностные вызовы современной политики
1. Ценности и их классификация.
2. Традиционные духовно-нравственные ценности российского государства.
3. Политика «отмены» ценностей и ее последствия в современном мире.
Тема 11. Концепт мировоззрения в социальных науках
1. Мировоззрение, миросозерцание, мировосприятие, миропонимание: поясните разницу этих терминов.
2. Соотношение концептов «мировоззрение» и «менталитет», «идентичность», «культура».
3. Особенности и достоинства практического подхода к рассмотрению мировоззрения.
Тема 12. Системная модель мировоззрения
1. Понятие пентабазиса в анализе российского мировоззрения.
2. Российские ценностные принципы (константы) мировоззрения.
3. Позитивные и негативные стороны современного российского мировоззрения («культурные» или «исторические травмы»).
Тема 13. Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации
1. Самостоятельная картина мира и история особого мировоззрение российской цивилизации.
2. Ценностные принципы (константы) российской цивилизации: единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие.
3. «Системная модель мировоззрения» («человек – семья – общество – государство – страна») и её репрезентации («символы – идеи и язык – нормы – ритуалы – институты»).
Тема 14. Ценности российской цивилизации
1. Понятие «российская цивилизация» и ее ценности.
2. Основные особенности российской цивилизации.
3. Своеобразие цивилизационного развития России как страныцивилизации, определяемое
Тема 15. Мировоззрение и государство
1. Уваровская «теория официальной народности» в XIX веке: содержание и последующее осмысление.
2. Советская государственная идеология и ее значение для развития российской государственности.
3. Либерально-демократическая идеология и ее влияние на российское мировоззрение на рубеже ХХ-ХХI вв.
4. Вызовы цифровизации в области создания мировоззренческих смыслов и ответ государства на них.
Тема 16. Конституционные принципы и разделение властей
1. Основы конституционного строя России. Принцип разделения властей и демократия.
2. Особенности современного российского политического класса.
3. Генеалогия ведущих политических институтов, их история причины и следствия их трансформации.
4. Уровни организации власти в РФ.
Тема 17. Власть и легитимность в конституционном измерении
1. Что такое федерализация, и каковы причины данного процесса? Охарактеризуйте стадии федерализации в России.
2. Охарактеризуйте конституционные принципы российского федерализма.
3. Что такое политический режим? Каковы его разновидности и основные критерии его определения?
4. Охарактеризуйте особенности смешанной республики. Почему в России оказалась востребованной именно данная модель?
5. В чем заключаются особенности политической власти и выполняемых ею функций?
Тема 18. Уровни и ветви власти
1. Принцип разделения властей как основа демократии.
2. Институциональное измерение российской государственности.
3. Институт президентства как ключевой элемент государственной организации страны.
Тема 19. Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы
1. Институт стратегического планирования и приоритеты долгосрочного развития страны.
2. Государственные и национальные проекты, их значение.
Тема 20. Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие
1.Проанализировав Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», определите принципы, задачи, а также круг участников такого планирования и их полномочия.
2.Каково может быть гражданское участие в разработке стратегии социально-экономического развития региона?
3.Определите, зачем России стратегия долгосрочного развития.
4.Охарактеризуйте стратегические приоритеты России в области технологического развития.
5.Приведите примеры государственных и национальных проектов РФ в социальной сфере.
Тема 21. Актуальные вызовы и проблемы развития России
1. Глобальные тренды и особенности мирового развития. Техногенные риски, экологические вызовы и экономические шоки.
2. Суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации.
3. Стабильность, миссия, ответственность и справедливость как ценностные ориентиры для развития и процветания России.
Тема 22. Россия и глобальные вызовы
1. Внешние и внутренние вызовы/угрозы России.
2. Современные проблемы изменения климата: реальность или миф?
3. Основные тренды технологической, климатической и ресурсной политики и вызовов для
Тема 23. Внутренние вызовы общественного развития
1. Политический вызов современности и Россия.
2. Демографические проблемы российского общества.
3. Проблемы социально-экономического развития России.
Тема 24. Сценарии развития российской цивилизации
1. Какие экологические проблемы и риски существуют в современной России?
2. Каковы возможности применения нетрадиционных носителей энергии в глобальной и российской экономике?
3. Каковы пути обеспечения продовольственной безопасности России?
4. Как технологии влияют на демографическую ситуацию в мире и в отдельных регионах?
5. Каковы пути развития в России общества, основанного на социальной справедливости и солидарности?
Тема 25. Образы будущего России
1. Охарактеризуйте выделенные доминанты, имеющие определяющее значение для социально-исторического развития (организации общественного бытия): «патриотизм» (для уровня страны), «доверие к общественным институтам» (для уровня государства), «согласие» (для уровня общества), «традиции» (для уровня семьи), «созидание» (для уровня человека).
2. Раскройте содержание ценностных доминант с точки зрения ценностных установок, значимых для подрастающего поколения.
Тема 26. Ориентиры стратегического развития
1. Роль национальных проектов и программ в развитии России.
2. Как Вы понимаете справедливость? Справедливость как ориентир и фактор развития.
3. Раскройте значение ответственности гражданина в процессе развития?
4. Обоснуйте стабильность как основу, обеспечивающую эволюционное развитие, диалектику стабильности и развития.
5. Раскройте роль молодежи как субъекта формирования будущего страны?
Комплект разноуровневых задач (заданий)
1. Задачи репродуктивного уровня
Задача (задание) 1. Приведите примеры государственных и национальных проектов РФ в области технологического развития
Задача (задание) 2. Определите основные принципы государственного стратегического планирования
Задача (задание) 3. Каково, может быть, участие граждан страны в разработке и реализации стратегических проектов России?
2. Задачи реконструктивного уровня
Задача (задание) 1. Определите основные стратегические проекты России в области технологического развития:
Название проекта Содержание Планируемые результаты
Задача (задание) 2. Определите стратегические проекты России в социальной сфере
Название проекта Содержание Планируемые результаты
Задача (задание) 3. Определите стратегические проекты России в области цифровой трансформации страны
Название проекта Содержание Планируемые результаты
3. Задачи творческого уровня
1. Выберите какой-либо национальный проект России и подготовьте кейс по особенностям его реализации. Определите, какие жизненные перспективы он открывает для людей, желающих работать во благо общества и страны.
2. Придумайте свой национальный или региональный проект в какой-либо сфере и определите его цели, задачи, технологию реализации и планируемые результаты.
В процессе освоения дисциплины обучающемуся необходимо посетить все виды занятий, предусмотренные рабочей программой дисциплины и выполнить контрольные задания, предлагаемые преподавателем для успешного освоения дисциплины. Также следует изучить рабочую про-грамму дисциплины, в которой определены цели и задачи дисциплины, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения. Рассмотреть содержание тем дисциплины; взаимосвязь тем лекций и практических занятий; бюджет времени по видам занятий; оценочные средства для текущей и промежуточной аттестации; критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины. Ознакомиться с методическими материалами, программно-информационным и материально техническим обеспечением дисциплины.
Работа на лекции
Лекционные занятия включают изложение, обсуждение и разъяснение основных направлений и вопросов изучаемой дисциплины, знание которых необходимо в ходе реализации всех остальных видов занятий и в самостоятельной работе обучающегося. На лекциях обучающиеся получают самые необходимые знания по изучаемой проблеме. Непременным условием для глубокого и прочного усвоения учебного материала является умение обучающихся сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения. Внимательное слушание лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками.
Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только основную литературу, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.