УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
особенности системного и критического мышления;
умеет
выбирать информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей;
владеет навыками
методами поиска, критического анализа и синтеза информации;
основные характеристики информации и тре-бования, предъявляемые к ней
умеет
критически работать с информацией
владеет навыками
определение, интерпретирование и ранжирование информации.
основные этапы исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира;
умеет
проявлять в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира;
владеет навыками
развитым чувством гражданственности и
фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации;
умеет
анализировать этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие ее многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер
владеет навыками
навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.
Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Философия».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Философия».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Философия».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Философия» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Философия: предмет и его структура.
3. Дискуссии среди философов о философии и ее предмете.
4. Специфика философии и ее место в культуре.
5. Роль философии в жизни человека и ее функции.
6. Понятие «мировоззрение» и ее структура.
7. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.
8. Общая характеристика восточной философии Древнего Китая и Древней Индии.
9. Древнегреческая философия (досократический этап): школы, идеи и
10.Субстанциональный поиск в древнегреческой философии первоосновы всего сущего.
11.Философские воззрения школы атомистов и значение их учения об атоме для естествознания и науки.
12.Философские воззрения софистов. Сократ: антропологический поворот в философии.
13.Философское учение Платона о бытии, познании, человеке и обществе.
14.Универсализм философии Аристотеля: характеристика логики, метафизики, этики и учения об обществе.
15.Философия Средневековья: периоды патристики и схоластики, особенности, основные черты и идеи.
16.Антропоцентризм философии Возрождения ее гуманистический характер.
17.Гносеология и методология философии Нового времени.
18.Философия Просвещения: антиклерикальный характер, культ разума и социально-философские воззрения.
19.Кант как основоположник немецкой классической философии.
20.Философская система Гегеля и общая характеристика его диалектического метода.
21.Критика Л. Фейербахом христианства и его антропологический материализм.
22.Эволюция русской философской мысли до 19 в.: черты и особенности.
23.Русская философия 19 в. и начала 20 в.: основные философские течения, идеи и проблемы.
25.Философия 20 века: школы, направления, течения и ее проблематика.
26.Историко-философское осмысление проблемы бытия.
27.Философская интерпретация различных картин мира.
28.Материя как форма бытия. Формы движения и существования материи.
29.Сознание как форма бытия. Самосознание и бессознательное.
30.Бытие человека и смысл его существования.
31.Человек как центральная проблема философии и различные ее интерпретации.
32.Природа и сущность человека. Эволюция человека в процессе антропосоциогенеза.
33.Проблема познания в философии и характеристика основных гносеологических позиций.
34.Роль теории и практики в деятельности человека.
35.Наука. Научные и вненаучные формы знания.
36.Структура научного познания, его формы и методы.
37.Диалектика как метод, ее принципы и универсальные законы.
38.Понятие «истина». Истина как процесс и результат.
39.Виды истины и ее критерии.
40.Научные революции и смена типов рациональности.
Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения (промежуточная аттестация)
Вариант 1. Мировоззрение, философия и ее специфика.
Вариант 2. Предмет философии и ее предназначение.
Вариант 3. Античная философия.
Вариант 4. Философия средневековья и эпохи возрождения.
Вариант 5. Революция в науке и философия нового времени.
Вариант 6. Немецкая классическая философия.
Вариант 7. Марксистская философия.
Вариант 8. Русская философия.
Вариант 9. Философия Соловьева и Бердяева и проблема судьбы России.
Вариант 10. Философия ХХ века
Вариант 11. Бытие
Вариант 12. Философское учение о материи
Вариант 13. Происхождение сознания
Вариант 14. Сущность и структура сознания
Вариант 15. Диалектика и ее альтернативы
Вариант 16. Категории и законы диалектики
Вариант 17. Проблемы познаваемости мира в философии
Вариант 18. Диалектический характер процесса познания.
Вариант 19. Проблема истины в философии
Вариант 20. Методы и формы научного познания.
Вариант 21. Загадка антропосоциогенеза
Вариант 22. Природа и общество
Вариант 23. Основы философского анализа общества
Вариант 24. Роль народонаселения в развитии общества.
Вариант 25. Общество как развивающаяся система.
Вариант 26. Личность, свобода и идеалы
Вариант 27. Личность и общество
Вариант 28. Материальное производство – основа существования и развития общества.
Вариант 29. Диалектика производительных сил и производственных отношений
Вариант 30. Семья как основной элемент социальной структуры общества.
Вариант 31. Национально-этнические отношения в обществе
Вариант 32. Политическая система общества
Вариант 33. Духовная сфера жизни общества: культура и ценности Основные
Вариант 34. Наука и ее роль в обществе
Вариант 35. Общественное сознание
Вариант 37. Политическое сознание
Вариант 38. Правовое сознание
Вариант 39. Моральное сознание
Вариант 40. Искусство и художественное сознание
Вариант 41. Религия как форма общественного сознания
Вариант 42. Проблема человека в философии
Вариант 43. Человек и культура
Вариант 44. Место и роль России в мировом диалоге культур
Вариант 45. Общественный прогресс
Вариант 46. Ценности и их роль в жизни общества
Вариант 47. Цивилизация
Вариант 48. Глобальные проблемы современности
Вариант 49. Будущее и его прогнозирование
Тематика рефератов
Тематика рефератов к разделу «Предмет и происхождение философии»:
1. Мировоззрение и его типы.
2. Предмет философии и его изменение в истории философии.
3. Понятие культуры. Культура и цивилизация.
4. Место философии в системе культуры. Философия как рефлексия культуры.
5. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Отличие философии от мифологического и религиозного мировоззрения.
6. Фундаментализм и критицизм в истории философии.
7. Философия и медицина. Человек как субъект и предмет медицины.
Тематика рефератов к разделу «Античная философия»:
1. Философия мифологии. Особенности мифологического мышления.
2. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу.
3. Античная мифология о происхождении мира.
4. Античный полис: особенности и история развития.
5. Поиск архэ в ионийской философии.
6. Древнеиндийская философия.
7. Древнекитайская философия.
8. Миф и символ.
9. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.
10. Религия и философия: сходство и различие.
11. Проблема первобытного мышления.
12. «Осевое время» как время возникновения современного типа мышления.
13. Ф.Ницше о возникновении античной культуры: дионисизм и апполлонизм.
14. Особенности мифологического сознания и древняя культура врачевания.
15. Миф и мифология.
16. Проблема человека в древнегреческой философии.
1. Учение Гераклита о Логосе как выражение идеи естественной необходимости.
2. Диалектические идеи натурфилософского периода античной философии.
3. Учение о бытии в философии досократиков.
4. Философские взгляды Эмпедокла.
5. Учение о «семенах вещей» и мировом Нусе Анаксагора.
6. Атомистическое учение в античной философии.
7. Учение Демокрита о человеке, его жизни и человеческих ценностях.
8. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.
9. Афинская демократия.
10. Релятивизм философии софистов.
11. «Сократический поворот» в философии: постановка проблемы человека.
12. Космология Платона и Аристотеля.
13. Энциклопедический характер философии Аристотеля.
14. Понятие материи у Платона и Аристотеля.
16. Александрийский музей и библиотека - мировой центр научных исследований эллинистической эпохи.
17. Философия Диогена и деструктивная направленность александрийского кинизма.
18. Космологическое обоснование индивидуального самоопределения личности в философии Эпикура.
19. Римские стоики: Марк Туллий Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.
20. Неоплатонизм – философия позднего эллинизма. Влияние неоплатонизма на арабскую философию.
21. Девальвация красоты форм и доброты души в искусстве эллинизма. Интерес к повседневной жизни.
Тематика рефератов к разделу «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»:
1. Вера и разум в средневековой философии.
2. Жизнь Иисуса Христа как предмет философских, литературных и исторических
3. исследований.
4. Библия как Откровение и исторический документ. Содержание и структура
5. Библии. Ветхий Завет и Новый Завет.
6. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.
7. Христианство и медицинская практика.
8. Влияние христианства на средневековое искусство.
9. Философия Боэция – «последнего римлянина».
10. Представления о красоте в средневековой философии.
11. Вероучение ислама и философия.
12. Философия «сердца» как средоточия человека в христианской культуре.
13. История и культура Византии.
14. Икона как «умозрение в красках». Богословие иконы православной церкви.
15. Иконопочитание и иконоборчество в истории христианства.
16. Средневековая медицина.
17. Авиценна как врач и как философ.
18. Философия Григория Паламы и исихазм.
19. Синергия как принцип философии восточного православия.
20. Культура и философия средневековой Европы.
Тематика рефератов к разделу «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ».:
1. Эпоха Возрождения как переходная эпоха от Средневековья к Новому времени.
2. Переосмысление средневекового идеала человека в культуре Возрождения.
3. Процессы секуляризации и развитие научного знания в культуре Возрождения.
4. Основные принципы гуманизма эпохи Возрождения.
5. Проблемы жизни и смерти в культуре Возрождения и её отражение в философии и искусстве.
6. Роль Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея в процессе формирования новой картины мира, основанной на принципах бесконечности и открытости.
7. Пантеистическая онтологическая модель реальности в эпоху Возрождения.
8. Теософский натурализм Парацельса. Понятие природы как живого целого.
Тематика рефератов к разделу «ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»:
1. Экспериментальная методология и образ науки Г. Галилея.
2. Представления И. Ньютона о природе и Боге.
3. Эмпиризм и рационализм как основные направления философии XVII века.
4. Эмпириорационализм Фр. Бэкона.
5. Теория познания Дж. Локка.
6. Социально-политические идеи Дж. Локка.
7. Т. Гоббс о государстве.
8. Концепция общественного договора в социально-политической мысли XVII века.
9. Механицизм как картина мира и стиль мышления новоевропейской философии.
10. Юм о познании.
11. Метафизика Декарта.
12. Онтология Спинозы.
14. Гносеология Дж. Беркли.
Тематика рефератов к разделу «ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ».:
1. «Философский портрет» мыслителя Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольбах,
Джефферсон и др.)
2. Просветительская концепция воспитания.
3. Великие личности в истории. Роль просвещенного монарха.
4. Проблема суверенной человеческой личности (индивидуальности).
5. Принципы демократии и социального прогресса.
6. Идеи Просвещения в России.
7. Концепция «гражданского общества» у французских просветителей.
8. Влияние идеалов Просвещения на развитие европейской культуры.
9. Романтизм как универсальное культурное явление европейской культуры ХIХ века.
10. Философские идеи «Фауста» Гете.
11. Эстетическая утопия Ф.Шиллера («Письма о нравственном воспитании»)
12. Романтическая ирония и постмодернизм
Тематика рефератов к разделу «НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА»:
1. Философия И.Канта
2. Этика И.Канта.
3. Натурфилософия Шеллинга и ее влияние на медицину.
4. Принцип историзма в философии Г.В.Ф.Гегеля.
5. Система и диалектический метод Гегеля.
6. Диалектика и синергетика.
7. Диалектика и теория универсального эволюционизма.
8. Антропологический принцип в философии Л.Фейербаха.
9. Сущность христианства в философии Л.Фейербаха.
10. Критика идеализма Гегеля в философии марксизма.
11. Основной вопрос философии. Его решение в марксизме.
12. Основные принципы материалистической диалектики марксизма.
13. «Капитал» К.Маркса: сущность капиталистической эксплуатации.
14. Формационный подход к истории. Понятие «общественно-исторической формации».
15. Современное прочтение марксизма.
16. Теория революции: вчера и сегодня.
17. В чем Маркс ошибался, а в чем был прав?
18. Теория прибавочной стоимости в «Капитале» К.Маркса.
19. Глобализация: «за» и «против». Формирование элитарного общества.
20. Отчуждение в современном обществе: философия, общество, культура, медицина.
21. Методология марксизма: ее актуальность в современном капиталистическом обществе.
Тематика рефератов «СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ»:
1. Философия истории XIX века: основные проблемы
2. Человек и история: философские споры в ХХ столетии.
3. Наука и ее место в культуре.
4. Проблемы современного рационализма.
5. Научная рациональность, ее характеристики и исторические формы.
6. Перспективы современной цивилизации.
7. «Открытое общество» и его современные проблемы.
8. Проблемы отчуждения в учении о человеке.
9. Современная западная философия об интеллектуально-научном знании.
10. Эволюция позитивизма в философии.
11. Философские взгляды представителей Венского кружка.
12. Философия науки в постпозитивизме: Кун, Лакатос, Фейерабенд.
13. Концепция истины и познания в современной западной философии.
14. Прагматицистская доктрина Ч. Пирса: теория сомнения-веры, теория истины.
15. Прагматизм и радикальный эмпиризм У. Джеймса как универсальная методология.
16. Инструментализм Дж. Дьюи.
18. Представления Ницше о «сверхчеловеке»
19. Структура психики согласно Фрейду.
20. Понятие бессознательного у Фрейда и Юнга.
21. Основные этапы развития позитивизма и их характерные черты
1.Творческое задание: написать эссе по заданной проблеме (1 час). Прокомментируйте призыв А.Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».
2. Проинтерпретировать афоризмы Конфуция:
• Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».
• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем.
• Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
• Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
• Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
• Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
• Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
• Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
• Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
• Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
3. Заполнить таблицу:
Основные направления (школы) Предста-вители Высказывания, афоризмы Важнейшие
философские идеи, проблемы
Древняя
Индия
Древний Китай
Проведите письменно сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма.
4. Заполнить таблицу и проанализировать основные мировоззренческие картины мира:
Картина мира Представители концепции Основное содержание идеи
1. Геоцентризм
2. Гелиоцентризм
3.Множественность миров
5. Заполнить таблицу для систематизации учебного материала.
Философ Философское направление Философские взгляды, проблемы, идеи
Ф. Бекон
Р. Декарт
Б. Спиноза
Г. Лейбниц
Т. Гоббс
Дж. Локк
Дж. Беркли
Д. Юм
6. Индивидуальное задание критически-творческого уровня
Как вы думаете, почему Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поместил Канта
7. Дать комментарии к афоризмам
Как следует понимать высказывания известных мыслителей по вопросам бытия, развития и диалектики, представленные в таблице? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения
Автор Содержание высказывания Ваш комментарий, анализ высказываний
Гераклит «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, другой раз другие воды»
Демокрит «Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующее»
Кратил «В одну реку невозможно войти и единожды»
Зенон Элейский «То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет…»
В. Освальд «Энергия является единственной субстанцией всего существующего»
Дж. Джинс «Вселенная живет своей жизнью и идет по дороге от рождения к смерти…»
Ф. Энгельс «Материя без движения также немыслима как и движение без материи»
8. Составить и заполнить согласно самостоятельно выбранным критериям сравнительную таблицу «Различие в подходах к пространству и времени».
Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:
а) субъективного идеализма;
б) объективного идеализма;
в) метафизического материализма;
г) диалектического материализма.
9. Написать аргументированное эссе «Свобода есть осознанная необходимость» (Б.Спиноза). (1 час)
10 .Заполнить сравнительную таблицу «Понимание свободы на разных этапах становления философской мысли»:
Периоды Понимание свободы
Восточный мир
Греческий мир
Римский мир
Германский мир
Типовое контрольное задание № 1
(Разработано 5 вариантов)
Вариант 1
1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний - 3 балла)
• Мировосприятие;
• Релятивизм;
• Апория;
2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний - 5 баллов)
• В чем специфика философского отражения мира?
• Почему в философии Древней Греции превалировали космологические и натурфило-софские взгляды?
a) Что выражают в философии Платона такие понятия как единое, мировая душа, мир идей, эманация идей, припоминание?
3. Решите следующие тесты:(оценка умений - 6 баллов)
I. Какой социальный фактор более всего способствовал выработке у древних греков предпосылок рационального философского мышления?
a) иерархическая структура общества
b) полисная демократия
c) рабовладельческий уклад хозяйствования
d) религиозная идеология
II. Какую из этих идей выдвинул Эмпедокл?
b) идею божественного творения мира из ничего
c) идею образования солнечной системы из туманности
d) идею эволюционного происхождения видов живых существ
III. Считается, что Антисфен первым……
a) поставил вопрос о бытии
b) дал определение понятию
c) разработал учение о Едином
d) различил чувственное и рациональное познание
4.Чем объясняется тот факт, что в отдельные периоды истории человечества влияние на ду-ховный облик людей оказывали либо мифология, либо религия, либо философия? И даже в наше время, несмотря на то, что научное мировоззрение во многом занимает доминирующие позиции, мифология, религия и философия сохраняют свое непреходящее значение для духовного развития человечества. (оценка навыков - 6 баллов).
Типовое контрольное задание № 2
(разработано 5 вариантов)
Вариант 1
1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний – 3 балла)
• Сциентизм
• Иррационализм
• Экзистенциализм
2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний – 5 баллов)
1. Характерные особенности современной западной философии. Критика классической филосо-фии.
2. Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.
3. Решите следующие тесты: (оценка умений – 6 баллов)
1. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, вы-двигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию
a) Иррационализм
b) Рационализм
c) Эмпиризм
d) Скептицизм
2. Современная философия наиболее тесно связана с…
а) наукой
b) религией
c) искусством
d) идеологией
3. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания
а) Философия жизни
b) Неорационализм
c) Прагматизм
d) Феноменология
4. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира:
5. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что:
6. Иррационалистическое направление в философии XX века: •
4. К какого рода аргументации прибегает Шопенгауэр для объяснения материи и ее атрибу-тов: "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр). (оценка навыков – 6 баллов)
Типовое контрольное задание №3
(разработано 5 вариантов)
Вариант 1
1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний – 3 балла)
• материя
• онтология
2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний – 5 баллов)
1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика
2. Категория бытия в античной философии
3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.
3. Решите следующие тесты: (оценка умений – 6 баллов)
1. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,
a) Субстанция
b) Сознание
c) Интенция
d) Атрибут
2. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает
a) Дуализм
b) Монизм
c) Скептицизм
d) Релятивизм
3. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает
a) Плюрализм
b) Эмпиризм
c) Релятивизм
d) Агностицизм
4. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи
a) Материя вечна, несотворённа и неуничтожима
b) Материя тождественна веществу
c) Материя создана Богом
d) Материя в своей основе состоит из идеальных форм
5. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:
a) Августин
b) Спиноза
c) Демокрит
d) К. Маркс
6. Материя есть первоисточник бытия, утверждает
a) Материализм
b) Идеализм
c) Интуитивизм
d) Иррационализм
4. Можно ли отождествить категории бытия и материи, бытия и мышления? Какие философ-ские позиции в итоге могут получиться? (оценка навыков – 6 баллов)
Типовое контрольное задание для заочной формы (аудиторная)
(разработано 5 вариантов)
Вариант 1
1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний – 4 балла)
• Когнитивная сфера
• Ощущение
• Архетип
• Сознание
2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний – 6 баллов)
1. Соотнесите понятия психики и сознания. Можно ли их отождествить?
2.Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существо-вании законченной картины мира?
3.Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?
3. Решите следующие тесты: (оценка умений – 10 баллов)
1. В структуре личности З. Фрейд выделяет: •
2. Наиболее сложной формой отражения является: •
4. Антисциентизм толкует науку как: •
5. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается: •
6. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерно-стях и существенных связях определённой области действительности: •
7. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон ха-рактерно для: •
4. "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы не-многим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозритель-ны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие ак-сиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.
Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"
а) О каком методе познания идет речь?
б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания? (оценка навыков – 10 баллов)
Практические занятия являются одним из важнейших видов теоретического и практического обучения студентов. Целью практического занятия является углубленное изучение дисциплины, привитие обучающемуся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у него научного и профессионального мышления, умения активно участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, развитие навыков применения полученных теоретических знаний в языковой практике изложения мыслей.
Подготовка студента к практическому занятию осуществляется на основании плана раскрытия темы практического занятия, которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студента своевременно. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо изучить внимательно основные вопросы темы семинара. Важным условием успешной подготовки к практическому занятию является четкая организация самостоятельной работы студентов по изучению учебной и дополнительной литературы. Умение анализировать и применять для ответов на вопросы и заданий полученные знания при самостоятельной подготовке в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине и формирование у студентов соответствующих компетенций.
При изучении курса «Философия» следует обратить внимание на следующие особенности:
– темы учебного курса взаимосвязаны, и рассмотрение основных форм теоретического мышления идет от наиболее простой формы к наиболее сложной, а именно – от понятия к умозаключениям различных видов, поэтому успешное усвоение курса предполагает последовательное и систематическое изучение его теоретической части;
– основные определения философских понятий и категорий изложены в учебной литературе, поэтому попытки пересказать их «своими словами» с искажением сути излишни; в то же время простое заучивание определений не способствует качественному усвоению курса; для того чтобы использовать основные понятия и категории необходимо понять их значение;
– при возникновении проблем с пониманием той или иной темы курса не стоит откладывать их решение до конца семестра (до экзамена), поскольку, в силу особенностей дисциплины, эти проблемы будут накапливаться и препятствовать усвоению последующих тем;
– в изучении философии, как и любой другой учебной дисциплины, основой знания являются понимание и умение применить это знание к своей профессиональной деятельности.
При подготовке к практическим занятиям, следует также обратить внимание на следующее:
– важен не объем запоминаемой информации, а качество ее усвоения, то есть степень понимания, прочитанного и осознанности воспроизводимого при ответе на семинарском занятии;
– несмотря на унифицированность содержания большинства учебников по курсу «Философия», желательно использовать учебники, предназначенные для ВУЗов;
– не следует пренебрегать дополнительной литературой и интернет-изданиями в которых некоторые сложные моменты излагаются в более удобной для усвоения форме, чем в стандартном вузовском учебнике;
– каждая тема курса снабжена перечнем контрольных вопросов, которые будут рассматриваться на семинарском занятии в первую очередь, поэтому изучение темы и подготовку к занятию удобнее начинать именно с этих вопросов.
При выполнении практических заданий рекомендуется:
– сначала внимательно прочитать предлагаемые вопросы, выносимые на занятие и методические указания по его выполнению;
– выучить необходимые определения и содержание понятий;
- прочитать внимательно учебную литературу и дополнительную.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.