2024-2025_36_03_01-набор_2024-ЗО_ВСЭ_plx_Философия_Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института ветеринарии и биотехнологий

Скрипкин Валентин Сергеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.02 Философия
36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
заочная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целями освоения дисциплины «Философия» являются: - приобретение знаний об основах философии, достаточных для построения логики предмет-ного видения, необходимой для решения практических задач; - на основе обобщения логики предметного видения науки сформировать понимающее отно-шение к окружающему миру и самому себе. - помочь бакалаврам составить представление о ее проблематике и языке, ее средствах и ме-тодах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах, что позволило бы самостоятельно ориентироваться не только в отвлеченных научно-философских понятиях и кате-гориях, но и в не менее сложных взаимосвязях жизненной реальности, во всей их полноте, глубине и противоречивости.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие; осуществляет поиск информации; определяет и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи
знает

особенности системного и критического мышления;

умеет

выбирать информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей;

владеет навыками

методами поиска, критического анализа и синтеза информации; 

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.2 Проводит оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных, в том числе с применением философского понятийного аппарата
знает

основные характеристики информации и тре-бования, предъявляемые к ней

умеет

критически работать с информацией

владеет навыками

определение, интерпретирование и ранжирование информации.

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
знает

основные этапы исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира;

умеет

проявлять в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира;

владеет навыками

развитым чувством гражданственности и

 
патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления.

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
знает

фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации;

умеет

анализировать этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие ее многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер

владеет навыками

навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Философия» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2 курсе (-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Философия» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Философия» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Философия» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Курс
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
4
4
60
4
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Курс
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 
1.
 
Философия, её проблемы, функции и место в культуре.
2
4
4
2
1.1.
2
Собеседование , Устный опрос
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Философия античности.
2
4
4
2
1.2.
2
Устный опрос, Тест
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Контрольная точка №1 по те-мам 1-2.
2
2
2
КТ 1
1.3.
Тест
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Философия средневековья и эпохи Возрождения.
2
2
2
1.4.
2
Собеседование , Доклад
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Философия Нового Времени и Просвещения.
2
4
4
2
1.5.
2
Устный опрос, Тест, Реферат
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Немецкая классическая фило-софия.
2
4
2
1.6.
2
Эссе, Разноуровневые задачи и задания, Собеседование 
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Русская философия.
2
4
2
1.7.
2
Тест, Коллоквиум
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Философия Новейшего времени и современности.
2
4
4
2
1.8.
2
Доклад, Устный опрос, Тест
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Контрольная точка №2 по те-мам 3-7.
2
2
2
КТ 2
1.9.
Тест
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Бытие мира и человека
2
4
4
2
1.10.
2
Тест, Собеседование , Эссе
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Философские проблемы познания и сознания.
2
2
2
2
1.11.
Устный опрос, Тест
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Философия истории. Цивили-зация. Глобальные проблемы человечества
2
4
2
1.12.
2
Устный опрос, Эссе
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Контрольная точка № 3 по те-мам 8-10.
2
2
2
КТ 3
1.13.
Тест
УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Философия, её проблемы, функции и место в культуре.
Философия, её проблемы, функции и место в культуре.
2/-
 
Философия античности.
Философия античности.
2/-
 
Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Философия средневековья и эпохи Возрождения.
2/-
 
Философия Нового Времени и Просвещения.
Философия Нового Времени и Просвещения.
2/-
 
Немецкая классическая фило-софия.
Немецкая классическая фило-софия.
2/-
 
Русская философия.
Русская философия.
2/-
 
Философия Новейшего времени и современности.
Философия Новейшего времени и современности.
2/-
 
Бытие мира и человека
Бытие мира и человека
2/-
 
Философия истории. Цивили-зация. Глобальные проблемы человечества
Философия истории. Цивили-зация. Глобальные проблемы человечества
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Философия, её 
Философия, её проблемы, функции и место 
Пр
2/-/-
 
проблемы, функции и место в культуре.
в культуре.
 
Философия античности.
Философия античности.
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка №1 по те-мам 1-2.
Контрольная точка №1 по те-мам 1-2.
Пр
2/-/-
 
Философия Нового Времени и Просвещения.
Философия Нового Времени и Просвещения.
Пр
2/-/-
 
Философия Новейшего времени и современности.
Философия Новейшего времени и современности.
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка №2 по те-мам 3-7.
Контрольная точка №2 по те-мам 3-7.
Пр
2/-/-
 
Бытие мира и человека
Бытие мира и человека
Пр
2/-/-
 
Философские проблемы познания и сознания.
Философские проблемы познания и сознания.
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка № 3 по те-мам 8-10.
Контрольная точка № 3 по те-мам 8-10.
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Философия, её проблемы, функции и место в культуре.
4
 
Философия античности.
4
 
Философия средневековья и эпохи Возрождения.
2
 
Философия Нового Времени и Просвещения.
4
 
Немецкая классическая фило-софия.
4
 
Русская философия.
4
 
Философия Новейшего времени и современности.
4
 
Бытие мира и человека
4
 
Философские проблемы познания и сознания.
2
 
Философия истории. Цивили-зация. Глобальные проблемы человечества
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Философия» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Философия».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Философия».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Философия».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Философия, её проблемы, функции и место в культуре.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
2
Философия античности.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
3
Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
4
Философия Нового Времени и Просвещения.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
5
Немецкая классическая фило-софия.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
6
Русская философия.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
7
Философия Новейшего времени и современности.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
8
Бытие мира и человека
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
9
Философские проблемы познания и сознания.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
10
Философия истории. Цивили-зация. Глобальные проблемы человечества
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Философия»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
УК-1.1:Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие; осуществляет поиск информации; определяет и ранжирует информацию, требуемую 
Ветеринарно-санитарная практика
x
x
Математические основы обработки данных
x
Методология НИР
x
Общепрофессиональная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
для решения поставленной задачи
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
УК-1.2:Проводит оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных, в том числе с применением философского понятийного аппарата
Биологическая и экологическая безопасность продукции
x
Ветеринарно-санитарная практика
x
x
Общепрофессиональная практика
x
Технология молока и молочных продуктов
x
Технология мяса, мясных продуктов
x
Экспертиза и контроль биопрепаратов
x
УК-5.3:Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
История России
x
x
Основы российской государственности
x
УК-5.4:Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
История России
x
x
Основы российской государственности
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Философия» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Философия» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-

 
няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 курс
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Тест
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 курс
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Философия» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Философия»
1. Возникновение философии.

2. Философия: предмет и его структура.

3. Дискуссии среди философов о философии и ее предмете.

4. Специфика философии и ее место в культуре.

5. Роль философии в жизни человека и ее функции.

6. Понятие «мировоззрение» и ее структура.

7. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

8. Общая характеристика восточной философии Древнего Китая и Древней Индии.

9. Древнегреческая философия (досократический этап): школы, идеи и

10.Субстанциональный поиск в древнегреческой философии первоосновы всего сущего.

11.Философские воззрения школы атомистов и значение их учения об атоме для естествознания и науки.

12.Философские воззрения софистов. Сократ: антропологический поворот в философии.

13.Философское учение Платона о бытии, познании, человеке и обществе.

14.Универсализм философии Аристотеля: характеристика логики, метафизики, этики и учения об обществе.

15.Философия Средневековья: периоды патристики и схоластики, особенности, основные черты и идеи.

16.Антропоцентризм философии Возрождения ее гуманистический характер.  

17.Гносеология и методология философии Нового времени.

18.Философия Просвещения: антиклерикальный характер, культ разума и социально-философские воззрения.

19.Кант как основоположник немецкой классической философии.

20.Философская система Гегеля и общая характеристика его диалектического метода.

21.Критика Л. Фейербахом христианства и его антропологический материализм.

22.Эволюция русской философской мысли до 19 в.: черты и особенности.

23.Русская философия 19 в. и начала 20 в.: основные философские течения, идеи и проблемы.

24.Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории марксистской фило-софии.

25.Философия 20 века: школы, направления, течения и ее проблематика.

26.Историко-философское осмысление проблемы бытия.

27.Философская интерпретация различных картин мира.

28.Материя как форма бытия. Формы движения и существования материи.

29.Сознание как форма бытия. Самосознание и бессознательное.

30.Бытие человека и смысл его существования.

31.Человек как центральная проблема философии и различные ее интерпретации.

32.Природа и сущность человека. Эволюция человека в процессе антропосоциогенеза.

33.Проблема познания в философии и характеристика основных гносеологических позиций.

34.Роль теории и практики в деятельности человека.

35.Наука. Научные и вненаучные формы знания.

 
36.Структура научного познания, его формы и методы.

37.Диалектика как метод, ее принципы и универсальные законы.

38.Понятие «истина». Истина как процесс и результат.

39.Виды истины и ее критерии.

40.Научные революции и смена типов рациональности.

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения (промежуточная аттестация)

Вариант 1. Мировоззрение, философия и ее специфика.

Вариант 2. Предмет философии и ее предназначение.

Вариант 3. Античная философия.

Вариант 4. Философия средневековья и эпохи возрождения.

Вариант 5. Революция в науке и философия нового времени.

Вариант 6. Немецкая классическая философия.

Вариант 7. Марксистская философия.

Вариант 8. Русская философия.

Вариант 9. Философия Соловьева и Бердяева и проблема судьбы России.

Вариант 10. Философия ХХ века

Вариант 11. Бытие

Вариант 12. Философское учение о материи

Вариант 13. Происхождение сознания

Вариант 14. Сущность и структура сознания

Вариант 15. Диалектика и ее альтернативы

Вариант 16. Категории и законы диалектики

Вариант 17. Проблемы познаваемости мира в философии

Вариант 18. Диалектический характер процесса познания.

Вариант 19. Проблема истины в философии

Вариант 20. Методы и формы научного познания.

Вариант 21. Загадка антропосоциогенеза

Вариант 22. Природа и общество

Вариант 23. Основы философского анализа общества

Вариант 24. Роль народонаселения в развитии общества.

Вариант 25. Общество как развивающаяся система.

Вариант 26. Личность, свобода и идеалы

Вариант 27. Личность и общество

Вариант 28. Материальное производство – основа существования и развития общества.

Вариант 29. Диалектика производительных сил и производственных отношений

Вариант 30. Семья как основной элемент социальной структуры общества.

Вариант 31. Национально-этнические отношения в обществе

Вариант 32. Политическая система общества

Вариант 33. Духовная сфера жизни общества: культура и ценности Основные

Вариант 34. Наука и ее роль в обществе

Вариант 35. Общественное сознание

Вариант 36. Структура общественного сознания.

Вариант 37. Политическое сознание

Вариант 38. Правовое сознание

Вариант 39. Моральное сознание

Вариант 40. Искусство и художественное сознание

Вариант 41. Религия как форма общественного сознания

Вариант 42. Проблема человека в философии

Вариант 43. Человек и культура

Вариант 44. Место и роль России в мировом диалоге культур

Вариант 45. Общественный прогресс

Вариант 46. Ценности и их роль в жизни общества

Вариант 47. Цивилизация

Вариант 48. Глобальные проблемы современности

Вариант 49. Будущее и его прогнозирование

 
Тематика рефератов

Тематика рефератов к разделу «Предмет и происхождение философии»:

1. Мировоззрение и его типы.

2. Предмет философии и его изменение в истории философии.

3. Понятие культуры. Культура и цивилизация.

4. Место философии в системе культуры. Философия как рефлексия культуры.

5. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Отличие философии от мифологического и религиозного мировоззрения.

6. Фундаментализм и критицизм в истории философии.

7. Философия и медицина. Человек как субъект и предмет медицины.

Тематика рефератов к разделу «Античная философия»:

1. Философия мифологии. Особенности мифологического мышления.

2. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу.

3. Античная мифология о происхождении мира.

4. Античный полис: особенности и история развития.

5. Поиск архэ в ионийской философии.

6. Древнеиндийская философия.

7. Древнекитайская философия.

8. Миф и символ.

9. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.

10. Религия и философия: сходство и различие.

11. Проблема первобытного мышления.

12. «Осевое время» как время возникновения современного типа мышления.

13. Ф.Ницше о возникновении античной культуры: дионисизм и апполлонизм.

14. Особенности мифологического сознания и древняя культура врачевания.

15. Миф и мифология.

16. Проблема человека в древнегреческой философии.

1. Учение Гераклита о Логосе как выражение идеи естественной необходимости.

2. Диалектические идеи натурфилософского периода античной философии.

3. Учение о бытии в философии досократиков.

4. Философские взгляды Эмпедокла.

5. Учение о «семенах вещей» и мировом Нусе Анаксагора.

6. Атомистическое учение в античной философии.

7. Учение Демокрита о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

8. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.

9. Афинская демократия.

10. Релятивизм философии софистов.

11. «Сократический поворот» в философии: постановка проблемы человека.

12. Космология Платона и Аристотеля.

13. Энциклопедический характер философии Аристотеля.

14. Понятие материи у Платона и Аристотеля.

15. Учение о душе и теория познания Аристотеля. Учение о пассивном и активном разуме.

16. Александрийский музей и библиотека - мировой центр научных исследований эллинистической эпохи.

17. Философия Диогена и деструктивная направленность александрийского кинизма.

18. Космологическое обоснование индивидуального самоопределения личности в философии Эпикура.

19. Римские стоики: Марк Туллий Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

20. Неоплатонизм – философия позднего эллинизма. Влияние неоплатонизма на арабскую философию.

21. Девальвация красоты форм и доброты души в искусстве эллинизма. Интерес к повседневной жизни.

Тематика рефератов к разделу «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»:

1. Вера и разум в средневековой философии.

2. Жизнь Иисуса Христа как предмет философских, литературных и исторических

 
3. исследований.

4. Библия как Откровение и исторический документ. Содержание и структура

5. Библии. Ветхий Завет и Новый Завет.

6. Христианский аскетизм: исторические типы и формы.

7. Христианство и медицинская практика.

8. Влияние христианства на средневековое искусство.

9. Философия Боэция – «последнего римлянина».

10. Представления о красоте в средневековой философии.

11. Вероучение ислама и философия.

12. Философия «сердца» как средоточия человека в христианской культуре.

13. История и культура Византии.

14. Икона как «умозрение в красках». Богословие иконы православной церкви.

15. Иконопочитание и иконоборчество в истории христианства.

16. Средневековая медицина.

17. Авиценна как врач и как философ.

18. Философия Григория Паламы и исихазм.

19. Синергия как принцип философии восточного православия.

20. Культура и философия средневековой Европы.

Тематика рефератов к разделу «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ».:

1. Эпоха Возрождения как переходная эпоха от Средневековья к Новому времени.

2. Переосмысление средневекового идеала человека в культуре Возрождения.

3. Процессы секуляризации и развитие научного знания в культуре Возрождения.

4. Основные принципы гуманизма эпохи Возрождения.

5. Проблемы жизни и смерти в культуре Возрождения и её отражение в философии и искусстве.

6. Роль Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея в процессе формирования новой картины мира, основанной на принципах бесконечности и открытости.

7. Пантеистическая онтологическая модель реальности в эпоху Возрождения.

8. Теософский натурализм Парацельса. Понятие природы как живого целого.

Тематика рефератов к разделу «ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»:

1. Экспериментальная методология и образ науки Г. Галилея.

2. Представления И. Ньютона о природе и Боге.

3. Эмпиризм и рационализм как основные направления философии XVII века.

4. Эмпириорационализм Фр. Бэкона.

5. Теория познания Дж. Локка.

6. Социально-политические идеи Дж. Локка.

7. Т. Гоббс о государстве.

8. Концепция общественного договора в социально-политической мысли XVII века.

9. Механицизм как картина мира и стиль мышления новоевропейской философии.

10. Юм о познании.

11. Метафизика Декарта.

12. Онтология Спинозы.

13. Монадология Лейбница.

14. Гносеология Дж. Беркли.

Тематика рефератов к разделу «ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ».:

1. «Философский портрет» мыслителя Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольбах,

Джефферсон и др.)

2. Просветительская концепция воспитания.

3. Великие личности в истории. Роль просвещенного монарха.

4. Проблема суверенной человеческой личности (индивидуальности).

5. Принципы демократии и социального прогресса.

6. Идеи Просвещения в России.

7. Концепция «гражданского общества» у французских просветителей.

8. Влияние идеалов Просвещения на развитие европейской культуры.

9. Романтизм как универсальное культурное явление европейской культуры ХIХ века.

10. Философские идеи «Фауста» Гете.

 
11. Эстетическая утопия Ф.Шиллера («Письма о нравственном воспитании»)

12. Романтическая ирония и постмодернизм

Тематика рефератов к разделу «НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА»:

1. Философия И.Канта

2. Этика И.Канта.

3. Натурфилософия Шеллинга и ее влияние на медицину.

4. Принцип историзма в философии Г.В.Ф.Гегеля.

5. Система и диалектический метод Гегеля.

6. Диалектика и синергетика.

7. Диалектика и теория универсального эволюционизма.

8. Антропологический принцип в философии Л.Фейербаха.

9. Сущность христианства в философии Л.Фейербаха.

10. Критика идеализма Гегеля в философии марксизма.

11. Основной вопрос философии. Его решение в марксизме.

12. Основные принципы материалистической диалектики марксизма.

13. «Капитал» К.Маркса: сущность капиталистической эксплуатации.

14. Формационный подход к истории. Понятие «общественно-исторической формации».

15. Современное прочтение марксизма.

16. Теория революции: вчера и сегодня.

17. В чем Маркс ошибался, а в чем был прав?

18. Теория прибавочной стоимости в «Капитале» К.Маркса.

19. Глобализация: «за» и «против». Формирование элитарного общества.

20. Отчуждение в современном обществе: философия, общество, культура, медицина.

21. Методология марксизма: ее актуальность в современном капиталистическом обществе.

Тематика рефератов «СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ»:

1. Философия истории XIX века: основные проблемы

2. Человек и история: философские споры в ХХ столетии.

3. Наука и ее место в культуре.

4. Проблемы современного рационализма.

5. Научная рациональность, ее характеристики и исторические формы.

6. Перспективы современной цивилизации.

7. «Открытое общество» и его современные проблемы.

8. Проблемы отчуждения в учении о человеке.

9. Современная западная философия об интеллектуально-научном знании.

10. Эволюция позитивизма в философии.

11. Философские взгляды представителей Венского кружка.

12. Философия науки в постпозитивизме: Кун, Лакатос, Фейерабенд.

13. Концепция истины и познания в современной западной философии.

14. Прагматицистская доктрина Ч. Пирса: теория сомнения-веры, теория истины.

15. Прагматизм и радикальный эмпиризм У. Джеймса как универсальная методология.

16. Инструментализм Дж. Дьюи.

17. Основные положения критики христианства у Ницше.

18. Представления Ницше о «сверхчеловеке»

19. Структура психики согласно Фрейду.

20. Понятие бессознательного у Фрейда и Юнга.

21. Основные этапы развития позитивизма и их характерные черты

1.Творческое задание: написать эссе по заданной проблеме (1 час). Прокомментируйте призыв А.Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».

2. Проинтерпретировать афоризмы Конфуция:

• Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».

• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний.  Лишь тот, в ком естество и  воспитанность  пребывает  в  равновесии,   может считаться достойным мужем.

 
• Каждый может стать благородным мужем.  Нужно только решиться им стать.

• Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

• Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

• Превозмогать себя и возвращаться  к должному  в  себе  -  вот что  такое   истинная   человечность.   Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.

• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

• Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

• Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

• Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

• Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.

3. Заполнить таблицу:

Основные направления (школы) Предста-вители Высказывания, афоризмы Важнейшие

философские идеи, проблемы

Древняя

Индия

Древний Китай

Проведите письменно сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма.

4. Заполнить таблицу и проанализировать основные мировоззренческие картины мира:

     Картина мира Представители концепции        Основное содержание идеи

1. Геоцентризм

2. Гелиоцентризм

3.Множественность миров

5. Заполнить таблицу для систематизации учебного материала.

Философ Философское направление Философские взгляды, проблемы, идеи

Ф. Бекон

Р. Декарт

Б. Спиноза

Г. Лейбниц

Т. Гоббс

Дж. Локк

Дж. Беркли

Д. Юм

6. Индивидуальное задание критически-творческого уровня

Как вы думаете, почему Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поместил Канта в ад? Прочтите роман и напишите небольшую письменную работу на тему сложных взаимоотношений Канта-человека с Богом, Канта-философа с христианской религией и церковью. Что это за шестое доказательство бытия бога Канта, о котором говорит Воланд в «Мастере и Маргарите».

7. Дать комментарии к афоризмам

Как следует понимать высказывания известных мыслителей по вопросам бытия, развития и диалектики, представленные в таблице? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения

    Автор            Содержание высказывания Ваш комментарий, анализ высказываний

Гераклит «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, другой раз другие воды»

Демокрит «Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующее»

Кратил «В одну реку невозможно войти и единожды»

 
Зенон Элейский «То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет…»

В. Освальд «Энергия является единственной субстанцией всего существующего»

Дж. Джинс «Вселенная живет своей жизнью и идет по дороге от рождения к смерти…»

Ф. Энгельс «Материя без движения также немыслима как и движение без материи»

8. Составить и заполнить согласно самостоятельно выбранным критериям сравнительную таблицу «Различие в подходах к пространству и времени».

Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:

а) субъективного идеализма;

б) объективного идеализма;

в) метафизического материализма;

г) диалектического материализма.

9. Написать аргументированное эссе «Свобода есть осознанная необходимость» (Б.Спиноза). (1 час)

10 .Заполнить сравнительную таблицу «Понимание свободы на разных этапах становления философской мысли»:

Периоды Понимание свободы

Восточный мир

Греческий мир

Римский мир

Германский мир

Типовое контрольное задание № 1

(Разработано 5 вариантов)

Вариант 1

1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний -  3 балла)

• Мировосприятие;

• Релятивизм;

• Апория;

2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний - 5 баллов)

• В чем специфика философского отражения мира?

• Почему в философии Древней Греции превалировали космологические и натурфило-софские взгляды?

a) Что выражают в философии Платона такие понятия как единое, мировая душа, мир идей, эманация идей, припоминание?

3. Решите следующие тесты:(оценка умений - 6 баллов)

I. Какой социальный фактор более всего способствовал выработке у древних греков предпосылок рационального философского мышления?

a) иерархическая структура общества

b) полисная демократия

c) рабовладельческий уклад хозяйствования

d) религиозная идеология

II. Какую из этих идей выдвинул Эмпедокл?

a) идею вечности и неизменности мира

b) идею божественного творения мира из ничего

c) идею образования солнечной системы из туманности

d) идею эволюционного происхождения видов живых существ

III. Считается, что Антисфен первым……  

a) поставил вопрос о бытии

b) дал определение понятию

c) разработал учение о Едином

d) различил чувственное и рациональное познание

4.Чем объясняется тот факт, что в отдельные периоды истории человечества влияние на ду-ховный облик людей оказывали либо мифология, либо религия, либо философия? И даже в наше время, несмотря на то, что научное мировоззрение во многом занимает доминирующие позиции, мифология, религия и философия сохраняют свое непреходящее значение для духовного развития человечества. (оценка навыков - 6 баллов).

 
Типовое контрольное задание № 2

(разработано 5 вариантов)

Вариант 1

1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний – 3 балла)

• Сциентизм

• Иррационализм

• Экзистенциализм

2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний – 5 баллов)

1.  Характерные особенности современной западной философии. Критика классической филосо-фии.

2.  Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.

3. Решите следующие тесты: (оценка умений – 6 баллов)

1. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, вы-двигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

a) Иррационализм

b) Рационализм

c) Эмпиризм

d) Скептицизм

2. Современная философия наиболее тесно связана с…

а) наукой

b) религией

c) искусством

d) идеологией

3. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

а) Философия жизни

b) Неорационализм

c) Прагматизм

d) Феноменология

4. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира:

5. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что:

6. Иррационалистическое направление в философии XX века: •

4. К какого рода аргументации прибегает Шопенгауэр для объяснения материи и ее атрибу-тов: "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр). (оценка навыков – 6 баллов)

Типовое контрольное задание №3

(разработано 5 вариантов)

Вариант 1

1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний – 3 балла)

• материя

• онтология

• развитие

2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний – 5 баллов)

1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика

2. Категория бытия в античной философии

3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.

3. Решите следующие тесты: (оценка умений – 6 баллов)

1. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,

a) Субстанция

b) Сознание

c) Интенция

d) Атрибут

2. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает

a) Дуализм

 
b) Монизм

c) Скептицизм

d) Релятивизм

3. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

a) Плюрализм

b) Эмпиризм

c) Релятивизм

d) Агностицизм

4. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи

a) Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

b) Материя тождественна веществу

c) Материя создана Богом

d) Материя в своей основе состоит из идеальных форм

5. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

a) Августин

b) Спиноза

c) Демокрит

d) К. Маркс

6. Материя есть первоисточник бытия, утверждает

a) Материализм

b) Идеализм

c) Интуитивизм

d) Иррационализм

4. Можно ли отождествить категории бытия и материи, бытия и мышления? Какие философ-ские позиции в итоге могут получиться? (оценка навыков – 6 баллов)

Типовое контрольное задание для заочной формы (аудиторная)

(разработано 5 вариантов)

Вариант 1

1. Дайте определение следующим понятиям: (оценка знаний – 4 балла)

• Когнитивная сфера

• Ощущение

• Архетип

• Сознание

2. Ответьте на вопросы: (оценка знаний – 6 баллов)

1. Соотнесите понятия психики и сознания. Можно ли их отождествить?

2.Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существо-вании законченной картины мира?

3.Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?

3. Решите следующие тесты: (оценка умений – 10 баллов)

1. В структуре личности З. Фрейд выделяет: •

2. Наиболее сложной формой отражения является: •

3.  Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру: •

4. Антисциентизм толкует науку как: •

5. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается: •

6. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерно-стях и существенных связях определённой области действительности: •

7. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон ха-рактерно для: •

4.  "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы не-многим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозритель-ны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие ак-сиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

 
Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"

а) О каком методе познания идет речь?

б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания? (оценка навыков – 10 баллов)

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Чумаков А. Н. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2020. - 459 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1063782 
 
Л1.2 Налетов И. З. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 400 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1068806 
 
Л1.3 Балашов Л. Е. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. - 612 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093490 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Нижников С. А. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 461 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1003858 
 
Л3.2 Миронов В. В. Философия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет, Аспирантура. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2022. - 928 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=386357 
 
Л3.3 Канке В. А. Специальная и общая философия науки [Электронный ресурс]:энциклопед. словарь; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 630 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=390288 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе курса.

Практические занятия являются одним из важнейших видов теоретического и практического обучения студентов. Целью практического занятия является углубленное изучение дисциплины, привитие обучающемуся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у него научного и профессионального мышления, умения активно

 
участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, развитие навыков применения полученных теоретических знаний в языковой практике изложения мыслей.

Подготовка студента к практическому занятию осуществляется на основании плана раскрытия темы практического занятия, которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студента своевременно. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо изучить внимательно основные вопросы темы семинара. Важным условием успешной подготовки к практическому занятию является четкая организация самостоятельной работы студентов по изучению учебной и дополнительной литературы. Умение анализировать и применять для ответов на вопросы и заданий полученные знания при самостоятельной подготовке в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине и формирование у студентов соответствующих компетенций.

При изучении курса «Философия» следует обратить внимание на следующие особенности:

– темы учебного курса взаимосвязаны, и рассмотрение основных форм теоретического мышления идет от наиболее простой формы к наиболее сложной, а именно – от понятия к умозаключениям различных видов, поэтому успешное усвоение курса предполагает последовательное и систематическое изучение его теоретической части;

– основные определения философских понятий и категорий изложены в учебной литературе, поэтому попытки пересказать их «своими словами» с искажением сути излишни; в то же время простое заучивание определений не способствует качественному усвоению курса; для того чтобы использовать основные понятия и категории необходимо понять их значение;

– при возникновении проблем с пониманием той или иной темы курса не стоит откладывать их решение до конца семестра (до экзамена), поскольку, в силу особенностей дисциплины, эти проблемы будут накапливаться и препятствовать усвоению последующих тем;

– в изучении философии, как и любой другой учебной дисциплины, основой знания являются понимание и умение применить это знание к своей профессиональной деятельности.

При подготовке к практическим занятиям, следует также обратить внимание на следующее:

– важен не объем запоминаемой информации, а качество ее усвоения, то есть степень понимания, прочитанного и осознанности воспроизводимого при ответе на семинарском занятии;

– несмотря на унифицированность содержания большинства учебников по курсу «Философия», желательно использовать учебники, предназначенные для ВУЗов;

– не следует пренебрегать дополнительной литературой и интернет-изданиями в которых некоторые сложные моменты излагаются в более удобной для усвоения форме, чем в стандартном вузовском учебнике;

– каждая тема курса снабжена перечнем контрольных вопросов, которые будут рассматриваться на семинарском занятии в первую очередь, поэтому изучение темы и подготовку к занятию удобнее начинать именно с этих вопросов.

При выполнении практических заданий рекомендуется:

– сначала внимательно прочитать предлагаемые вопросы, выносимые на занятие и методические указания по его выполнению;

– выучить необходимые определения и содержание понятий;

- прочитать внимательно учебную литературу и дополнительную.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
300/ИТФ
Оснащение: cтолешница для студентов – 66 шт., сидения для студентов -196 шт., сенсорная панель SMART podium – 1 шт., компьютер Neos 490 – 1 шт., конференц система AKG (Микрофоны и звук) – 1 шт., проектор Panasonic PT-EX600E – 1 шт., экран настенный с форматом 4:3 Digis. – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
120/ИДПО

Оснащение: столы-17 шт., стулья -17 шт., интерактивная доска SmartBoard - 1 шт., плазменная панель - 1 шт., ноутбук – 1 шт., лингафонное оборудование, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Философия»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 939).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор , д.ф.н. Гуляк Иван Иванович
 
_______________________ профессор , д.ф.н. Золотарев Сергей Петрович
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.ф.н. Гузынин Николай Гаврилович
 
Рабочая программа дисциплины «Философия» рассмотрена на заседании Кафедра философии, истории и педагогики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Заведующий кафедрой       _________________ Туфанов Евгений Васильевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Философия» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт ветеринарии и биотехнологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза