УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
основные методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
умеет
использовать методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
владеет навыками
навыками использования методов теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
навыками использования методов теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
умеет
подготавливать обзоры, аннотации, рефераты, научные доклады, публикации и библиографии по научно- исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
владеет навыками
подготавливать обзоры, аннотации, рефераты, научные доклады, публикации и библиографии по научно- исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
основные стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
умеет
оформлять техническую документацию на различных стадиях жизненного цикла
владеет навыками
навыками работы с основными стандартами оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
умеет
применять стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
владеет навыками
навыками оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
основные принципы разработки эксплуатационно-технической документации пользователя с использованием стандартов, норм и правил для настройки инфокоммуникационные сетей и оценки качества процесса эксплуатации инфокоммуникационных систем
умеет
разрабатывать эксплуатационно-техническую документацию пользователя с использованием стандартов, норм и правил для настройки инфокоммуникационные сетей и оценки качества процесса эксплуатации инфокоммуникационных систем
владеет навыками
навыками разработки эксплуатационно-техническую документации пользователя с использованием стандартов, норм и правил для настройки инфокоммуникационные
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Теория информационных процессов и систем».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Теория информационных процессов и систем».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Теория информационных процессов и систем».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Теория информационных процессов и систем» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Определение термина «Система»
2. История развития системных представлений системного анализа: состояние, поведение, внешняя среда
3. Системный анализ
4. Системные знания
5. Основные понятия системного анализа: элемент, подсистема, структура
6. Основные понятия «Теория информационных процессов и систем»
7. Основные понятия системного анализа: модель, целевая функция
8. Основные понятия системного анализа: равновесие. Устойчивость, устойчивое состояние
9. Большая система
10. Сложная система
11. Иерархическая структура
12. Закономерности системы
13. Система как целое
14. Система как организованное множество
15. Система как множество вещей, свойств, отношений.
16. Система как множество элементов, образующих структуру
17. Система – множество входов, выходов, состояний, характеризуемых оператором
18. Система как аналогия биосистемы:
19. Система в контексте теории автоматического управления:
20. Организационные системы:
21. Информационная система
22. Классификация систем
23. Хорошо Организованные Системы
24. Плохо Организованные Системы
25. Особенности моделирования случайных процессов.
26. События. Случайные величины.
27. Случайные процессы.
28. Моделирование случайных процессов.
29. Марковские процессы
30. Общий вид системы управления
Темы рефератов:
1. Параллельный инжиниринг ресурсов.
2. Математические предпосылки создания имитационной модели.
3. Границы возможностей классических математических методов в компьютерном моделировании.
4. Основные этапы преобразования информации в компьютерном моделировании.
5. Роль и место модуля компьютерного моделирования для описания моделируемого процесса.
6. Классификация современных инструментальных и программных средств информационного моделирования.
7. Подготовка выборочных данных к имитационному эксперименту.
8. Непараметрические и параметрические критерии согласия. Статистики критериев.
9. Концепция и возможности объектно-ориентированной моделирующей системы.
10. Основные объекты модели.
11. Стратегии управления ресурсами.
12. Моделирование пространственной динамики.
13. Управление модельным временем.
14. Функциональная модель и ее диаграммы.
15. Процесс создания двух взаимосвязанных моделей: функциональной структурной и динамической имитационной.
16. Планирование имитационного компьютерного эксперимента.
17. Кибернетический подход к организации экспериментальных исследований сложных процессов и объектов.
18. Факторный эксперимент и выявления наиболее существенных свойств процесса.
Тестирование на остаточные знания дисциплины (5 з.е.)
1. _________ – совокупность операций, сгруппированных по определенному признаку
1. Подпроцесс
2. Функция
3. Процесс
4. Данные
2. По времени информационные процессы делятся на: 1. условно-постоянные
2. непрерывные
3. переменные
4. дискретные
3. ________ обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей
1. Интегрированные информационные системы
2. Информационные системы организационного управления
4. Информационные системы научных исследований
4. Структура системы может описываться на ___ уровнях
1. концептуальном
2. логическом
3. физическом
4. информацинном
4. _________ — это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются общими для целой совокупности задач или задачных ситуаций
1. Операция
2. Технология
3. Функция
4. Процесс
5. ________ представляет собой материальный объект вне контекста системы, являющейся источником или приемником системных данных
1. Внешняя сущность
2. Поток данных
3. Процесс преобразования входных потоков данных в выходные
4. Накопитель данных
6. ________ информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации
1. Передача
2. Получение
3. Обработка
4. Хранение
7. _________ моделью называется такая, у которой Т = N, Q = N (где Т = {t} - множество моментов времени, Q={n} – множество величин отрезков времени; N - множество целых чисел)
1. Переходной
2. Непрерывной
3. Бесконечной
4. Дискретной
8. _________ предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия
1. Интегрированные информационные системы
2. Корпоративные информационные системы
3. Информационные системы управления организационно-технологическими процессами
4. Информационные системы организационного управления
9. Под _________ информационной технологией управления понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям
1. сетевой
2. модульной
3. автоматизированной
4. аппаратной
10. Под ________ понимается процесс создания (совершенствования, реорганизации) системы управления, удовлетворяющей поставленным требованиямонимается процесс создания (совершенствования, реорганизации) системы управления, удовлетворяющей поставленным требованиям
1. синтезом
2. формализацией
3. моделированием
4. анализом
11. ________ - это совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы
1. связь
2. архитектура
3. структура
4. отношения
12. _________ — связанная совокупность функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные информационные ресурсы или продукты, услуги, представляющая ценность для потребителя
1. Структурный анализ
2. Функциональная структура
3. Системный анализ
4. Информационный процесс
13. Существующие в настоящее время методы выработки решений разделяются на следующие группы:
1. дедуктивные
2. абдуктивные
3. индуктивные
4. экспертные
5. ассоциативные
14. Под _________ понимается процесс исследования системы управления, основанный на ее декомпозиции с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей средой
1. синтезом
2. формализацией
3. моделированием
4. анализом
15. По множеству начальных интервалов информационные процессы делятся на:
1. с бесконечным числом состояний;
2. с последствием
3. с конечным числом состояний
4. без последствия
16. ________ предназначены для автоматизации функций управленческого персонала
1. Интегрированные информационные системы
2. Информационные системы организационного управления
3. Информационные системы управления технологическими процессами
4. Информационные системы управления организационно-технологическими процессами
17. _________ анализом принято называть метод исследования системы, которое
1. Функциональным
2. Информационным
3. Структурным
4. Системным
18. По способу выражения информационные процессы делятся на:
1. цифровые;
2. первичные;
3. алфавитные;
4. графические;
5. входящие;
6. смешанные
19. Процесс построения DFD начинается с создания так называемой основной диаграммы типа «________», на которой представлен моделируемый процесс и все внешние сущности, с которыми он взаимодействует
1. дерево
2. квадрат
3. звезда
4. таблица
20. В зависимости от характера математических свойств значений входов и выходов систем различают системы:
1. дискретные
2. основные
3. непрерывные
4. дополнительные
21. В ________ моделях отдельные или все величины, заданные на множествах, входящих в общую модель, представляют собой случайные величины
1. стохастических
2. непрерывных
3. детерминированных
4. нелинейных
22. По способу фиксации информационные процессы делятся на:
1. фиксируемые;
2. устные;
3. нефиксируемые;
4. документированные
23. Управление предполагает, что существует некоторый орган, систематически или по мере необходимости вырабатывающий управляющие воздействия. Такой управляющий орган принято называть ________ управления
1. структурой
2. архитектурой
3. системой
4. объектом
24. _______ системы - совокупность элементов системы и связей (отношений) между ними в виде множества
1. Структура
2. Архитектура
4. Состояние
25. _________ модель – структурированное графическое описание сети процессов и операций, связанных с данными, документами, организационными единицами и прочими объектами, отражающими существующую или предполагаемую деятельность предприятия
1. Сетевая
2. Информационная
3. Структурная
4. Функциональная
26. ________ является точечным процессом со стационарными приращениями, без последействия и ординарным
1. Процесс восстановления
2. Случайный поток
3. Поток эрланга
4. Простейший поток
27. Некоторое (любое) состояние всех r входов системы можно представить вектором называемым ________ системы
1. обобщенным выходом
2. обобщенным входом
3. внешним входом
4. вынужденным выходом
28. Различные точки приложения влияния (воздействия) системы на внешнюю среду называются ________ системы
1. элементами
2. входами
3. выходами
состояниями
29. По виду множеств различают модели: 1) с последствием; 2) без последствия; 3) конечные; 4) бесконечные
1. 3, 4
2. 1, 4
3. 2, 3, 4
4. 1, 2
30. a – z сечение (S,T) называется ________ сечением, если C(S,T) не больше пропускной способности любого другого a – z сечения
1. простым
2. максимальным
3. начальным
4. минимальным
31. На рисунке показан
1. непрерывный процесс
2. дискретный процесс с непрерывным временем
3. процесс с непрерывным множеством значений и дискретным временем
4. дискретный процесс с дискретным временем
32. ________ используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
1. Информационные системы управления организационно-технологическими процессами
3. Корпоративные информационные системы
4. Информационные системы организационного управления
33. ________ определяет тип компьютера и операционной системы, на которых можно установить используемую информационную технологию
1. Платформа
2. Приложение
3. Ресурс
4. Протокол
34. По стабильности информационные процессы делятся на:
1. переменные
2. фиксированные
3. условно-постоянные
4. смешанные
35. ________ – это математические зависимости состояний элементов системы друг от друга, определяющие необходимость и характер взаимодействий между ними
1. Отношения
2. Множества
3. Функции
4. Связь
36. Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют
1. преобразованием
2. закономерностью
3. систематизацией
4. управлением
37. ________ моделью называется такая, у которой Т = R, Q = R (где Т = {t} - множество моментов времени, Q={n} – множество величин отрезков времени; R - множество всех вещественных чисел)
1. Переходной
2. Непрерывной
3. Обобщенной
4. Дискретной
38. По источникам возникновения информационные процессы делятся на:
1. цифровые
2. первичные
3. производные
4. смешанные
39. ________ анализ проводится с целью исследования статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений и связей между ними
1. Функциональный
2. Параметрический
3. Информационный
4. Структурный
40. На рисунке показан
1. непрерывный процесс
2. дискретный процесс с дискретным временем
4. дискретный процесс с непрерывным временем
41. ________ – это неделимая часть системы
1. Подмножество
2. Множество
3. Среда
4. Элемент
42. _________ программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ или пакетов, называемых приложениями
1. Внутренне
2. Общее
3. Прикладное
4. Аппаратное
43. _______ — это процесс выделения и перевода внутренней структуры информационного процесса в определенную информационную структуру — форму
1. Формализация
2. Моделирование
3. Классификация
4. Абстрагирование
44. По множеству состояний информационные процессы делятся на:
1. с бесконечным числом состояний
2. непрерывные
3. с конечным числом состояний
4. смешанные
45. _________ информации - это преобразование информации о наличии множества простых частных событий в информацию о наличии некоего события более высокого уровня, в которое эти частные события входят как отдельные его элементы
1. Передача
2. Оптимизация
3. Обобщение
4. Хранение
46. Движение системы без воздействия внешней среды (только под действием внутренних причин) называется _________ движением
1. вынужденным
2. собственным
3. частным
4. внутренним
47. ________ технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности
1. Системная
2. Структурная
3. Информационная
4. Функциональная
48. Под влиянием внешней среды (путем воздействия внешней среды на обобщенный вход системы) состояния системы могут изменяться тем или иным образом, т.е. система будет
1. внешним
2. обобщенным
3. разобобщенным
4. вынужденным
49. По входным и выходным воздействиям информационные процессы делятся на:
1. нейтральные
2. кибернетические
3. линейные
4. нелинейные
50. _________ распределение - подзадача перспективного планирования и выработки рациональных решений для детерминированных информационных процессов
1. Динамическое
2. Статическое
3. Ситуационное
4 Сатисфакционное
51. Поток в сети называется _________ потокам, если для любого возможного потока f в сети
1. минимальным
2. абсолютным
3. относительным
4. максимальным
52. ________ элемента рассматривается как нецелесообразность учета (в пределах данной модели системы) его внутреннего строения
1. Неделимость
2. Имитация
3. Интерпретация
4. Оптимизация
53. ________ – это информационный процесс, являющийся структурным элементом некоторого информационного процесса и представляющий ценность для потребителя
1. Операция
2. Подпроцесс
3. Продукт
4. Ресурс
54. ________ информационные процессы используют форму представления информации – данные
1. Графические
2. Смешанные
3. Цифровые
4. Алфавитные
55. Объектами исследования _________ анализа являются частные и обобщенные показатели системы, образующие иерархическую структуру
1. информационного
2. структурного
3. функционального
4. параметрического
56. Формы вещества или энергии, при помощи которых переносится Информация, называют
2. символами
3. кодами
4. кластерами
57. Совокупность различных структур одной и той же системы в настоящее время называют ________ системы
1. строением
2. архитектурой
3. иерархией
4. организацией
58. Первым этапом любого исследования является
1. разработка информационной модели объекта
2. постановка задачи
3. построение модели объекта
4. анализ объекта
59. _________ управления - это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, ориентированное на достижение определенной цели и использующее главным образом информационный поток
1. Структура
2. Оптимизация
3. Процесс
4. Организация
60. Разбиение системы на составляющие части для понимания принципов её функционирования называется ___
1. синтезом
2. формализацией
3. моделированием
4. анализом
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение лабораторных заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и лабораторных занятий в полном объеме по темам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за темами дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и лабораторных занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.