УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
основы математики, естественнонаучных дисциплин, вычислительной техники и программирования; методов статистического анализа данных
умеет
решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
владеет навыками
применением современных информационных технологий и программных средств при решении задач профессиональной деятельности
современные структурные языки программирования (06.015 C/17.6 Зн.9)
умеет
использовать современные структурные языки программирования, тестирования и документирования
владеет навыками
структурным программированием, алгоритмизацией,
работой в среде программирования (составление, отладка и тестирование программ; разработка и использование интерфейсных объектов)
алгоритмические языки программирования, операционных систем и оболочек
умеет
интегрировать программные модули
владеет навыками
использованием современных сред разработки программного обеспечения
современные методы алгоритмизации,
умеет
применять методы алгоритмизации и технологии программирования при решении профессиональных задач
владеет навыками
составлением алгоритмов, написанием программ и отладкой кодов
методологию разработки программного обеспечения и технологии программирования
умеет
применять методы и средства проектирования программного обеспечения
владеет навыками
программированием, отладкой и тестированием прототипов программно-технических комплексов задач
методы и средства проектирования программных интерфейсов; источники информации, необходимые для профессиональной деятельности; возможности современных и перспективных средств разработки программных продуктов, технических средств; принципы построения архитектуры программного обеспечения и видов архитектур программного обеспечения
умеет
выбирать современные программные средства и ИКТ для решения профессиональных задач
владеет навыками
проектированием программных интерфейсов
Изучение дисциплины осуществляется в 1, 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Технологии программирования».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Технологии программирования».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологии программирования».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Системы программирования: основные понятия и определения
2. Состав системы программирования
3. Языки программирования: основные понятия и определения
4. Уровни языков программирования
5. Классификация языков программирования
6. Основные понятия кодирования информации и системы счисления
7. Виды систем счисления
8. Двоичная системы счисления
9. Десятичная системы счисления
10. Восьмеричная система счисления
11. Шестнадцатеричная система счисления
12. Порядок решения задачи алгоритмизации
13. Этапы решения задач на ПК
14. Алгоритм и его свойства
15. Способы описания алгоритмов
16. Словесно-формульный способ описания алгоритмов
17. Запись алгоритма на псевдокоде
18. Программный способ описания алгоритмов
19. Графический способ описания алгоритмов
20. Виды алгоритмов и принципы их составления
21. Характеристика линейных и разветвляющихся алгоритмов.
22. Алгоритм циклических вычислительных процессов, вложенные циклы.
23. Алгоритм комбинированных вычислительных процессов
24. Понятия и типы массивов
25. Алгоритмизация задач по обработке одномерных массивов
26. Алгоритмизация задач по обработке многомерных массивов
27. Язык программирования Python: область использования
28. Язык программирования Python: назначения
29. Язык программирования Python: основные проекты
30. История создания языка Python
31. Версии языка Python
32. Возможности языка Python и его предпосылки применения в обучении
33. Преимущества и недостатки Python
34. Установка и работа в Python
35. Синтаксис языка Python
36. Алфавит языка Python
37. Алфавит и словарь языка Python
38. Типы данных, используемых в Python
39. Выражения и операции в Python
40. Операторы присваивания, ввода, вывода, комментарий в Python
41. Стандартные функции в Python
42. Разработка на Python: плюсы и минусы
43. Примеры использования Python крупными компаниями
44. Достоинства и недостатки Python для разработки
45. Трудоустройство и средняя зарплата Python-разработчика
46. Должности и требования к Python-разработчику
47. Интегрированные среды для Python
48. Сравнение Python с другими языками программирования
49. Популярные языки программирования в 2024 году
50. Операторы ветвления в Python: формы, составные условия, вложенные ветвления
51. Операторы цикла в Python: цикл с предусловием (пример)
52. Операторы цикла в Python: цикл с постусловием (пример)
53. Операторы цикла в Python: цикл с параметром (пример)
54. Массивы в Python: понятие, виды, описание
55. Вывод массива на экран в Python
57. Сортировка массива в Python
58. Строковые величины в языке Python
59. Процедуры в языке Python
60. Функции в языке Python
Примерные практические задания на экзамене
Язык программирования Python
1. Вычислить и вывести на экран монитора в виде таблицы значения функции, заданной с помощью ряда Тейлора, на интервале от Xнач до Xкон с шагом dx и точностью ε. Таблицу снабдить заголовком и шапкой. Каждая строка таблицы должна содержать значение аргумента, значение функции и количество просуммированных членов ряда
2. Даны две матрицы одного порядка m * n (m строк x n столбцов).
Написать программу сложения, вычитания и транспонирования матриц.
1. Сложение и вычитание:
2. Транспонирование
3. Написать программу на Python, которая по введённому значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.
Гиперболический косинус может быть описан формулой:
4. Вывести на экран средствами пакета Tkinter в графическом режиме графики двух функций на интервале от Xнач до Xкон с шагом dx. Первая функция задана с помощью ряда Тейлора, ее вычисление должно выполняться с точностью ε. Значение параметра b для второй функции вводится с клавиатуры. Графики должны быть плавными и различаться цветами.
5. Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить количество столбцов, не содержащих ни одного нулевого элемента. Переставляя строки заданной матрицы, расположить их в соответствии с ростом характеристик.
Тематика рефератов
1. История языков программирования.
2. Язык компьютера и человека.
3. Объектно-ориентированное программирование.
4. Непроцедурные системы программирования.
5. Искусственный интеллект и логическое программирование.
6. Языки манипулирования данными в реляционных моделях.
7. Макропрограммирование в среде Microsoft OFFICE.
8. «Визуальное» программирование. VISUAL BASIC, С, PROLOG.
9. Все о DELPHI.
10. Программирование на HTML, JAVA.
11. Издательская система ТеХ как система программирования.
12. Современные парадигмы программирования. Что дальше?
13. Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula.
14. Что мы знаем о Fortran?
15. История языка Бейсик.
16. Язык Ассемблера.
17. Алгоритмический язык Ершова.
18. Все о Logo-мирах.
19. История программирования в лицах.
20. Язык программирования ADA.
21. Язык программирования PL/1.
22. Язык программирования Algol.
23. Язык программирования Си.
24. О фирмах-разработчиках систем программирования.
25. Языки программирования в СУБД.
26. О системах программирования для учебных целей.
Тематика курсовой работы
1. Значение выбора языка, платформы и технологии программирования.
2. Важность структурирования программ и использования принципа модульности.
3. Варианты использования автокодов для оптимизации процессов.
4. Виды диаграмм и их значение в программировании.
5. Влияние программистов на эффективность организации рабочего процесса предприятий.
6. Значение процедурного программирования в 21 веке.
7. Конструкция императивных языков.
8. Макросы в ассемблере.
9. Оптимизация программного обеспечения для успешной и бесперебойной работы предприятия.
10. Особенности структурного программирования.
11. Проблемы современного программирования и их решение.
12. Программирование графических приложений с использованием графического интерфейса устройств (GDI+).
13. Особенности многоязыкового программирования.
14. Программирование как неотъемлемая часть развития общества.
15. Значение выбора языка, платформы и технологии программирования.
16. Программирование приложений с использованием библиотеки классов .NET Framework.
17. Программирование приложений, поддерживающих многодокументный интерфейс (MDI).
18. Программирование приложений, поддерживающих однодокументный интерфейс (SDI).
19. Программирование приложений, построенных на основе архитектуры «Документ/Представление»
20. Программирование с информационным сервером INTERNET (ISAPI).
21. Программирование сетевых приложений с использованием функций API.
22. Практическое использование генетического программирования.
23. Расширение областей программирования как следствие цифровизации современного общества.
24. Создание и индексация массивов.
25. Способы разработки мобильных приложений.
26. Сфера применения генерации случайных чисел.
27. Типизация в языках программирования.
28. Функции. Их параметры и аргументы в современном программировании.
29. Интерфейс во взаимодействии с другими системами программирования.
30. Язык СИ. Достоинства, недостатки и варианты применения.
Тема: Один или несколько ответов(Знания)
Задание № 1
Определение, относящееся к понятию транслятор:
Ответ:
1. Программа-переводчик
2. Составитель
3. Читает всю программу целиком
4. Переводит и выполняет программу строка за строкой
Задание № 2
Определение, относящееся к понятию компилятор:
Ответ:
2. Составитель
3. Читает всю программу целиком
4. Переводит и выполняет программу строка за строкой
Задание № 3
Среда IDE включает в себя следующие компоненты:
Ответ:
1. Компилятор
2. Табличный редактор
3. Встроенный ассемблер
4. Отладчик
Задание № 4
Языки низкого уровня применяют для…
Ответ:
1. Драйверов устройств
2. Быстроты и удобства использования программистом
3. Компьютерных вирусов
4. Описания задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде
Задание № 5
К объектно-ориентированным языкам программирования относятся:
Ответ:
1. Pascal
2. VBA
3. С++
5. Кобол
Задание № 6
Языки программирования для компьютерных сетей:
Ответ:
1. Си++
2. XML
3. Delphi
4. PHP
Задание № 7
Слово «Сomputer» с английского языка переводится как ...
Ответ:
1. Вычислитель
2. Компьютер
3. Машина
4. ЭВМ
Задание № 8
Все вычисления на компьютере выполняет:
Ответ:
1. Чипсет
2. Процессор
3. ОЗУ
4. Кэш-память
Задание № 9
Способы записи алгоритмов:
Ответ:
2. Графический
3. Модульный
4. Табличный
Задание № 10
Что из перечисленного можно считать алгоритмами?
Ответ:
1. Описание процесса решения уравнения
2. Расписание занятий
3. Инструкция по эксплуатации компьютера
4. Список группы в журнале
Задание № 11
Разновидности алгоритмов:
Ответ:
1. Простой
2. Разветвляющий
3. Сложный
4. Линейный
Задание № 12
На рисунке представлен фрагмент алгоритма ввода элементов одномерного массива с использованием…
Ответ:
1. цикла с параметром
2. условного цикла
3. вложенного цикла
4. цикла с предусловием
Задание № 13
На рисунке представлен фрагмент графического алгоритма вычисления…
Ответ:
1. Произведения элементов массива
2. Суммы элементов массива
3. Поиска максимального элемента и его номера в массиве
4. Упорядочивания массива
Задание № 14
Число, записанное с основанием системы счисления:
Ответ:
1. 5345(7)
2. 3467,3
3. 1011
4. 1001 - 2
Задание № 15
Системы счисления, в которых может быть число 5013:
Ответ:
1. Троичная
2. Восьмеричная
4. Десятичная
5. Двоичная
Открытие и закрытие окна Windows с точки зрения объектно-ориентированного программирования это….
Ответ:
1. класс
2. метод
3. свойство
4. способ
Задание № 17
Язык, построенный на принципах объектно-ориентированного программирования, называют ….
Ответ:
1. объектно-ориентированным
2. высокого уровня
3. серверным
4. низкого уровня
Задание № 18
При объектно-ориентированном проектировании программных систем наиболее важной задачей является…
Ответ:
1. выбор современной среды разработки
2. правильное построение иерархии классов
3. распределение заданий на разработку между группами программистов
4. документирование этапов проектирования приложения
Задание № 19
Для написания драйверов устройств наилучшим образом подойдет язык программирования …
Ответ:
1. низкого уровня
2. высокого уровня
3. серверный
4. объектно-ориентированный
Задание № 20
Примером алгоритмической декомпозиции является следующая последовательность…
Ответ:
1. веранда, фасад, утверждение проекта, клумба
2. дом, фундамент, строительные блоки, трубы
3. дерево, газон, клумба, тропинка
4. проектирование дома, закупка материалов, подведение коммуникаций, постройка дома
Задание № 21
В структурной связи «агрегирование» находятся объекты…
Ответ:
1. дом, лифт
2. колеса самосвала, колеса велосипеда
3. автомобиль, дерево
4. мотоцикл, дерево
Задание № 22
Алгоритм - это:
1. Таблица с данными
2. Программа на языке программирования
3. Набор инструкций, определяющих последовательность операций
4. Список задач для решения
Задание № 23
Программа переводится на машинный язык при каждом ее запуске, когда эта программа обрабатывается…
Ответ:
1. редактором
2. ассемблером
3. интерпретатором
4. драйвером
Задание № 24
Объектно-ориентированный подход к программированию использует следующие базовые понятия:
Ответ:
1. инструкции
2. класс
3. объект
4. условие
Задание № 25
Дан двумерный массив А из 5 строк и пяти столбцов. Доступ к элементу массива 2-й строки и 3-го столбца:
Ответ:
1. А (2,3)
2. А (3,2)
3. А (3/2)
4. А (2*3)
Задание № 26
«ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ-ИЛИ» на языке программирования обозначается как…
Ответ:
1. NOT AND
2. ABS NOT
3. EXP NOT
4. NOT OR
Задание № 27
Определение, относящиеся к понятию интерпретатор:
Ответ:
1. Отладчик
2. Переводчик
3. Машинный язык
4. Язык программирования
Задание № 28
Определение, относящееся к понятию отладчик:
Ответ:
1. Отладочная программа
2. Совокупность идей и понятий
4. Система программных средств
Задание № 29
Виды памяти, которые используют программы:
Ответ:
1. Машинный код
2. Динамическая память
3. Исходный текст программы
4. Статическая память
Задание № 30
НЕпозиционной системой счисления являются системы…
Ответ:
1. Римская
2. Греческая
3. Десятичная
4. Двоичная
Задание № 31
Позиционной системой счисления являются системы…
Ответ:
1. Десятичная
2. Греческая
3. Римская
4. Двоичная
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 32
Приведите в соответствие языки процедурного программирования и их назначения:
Дистракторы:
1. Фортран
2. Кобол
3. Алгол
4. Си
Дистракторы соответствия:
1. Первоначальный его вариант планировался как язык для реализации операционной системы Unix вместо языка Ассемблера
2. Язык для решения задач обработки больших объемов данных, хранящихся на различных носителях данных
3. Многоцелевой расширенный язык, в котором впервые введены понятия «блочная структура программы» и «динамическое распределение памяти»
4. Первый компилируемый язык для программирования научно-технических задач
Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1
Задание № 33
Приведите в соответствие классификацию языков программирования высокого уровня и их определения:
Дистракторы:
1. Процедурные
2. Объектно-ориентированные
3. Для компьютерных сетей
4. Декларативные
1. Последовательность команд, определяющих алгоритм решения задачи
2. Являются интерпретируемыми. Интерпретаторы для них распространяются бесплатно, а сами программы – в исходных текстах
3. Метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты
4. Первоначальный его вариант планировался как язык для реализации операционной системы Unix вместо языка Ассемблера
Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4
Задание № 34
Приведите в соответствие этапы решения задач на ПК и их функции:
Дистракторы:
1. Постановка задачи
2. Разработка алгоритма
3. Программирование
4. Тестирование и отладка
Дистракторы соответствия:
1. Выбор метода проектирования алгоритма
2. Определение формы выдачи результатов
3. Совершенствование программы
4. Уточнение способов организации данных
Соответствие: 1-2, 2-1, 3-4, 4-3
Задание № 35
Приведите в соответствие свойства алгоритма и их характеристики:
Дистракторы:
1. Лаконичность и простота
2. Определенность
3. Конечность
4. Дискретность
Дистракторы соответствия:
1. Краткость, четкость и ясность представления, удобство восприятия
2. Предполагается, что процесс решения задачи может быть разбит на отдельные, элементарные шаги (части), удобные для восприятия и анализа
3. Алгоритм должен всегда заканчиваться после выполнения некоторого числа шагов и приводить к решению поставленной задачи
4. Все действия, которые предполагается производить на каждом шаге алгоритма, должны быть строго и недвусмысленно определены.
Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2
Задание № 36
Приведите в соответствие способы описания алгоритмов и их определения:
Дистракторы:
1. Словесно-формульный
2. Псевдокод
3. Программный
4. Графический
Дистракторы соответствия:
1. Запись алгоритма на языке программирования, позволяющем на основе строго определенных правил формировать последовательность предписаний, однозначно отражающих смысл и содержание алгоритма
2. Описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основные этапы решения задачи
3. Запись в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий
Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4
Задание № 37
Приведите в соответствие основные понятия в алгоритмических языках:
Дистракторы:
1. Имена
2. Операции
3. Данные
4. Выражения
Дистракторы соответствия:
1. Арифметические, логические, строковые
2. Арифметические, логические, отношения, сцепки
3. Константы, переменные, массивы
4. Используются для обозначения переменных
Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1
Задание № 38
Приведите в соответствие языки программирования для компьютерных сетей и их назначения:
Дистракторы:
1. PHP
2. Tcl/Tk
3. VRML
4. XML
Дистракторы соответствия:
1. Состоит из мощных команд, предназначенных для работы с абстрактными нетипизированными объектами и позволяет создавать программы с графическим интерфейсом
2. Обладает средствами доступа к БД и используется создателями динамических сайтов во всем мире
3. Создан для организации виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете
4. Универсальный язык структуры документов
Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3, 4-4
Задание № 39
Приведите в соответствие понятия массивов данных и их определения:
Дистракторы:
1. Массив
2. Элемент массива
3. Индекс массива
4. Размерность массива
Дистракторы соответствия:
1. Целое число, которое указывает на конкретный элемент массива
2. Отдельная переменная, входящая в массив
3. Именованная последовательность областей памяти, хранящих однотипные элементы
4. Количество индексов, необходимое для однозначной идентификации любого элемента массива
Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4
Задание № 40
Приведите в соответствие элементы объектно-ориентированного программирования и их функции:
Дистракторы:
1. Объект
3. Класс
4. Программа
Дистракторы соответствия:
1. Процедуры и функции, выполняющие действия с объектом
2. Объединение данных и методов
3. Тип, описывающий устройство объектов
4. Совокупность объектов
Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3, 4-4
Задание № 41
Установите соответствие между языками программирования и их названиями:
Дистракторы:
1. Java
2. Delphi
3. Perl
4. Пролог
Дистракторы соответствия:
1. Объектный
2. Логический
3. Сетевой
4. Визуальный
Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2
Задание № 42
Установите соответствие между элементами управления панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:
Дистракторы:
1. TextBox
2. Label
3. CommandButton
4. ListBox
Дистракторы соответствия:
1. Поле
2. Надпись
3. Список
4. Кнопка
Соответствие: 1-1, 2-2, 3-4, 4-3
Задание № 43
Установите соответствие между свойствами объекта UserForm в среде VBA и их назначениями:
Дистракторы:
1. Name
2. Caption
3. BackColor
4. Picture
Дистракторы соответствия:
1. Цвет фона формы
2. Текст, отображаемый в строке заголовка формы
3. Имя пользовательской формы
4. Рисунок, отображаемый как фон формы
Задание № 44
Установите соответствие между служебными словами псевдокода и их описанием:
Дистракторы:
1. алг
2. арг
3. нц
4. кц
Дистракторы соответствия:
1. конец цикла
2. аргумент
3. начало цикла
4. алгоритм
Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1
Задание № 45
Установите соответствие названия языков программирования и их назначение:
Дистракторы:
1. машинно-ориентированные
2. машинные
3. алгоритмические
4. процедурно-ориентированные
Дистракторы соответствия:
1. не зависят от архитектуры компьютера и предназначены для отражения структуры алгоритма
2. воспринимаются аппаратной частью компьютера
3. отражают структуру конкретного типа компьютера
4. ориентируются на возможность описания программы, как совокупности процедур
Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4
Задание № 46
Установите соответствие типов переменных и типов данных, которые могут быть значениями переменной:
Дистракторы:
1. Variant
2. Boolean
3. Integer
4. String
Дистракторы соответствия:
1. для хранения данных любых типов, занимает 16 байтов
2. для хранения строковой информации до 2 Гб текста
3. для хранения целых чисел в диапазоне от -32768 до 32767
4. для хранения логической информации, принимает одно из двух зна¬чений True и False
Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2
Задание № 47
Установите соответствие типов переменных и типов данных, которые могут быть значениями переменной:
Дистракторы:
1. Byte
3. Double
4. Object
Дистракторы соответствия:
1. для хранения дробных чисел, с точностью до 16 цифр
2. для хранения дробных чисел, с точностью до 7 цифр
3. для хранения целых неотрицательных чисел от 0 до 255
4. для хранения ссылок на объекты, занимает 4 байта
Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4
Задание № 48
Установите соответствие между элементами управления инструментальной панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:
Дистракторы:
1. TextBox
2. OptionButton
3. CommandButton
4. ScrollBar
Дистракторы соответствия:
1. полоса прокрутки
2. переключатель
3. кнопка
4. поле
Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1
Задание № 49
Установите соответствие между элементами управления инструментальной панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:
Дистракторы:
1. CheckBox
2. ToggleButton
3. Frame
4. Label
Дистракторы соответствия:
1. рамка
2. выключатель
3. флажок
4. надпись
Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4
Задание № 50
Установите соответствие между элементами управления инструментальной панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:
Дистракторы:
1. ListBox
2. ComboBox
3. SpinButton
4. Image
Дистракторы соответствия:
1. рисунок
2. поле со списком
3. счетчик
Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1
Задание № 51
Установите соответствие способов описания алгоритма и их определением:
Дистракторы:
1. Словесно-формульный
2. Графический
3. Псевдокоды
4. Словесный
Дистракторы соответствия:
1. описание алгоритма с помощью естественного языка и формул
2. описание содержания выполняемых действий средствами естественного языка
3. описание алгоритма на условном алгоритмическом языке
4. описание алгоритма с помощью блок-схем
Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2
Задание № 52
Установите соответствие свойств объекта пользовательской формы UserForm в VBA:
Дистракторы:
1. Name
2. Caption
3. BackColor
4. Picture
Дистракторы соответствия:
1. возвращает имя пользовательской формы
2. возвращает цвет фона формы
3. возвращает текст, отображаемый в строке заголовка формы
4. указывает рисунок, отображаемый как фон формы
Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4
Задание № 53
Соотнесите термины с их определениями:
Дистракторы:
1. Алгоритм
2. Псевдокод
3. Цикл
4. Условный оператор
Дистракторы соответствия:
1. «Если – то», используется для выбора действий в зависимости от условия
2. Последовательность операций, которая, если следовать ей точно, приведет к желаемому результату
3. Процесс повторения определённого набора операций до выполнения определенного условия
4. Простой способ описания алгоритмов, написанный на естественном или формальном языке
Соответствие: 1–2, 2–4, 3–3, 4–1
Соотнесите типы данных с их описаниями:
Дистракторы:
1. Integer
2. Float
3. String
4. Boolean
Дистракторы соответствия:
1. для представления десятичных чисел
2. для представления логических значений (истина или ложь)
3. для представления целых чисел
4. для представления текста или последовательности символов
Соответствие: 1–3, 2–1 , 3–4, 4–2
Задание № 55
Соотнесите типы алгоритмов с их описаниями:
Дистракторы:
1. Линейный
2. Ветвящийся
3. Циклический
4. Рекурсивный
Дистракторы соответствия:
1. Последовательность операций, которая выполняется строго один раз
2. Последовательность операций, в которой в определенный момент время происходит возврат к некоторому предыдущему этапу
3. Включает в себя условные переходы
4. Обращаются к себе же в процессе выполнения
Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4
Задание № 56
Соотнесите базовые структуры программирования с их описаниями:
Дистракторы:
1. Последовательность
2. Условие
3. Цикл
4. Процедура
Дистракторы соответствия:
1. Многократное исполнение участков кода
2. Строгий порядок исполнения действий
3. Исполнение определённого блока кода в зависимости от условия
4. Подпрограмма, выполняющая определённое действие
Соответствие: 1-2, 2-3, 3-1, 4-4
Задание № 57
Соотнесите операторы языка программирования с их описаниями:
Дистракторы:
1. Арифметические
2. Присваивания
3. Сравнения
4. Логические
Дистракторы соответствия:
2. Операторы, используемые для создания логических выражений
3. Операторы, используемые для сравнения значений
4. Операторы, используемые для выполнения математических операций
Соответствие: 1-4, 2-1, 3-3, 4-2
Задание № 58
Соотнесите конструкции языка программирования с их описаниями:
Дистракторы:
1. if...else
2. while
3. for
4. switch...case
Дистракторы соответствия:
1. Цикл с предусловием
2. Условная конструкция
3. Множественный выбор
4. Цикл со счётчиком
Соответствие: 1-2, 2-1 ,3-4, 4-3
Задание № 59
Соотнесите типы ошибок в программировании с их описаниями:
Дистракторы:
1. Синтаксические
2. Логические
3. Времени выполнения
4. Компиляции
Дистракторы соответствия:
1. при неправильном порядке или применении команд к коду
2. из-за неправильного алгоритма или логики кода
3. при попытке транслировать код в машинный
4. при ошибке, такой как переполнение, деление на ноль
Соответствие: 1-2, 2-1, 3-4, 4-3
Тема: Последовательность (Умения)
Задание № 60
Укажите правильную последовательность знаний, необходимых для успешного программирования задачи:
Ответ:
1. Конкретного языка программирования
2. Средств отображения алгоритма
3. Предметной области, в которой решается задача
4. Методов тестирования алгоритмов и программ
Порядок: 3,2,1,4
Задание № 61
Укажите последовательность правильного составления алгоритма:
Ответ:
1. Уяснить задачу
2. Проверить правильность решения
3. Составить схему решения
Порядок: 1,4,3,2
Задание № 62
Укажите правильную последовательность этапов процесса решения задач на ПК:
Ответ:
1. Разработка алгоритма
2. Постановка задачи
3. Программирование
4. Тестирование и отладка
Порядок: 2,1,3,4
Задание № 63
Укажите правильную последовательность этапов постановки задачи:
Ответ:
1. Определение формы выдачи результатов
2. Формулировка условия задачи
3. Определение конечных целей решения задачи
4. Сбор информации о задаче
Порядок: 4,2,3,1
Задание № 64
Укажите правильную последовательность операций в алгоритме подключения компьютера:
Ответ:
1. Включение питания
2. Запуск приложений
3. Загрузка рабочего стола
4. Загрузка операционной системы
Порядок: 1,4,3,2
Задание № 65
Укажите правильную последовательность выполнения операций в арифметических выражениях в программировании:
Ответ:
1. вычисления встроенных функций
2. операции умножения и деления
3. операции внутри скобок
4. возведение в степень
Порядок: 3,1,4,2
Тема: Верно/неверно (Умения, Трудовые действия)
Задание № 66
Верно ли, что на рисунке представлена схема разветвляющегося алгоритма с полным ветвлением
Ответ:
Верно
Задание № 67
Верно ли, что на рисунке представлен фрагмент линейного алгоритма
Ответ:
Верно
Задание № 68
Верно ли, что логическое выражение (х>=-10) и (х<= 10) истинно, если x ∊ [-10, 10]
Ответ:
Верно
Задание № 69
Верно ли, что в результате работы алгоритма при х=10 и у=15, значения будут 5,5
Ответ:
Верно
Задание № 70
Верно ли, что после выполнении алгоритма, значение целочисленных переменных х=5, у=11.
х := 11;
у:= 5;
t := у;
у := х mod у;
х := t;
у := у + 2*t;
х = 11, у = 5
х = 5, у = 11
х = 10, у = 5
х = 5, у = 10
Ответ:
Верно
Задание № 71
Дан фрагмент алгоритма. Верно ли, что при а = 2 и b =0 значение переменной b после выполнения равно 25
Ответ:
Верно
Тема: Ввод числа (Навыки, Трудовые действия)
Задание № 72
Дан фрагмент линейного алгоритма:
а := 8
b := 6+3*а
а:= b/3*а
Чему равно значение переменной а после его исполнения?
Ответ:
80
Задание № 73
Определите значение переменной S после выполнения фрагмента алгоритма:
s:=0
нц для i от 1 до 5
s:=s+i*i
кц
Ответ:
Задание № 74
Определите значение переменной f после выполнения фрагмента алгоритма:
f:=1
нц для i от 1 до 5
f:=f*i
кц
Ответ:
120
Задание № 75
Дан фрагмент линейного алгоритма:
x := 5
y := 2 * x + 7
z := (y + 3) / x
Чему равно значение переменной z после его исполнения?
Ответ:
4
Задание № 76
Дан ряд двоичных чисел: 1010, 1100, 1110, .... Продолжите ряд, указав следующее двоичное число после 1110.
Ответ:
1111
Задание № 77
Дан ряд двоичных чисел: 0101, 1001, 1101, .... Продолжите ряд, указав следующее двоичное число после 1101.
Ответ:
1110
Задание № 78
Дан фрагмент линейного алгоритма:
x := 6
y := 3 * x + 4
z := (y - 2) / x
Чему равно значение переменной z после его исполнения?
Ответ:
3
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические и лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, защите практических работ, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, защиту практических работ, выполнения контрольных работ, написания тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
423/НК
Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.