2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Технологии программирования_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.34 Технологии программирования
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Технологии программирования» является изучение методов программирования для овладения знаниями в области технологии программирования; подготовка к осознанному использованию как языков программирования, так и методов программирования.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Понимает основы математики, физики, вычислительной техники и программирования
знает

основы математики, естественнонаучных дисциплин, вычислительной техники и программирования; методов статистического анализа данных

умеет

решать стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования

владеет навыками

применением современных информационных технологий и программных средств при решении задач профессиональной деятельности

 
 
 
 
 
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.1 Использует современные технологии программирования, тестирования и документирования программных комплексов ИС
знает

современные структурные языки программирования (06.015 C/17.6 Зн.9)

умеет

использовать современные структурные языки программирования, тестирования и документирования

владеет навыками

структурным программированием, алгоритмизацией,

работой в среде программирования (составление, отладка и тестирование программ; разработка и использование интерфейсных объектов)

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий;
ОПК-6.1 Использует методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий
знает

алгоритмические языки программирования, операционных систем и оболочек

умеет

интегрировать программные модули

владеет навыками

использованием современных сред разработки программного обеспечения

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен разрабатывать алгоритмы и программы,
ОПК-6.2 Применяет методы алгоритмизации, языки и технологии
знает

современные методы алгоритмизации,

 
пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий;
программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий
языки и технологии программирования

умеет

применять методы алгоритмизации и технологии программирования при решении профессиональных задач

владеет навыками

составлением алгоритмов, написанием программ и отладкой кодов

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий;
ОПК-6.3 Применяет методы программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач
знает

методологию разработки программного обеспечения и технологии программирования

умеет

применять методы и средства проектирования программного обеспечения

владеет навыками

программированием, отладкой и тестированием прототипов программно-технических комплексов задач

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен осуществлять выбор платформ и инструментальных программно-аппаратных средств для реализации информационных систем;
ОПК-7.2 Выбирает программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
знает

методы и средства проектирования программных интерфейсов; источники информации, необходимые для профессиональной деятельности; возможности современных и перспективных средств разработки программных продуктов, технических средств; принципы построения архитектуры программного обеспечения и видов архитектур программного обеспечения

умеет

выбирать современные программные средства и ИКТ для решения профессиональных задач

владеет навыками

проектированием программных интерфейсов

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Технологии программирования» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1, 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Технологии программирования» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Технологии программирования» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная практика
 
Теория вероятностей и математическая статистика
 
Информационные системы
 
Электроника
 
Системы электронного документооборота
 
Моделирование информационных процессов и систем
 
Системы искусственного интеллекта
 
Методы и средства проектирования информационных систем
 
Технологии облачных вычислений
 
Инфокоммуникационные системы и сети
 
Основы программирования в ИС
 
Архитектура информационных систем
 
Программно-аппаратная защита информации
 
Анализ данных
 
Статистический анализ данных
 
Численный анализ
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Технологии программирования» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
144/4
18
36
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
8
2
144/4
18
36
54
36
КР
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
8
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
144/4
0.25
2
144/4
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 
1.
 
Введение в алгоритмизацию и программирование
1
4
18
КТ 1
1.1.
6
12
Тест
ОПК-5.1, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-1.1, ОПК-7.2
 
Структурный подход к программированию
1
50
36
КТ 2
1.2.
12
24
Тест
ОПК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.2
 
Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных
2
24
16
1.3.
6
10
ОПК-5.1, ОПК-1.1, ОПК-7.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3
 
Объектно-ориентированное программирование 
2
30
38
КТ 3
1.4.
12
26
Тест
ОПК-6.1, ОПК-1.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3
 
Промежуточная аттестация
КР
Итого
54
288
18
36
 
Итого
108
288
36
72
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение в алгоритмизацию и программирование
Методологии программирования
2/-
 
Введение в алгоритмизацию и программирование
Алгоритмические структуры
2/2
 
Введение в алгоритмизацию и программирование
Синтаксис и семантика формального языка
2/-
 
Структурный подход к программированию
Основные конструкции алгоритмических языков
4/-
 
Структурный подход к программированию
Основные операторы языка
2/-
 
Структурный подход к программированию
Простые типы языка программирования
2/2
 
Структурный подход к программированию
Структурированные типы языка программирования высокого уровня
2/-
 
Структурный подход к программированию
Алгоритмы поиска и сортировки
2/-
 
Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных
Процедуры и функции
4/2
 
Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных
Организация динамических структур данных
2/2
 
Объектно-ориентированное программирование 
Введение в объектно-ориентированное программирование
4/-
 
Объектно-ориентированное программирование 
Реализация абстракций данных методами объектно-ориентированного программирования
4/-
 
Объектно-ориентированное программирование 
Объектно-событийное и объект-но-ориентированное программирование
4/-
 
Итого
36
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
2
 
Изучение пройденного материала и подготовка к контрольной точке
2
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
24
 
Изучение пройденного материала и подготовка к контрольной точке
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
8
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
8
 
Изучение пройденного материала и подготовка к контрольной точке
8
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
8
 
Изучение пройденного материала и подготовка к контрольной точке
12
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологии программирования» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Технологии программирования».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Технологии программирования».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологии программирования».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение в алгоритмизацию и программирование
Л1.1
Л2.2, Л2.3, Л2.4
 
2
Введение в алгоритмизацию и программирование
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.2
 
3
Структурный подход к программированию
Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.4, Л2.5
 
4
Структурный подход к программированию
Л1.3, Л1.4
Л2.4, Л2.5
 
5
Структурный подход к программированию
Л1.2, Л1.4
Л2.1, Л2.2, Л2.4
 
6
Структурный подход к программированию
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
 
7
Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных
Л1.2, Л1.4
Л2.2, Л2.3, Л2.4
 
8
Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных
Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.2, Л2.3, Л2.4
 
9
Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
 
10
Объектно-ориентированное программирование 
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5
 
11
Объектно-ориентированное программирование 
Л1.1, Л1.2
Л2.3, Л2.4, Л2.5
 
12
Объектно-ориентированное программирование 
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.3, Л2.4, Л2.5
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Технологии программирования»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.1:Понимает основы математики, физики, вычислительной техники и программирования
Высшая математика
x
x
Основы программирования в ИС
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Электроника
x
ОПК-5.1:Использует современные технологии программирования, тестирования и документирования программных комплексов ИС
Основы программирования в ИС
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ОПК-6.1:Использует методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий
Ознакомительная практика
x
Основы программирования в ИС
x
Системы искусственного интеллекта
x
Технологии облачных вычислений
x
ОПК-6.2:Применяет методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий
Ознакомительная практика
x
Основы программирования в ИС
x
Системы искусственного интеллекта
x
Технологии облачных вычислений
x
ОПК-6.3:Применяет методы программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач
Ознакомительная практика
x
Основы программирования в ИС
x
ОПК-7.2:Выбирает программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
Архитектура информационных систем
x
Методы и средства проектирования информационных систем
x
Основы программирования в ИС
x
Преддипломная практика
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Технологии программирования» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

 
Промежуточная аттестация по дисциплине «Технологии программирования» проводится в виде Экзамен, Курсовая работа.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
Итого
90
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
20
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
2 семестр
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов
 
КТ 2
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов
 
2 семестр
 
КТ 3
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

Критерии оценки ответа на экзамене
 
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Технологии программирования»
 
Вопросы для подготовки к экзамену

1. Системы программирования: основные понятия и определения

2. Состав системы программирования

3. Языки программирования: основные понятия и определения

4. Уровни языков программирования

5. Классификация языков программирования

6. Основные понятия кодирования информации и системы счисления

7. Виды систем счисления

8. Двоичная системы счисления

9. Десятичная системы счисления

10. Восьмеричная система счисления

11. Шестнадцатеричная система счисления

12. Порядок решения задачи алгоритмизации

13. Этапы решения задач на ПК

14. Алгоритм и его свойства

15. Способы описания алгоритмов

16. Словесно-формульный способ описания алгоритмов

17. Запись алгоритма на псевдокоде

18. Программный способ описания алгоритмов

19. Графический способ описания алгоритмов

20. Виды алгоритмов и принципы их составления

21. Характеристика линейных и разветвляющихся алгоритмов.

22. Алгоритм циклических вычислительных процессов, вложенные циклы.

23. Алгоритм комбинированных вычислительных процессов

24. Понятия и типы массивов

25. Алгоритмизация задач по обработке одномерных массивов

26. Алгоритмизация задач по обработке многомерных массивов

27. Язык программирования Python: область использования

28. Язык программирования Python: назначения

29. Язык программирования Python: основные проекты

30. История создания языка Python

31. Версии языка Python

32. Возможности языка Python и его предпосылки применения в обучении

33. Преимущества и недостатки Python

34. Установка и работа в Python

35. Синтаксис языка Python

36. Алфавит языка Python

37. Алфавит и словарь языка Python

38. Типы данных, используемых в Python

39. Выражения и операции в Python

40. Операторы присваивания, ввода, вывода, комментарий в Python

41. Стандартные функции в Python

42. Разработка на Python: плюсы и минусы

43. Примеры использования Python крупными компаниями

44. Достоинства и недостатки Python для разработки

45. Трудоустройство и средняя зарплата Python-разработчика

46. Должности и требования к Python-разработчику

47. Интегрированные среды для Python

48. Сравнение Python с другими языками программирования

49. Популярные языки программирования в 2024 году

50. Операторы ветвления в Python: формы, составные условия, вложенные ветвления

51. Операторы цикла в Python: цикл с предусловием (пример)

52. Операторы цикла в Python: цикл с постусловием (пример)

53. Операторы цикла в Python: цикл с параметром (пример)

54. Массивы в Python: понятие, виды, описание

55. Вывод массива на экран в Python

 
56. Способы заполнения массивов в Python

57. Сортировка массива в Python

58. Строковые величины в языке Python

59. Процедуры в языке Python

60. Функции в языке Python

Примерные практические задания на экзамене

Язык программирования Python

1. Вычислить и вывести на экран монитора в виде таблицы значения функции, заданной с помощью ряда Тейлора, на интервале от Xнач до Xкон с шагом dx и точностью ε. Таблицу снабдить заголовком и шапкой. Каждая строка таблицы должна содержать значение аргумента, значение функции и количество просуммированных членов ряда

2. Даны две матрицы одного порядка m * n (m строк x n столбцов).

Написать программу сложения, вычитания и транспонирования матриц.

1. Сложение и вычитание:  

2. Транспонирование  

3. Написать программу на Python, которая по введённому значению аргумента вычисляет значение функции, заданной в виде графика.

Гиперболический косинус может быть описан формулой:  

4. Вывести на экран средствами пакета Tkinter в графическом режиме графики двух функций на интервале от Xнач до Xкон с шагом dx. Первая функция задана с помощью ряда Тейлора, ее вычисление должно выполняться с точностью ε. Значение параметра b для второй функции вводится с клавиатуры. Графики должны быть плавными и различаться цветами.

5. Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить количество столбцов, не содержащих ни одного нулевого элемента.  Переставляя строки заданной матрицы, расположить их в соответствии с ростом характеристик.

Тематика рефератов

1. История языков программирования.

2. Язык компьютера и человека.

3. Объектно-ориентированное программирование.

4. Непроцедурные системы программирования.

5. Искусственный интеллект и логическое программирование.

6. Языки манипулирования данными в реляционных моделях.

7. Макропрограммирование в среде Microsoft OFFICE.

8. «Визуальное» программирование. VISUAL BASIC, С, PROLOG.

9. Все о DELPHI.

10. Программирование на HTML, JAVA.

11. Издательская система ТеХ как система программирования.

12. Современные парадигмы программирования. Что дальше?

13. Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula.

14. Что мы знаем о Fortran?

15. История языка Бейсик.

16. Язык Ассемблера.

17. Алгоритмический язык Ершова.

18. Все о Logo-мирах.

19. История программирования в лицах.

20. Язык программирования ADA.

21. Язык программирования PL/1.

22. Язык программирования Algol.

23. Язык программирования Си.

24. О фирмах-разработчиках систем программирования.

25. Языки программирования в СУБД.

26. О системах программирования для учебных целей.

 

Тематика курсовой работы

1. Значение выбора языка, платформы и технологии программирования.

2. Важность структурирования программ и использования принципа модульности.

3. Варианты использования автокодов для оптимизации процессов.

4. Виды диаграмм и их значение в программировании.

5. Влияние программистов на эффективность организации рабочего процесса предприятий.

6. Значение процедурного программирования в 21 веке.

7. Конструкция императивных языков.

8. Макросы в ассемблере.

9. Оптимизация программного обеспечения для успешной и бесперебойной работы предприятия.

10. Особенности структурного программирования.

11. Проблемы современного программирования и их решение.

12. Программирование графических приложений с использованием графического интерфейса устройств (GDI+).

13. Особенности многоязыкового программирования.

14. Программирование как неотъемлемая часть развития общества.

15. Значение выбора языка, платформы и технологии программирования.

16. Программирование приложений с использованием библиотеки классов .NET Framework.

17. Программирование приложений, поддерживающих многодокументный интерфейс (MDI).

18. Программирование приложений, поддерживающих однодокументный интерфейс (SDI).

19. Программирование приложений, построенных на основе архитектуры «Документ/Представление»

20. Программирование с информационным сервером INTERNET (ISAPI).

21. Программирование сетевых приложений с использованием функций API.

22. Практическое использование генетического программирования.

23. Расширение областей программирования как следствие цифровизации современного общества.

24. Создание и индексация массивов.

25. Способы разработки мобильных приложений.

26. Сфера применения генерации случайных чисел.

27. Типизация в языках программирования.

28. Функции. Их параметры и аргументы в современном программировании.

29. Интерфейс во взаимодействии с другими системами программирования.

30. Язык СИ. Достоинства, недостатки и варианты применения.

Тема: Один или несколько ответов(Знания)

Задание № 1

Определение, относящееся к понятию транслятор:

Ответ:

1. Программа-переводчик

2. Составитель

3. Читает всю программу целиком

4. Переводит и выполняет программу строка за строкой

Задание № 2

Определение, относящееся к понятию компилятор:

Ответ:

 
1. Программа-переводчик

2. Составитель

3. Читает всю программу целиком

4. Переводит и выполняет программу строка за строкой

Задание № 3

Среда IDE включает в себя следующие компоненты:

Ответ:

1. Компилятор

2. Табличный редактор

3. Встроенный ассемблер

4. Отладчик

Задание № 4

Языки низкого уровня применяют для…

Ответ:

1. Драйверов устройств

2. Быстроты и удобства использования программистом

3. Компьютерных вирусов

4. Описания задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде

Задание № 5

К объектно-ориентированным языкам программирования относятся:

Ответ:

1. Pascal

2. VBA

3. С++

5. Кобол

Задание № 6

Языки программирования для компьютерных сетей:

Ответ:

1. Си++

2. XML

3. Delphi

4. PHP

Задание № 7

Слово «Сomputer» с английского языка переводится как ...

Ответ:

1. Вычислитель

2. Компьютер

3. Машина

4. ЭВМ

Задание № 8

Все вычисления на компьютере выполняет:

Ответ:

1. Чипсет

2. Процессор

3. ОЗУ

4. Кэш-память

Задание № 9

Способы записи алгоритмов:

Ответ:

 
1. Псевдокоды

2. Графический

3. Модульный

4. Табличный

Задание № 10

Что из перечисленного можно считать алгоритмами?

Ответ:

1. Описание процесса решения уравнения

2. Расписание занятий

3. Инструкция по эксплуатации компьютера

4. Список группы в журнале

Задание № 11

Разновидности алгоритмов:

Ответ:

1. Простой

2. Разветвляющий

3. Сложный

4. Линейный

Задание № 12

На рисунке   представлен фрагмент алгоритма ввода элементов одномерного массива с использованием…

Ответ:

1. цикла с параметром

2. условного цикла

3. вложенного цикла

4. цикла с предусловием

Задание № 13

На рисунке   представлен фрагмент графического алгоритма вычисления…

Ответ:

1. Произведения элементов массива

2. Суммы элементов массива

3. Поиска максимального элемента и его номера в массиве

4. Упорядочивания массива

Задание № 14

Число, записанное с основанием системы счисления:

Ответ:

1.  5345(7)

2. 3467,3

3. 1011

4. 1001 - 2

Задание № 15

Системы счисления, в которых может быть число 5013:

Ответ:

1. Троичная

2. Восьмеричная

4. Десятичная

5. Двоичная

 
Задание № 16

Открытие и закрытие окна Windows с точки зрения объектно-ориентированного программирования это….

Ответ:

1. класс

2. метод

3. свойство

4. способ

Задание № 17

Язык, построенный на принципах объектно-ориентированного программирования, называют ….

Ответ:

1. объектно-ориентированным  

2. высокого уровня  

3. серверным

4. низкого уровня

Задание № 18

При объектно-ориентированном проектировании программных систем наиболее важной задачей является…

Ответ:

1. выбор современной среды разработки

2. правильное построение иерархии классов

3. распределение заданий на разработку между группами программистов

4. документирование этапов проектирования приложения

Задание № 19

Для написания драйверов устройств наилучшим образом подойдет язык программирования …

Ответ:

1. низкого уровня  

2. высокого уровня  

3. серверный

4. объектно-ориентированный

Задание № 20

Примером алгоритмической декомпозиции является следующая последовательность…

Ответ:

1. веранда, фасад, утверждение проекта, клумба

2. дом, фундамент, строительные блоки, трубы

3. дерево, газон, клумба, тропинка

4. проектирование дома, закупка материалов, подведение коммуникаций, постройка дома

Задание № 21

В структурной связи «агрегирование» находятся объекты…

Ответ:

1. дом, лифт

2. колеса самосвала, колеса велосипеда

3. автомобиль, дерево

4. мотоцикл, дерево

Задание № 22

Алгоритм - это:

 
Ответ:

1. Таблица с данными

2. Программа на языке программирования

3. Набор инструкций, определяющих последовательность операций

4. Список задач для решения

Задание № 23

Программа переводится на машинный язык при каждом ее запуске, когда эта программа обрабатывается…

Ответ:

1. редактором

2. ассемблером

3. интерпретатором

4. драйвером

Задание № 24

Объектно-ориентированный подход к программированию использует следующие базовые понятия:

Ответ:

1. инструкции

2. класс    

3. объект

4. условие

Задание № 25

Дан двумерный массив А из 5 строк и пяти столбцов. Доступ к элементу массива 2-й строки и 3-го столбца:

Ответ:

1. А (2,3)

2. А (3,2)

3. А (3/2)

4. А (2*3)

Задание № 26

«ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ-ИЛИ» на языке программирования обозначается как…

Ответ:

1.  NOT AND

2.  ABS NOT

3.  EXP NOT

4.  NOT OR  

Задание № 27

Определение, относящиеся к понятию интерпретатор:

Ответ:

1. Отладчик

2. Переводчик

3. Машинный язык

4. Язык программирования

Задание № 28

Определение, относящееся к понятию отладчик:

Ответ:

1. Отладочная программа

2. Совокупность идей и понятий

 
3. Способ концептуализации

4. Система программных средств

Задание № 29

Виды памяти, которые используют программы:

Ответ:

1. Машинный код

2. Динамическая память

3. Исходный текст программы

4. Статическая память

Задание № 30

НЕпозиционной системой счисления являются  системы…

Ответ:

1. Римская

2. Греческая

3. Десятичная

4. Двоичная

Задание № 31

Позиционной системой счисления являются  системы…

Ответ:

1. Десятичная

2. Греческая

3. Римская

4. Двоичная

Тема: Соответствие (Умения)

Задание № 32

Приведите в соответствие языки процедурного программирования и их назначения:

Дистракторы:

1. Фортран

2. Кобол

3. Алгол

4. Си

Дистракторы соответствия:

1. Первоначальный его вариант планировался как язык для реализации операционной системы Unix вместо языка Ассемблера

2. Язык для решения задач обработки больших объемов данных, хранящихся на различных носителях данных

3. Многоцелевой расширенный язык, в котором впервые введены понятия «блочная структура программы» и «динамическое распределение памяти»

4. Первый компилируемый язык для программирования научно-технических задач

Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1

Задание № 33

Приведите в соответствие классификацию языков программирования высокого уровня и их определения:

Дистракторы:

1. Процедурные

2. Объектно-ориентированные

3. Для компьютерных сетей

4. Декларативные

 
Дистракторы соответствия:

1. Последовательность команд, определяющих алгоритм решения задачи

2. Являются интерпретируемыми. Интерпретаторы для них распространяются бесплатно, а сами программы – в исходных текстах

3. Метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты

4. Первоначальный его вариант планировался как язык для реализации операционной системы Unix вместо языка Ассемблера

Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

Задание № 34

Приведите в соответствие этапы решения задач на ПК и их функции:

Дистракторы:

1. Постановка задачи

2. Разработка алгоритма

3. Программирование

4. Тестирование и отладка

Дистракторы соответствия:

1. Выбор метода проектирования алгоритма

2. Определение формы выдачи результатов

3. Совершенствование программы

4. Уточнение способов организации данных

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-4, 4-3

Задание № 35

Приведите в соответствие свойства алгоритма и их характеристики:

Дистракторы:

1. Лаконичность и простота

2. Определенность

3. Конечность

4. Дискретность

Дистракторы соответствия:

1. Краткость, четкость и ясность представления, удобство восприятия

2. Предполагается, что процесс решения задачи может быть разбит на отдельные, элементарные шаги (части), удобные для восприятия и анализа

3. Алгоритм должен всегда заканчиваться после выполнения некоторого числа шагов и приводить к решению поставленной задачи

4. Все действия, которые предполагается производить на каждом шаге алгоритма, должны быть строго и недвусмысленно определены.

Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2

Задание № 36

Приведите в соответствие способы описания алгоритмов и их определения:

Дистракторы:

1. Словесно-формульный

2. Псевдокод

3. Программный

4. Графический

Дистракторы соответствия:

1. Запись алгоритма на языке программирования, позволяющем на основе строго определенных правил формировать последовательность предписаний, однозначно отражающих смысл и содержание алгоритма

2. Описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основные этапы решения задачи

3. Запись в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий

 
4. Алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4

Задание № 37

Приведите в соответствие основные понятия в алгоритмических языках:

Дистракторы:

1. Имена

2. Операции

3. Данные

4. Выражения

Дистракторы соответствия:

1. Арифметические, логические, строковые

2. Арифметические, логические, отношения, сцепки

3. Константы, переменные, массивы

4. Используются для обозначения переменных

Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1

Задание № 38

Приведите в соответствие языки программирования для компьютерных сетей и их назначения:

Дистракторы:

1. PHP

2. Tcl/Tk

3. VRML

4. XML

Дистракторы соответствия:

1. Состоит из мощных команд, предназначенных для работы с абстрактными нетипизированными объектами и позволяет создавать программы с графическим интерфейсом

2. Обладает средствами доступа к БД и используется создателями динамических сайтов во всем мире

3. Создан для организации виртуальных трехмерных интерфейсов в Интернете

4. Универсальный язык структуры документов

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3, 4-4

Задание № 39

Приведите в соответствие понятия массивов данных и их определения:

Дистракторы:

1. Массив

2. Элемент массива

3. Индекс массива

4. Размерность массива

Дистракторы соответствия:

1. Целое число, которое указывает на конкретный элемент массива

2. Отдельная переменная, входящая в массив

3. Именованная последовательность областей памяти, хранящих однотипные элементы

4. Количество индексов, необходимое для однозначной идентификации любого элемента массива

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4

Задание № 40

Приведите в соответствие элементы объектно-ориентированного программирования и их функции:

Дистракторы:

1. Объект

 
2. Методы

3. Класс

4. Программа

Дистракторы соответствия:

1. Процедуры и функции, выполняющие действия с объектом

2. Объединение данных и методов

3. Тип, описывающий устройство объектов

4. Совокупность объектов

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3, 4-4

Задание № 41

Установите соответствие между языками программирования и их названиями:

Дистракторы:

1. Java

2. Delphi

3. Perl

4. Пролог

Дистракторы соответствия:

1. Объектный

2. Логический

3. Сетевой

4. Визуальный

Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2

Задание № 42

Установите соответствие между элементами управления панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:

Дистракторы:

1. TextBox

2. Label

3. CommandButton

4. ListBox

Дистракторы соответствия:

1. Поле

2. Надпись

3. Список

4. Кнопка

Соответствие: 1-1, 2-2, 3-4, 4-3

Задание № 43

Установите соответствие между свойствами объекта UserForm в среде VBA и их назначениями:

Дистракторы:

1. Name

2. Caption

3. BackColor

4. Picture

Дистракторы соответствия:

1. Цвет фона формы

2. Текст, отображаемый в строке заголовка формы

3. Имя пользовательской формы

4. Рисунок, отображаемый как фон формы

 
Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4

Задание № 44

Установите соответствие между служебными словами псевдокода и их описанием:

Дистракторы:

1. алг

2. арг

3. нц

4. кц

Дистракторы соответствия:

1. конец цикла

2. аргумент

3. начало цикла

4. алгоритм

Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1

Задание № 45

Установите соответствие названия языков программирования и их назначение:

Дистракторы:

1. машинно-ориентированные

2. машинные

3. алгоритмические

4. процедурно-ориентированные

Дистракторы соответствия:

1. не зависят от архитектуры компьютера и предназначены для отражения структуры алгоритма

2. воспринимаются аппаратной частью компьютера

3. отражают структуру конкретного типа компьютера

4. ориентируются на возможность описания программы, как совокупности процедур

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4  

Задание № 46

Установите соответствие типов переменных и типов данных, которые могут быть значениями переменной:

Дистракторы:

1. Variant

2. Boolean

3. Integer

4. String

Дистракторы соответствия:

1. для хранения данных любых типов, занимает 16 байтов

2. для хранения строковой информации до 2 Гб текста

3. для хранения целых чисел в диапазоне от -32768 до 32767

4. для хранения логической информации, принимает одно из двух зна¬чений True и False

Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2

Задание № 47

Установите соответствие типов переменных и типов данных, которые могут быть значениями переменной:

Дистракторы:

1. Byte

 
2. Single

3. Double

4. Object

Дистракторы соответствия:

1. для хранения дробных чисел, с точностью до 16 цифр

2. для хранения дробных чисел, с точностью до 7 цифр

3. для хранения целых неотрицательных чисел от 0 до 255

4. для хранения ссылок на объекты, занимает 4 байта

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4

Задание № 48

Установите соответствие между элементами управления инструментальной панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:

Дистракторы:

1. TextBox

2. OptionButton

3. CommandButton

4. ScrollBar

Дистракторы соответствия:

1. полоса прокрутки

2. переключатель

3. кнопка

4. поле

Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1

Задание № 49

Установите соответствие между элементами управления инструментальной панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:

Дистракторы:

1. CheckBox

2. ToggleButton

3. Frame

4. Label

Дистракторы соответствия:

1. рамка

2. выключатель

3. флажок

4. надпись

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4

Задание № 50

Установите соответствие между элементами управления инструментальной панели Toolbox в среде VBA и их назначениями:

Дистракторы:

1. ListBox

2. ComboBox

3. SpinButton

4. Image

Дистракторы соответствия:

1. рисунок

2. поле со списком

3. счетчик

 
4. список

Соответствие: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1

Задание № 51

Установите соответствие способов описания алгоритма и их определением:

Дистракторы:

1. Словесно-формульный

2. Графический

3. Псевдокоды

4. Словесный

Дистракторы соответствия:

1. описание алгоритма с помощью естественного языка и формул

2. описание содержания выполняемых действий средствами естественного языка

3. описание алгоритма на условном алгоритмическом языке

4. описание алгоритма с помощью блок-схем

Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2

Задание № 52

Установите соответствие свойств объекта пользовательской формы UserForm в VBA:

Дистракторы:

1. Name

2. Caption

3. BackColor

4. Picture

Дистракторы соответствия:

1. возвращает имя пользовательской формы

2. возвращает цвет фона формы

3. возвращает текст, отображаемый в строке заголовка формы

4. указывает рисунок, отображаемый как фон формы

Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

Задание № 53

Соотнесите термины с их определениями:

Дистракторы:

1. Алгоритм

2. Псевдокод

3. Цикл

4. Условный оператор

Дистракторы соответствия:

1. «Если – то», используется для выбора действий в зависимости от условия

2. Последовательность операций, которая, если следовать ей точно, приведет к желаемому результату

3. Процесс повторения определённого набора операций до выполнения определенного условия

4. Простой способ описания алгоритмов, написанный на естественном или формальном языке

Соответствие: 1–2, 2–4, 3–3, 4–1

 
Задание № 54

Соотнесите типы данных с их описаниями:

Дистракторы:

1. Integer

2. Float

3. String

4. Boolean

Дистракторы соответствия:

1. для представления десятичных чисел

2. для представления логических значений (истина или ложь)

3. для представления целых чисел

4. для представления текста или последовательности символов

Соответствие: 1–3, 2–1 , 3–4,  4–2

Задание № 55

Соотнесите типы алгоритмов с их описаниями:

Дистракторы:

1. Линейный

2. Ветвящийся

3. Циклический

4. Рекурсивный

Дистракторы соответствия:

1. Последовательность операций, которая выполняется строго один раз

2. Последовательность операций, в которой в определенный момент время происходит возврат к некоторому предыдущему этапу

3. Включает в себя условные переходы

4. Обращаются к себе же в процессе выполнения

Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

Задание № 56

Соотнесите базовые структуры программирования с их описаниями:

Дистракторы:

1. Последовательность

2. Условие

3. Цикл

4. Процедура

Дистракторы соответствия:

1. Многократное исполнение участков кода

2. Строгий порядок исполнения действий

3. Исполнение определённого блока кода в зависимости от условия

4. Подпрограмма, выполняющая определённое действие

Соответствие: 1-2, 2-3, 3-1, 4-4

Задание № 57

Соотнесите операторы языка программирования с их описаниями:

Дистракторы:

1. Арифметические

2. Присваивания

3. Сравнения

4. Логические

Дистракторы соответствия:

 
1. Операторы, позволяющие изменять значение переменных

2. Операторы, используемые для создания логических выражений

3. Операторы, используемые для сравнения значений

4. Операторы, используемые для выполнения математических операций

Соответствие: 1-4, 2-1, 3-3, 4-2

Задание № 58

Соотнесите конструкции языка программирования с их описаниями:

Дистракторы:

1. if...else

2. while

3. for

4. switch...case

Дистракторы соответствия:

1. Цикл с предусловием

2. Условная конструкция

3. Множественный выбор

4. Цикл со счётчиком

Соответствие: 1-2, 2-1 ,3-4, 4-3

Задание № 59

Соотнесите типы ошибок в программировании с их описаниями:

Дистракторы:

1. Синтаксические

2. Логические

3. Времени выполнения

4. Компиляции

Дистракторы соответствия:

1. при неправильном порядке или применении команд к коду

2. из-за неправильного алгоритма или логики кода

3. при попытке транслировать код в машинный

4. при ошибке, такой как переполнение, деление на ноль

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-4, 4-3

Тема: Последовательность (Умения)

Задание № 60

Укажите правильную последовательность знаний, необходимых для успешного программирования задачи:

Ответ:

1. Конкретного языка программирования

2. Средств отображения алгоритма

3. Предметной области, в которой решается задача

4. Методов тестирования алгоритмов и программ

Порядок: 3,2,1,4

Задание № 61

Укажите последовательность правильного составления алгоритма:

Ответ:

1. Уяснить задачу

2. Проверить правильность решения

3. Составить схему решения

 
4. Проиграть решение задачи в голове

Порядок: 1,4,3,2

Задание № 62

Укажите правильную последовательность этапов процесса решения задач на ПК:

Ответ:

1. Разработка алгоритма

2. Постановка задачи

3. Программирование

4. Тестирование и отладка

Порядок: 2,1,3,4

Задание № 63

Укажите правильную последовательность этапов постановки задачи:

Ответ:

1. Определение формы выдачи результатов

2. Формулировка условия задачи

3. Определение конечных целей решения задачи

4. Сбор информации о задаче

Порядок: 4,2,3,1

Задание № 64

Укажите правильную последовательность операций в алгоритме подключения компьютера:

Ответ:

1. Включение питания

2. Запуск приложений

3. Загрузка рабочего стола

4. Загрузка операционной системы

Порядок: 1,4,3,2

Задание № 65

Укажите правильную последовательность выполнения операций в арифметических выражениях в программировании:

Ответ:

1. вычисления встроенных функций

2. операции умножения и деления

3. операции внутри скобок

4. возведение в степень

Порядок: 3,1,4,2

Тема: Верно/неверно (Умения, Трудовые действия)

Задание № 66

Верно ли, что на рисунке представлена схема разветвляющегося алгоритма с полным ветвлением

  

Ответ:

Верно

Задание № 67

Верно ли, что на рисунке представлен фрагмент линейного алгоритма

  

Ответ:

Верно

 

Задание № 68

Верно ли, что логическое выражение (х>=-10) и (х<= 10) истинно, если x ∊ [-10, 10]

Ответ:

Верно

Задание № 69

Верно ли, что в результате работы алгоритма при х=10 и у=15, значения будут 5,5

  

Ответ:

Верно

Задание № 70

Верно ли, что после выполнении алгоритма, значение целочисленных переменных х=5, у=11.

х := 11;

у:= 5;

t := у;

у := х mod у;

х := t;

у := у + 2*t;

х = 11, у = 5

х = 5, у = 11

х = 10, у = 5

х = 5, у = 10

Ответ:

Верно

Задание № 71

Дан фрагмент алгоритма. Верно ли, что при а = 2 и b =0 значение переменной b после выполнения равно 25

  

Ответ:

Верно

Тема: Ввод числа (Навыки, Трудовые действия)

Задание № 72

Дан фрагмент линейного алгоритма:

а := 8

b := 6+3*а

а:= b/3*а

Чему равно значение переменной а после его исполнения?

Ответ:

80

Задание № 73

Определите значение переменной S после выполнения фрагмента алгоритма:

s:=0

нц для i от 1 до 5

s:=s+i*i

кц

Ответ:

 
55

Задание № 74

Определите значение переменной f после выполнения фрагмента алгоритма:

f:=1

нц для i от 1 до 5

f:=f*i

кц

Ответ:

120

Задание № 75

Дан фрагмент линейного алгоритма:

x := 5

y := 2 * x + 7

z := (y + 3) / x

Чему равно значение переменной z после его исполнения?

Ответ:

4

Задание № 76

Дан ряд двоичных чисел: 1010, 1100, 1110, .... Продолжите ряд, указав следующее двоичное число после 1110.

Ответ:

1111

Задание № 77

Дан ряд двоичных чисел: 0101, 1001, 1101, .... Продолжите ряд, указав следующее двоичное число после 1101.

Ответ:

1110

Задание № 78

Дан фрагмент линейного алгоритма:

x := 6

y := 3 * x + 4

z := (y - 2) / x

Чему равно значение переменной z после его исполнения?

Ответ:

3

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Бабушкина И. А., Окулов С. М. Практикум по объектно-ориентированному программированию [Электронный ресурс]:. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 369 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/135561 
 
Л1.2 Златопольский Д. М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы [Электронный ресурс]:ВО - Бакалавриат. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 226 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/135562 
 
Л1.3 Бедердинова О. И., Минеева Т. А. Программирование на языках высокого уровня [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 159 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1044396 
 
Л1.4 Дадян Э. Г. Современные технологии программирования. Язык 1С 8.3 [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 173 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=426754 
 
дополнительная
 
Л2.1 Крищенко В. А., Рязанова Н. Ю. Основы программирования в ядре операционной системы GNU/Linux [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 34 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58435 
 
Л2.2 Воронцова Е. А. Программирование на С++ с погружением: практические задания и примеры кода [Электронный ресурс]:практикум ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 80 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=563294 
 
Л2.3 Шишов О. В. Программируемые контроллеры в системах промышленной автоматизации [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 365 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=366933 
 
Л2.4 Жулабова Ф. Т. Системное программирование. Лабораторные работы [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 208 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/164955 
 
Л2.5 Окулов С. М., Ашихмина Т. В., Бушмелева Н. А. Задачи по программированию [Электронный ресурс]:ВО - Бакалавриат. - Москва: Лаборатория знаний, 2021. - 826 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/172248 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Введение в программирование
https://intuit.ru/studies/courses/4453/686/info
1
 
Большой список образовательных ресурсов по программированию
https://intalent.pro/article/bolshoy-spisok-obrazovatelnyh-resursov.html
2
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «Технологии программирования» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавров и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические и лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, защите практических работ, контрольной работе;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, защиту практических работ, выполнения контрольных работ, написания тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
315/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 
423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Технологии программирования»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.п.н. Богданова С.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаев Д.В.
 
_______________________ профессор  , д.э.н. Шуваев А.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Технологии программирования» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров Алексей Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Технологии программирования» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии