УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
стандарты оформления технической документации
умеет
применять стандарты оформления технической документации
владеет навыками
навыками разработки и утверждения технической документации
классификацию информационных систем
умеет
разрабатывать информационно-логическую, функциональную и объектно-ориентированную модели информационной системы, модели данных информационных систем
владеет навыками
методами и средствами представления данных и знаний о предметной области
структуры, конфигурации информационных систем
умеет
применять информационные технологии при проектировании информационных систем
владеет навыками
методами и средствами анализа информационных систем, технологиями реализации, внедрения проекта информационной системы
общую характеристику процесса
умеет
использовать архитектурные и детализированные решения при проектировании систем
владеет навыками
моделями и средствами разработки архитектуры информационных систем
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Архитектура информационных систем».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Архитектура информационных систем».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Архитектура информационных систем».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Архитектура информационных систем» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Информационно-управляющие системы.
3. Управляющие системы
4. Системы мониторинга и управления ресурсами
5. Системы управления производством
6. Системы управления доступом
8. Особенности автономных и централизованных архитектур ИС
9. Основные характеристики архитектур распределенных систем. Особенности архитектуры файл-сервер
10. Особенности архитектура клиент-сервер
11. Стандарты и протоколы основе Web-сервисов
12. Технология EJB
13. Технология DCOM
14. Технология CORBA
15. Понятие архитектурного стиля. Классификация архитектурных стилей
16. Архитектурные стили. Потоки данных, вызов с возвратом
17. Архитектурные стили. Независимые компоненты, централизованные данные
18. Архитектурные стили. Виртуальные машины
19. Паттерны: определение и виды.
20. Фреймворки: определение и классификация
21. Сущность технологии сокетов
22. Сущность технологии вызова удаленных процедур
23. Сущность технологии на основе систем распределенных объектов.
24. Сущность технологии COM
25. Сущность технологии COM +
26. Сущность технологии .NET
27. Понятие и назначение СОА
28. Назначение и сущность языка XML.
1. Типовые проблемы, возникающие при создании распреде¬ленных ИС.
2. Базовые механизмы интеграции прило¬жений, входящих в состав распределенной ИС.
3. Сущность, достоинства и недостатки механизма разделяемых файлов.
4. Сущность, достоинства и недостатки механизма разделяемой базы данных.
5. Сущность, достоинства и недостатки механизма удаленного вызова процедур и методов.
6. Сущность, достоинства и недостатки механизма обмена сообщениями.
7. Типовые подходы к решению задачи интеграции
8. Сущность, достоинства и недостатки механизма интеграции на уровне данных.
9. Сущность, достоинства и недостатки механизма бизнес-функций и бизнес-объектов.
10. Сущность, достоинства и недостатки механизма бизнес-процессов.
1. Что включает архитектура (несколько вариантов ответов)?
а) принципы
б) стандарты
в) ключевые элементы
г) программный код
2. Что описывает архитектура решений (несколько вариантов ответов)?
а) функциональную область
б) автоматизированную систему
в) экосистему
г) организацию в целом
3. Что описывает корпоративная архитектура (один правильный ответ)?
а) функциональную область
б) автоматизированную систему
в) API
г) организацию в целом
4. Найдите наиболее полное определение архитектурного стандарта (один правильный
а) конкретная спецификация проверяемых требований, которым должна соответствовать архитектура решений
б) конкретная спецификация проверяемых требований, которым должна соответствовать каждая архитектура
в) конкретная спецификация любых требований, которым должна соответствовать каждая архитектура
г) конкретная спецификация проверяемых условий, которым должна соответствовать корпоративная архитектура
5. Способность организации, необходимая ей для достижения бизнес-целей – это (один правильный ответ):
а) Бизнес-компетенция
б) Процесс
6. Совокупность действий, выполняемых в заданном порядке для повторяемого достижения требуемого результата – это (один правильный ответ):
а) Бизнес-компетенция
б) Процесс
7. Инструмент визуализации и сравнения бизнес-компетенций организаций в рамках одной отрасли – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-компетенция
б) Процесс
в) Карта компетенций
4. Процессы, которые создают ценность для внешнего Клиента – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-процессы
б) Поддерживающие процессы
в) Управляющие процессы
5. Процессы, которые создают ценность для организации в целом и не имеют явно выраженного Клиента – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-процессы
б) Поддерживающие процессы
в) Управляющие процессы
6. Процессы, которые создают ценность для внутреннего Клиента – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-процессы
б) Поддерживающие процессы
в) Управляющие процессы
7. Объекты бизнес-архитектуры могут относиться к трем видам моделей. Каким? (один правильный ответ)
а) Организационной, Продуктовой, Профессиональной
б) Организационной, Поисковой, Процессной
в) Организационной, Продуктовой, Процессной
г) Образовательной, Продуктовой, Процессной
8. Инструмент стандартизации описания данных, объединяющий концептуальный, логический и физический уровень – это (один правильный ответ).
а) Бизнес-компетенция
б) Процесс
в) Корпоративная модель данных
9. Какие задачи решает фабрика данных (несколько вариантов ответа)?
а) Управленческая отчётность в режиме реального времени
б) Массовая персонализация
в) Регуляторная и налоговая отчётность
г) Вторичные продажи
10. Какие три уровня детализации выделяют при описании данных в информационной архитектуре (один правильный ответ)?
а) Карта приложений, реестр АС, архитектура АС
б) Концептуальный, логический, физический
в) Бизнес-процессы, поддерживающие процессы, управляющие процессы
11. Выберите задачи, которые стоят перед архитектурой приложений (несколько вариантов ответа)
а) вывести из тени нелегальные системы
б) обеспечить полноту реестра систем
в) отказаться от реинжиниринга Legacy
г) обеспечить актуальность стандартов
12. Совокупность приложений или автоматизированных систем компании, существующих для поддержки её бизнес-процессов, а также набор стандартов и инструментов- это (один правильный ответ).
а) Бизнес-архитектура
б) Приложение
в) Архитектура приложений
13. Какие три уровня управления выделяют в архитектуры приложений (один правильный ответ)?
а) Концептуальный, логический, физический
б) Карта приложений, реестр АС, архитектура АС
в) Бизнес-процессы, поддерживающие процессы, управляющие процессы
14. Инструмент, позволяющий анализировать зрелость ИТ в организации (текущее состояние — As Is), планировать целевое состояние — To Be — и управлять изменениями (план перехода — Roadmap – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-архитектура
б) Приложение
в) Карта приложений
15. Что содержит реестр АС (один правильный ответ)?
а) Бизнес-архитектуру
б) Приложения
в) Карту приложений
г) Характеристики систем
16. АС, которая перестала удовлетворять требованиям бизнеса или соответствовать архитектурным критериям – это (один правильный ответ)
Legacy-система
Микросервис
Карта приложений
17. Приложение, которое выполняет одну конкретную функцию, работает только со своими данными, взаимодействует с другими микросервисами по сети – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-архитектура
б) Микросервис
в) Карта приложений
18. Выберите правильную последовательность эволюции архитектур приложений (один правильный ответ)
а) Монолитная-Компонентная-Микросервисная
б) Компонентная-Монолитная-Микросервисная
в) Микросервисная-Монолитная-Компонентная
19. Набор программных модулей, обеспечивающий выполнение взаимосвязанных функций – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-архитектура
б) Приложение
в) Архитектура приложений
20. Способ организации взаимодействия приложений, путем фиксации контракта между двумя сторонами – это (один правильный ответ)
а) Репозиторий
б) Микросервис
в) API
21. Совокупность взаимодействий между приложениями (автоматизированными системами в нашей терминологии), а также соответствующих стандартов и инструментов – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-архитектура
б) Архитектура приложений
в) Интеграционная архитектура
22. Какие способы взаимодействия через сеть с фиксацией API выделяют (несколько вариантов ответа)?
а) Синхронный
б) Асинхронный
в) Монолитный
г) Распределенный
23. Совокупность технологий, обеспечивающих работу приложений, и соответствующих стандартов использования этих технологий – это (один правильный ответ)
а) Бизнес-архитектура
б) Архитектура приложений
в) Техническая архитектура
24. Логическое объединение компонентов технической архитектуры по их типам для их классификации и совместного анализа – это (один правильный ответ)
а) Технологическая карта
б) Микросервис
в) Технологический домен
25. Стандартизированный набор связанных технологий, используемый при создании автоматизированных систем определённого уровня критичности – это (один правильный ответ)
а) Технологическая карта
б) Технологический стек
в) Технологический домен
26. Инструмент, позволяющий анализировать зрелость компонентов техстеков в моменте (As-Is), планировать целевое состояние технической архитектуры (To Be) и управлять её изменениями (то есть, составлять и контролировать путь изменений-Roadmap) – это (один правильный ответ)
а) Технологическая карта
б) Технологический стек
в) Технологический домен
г) Карта технологических стеков
27. Предоставление вычислительных ресурсов на одном физическом сервере для
а) Контейнеризация
б) Виртуализация
28. Предоставление вычислительных ресурсов на одном физическом сервере для изолированной работы набора приложений в рамках одной операционной системы – это (один правильный ответ)
а) Контейнеризация
б) Виртуализация
29. Технология распределённой обработки данных, в которой вычислительные ресурсы и бизнес-функциональность предоставляются пользователю как сервис – это (один правильный ответ)
а) Облачные вычисления
б) Квантовые вычисления
в) Интернет вещей
г) Blockchain
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в
Конспекты лекций контролируется преподавателем
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.
В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия
- для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.
3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ, коллоквиума;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- повторение лекционного материала;
- подготовки к лабораторным занятиям;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем
Рекомендации по подготовке к зачету
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.
Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.
Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:
1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);
2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).
423/НК
Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.