2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Архитектура информационных систем_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.35 Архитектура информационных систем
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целями освоения дисциплины «Архитектура информационных систем» являются формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность специалиста информационных систем и технологий к использованию знаний в области архитектуры информационных систем при решении практических задач в рамках проектно-конструкторской, проектно-технологической и производственно-технологической деятельности 
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-4 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью с использованием стандартов, норм и правил;
ОПК-4.2 Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
знает

стандарты оформления технической документации

умеет

применять стандарты оформления технической документации

владеет навыками

навыками разработки и утверждения технической документации

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен осуществлять выбор платформ и инструментальных программно-аппаратных средств для реализации информационных систем;
ОПК-7.1 Обоснованно выбирает архитектурные решения для реализации информационных систем; платформу для разработки инфокоммуникационных систем
знает

классификацию информационных систем

умеет

разрабатывать информационно-логическую, функциональную и объектно-ориентированную модели информационной системы, модели данных информационных систем

владеет навыками

методами и средствами представления данных и знаний о предметной области

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен осуществлять выбор платформ и инструментальных программно-аппаратных средств для реализации информационных систем;
ОПК-7.2 Выбирает программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
знает

структуры, конфигурации информационных систем

умеет

применять информационные технологии при проектировании информационных систем

владеет навыками

методами и средствами анализа информационных систем, технологиями реализации, внедрения проекта информационной системы

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен осуществлять выбор
ОПК-7.3 Разрабатывает, реализует и внедряет в
знает

общую характеристику процесса

 
платформ и инструментальных программно-аппаратных средств для реализации информационных систем;
опытную эксплуатацию инфокоммуникационные системы и корпоративные сети предприятий
проектирования информационных систем

умеет

использовать архитектурные и детализированные решения при проектировании систем

владеет навыками

моделями и средствами разработки архитектуры информационных систем

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Архитектура информационных систем» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Архитектура информационных систем» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Теория информационных процессов и систем
 
Управление жизненным циклом информационных систем
 
Инфокоммуникационные системы и сети
 
Технологии программирования
 
Основы программирования в ИС
 
Программно-аппаратная защита информации
 
Освоение дисциплины «Архитектура информационных систем» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Моделирование информационных процессов и систем
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Архитектура информационных систем» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
108/3
18
54
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
8
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Архитектурный подход в ИС
1.
 
Основы создания автоматизированных информационных систем
5
12
42
КТ 1
1.1.
10
32
Тест
ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-4.2
 
Архитектурные решения информационных систем 
5
24
30
КТ 2, КТ 3
1.2.
8
22
Тест
ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-4.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
108
18
54
 
Итого
36
108
18
54
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Основы создания автоматизированных информационных систем
Совокупная стоимость владения ИС 
2/2
 
Основы создания автоматизированных информационных систем
Базовые типы ИС
2/-
 
Основы создания автоматизированных информационных систем
Эволюция платформенных архитектур информационных систем
2/-
 
Основы создания автоматизированных информационных систем
Распределенные архитектуры ИС
2/-
 
Основы создания автоматизированных информационных систем
Архитектура Web-приложений
2/-
 
Архитектурные решения информационных систем 
Архитектурные стили
2/2
 
Архитектурные решения информационных систем 
Паттерны в архитектуре ИС
2/-
 
Архитектурные решения информационных систем 
Фреймворки в архитектуре ИС
2/-
 
Архитектурные решения информационных систем 
Сервисно-ориентированные архитектуры (СОА)
2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Доработка лабораторной работы.
12
 
Доработка лабораторной работы.
24
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Архитектура информационных систем» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Архитектура информационных систем».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Архитектура информационных систем».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Архитектура информационных систем».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Основы создания автоматизированных информационных систем
Л1.1, Л1.2
 
2
Архитектурные решения информационных систем 
Л1.1, Л1.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Архитектура информационных систем»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-4.2:Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы; принципы разработки и утверждения технической документации в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями
Теория информационных процессов и систем
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Управление жизненным циклом информационных систем
x
ОПК-7.1:Обоснованно выбирает архитектурные решения для реализации 
Инфокоммуникационные системы и сети
x
Преддипломная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
информационных систем; платформу для разработки инфокоммуникационных систем
Программно-аппаратная защита информации
x
ОПК-7.2:Выбирает программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
Методы и средства проектирования информационных систем
x
Основы программирования в ИС
x
Преддипломная практика
x
Технологии программирования
x
x
ОПК-7.3:Разрабатывает, реализует и внедряет в опытную эксплуатацию инфокоммуникационные системы и корпоративные сети предприятий
Инфокоммуникационные системы и сети
x
Моделирование информационных процессов и систем
x
Преддипломная практика
x
Системы электронного документооборота
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Архитектура информационных систем» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Архитектура информационных систем» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
КТ 2
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
КТ 3
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Архитектура информационных систем» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Архитектура информационных систем»
1. Типы архитектур. Классификация ИС по доменам задач и доменам решений.

2. Информационно-управляющие системы.

3. Управляющие системы

4. Системы мониторинга и управления ресурсами

5. Системы управления производством

6. Системы управления доступом

 
7. Группы методологий разработки ИС

8. Особенности автономных и централизованных архитектур ИС

9. Основные характеристики архитектур распределенных систем. Особенности архитектуры файл-сервер

10. Особенности архитектура клиент-сервер

11. Стандарты и протоколы основе Web-сервисов

12. Технология EJB

13. Технология DCOM

14. Технология CORBA

15. Понятие архитектурного стиля. Классификация архитектурных стилей

16. Архитектурные стили. Потоки данных, вызов с возвратом

17. Архитектурные стили. Независимые компоненты, централизованные данные

18. Архитектурные стили. Виртуальные машины

19. Паттерны: определение и виды.

20. Фреймворки: определение и классификация

21. Сущность технологии сокетов

22. Сущность технологии вызова удаленных процедур

23. Сущность технологии на основе систем распределенных объектов.

24. Сущность технологии COM

25. Сущность технологии COM +

26. Сущность технологии .NET

27. Понятие и назначение СОА

28. Назначение и сущность языка XML.

1. Типовые проблемы, возникающие при создании распреде¬ленных ИС.

2. Базовые механизмы интеграции прило¬жений, входящих в состав распределенной ИС.

3. Сущность, достоинства и недостатки механизма разделяемых файлов.

4. Сущность, достоинства и недостатки механизма разделяемой базы данных.

5. Сущность, достоинства и недостатки механизма удаленного вызова процедур и методов.

6. Сущность, достоинства и недостатки механизма обмена сообщениями.

7. Типовые подходы к решению задачи интеграции

8. Сущность, достоинства и недостатки механизма интеграции на уровне данных.

9. Сущность, достоинства и недостатки механизма бизнес-функций и бизнес-объектов.

10. Сущность, достоинства и недостатки механизма бизнес-процессов.

1. Что включает архитектура (несколько вариантов ответов)?

а) принципы

б) стандарты

в) ключевые элементы

г) программный код

2. Что описывает архитектура решений (несколько вариантов ответов)?

а) функциональную область

б) автоматизированную систему

в) экосистему

г) организацию в целом

3. Что описывает корпоративная архитектура (один правильный ответ)?

а) функциональную область

б) автоматизированную систему

в) API

г) организацию в целом

4. Найдите наиболее полное определение архитектурного стандарта (один правильный

 
ответ)?

а) конкретная спецификация проверяемых требований, которым должна соответствовать архитектура решений

б) конкретная спецификация проверяемых требований, которым должна соответствовать каждая архитектура

в) конкретная спецификация любых требований, которым должна соответствовать каждая архитектура

г) конкретная спецификация проверяемых условий, которым должна соответствовать корпоративная архитектура

5. Способность организации, необходимая ей для достижения бизнес-целей – это (один правильный ответ):

а) Бизнес-компетенция

б) Процесс

6. Совокупность действий, выполняемых в заданном порядке для повторяемого достижения требуемого результата – это (один правильный ответ):

а) Бизнес-компетенция

б) Процесс

7. Инструмент визуализации и сравнения бизнес-компетенций организаций в рамках одной отрасли – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-компетенция

б) Процесс

в) Карта компетенций

4. Процессы, которые создают ценность для внешнего Клиента – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-процессы

б) Поддерживающие процессы

в) Управляющие процессы

5. Процессы, которые создают ценность для организации в целом и не имеют явно выраженного Клиента – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-процессы

б) Поддерживающие процессы

в) Управляющие процессы

6. Процессы, которые создают ценность для внутреннего Клиента – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-процессы

б) Поддерживающие процессы

в) Управляющие процессы

7. Объекты бизнес-архитектуры могут относиться к трем видам моделей. Каким? (один правильный ответ)

а) Организационной, Продуктовой, Профессиональной

б) Организационной, Поисковой, Процессной

в) Организационной, Продуктовой, Процессной

г) Образовательной, Продуктовой, Процессной

8. Инструмент стандартизации описания данных, объединяющий концептуальный, логический и физический уровень – это (один правильный ответ).

а) Бизнес-компетенция

б) Процесс

в) Корпоративная модель данных

 

9. Какие задачи решает фабрика данных (несколько вариантов ответа)?

а) Управленческая отчётность в режиме реального времени

б) Массовая персонализация

в) Регуляторная и налоговая отчётность

г) Вторичные продажи

10. Какие три уровня детализации выделяют при описании данных в информационной архитектуре (один правильный ответ)?

а) Карта приложений, реестр АС, архитектура АС

б) Концептуальный, логический, физический

в) Бизнес-процессы, поддерживающие процессы, управляющие процессы

11. Выберите задачи, которые стоят перед архитектурой приложений (несколько вариантов ответа)

а) вывести из тени нелегальные системы

б) обеспечить полноту реестра систем

в) отказаться от реинжиниринга Legacy

г) обеспечить актуальность стандартов

12. Совокупность приложений или автоматизированных систем компании, существующих для поддержки её бизнес-процессов, а также набор стандартов и инструментов- это (один правильный ответ).

а) Бизнес-архитектура

б) Приложение

в) Архитектура приложений

13. Какие три уровня управления выделяют в архитектуры приложений (один правильный ответ)?

а) Концептуальный, логический, физический

б) Карта приложений, реестр АС, архитектура АС

в) Бизнес-процессы, поддерживающие процессы, управляющие процессы

14. Инструмент, позволяющий анализировать зрелость ИТ в организации (текущее состояние — As Is), планировать целевое состояние — To Be — и управлять изменениями (план перехода — Roadmap – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-архитектура

б) Приложение

в) Карта приложений

15. Что содержит реестр АС (один правильный ответ)?

а) Бизнес-архитектуру

б) Приложения

в) Карту приложений

г) Характеристики систем

16. АС, которая перестала удовлетворять требованиям бизнеса или соответствовать архитектурным критериям – это (один правильный ответ)

Legacy-система

Микросервис

Карта приложений

17. Приложение, которое выполняет одну конкретную функцию, работает только со своими данными, взаимодействует с другими микросервисами по сети – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-архитектура

б) Микросервис

в) Карта приложений

 

18. Выберите правильную последовательность эволюции архитектур приложений (один правильный ответ)

а) Монолитная-Компонентная-Микросервисная

б) Компонентная-Монолитная-Микросервисная

в) Микросервисная-Монолитная-Компонентная

19. Набор программных модулей, обеспечивающий выполнение взаимосвязанных функций – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-архитектура

б) Приложение

в) Архитектура приложений

20. Способ организации взаимодействия приложений, путем фиксации контракта между двумя сторонами – это (один правильный ответ)

а) Репозиторий

б) Микросервис

в) API

21. Совокупность взаимодействий между приложениями (автоматизированными системами в нашей терминологии), а также соответствующих стандартов и инструментов – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-архитектура

б) Архитектура приложений

в) Интеграционная архитектура

22. Какие способы взаимодействия через сеть с фиксацией API выделяют (несколько вариантов ответа)?

а) Синхронный

б) Асинхронный

в) Монолитный

г) Распределенный

23. Совокупность технологий, обеспечивающих работу приложений, и соответствующих стандартов использования этих технологий – это (один правильный ответ)

а) Бизнес-архитектура

б) Архитектура приложений

в) Техническая архитектура

24. Логическое объединение компонентов технической архитектуры по их типам для их классификации и совместного анализа – это (один правильный ответ)

а) Технологическая карта

б) Микросервис

в) Технологический домен

25. Стандартизированный набор связанных технологий, используемый при создании автоматизированных систем определённого уровня критичности – это (один правильный ответ)

а) Технологическая карта

б) Технологический стек

в) Технологический домен

26. Инструмент, позволяющий анализировать зрелость компонентов техстеков в моменте (As-Is), планировать целевое состояние технической архитектуры (To Be) и управлять её изменениями (то есть, составлять и контролировать путь изменений-Roadmap) – это (один правильный ответ)

а) Технологическая карта

б) Технологический стек

в) Технологический домен

г) Карта технологических стеков

27. Предоставление вычислительных ресурсов на одном физическом сервере для

 
изолированной работы набора приложений в рамках разных операционных систем – это (один правильный ответ)

а) Контейнеризация

б) Виртуализация

28. Предоставление вычислительных ресурсов на одном физическом сервере для изолированной работы набора приложений в рамках одной операционной системы – это (один правильный ответ)

а) Контейнеризация

б) Виртуализация

29. Технология распределённой обработки данных, в которой вычислительные ресурсы и бизнес-функциональность предоставляются пользователю как сервис – это (один правильный ответ)

а) Облачные вычисления

б) Квантовые вычисления

в) Интернет вещей

г) Blockchain

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коваленко В. В. Проектирование информационных систем [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2021. - 357 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=361782 
 
Л1.2 Водяхо А. И., Выговский Л. С., Дубенецкий В. А., Цехановский В. В. Архитектурные решения информационных систем [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 356 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/210020 
 
дополнительная
 
Л2.1 Новожилов О. П. Архитектура ЭВМ и систем:учеб. пособие для бакалавров [студентов вузов по направлению 230100 "Информатика и вычислит. техника"]. - Москва: Юрайт, 2013. - 527 с.
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
BaseGroup Labs
http://www.basegroup.ru
1
 
обучение на портале BaseGroup Lab
http://edu3.basegroup.ru/main.m?firstPage=news.m
2
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.

В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в

 
рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.

Конспекты лекций контролируется преподавателем

2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.

В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.

При подготовке лабораторным занятиям следует:

- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия

- для закрепления теоретического материала;

- изучить лекционный материал по данной теме;

- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;

- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.

Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.

3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:

- конспектирование (составление тезисов) лекций;

- выполнение контрольных работ, коллоквиума;

- решение задач;

- работу со справочной и методической литературой;

- защиту выполненных работ;

- участие в тестировании и др.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:

- повторение лекционного материала;

- подготовки к лабораторным занятиям;

 
- изучения учебной и научной литературы;

- решения задач, выданных на практических занятиях;

- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;

- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.

Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем

Рекомендации по подготовке к зачету

Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.

Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.

Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:

1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);

2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
315/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Архитектура информационных систем»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.п.н. Богданова С.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , к.т.н. Трошков А.П.
 
_______________________ доцент , к.э.н. Ермакова А.Н.
 
Рабочая программа дисциплины «Архитектура информационных систем» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров А.Н.
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Архитектура информационных систем» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии