2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Операционные системы и среды_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.03 Операционные системы и среды
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целями освоения дисциплины «Операционные системы и среды» является формирование у студентов бакалавриата целостного представления о современных операционных системах, средах и оболочках, получение теоретических знаний о принципах построения и архитектуре современных операционных систем и сред, обеспечивающих организацию вычислительных процессов в корпоративных информационных системах экономического, управленческого, производственного и научного назначения, а также практических навыков по созданию (настройке) вычислительной среды для реализации бизнес процессов в корпоративных сетях предприятий
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-5 Способен выполнять работы по обслуживанию программно-аппаратными средствами сетей и инфокоммуникаций
ПК-5.1 Применяет различные методы управления сетевыми устройствами
знает

Основы современных операционных систем (06.015 C/31.6 Зн.3).Способы коммуникации процессов операционных систем (06.026 D/01.6 Зн.6)

умеет

Применять методы задания базовых па-раметров и параметров защиты от не-санкционированного доступа к опера-ционным системам (06.026 D/01.6 Ум.2)

Восстанавливать параметры по умол-чанию согласно документации по

операционным системам (06.026 D/01.6 Ум.9)

Работать с серверами архивирования и средствами управления

операционными системами (06.026 D/01.6 Ум.13)

Использовать методы статической и динамической конфигурации

параметров операционных систем (06.026 D/01.6 Ум.3)

владеет навыками

основными методами и приемами управления сетевыми устройствами 

 
 
 
 
 
ПК-5 Способен выполнять работы по обслуживанию программно-аппаратными средствами сетей и инфокоммуникаций
ПК-5.2 Применяет специальные процедуры по управлению сетевыми устройствами и программным обеспечением
знает

специальные процедуры по управлению сетевыми устройствами и программным обеспечением

умеет

применять методики заданий по управлению сетевыми устройствами и программным обеспечением

 
владеет навыками

Использованием утилит операционных систем (06.026 D/02.6 Тд.5

 
 
 
 
 
ПК-5 Способен выполнять работы по обслуживанию программно-аппаратными средствами сетей и инфокоммуникаций
ПК-5.3 Применяет методы резервного копирования, архивирования и восстановления конфигураций сетевых устройств информационно-коммуникационных систем
знает

Классификацию операционных систем согласно классам безопасности (06.026 D/03.6 Зн.3)

умеет

Конфигурировать операционные системы (06.026 D/03.6 Ум.3)

владеет навыками

Настройкой параметров управления без-опасностью операционных систем сетевых устройств (06.026 D/03.6 Тд.1)

 
 
 
 
 
ПК-5 Способен выполнять работы по обслуживанию программно-аппаратными средствами сетей и инфокоммуникаций
ПК-5.4 Осуществляет планирование изменений сетевых устройств информационно-коммуникационных систем предметными специалистами из других областей
знает

Общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети (06.026 D/04.6 Зн.1)

умеет

Использовать современные стандарты при настройке параметров администрируемых устройств и программного обеспечения (06.026 D/04.6 Ум.1)

владеет навыками

Устранением отказов сетевых устройств и программного обеспечения (06.026 D/04.6 Тд.2)

 
 
 
 
 
ПК-5 Способен выполнять работы по обслуживанию программно-аппаратными средствами сетей и инфокоммуникаций
ПК-5.5 Осуществляет обновления программного обеспечения сетевых устройств информационно-коммуникационных систем
знает

методы обновления программного обеспечения сетевых устройств информационно-коммуникационных систем

умеет

применять обновления программного обеспечения сетевых устройств информационно-коммуникационных систем

владеет навыками

методами обновления программного обеспечения сетевых устройств информационно-коммуникационных систем

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Операционные системы и среды» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Операционные системы и среды» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Операционные системы и среды» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная практика
 
Распределенные системы
 
Администрирование информационных систем
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Операционные системы и среды» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
144/4
18
54
72
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
12
практической подготовки
18
54
72
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
144/4
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 1
1.
 
Введение в операционные системы
2
6
6
1.1.
2
4
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.5, ПК-5.2, ПК-5.4
 
Операционные оболочки и среды
2
10
8
КТ 1
1.2.
2
6
Тест
ПК-5.2, ПК-5.4, ПК-5.5, ПК-5.1, ПК-5.3
 
Архитектура операционных систем
2
10
8
1.3.
2
6
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.2, ПК-5.4, ПК-5.5
 
Процессы и потоки
2
10
10
1.4.
4
6
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.5, ПК-5.2, ПК-5.4
 
Управление памятью 
2
10
8
КТ 2
1.5.
2
6
Тест
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.5, ПК-5.2, ПК-5.4
 
Файловая система ОС
2
10
6
1.6.
2
4
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.5, ПК-5.2, ПК-5.4
 
Сетевые операционные системы
2
10
8
1.7.
2
6
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.5, ПК-5.2, ПК-5.4
 
UNIX–подобные операционные системы
2
6
18
КТ 3
1.8.
2
16
Тест
ПК-5.1, ПК-5.3, ПК-5.2, ПК-5.4, ПК-5.5
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
72
144
18
54
 
Итого
72
144
18
54
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение в операционные системы
Введение в операционные системы 
2/2
 
Операционные оболочки и среды
Операционные оболочки и среды 
2/2
 
Архитектура операционных систем
Архитектура операционных систем 
2/2
 
Процессы и потоки
Процессы и потоки 
4/-
 
Управление памятью 
Управление памятью 
2/-
 
Файловая система ОС
Файловая система ОС 
2/-
 
Сетевые операционные системы
Сетевые операционные системы
2/-
 
UNIX–подобные 
UNIX–подобные операционные системы
2/-
 
операционные системы
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
6
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала  и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
10
 
Изучение пройденного материала и подготовка к лабораторной работе
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Операционные системы и среды» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Операционные системы и среды».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Операционные системы и среды».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Операционные системы и среды».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение в операционные системы
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
 
2
Операционные оболочки и среды
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
 
3
Архитектура операционных систем
Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
 
4
Процессы и потоки
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
 
5
Управление памятью 
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
 
6
Файловая система ОС
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
 
7
Сетевые операционные системы
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
 
8
UNIX–подобные операционные системы
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Операционные системы и среды»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-5.1:Применяет различные методы управления сетевыми устройствами
Администрирование информационных систем
x
Преддипломная практика
x
Распределенные системы
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-5.2:Применяет специальные процедуры по управлению сетевыми устройствами и программным обеспечением
Администрирование информационных систем
x
Преддипломная практика
x
Распределенные системы
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ПК-5.3:Применяет методы резервного копирования, архивирования и восстановления конфигураций сетевых устройств информационно-коммуникационных систем
Администрирование информационных систем
x
Преддипломная практика
x
Распределенные системы
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ПК-5.4:Осуществляет планирование изменений сетевых устройств информационно-коммуникационных систем предметными специалистами из других областей
Администрирование информационных систем
x
Преддипломная практика
x
Распределенные системы
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ПК-5.5:Осуществляет обновления программного обеспечения сетевых устройств информационно-коммуникационных систем
Администрирование информационных систем
x
Преддипломная практика
x
Распределенные системы
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Операционные системы и среды» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Операционные системы и среды» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
КТ 2
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
КТ 3
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Операционные системы и среды» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Операционные системы и среды»
Вопросы для подготовки к зачету

1. Назначение и функции операционных систем. История развития  и поколения операционных систем (ОС).

2. Функциональные компоненты ОС.

3. Операционные системы универсального и специального назначения. Назначение и основные функции.

4. Графические оболочки. Командные интерпретаторы.

5. Операционные среды

6. Архитектура на базе ядра в привилегированном режиме.

7. Микроядерная архитектура.

8. Переносимость ОС.

9. Основные режимы работы ОС.

10. Однопользовательский, одно- и многопрограммный, режим пакетный и разделения времени ОС.

11. Понятия процесса и потока.

12. Планирование  процессов и потоков.

13. Способы реализации мультипрограммирования.

14. Планирование и диспетчеризация процессов и потоков.

15. Синхронизация процессов. Понятия приоритета и очереди процессов.

16. Средства обработки сигналов. Понятие событийного программирования.

17. Средства организации взаимодействия процессов. Понятие прерывания.

18. Многопроцессорный режим работы

19. Функции ОС по управлению памятью.

20. Совместное использование и защита памяти. Простое непрерывное распределение и распре-деление с перекрытием

21. Алгоритмы распределения памяти.

22. Механизм реализации виртуальной памяти.

23. Страничное распределение. Сегментное распределение. Странично - сегментное

 
распределение.

24. Кэширование данных

25. Задачи подсистемы ввода-вывода.

26. Файловая система ОС ее задачи.

27. Логическая организация файловой системы.

28. Физическая организация файловой системы.

29. Структура  NTFS. Механизм защиты от сбоев и несанкционированного доступа.

30. Сравнение файловых систем NTFS и FAT.

31. RAID – массивы.

32. Назначение реестра. Структура реестра. Использование редактора реестра.

33. Структура и компоненты сетевой ОС.

34. Организация работы в сети. Навигаторы глобальной сети. Назначение и основные функции.

35. Понятия безопасности. Требования безопасности. Системный подход к обеспечению без-опасности. Базовые технологии безопасности

36. Архитектура операционной системы.

37. Поддержка оборудования. Исполнительная подсистема и ядро. Подсистема окружения и их DLL

38. Модели сетевых служб и распределенных приложений.

39. Механизм передачи сообщений в распределенных системах. Принципы построения.

40. Модель сетевой файловой системы. Интерфейс сетевой файловой службы.

41. Особенности архитектуры UNIX .

42. Управление процессами. Файловая система UNIX. Основные характеристики ОС Linux.

43. Файловая система  Linux

44. Тенденции и перспективы развития распределенных операционных сред.

45. Программные средства человеко-машинного интерфейса: мультимедиа и гипермедиа, аудио и сенсорное сопровождение.

Темы рефератов

1. Обзор операционной системы IBM OS/360 (MVT/MVT)

2. Методы доступа к диску в OS/360-370.

3. Обзор операционной системы IBM VM/370

4. Обзор операционной системы DEC PDP-11 RSX-11 Абрамов

5. Обзор операционной системы Multics System Каньшина

6. Обзор операционной системы SUE

7. Обзор операционной системы Lilith (N.Wirth)

8. Обзор операционной системы Oberon (N.Wirth)

9. Обзор операционной системы IBM OS/400

10. Обзор архитектуры системы IBM AS/400

11. Обзор операционной системы IBM OS/2

12. Обзор операционной системы DEC VMS (Alpha/VAX)

13. Обзор операционной системы MS Windows NT/2k

14. Обзор операционной системы MS Windows CE

15. Обзор операционной системы Apple MacOS

16. Обзор операционной системы Apple MacOS X

17. Обзор операционной системы BeOS

18. Обзор операционной системы Novell NetWare

19. Обзор операционной системы Unix System V

20. Обзор операционной системы GNU Linux

21. Обзор операционных систем семейства BSD

22. Сравнительный анализ управления памятью в операционных системах FreeBSD и Linux

23. Обзор операционной системы реального времени QNX

24. Обзор операционной системы GNU Hard

 
25. Обзор операционной системы Sun Java OS

26. Обзор операционной системы PalmOS

27. Файловые системы FAT

28. Файловая система HPFS

29. Файловая система NTFS

30. Файловая система HFS

31. Файловая система extfs2

32. Файловая система extfs3

33. Файловая система reiserfs

34. Файловая система ufs

35. Файловая система JFS

36. Сетевая файловая система CIFS (SMBFS, MS Network)

37. Сетевая файловая система NFS

Тема: Один или несколько ответов (Знания)

Задание №1

Операционная система (ОС) - это  система…

Ответ:

1. средств, методов и персонала, используемая для сохранения, обработки и выдачи информации с целью решения конкретной задачи

2. средств, которые фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.

3. программ, реализующая интерфейс между аппаратурой ПК и пользователями

4. программ, осуществляющая связь между процессором и периферийным устройством

Задание №2

KDE, GNOME, Xfce — это названия …

Ответ:

1. графических редакторов

2. браузеров

3. сред разработки

4. оболочек операционной системы Linux

Задание №3

Программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств

Ответ:

1. утилиты

2. библиотеки

3. драйверы

4. оболочки

Задание №4

Резидентная часть операционной системы постоянно находящаяся в оперативной памяти персонального компьютера в течение всей работы системы – это …

Ответ:

1. драйвера

2. оболочка операционной системы

3. ядро операционной системы

4. периферия

Задание №5

Функции, выполняемые операционной системой:

Ответ:

1. управление процессами

2. управление данными

3. алгоритмизация

4. программирование

Задание №6

FAT32, Ext2, NTFS — это …

Ответ:

 
1. названия различных файловых систем

2. расширения файлов

3. виды кодировки файлов

4. названия различных операционных систем

Задание №7

Папка, которая выступает в качестве вершины файловой структуры и олицетворяет собой носитель, на котором сохраняются файлы носит название …

Ответ:

1. начальной

2. корневой

3. стартовой

4. верхней

Задание №8

jpg, gif, png, tiff — это …

Ответ:

1. расширения текстовых файлов

2. расширения графических файлов

3. расширения программных файлов

4. названия файловых систем

Задание №9

Дистрибутив Ubuntu имеет в качестве графической рабочей среды …

Ответ:

1. Gnome

2. KDE

3. Xfce

4. lxde

Задание №10

Принципиальные отличия Linux от Windows:

Ответ:

1. открытость кода операционной системы

2. простота использования

3. широкая известность и популярность

4. наличие нескольких графических оболочек

Задание №11

Создатель операционной системы Linux:

Ответ:

1. Пол Аллен

2. Билл Гейтс

3. Линус Торвальдс

4. Эндрю Таненбаум

Задание №12

Какая программа позволяет программным способом увеличить доступное пространство на жестком диске?

Ответ:

1. дисковый архиватор

2. файловый архиватор

3. программный архиватор

4. симметричный архиватор

Задание №13

Как называются программы, позволяющие создавать копии файлов меньшего размера и объединять копии нескольких файлов в один архивный файл?

Ответ:

1. антивирусными

2. архиваторами

3. системными

4. файловыми менеджерами

 
Задание №14

Какие программы предназначены для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера?

Ответ:

1. программы-детекторы

2. программы-фильтры

3. программы-доктора

4. программы-ревизоры

Задание №15

Уровни интерфейсов ОС:

Ответ:

1. пользовательский

2. программный

3. мобильный

4. серверный

Задание №16

Классы операционных оболочек по способу представления объектов:

Ответ:

1. графические

2. текстовые

3. табличные

4. облачные

Задание №17

Проводник Windows включает:

Ответ:

1. адресную строку

2. системный трей

3. строку состояния

4. область индикаторов

Задание №18

Программы, которые, находясь в оперативной памяти, считывают набираемые вами команды и обрабатывают их, называются …

Ответ:

1. операционная оболочка

2. сmd.exe

3. command shell

4. файловый менеджер

Задание №19

Что выполняет все основные функции ОС и работает в особом привилегированном режиме?

Ответ:

1. ядро

2. вспомогательные модули

3. системные обрабатывающие программы

4. приложения пользователей

Задание №20

Для программы адресное пространство представляется:

Ответ:

1. плоским

2. линейным

3. одиночным

4. множественным

Задание №21

Алгоритмы какого класса предполагают, что размер виртуального адресного пространства каждого процесса меньше объема оперативной памяти?

Ответ:

1. пятого

 
2. третьего

3. седьмого

4. первого

Задание №22

При сегментном распределении памяти виртуальной адрес задается:

Ответ:

1. адресом дескриптора

2. номером сегмента и смещением в сегменте

3. номером сегмента

4. адресом идентификатора

Задание №23

Подход к распределению памяти с использованием внешней памяти:

Ответ:

1. фиксированными разделами

2. динамическими разделами

3. страничное распределение

4. сегментное распределение

Задание №24

Однопользовательские однозадачные ОС:

Ответ:

1. Windows NT

2. PC-DOS

3. MS-DOS

4. Windows 3.x

Задание №25

Однопользовательские многозадачные ОС:

Ответ:

1. CP/M

2. Linux

3. Mac OS

4. PTS-DOS

Задание №26

Безопасный режим – это ...

Ответ:

1. глубокая форма спящего режима, когда вся информация об открытых приложениях и программах сохраняется на жестком диске и компьютер выключается, что позволяет сэкономить еще больше электроэнергии

2. режим работы системы с правами администратора

3. форма работы компьютера, переходящего в спящий режим, при котором информация о работающих программах и открытых документах сохранится в памяти компьютера, а при выходе из спящего режима все программы будут в активном режиме

4. среда, используемая для удаления некорректно установленных драйверов и отмены неудачно примененных системных настроек

Задание №27

Способы создания виртуального рабочего стола в Windows:

Ответ:

1. Win+Ctrl+D

2. Win+Ctrl+F4

3. значок «Пуск» на панели задач > Создать рабочий стол

4. Win+Ctrl+стрелка влево или стрелка вправо

Тема: Последовательность (Умения)

Задание №28

Укажите последовательность периодов эволюции операционных систем:

Ответ:

1. программирование осуществлялось исключительно на машинном языке

 
2. появление больших интегральных схем

3. появление первых алгоритмических языков

4. создание семейств программно-совместимых машин

Порядок: 1,3,4,2

Задание №29

Укажите последовательность этапов загрузки операционной системы:

Ответ:

1. загрузка начального кода из BIOS

2. выполненфункционие загрузчика ОС

3. инициализация аппаратного обеспечения

4. передача управления ядру ОС

Порядок: 1,2,3,4

Задание №30

Определите последовательность этапов обработки системного вызова в операционной системе:

Ответ:

1. передача управления от пользовательского режима к ядру

2. вызов соответствующей функции в ядре ОС

3. возврат в пользовательский режим

4. выполнение процесса в пользовательском режиме

Порядок: 1,2,3,4

Задание №31

Укажите последовательность типов операционных систем по их архитектуре:

Ответ:

1. однозадачные системы

2. многозадачные системы

3. программно-управляемые системы

4. реального времени

Порядок: 1,2,3,4

Задание №32

Укажите последовательность этапов в процессе управления памятью:

Ответ:

1. выделение памяти для процесса

2. перемещение процесса в оперативную память

3. замена страниц в случае недостатка памяти

4. освобождение занятой памяти после завершения процесса

Порядок: 1,2,3,4

Задание №33

Определите последовательность процессов доступа к файлам в файловой системе:

Ответ:

1. открытие файла

2. чтение/запись данных

3. закрытие файла

4. поиск файла в каталоге

Порядок: 4,1,2,3

Задание №34

Расположить в правильном порядке этапы развития операционных систем:

Ответ:

1. операционных систем не существует, все программы пишутся в машинных командах, а задачи организации вычислительного процесса решаются вручную

2. появление четвёртого поколения ОС связано с распространением вычислительных сетей, появлением микропроцессора и персонального компьютера

3. операционные системы третьего поколения стали программной прослойкой между пользователями и аппаратурой ЭВМ. Они являются многорежимными, обеспечивающими обработку информации во всех известных режимах

4. операционная система второго поколения является системой коллективного пользования

 
с мультипрограммным режимом работы или системой мультипроцессорного типа

Порядок: 1,4,3,2

Задание №35

Расположить в правильном порядке типы операционных систем по их основным характеристикам:

Ответ:

1. операционные системы реального времени (RTOS)

2. многопользовательские операционные системы

3. однопользовательские операционные системы

4. сетевые операционные системы

Порядок: 3,2,4,1

Задание №36

Расположить в правильном порядке этапы загрузки операционной системы:

Ответ:

1. системная прошивка инициализирует оборудование и определяет порядок загрузки устройства

2. загрузчик загружает ядро ОС в память и передает ему управление. Ядро инициализирует аппаратные компоненты и запускает необходимые драйверы

3. BIOS/UEFI находит загрузочный сектор устройства и передает управление загрузчику операционной системы

4. после инициализации ядра загружаются системные процессы и службы, которые необходимы для функционирования ОС

Порядок: 1,3,2,4

Задание №37

Расположить в правильном порядке этапы обработки системного вызова:

Ответ:

1. процесс передает управление ядру операционной системы

2. ядро выполняет необходимую операцию

3. процесс получает результат операции и продолжает выполнение

4. процесс создает системный вызов

Порядок: 4,1,2,3

Задание №38

Расположить в правильном порядке основные уровни архитектуры операционной системы:

Ответ:

1. пользовательский интерфейс

2. программные интерфейсы (API)

3. ядро ОС

4. аппаратное обеспечение

Порядок: 4,3,2,1

Задание №39

Расположить в правильном порядке основные этапы создания потока в операционной системе:

Ответ:

1. поток создается в рамках существующего процесса

2. процесс выделяет ресурсы для нового потока

3. поток начинает свою работу и выполняет код

4. процесс управляет завершением потока и освобождает ресурсы

Порядок: 1,2,3,4

Задание №40

Расположить в правильном порядке основные этапы управления памятью в операционной системе:

Ответ:

1. ОС выделяет память процессу по его запросу

2. процесс обращается к памяти

3. ОС освобождает память после завершения работы процесса

4. виртуальная память отображается в физическую память

 
Порядок: 1,4,2,3

Задание №41

Общая схема общения клиентов и X-сервера в контексте операционных систем:

Ответ:

1. клиент отправляет запрос на подключение к X-серверу

2. x-сервер принимает запрос и устанавливает соединение с клиентом

3. клиент отправляет запросы на отрисовку графических объектов на дисплее

4. х-сервер обрабатывает запросы и отображает графические объекты на дисплее

Порядок: 1,2,3,4

Задание №42

Общая схема взаимодействия между принтером и компьютером в контексте операционных систем:

Ответ:

1. драйвер принтера преобразует запрос на печать в формат, понятный принтеру, и отправляет его на принтер

2. операционная система перенаправляет запрос на печать драйверу принтера

3. приложение, запущенное на компьютере, отправляет запрос на печать в операционную систему

4. принтер получает запрос на печать, обрабатывает его и печатает документ

Порядок: 3,2,1,4

Тема: Соответствие (Умения)

Задание №43

Установите соответствие клавиши Win для эффективной работы с ОС Windows:

Дистракторы:

1. Win + E

2. Win + S

3. Win + Х

4. Win + R

Дистракторы соответствия:

1. открыть «Пуск»

2. открыть «Проводник»

3. открыть «Выполнить»

4. открыть «Поиск»

Соответствие: 1-2, 2-4, 3-1, 4-3

Задание №44

Установите соответствие функциональных клавиш ОС Windows:

Дистракторы:

1. F2

2. F3

3. F4

4. F5

Дистракторы соответствия:

1. поиск файла или папки

2. переименовать выделенный файл или папку

3. раскрытие меню адреса

4. обновление открытого окна

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3, 4-4

Задание №45

Установите соответствие горячих клавиш перемещения и выделения в ОС Windows:

Дистракторы:

1. Home

2. End

3. Backspace

4. Ctrl + A

Дистракторы соответствия:

 
1. переход назад в окне проводника и в браузерах

2. перемещение курсора к последнему элементу в открытой папке

3. выделить все файлы и папки

4. перемещение курсора к первому элементу в открытой папке

Соответствие: 1-4, 2-2, 3-1, 4-3

Задание №46

Установите соответствие между видами интерфейсов ОС и их назначениями:

Дистракторы:

1. пользовательский

2. программный

Дистракторы соответствия:

1. средства для обращения к возможностям ОС при создании собственных приложений

2. интерфейсные средства в диапазоне от командной строки до развитых графических оболочек

Соответствие: 1-2, 2-1

Задание №47

Установите соответствие между этапами развития операционных систем:

Дистракторы:

1. 1945-1955

2. 1965-1980

3. 1955-1965

4. 1980-наше время

Дистракторы соответствия:

1. все задачи организации вычислительного процесса решались вручную каждым программистом с пульта управления

2. появление первых систем пакетной обработки

3. переход от отдельных полупроводниковых элементов типа транзисторов к интегральным микросхемам

4. появление специализированных сетевых ОС

Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

Задание №48

Установите соответствие между слоями трехслойной структуры вычислительной системы и ее компонентами

Дистракторы:

1. 1 слой

2. 2 слой

3. 3 слой

Дистракторы соответствия:

1. ядро ОС

2. утилиты, системные обрабатывающие программы, библиотеки процедур

3. аппаратура

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3

Задание №49

Установите соответствие между  операционными системами и их файловыми менеджерами

Дистракторы:

1. Windows

2. MacOS

3. Linux

4. MS-DOS

Дистракторы соответствия:

1. Dolphin

2. Finder

3. Total Commander

4. NortonCommander

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4

 
Задание №50

К каким файловым менеджерам относятся представленные интерфейсы?

Дистракторы:

1. FarManager

2. NortonCommander

3. Total Commander

Дистракторы соответствия:

1. Рисунок 1

2. Рисунок 2

3. Рисунок 3

Соответствие: 1-2, 2-1, 3-3

Задание №51

Установите соответствие между критериями эффективности вычислительных систем и соответствующими типами ОС:

Дистракторы:

1. Пропускная способность

2. Удобство работы пользователей

3. Реактивность системы

Дистракторы соответствия:

1. Системы пакетной обработки

2. Системы реального времени

3. Системы разделения времени

Соответствие: 1-1, 2-3, 3-2

Задание №52

К каким видам мультипрограммных ОС относятся следующие схемы?

Дистракторы:

1. Схема выполнения задач современных ОС

2. Схема функционирования ОС в режиме разделения времени

3. Схема работы мультипрограммной пакетной ОС

Дистракторы соответствия:

1. Рисунок 1

2. Рисунок 2

3. Рисунок 3

Соответствие: 1-3, 2-2, 3-1

Задание №53

На рисунке изображена очередь готовых к выполнению процессов. Установите запланированный порядок выполнения процессов

Дистракторы:

1. А

2. В

3. Е

4. D

Дистракторы соответствия:

1. В

2. E

3. D

4. C

Соответствие: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4

Задание №54

Установите соответствие между серверами ОС и их расположениями в микроядерной архитектуре

Дистракторы:

 
1. Файловый сервер

2. Сервер безопасности

3. Сервер процессов

4. Сетевой сервер

Дистракторы соответствия:

1. 1

2. 4

3. 3

4. 2

Соответствие: 1-1, 2-4, 3-3, 4-2

Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)

Задание №55

Написанный скрипт работы с файлами на языке Bash содержит пропуски. Согласно имеющемуся коду, можно утверждать, что в пропуске под номером 2 должно быть записано ...

Ответ: do

Задание №56

Написанный скрипт работы с файлами на языке Bash содержит пропуски. Согласно имеющемуся коду, можно утверждать, что в пропуске под номером 4 должно быть записано ...

Ответ: then

Задание №57

Написанный скрипт работы с файлами на языке Bash содержит пропуски. Согласно имеющемуся коду, можно утверждать, что в пропуске под номером 5 должно быть записано ...

Ответ: i

Задание №58

Написанный скрипт работы условных операторов на языке Bash содержит пропуски. Согласно имеющемуся коду, можно утверждать, что в пропуске под номером 1 должно быть записано ...

Ответ: а

Задание №59

Написанный скрипт работы условных операторов на языке Bash содержит пропуски. Согласно имеющемуся коду, можно утверждать, что в пропуске под номером 2 должно быть записано ...

Ответ: i

Задание №60

С помощью какой команды в дистрибутиве Linux CentOS8 можно просмотреть дерево каталогов?

Ответ: tree

Задание №61

Название утилиты командной строки Windows для вывода и изменения записей кэша протокола ARP, результат которого представлено на рисунке

Ответ: arp

Тема: Верно/неверно (Умения)

Задание №62

Верно ли, что виртуальное адресное пространство представлено на схеме в виде непрерывной линейной последовательности адресов?

Ответ:

Верно

 
Задание №63

Верно ли, что виртуальное адресное пространство представлено на схеме разделенным на сегменты?

Ответ:

Верно

Задание №64

Верно ли, что физическая организация файла представлена на схеме в непрерывном размещении?

Ответ:

Верно

Задание №65

Верно ли, что физическая организация файла представлена на схеме с связанным списком кластеров?

Ответ:

Верно

Задание №66

Верно ли, что существует всего 2 основных способа взаимодействия с различными системами и устройствами: GUI (графический интерфейс) и CLI (командный интерфейс)?

Ответ:

Верно

Задание №67

Верно ли, что существует множество различных оболочек (shell), и все они имеют очень много общих функций, но одна из самых распространенных и часто встречаемых оболочек – это bash (bourne again shell)?

Ответ:

Верно

Задание №68

Верно ли, что программный интерфейс Linux соответствует семантике SVR4 UNIX?

Ответ:

Верно

Задание №69

Верно ли, что на рисунке представлены варианты построения сетевых ОС?

Ответ:

Верно

Задание №70

Верно ли, что класс сетевой ОС представленный на рисунке является двухранговым?

Ответ:

Верно

Задание №71

Верно ли, что класс сетевой ОС представленный на рисунке является одноранговым?

Ответ:

Верно

Задание №72

Верно ли, что сетевые операционные системы имеют разные свойства в зависимости от того, предназначены они для сетей масштаба рабочей группы (отдела), для сетей масштаба кампуса или для сетей масштаба предприятия?

Ответ:

Верно

Задание №73

Верно ли, что виртуальное адресное пространство процесса делится на сегменты –

 
логические, осмысленные с точки зрения обработки фрагменты (программный код, данные, стек процесса – с точки зрения ОС, подпрограмма, массив данных – с точки зрения программиста)?

Ответ:

Верно

Задание №74

Верно ли, что на схеме представлена сегментация с непрерывным виртуальным адресным пространством?

Ответ:

Верно

Задание №75

Верно ли, что на команда cd c:\tmp в командной строке Windows выполняет переход в каталог c:\tmp из любого каталога диска c?

Ответ:

Верно

Задание №76

На рисунке представлены результаты трассировки до информационного ресурса www.ya.ru в командной строке Windows. Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом:  “Трассировка маршрута к ya.ru [77.88.55.242] с максимальным числом прыжков 30:” - Локальное устройство начало посылать удалённому устройству эхо-запросы. Верно ли, что максимальное количество промежуточных устройств, которые могут встретиться на пути, равно 30?

Ответ:

Верно

Задание №77

На рисунке показаны результаты успешного выполнения команды ping в ОС Windows. Если сообщение с эхо-ответом не получено в пределах заданного интервала, то выдается сообщение об ошибке "Превышен интервал ожидания для запроса". Верно ли, что интервал по умолчанию равен 4 секунды?

Ответ:

Верно

Задание №78

Верно ли, что на рисунке показаны результаты ввода команды ipconfig c ключом /all ОС Windows для компьютера с одним активным сетевым подключением

Ответ:

Верно

Задание №79

На рисунке показан пример скрипта в ОС Linux, который проверяет, больше ли заданное число 10. Скрипт предложит вам ввести номер. Верно ли, что если вы введете 15, test команда будет иметь значение true потому что 15 больше 10, и будет выполнена команда echo внутри предложения then?

Ответ:

Верно

Задание №80

Название текстового редактора в дистрибутиве Linux CentOS8, представленного на рисунке

Ответ: nano

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Кузьмич Р. И., Пупков А. Н., Корпачева Л. Н. Операционные системы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Красноярск: СФУ, 2018. - 122 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/157573 
 
Л1.2 Кобылянский В. Г. Операционные системы, среды и оболочки [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 120 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/173109 
 
Л1.3 Иванько А. Ф., Иванько М. А., Курносова А. В. Операционные системы. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 132 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/266768 
 
Л1.4 Малахов С. В. Операционные системы и оболочки [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 120 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/302681 
 
дополнительная
 
Л2.1 Староверова Н. А. Операционные системы [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 308 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/207089 
 
Л2.2 Орещенков И. С. Операционные системы. Bodhi Linux 6.0: установка, настройка, эксплуатация [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 364 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/276659 
 
Л2.3 Часовских В. П. Администрирование операционных систем [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. - 128 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/417752 
 
Л2.4 Беспалов Д. А., Гушанский С. М., Коробейникова Н. М., Буглов В. Е. Операционные системы реального времени и технологии разработки кроссплатформенного программного обеспечения [Электронный ресурс]:учеб. пособие в 4 ч.; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2023. - 115 с. – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=444015 
 
Л2.5 Иванько А. Ф., Иванько М. А., Курносова А. В. Операционные системы. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 132 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/354521 
 
Л2.6 сост. Куль Т. П. Операционные системы. Программное обеспечение [Электронный ресурс]:учебник для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 248 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/292994 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Электронная версия журнала «Операционные системы»
https://www.osp.ru/os/articles/tag/177812
1
 
Популярные дистрибутива Linux
https://linux.org/pages/download/
2
 
Опенрационные системы
https://www.opennet.ru
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «Операционные системы и среды» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавров и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические и лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, защите практических работ, контрольной работе;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, защиту практических работ, выполнения контрольных работ, написа-ния тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
315/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Операционные системы и среды»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.п.н. Богданова С.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаве Д.В.
 
_______________________ доцент , к.э.н. Ермакова А.Н.
 
Рабочая программа дисциплины «Операционные системы и среды» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров Алексей Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Операционные системы и среды» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии