2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Платформы и среды разработки информационных систем_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ФТД.01 Платформы и среды разработки информационных систем
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Цель освоения дисциплины - сформировать компетенции обучающегося в области анализа использования и функционирования информационной системы, модификации отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, выявления ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, обучения работе с научно-технической литературой и технической документацией по программному обеспечению ПК
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен к выполнению работ по проектированию программного обеспечения
ПК-1.3 Применяет существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения
знает

существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения

умеет

Применять существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения

владеет навыками

навыки проектирования программного обеспечения

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Платформы и среды разработки информационных систем» является дисциплиной факультативной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Разработка программных приложений
 
Web-программирование
 
Освоение дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Программная инженерия
 
Разработка мобильных приложений
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемк
Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

Контроль,

Форма 
 
ость

час/з.е.

лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
тельная ра-

бота, час

час
промежуточной аттестации (форма контроля)
7
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
18
18
36
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Платформы и среды разработки информационных систем
1.
 
7
36
36
18
КТ 1, КТ 2, КТ 3
1.1.
18
Тест
ПК-1.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Аппаратно-программные платформы ИС
4/-
 
Стандарты разработки ИС
4/-
 
Разработка и сопровождение файл - серверных и клиент - серверных приложений
4/-
 
Платформы разработки Интернет-систем
6/4
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Аппаратно-программные платформы ИС
Пр
2/2/2
 
Стандарты разработки ИС
Пр
2/-/2
 
Разработка и сопровождение файл-серверных и клиент - серверных прилижений
Пр
4/2/4
 
Платформы разработки Интернет-систем
Пр
10/-/10
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Аппаратно-программные платформы ИС
10
 
Стандарты разработки ИС
10
 
Разработка и сопровождение файл-серверных и клиент - серверных приложений
10
 
Платформы разработки Интернет-систем
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
2
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
3
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
4
Л1.1, Л1.2
Л2.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.3:Применяет существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения
Web-программирование
x
Преддипломная практика
x
Программная инженерия
x
Разработка мобильных приложений
x
Разработка программных приложений
x
Технологии разработки web-ресурсов
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных
 
систем» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
КТ 2
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
КТ 3
Тест
10
10 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 100% правильных ответов; 9 баллов  - выставляется студенту, если в тесте 95% правильных ответов 8 баллов  - при 90% правильных ответов; 7 баллов  -  85% правильных ответов; 6 балла    -  80% правильных ответов; 5 балла    - 75% правильных ответов; 4 баллов   - 70% правильных ответов; 3 баллов   -  65% правильных ответов; 2 баллов   - менее 50% правильных ответов; 0 баллов   - менее 40% правильных ответов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем»
Вопросы для подготовки к зачету

1. Платформы серверов ИС и их аппаратно-программные характеристики.

2. Характеристики аппаратно-программных платформ ИС и их виды.

3. Open Source WEB сервер Apache и его характеристики. Характеристики IIS (Internet Information Server от Microsoft).

4. Брандмауэры. Прокси-серверы.

 
5. Серверы приложений. Двухзвенная и трехзвенная архитектура клиент-сервер. Общая схема сервера приложений. Интерфейс сервера приложений.

6. Тонкий, толстый клиент. Хранимые процедуры сервера приложений. Серверы безопасности и их функции.

7. Администрирование серверного программного обеспечения, решаемые задачи и используемые приемы. Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования.

8. Эксплуатация серверного программного обеспечения ЛВС и ее особенности.

9. Управление операционной системой с помощью консоли.

10. Настройка и эксплуатация файлового сервера. Настройка и эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.

11. Виды клиентского программного обеспечения. Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Типовое клиентское программное обеспечение и его характеристики.

12. Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Использование типового клиентского программного обеспечения. Технология СОМ.

13. Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения.

14. Адаптация клиентской части ПО для решения поставленной задачи.

15. Средства автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем, их основные типы и классификация.

16. Основные фазы проектирования информационной системы. Основные процессы жизненного цикла.

17. Методология и технология разработки информационных систем. Методология

18. RAD. Фазы жизненного цикла в рамках методологии RAD.

19. Понятие профиля информационной системы. Принципы формирования профиля информационной системы. Структура профилей информационных систем.

20. Корпоративные стандарты и методики: виды стандартов. Методика CDM фирмы

21. Oracle. Международный стандарт ISO/IEC 12207.

22. Различные платформы разработки приложений.

23. Платформа Java.

24. Инфраструктура платформы .NET Framework. NET-приложения и исполняемый модуль.

25. Виртуальная машина платформы .NET Framework. Сборка приложений.

26. Разработки приложений IDE с использованием с использованием управляющих элементов (кнопки, переключатели, текстовые поля, списки, меню, подсказки и

27. др.).

28. Алгоритм разработки базы данных на платформе Visual Studio.

29. Особенности разработки распределенных приложений корпоративного типа. Технология MicrosoftRemoting.

Темы рефератов

1. Информационные технологии управления.

2. Информационные технологии поддержки принятия решений.

3. Экспертные системы.

4. Представление знаний и вывод на знаниях.

5. Электронный офис.

6. Технология электронного документооборота

7. Технологии интернет, интранет. Беспроводные технологии.

8. Понятие и свойства распределенной системы. Технологии

распределенной обработки данных.

9. Объектно-ориентированные технологии распределенной обработки.

10. Основы функционирования протокола TCP/IP (IP-адрес, маска

подсети, основной шлюз; деление на подсети с помощью маски подсети;

введение в IP-маршрутизацию; утилиты TCP/IP).

11. Служба DNS (домены, зоны; зоны прямого и обратного просмотра;

основные и дополнительные зоны; рекурсивный и итеративный запросы на

 
разрешение имен). Диагностические утилиты TCP/IP и DNS

12. Эталонная модель внутри- и межсетевого взаимодействия. Семь

уровней модели OSI. Принципы организации глобальной вычислительной сети.

13. Браузеры: Mosaic, Lynx, Netscape Communicator, Netscape Navigator,

Microsoft Internet Explorer, Opera, NeoPlanet и другие. Краткая характеристика,

особенности интерфейса, возможности, достоинства и недостатки, условия

распространения.

14. Почтовые клиенты: Microsoft Outlook Express, The Bat, Mozilla

Thunderbird Mail, Foxmail, Eudora и другие.

15. Обзор сетевых протоколов NetBEUI, IPX/SPX; служб DHCP, WINS,

RRAS.

16. Мониторинг сетевых устройств. Мониторинг серверов (просмотр

событий, аудит, мониторинг производительности, определение узких мест).

помощью консоли.

17. Служба каталогов Active Directory.

18. ПО для обслуживания электронной почты. Принципы организации

службы электронной почты. Microsoft Exchange Server: поддерживаемые

протоколы передачи сообщений, базы данных службы обмена сообщениями,

сетевые конференции.

19. Международные стандарты планирования производственных

процессов. MRP/ERP системы

1. Основные типы архитектур:

1. Business architecture

2. Information Technology Architecture

3. Data Architecture

4. Application Architecture

5. Software Architecture

6. Hardware Architecture

7. Problem Architecture

8. Solution Architecture

9. Enterprise Architecture

10. Organization Architecture

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: 6

2.__________ структура информационно-управляющей системы

Ответ: обобщенная

3. Концептуальная модель функционирования …..

Ответ: СУП

4. Компоненты информационно-управляющей системы:

1. ИД, ОБД, БДХПР,

2. ПО, ГО, ЧМИ

 
3. ОГД, ИД, ПО

4. ПРО, ЧМИ, ОБД

5. ОХД, ГО, БДХПР

6. ОИД, ОГД, ГО

7. БДХПР, ПО, ОБД

8. ЧМИ, ОЖД, ПО

Ответ: 1

Ответ: 2

5. Системы управления ….

Ответ: процессом

Ответ: процессами

6. Примеры систем мониторинга и управления ресурсами:

1. управления складами, банковские, управления документооборотом

2. управления торговыми сетями, управления транспортными потоками

3. управления глобальными сетями, управления складами

4. платежные, управления предприятиями, банковские

5. управления документооборотом, управление данными

6. управление окружающей средой, анализ данных, банковские

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

7. ________ организация системы управления процессами организации

Ответ: трехуровневая

8. Типовые объекты эталонной модели доступа:

1. файлы, директории, дисковые тома

2. сетевые объекты, почтовые ящики, очереди сообщений

3. субъекты, базы данных, файлы, папки

4. почтовые папки, сетевые субъекты, дисковые тома

5. директории, сетевые объекты, базы данных

6. файлы, директории, сетевые субъекты

7. сетевые объекты, почтовые ящики, базы данных

Ответ: 1

Ответ: 2

9. Стили проектирования:

1. Calendar-driven

2. Requirements- driven

3. Documentation-driven

4. Quality-driven

5. Architecture-driven

6. Object-driven

7. Network-driven

8. Postal-driven

9. Organizational-driven

10. Available-driven

 
Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

10. Установите соответствие между основными характеристиками архитектур распределенных систем и их значениями?

совместное использование ресурсов

match: распределенные системы используют аппаратные и программные ресурсы

открытость

match: возможность расширения системы путем добавления новых ресурсов

параллельность

match: несколько процессов одновременно выполняются на разных компьютерах в сети

масштабируемость

match: возможность добавления новых свойств и методов

отказоустойчивость

match: дублирование информации и устойчивость к некоторым аппаратным и программным ошибкам

прозрачность

match: полный доступ к ресурсам в системе

11. Ценность архитектуры «файл-сервер»:

1. многопользовательский режим работы с данными

2. удобство централизованного управления доступом

3. низкая стоимость разработки

4. высокая скорость разработки

5. невысокая стоимость обновления и изменения ПО

6. последовательный доступ

7. низкая возможность подключения новых клиентов

8. не высокая производительность

9. отсутствие гарантии целостности

10. ненадежность системы

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

12. Ценность архитектуры Client-server:

1. возможность распределять функции вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети

2. обеспечение контроля полномочий

3. доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа

4. поддержка многопользовательской работы

5. гарантия целостности данных

6. неработоспособность сервера делает неработоспособной всю ВС

7. администрирование данной системы требует квалифицированного профессионала

8. высокая стоимость оборудования

9. бизнес-логика приложений осталась в клиентском ПО

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

 

13. Архитектура называется…..

Ответ: многозвенная

Ответ: многозвенной

14. Ценность EJB:

1. быстрое и простое создание

2. Java-оптимизация

3. кроссплатформенность

4. динамическая загрузка компонент-переходников

5. возможность передачи объектов по значению

6. встроенная безопасность

7. поддержка языка Java

8. трудность интегрирования с существующими приложениями

9. плохая масштабируемость

10. производительность

11. отсутствие международной стандартизации

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: 6

15. Ценность DCOM:

1. независимость от языка

2. динамический/статический вызов

3. динамическое нахождение объектов

4. масштабируемость

5. открытый стандарт

6. множественность

7. сложность реализации

8. зависимость от платформы

9. нет именования через URL

10. нет проверки безопасности на уровне выполнении ActiveX компонент

11. отсутствие альтернативных разработчиков

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: 6

16. Ценность CORBA:

1. платформенная независимость

2. языковая независимость

3. динамические вызовы

4. динамическое обнаружение объектов

5. масштабируемость

6. CORBA-сервисы

7. широкая индустриальная поддержка

8. нет передачи параметров по значению

 
9. отсутствует динамическая загрузка компонент-переходников

10. нет именования через URL

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: 6

Ответ: 7

17. Установите соответствие между архитектурными стилями и их назначением?

Потоки данных

match: системы пакетно-последовательной обработки

Вызов с возвратом

match: объектно-ориентированные системы

Независимые компоненты

match: системы, управляемые событиями

Централизованные данные

match: системы, использующие принцип классной доски

Виртуальные машины

match: системы, основанные на правилах

18. Установите соответствие между паттернами и их описанием?

Концептуальный

match: относится к приложению в целом или крупным подсистемам ИС

Проектирования

match: описывает решение общих проблем в конкретном контексте

Программный

match: используются низкоуровневые понятия

Архитектурный

match: описывает структуру программной системы

Системный

match: позволяет получить улучшенные архитектурные решения

Структурный

match: применяется для разделения и объединения элементов приложения

Поведенческий

match: применяется для передачи управления в системе

Производящий

match: предназначен для создания объектов в системе

Параллельного программирования

match: совместное использование ресурсов и управление доступом к ресурса

19. Установите соответствие между антипаттернами и их свойствами?

Дым и зеркала

match: Демонстрация того, как будут выглядеть ненаписанные функции

Раздувание

match: Разрешение последующим версиям системы требовать все больше и больше ресурсов

Функции для галочки

match: Превращение программы в конгломерат плохо реализованных и не связанных между собой функций

Неопределенная точка зрения

match: Представление модели без спецификации ее точки рассмотрения

Большой комок грязи

match: Система с нераспознаваемой структурой

Раздувание интерфейса

 
match: Изготовление интерфейса очень мощным и очень трудным для осуществления

Божественный объект

match: Концентрация слишком большого количества функций в одной части системы

Полтергейст

match: Объекты, чье единственное предназначение - передавать информацию другим объектам

Действие на расстоянии

match: Неожиданное взаимодействие между широко разделенными частями системы

Накопить и запустить

match: Установка параметров подпрограмм в наборе глобальных переменных

20. Установите соответствие между фреймворками и их свойствами?

Архитектурные

match: используются для описаний архитектур

Промежуточные

match: используются для интеграции распределенных приложений и компонентов

Ориентированные на приложения

match: используются для поддержания процесса разработки систем

Инфраструктурные

match: упрощает разработку инфрастуктурных элементов

По принципу белого ящика

match: определяется через интерфейсы объектов, которые разработчик может добавлять в систему

По принципу черного ящика

match: в качестве основных механизмов формирования приложения выступают композиция компонентов и параметризация

Уровня приложения

match: обеспечивают полный набор функций, которые реализуются типовыми приложениями

Уровня домена

match: используются для создания приложений, относящихся к определенному предметному домену

22. Установите соответствие между терминами ответов функционирования организации по фреймворку Захмана и их вопросами?

используемые данные

match: что?

процессы и функции

match: как?

места выполнения процессов

match: где?

организации и персоналии

match: кто?

управляющие события

match: когда?

цели и ограничения, определяющие работу системы

match: почему?

23. Уровни по фреймворку Захмана:

1. контекста

2. бизнес-описаний

3. системный

4. технологический

5. технический

6. реальной системы

 
7. бизнес-процессов

8. архитектурный

9. физический

10. базовый

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: 6

24. DCE включает следующие основные сервисы:

1. служба распределенных файлов

2. служба каталогов

3. служба распределенного времени

4. поддержка работы с нитями

5. вызов удаленных процедур и аутентификация

6. служба безопасности

7. файловый

8. архитектурный

9. бизнес-описаний

10. технический

Ответ: 1

Ответ: 2

Ответ: 3

Ответ: 4

Ответ: 5

Ответ: 6

Ответ: 7

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Смирнов М. В., Исаев Р. А., Толмасов Р. С. Проектирование и разработка информационных систем и бизнес-приложений [Электронный ресурс]:метод. указания; ВО - Бакалавриат. - Москва: РТУ МИРЭА, 2020. - 44 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/163878 
 
Л1.2 Можаров М. С. Проектирование и разработка информационных систем с web-интерфейсом [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2019. - 135 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/169625 
 
дополнительная
 
Л2.1 Лисяк В. В. Разработка информационных систем [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2019. - 96 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1088133 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Технологические тренды
https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2022/01/trends_rtk_2021.pdf
1
 
Gartner: 12 технологических трендов
https://www.gartner.com/en/information-technology/insights/top-technology-trends
2
 
"Подходы к разработке ПО: как правильно выбрать методологию разработки программного обеспечения"
https://issoft.by/blog/podkhody-k-razrabotke-po-kak-pravilno/
3
 
"Agile-манифест разработки программного обеспечения"
4
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.

В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.

Конспекты лекций контролируется преподавателем

2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.

В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.

При подготовке лабораторным занятиям следует:

- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия

- для закрепления теоретического материала;

- изучить лекционный материал по данной теме;

- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;

- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.

Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.

 
3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:

- конспектирование (составление тезисов) лекций;

- выполнение контрольных работ, коллоквиума;

- решение задач;

- работу со справочной и методической литературой;

- защиту выполненных работ;

- участие в тестировании и др.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:

- повторение лекционного материала;

- подготовки к лабораторным занятиям;

- изучения учебной и научной литературы;

- решения задач, выданных на практических занятиях;

- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;

- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.

Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем

Рекомендации по подготовке к зачету

Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.

Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.

Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:

1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);

2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
315/НК
Оснащение: специализированная мебель на 250 посадочных мест, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 9 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-3,1 м высота - 1,7 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 423/НК
423/НК
Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

423/НК

Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.п.н. Богданова С.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Трошков А.М.
 
_______________________ доцент , к.э.н. Ермакова А.Н.
 
Рабочая программа дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров А.Н.
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии