2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Основы военной подготовки_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.12.02 Основы военной подготовки
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Получение знаний, умений и навыков, необходимых для становления обучающихся образовательных организаций высшего образования в качестве граждан способных и готовых к выполнению воинского долга и обязанности по защите своей Родины в соответствии с законодательством Российской Федерации
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
знает

- основные положения общевоинских уставов ВС РФ;

- организацию внутреннего порядка в подразделении;

- основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия;

- устройство стрелкового оружия, боеприпасов и ручных гранат;

- предназначение, задачи и организационно-штатную структуру общевойсковых подразделений;

- основные факторы, определяющие характер, организацию и способы ведения современного общевойскового боя;

- общие сведения о ядерном, химическом и биологическом оружии, средствах его применения;

- правила поведения и меры профилактики в условиях заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;

- тактические свойства местности, их влияние на действия подразделений в боевой обстановке;

- назначение, номенклатуру и условные знаки топографических

карт;

- основные способы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;

- тенденции и особенности развития современных международных отношений, место и роль России в многополярном мире, основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны;

- основные положения Военной доктрины РФ;

- правовое положение и порядок

 
прохождения военной службы

умеет

- правильно применять и выполнять положения общевоинских уставов ВС РФ;

- осуществлять разборку и сборку автомата (АК-74) и пистолета

(ПМ), подготовку к боевому применению ручных гранат;

- оборудовать позицию для стрельбы из стрелкового оружия;

- выполнять мероприятия радиационной, химической и биологической защиты;

- читать топографические карты различной номенклатуры;

- давать оценку международным военно-политическим и внутренним событиям и фактам с позиции патриота своего Отечества;

- применять положения нормативно-правовых актов;

владеет навыками

- строевыми приемами на месте и в движении;

- управления строями взвода;

- стрельбы из стрелкового оружия;

- подготовки к ведению общевойскового боя;

- применения индивидуальных средств РХБ защиты;

- ориентирования на местности по карте и без карты;

- применения индивидуальных средств медицинской защиты и подручных средств для оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;

- работы с нормативно-правовыми документами

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Основы военной подготовки» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Основы военной подготовки» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Основы военной подготовки» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Ознакомительная практика
 
Экология
 
Безопасность жизнедеятельности
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Основы военной подготовки» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
1.
 
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
1
3
2
КТ 1
1.1.
2
Устный опрос
УК-8.3
 
Внутренний порядок и суточный наряд
1
2
4
2
КТ 1
1.2.
2
Устный опрос
УК-8.3
 
Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
1
1
2
2
КТ 1
1.3.
Устный опрос
УК-8.3
 
2 раздел. Раздел 2. Строевая подготовка
2.
 
Строевые приемы и движение без оружия
1
3
4
4
2.1.
УК-8.3
 
3 раздел. Раздел 3. Огневая подготовка из стрелкового оружия
3.
 
Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
1
1
2
2
КТ 1
3.1.
Устный опрос
УК-8.3
 
Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат
1
6
6
6
КТ 1
3.2.
Устный опрос
УК-8.3
 
Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия
1
6
2
2
КТ 1
3.3.
Тренажер
УК-8.3
 
4 раздел. Раздел 4. Основы тактики общевойсковых подразделений
4.
 
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ
1
2
2
КТ 2
4.1.
2
Устный опрос
УК-8.3
 
Основы общевойскового боя
1
1
2
КТ 2
4.2.
2
Устный опрос
УК-8.3
 
Основы инженерного обеспечения
1
1
2
КТ 2
4.3.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.3
 
Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника
1
1
2
КТ 2
4.4.
2
Устный опрос
УК-8.3
 
5 раздел. Раздел 5. Военная топография
5.
 
Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам
1
2
2
КТ 2
5.1.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.3
 
Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте
1
3
КТ 2
5.2.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.3
 
6 раздел. Раздел 6. Военно-политическая подготовка
6.
 
Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны
1
2
2
КТ 3
6.1.
2
Устный опрос, Доклад
УК-8.3
 
7 раздел. Раздел 7. Правовая подготовка
7.
 
Военная доктрина Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы
1
2
2
КТ 3
7.1.
2
Устный опрос, Реферат
УК-8.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
Структура, требования и основное содержание общевоинских уставов. Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания. Единоначалие. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ и приказание. Порядок отдачи и выполнение приказа. Воинская вежливость и воинская дисциплина военнослужащих
2/-
 
Внутренний порядок и суточный наряд
Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок. Суточный наряд роты, его предназначение, состав. Дневальный, дежурный по роте. Развод суточного наряда. 
2/-
 
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Назначение, структура мотострелковых и танковых подразделений сухопутных войск, их задачи в бою. Боевое предназначение входящих в них подразделений. Тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и техники ВС РФ. 
2/-
 
Основы общевойскового боя
Сущность современного общевойскового боя, его характеристики и виды. Способы ведения современного общевойскового боя и средства вооруженной борьбы. 
2/-
 
Основы инженерного обеспечения
Цели и основные задачи инженерного обеспечения частей и подразделений. Назначение, классификация инженерных боеприпасов, инженерных заграждений и их характеристики. Полевые фортификационные сооружения: окоп, траншея, ход сообщения, укрытия, убежища. 
2/-
 
Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника
Организация, вооружение, боевая техника подразделений мпб и тб армии США. Организация, вооружение, боевая техника подразделений мпб и тб армии Германии. 
2/-
 
Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам
Местность как элемент боевой обстановки. Способы ориентирования на местности без карты. Способы измерения расстояний. Движение по азимутам. 
2/-
 
Россия в современном мире. Основные направления социально-
Новые тенденции и особенности развития современных международных отношений. Место и роль России в многополярном мире.
2/-
 
экономического, политического и военно-технического развития страны
Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития Российской Федерации. Цели, задачи, направления и формы военно-политической работы в подразделении, требования руководящих документов.   
 
Военная доктрина Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы
Основные положения Военной доктрины Российской Федерации. Правовая основа воинской обязанности и военной службы. Понятие военной службы, ее виды и их характеристики. Обязанности граждан по воинскому учету.
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Внутренний порядок и суточный наряд
Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок. Суточный наряд роты, его предназначение, состав. Дневальный, дежурный по роте. Развод суточного наряда. 
Пр
2/-/-
 
Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы. Обязанности разводящего, часового.
Пр
2/-/-
 
Строевые приемы и движение без оружия
Строй и его элементы. Виды строя. Сигналы для управления строем. Команды и порядок их подачи. Обязанности командиров, военнослужащих перед построением и в строю. Строевой расчет. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте.
Пр
2/-/-
 
Строевые приемы и движение без оружия
Строевой шаг. Движение строевым шагом. Движение строевым шагом в составе подразделения. Повороты в движении. Движение в составе взвода. Управление подразделением в движении.
Пр
2/-/-
 
Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Требования безопасности при обращении со стрелковым оружием. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия. 
Пр
2/-/-
 
Назначение, боевые свойства, материальная часть 
Назначение, состав, боевые свойства и порядок сборки разборки АК-74 и РПК-74. Назначение, состав, боевые свойства и 
Пр
6/-/-
 
и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат
порядок сборки разборки пистолета ПМ. Назначение, состав, боевые свойства РПГ-7. Назначение, боевые свойства и материальная часть ручных гранат. Сборка разборка пистолета ПМ и подготовка его к боевому применению. Сборка разборка АК-74, РПК-74 и подготовка их к боевому применению. Снаряжение магазинов и подготовка ручных гранат к боевому применению.
 
Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия
Требования безопасности при организации и проведении стрельб из стрелкового оружия. Порядок выполнения упражнения учебных стрельб. Меры безопасности при проведении стрельб и проверка усвоения знаний и мер безопасности при обращении со стрелковым оружием. Выполнение норматива №1 курса стрельб из стрелкового оружия. 
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
3
 
Внутренний порядок и суточный наряд
2
 
Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
1
 
Строевые приемы и движение без оружия
3
 
Требования безопасности при обращении со стрелковым оружием. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия. 
1
 
Назначение, состав, боевые свойства и порядок сборки разборки АК-74 и РПК-74. Назначение, состав, боевые свойства и порядок сборки разборки пистолета ПМ. Назначение, состав, боевые свойства РПГ-7. Назначение, боевые свойства и материальная часть ручных гранат. Сборка разборка пистолета ПМ и подготовка его к боевому применению. Сборка разборка АК-74, РПК-74 и подготовка их к боевому применению. Снаряжение магазинов и подготовка ручных гранат к боевому применению.
6
 
Требования безопасности при организации и проведении стрельб из стрелкового оружия. Порядок выполнения упражнения учебных стрельб. Меры безопасности при проведении стрельб и проверка усвоения знаний и мер безопасности при обращении со стрелковым оружием. Выполнение норматива №1 курса стрельб из стрелкового оружия. 
6
 
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ. 
2
 
Основы общевойскового боя.
1
 
Основы инженерного обеспечения
1
 
Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника.
1
 
Местность как элемент боевой обстановки. Способы ориентирования на местности без карты. Способы измерения расстояний. Движение по азимутам. 
2
 
Геометрическая сущность, классификация и назначение топографических карт. Определение географических и прямоугольных координат объектов по карте. Целеуказание по карте. 
3
 
Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны. 
2
 
Военная доктрина Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы. 
2
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы военной подготовки» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Основы военной подготовки».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы военной подготовки».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы военной подготовки».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (доклад,реферат).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
 
2
Внутренний порядок и суточный наряд
 
3
Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
 
4
Строевые приемы и движение без оружия
 
5
Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Л1.1
 
6
Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат
Л1.1
 
7
Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия
Л1.1
 
8
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ
 
9
Основы общевойскового боя
 
10
Основы инженерного обеспечения
 
11
Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника
 
12
Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам
 
13
Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте
 
14
Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны
 
15
Военная доктрина Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Основы военной подготовки»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-8.3:Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
Безопасность жизнедеятельности
x
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
x
x
Ознакомительная практика
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Основы военной подготовки» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы военной подготовки» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Тренажер
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
КТ 3
Доклад
0
 
КТ 3
Реферат
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Тренажер
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
КТ 3
Доклад
0
 
КТ 3
Реферат
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Основы военной подготовки» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы военной подготовки»
1. Дайте определение Общевойсковому бою и перечислите его виды.

2. Дайте определение терминам «Удар», «Огонь» и раскройте их виды.

3. Дайте определение «манёвра» и изобразите схемами «Охват» и «Обход».

4. Перечислите основные принципы общевойскового боя.

5. Перечислите виды тактических действий (основные, обеспечивающие, специальные и вспомогательные).

6. Перечислите подразделения боевого обеспечения МСП и раскройте их предназначение.

7. Что называется топографической картой?

8. Что называется рабочей картой командира?

9. Дать определение географических координат

10. Дать определение плоским прямоугольным координатам.

11. Дайте классификацию топографических карт по масштабу.

12. Дайте классификацию условных топографических знаков и раскройте, для изображения каких местных предметов они используются.

13. Перечислите тактические свойства местности и дайте характеристику местных предметов, характерных этим свойствам.

14. Дайте определение понятию «Рельеф местности» и опишите формы рельефа и чем он отображается.

15. Перечислите способы ориентирования на местности и в чём их сущность.

16. Нормативно-правовые основы применения вооружения, специальных средств, средств индивидуальной и коллективной защиты.

17. Специальные средства, стоящие на вооружении подразделений органов внутренних дел России. Средства индивидуальной бронезащиты.

18. Средства активной обороны.

19. Средства обеспечения специальных операций.

20. Слезоточивые вещества и ручные газовые гранаты, находящиеся на вооружении органов внутренних дел России.

21. Специальные окрашивающие и маркирующие средства, светошоковые устройства используемые органами внутренних дел России.

22. Световые и акустические специальные средства, применяемые органами внутренних дел и внутренних войск России.

23. Цель и задачи огневой подготовки в системе органов внутренних дел России.

24. Требования безопасности при проведении учебных стрельб.

25. Требования безопасности при стрельбе из стрелкового оружия в боевых условиях.

26. Понятие о действительности стрельбы из огнестрельного оружия.

27. Ручные гранатометы (Российские подствольные гранатометы ГП–25/30, ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, ручные противотанковые гранатометы разового применения).

28. Ручные наступательная граната РГД-5 (РГН).

29. Ручная оборонительная граната Ф-1 (РГО).

1. Основные понятия и определения об обороне государства, ее организации. Основы Военной

 
доктрины.

2. Отношение РФ к вооруженным конфликтам и использованию в них Вооруженных сил.

3. Внешние источники военной опасности государства. Основные направления укрепления военной безопасности России.

4. Изменение взглядов на стратегию и тактику использования Вооруженных сил государства в связи с усилением активности террористической и международной сети религиозных фундаменталистов вне и внутри государства.

5. Основные принципы и задачи строительства Вооруженных сил, организация управления ими.

6. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности государства.

7. Основные документы, регламентирующие прохождение военной службы: Конституция РФ, федеральные законы “Об обороне”, “О статусе военнослужащих”, “О военной обязанности и военной службе”.

8. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушения федеральных законов “О военной обязанности и военной службе” и “О статусе военнослужащих”.

9. Организация Вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XV в.

10. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии и российского флота.

11. Победы русской армии в XVIII-XIX вв.

12. Военные реформы России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

13. Последствия Русско-японской войны.

14. Необходимость военных реформ накануне Первой мировой войны 1914-1918 гг.

15. Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Военная реформа 1924-1925 г.г.

16. Героизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

17. Строительство Вооруженных сил СССР в эпоху ядерного оружия.

18.Виды Вооруженных сил РФ. Воспитание военнослужащих на боевых традициях ВС России

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Калуцкий И. Н. Огневая подготовка сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Специалитет. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - 335 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=780424 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Министерство обороны Российской федерации
http://www.mil.ru
1
 
крупнейшая российская электронная библиотека
http://elibrary.ru
2
 
Сборник общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
https://ivo.pnzgu.ru/vuc.pnzgu.ru/page/48091
3
 
Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2: Батальон, рота
https://base.garant.ru/72298992/
4
 
Боевй устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть 3 (взвод, отделение, танк)
https://base.garant.ru/72245250/
5
 
"Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24400/
6
 
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/
7
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении образовательного модуля обучающиеся должны быть способны применять положения нормативно-правовых актов и общевоинских уставов в повседневной деятельности подразделения, управлять строями, применять штатное стрелковое оружие.

Основными видами учебных занятий при изучении образовательного модуля являются практические и групповые занятия, лекции, а также самостоятельная работа.

Практические и групповые занятия составляют основу для изучения материала образовательного модуля. Практические занятия направлены на выработку навыков и умений по строевой и огневой подготовке. Обучающиеся должны овладеть строевыми приемами на месте и в движении, навыками управления строями и стрельбы из стрелкового оружия.

Обучающийся должен знать: основные положения Военной доктрины РФ общевоинских уставов ВС РФ; правовое положение и порядок прохождения военной службы военнослужащими; организацию внутреннего порядка в подразделении; устройство стрелкового оружия, боеприпасов и ручных гранат. Уметь точно выполнять положения общевоинских уставов ВС РФ в профессиональной деятельности; соблюдать режим секретности в подразделении; осуществлять разборку и сборку автомата (АК-74) и подготовку к боевому применению ручных гранат. При подготовке к групповым занятиям обучающиеся изучают рекомендованную литературу, материалы лекций по соответствующей теме, дополняют лекционный материал.

Самостоятельная работа обучающихся направлена на закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости по образовательному модулю проводится в виде контрольных проверок в письменной и устной форме по пройденным темам.

Промежуточная аттестация по модулю проводится в виде зачета с оценкой в устной форме с отработкой практических заданий. Подготовка к аттестации проводится в часы самостоятельной работы обучающихся, а также вовремя консультаций преподавателей.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
302/НК
Оснащение: специализированная мебель на 343 посадочных места, трибуна для лектора – 1 шт., президиум – 1 шт., видеостена из 25 бесшовный ЖК дисплеев Mercury Full HD 55” ширина-5,1 м высота - 2,9 м , АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Dell 21.5",  Клавиатура + мышь , Источник бесперебойного питания 650ВА, Монитор ЖК  размер экрана: Dell 21.5",  широкоформатная матрица VA с разрешением 1920×1080, отношением сторон 16:9 - 3шт.,микрофонная система  Restmoment RX-812 -1шт, Restmoment RX-D58 микрофон делегата -4шт.,AMC настенный громкоговоритель мониторного типа - 6шт., DSPPA микшер-усилитель - 1шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-142

Оснащение: Специализированная мебель на 24 посадочных места, персональный компьютер – 1 шт., трибуна аудиторная - 1 шт., мультимедиа-проектор - 1 шт., Проекционный экран – 1 шт., Оптико-электронное устройство идентификации стрелка «Рубин» - 1 шт., Лазерный пистолет Макарова ЛТ-120ПМ - 1 шт., Лазерный автомат Калашникова - 1 шт., ММГ автомата Калашникова - 1 шт., ММГ пистолета Макарова - 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Э-142
Э-142
Оснащение: Специализированная мебель на 24 посадочных места, персональный компьютер – 1 шт., трибуна аудиторная - 1 шт., мультимедиа-проектор - 1 шт., Проекционный экран – 1 шт., Оптико-электронное устройство идентификации стрелка «Рубин» - 1 шт., Лазерный пистолет Макарова ЛТ-120ПМ - 1 шт., Лазерный автомат Калашникова - 1 шт., ММГ автомата Калашникова - 1 шт., ММГ пистолета Макарова - 1 шт.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

Э-142

Оснащение: Специализированная мебель на 24 посадочных места, персональный компьютер – 1 шт., трибуна аудиторная - 1 шт., мультимедиа-проектор - 1 шт., Проекционный экран – 1 шт., Оптико-электронное устройство идентификации стрелка «Рубин» - 1 шт., Лазерный пистолет Макарова ЛТ-120ПМ - 1 шт., Лазерный автомат Калашникова - 1 шт., ММГ автомата Калашникова - 1 шт., ММГ пистолета Макарова - 1 шт.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Основы военной подготовки»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
Рецензенты
 
Рабочая программа дисциплины «Основы военной подготовки» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Яновский Александр Александрович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Основы военной подготовки» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии