УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
умеет
применять базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, определять цели и формы участия государства в экономике
владеет навыками
навыками применения базовых принципов функционирования экономики и экономического развития, определения целей и форм участия государства в экономике
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экономика».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экономика».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экономика» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Основные этапы развития экономической науки.
3. Методология экономической науки.
4. Структура экономики.
5. Общественное производство и его стадии. Процесс производства.
6. Экономические потребности и их виды.
7. Экономические ресурсы, виды экономических ресурсов. Факторы производства.
8. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей.
9. Условия возникновения, и необходимость рынка.
10. Сущность и основные черты рынка, функции рынка.
11. Преимущества и недостатки рыночного механизма
12. Экономические субъекты рынка (агенты).
13. Основные критерии классификации рынка, структура рынка
14. Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы.
15. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
16. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
17. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.
18. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
19. Сущность конкуренции и ее виды.
20. Структура рынка совершенной конкуренции.
21. Несовершенная конкуренция: формы и виды.
22. Теории фирмы. Цели фирмы.
23. Издержки производства и их виды.
24. Прибыль: сущность и виды.
25. Общая характеристика рынка труда.
26. Рынок земли и рента.
27. Общая характеристика рынка капитала.
28. Предмет, цели и задачи макроэкономической политики.
29. Основные макроэкономические показатели функционирования национального производства.
30. Способы измерения ВВП. Номинальный и реальный ВВП.
31. Общая характеристика общественного воспроизводства. Типы воспроизводства.
32. Экономический цикл. Сущность и причины возникновения.
33. Сущности и факторы экономического роста.
34. Показатели и типы экономического роста.
35. Показатели и фазы экономического цикла.
36. Типология экономических циклов.
37. Антициклическая политика государства.
38. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики.
39. Цели и инструменты государственного регулирования экономики.
40. Формы и методы государственного регулирования экономики.
41. Сущность и функции денег.
42. Денежное обращение и типы денежных систем.
43. Денежная масса, ее структура и измерение. Денежные агрегаты.
44. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
45. Типы кредитно-денежной политики.
46. Кредит, его функции и формы.
47. Банковская система: определение и структура.
48. Функции и операции банков.
49. Сущность, структура и причины возникновения безработицы.
50. Виды и формы безработицы.
51. Социально-экономические последствия безработицы.
52. Государственная политика в сфере занятости.
53. Понятие инфляции и ее измерение. Виды инфляции.
54. Сущность и показатели инфляции.
55. Инфляция и безработица. Кривая Филипса.
57. Социально-экономические последствия инфляции.
58. Сущность и функции финансов.
59. Финансовая система государства и ее элементы.
60. Государственный бюджет: сущность и структура.
61. Сбалансированность бюджета: государственный долг и бюджетный дефицит.
62. Сущность, функции и виды налогов.
63. Налоговая политика и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
64. Сущность и задачи социальной политики.
65. Доходы населения. Номинальный и реальный доход.
66. Показатели неравенства доходов: децильный коэффициент, коэффициент Джини, кривая Лоренца.
67. Сущность и функции системы социальной защиты.
68. Социальные гарантии в РФ.
Примерные вопросы для собеседования
1. Охарактеризуйте ключевые вопросы экономики.
2. Что изучает наука экономика?
3. Перечислите основные функции экономической теории.
4. В чем состоят различия позитивного и нормативного экономического анализа?
5. Чем характеризуется общественное производство? Перечислите основные виды общественного производства.
6. Что такое потребности? Перечислите основные виды потребностей.
7. Объясните закон возвышения потребностей: сущность и механизм функционирования.
8. Что такое благо? Охарактеризуйте основные виды благ.
9. Какова связь между потребностями, производством и потреблением?
10. Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их экономическая сущность?
11. Что такое факторы производства? Перечислите основные виды факторов производства.
12. В чем сущность ограниченности ресурсов?
Примерные тестовые задания
1. Приобретение дома или квартиры в качестве основного жилья удовлетворяет ______ потребность.
а) материальную;
б) социальную;
в) интеллектуальную;
г) производственную.
2. К даровым благам относятся:
а) ночное освещение улиц городов;
б) хорошая погода;
в) дождь;
г) общественный транспорт.
3. Кривая производственных возможностей не характеризует категорию:
а) альтернативной стоимости;
б) величины доходов населения;
в) ограниченности производственных ресурсов;
г) издержек упущенных возможностей.
4. Установите соответствие между группами потребностей и их примерами:
а) кинофильм; 1. материальные потребности;
б) пресная вода; 2. духовные потребности;
в) сотрудничество. 3. социальные потребности.
5. Сырье, материалы - это:
а) средства труда;
в) предметы труда;
г) предметы производства.
6. При помощи кривой производственных возможностей отражаются:
а) спрос и предложение;
б) степень загрузки производственных мощностей;
в) совокупный спрос и совокупное предложение;
г) ограниченность производственных ресурсов, альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей).
7. Сдвиг кривой производственных возможностей влево свидетельствует о(об):
а) снижении уровня фактической безработицы;
б) увеличении численности трудоспособного населения;
в) истощении ресурсно-сырьевой базы;
г) открытии новых источников ресурсно-сырьевой базы.
8. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо свидетельствует о:
а) снижении численности трудоспособного населения;
б) истощении ресурсно-сырьевой базы;
в) внедрении ресурсосберегающих технологий производства;
г) наличии циклической безработицы.
9. Соотнесите между собой различные виды благ:
а) инструменты; 1. материальные;
б) воздух; 2.нематериальные;
в) образование. 3.неэкономические.
10. Предмет труда – это:
a) средство, с помощью которого производится продукт;
б) совокупность материальных ресурсов;
в) то, на что направлен труд и из чего в итоге получается продукт труда;
г) продукт процесса производства.
Примерные практико-ориентированные задания для текущего контроля
1. В цехе работают 5 человек. Они занимаются изготовлением продуктов X и Y. За рабочую смену каждый изготавливает 20 шт. товара X, либо 10 шт. товара Y. Постройте кривую производственных возможностей цеха. Предположим, что в цехе установлено новое оборудование, с помощью которого каждый из пяти работников ежедневно может изготовить 28 шт. товара X. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей этого цеха.
2. Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.
3. На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
1. Предмет, функции и структура экономической теории.
2. Основные этапы развития экономической теории.
3. Великие экономисты и их вклад в развитие экономической теории.
4. Товарное производство: предпосылки возникновения, основные черты и ступени развития.
5. Деньги: сущность, функции, виды.
6. Потребности человека и их взаимосвязь с производством.
7. Ресурсы и факторы производства.
8. Результаты производства и экономическая эффективность.
10. Многообразие форм собственности и их значение в раскрытии потен-циала экономики.
11. Рыночная экономика, рынок: сущность, структура, функции и особенности.
12. Инфраструктура рыночной экономики.
13. Рынок капитала и процент.
14. Рынок ценных бумаг.
15. Рынок труда и биржа труда.
16. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.
17. Конкуренция и антимонопольное законодательство в рыночной экономике.
18. Теневая экономика - элемент рыночной инфраструктуры.
19. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.
20. Финансы: сущность, функции и роль в рыночной экономике.
21. Государственный бюджет: формирование и использование. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
22. Банковская система. Проблемы перестройки в условиях становления рыночных отношений.
23. Инфляция: сущность, виды, темпы, показатели, социально-экономические последствия
24. Безработица: причины, виды, следствия и способы борьбы с ней.
25. Доходы населения, их структура и виды в рыночной экономике.
26. Неравенство доходов и проблема социальной справедливости.
27. Система социальной защиты в рыночной экономике.
28. Мировая экономика: характер развития и противоречия.
29. Фирма в системе социально - экономических отношений.
30. Издержки производства, их сущность и структура.
31. Экономический рост, его элементы и стадии развития. Неоклассическая и кейнсианская модели.
32. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.
33. Модели экономических систем.
34. Прибыль предприятия и ее трактовка различными школами экономи-ческой теории.
35. Теория спроса и предложения.
36. Налоги и налоговая система России на современном этапе.
37. Денежно - кредитная система и монетарная политика государства.
38. Теория потребительского поведения
39. Экономические циклы, их природа и фазы.
40. Инвестиционная политика России: современное состояние, зарубеж¬ный опыт, перспективы.
41. Поведение фирмы в условиях олигополии.
42. Естественные монополии в России.
43. Экономический риск, его виды и измерение.
44. Экономическое поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
45. Монополистическая конкуренция: механизм, особенности ценообразования и экономическая эффективность.
46. Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.
47. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.
48. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, следствия.
49. Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики (кривая Лаффера).
Типовые контрольные работы
1. Теоретическая часть (оценка знаний)
1.1. Теоретический вопрос (max 2 балла):
Дайте определение экономической науки и раскройте основные разделы.
1.2. Тестовые задания (max 3 балла):
1. Выберите правильный ответ: что нельзя включить в определение предмета экономической теории:
a) редкость благ;
b) эффективное применение экономических ресурсов;
c) максимальное удовлетворение потребностей;
d) неограниченность ресурсов;
e) безграничные потребности людей.
2. Выберите правильный ответ: экономическое благо — это:
a) любая вещь, удовлетворяющая потребности людей;
b) вещь, произведенная любым человеком;
c) предметы и услуги, количественно превышающие потребности людей;
d) благо, потребности в котором превышают его наличие.
3. Выберите правильный ответ: экономическими ресурсами нельзя считать:
a) нефть и другие, не добытые из земли полезные ископаемые;
b) машины и другое промышленное оборудование;
c) знания и умения людей;
d) профессионально подготовленных работников в определенной сфере деятельности;
e) продукты питания и вещи, необходимые людям.
4. Выберите правильный ответ: закон спроса предполагает, что:
a) превышение предложение над спросом вызовет снижение цен;
b) если доходы потребителя растут, они обычно покупают больше товаров;
c) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
d) когда цена товара падает, объём планируемых покупок растёт;
e) когда цена товара падает, объём планируемых покупок остаётся на прежнем уровне.
5. Выберите правильный ответ: изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?
a) вкусов и предпочтений потребителей;
b) размера или распределения национального дохода;
c) цены товара;
d) численности или возраста потребителей;
e) изменение уровня доходов населения.
6. Выберите правильный ответ: предмет труда – это:
a. средство, с помощью которого производится продукт;
b. совокупность материальных ресурсов;
c. то, на что направлен труд и из чего в итоге получается продукт труда;
d. продукт процесса производства.
7. Выберите правильный ответ: ограниченность ресурсов означает, что:
a) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;
b) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;
c) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;
d) все ответы верны.
8. Выберите правильный ответ: «факторы» отличаются от «ресурсов» тем, что:
a. применяются в производстве в меньшем количестве;
b. имеют другой состав элементов;
c. принадлежат определённым субститутам;
d. существуют только соединяясь друг с другом.
9. Установите соответствие между группами потребностей и их примерами:
a) кинофильм; 1. материальные потребности;
c) сотрудничество. 3. социальные потребности.
10. Выберите правильный ответ: сдвиг кривой производственных возможностей вправо свидетельствует о:
a) снижении численности трудоспособного населения;
b) истощении ресурсно-сырьевой базы;
c) внедрении ресурсосберегающих технологий производства;
d) наличии циклической безработицы.
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)
2.1. Практико-ориентированные задачи базовой сложности (max 5 баллов):
1. Кривая спроса на определенный товар описывается уравнением Qd+2P=600, кривая предложение уравнением Qs-4p=300. Предположим, что государство установило фиксированную цену на этот товар на уровне 10 д.ед. Определите: равновесную цену и последствия от вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования.
2. Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.
3. Отказавшись от работы референтом с зарплатой 12 тыс. руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой оплатой 6 тыс. руб. какова альтернативная стоимость его решения, если на первом году половина платы за обучение ему компенсирует государство?
4. Издательство обнаружило, что при исходной цене 120 руб. оно могло продать 1000 экземпляров книги в неделю, а после повышения цены до 160 руб. ‒ 900 экземпляров. Чему равна точечная эластичность спроса на книги?
5. В цехе работают 5 человек. Они занимаются изготовлением продуктов X и Y. За рабочую смену каждый изготавливает 20 шт. Товара X, либо 10 шт. товара Y. Постройте кривую производственных возможностей цеха. Предположим, что в цехе установлено новое оборудование, с помощью которого каждый из пяти работников ежедневно может изготовить 28 шт. товара X. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей этого цеха.
Контрольная точка № 2 (по темам 2.1-2.3)
1. Теоретическая часть (оценка знаний)
1.1. Теоретический вопрос (max 2 балла):
Раскройте сущность и основные виды издержек производства.
1.2. Тестовые задания (max 3 балла):
1. Выберите правильные ответы: переменные издержки:
a) изменяются вместе с объемом выпуска;
b) равны разнице между совокупными и постоянными издержками;
c) равны разнице между совокупными и предельными издержками;
d) все ответы верны.
2. Выберите правильный ответ: прибыль фирмы зависит от:
a) дохода;
b) рыночных цен;
c) издержек;
d) все ответы верны.
3. Выберите правильный ответ: общие издержки производства представляют собой:
a) затраты, связанные с использованием всех без исключения ресурсов и услуг для производства продукции;
b) затраты, связанные с приобретением сырья и материалов на производство продукции;
c) неявные (внутренние) издержки, включая нормальную прибыль;
d) сумму общих переменных и общих постоянных издержек;
e) затраты, связанные с приобретением потребительских товаров длительного пользования.
a) амортизации;
b) процента;
c) заработной платы рабочих;
d) ренты;
e) затрат на сырье и материалы.
5. Выберите правильный ответ: переменные издержки это затраты, изменяющие свою величину под воздействием:
a) увеличения объема продаж;
b) изменения объема производимой продукции;
c) роста налогов;
d) наращивания основного капитала;
e) роста амортизационных отчислений.
6. Выберите правильный ответ: какой из перечисленных признаков характеризует и олигополию, и рынок монополистической конкуренции?
a) отсутствуют барьеры входа на рынок;
b) действует незначительное число продавцов;
c) фирма обладает рыночной властью;
d) стратегическое поведение фирм.
e) нет верного ответа.
7. Выберите правильные ответы: для рынка олигополии характерными чертами являются:
a) немногочисленность фирм в отрасли;
b) маленькая монопольная власть;
c) отсутствие ценовых войн;
d) всеобщая взаимозависимость.
8. Выберите правильные ответы: для рынка совершенной конкуренции характерны:
a) наличие только мелких производителей;
b) однородность продукции;
c) дифференцированная продукция;
d) свободный вход на рынок и выход из него.
9. Выберите правильный ответ: ставка заработной платы на рынке труда измеряет:
a) цену труда;
b) цену услуг труда;
c) величину предложения труда.
10. Выберите правильный ответ: условием существования рынка труда являются:
a) благоприятный климат;
b) наличие в стране полезных ископаемых;
c) экономическая свобода.
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)
2.1. Практико-ориентированные задачи базовой сложности (max 5 баллов):
1. Если фирма производит и продаёт 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках (AVC) в 1750 рублей и постоянных издержках производства в 8 млн. рублей, то при рыночной цене одного телефона 2500 рублей прибыль фирма равна?
2. Предложение и спрос на труд учителей заданы формулами: QD= 5P ‒1000; QS= 2000 ‒5Р. Определите размер равновесной зарплаты и равновесное количе¬ство работников.
3. Спрос на труд и его предложение выражены формулами: Ld = 100 - 20W; Ls = -60 + 80W. Нарисуйте кривые спроса и предложения на труд и определите равновесный уровень зарплаты и занятости. Определите уровень вынужденной безработицы, если минимальная зарплата установлена на уровне 2 у.д.е. в час, и что произойдет с общим доходом рабочих после установления минимальной зарплаты.
4. Учитель химии, получавший в конце года после всех вычетов 24 тыс. р. в год, в новом году решил открыть собственный магазин. Его стартовый капитал составляет 30 тыс. р. Он рассчитывает получить выручку, равную 180 тыс. р.
Для реализации этого проекта ему нужно:
2. в начале года выполнить ремонтные работы в арендуемом помещении стоимостью 30 тыс. р.;
3. нанять трёх работников с оплатой по 16 тыс. р. в год каждому, причём 6 тыс. р. выплатить в начале года в качестве аванса, а остальные 10 тыс. р. заплатить в конце года из выручки;
4. занять в банке недостающую для покрытия расходов сумму денег сроком на год;
5. оставить труд учителя и целиком сосредоточиться на предпринимательской деятельности.
Иных затрат у него нет. Банковский процент по депозитам равен 40%, а по кредитам – 50%.
Определить:
а) Величину бухгалтерской и экономической прибыли за год (в тыс. р.) без учёта налога на прибыль.
б) При какой ставке налога на прибыль предпринимательская деятельность будет выгодна учителю (ставка задана в виде процента от прибыли).
5. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. д.ед. предприятие платит работникам заработную плату ‒ 300 тыс. д.ед. Кроме того за-траты на сырье и материалы составляют 100 тыс. д.ед. Неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. д.ед. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.
Контрольная точка № 3 (по темам 3.1-3.4)
1. Теоретическая часть (оценка знаний)
1.1. Теоретический вопрос (max 2 балла):
Охарактеризуйте основные факторы и типы экономического роста.
1.2. Тестовые задания (max 3 балла):
1. Выберите правильный ответ: при определении ВВП по доходам учитываются все следующие компоненты, за исключением:
a) заработная плата наемных работников в частном секторе экономики;
b) процентные платежи;
c) пенсии и стипендии;
d) арендная плата;
e) косвенные налоги на бизнес;
f) стоимость потребленного основного капитала;
g) прибыль.
2. Выберите правильный ответ: при расчете ВВП по расходам учитываются все следующие компоненты, за исключением:
a) затрат домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования;
b) производственных субсидий фирмам;
c) частных валовых инвестиций;
d) государственных закупок товаров и услуг;
e) сальдо экспорта и импорта.
3. Выберите правильный ответ: к государственным закупкам товаров и услуг не относится:
a) содержание армии и правоохранительных органов;
b) пособия по поддержанию уровня жизни малообеспеченных семей;
c) финансирование фундаментальных научных исследований;
d) расходы государства на строительство нового аэропорта;
e) закупка медицинского оборудования за рубежом.
4. Выберите правильный ответ: какое влияние на распределение дохода оказывает прогрессивный налог?
a) усиливает неравенство в распределении дохода;
b) не оказывает никакого воздействия;
c) способствует более равномерному распределению дохода;
d) нельзя дать однозначный ответ.
5. Выберите правильный ответ: если совокупный доход распределяется между отдельными лицами абсолютно равномерно, то кривая Лоренца:
a) совпадает с биссектрисой;
c) имеет выгнутый характер;
d) отклоняется от биссектрисы вправо.
6. Выберите правильный ответ: при инфляции …….. избыточный совокупный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный объем продукции.
a) предложения;
b) спроса;
c) издержек;
d) вызванной ростом издержек.
7. Выберите правильные ответы: главными целями кредитно-денежной политики являются …
a) снижение инфляции;
b) повышение инфляции;
c) уменьшение безработицы;
d) сохранение неизменной процентной ставки.
8. Выберите правильные ответы: инструментами кредитно-денежной политики являются …
a) ставка рефинансирования (учетная ставка);
b) норма обязательного резерва;
c) ставка налогов;
d) денежный агрегат М2.
9. Выберите правильный ответ: к первому уровню банковской системы относят:
a) депозитные банки;
b) фондовые биржи;
c) Центральный банк;
d) коммерческий банк.
10. Выберите правильный ответ: абсолютно неравномерное распределение доходов означает, что:
a) весь доход общества распределяется между 10% населения;
b) весь доход общества получает 1 человек;
c) 20 % населения получают 20 % дохода и т. д.;
d) большая часть дохода принадлежит меньшей части населения.
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)
2.1. Практико-ориентированные задачи базовой сложности (max 5 баллов):
1. Функция налогов имеет вид Тx = 400 + 0,2Y, а функция социальных трансфертов Tr = 600 – 0,1 × (Y – YF), государственные закупки G = 720. Потенциальный объем производства YF = 5000. Если фактический объем национального производства (Y) на 100 больше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь?
2. В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. дол., совокупный доход – 5600 млрд. дол., налоговая ставка – 15 %, аккордные налоги – 220 млрд. дол., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. дол., трансфертные платежи – 80 млрд. дол., из них субсидии фирмам – 35 млрд. дол. Определите состояние государственного бюджета.
3. Чему равна величина чистого экспорта, если ВВП страны составил 5000 млрд дол., потребительские расходы – 3500 млрд дол., чистые частные инвестиции – 250 млрд дол, государственные закупки товаров и услуг – 800 млрд дол, чистый факторный доход из-за границы равен (-130) млрд дол, стоимость потреблённого капитала составляет 500 млрд дол.?
4. Население России разделено на квинтильные группы, а доля каждой из этих групп в общих доходах составляет соответственно: 5%, 13%, 15%, 17% и 50%. Постройте кривую концентрации (Лоренца) на основе приведенных данных и прокомментируйте рисунок.
5. Если уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 40%, реальная ставка процента равна 4%, тогда номинальная ставка процента равна …… %?
В теме 1.2 «Рынок и механизм его функционирования» необходимо рассмотреть понятие рынка, условия его возникновения, основные черты, выполняемые им функции и основные критерии классификации, экономическое содержание понятий «спрос», «предложение», «равновесие». Следует выявить преимущества и недостатки рыночного механизма, определить основных экономических агентов рынка, а также рассмотреть основные элементы инфраструктуры рынка. В результате изучения данной темы студент должен уметь объяснить, как определяются границы рынка, как реализуются его функции на практике, определять условия, способствующие эффективному и устойчивому развитию рыночных отношений, отличать понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка», определять ценовые и неценовые факторы спроса и предложения, влияние фактора времени при формировании рыночного предложения. В ходе изучения темы студент должен научиться строить графики спроса и предложения, задавать функции спроса и предложения в табличном варианте, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения, выявлять факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения и
В теме 2.1 «Теория фирмы: издержки производства и прибыль» необходимо рассмотреть понятия и взаимосвязь процесса производства, уяснить, что представляет собой производственная функция и сформировать представление, что такое производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах, изучить цели, функции и задачи производственной деятельности фирмы, проанализировать основные формы предпринимательства. В результате изучения данной темы студент должен уметь рассчитывать экономические издержки фирмы, величину общего, предельно-го и среднего продуктов, оценивать влияние закона убывающей предельной производительности (отдачи) на эффективность функционирования фирмы, определять оптимальный состав факторов производства. Студент должен обладать навыками разбираться в основных организационно-правовых формах предприятий в российской экономике и определять основные риски компании. В результате изучения темы студент должен понимать экономическую сущность издержек производства и их виды, прибыли и выручки предприятия.
Тема 2.2 «Конкуренция и основные виды рыночных структур» посвящена изучению сущности рыночных структур, определению оптимального объема выпуска в краткосрочном и долгосрочном периодах в различных моделях конкуренции, выявлению различных видов ценовой дискриминации. В результате изучения темы студент должен уметь определять характерные черты, присущие различным рыночным структурам, характеризовать рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Он должен уметь графически отобразить кривую спроса для отдельной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, оценить поведение фирм в краткосрочном и долго-срочном периодах. В результате изучения данной темы студент учится рассчитывать уровень монопольной власти фирмы (индекс Лернера, индекс Хиршмана), определять цены и объема выпуска фирм в краткосрочном и долгосрочном временном интервале. В этой теме необходимо изучить способы максимизации прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также эффективность применения неценовых методов конкуренции.
Тема 2.3 «Факторные рынки и доходы собственников ресурсов» предполагает изучение особенностей функционирования факторных рынков, специфику факторных доходов; экономическую сущность рынка труда, рассмотреть виды и формы заработной платы. В данной теме необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка земли, изучить специфику формирования спроса и предложения на рынке земли, определить виды доходов, получаемых с разных земельных участков, определить методику расчета цены земли. Необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка капитала, определить различия между понятиями основного и оборотного капиталов. В результате изучения темы студент должен уметь объяснить, что понимается под термином «капитал», в чем состоят отличия фактора «капитал» от факторов «труд» и «земля», объяснить основные источники предложения ссудного капитала.
Тема 3.1 «Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост» ориентирована на формирование у студентов представлений о ключевых проблемах макроэкономической теории, основных предпосылок и факторов экономического роста. Рассмотрение данной темы позволит студентам уяснить особенности методологии и инструментария макроэкономических исследований. Следует обратить внимание на специфику использования в макроэкономических исследованиях общенаучных методов и на понимание особого, присущего именно макроэкономическому подходу метода агрегирования, а также на то, как используется эта методология при рассмотрении структурных характеристик национальной экономики. Анализируя, способы расчета ВВП студенты должны знать фактические данные об объемах ВВП России и ряда ведущих западных стран.
Изучение темы 3.2 «Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица» позволяет раскрыть природу экономического цикла, основные причины вызывающие циклические колебания динамики рыночной экономики. Рассматривая проблемы макроэкономической нестабильности, следует уделить особое внимание анализу механизмов развития таких процессов, как инфляция, безработица, а также выявлению тенденций и закономерностей изменения основных макроэкономических показателей, которые порождаются этими процессами.
Тема 3.3 «Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая» направлена на изучение фискальных и монетарных инструментов в экономике. Изучая дискуссионные проблемы макроэкономической политики в открытой экономике, студентам необходимо определить собственную позицию по вопросу о возможности и целесообразности
Тема 3.4 «Социальная политика государства» раскрывает сущность и задачи социальной политики, характеризует проблему неравенства распределения доходов на микро- и макроуровне, позволяет построить кривую Лоренца и рассчитать коэффициент Джини. В результате изучения темы студент должен уметь анализировать эффективность мер социальной политики, социальной защиты и социальных гарантий государства.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.