2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Экономика_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.08 Экономика
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Изучение эффективных способов использования ресурсов в условиях их ограниченности, условий становления и развития системы экономических отношений в обществе, сущности и особенностей функционирования рыночной экономики на микро-, макроуровнях, а также умение применять экономические знания в сфере будущей профессиональной деятельности.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
знает

базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике

умеет

применять базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, определять цели и формы участия государства в экономике

владеет навыками

навыками применения базовых принципов функционирования экономики и экономического развития, определения целей и форм участия государства в экономике 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экономика» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экономика» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Финансовая грамотность
 
Освоение дисциплины «Экономика» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Проектная работа
 
Преддипломная практика
 
Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере
 
Оценка эффективности бизнес-проектов
 
Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экономика» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
108/3
18
36
54
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
8
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Основы экономики
1.
 
Предмет и метод экономики. Основы общественного производства  
2
4
4
2
КТ 1
1.1.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Рынок и механизм его функционирования
2
10
8
6
КТ 1
1.2.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
2 раздел. Раздел 2. Микроэкономика
2.
 
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
2
4
6
4
КТ 2
2.1.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Конкуренция и основные виды рыночных структур
2
4
6
4
КТ 2
2.2.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
2
10
8
6
КТ 2
2.3.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
3 раздел. Раздел 3. Макроэкономика
3.
 
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
2
4
4
2
КТ 3
3.1.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
2
6
6
4
КТ 3
3.2.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
2
4
6
4
КТ 3
3.3.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Социальная политика государства
2
8
6
4
КТ 3
3.4.
2
Собеседование , Тест, Задачи
УК-9.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
54
108
36
18
 
Итого
54
108
36
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Предмет и метод экономики. Основы общественного производства  
Предмет и метод экономики. Основы общественного производства
2/-
 
Рынок и механизм его функционирования
Рынок и механизм его функционирования
2/-
 
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
2/-
 
Конкуренция и основные виды рыночных структур
Конкуренция и основные виды рыночных структур
2/-
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
2/-
 
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
2/-
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
2/2
 
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
2/-
 
Социальная политика государства
Социальная политика государства
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Предмет и метод экономики. Основы общественного 
Предмет и метод экономики. Основы общественного производства
Пр
2/-/-
 
производства  
 
Рынок и механизм его функционирования
Рынок и механизм его функционирования
Пр
4/2/-
 
Рынок и механизм его функционирования
Контрольная точка № 1
Пр
2/-/-
 
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
Пр
4/2/-
 
Конкуренция и основные виды рыночных структур
Конкуренция и основные виды рыночных структур
Пр
4/-/-
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Пр
4/-/-
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Контрольная точка № 2
Пр
2/-/-
 
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
Пр
2/2/-
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
Пр
4/2/-
 
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
Пр
4/-/-
 
Социальная политика государства
Социальная политика государства
Пр
2/-/-
 
Социальная политика государства
Контрольная точка № 3
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Предмет и метод экономики. Основы общественного производства
4
 
Рынок и механизм его функционирования
4
 
Контрольная точка № 1
6
 
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
4
 
Конкуренция и основные виды рыночных структур
4
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
4
 
Контрольная точка № 2
6
 
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
4
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
6
 
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
4
 
Социальная политика государства
2
 
Контрольная точка № 3
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экономика».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экономика».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Предмет и метод экономики. Основы общественного производства  
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
2
Рынок и механизм его функционирования
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
3
Рынок и механизм его функционирования
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
4
Теория фирмы: издержки производства и прибыль 
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
5
Конкуренция и основные виды рыночных структур
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
6
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
7
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
8
Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
9
Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
10
Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая 
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
11
Социальная политика государства
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
12
Социальная политика государства
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1, Л3.2, Л3.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экономика»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-9.1:Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
x
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.02
x
Оценка эффективности бизнес-проектов
x
Преддипломная практика
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экономика» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экономика» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Собеседование 
2
 
КТ 1
Тест
3
 
КТ 1
Задачи
5
 
КТ 2
Собеседование 
2
 
КТ 2
Тест
3
 
КТ 2
Задачи
5
 
КТ 3
Собеседование 
2
 
КТ 3
Тест
3
 
КТ 3
Задачи
5
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Собеседование 
2
2 балла – выставляется, когда студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений; ответ изложен литературным языком с использованием современной экономической терминологии. 1,5 балла – выставляется, когда студентом дан развернутый ответ на постав-ленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, в основном раскрыт обсуждаемый вопрос; в ответе прослеживается логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий и явлений; ответ изложен литературным языком с использованием экономической терминологии, но могут быть допущены недочеты в определении понятий. 1 балл – выставляется, когда студентом дан неполный ответ на поставленный вопрос, слабо раскрыты основные положения вопросов; в ответе нарушается структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий; в процессе ответа используется экономическая терминология, но студентом допускаются недочеты в определении понятий. 0,5 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. 0 баллов – при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 1
Тест
3
3 балла – в тесте 10 правильных ответов. 2,5 балла – в тесте 8 правильных ответов. 2 балла – в тесте 6 правильных ответа. 1,5 балла – в тесте 5 правильных ответа. 1 балл – в тесте 3 правильных ответа. 0,5 балла – в тесте 1 правильный ответ. 0 баллов – в тесте нет правильных ответов.
 
КТ 1
Задачи
5
Критерии оценки (1 балл за 1 верный ответ): 5 баллов – правильно решены 5 задач. 4 балла – правильно решены 4 задачи. 3 балла – правильно решены 3 задачи. 2 балла – правильно решены 2 задачи. 1 балл – правильно решена 1 задача. 0 баллов – задачи не решены.
 
КТ 2
Собеседование 
2
2 балла – выставляется, когда студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений; ответ изложен литературным языком с использованием современной экономической терминологии. 1,5 балла – выставляется, когда студентом дан развернутый ответ на постав-ленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, в основном раскрыт обсуждаемый вопрос; в ответе прослеживается логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий и явлений; ответ изложен литературным языком с использованием экономической терминологии, но могут быть допущены недочеты в определении понятий. 1 балл – выставляется, когда студентом дан неполный ответ на поставленный вопрос, слабо раскрыты основные положения вопросов; в ответе нарушается структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий; в процессе ответа используется экономическая терминология, но студентом допускаются недочеты в определении понятий. 0,5 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. 0 баллов – при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 2
Тест
3
3 балла – в тесте 10 правильных ответов. 2,5 балла – в тесте 8 правильных ответов. 2 балла – в тесте 6 правильных ответа. 1,5 балла – в тесте 5 правильных ответа. 1 балл – в тесте 3 правильных ответа. 0,5 балла – в тесте 1 правильный ответ. 0 баллов – в тесте нет правильных ответов.
 
КТ 2
Задачи
5
Критерии оценки (1 балл за 1 верный ответ): 5 баллов – правильно решены 5 задач. 4 балла – правильно решены 4 задачи. 3 балла – правильно решены 3 задачи. 2 балла – правильно решены 2 задачи. 1 балл – правильно решена 1 задача. 0 баллов – задачи не решены.
 
КТ 3
Собеседование 
2
2 балла – выставляется, когда студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, явлений; ответ изложен литературным языком с использованием современной экономической терминологии. 1,5 балла – выставляется, когда студентом дан развернутый ответ на постав-ленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, в основном раскрыт обсуждаемый вопрос; в ответе прослеживается логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий и явлений; ответ изложен литературным языком с использованием экономической терминологии, но могут быть допущены недочеты в определении понятий. 1 балл – выставляется, когда студентом дан неполный ответ на поставленный вопрос, слабо раскрыты основные положения вопросов; в ответе нарушается структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий; в процессе ответа используется экономическая терминология, но студентом допускаются недочеты в определении понятий. 0,5 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. 0 баллов – при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
 
КТ 3
Тест
3
3 балла – в тесте 10 правильных ответов. 2,5 балла – в тесте 8 правильных ответов. 2 балла – в тесте 6 правильных ответа. 1,5 балла – в тесте 5 правильных ответа. 1 балл – в тесте 3 правильных ответа. 0,5 балла – в тесте 1 правильный ответ. 0 баллов – в тесте нет правильных ответов.
 
КТ 3
Задачи
5
Критерии оценки (1 балл за 1 верный ответ): 5 баллов – правильно решены 5 задачи. 4 балла – правильно решены 4 задачи. 3 балла – правильно решены 3 задачи. 2 балла – правильно решены 2 задачи. 1 балл – правильно решена 1 задача. 0 баллов – задачи не решены.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экономика» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экономика»
Вопросы к зачету

 
1. Предмет и функции экономической науки.

2. Основные этапы развития экономической науки.

3. Методология экономической науки.

4. Структура экономики.

5. Общественное производство и его стадии. Процесс производства.

6. Экономические потребности и их виды.

7. Экономические ресурсы, виды экономических ресурсов. Факторы производства.

8. Экономический выбор. Кривая производственных возможностей.

9. Условия возникновения, и необходимость рынка.

10. Сущность и основные черты рынка, функции рынка.

11. Преимущества и недостатки рыночного механизма

12. Экономические субъекты рынка (агенты).

13. Основные критерии классификации рынка, структура рынка

14. Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы.

15. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.

16. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

17. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

18. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.

19. Сущность конкуренции и ее виды.

20. Структура рынка совершенной конкуренции.

21. Несовершенная конкуренция: формы и виды.

22. Теории фирмы. Цели фирмы.

23. Издержки производства и их виды.

24. Прибыль: сущность и виды.

25. Общая характеристика рынка труда.

26. Рынок земли и рента.

27. Общая характеристика рынка капитала.

28. Предмет, цели и задачи макроэкономической политики.

29. Основные макроэкономические показатели функционирования национального производства.

30. Способы измерения ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

31. Общая характеристика общественного воспроизводства. Типы воспроизводства.

32. Экономический цикл. Сущность и причины возникновения.

33. Сущности и факторы экономического роста.

34. Показатели и типы экономического роста.

35. Показатели и фазы экономического цикла.

36. Типология экономических циклов.

37. Антициклическая политика государства.

38. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики.

39. Цели и инструменты государственного регулирования экономики.

40. Формы и методы государственного регулирования экономики.

41. Сущность и функции денег.

42. Денежное обращение и типы денежных систем.

43. Денежная масса, ее структура и измерение. Денежные агрегаты.

44. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

45. Типы кредитно-денежной политики.

46. Кредит, его функции и формы.

47. Банковская система: определение и структура.

48. Функции и операции банков.

49. Сущность, структура и причины возникновения безработицы.

50. Виды и формы безработицы.

51. Социально-экономические последствия безработицы.

52. Государственная политика в сфере занятости.

53. Понятие инфляции и ее измерение. Виды инфляции.

54. Сущность и показатели инфляции.

55. Инфляция и безработица. Кривая Филипса.

 
56. Антиинфляционная политика и ее направления.

57. Социально-экономические последствия инфляции.

58. Сущность и функции финансов.

59. Финансовая система государства и ее элементы.

60. Государственный бюджет: сущность и структура.

61. Сбалансированность бюджета: государственный долг и бюджетный дефицит.

62. Сущность, функции и виды налогов.

63. Налоговая политика и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

64. Сущность и задачи социальной политики.

65. Доходы населения. Номинальный и реальный доход.

66. Показатели неравенства доходов: децильный коэффициент, коэффициент Джини, кривая Лоренца.

67. Сущность и функции системы социальной защиты.

68. Социальные гарантии в РФ.

Примерные вопросы для собеседования

1. Охарактеризуйте ключевые вопросы экономики.

2. Что изучает наука экономика?  

3. Перечислите основные функции экономической теории.

4. В чем состоят различия позитивного и нормативного экономического анализа?

5. Чем характеризуется общественное производство? Перечислите основные виды общественного производства.

6. Что такое потребности? Перечислите основные виды потребностей.

7. Объясните закон возвышения потребностей: сущность и механизм функционирования.

8. Что такое благо? Охарактеризуйте основные виды благ.

9. Какова связь между потребностями, производством и потреблением?

10. Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их экономическая сущность?

11. Что такое факторы производства? Перечислите основные виды факторов производства.

12. В чем сущность ограниченности ресурсов?

Примерные тестовые задания

1. Приобретение дома или квартиры в качестве основного жилья удовлетворяет ______ потребность.

а) материальную;

б) социальную;

в) интеллектуальную;

г) производственную.

2. К даровым благам относятся:

а) ночное освещение улиц городов;

б) хорошая погода;

в) дождь;

г) общественный транспорт.

3. Кривая производственных возможностей не характеризует категорию:

а) альтернативной стоимости;

б) величины доходов населения;

в) ограниченности производственных ресурсов;

г) издержек упущенных возможностей.

4. Установите соответствие между группами потребностей и их примерами:

а) кинофильм; 1. материальные потребности;

б) пресная вода; 2. духовные потребности;

в) сотрудничество. 3. социальные потребности.

5. Сырье, материалы - это:

а) средства труда;

 
б) средства потребления;

в) предметы труда;

г) предметы производства.

6. При помощи кривой производственных возможностей отражаются:

а) спрос и предложение;

б) степень загрузки производственных мощностей;

в) совокупный спрос и совокупное предложение;

г) ограниченность производственных ресурсов, альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей).

7. Сдвиг кривой производственных возможностей влево свидетельствует о(об):

а) снижении уровня фактической безработицы;

б) увеличении численности трудоспособного населения;

в) истощении ресурсно-сырьевой базы;

г) открытии новых источников ресурсно-сырьевой базы.

8. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо свидетельствует о:

а) снижении численности трудоспособного населения;

б) истощении ресурсно-сырьевой базы;

в) внедрении ресурсосберегающих технологий производства;

г) наличии циклической безработицы.

9. Соотнесите между собой различные виды благ:

а) инструменты; 1. материальные;                  

б) воздух; 2.нематериальные;

в) образование. 3.неэкономические.

10.  Предмет труда – это:

a) средство, с помощью которого производится продукт;

б) совокупность материальных ресурсов;

в) то, на что направлен труд и из чего в итоге получается продукт труда;

г) продукт процесса производства.

Примерные практико-ориентированные задания для текущего контроля

1. В цехе работают 5 человек. Они занимаются изготовлением продуктов X и Y. За рабочую смену каждый изготавливает  20 шт. товара X, либо 10 шт. товара Y. Постройте кривую производственных возможностей цеха. Предположим, что в цехе установлено новое оборудование, с помощью которого каждый из пяти работников ежедневно может изготовить 28 шт. товара X. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей этого цеха.

2. Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.

3. На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

1. Предмет, функции и структура экономической теории.

2. Основные этапы развития экономической теории.

3. Великие экономисты и их вклад в развитие экономической теории.

4. Товарное производство: предпосылки возникновения, основные черты и ступени развития.

5. Деньги: сущность, функции, виды.

6. Потребности человека и их взаимосвязь с производством.

7. Ресурсы и факторы производства.

8. Результаты производства и экономическая эффективность.

 
9. Экономическое содержание собственности и её виды.

10. Многообразие форм собственности и их значение в раскрытии потен-циала экономики.

11. Рыночная экономика, рынок: сущность, структура, функции и особенности.

12. Инфраструктура рыночной экономики.

13. Рынок капитала и процент.

14. Рынок ценных бумаг.

15. Рынок труда и биржа труда.

16. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

17. Конкуренция и антимонопольное законодательство в рыночной экономике.

18. Теневая экономика - элемент рыночной инфраструктуры.

19. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.

20. Финансы: сущность, функции и роль в рыночной экономике.

21. Государственный бюджет: формирование и использование. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

22. Банковская система. Проблемы перестройки в условиях становления рыночных отношений.

23. Инфляция: сущность, виды, темпы, показатели, социально-экономические последствия

24. Безработица: причины, виды, следствия и способы борьбы с ней.

25. Доходы населения, их структура и виды в рыночной экономике.

26. Неравенство доходов и проблема социальной справедливости.

27. Система социальной защиты в рыночной экономике.

28. Мировая экономика: характер развития и противоречия.

29. Фирма в системе социально - экономических отношений.

30. Издержки производства, их сущность и структура.

31. Экономический рост, его элементы и стадии развития. Неоклассическая и кейнсианская модели.

32. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.

33. Модели экономических систем.

34. Прибыль предприятия и ее трактовка различными школами экономи-ческой теории.

35. Теория спроса и предложения.

36. Налоги и налоговая система России на современном этапе.

37. Денежно - кредитная система и монетарная политика государства.

38. Теория потребительского поведения

39. Экономические циклы, их природа и фазы.

40. Инвестиционная политика России: современное состояние, зарубеж¬ный опыт, перспективы.

41. Поведение фирмы в условиях олигополии.

42. Естественные монополии в России.

43. Экономический риск, его виды и измерение.

44. Экономическое поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

45. Монополистическая конкуренция: механизм, особенности ценообразования и экономическая эффективность.

46. Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.

47. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

48. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, следствия.

49. Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики (кривая Лаффера).

Типовые контрольные работы

 
Контрольная точка №1 (по темам 1.1-1.2)

1. Теоретическая часть (оценка знаний)

1.1. Теоретический вопрос (max 2 балла):

Дайте определение экономической науки и раскройте основные разделы.

1.2. Тестовые задания (max 3 балла):

1. Выберите правильный ответ: что нельзя включить в определение предмета экономической теории:

a) редкость благ;

b) эффективное применение экономических ресурсов;

c) максимальное удовлетворение потребностей;

d) неограниченность ресурсов;

e) безграничные потребности людей.

2. Выберите правильный ответ: экономическое благо — это:

a) любая вещь, удовлетворяющая потребности людей;

b) вещь, произведенная любым человеком;

c) предметы и услуги, количественно превышающие потребности людей;

d) благо, потребности в котором превышают его наличие.

3. Выберите правильный ответ: экономическими ресурсами нельзя считать:

a) нефть и другие, не добытые из земли полезные ископаемые;

b) машины и другое промышленное оборудование;

c) знания и умения людей;

d) профессионально подготовленных работников в определенной сфере деятельности;

e) продукты питания и вещи, необходимые людям.

4. Выберите правильный ответ: закон спроса предполагает, что:

a) превышение предложение над спросом вызовет снижение цен;

b) если доходы потребителя растут, они обычно покупают больше товаров;

c) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

d) когда цена товара падает, объём планируемых покупок растёт;

e) когда цена товара падает, объём планируемых покупок остаётся на прежнем уровне.

5. Выберите правильный ответ: изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

a) вкусов и предпочтений потребителей;

b) размера или распределения национального дохода;

c) цены товара;

d) численности или возраста потребителей;

e) изменение уровня доходов населения.

6. Выберите правильный ответ: предмет труда – это:

a. средство, с помощью которого производится продукт;

b. совокупность материальных ресурсов;

c. то, на что направлен труд и из чего в итоге получается продукт труда;

d. продукт процесса производства.

7. Выберите правильный ответ: ограниченность ресурсов означает, что:

a) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

b) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

c) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;

d) все ответы верны.

8. Выберите правильный ответ: «факторы» отличаются от «ресурсов» тем, что:

a. применяются в производстве в меньшем количестве;

b. имеют другой состав элементов;

c. принадлежат определённым субститутам;

d. существуют только соединяясь друг с другом.

9. Установите соответствие между группами потребностей и их примерами:

a) кинофильм; 1. материальные потребности;

 
b) пресная вода; 2. духовные потребности;

c) сотрудничество. 3. социальные потребности.

10. Выберите правильный ответ: сдвиг кривой производственных возможностей вправо свидетельствует о:

a) снижении численности трудоспособного населения;

b) истощении ресурсно-сырьевой базы;

c) внедрении ресурсосберегающих технологий производства;

d) наличии циклической безработицы.

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

2.1. Практико-ориентированные задачи базовой сложности (max 5 баллов):

1. Кривая спроса на определенный товар описывается уравнением Qd+2P=600, кривая предложение уравнением Qs-4p=300. Предположим, что государство установило фиксированную цену на этот товар на уровне 10 д.ед. Определите: равновесную цену и последствия от вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования.

2. Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.

3. Отказавшись от работы референтом с зарплатой 12 тыс. руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой оплатой 6 тыс. руб. какова альтернативная стоимость его решения, если на первом году половина платы за обучение ему компенсирует государство?

4. Издательство обнаружило, что при исходной цене 120 руб. оно могло продать 1000 экземпляров книги в неделю, а после повышения цены до 160 руб.  ‒  900 экземпляров. Чему равна точечная эластичность спроса на книги?

5. В цехе работают 5 человек. Они занимаются изготовлением продуктов X и Y. За рабочую смену каждый изготавливает 20 шт. Товара X, либо 10 шт. товара Y. Постройте кривую производственных возможностей цеха. Предположим, что в цехе установлено новое оборудование, с помощью которого каждый из пяти работников ежедневно может изготовить 28 шт. товара X. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей этого цеха.

Контрольная точка № 2 (по темам 2.1-2.3)

1. Теоретическая часть (оценка знаний)

1.1. Теоретический вопрос (max 2 балла):

Раскройте сущность и основные виды издержек производства.

1.2. Тестовые задания (max 3 балла):

1. Выберите правильные ответы: переменные издержки:

a) изменяются вместе с объемом выпуска;

b) равны разнице между совокупными и постоянными издержками;

c) равны разнице между совокупными и предельными издержками;

d) все ответы верны.

2. Выберите правильный ответ: прибыль фирмы зависит от:

a) дохода;

b) рыночных цен;

c) издержек;

d) все ответы верны.

3.  Выберите правильный ответ: общие издержки производства представляют собой:

a) затраты, связанные с использованием всех без исключения ресурсов и услуг для производства продукции;

b) затраты, связанные с приобретением сырья и материалов на производство продукции;

c) неявные (внутренние) издержки, включая нормальную прибыль;

d) сумму общих переменных и общих постоянных издержек;

e) затраты, связанные с приобретением потребительских товаров длительного пользования.

 
4. Выберите правильные ответы: постоянные издержки это все затраты, кроме:

a) амортизации;

b) процента;

c) заработной платы рабочих;

d) ренты;

e) затрат на сырье и материалы.

5. Выберите правильный ответ: переменные издержки это затраты, изменяющие свою величину под воздействием:

a) увеличения объема продаж;

b) изменения объема производимой продукции;

c) роста налогов;

d) наращивания основного капитала;

e) роста амортизационных отчислений.

6. Выберите правильный ответ: какой из перечисленных признаков характеризует и олигополию, и рынок монополистической конкуренции?

a) отсутствуют барьеры входа на рынок;

b) действует незначительное число продавцов;

c) фирма обладает рыночной властью;

d) стратегическое поведение фирм.

e) нет верного ответа.

7. Выберите правильные ответы: для рынка олигополии характерными чертами являются:

a) немногочисленность фирм в отрасли;

b) маленькая монопольная власть;

c) отсутствие ценовых войн;

d) всеобщая взаимозависимость.

8. Выберите правильные ответы: для рынка совершенной конкуренции характерны:

a) наличие только мелких производителей;

b) однородность продукции;

c) дифференцированная продукция;

d) свободный вход на рынок и выход из него.

9. Выберите правильный ответ: ставка заработной платы на рынке труда измеряет:

a) цену труда;

b) цену услуг труда;

c) величину предложения труда.

10. Выберите правильный ответ: условием существования рынка труда являются:

a) благоприятный климат;

b) наличие в стране полезных ископаемых;

c) экономическая свобода.

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

2.1. Практико-ориентированные задачи базовой сложности (max 5 баллов):

1. Если фирма производит и продаёт 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках (AVC) в 1750 рублей и постоянных издержках производства в 8 млн. рублей, то при рыночной цене одного телефона 2500 рублей прибыль фирма равна?

2. Предложение и спрос на труд учителей заданы формулами: QD= 5P ‒1000; QS= 2000 ‒5Р. Определите размер равновесной зарплаты и равновесное количе¬ство работников.

3. Спрос на труд и его предложение выражены формулами: Ld = 100 - 20W; Ls = -60 + 80W. Нарисуйте кривые спроса и предложения на труд и определите равновесный уровень зарплаты и занятости. Определите уровень вынужденной безработицы, если минимальная зарплата установлена на уровне 2 у.д.е. в час, и что произойдет с общим доходом рабочих после установления минимальной зарплаты.

4. Учитель химии, получавший в конце года после всех вычетов 24 тыс. р. в год, в новом году решил открыть собственный магазин. Его стартовый капитал составляет 30 тыс. р. Он рассчитывает получить выручку, равную 180 тыс. р.

Для реализации этого проекта ему нужно:

 
1. оплатить из выручки в конце года арендную плату в размере 48 тыс. р. за помещение магазина за год;

2. в начале года выполнить ремонтные работы в арендуемом помещении стоимостью 30 тыс. р.;

3. нанять трёх работников с оплатой по 16 тыс. р. в год каждому, причём 6 тыс. р. выплатить в начале года в качестве аванса, а остальные 10 тыс. р. заплатить в конце года из выручки;

4. занять в банке недостающую для покрытия расходов сумму денег сроком на год;

5. оставить труд учителя и целиком сосредоточиться на предпринимательской деятельности.

Иных затрат у него нет. Банковский процент по депозитам равен 40%, а по кредитам – 50%.

Определить:

а) Величину бухгалтерской и экономической прибыли за год (в тыс. р.) без учёта налога на прибыль.

б) При какой ставке налога на прибыль предпринимательская деятельность будет выгодна учителю (ставка задана в виде процента от прибыли).

5. Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. д.ед. предприятие платит работникам заработную плату ‒ 300 тыс. д.ед. Кроме того за-траты на сырье и материалы составляют 100 тыс. д.ед. Неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. д.ед. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.

Контрольная точка № 3 (по темам 3.1-3.4)

1. Теоретическая часть (оценка знаний)

1.1. Теоретический вопрос (max 2 балла):

Охарактеризуйте основные факторы и типы экономического роста.

1.2. Тестовые задания (max 3 балла):

1. Выберите правильный ответ: при определении ВВП по доходам учитываются все следующие компоненты, за исключением:

a) заработная плата наемных работников в частном секторе экономики;

b) процентные платежи;

c) пенсии и стипендии;

d) арендная плата;

e) косвенные налоги на бизнес;

f) стоимость потребленного основного капитала;

g) прибыль.

2. Выберите правильный ответ: при расчете ВВП по расходам учитываются все следующие компоненты, за исключением:

a) затрат домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования;

b) производственных субсидий фирмам;

c) частных валовых инвестиций;

d) государственных закупок товаров и услуг;

e) сальдо экспорта и импорта.

3.  Выберите правильный ответ: к государственным закупкам товаров и услуг не относится:

a) содержание армии и правоохранительных органов;

b) пособия по поддержанию уровня жизни малообеспеченных семей;

c) финансирование фундаментальных научных исследований;

d) расходы государства на строительство нового аэропорта;

e) закупка медицинского оборудования за рубежом.

4. Выберите правильный ответ: какое влияние на распределение дохода оказывает прогрессивный налог?

a) усиливает неравенство в распределении дохода;

b) не оказывает никакого воздействия;

c) способствует более равномерному распределению дохода;

d) нельзя дать однозначный ответ.

5. Выберите правильный ответ: если совокупный доход распределяется между отдельными лицами абсолютно равномерно, то кривая Лоренца:

a) совпадает с биссектрисой;

 
b) располагается под углом 30°;

c) имеет выгнутый характер;

d) отклоняется от биссектрисы вправо.

6. Выберите правильный ответ: при инфляции …….. избыточный совокупный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный объем продукции.

a) предложения;

b) спроса;

c) издержек;

d) вызванной ростом издержек.

7. Выберите правильные ответы: главными целями кредитно-денежной политики являются …

a) снижение инфляции;

b) повышение инфляции;

c) уменьшение безработицы;

d) сохранение неизменной процентной ставки.

8. Выберите правильные ответы: инструментами кредитно-денежной политики являются …

a) ставка рефинансирования (учетная ставка);

b) норма обязательного резерва;

c) ставка налогов;

d) денежный агрегат М2.

9. Выберите правильный ответ: к первому уровню банковской системы относят:

a) депозитные банки;

b) фондовые биржи;

c) Центральный банк;

d) коммерческий банк.

10. Выберите правильный ответ: абсолютно неравномерное распределение доходов означает, что:

a) весь доход общества распределяется между 10% населения;

b) весь доход общества получает 1 человек;

c) 20 % населения получают 20 % дохода и т. д.;

d) большая часть дохода принадлежит меньшей части населения.

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

2.1. Практико-ориентированные задачи базовой сложности (max 5 баллов):

1. Функция налогов имеет вид Тx = 400 + 0,2Y, а функция социальных трансфертов Tr = 600 – 0,1 × (Y – YF), государственные закупки G = 720. Потенциальный объем производства YF = 5000. Если фактический объем национального производства (Y) на 100 больше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь?

2. В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. дол., совокупный доход – 5600 млрд. дол., налоговая ставка – 15 %, аккордные налоги – 220 млрд. дол., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. дол., трансфертные платежи – 80 млрд. дол., из них субсидии фирмам – 35 млрд. дол. Определите состояние государственного бюджета.

3. Чему равна величина чистого экспорта, если ВВП страны составил 5000 млрд дол., потребительские расходы – 3500 млрд дол., чистые частные инвестиции – 250 млрд дол, государственные закупки товаров и услуг – 800 млрд дол, чистый факторный доход из-за границы равен (-130) млрд дол, стоимость потреблённого капитала составляет 500 млрд дол.?

4. Население России разделено на квинтильные группы, а доля каждой из этих групп в общих доходах составляет соответственно: 5%, 13%, 15%, 17% и 50%. Постройте кривую концентрации (Лоренца) на основе приведенных данных и прокомментируйте рисунок.

5. Если уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 40%, реальная ставка процента равна 4%, тогда номинальная ставка процента равна …… %?

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2020. - 608 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1048314 
 
Л1.2 Багинова В. В., Бродская Т. Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 747 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1043942 
 
Л1.3 Бардовский В. П., Рудакова О. В. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник для СПО. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2021. - 399 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=368051 
 
Л1.4 Баликоев В. З. Общая экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 528 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=379413 
 
Л1.5 Николаева И. П. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Дашков и К, 2021. - 328 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/230099 
 
Л1.6 Николаева И. П. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. - 330 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=432290 
 
дополнительная
 
Л2.1 Руднева А. О. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 255 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1039258 
 
Л2.2 Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. - 920 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093464 
 
Л2.3 Николаева И. П. Экономическая теория [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. - 330 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=358137 
 
Л2.4 Даниленко Л. Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 576 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=370922 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Кусакина О. Н., Рязанцев И. И., Медведева Л. И., Ионов Ч. Х., Абонеева Е. В., Экба А. Г., Шевхужев М. А., Ионов М. Ч., Грузков И. В., Токарева Г. В., Довготько Н. А., Пономаренко М. В., Ионов А. Ч., Скиперская Е. В., Кораблин Н. В., Русановский Е. В., Иванова А. С. Экономическая теория (микроэкономика и макроэкономика):учеб. пособие для студентов с.-х. вузов. - Ставрополь: АГРУС, 2012. - 472 с.
 
Л3.2 сост.: О. Н. Кусакина, М. В. Пономаренко, Г. В. Токарева ; Ставропольский ГАУ Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Экономика":ддля студентов направления  – 09.03.02 «Информационные системы и технологии»; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника профиль «Электроснабжение»; 36.03.02 "Зоотехния", профиль "Кормление животных и технология кормов", "Разведение, генетика и селекция животных". - Ставрополь, 2019. - 223 КБ
 
Л3.3 Агаларова Е. Г., Косинова Е. А., Кусакина О. Н., Пономаренко М. В., Токарева Г. В. Экономика:учеб. пособие по подготовке к практ. занятиям для студентов направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии». - Ставрополь: АГРУС, 2021. - 701 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Онлайн курсы на образовательной платформе Stepik
https://welcome.stepik.org/ru
1
 
Онлайн курсы на образовательной платформе Лекториум
https://www.lektorium.tv/
2
 
Онлайн курсы на образовательной платформе «Открытое образование»
https://openedu.ru/course/
3
 
Онлайн курсы на образовательной платформе Coursera
https://www.coursera.org/
4
 
Онлайн курсы на образовательной платформе Универсариум
https://universarium.org/
5
 
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»
https://cyberleninka.ru/
6
 
Журнал «Вопросы экономики»
http://vopreco.ru
7
 
Научная библиотека elibrary.ru
https://www.elibrary.ru/authors.asp
8
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В теме 1.1 «Предмет и метод экономики. Основы общественного производства» необходимо рассмотреть предмет и структуру экономики как науки, проблему ограниченности ресурсов и возможности выбора оптимального объема выпуска продукции.   Данная тема характеризует методологию и принципы экономического анализа, общественное производство, виды экономических потребностей, экономические блага, ограниченность ресурсов.  Особое внимание следует обратить на изучение круга и специфики проблем, на основе рассмотрения которых формулируется предмет изучения экономики, а также содержание ключевых вопросов экономического анализа и функций экономики. Студент должен уметь с помощью экономического анализа собирать, анализировать и обобщать экономическую информацию, объяснять понятие «общественное производство», различать его виды, определять основные виды экономических ресурсов. Студент должен научиться ориентироваться в системном разнообразии экономических систем.

В теме 1.2 «Рынок и механизм его функционирования» необходимо рассмотреть понятие рынка, условия его возникновения, основные черты, выполняемые им функции и основные критерии классификации, экономическое содержание понятий «спрос», «предложение», «равновесие». Следует выявить преимущества и недостатки рыночного механизма, определить основных экономических агентов рынка, а также рассмотреть основные элементы инфраструктуры рынка. В результате изучения данной темы студент должен уметь объяснить, как определяются границы рынка, как реализуются его функции на практике, определять условия, способствующие эффективному и устойчивому развитию рыночных отношений, отличать понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка», определять ценовые и неценовые факторы спроса и предложения, влияние фактора времени при формировании рыночного предложения. В ходе изучения темы студент   должен научиться строить графики спроса и предложения, задавать функции спроса и предложения в табличном варианте, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения, выявлять факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения и

 
правильно интерпретировать величину коэффициента эластичности спроса.

В теме 2.1 «Теория фирмы: издержки производства и прибыль» необходимо рассмотреть понятия и взаимосвязь процесса производства, уяснить, что представляет собой производственная функция и сформировать представление, что такое производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах, изучить цели, функции и задачи производственной деятельности фирмы, проанализировать основные формы предпринимательства. В результате изучения данной темы студент должен уметь рассчитывать экономические издержки фирмы, величину общего, предельно-го и среднего продуктов, оценивать влияние закона убывающей предельной производительности (отдачи) на эффективность функционирования фирмы, определять оптимальный состав факторов производства. Студент должен обладать навыками разбираться в основных организационно-правовых формах предприятий в российской экономике и определять основные риски компании. В результате изучения темы студент должен понимать экономическую сущность издержек производства и их виды, прибыли и выручки предприятия.

Тема 2.2 «Конкуренция и основные виды рыночных структур» посвящена изучению сущности рыночных структур, определению оптимального объема выпуска в краткосрочном и долгосрочном периодах в различных моделях конкуренции, выявлению различных видов ценовой дискриминации. В результате изучения темы студент должен уметь определять характерные черты, присущие различным рыночным структурам, характеризовать рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Он должен уметь графически отобразить кривую спроса для отдельной фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, оценить поведение фирм в краткосрочном и долго-срочном периодах.  В результате изучения данной темы студент учится рассчитывать уровень монопольной власти фирмы (индекс Лернера, индекс Хиршмана), определять цены и объема выпуска фирм в краткосрочном и долгосрочном временном интервале. В этой теме необходимо изучить способы максимизации прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также    эффективность применения неценовых методов конкуренции.

Тема 2.3 «Факторные рынки и доходы собственников ресурсов» предполагает изучение особенностей функционирования факторных рынков, специфику факторных доходов; экономическую сущность рынка труда, рассмотреть виды и формы заработной платы. В данной теме необходимо рассмотреть особенности функционирования рынка земли, изучить специфику формирования спроса и предложения на рынке земли, определить виды доходов, получаемых с разных земельных участков, определить методику расчета цены земли.  Необходимо   рассмотреть особенности функционирования рынка капитала, определить различия между понятиями основного и оборотного капиталов. В результате изучения темы студент должен уметь объяснить, что понимается под термином «капитал», в чем состоят отличия фактора «капитал» от факторов «труд» и «земля», объяснить основные источники предложения ссудного капитала.  

Тема 3.1 «Национальная экономика и основные макропоказатели. Общественное воспроизводство и экономический рост» ориентирована на формирование у студентов представлений о ключевых проблемах макроэкономической теории, основных предпосылок и факторов экономического роста. Рассмотрение данной темы позволит студентам уяснить особенности методологии и инструментария макроэкономических исследований. Следует обратить внимание на специфику использования в макроэкономических исследованиях общенаучных методов и на понимание особого, присущего именно макроэкономическому подходу метода агрегирования, а также на то, как используется эта методология при рассмотрении структурных характеристик национальной экономики. Анализируя, способы расчета ВВП студенты должны знать фактические данные об объемах ВВП России и ряда ведущих западных стран.

Изучение темы 3.2 «Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция, безработица» позволяет раскрыть природу экономического цикла, основные причины вызывающие циклические колебания динамики рыночной экономики. Рассматривая проблемы макроэкономической нестабильности, следует уделить особое внимание анализу механизмов развития таких процессов, как инфляция, безработица, а также выявлению тенденций и закономерностей изменения основных макроэкономических показателей, которые порождаются этими процессами.

Тема 3.3 «Государственная макроэкономическая политика: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая» направлена на изучение фискальных и монетарных инструментов в экономике. Изучая дискуссионные проблемы макроэкономической политики в открытой экономике, студентам необходимо определить собственную позицию по вопросу о возможности и целесообразности

 
использования тех или иных инструментов в различных экономических условиях.

Тема 3.4 «Социальная политика государства» раскрывает сущность и задачи социальной политики, характеризует проблему неравенства распределения доходов на микро- и макроуровне, позволяет построить кривую Лоренца и рассчитать коэффициент Джини. В результате изучения темы студент должен уметь анализировать эффективность мер социальной политики, социальной защиты и социальных гарантий государства.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-160
Специализированная мебель на 180 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., проектор Panasonic EX620 X6A – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., мониторы - 3 шт., плазменная панель - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-165

специализированная мебель на 28 посадочных мест, персональные компьютеры – 13 шт., телевизор SAMSUNG – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, доска поворотная маркерно-магнитная – 1 шт., подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экономика»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.э.н. Токарева Г.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.э.н. Вайцеховская С.С.
 
_______________________ доцент , к.э.н. Скиперская Е.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Экономика» рассмотрена на заседании Кафедра экономической теории и правового регулирования экономики протокол № 17 от 18.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Кусакина Ольга Николаевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экономика» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол № 8 от 29.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии