УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- приобретение студентами комплексных знаний о развитии всемирно-исторического процесса Отечественной истории и понимание специфических особенностей ее исторического развития;
- формирование социально-активной личности, обладающей гражданской ответственностью;
-воспитание нравственных качеств – гуманизма и патриотизма.
фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представлять их в актуальной и значимой перспективе;
умеет
уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям
владеет навыками
толерантно воспринимать социальные и культурные различия
Культурные особенности и традиции различных социальных групп
умеет
Находить информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
владеет навыками
Использовать полученную информацию для взаимодействия с другими людьми
Этапы исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традициях мира
умеет
Уважительно относиться к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп
владеет навыками
развитым чувством гражданственности и патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления
фундаментальные ценностные, принципы российской цивилизации
умеет
анализировать этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие
ее многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер
владеет навыками
навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.
Изучение дисциплины осуществляется в 2, 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «История России».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «История России».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «История России».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «История России» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2.Видные российские ученые –историки.
3. Цивилизации древнего мира.
4. Восточная Европа в древности.
5. Восточные славяне накануне образования государства.
6. Запад и Восток в эпоху раннего средневековья.
7. Образование древнерусского государства. Первые киевские князья.
8. Принятие христианства на Руси.
9. Древнерусское государство XI- начала XII вв.
10. Феодальная раздробленность в Европе. Причины и общая характеристика раздробленности Руси.
11. Литва и русские княжества в XIII-XV веках.
12. Монгольское нашествие и установление ордынского ига.
13. Усиление Московского княжества в XIV в. – первой половине XV в.
14. Образование национальных государств в Европе.
15. Образование единого Российского государства во второй половине XV – первой трети XVI в.
16. Европа в XVI-XVII вв.
17 Внутриполитическая история России в XVI в.
18. Внешняя политика России в XVI в.
19. Смутное время в России: причины, этапы, оценка.
20. Экономическое развитие России в XVII в.
21. Политический строй в России в XVII в.
22. Внешняя политика Российского государства в XVII в.
23. Народные движения в России XVII в.
24.Предпосылки петровских преобразований. Начало правления Петра I.
25. Петровские преобразования в сфере экономики и социальная политика.
26. Реформы Петра I в управлении государством.
28. Дворцовые перевороты в России.
29. Эпоха Просвещения в Европе. Внутренняя политика российского правительства во второй половине XVIII в.
30. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
31. Социально-экономическое и политическое развитие ведущих государств мира в XIX в.
32. Социально-экономическое положение России в первой половине XIX в.
33. Внутренняя политика российского правительства в первой половине XIX в.
34. Отмена крепостного права и реформы 1860-1870-х гг .
35. Внешняя политика России в первой половине XIX в.
36. Особенности экономического развития России в 60-90-е годы XIX в.
37. Общественное движение в 60-90-е годы XIX в.
38. Внутренняя политика Александра III.
39. Внешняя политика России в 60-90-е годы XIX в.
40. Социально-экономическое и политическое положение России на рубеже XIXXX вв.
41. Революция 1905-1907 гг.
42. П.А. Столыпин и его реформы.
43. Основные направления внешней политики России в начале ХХ в.
44. Участие России в первой мировой войне.
45. Революционные события 1917 г.
46.Гражданская война и иностранная военная интервенция в России.
47. Политика «военного коммунизма».
48. Мир в 1917019239 гг.
49. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. НЭП.
50. Формирование однопартийной системы в советской России и СССР.
51. Свертывание НЭПа. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
52. Политическая система в СССР в 1930-е гг.
53. Начало Второй мировой войны.
54. Основные этапы Великой Отечественной войны, ее итоги и уроки.
55. СССР и антигитлеровская коалиция.
56. Восстановление и развитие экономики СССР в 1945-1953 гг.
57. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1945-1953 гг.
58. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в
1953-1964 гг.
59. Советский Союз во второй половине 60 – первой половине 80-х гг. ХХ в.
60. Внешняя политика СССР во второй половине 40 – начале 60-х гг. ХХ в.
61. Перестройка в СССР (1985-1991).
62. Россия в 90-е гг. ХХ в. – начале XXI в.
1. «Откуда есть пошла Земля Русская».
2. Происхождение славянской письменности.
3. Русь и варяги.
4. Первые Рюриковичи.
5. Князь Владимир и крещение Руси.
6. Ярослав Мудрый. «Правда Русская» и обычное право.
7. Византийская империя и Русь.
8. Русь и кочевники.
9. Жизнь и смерть Андрея Боголюбского.
10. Вече в Древней Руси.
11. Господин Великий Новгород.
12. Народ и власть на Руси. Особенности раздробленности и последствия.
13. “Батыево пленение”.
14. Битвы Александра Невского. Его образ в истории России.
15. Русь и Орда.
16. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.
17. Иван III – государь всея Руси.
18. Софья Палеолог и Иван III.
20. Русь и Великое княжество Литовское в ХIII - XVI вв.
21. Иван Грозный в общественном сознании, русской литературе и искусстве.
22. Спор Ивана Грозного и Андрея Курбского.
23. Иван Грозный - тиран на троне или обыкновенный средневековый властитель?
(Сравнительная характеристика русского и европейского правления).
24. Народ и самозванцы в Смутное время.
25. Сибирская экспедиция Ермака. Освоение Сибири, Севера, Дальнего Востока.
26. Государство и церковь XV - XVI вв.: противники или союзники?
27. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.
28. Московия и Западная Европа в эпоху средневековья: общее и особенное.
29. Алексей Михайлович “Тишайший” и “Бунташный век”.
30. Степан Разин и донское казачество.
31. Великий Раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.
32. XVII век в мировой истории. Особенности развития России и Европы.
33. Реформы Петра I.
34. “ Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.
35. “Дщерь Петрова” (Елизавета Петровна).
36. Екатерина Великая: государыня и женщина.
37. Европейский и российский “просвещенный абсолютизм”: сходства и различия.
38. Емельян Пугачев, его сподвижники и противники.
39. Русское масонство.
40. Павел I: знакомый и незнакомый.
41. М. М. Сперанский и “дни Александровы”.
42. А. А. Аракчеев: “без лести предан”.
43. Декабристы: идеи, дела, люди.
44. Место и роль России в международных отношениях первой половины XIX века.
45. А. Х. Бенкендорф и III отделение.
46. Кавказская война.
47. Русско-турецкие войны XIX в.
48. Крымская война и внешняя политика России второй половины XIX в.
49. Западники и славянофилы: в XIX в. и в конце XX в.
50. Александр II - личность и реформы.
51. Александр III, К. П. Победоносцев и русская идея.
52. С. Ю. Витте: взлет и падение.
53. Мировое сообщество в XIX веке: основные тенденции развития.
54. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.
55. П. А. Столыпин: “Нам нужна великая Россия”.
56. П. Н. Милюков - политик и историк.
57. Николай II, Александра Федоровна, Григорий Распутин.
58. Парламентаризм в России начала XX века.
59. Полицейские и провокаторы (Зубатов и Гапон).
60. Россия и Восток в XIX - начале XX века.
61. Русские солдаты в годы Первой мировой войны.
62. А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов и российский “бонапартизм”.
63. Создание Красной Армии.
64. Вожди Белого движения.
65. Русская эмиграция - трагическая неизбежность?
66. Внешняя политика большевиков - курс на мировую революцию.
67. Образование СССР – федерация или автономия?
68. Л. Д. Троцкий и троцкизм.
69. НЭП.
70. Российская культура в эмиграции
71. И. В. Сталин - оценки истории.
72. А. Стаханов и стахановское движение.
73. Молодежь Советской России (20-40-е гг.).
75. Зимняя (советско-финская) война.
76. Советские люди в условиях оккупации и плена.
77. Девятьсот блокадных дней Ленинграда.
78. Мир против Гитлера.
79. Власов и власовщина.
80. Нюрнбергский процесс.
81. Г. К. Жуков и споры о нем.
82. Советская наука после войны.
83. “Оттепель”: общество и культура.
84. Карибский кризис: СССР, Куба, США.
85. Пражская весна и осень 1968 года.
86. “Холодная война”: победители и проигравшие?
87. Трагедия Афганской войны.
88. Л. И. Брежнев, соратники, наследники.
89. Распад СССР: предательство или неизбежность?
90. Взаимоотношения стран-участниц СНГ на рубеже XX – XXI в.
91. Реформы в современной России.
92. Россия в мировой политике.
93. Исторические события в интерпретации современной историографии.
1.Какие из названных событий произошли в XII в.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
2) введение уроков и погостов
3) разорение Владимира ханом Батыем
4) поход князя Игоря Святославича против половцев
5) Основание Москвы Юрием Долгоруким
Ответ:4, 5
2. Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отмена местничества
2) создание коллегий
3) упразднение губерний
4) учреждение Сената
5) отделение церкви от государства
Ответ: 2,4
3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) созыв Уложенной комиссии
2) учреждение министерств
3) упразднение патриаршества
4) создание военных поселений
5) издание жалованной грамоты городам
Ответ: 1,5
4.Какие территории вошли в состав Российской империи в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Поволжье
2) Енисейский край
3) Финляндия
4) Бессарабия
5) Крым
Ответ: 3, 4
5. Какие политические партии начала XX в. относились к либеральному направлению? Найдите в приведённом ниже списке две партии и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) «Союз 17 октября»
3) Партия социалистов-революционеров
4) Партия конституционных демократов
5) Российская социал-демократическая рабочая партия
Ответ: 2, 4
6. Какие державы входили в состав Антанты в годы Первой мировой войны
А) Германия
Б) Дания
В) Россия
Г) Франция
Д) Испания
Ответ: В, Г
7. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя. Дворы и сёла наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили.
Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Всё расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».
Кто является автором документа?
Ответ: ИВАН ГРОЗНЫЙ (ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ)
8. Прочтите отрывок из исторического источника и вставьте пропущенное слово (название племени).
Фрагмент из «Повести временных лет»
«В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошёл к _________ за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. ____________ же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и __________, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было их мало».
Вставьте пропущенное слово
Ответ: ДРЕВЛЯНЕ
9. Прочтите отрывок из исторического источника.
Из Послания руководителя СССР президенту США.
«Уважаемый г-н президент.
Я с большим удовлетворением ознакомился с Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.
Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там своё ракетное вооружение. Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно об этом заявляют.
Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаёте».
Ответ: Н. С. ХРУЩЕВ
10. Прочтите отрывок из исторического источника.
Из протокола допроса А. В. Колчака
«За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву, – на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился, – Совет солдатских и рабочих депутатов – ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д.».
Укажите название правительства, о котором идёт речь.
Ответ: ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
11. Прочтите отрывок из исторического источника.
Из записок греческого диакона Павла.
«Во время проповеди Никон велел принести иконы старыя и новыя, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских. Так как этот патриарх отличался чрезмерною крутостью нрава и приверженностью греческим обрядам, то он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобныя иконы, в каком бы доме ни находили их, даже из домов государственных сановников, что и было исполнено…»
Назовите царя, к правлению которого относятся описанные события.
Ответ: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (ТИШАЙШИЙ)
12. Прочтите отрывок из исторического источника.
Фрагмент из книги маршала А. М. Василевского «Дело всей жизни»
«Гитлеровские оккупанты были полностью изгнаны из Московской, Тульской, Рязанской, частично – Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской, Курской, Харьковской областей, с Керченского полуострова. Значение этих побед состояло в том, что советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов “план Барбаросса” рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к ведению стратегии затяжной войны. В ходе наступления советские войска разгромили до 50 дивизий врага, нанеся особенно серьёзное поражение основной группировке вражеских войск – группе армий «Центр»».
На подступах к какому городу началось указанное наступление?
Ответ: МОСКВА
13. В каком году произошло крещение Руси?
1) 882 г.
2) 988 г.
3) 1097 г.
4) 1147 г.
Ответ: 2
14. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?
1) 1547 г.
2) 1598 г.
3) 1606 г.
4) 1613 г.
Ответ: 1
15. В каком году произошел Соляной бунт?
1) 1549 г.
2) 1606 г.
3) 1648 г.
4) 1687 г.
Ответ: 3
16. В каком году был издан манифест об отмене крепостного права в России?
1) 1803 г.
3) 1855 г
4) 1861 г.
Ответ: 4
17. Укажите год, когда Россия была провозглашена империей.
1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1721 г.
4) 1725 г.
Ответ: 3
18.В каком году началась Первая мировая война?
1) 1901 г.
2) 1905 г.
3) 1914 г.
4) 1920 г.
Ответ: 3
25. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
А) походы Святослава Игоревича
Б) включение Новгорода в состав Московского княжества
В) битва при Ватерлоо
Ответ: А, Б, В
26. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
А) поход Ермака в Сибирь
Б) поход Батыя на Русь
В) Английская буржуазная революция
Ответ: Б, А, В
27. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
А) битва на реке Калке
Б) убийство князя Андрея Боголюбского
В) битва на Косовом поле
Ответ: Б, А, В
28. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
А) первый крестовый поход
Б) разгром печенегов под Киевом
В) походы Олега на Византию
Ответ: В, Б, А
29. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
А) Ялтинская конференция «Большой тройки»
Б) Бородинский бой
В) присоединение Левобережной Украины к России
Ответ: В, Б, А
30. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
А) начало стахановского движения
Б) движение чартистов в Англии
В) Куликовская битва
Ответ: В, Б, А
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
301/ИТФ
Оснащение: стол – 1 шт., стулья - 16 шт., ноутбук Acer – 1шт., принтер Canon – 1 шт., плазменная панель Panasonic – 4 шт., моноблок iMac – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.