2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_История России_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.01 История России
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «История», всеобщая история является:

- приобретение студентами комплексных знаний о развитии всемирно-исторического процесса Отечественной истории и понимание специфических особенностей ее исторического развития;

- формирование социально-активной личности, обладающей гражданской ответственностью;

-воспитание нравственных качеств – гуманизма и патриотизма.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношению к историческому наследию и культурным традициям
знает

фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представлять их в актуальной и значимой перспективе;

умеет

уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям

владеет навыками

толерантно воспринимать социальные и культурные различия

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.2 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
знает

Культурные особенности и традиции различных социальных групп

умеет

Находить информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп

владеет навыками

Использовать полученную информацию для взаимодействия с другими людьми

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
знает

Этапы исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традициях мира

умеет

Уважительно относиться к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп

владеет навыками

развитым чувством гражданственности и патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления

 
 
 
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
знает

фундаментальные ценностные, принципы российской цивилизации

умеет

анализировать этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие

ее многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер

владеет навыками

навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «История России» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2, 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «История России» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Основы российской государственности
 
Освоение дисциплины «История России» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Философия
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «История России» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
22
36
14
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

10
18
3
72/2
22
36
14
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

10
18
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
3
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 1 семестр
1.
 
История как наука
2
2
4
2
1.1.
2
Тест, Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности
2
2
4
2
1.2.
2
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Образование государства Русь
2
4
2
1.3.
2
Устный опрос, Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Русь в конце X — начале XIII в. 
2
4
2
1.4.
2
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
КТ 1
2
2
2
КТ 1
1.5.
Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Русские земли в середине XIII — XIV в.
2
4
4
2
1.6.
2
Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Формирование единого Русского государства в XV в. 
2
4
2
1.7.
2
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного
2
2
4
2
1.8.
2
Собеседование , Устный опрос, Эссе
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время
2
6
4
1.9.
2
Устный опрос, Собеседование 
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Россия в XVII в. 
2
2
4
2
1.10.
2
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
КТ 2
2
2
2
КТ 2
1.11.
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Россия в эпоху преобразований Петра I
2
6
4
1.12.
2
Тест, Собеседование , Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.
2
3
2
1.13.
1
Собеседование , Устный опрос, Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
2
2
5
4
1.14.
1
Собеседование , Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
КТ 3
2
2
2
КТ 3
1.15.
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
14
144
36
22
 
 
2 раздел. 2 семестр
2.
 
Россия первой половине XIX в.
3
2
8
4
2.1.
4
Собеседование , Устный опрос, Доклад
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Время Великих реформ в России.
3
4
2
2.2.
2
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Российская империя в начале XX в.
3
4
2
2.3.
2
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Первая мировая война и Россия
3
6
4
2.4.
2
Коллоквиум, Собеседование 
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
КТ 1
3
2
2
КТ 1
2.5.
Устный опрос, Собеседование 
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы
3
4
2
2.6.
2
Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.
3
4
2
2.7.
2
Устный опрос, Коллоквиум, Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
3
4
6
4
2.8.
2
Тест, Коллоквиум, Устный опрос, Доклад
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
КТ 2
3
2
2
КТ 2
2.9.
Собеседование , Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны
3
6
4
2.10.
2
Устный опрос, Собеседование 
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
3
4
6
4
2.11.
2
Реферат, Тест, Устный опрос
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Россия на рубеже XX-XXI вв.
3
4
4
2
2.12.
2
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
КТ 3
3
2
2
КТ 3
2.13.
Устный опрос, Собеседование , Тест
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
14
144
36
22
 
Итого
28
144
72
44
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
История как наука
История как наука
2/-
 
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности
2/-
 
Образование государства Русь
Образование государства Русь
2/-
 
Русь в конце X — начале XIII в. 
Русь в конце X — начале XIII в. 
2/-
 
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Русские земли в середине XIII — XIV в.
2/-
 
Формирование единого Русского государства в XV в. 
Формирование единого Русского государства в XV в. 
2/-
 
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в.
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного
2/-
 
Эпоха Ивана IV Грозного
 
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время
2/-
 
Россия в XVII в. 
Россия в XVII в. 
2/-
 
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия в эпоху преобразований Петра I
2/-
 
Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.
Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.
1/-
 
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
1/-
 
Россия первой половине XIX в.
Россия первой половине XIX в.
4/-
 
Время Великих реформ в России.
Время Великих реформ в России.
2/-
 
Российская империя в начале XX в.
Российская империя в начале XX в.
2/-
 
Первая мировая война и Россия
Первая мировая война и Россия
2/-
 
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы
2/-
 
Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.
Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.
2/-
 
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
2/-
 
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны
2/-
 
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
2/-
 
Россия на рубеже XX-XXI вв.
Россия на рубеже XX-XXI вв.
2/-
 
Итого
44
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
История как наука
История как наука
Пр
2/-/-
 
Мир в древности. 
Мир в древности. Народы и политические 
Пр
2/-/-
 
Народы и политические образования на территории современной России в древности
образования на территории современной России в древности
 
Образование государства Русь
Образование государства Русь
Пр
2/-/-
 
Русь в конце X — начале XIII в. 
Русь в конце X — начале XIII в. 
Пр
2/-/-
 
КТ 1
КТ 1
Пр
2/-/-
 
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Пр
2/-/-
 
Формирование единого Русского государства в XV в. 
Формирование единого Русского государства в XV в. 
Пр
2/-/-
 
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного
Пр
2/-/-
 
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время
Пр
4/-/-
 
Россия в XVII в. 
Россия в XVII в. 
Пр
2/-/-
 
КТ 2
КТ 2
Пр
2/-/-
 
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия в эпоху преобразований Петра I
Пр
4/-/-
 
Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.
Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.
Пр
2/-/-
 
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
Пр
4/-/-
 
КТ 3
КТ 3
Пр
2/-/-
 
Россия первой половине XIX в.
Россия первой половине XIX в.
Пр
4/-/-
 
Время Великих реформ в России.
Время Великих реформ в России.
Пр
2/-/-
 
Российская империя в начале XX в.
Российская империя в начале XX в.
Пр
2/-/-
 
Первая мировая 
Первая мировая война и Россия
Пр
4/-/-
 
война и Россия
 
КТ 1
КТ 1
Пр
2/-/-
 
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы
Пр
2/-/-
 
Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.
Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.
Пр
2/-/-
 
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
Пр
4/-/-
 
КТ 2
КТ 2
Пр
2/-/-
 
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны
Пр
4/-/-
 
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
Пр
4/-/-
 
Россия на рубеже XX-XXI вв.
Россия в 1990-е гг.
Пр
2/-/-
 
КТ 3
КТ 3
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
История как наука
2
 
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности
2
 
Русские земли в середине XIII — XIV в.
4
 
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного
2
 
Россия в XVII в. 
2
 
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
2
 
Россия первой половине XIX в.
2
 
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
4
 
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
4
 
Россия на рубеже XX-XXI вв.
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «История России» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «История России».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «История России».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «История России».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
История как наука
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
2
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
3
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
4
Мир к началу эпохи Нового времени. Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
5
Россия в XVII в. 
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
6
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
7
Россия первой половине XIX в.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
8
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
9
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991)
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
10
Россия на рубеже XX-XXI вв.
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «История России»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-5.1:Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношению к историческому наследию и культурным традициям
Ознакомительная практика
x
Основы российской государственности
x
УК-5.2:Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
Ознакомительная практика
x
Основы российской государственности
x
УК-5.3:Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
Основы российской государственности
x
Философия
x
УК-5.4:Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Основы российской государственности
x
Философия
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «История России» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «История России» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы.

 
Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Собеседование 
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Собеседование 
0
 
КТ 3
Тест
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
КТ 3
Собеседование 
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Собеседование 
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Собеседование 
0
 
КТ 3
Тест
0
 
КТ 3
Устный опрос
0
 
КТ 3
Собеседование 
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «История России» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «История России»
1. История как наука.

2.Видные российские ученые –историки.

3. Цивилизации древнего мира.

4. Восточная Европа в древности.

5. Восточные славяне накануне образования государства.

6. Запад и Восток в эпоху раннего средневековья.

7. Образование древнерусского государства. Первые киевские князья.

8. Принятие христианства на Руси.

9. Древнерусское государство XI- начала XII вв.

10. Феодальная раздробленность в Европе. Причины и общая характеристика раздробленности Руси.

11. Литва и русские княжества в XIII-XV веках.

12. Монгольское нашествие и установление ордынского ига.

13. Усиление Московского княжества в XIV в. – первой половине XV в.

14. Образование национальных государств в Европе.

15. Образование единого Российского государства во второй половине XV – первой трети XVI в.

16. Европа в XVI-XVII вв.

17 Внутриполитическая история России в XVI в.

18. Внешняя политика России в XVI в.

19. Смутное время в России: причины, этапы, оценка.

20. Экономическое развитие России в XVII в.

21. Политический строй в России в XVII в.

22. Внешняя политика Российского государства в XVII в.

23. Народные движения в России XVII в.

24.Предпосылки петровских преобразований. Начало правления Петра I.

25. Петровские преобразования в сфере экономики и социальная политика.

26. Реформы Петра I в управлении государством.

 
27. Внешняя политика Петра I.

28. Дворцовые перевороты в России.

29. Эпоха Просвещения в Европе. Внутренняя политика российского правительства во второй половине XVIII в.

30. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

31. Социально-экономическое и политическое развитие ведущих государств мира в XIX в.

32. Социально-экономическое положение России в первой половине XIX в.

33. Внутренняя политика российского правительства в первой половине XIX в.

34. Отмена крепостного права и реформы 1860-1870-х гг .

35. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

36. Особенности экономического развития России в 60-90-е годы XIX в.

37. Общественное движение в 60-90-е годы XIX в.

38. Внутренняя политика Александра III.

39. Внешняя политика России в 60-90-е годы XIX в.

40. Социально-экономическое и политическое положение России на рубеже XIXXX вв.

41. Революция 1905-1907 гг.

42. П.А. Столыпин и его реформы.

43. Основные направления внешней политики России в начале ХХ в.

44. Участие России в первой мировой войне.

45. Революционные события 1917 г.

46.Гражданская война и иностранная военная интервенция в России.

47. Политика «военного коммунизма».

48. Мир в 1917019239 гг.

49. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. НЭП.

50. Формирование однопартийной системы в советской России и СССР.

51. Свертывание НЭПа. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

52. Политическая система в СССР в 1930-е гг.

53. Начало Второй мировой войны.

54. Основные этапы Великой Отечественной войны, ее итоги и уроки.

55. СССР и антигитлеровская коалиция.

56. Восстановление и развитие экономики СССР в 1945-1953 гг.

57. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1945-1953 гг.

58. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в

1953-1964 гг.

59. Советский Союз во второй половине 60 – первой половине 80-х гг. ХХ в.

60. Внешняя политика СССР во второй половине 40 – начале 60-х гг. ХХ в.

61. Перестройка в СССР (1985-1991).

62. Россия в 90-е гг. ХХ в. – начале XXI в.

1. «Откуда есть пошла Земля Русская».

2. Происхождение славянской письменности.

3. Русь и варяги.

4. Первые Рюриковичи.

5. Князь Владимир и крещение Руси.

6. Ярослав Мудрый. «Правда Русская» и обычное право.

7. Византийская империя и Русь.

8. Русь и кочевники.

9. Жизнь и смерть Андрея Боголюбского.

10. Вече в Древней Руси.

11. Господин Великий Новгород.

12. Народ и власть на Руси. Особенности раздробленности и последствия.

13. “Батыево пленение”.

14. Битвы Александра Невского. Его образ в истории России.

15. Русь и Орда.

16. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.

17. Иван III – государь всея Руси.

18. Софья Палеолог и Иван III.

 
19. Марфа Посадница и присоединение Новгорода к Москве.

20. Русь и Великое княжество Литовское в ХIII - XVI вв.

21. Иван Грозный в общественном сознании, русской литературе и искусстве.

22. Спор Ивана Грозного и Андрея Курбского.

23. Иван Грозный - тиран на троне или обыкновенный средневековый властитель?

(Сравнительная характеристика русского и европейского правления).

24. Народ и самозванцы в Смутное время.

25. Сибирская экспедиция Ермака. Освоение Сибири, Севера, Дальнего Востока.

26. Государство и церковь XV - XVI вв.: противники или союзники?

27. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.

28. Московия и Западная Европа в эпоху средневековья: общее и особенное.

29. Алексей Михайлович “Тишайший” и “Бунташный век”.

30. Степан Разин и донское казачество.

31. Великий Раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

32. XVII век в мировой истории. Особенности развития России и Европы.

33. Реформы Петра I.

34. “ Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.

35. “Дщерь Петрова” (Елизавета Петровна).

36. Екатерина Великая: государыня и женщина.

37. Европейский и российский “просвещенный абсолютизм”: сходства и различия.

38. Емельян Пугачев, его сподвижники и противники.

39. Русское масонство.

40. Павел I: знакомый и незнакомый.

41. М. М. Сперанский и “дни Александровы”.

42. А. А. Аракчеев: “без лести предан”.

43. Декабристы: идеи, дела, люди.

44. Место и роль России в международных отношениях первой половины XIX века.

45. А. Х. Бенкендорф и III отделение.

46. Кавказская война.

47. Русско-турецкие войны XIX в.

48. Крымская война и внешняя политика России второй половины XIX в.

49. Западники и славянофилы: в XIX в. и в конце XX в.

50. Александр II - личность и реформы.

51. Александр III, К. П. Победоносцев и русская идея.

52. С. Ю. Витте: взлет и падение.

53. Мировое сообщество в XIX веке: основные тенденции развития.

54. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

55. П. А. Столыпин: “Нам нужна великая Россия”.

56. П. Н. Милюков - политик и историк.

57. Николай II, Александра Федоровна, Григорий Распутин.

58. Парламентаризм в России начала XX века.

59. Полицейские и провокаторы (Зубатов и Гапон).

60. Россия и Восток в XIX - начале XX века.

61. Русские солдаты в годы Первой мировой войны.

62. А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов и российский “бонапартизм”.

63. Создание Красной Армии.

64. Вожди Белого движения.

65. Русская эмиграция - трагическая неизбежность?

66. Внешняя политика большевиков - курс на мировую революцию.

67. Образование СССР – федерация или автономия?

68. Л. Д. Троцкий и троцкизм.

69. НЭП.

70. Российская культура в эмиграции

71. И. В. Сталин - оценки истории.

72. А. Стаханов и стахановское движение.

73. Молодежь Советской России (20-40-е гг.).

 
74. Пакт о ненападении 23 августа 1939 года.

75. Зимняя (советско-финская) война.

76. Советские люди в условиях оккупации и плена.

77. Девятьсот блокадных дней Ленинграда.

78. Мир против Гитлера.

79. Власов и власовщина.

80. Нюрнбергский процесс.

81. Г. К. Жуков и споры о нем.

82. Советская наука после войны.

83. “Оттепель”: общество и культура.

84. Карибский кризис: СССР, Куба, США.

85. Пражская весна и осень 1968 года.

86. “Холодная война”: победители и проигравшие?

87. Трагедия Афганской войны.

88. Л. И. Брежнев, соратники, наследники.

89. Распад СССР: предательство или неизбежность?

90. Взаимоотношения стран-участниц СНГ на рубеже XX – XXI в.

91. Реформы в современной России.

92. Россия в мировой политике.

93. Исторические события в интерпретации современной историографии.

1.Какие из названных событий произошли в XII в.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2)  введение уроков и погостов

3)  разорение Владимира ханом Батыем

4)  поход князя Игоря Святославича против половцев

5) Основание Москвы Юрием Долгоруким

Ответ:4, 5

2. Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  отмена местничества

2)  создание коллегий

3)  упразднение губерний

4)  учреждение Сената

5)  отделение церкви от государства

Ответ: 2,4

3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  созыв Уложенной комиссии

2)  учреждение министерств

3)  упразднение патриаршества

4)  создание военных поселений

5)  издание жалованной грамоты городам

Ответ: 1,5

4.Какие территории вошли в состав Российской империи в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Поволжье

2) Енисейский край

3)  Финляндия

4)  Бессарабия

5)  Крым

Ответ: 3, 4

5. Какие политические партии начала XX в. относились к либеральному направлению? Найдите в приведённом ниже списке две партии и запишите цифры, под которыми они указаны.

 
1) «Союз русского народа»

2) «Союз 17 октября»

3)  Партия социалистов-революционеров

4)  Партия конституционных демократов

5)  Российская социал-демократическая рабочая партия

Ответ: 2, 4

6. Какие державы входили в состав Антанты в годы Первой мировой войны

А) Германия

Б) Дания

В) Россия

Г) Франция

Д) Испания

Ответ: В, Г

7. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя. Дворы и сёла наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили.

Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Всё расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».

Кто является автором документа?

Ответ: ИВАН ГРОЗНЫЙ (ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ)

8. Прочтите отрывок из исторического источника и вставьте пропущенное слово (название племени).

Фрагмент из «Повести временных лет»

«В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошёл к _________ за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. ____________ же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и __________, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было их мало».

Вставьте пропущенное слово

Ответ: ДРЕВЛЯНЕ

9. Прочтите отрывок из исторического источника.

Из Послания руководителя СССР президенту США.

«Уважаемый г-н президент.

Я с большим удовлетворением ознакомился с Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.

Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там своё ракетное вооружение. Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно об этом заявляют.

Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаёте».

 
Назовите автора Послания.

Ответ: Н. С. ХРУЩЕВ

10. Прочтите отрывок из исторического источника.

Из протокола допроса А. В. Колчака

«За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву, – на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился, – Совет солдатских и рабочих депутатов – ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д.».

Укажите название правительства, о котором идёт речь.

Ответ: ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

11. Прочтите отрывок из исторического источника.

Из записок греческого диакона Павла.

«Во время проповеди Никон велел принести иконы старыя и новыя, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских. Так как этот патриарх отличался чрезмерною крутостью нрава и приверженностью греческим обрядам, то он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобныя иконы, в каком бы доме ни находили их, даже из домов государственных сановников, что и было исполнено…»

Назовите царя, к правлению которого относятся описанные события.

Ответ: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (ТИШАЙШИЙ)

12. Прочтите отрывок из исторического источника.

Фрагмент из книги маршала А. М. Василевского «Дело всей жизни»

«Гитлеровские оккупанты были полностью изгнаны из Московской, Тульской, Рязанской, частично – Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской, Курской, Харьковской областей, с Керченского полуострова. Значение этих побед состояло в том, что советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов “план Барбаросса” рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к ведению стратегии затяжной войны. В ходе наступления советские войска разгромили до 50 дивизий врага, нанеся особенно серьёзное поражение основной группировке вражеских войск – группе армий «Центр»».

На подступах к какому городу началось указанное наступление?

Ответ: МОСКВА

13. В каком году произошло крещение Руси?

1)  882 г.

2)  988 г.

3)  1097 г.

4)  1147 г.

Ответ: 2

14. В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?

1)  1547 г.

2)  1598 г.

3)  1606 г.

4)  1613 г.

Ответ: 1

15. В каком году произошел Соляной бунт?

1)  1549 г.

2)  1606 г.

3)  1648 г.

4)  1687 г.

Ответ: 3

16. В каком году был издан манифест об отмене крепостного права в России?

1)  1803 г.

 
2)  1810 г.

3)  1855 г

4)  1861 г.

Ответ: 4

17. Укажите год, когда Россия была провозглашена империей.

1)  1700 г.

2)  1703 г.

3)  1721 г.

4)  1725 г.

Ответ: 3

18.В каком году началась Первая мировая война?

1)  1901 г.

2)  1905 г.

3)  1914 г.

4)  1920 г.

Ответ: 3

25. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

А) походы Святослава Игоревича

Б) включение Новгорода в состав Московского княжества

В) битва при Ватерлоо

Ответ: А, Б, В

26. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

А) поход Ермака в Сибирь

Б) поход Батыя на Русь

В) Английская буржуазная революция

Ответ: Б, А, В

27. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

А) битва на реке Калке

Б) убийство князя Андрея Боголюбского

В) битва на Косовом поле

Ответ: Б, А, В

28. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

А) первый крестовый поход

Б) разгром печенегов под Киевом

В) походы Олега на Византию

Ответ: В, Б, А

29. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

А) Ялтинская конференция «Большой тройки»

Б) Бородинский бой

В) присоединение Левобережной Украины к России

Ответ: В, Б, А

30. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

А) начало стахановского движения

Б) движение чартистов в Англии

В) Куликовская битва

Ответ: В, Б, А

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Нестеренко Е. И., Петухова Н. Е. История России [Электронный ресурс]:учебно-практич. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2022. - 296 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=400025 
 
Л1.2 Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России:учебник. - М.: Проспект, 2011. - 528 с.
 
Л1.3 Туфанов Е. В. История России:учебник для студентов вузов. - Ставрополь: АГРУС, 2021. - 8,81 МБ
 
дополнительная
 
Л2.1 Кириллов В. В., Бравина М. А. История России [Электронный ресурс]:учебник для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 565 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/490330 
 
Л2.2 Кузнецов И. Н. Отечественная история [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 639 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398342 
 
Л2.3 Журавлёва О. Н., Пашкова Т. И., Тишкова В. А. История России: 11 класс: в 2 частях: базовый и углублённый уровни [Электронный ресурс]:учебник. - Москва: Просвещение, 2022. - 333 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/334526 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Мунчаев Ш. М. История России [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2020. - 512 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1069037 
 
Л3.2 Земцов Б. Н., Шубин А. В. История России [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 584 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=388402 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
ЭБС СтГАУ
http://bibl-stgau.ru/index.php/elektronno-bibliotechnaya-sistema-stgau
1
 
ЭБС e.lanbook
https://e.lanbook.com/?ref=dtf.ru
2
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «История России» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. 

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
300/ИТФ
Оснащение: cтолешница для студентов – 66 шт., сидения для студентов -196 шт., сенсорная панель SMART podium – 1 шт., компьютер Neos 490 – 1 шт., конференц система AKG (Микрофоны и звук) – 1 шт., проектор Panasonic PT-EX600E – 1 шт., экран настенный с форматом 4:3 Digis. – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
301/ИТФ

Оснащение: стол – 1 шт., стулья - 16 шт., ноутбук Acer – 1шт., принтер Canon – 1 шт., плазменная панель Panasonic – 4 шт., моноблок iMac – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
2. Учебная аудитория № 214/НК библиотека
214/НК библиотека
Специализированная мебель на 130 посадочных мест, персональные компьютеры, моноблоки – 80 шт., копир А3 - 3, принтер матричный - 2, МФУ ч/б – 7 шт., МФУ цветной – 2 шт., принтер ч/б – 8 шт., принтер цветн. - 2 шт., сканер – 2 шт., сканеры штрих-кода - 5, наушники - 10 шт., Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ к российским и международным ресурсам и базам данных, доступ к электронно-библиотечным системам,  доступ в электронную информационно-образовательную среду университета. Открытый доступ к фонду учебной, научной и художественной литературы.
3. Учебная аудитория № 213/НК библиотека
213/НК библиотека
Специализированная мебель на 35 посадочных мест, дисплей - 1 шт., принтер ч/б - 2 шт., МФУ ч/б - 2 шт., сканер - 2 шт., открытый доступ к фонду справочной, краеведческой литературы, Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ к российским и международным ресурсам и базам данных, доступ к электронно-библиотечным системам,  доступ в электронную информационно-образовательную среду университета. Открытый доступ к фонду  справочной и краеведческой литературы.
4. Учебная аудитория № 405/НК
405/НК
Оснащение: специализированная мебель на 40 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 2 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты
5. Учебная аудитория № 414/НК
414/НК
Оснащение: специализированная мебель на 40 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты
6. Учебная аудитория № 416/НК
416/НК
Оснащение: специализированная мебель на 40 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., магнитно-маркерная доска – 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

301/ИТФ

Оснащение: стол – 1 шт., стулья - 16 шт., ноутбук Acer – 1шт., принтер Canon – 1 шт., плазменная панель Panasonic – 4 шт., моноблок iMac – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

 
5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «История России»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор , д.и.н. Туфанов Евгений Васильевич
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.и.н. Карпенко Инна Николаевна
 
Рабочая программа дисциплины «История России» рассмотрена на заседании Кафедра философии, истории и педагогики протокол № 1 от 28.08.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Туфанов Евгений Васильевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «История России» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол № 5 от 28.08.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии