2024-2025_05_03_06-набор_2024-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Информационные технологии_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.12.01 Информационные технологии
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с принципами и характерными особенностями развития и применения информационных технологий в профессиональной сфере, ИТ-методами и компьютерными технологиями; приобретение практических навыков работы с программным обеспечением в архитектуре информационных технологий

Учебные задачи дисциплины:

– сформировать знания по информационному моделированию производственных процессов и применению информационных технологий в профессиональной сфере;

– сформировать умения определять специфику использования информационных технологий при решении производственных задач;

– привить навыки использования ИТ-платформ и современных информационных технологий в реализации электронных технологий производственных расчетов;

– овладеть технологиями визуального проектирования в ИТ-среде;

– сформировать умение моделировать и прогнозировать развитие производственных процессов на основе ИТ-мониторинга.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-5 Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.1 Использует современные методы поиска, обработки и анализа информации из различных источников и баз данных (с учетом основных требований информационной безопасности)
знает

-содержание образовательного стандарта и основные компетенции в области информационных технологий;

-особенности ИТ в решении задач профессиональной направленности;

умеет

-использовать понятийный ИТ-аппарат в предметной области;

- формулировать и моделировать профессиональные задачи на основе информационных технологий;

владеет навыками

-ориентацией в профессиональных источниках информации по вопросам современных компьютерных технологий;

-применением информационных технологий и инструментальных подходов в исследовании процессов, относящихся к профессиональной деятельности;

 
 
 
 
 
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.2 Взаимодействует с членами команды используя различные цифровые средства, позволяющие достигать поставленных целей
знает

- методы получения, хранения, обработки и защиты информации при разработке информационных моделей в развитии производственного процесса;  

 
-  технологии графического дизайна деловых документов в профессиональной сфере.

умеет

- определять объекты аналитического исследования в области информационных технологий;

- использовать компьютерные методики визуального проектирования производственных процессов с учетом развития информационных технологий.

владеет навыками

-использованием компьютерных технологий в принятии оптимальных решений;

- электронной обработкой массивов производственных данных и результатов их использования в практической деятельности.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Информационные технологии» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Информационные технологии» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Информационные технологии» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Проектная работа
 
ГИС в охране окружающей среды
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная  практика
 
Психология профессионально-личностного развития
 
Проектная деятельность
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Информационные технологии» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Информационные технологии и коммуникационные процессы 
1.
 
1.1. Графический дизайн документов в информационной среде
2
4
4
2
1.1.
2
УК-3.2, ОПК-5.1
 
1.2. Электронные технологии производственных расчетов 
2
4
4
2
КТ 1
1.2.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-3.2, ОПК-5.1
 
1.3. Организация базы данных в ИТ-среде 
2
4
4
2
1.3.
2
 
2 раздел. Раздел 2. ИТ в решении задач профессиональной направленности 
2.
 
2.1. Электронная обработка массивов производственных данных
2
8
8
4
КТ 2
2.1.
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-3.2, ОПК-5.1
 
2.1. Информационные технологии визуального проектирования 
2
8
8
4
2.2.
4
УК-3.2, ОПК-5.1
 
2.3. Проектирование электронных форм и интерфейса
2
8
8
4
КТ 3
2.3.
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-3.2, ОПК-5.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
1.1. Графический дизайн документов в информационной среде
2/-
 
1.2. Электронные технологии производственных расчетов 
2/-
 
1.3. Организация базы данных в ИТ-среде 
2/-
 
2.1. Электронная обработка массивов производственных данных
4/-
 
2.1. Информационные технологии визуального проектирования 
4/-
 
2.3. Проектирование электронных форм и интерфейса
4/2
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
1.1. Графический дизайн документов в информационной среде
Пр
2/-/-
 
1.2. Электронные технологии производственных расчетов 
Пр
2/-/-
 
1.3. Организация базы данных в ИТ-среде 
Пр
2/-/-
 
2.1. Электронная обработка массивов производственных данных
Пр
4/-/-
 
2.1. Информационные технологии визуального 
Пр
4/-/-
 
проектирования 
 
2.3. Проектирование электронных форм и интерфейса
Пр
4/4/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
4
 
4
 
4
 
8
 
8
 
8
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Информационные технологии» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Информационные технологии».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Информационные технологии».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Информационные технологии».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
1.1. Графический дизайн документов в информационной среде
Л1.3
Л2.3
 
2
1.2. Электронные технологии производственных расчетов 
Л1.6
Л2.2
 
3
1.3. Организация базы данных в ИТ-среде 
Л1.2
Л2.8
 
4
2.1. Электронная обработка массивов производственных данных
Л1.4
Л2.7
 
5
2.1. Информационные технологии визуального проектирования 
Л1.8
Л2.11
 
6
2.3. Проектирование электронных форм и интерфейса
Л1.7
Л2.12
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Информационные технологии»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-5.1:Использует современные методы поиска, обработки и анализа информации из различных источников и баз данных (с учетом основных требований информационной безопасности)
ГИС в охране окружающей среды
x
Ознакомительная практика
x
Преддипломная  практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
УК-3.2:Взаимодействует с членами команды 
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
используя различные цифровые средства, позволяющие достигать поставленных целей
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Информационные технологии» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Информационные технологии» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Информационные технологии» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Информационные технологии»
Информационные технологии и коммуникационные процессы

Графический дизайн документов в информационной среде

Электронные технологии производственных расчетов

Организация базы данных в ИТ-среде

ИТ в решении задач профессиональной направленности

Электронная обработка массивов производственных данных

Информационные технологии визуального проектирования

Проектирование электронных форм и интерфейса

Цифровые трансформации в экономике и АПК

Компьютерное проектирование цифровых документов

Обработка производственной информации в цифровой среде

Аналитика производственных данных в электронном облаке

Цифровой мониторинг производственных процессов в АПК

Цифровые модели представления данных  

Интерфейсы цифровой аналитики

Разработка цифрового проекта устойчивого развития

Цифровые технологии в архитектуре информационных систем

Цифровая визуализация производственных процессов

ИТ-обработка информации в профессиональной сфере

Цифровое проектирование деловой документации

Модели и тренды процессов цифровизации в сфере производства

Модели цифровизации в бизнес-управлении

Электронные модели и интерфейсы научного исследования

Кибербезопасность в производственной сфере

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Меняев М. Ф., Кузьминов А. С., Планкин Д. Ю. Информационные системы управления предприятием [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 65 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52428 
 
Л1.8 Вдовин В. М., Суркова Предметно-ориентированные экономические информационные системы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 388 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=415090 
 
Л1.7 Богатырев С. Ю. Информационные системы в корпоративных финансах: [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2017. - 180 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=811145 
 
Л1.5 Попов И. Ю., Блинова И. В. Теория информации [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 160 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/126940 
 
Л1.4 Вдовин В. М., Суркова Л. Е., Шурупов А. А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы [Электронный ресурс]:учебное пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Дашков и К, 2016. - 388 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/105546 
 
Л1.6 Журавлев А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016 [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 96 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/129228 
 
Л1.3 Рудакова Л. В., Рудаков О. Б. Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ [Электронный ресурс]:монография. - Санкт-Петербург: Лань, 2015. - 364 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60658 
 
Л1.2 Меняев М. Ф., Кузьминов А. С., Планкин Д. Ю. Информационные системы управления предприятием [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. - 67 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52441 
 
дополнительная
 
Л2.3 Петренко В. И., Мандрица И. В. Защита персональных данных в информационных системах. Практикум [Электронный ресурс]:учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 108 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111916 
 
Л2.1 Волкова В. Н. Системный анализ информационных комплексов [Электронный ресурс]:учебное пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2016. - 336 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=75506 
 
Л2.4 Жук Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа [Электронный ресурс]:учебное пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 208 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/129082 
 
Л2.11 Затонский А. В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2014. - 344 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=400563 
 
Л2.5 Тумбинская М. В., Петровский М. В. Защита информации на предприятии [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 184 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/130184 
 
Л2.6 Голицына О. Л., Максимов Информационные системы [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2014. - 448 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=435900 
 
Л2.7 Вдовин, Суркова Информационные технологии в налогообложении [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 208 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=329354 
 
Л2.8 Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007) [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 272 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=415083 
 
Л2.9 Гаврилов Л. П. Информационные технологии в коммерции [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 238 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=371445 
 
Л2.10 Чистов Д. В. Информационные системы в экономике [Электронный ресурс]:Учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 234 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=489996 
 
Л2.2 Павлов Ю. Н., Смирнова Е. В., Тихомирова Е. А. Теория информации для бакалавров [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. - 173 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103541 
 
Л2.12 Трайнев В. А., Теплышев В. Ю. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]:монография ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 320 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=430429 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Специфика изучения дисциплины «Информационные технологии» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавров и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические и лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, защите практических работ, контрольной работе;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, защиту практических работ, выполнения контрольных работ, написания тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
271/ФАЗР
специализированная мебель на 180 посадочных места, персональный компьютер – 1 шт., телевизор Pioneer– 1 шт., видеопроектор – 1 шт., экран для проектора – 1 шт., классная доска – 1 шт., стол президиума – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., подключение к сети «Интернет», выход в  корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор , доктор экономических наук Шуваев А.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Трошков А.М.
 
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Шматко Сергей Геннадьевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование