2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Основы программирования в ИС_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.27 Основы программирования в ИС
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоение дисциплины является овладение основными принципами программирования на высокоуровневом языке Python и прикладyыми аспектами его применения. развитие у обучающихся алгоритмического мышления, формирование навыков реализации различных алгоритмов на высокоуровневом языке программирования, применение знаний к решению прикладных задач.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Понимает основы математики, физики, вычислительной техники и программирования
знает

основы математики, физики, вычислительной техники и программирования

умеет

применять основы математики, физики, вычислительной техники и программирования

владеет навыками

навыками применения основ математики, физики, вычислительной техники и программирования

 
 
 
 
 
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.1 Использует современные технологии программирования, тестирования и документирования программных комплексов ИС
знает

современные информационные технологии, тестирование и документирование программных комплексов ИС

умеет

использовать современные технологии программирования, тестирования и документирования программных комплексов ИС

владеет навыками

навыками использования современных информационных технологий, тестирования и документирования программных комплексов ИС

 
 
 
 
 
ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.3 Применяет методики инсталляции программного обеспечения, методики установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем
знает

методики инсталляции программного обеспечения, методики установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем

умеет

применять методики инсталляции программного обеспечения, методики установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуальных, информационных и автоматизированных

 
систем

владеет навыками

навыками работы с методиками инсталляции программного обеспечения, методиками установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий;
ОПК-6.1 Использует методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий
знает

методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий

умеет

работать с методами алгоритмизации, языками и технологиями программирования, пригодными  для практического применения в области информационных систем и технологий

владеет навыками

навыками работы с методами алгоритмизации, языками и технологиями программирования, пригодными  для практического применения в области информационных систем и технологий

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий;
ОПК-6.2 Применяет методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий
знает

методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий

умеет

применять методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий

владеет навыками

навыками применения методов алгоритмизации, языков и технологий программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий;
ОПК-6.3 Применяет методы программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач
знает

методы программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач

умеет

применять методы программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач

владеет навыками

 
навыками применения методов программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен осуществлять выбор платформ и инструментальных программно-аппаратных средств для реализации информационных систем;
ОПК-7.2 Выбирает программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
знает

программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств

умеет

выбирать программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств

владеет навыками

навыками работы с программными средствами  и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Основы программирования в ИС» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Основы программирования в ИС» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Ознакомительная практика
 
Высшая математика
 
Теория вероятностей и математическая статистика
 
Теория информационных процессов и систем
 
Информационные системы
 
Инфокоммуникационные системы и сети
 
Технологии программирования
 
Программно-аппаратная защита информации
 
Освоение дисциплины «Основы программирования в ИС» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Системы электронного документооборота
 
Моделирование информационных процессов и систем
 
Системы искусственного интеллекта
 
Методы и средства проектирования информационных систем
 
Технологии облачных вычислений
 
Архитектура информационных систем
 
Статистический анализ данных
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Основы программирования в ИС» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемк
Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

Контроль,

Форма 
 
ость

час/з.е.

лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
тельная ра-

бота, час

час
промежуточной аттестации (форма контроля)
4
144/4
18
36
54
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
12
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Основы программирования
1.
 
Базовые конструкции Python
4
8
12
КТ 1
1.1.
4
8
Задачи
 
Коллекции и работа с памятью
4
12
16
КТ 1
1.2.
6
10
Задачи
ОПК-1.1
 
Функции и их особенности в Python
4
8
6
КТ 2
1.3.
2
4
Задачи
 
Объектно-ориентированное программирование
4
10
6
КТ 2
1.4.
2
4
Задачи
 
Библиотеки для получения и обработки данных
4
16
14
КТ 3
1.5.
4
10
Задачи
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
54
144
18
36
 
Итого
54
144
18
36
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Базовые конструкции Python
Ввод и вывод данных. Операции с числами, строками. Форматирование
2/2
 
Базовые конструкции Python
Условный оператор

Циклы

Вложенные циклы

2/2
 
Коллекции и работа с 
Строки, кортежи, списки

2/2
 
памятью
 
Коллекции и работа с памятью
Множества, словари
2/-
 
Коллекции и работа с памятью
Встроенные возможности по работе с коллекциями
2/-
 
Функции и их особенности в Python
Функции и их особенности в Python
2/-
 
Объектно-ориентированное программирование
Объектно-ориентированное программирование
2/-
 
Библиотеки для получения и обработки данных
Библиотеки для получения и обработки данных
2/-
 
Библиотеки для получения и обработки данных
Модуль pandas

Модуль requests

2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Условный оператор Циклы Вложенные циклы
8
 
Встроенные возможности по работе с коллекциями. Списочные выражения. Модель памяти для типов языка Python
12
 
Лямбда-функции Рекурсия. Декораторы. Генераторы
8
 
Лямбда-функции Рекурсия. Декораторы. Генераторы
10
 
Библиотеки для получения и обработки данных
16
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы программирования в ИС» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Основы программирования в ИС».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы программирования в ИС».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы программирования в ИС».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Базовые конструкции Python
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
2
Коллекции и работа с памятью
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
3
Функции и их особенности в Python
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
4
Объектно-ориентированное программирование
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
Библиотеки для получения и обработки данных
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Основы программирования в ИС»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.1:Понимает основы математики, физики, вычислительной техники и программирования
Высшая математика
x
x
Технологии программирования
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Электроника
x
ОПК-5.1:Использует современные технологии программирования, тестирования и документирования программных комплексов ИС
Технологии программирования
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ОПК-5.3:Применяет методики инсталляции программного 
Информационные системы
x
Программно-аппаратная защита информации
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
обеспечения, методики установки и тестирования аппаратного обеспечения для интеллектуальных, информационных и автоматизированных систем
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
ОПК-6.1:Использует методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий
Ознакомительная практика
x
Системы искусственного интеллекта
x
Технологии облачных вычислений
x
Технологии программирования
x
x
ОПК-6.2:Применяет методы алгоритмизации, языки и технологии программирования при решении профессиональных задач в области информационных систем и технологий
Ознакомительная практика
x
Системы искусственного интеллекта
x
Технологии облачных вычислений
x
Технологии программирования
x
x
ОПК-6.3:Применяет методы программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач
Ознакомительная практика
x
Технологии программирования
x
x
ОПК-7.2:Выбирает программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
Архитектура информационных систем
x
Методы и средства проектирования информационных систем
x
Преддипломная практика
x
Технологии программирования
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Основы программирования в ИС» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы программирования в ИС» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-

 
няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Задачи
10
 
КТ 2
Задачи
10
 
КТ 3
Задачи
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Задачи
10
10 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний; работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; 8 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний; работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности и при наличии не более двух неточностей; 7 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами; 6 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет содержит не более одной ошибки и (или) не более двух недочетов; 4баллов - задачи решены с задержкой, письменный отчет с недочетами; работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; 3 балла - работа выполнена не полностью (40 -50 %), либо письменный отчет содержит не более четырех ошибок и (или) не более восьми неточностей; 2 балла - задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок; объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 1 балл - работа выполнена на 20 - 30 %, либо в каждой задаче есть грубейшие ошибки; 0 баллов - задачи не решены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 2
Задачи
10
10 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний; работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; 8 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний; работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности и при наличии не более двух неточностей; 7 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами; 6 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет содержит не более одной ошибки и (или) не более двух недочетов; 4баллов - задачи решены с задержкой, письменный отчет с недочетами; работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; 3 балла - работа выполнена не полностью (40 -50 %), либо письменный отчет содержит не более четырех ошибок и (или) не более восьми неточностей; 2 балла - задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок; объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 1 балл - работа выполнена на 20 - 30 %, либо в каждой задаче есть грубейшие ошибки; 0 баллов - задачи не решены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 3
Задачи
10
10 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний; работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; 8 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний; работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности и при наличии не более двух неточностей; 7 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами; 6 баллов - задачи решены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет содержит не более одной ошибки и (или) не более двух недочетов; 4баллов - задачи решены с задержкой, письменный отчет с недочетами; работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; 3 балла - работа выполнена не полностью (40 -50 %), либо письменный отчет содержит не более четырех ошибок и (или) не более восьми неточностей; 2 балла - задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок; объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 1 балл - работа выполнена на 20 - 30 %, либо в каждой задаче есть грубейшие ошибки; 0 баллов - задачи не решены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Критерии оценки ответа на экзамене
 
Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы программирования в ИС»
1. Язык программирования Python: описание и философия.

2. Исходный код на языке Python: кодировка, физические и логические строки, блоки кода

3. Выражения в языке Python.

4. Идентификаторы, пространства имен и области видимости

5. Управляющие конструкции: операторы выбора и цикла.

6. Обработка исключений

7. Функции в языке Python. Лямбда-выражения.

8. Встроенные типы: целочисленный, вещественный, комплексный, логический

9. Последовательности. Кортежи.

10. Последовательности. Списки. Срезы.

11. Последовательности. Словари.

12. Множества и операции над ними

13. Файлы и операции над ними

14. Стиль программирования: описание и назначение.

15. Модули и пакеты

16. Обзор стандартной библиотеки. Модуль sys

17. Обзор стандартной библиотеки. Модуль copy

18. Обзор стандартной библиотеки. Модуль os

19. Обзор стандартной библиотеки. Модуль math

20. Обзор стандартной библиотеки. Модуль random

 
21. Функции преобразования типов

22. Функции ввода-вывода

23. Функциональное программирование: определение и основные элементы

24. Виды параметров функций в Python'е. Параметры по умолчанию

25. Функции как параметры и как результат

26. Декораторы

27. Функции для обработки последовательностей: range, xrange, map, filter

28. Функции для обработки последовательностей: sum, reduce zip

29. Списковые включения

30. Генераторы

31. Генераторные выражения

32. Итераторы. Функции iter, enumerate, sorted.

33. Модуль itertools. Функции itertools.chain, itertools.repeat, itertools.count.

34. Объектно-ориентированное программирование в Python. Объявление класса

35. Объектно-ориентированное программирование в Python: атрибуты, свойства, сокрытие

данных

1. Язык программирования Python: описание и философия.

2. Исходный код на языке Python: кодировка, физические и логические строки, блоки кода

3. Выражения в языке Python.

4. Идентификаторы, пространства имен и области видимости

5. Управляющие конструкции: операторы выбора и цикла.

6. Обработка исключений

7. Функции в языке Python. Лямбда-выражения.

8. Встроенные типы: целочисленный, вещественный, комплексный, логический

9. Последовательности. Кортежи.

10. Последовательности. Списки. Срезы.

11. Последовательности. Словари.

12. Множества и операции над ними

13. Файлы и операции над ними

14. Стиль программирования: описание и назначение.

15. Модули и пакеты

16. Обзор стандартной библиотеки. Модуль sys

17. Обзор стандартной библиотеки. Модуль copy

18. Обзор стандартной библиотеки. Модуль os

19. Обзор стандартной библиотеки. Модуль math

20. Обзор стандартной библиотеки. Модуль random

21. Функции преобразования типов

22. Функции ввода-вывода

23. Функциональное программирование: определение и основные элементы

24. Виды параметров функций в Python'е. Параметры по умолчанию

25. Функции как параметры и как результат

26. Декораторы

27. Функции для обработки последовательностей: range, xrange, map, filter

28. Функции для обработки последовательностей: sum, reduce zip

29. Списковые включения

30. Генераторы

31. Генераторные выражения

32. Итераторы. Функции iter, enumerate, sorted.

33. Модуль itertools. Функции itertools.chain, itertools.repeat, itertools.count.

34. Объектно-ориентированное программирование в Python. Объявление класса

35. Объектно-ориентированное программирование в Python: атрибуты, свойства, сокрытие

данных

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Бабушкина И. А., Окулов С. М. Практикум по объектно-ориентированному программированию [Электронный ресурс]:. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 369 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/135561 
 
Л1.2 Дадян Э. Г. Проектирование современных баз данных [Электронный ресурс]:учеб.-метод. пособие; ВО - Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2017. - 120 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=959294 
 
дополнительная
 
Л2.1 Сакулин С. А. Основы интернет-технологий: HTML, CSS, JavaScript, XML [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. - 112 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103525 
 
Л2.2 Гуриков С. Р. Интернет-технологии [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 174 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=391737 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Никитина Т. П., Королев Л. В. Программирование. Основы Python для инженеров [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 156 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/302720 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Python : официальный сайт. – URL: https://www.python.org/  (дата обращения: 29.08.2023). 
https://www.python.org/ 
1
 
NumPy : официальный сайт. – URL: https://numpy.org/  (дата обращения: 29.08.2023).
https://numpy.org/
2
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекционные занятия

Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.

Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях –  внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, рефератов, решение контекстных задач).

Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами.  Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков

 
не должно быть более 10–15.  Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).

Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции.  Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.

Лабораторные занятия

Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

Являясь частью образовательного процесса, лабораторные занятия преследует ряд основополагающих задач:  

- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;

- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);

- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;

- формирование установок на творчество;

- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;

- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;

- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.

Рекомендации по подготовке к зачету

Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.

Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.

Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:

1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);

2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию). 

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-160
Специализированная мебель на 180 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., проектор Panasonic EX620 X6A – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., мониторы - 3 шт., плазменная панель - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

422/НК

Оснащение: специализированная мебель на 38 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Philips 23",  Клавиатура + мышь - 25шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 423/НК
423/НК
Оснащение: специализированная мебель на 56 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
 
3. Учебная аудитория № 213/НК библиотека
213/НК библиотека
Специализированная мебель на 35 посадочных мест, дисплей - 1 шт., принтер ч/б - 2 шт., МФУ ч/б - 2 шт., сканер - 2 шт., открытый доступ к фонду справочной, краеведческой литературы, Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ к российским и международным ресурсам и базам данных, доступ к электронно-библиотечным системам,  доступ в электронную информационно-образовательную среду университета. Открытый доступ к фонду  справочной и краеведческой литературы.
4. Учебная аудитория № 214/НК библиотека
214/НК библиотека
Специализированная мебель на 130 посадочных мест, персональные компьютеры, моноблоки – 80 шт., копир А3 - 3, принтер матричный - 2, МФУ ч/б – 7 шт., МФУ цветной – 2 шт., принтер ч/б – 8 шт., принтер цветн. - 2 шт., сканер – 2 шт., сканеры штрих-кода - 5, наушники - 10 шт., Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ к российским и международным ресурсам и базам данных, доступ к электронно-библиотечным системам,  доступ в электронную информационно-образовательную среду университета. Открытый доступ к фонду учебной, научной и художественной литературы.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

422/НК

Оснащение: специализированная мебель на 38 посадочных мест, стол преподавателя – 1 шт., Sharp 70" Информационный ЖК-дисплей – 1 шт., АРМ на основе Intel Core i3 , Монитор Philips 23",  Клавиатура + мышь - 25шт.,  магнитно-маркерная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Основы программирования в ИС»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.т.н. Литвин Дмитрий Борисович
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаев Дмитрий Валерьевич
 
_______________________ доцент , к.т.н. Трошков Александр Михайлович
 
Рабочая программа дисциплины «Основы программирования в ИС» рассмотрена на заседании Кафедра информационных систем протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров А.Н.
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Основы программирования в ИС» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии