УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
знать критический анализ и синтез информации, применять системный подход
для решения поставленных задач
умеет
уметь осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,
применять системный подход для решения поставленных задач
владеет навыками
использует знания фундаментальных разделов наук о Земле в области экологии и
природопользования
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Атмосферные аэрозоли. Роль аэрозолей в атмосферных процессах. Проблемы «парникового эффекта», «аэрозольного эффекта», «озонной дыры». Изменение состава воздуха с высотой. Ионы в атмосфере. Принципы деления атмосферы на слои. Вертикальное строение атмосферы.
Молекулярное рассеяние (теория Релея). Аэрозольное рассеяние (теория Ми). Явления, связанные с рассеянием радиации. Коротковолновая радиация: прямая солнечная радиация; рассеянная; суммарная радиация. Отраженная радиация: альбедо естественных подстилающих поверхностей; альбедо облаков; планетарное альбедо.
Длинноволновое излучение: излучение земной поверхности; излучение атмосферы; эффективное излучение.
Радиационный баланс: радиационный баланс земной поверхности; радиационный баланс атмосферы и системы
«Земля – атмосфера».
температуры воздуха.
Испарение и испаряемость. Зонально-региональное распределение.
воздухе.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Лабораторное занятие. Определение давления воздуха при помощи чашечного барометра Контрольная работа №1
Лабораторное занятие. Измерение рассеянной радиации (дискуссия).
Контрольная работа №2
Лабораторное занятие. Измерение температуры почвы (дискуссия).
Контрольная работа №3
Лабораторное занятие. Измерение
Контрольная работа №4
(дискуссия).
Лабораторное занятие. Определение плотности снега и запасов воды
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Учение об атмосфере».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Учение об атмосфере».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Учение об атмосфере».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и
Промежуточная аттестация по дисциплине «Учение об атмосфере» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Задание № 1
Сколько основных слоев в атмосфере?
1. пять
2. семь
Ответ: пять
Задание №2
Расставьте по порядку слои атмосферы
1: стратосфера
2: мезосфера
3: термосфера
4: экзосфера
5: тропосфера
Ответ: 5,1,2,3,4
Задание №3
Укажите озон это:
1. кислород
2. трехатомный кислород
3. углекислота
Ответ: 2
Задание №4
Почему озон - защитный слой земли
-: поглощает ультрафиолетовую радиацию
-: поглощает инфракрасные лучи
-: поглощает азот
Ответ: поглощает ультрафиолетовую радиацию
Задание №5
Укажите еденицы измерения атмосферного давления
1. мм рт ст
2. мб
3. Па
4. все выше перечисленные
Ответ: все выше перечисленные
Задание №6
Укажите приборы измерения атмосферного давления
1. Барограф
2. Барометр-анероид
3. Гигрограф
Ответ: 1,2
Задание №7
1. Суммарная радиация
2. Эффективное излучение земли
3. Рассеяная
4. Отраженная
Ответ: Эффективное излучение земли
Задание №8
Что измеряется балансомером?
-: суммарная радиация
-: эффективное излучение Земли
-: прямая солнечная радиация
Ответ: эффективное излучение Земли
Задание №9
Укажите длину волны солнечного спектра, называемая ФАР
1. 0,20-0,40 мкм
2. 0,38-0,72 мкм
3. 0,76-3 мкм
Ответ: 0,38-0,72 мкм
Задание №10
Выберите правильный ответ:
С повышением температуры почвы процессы усвоения питательных веществ растениями
-: уменьшаются
-: увеличиваются
-: не изменяются
Ответ: увеличиваются
Задание №11
Выберите правильный ответ:
От чего зависит глубина промерзания почвы
1. От температур воздуха
2. От тепловых свойств почвы
3. От высоты снега
4. Все выше перечисленные
Ответ: Все выше перечисленные
Задание №12
Выберите правильный ответ:
Коленчатые термометры Савинова измеряют температуру почвы на глубине
1. 5-10 см
2. 5-10-15-20 см
Ответ: 5-10-15-20 см
Задание №13
Выберите правильный ответ
Еденицы измерения упругости водяного пара
-: мм.рт.ст.
-: мбар
-: Па
Ответ: 1,2
Задание №14
Выберите правильный ответ:
Относительная влажность воздуха увеличивается с понижением температуры
-: да
-: нет
-: не изменяется
Ответ: да
Задание №15
Укажите что такое непродуктивные осадки
-: сумма осадков менее 5 мм
-: сумма осадков 0,1мм
Ответ: сумма осадков менее 5 мм
Задание №16
Укажите чем измеряются жидкие осадки
1. Осадкомером Третьякова
2. Плювиографом
3. Дождемером Давитая
4. Всеми выше перечисленными
Ответ: Всеми выше перечисленными
Задание №17
Как измерить количество твердых осадков осадкомером Третьякова
1. Растопить до жидкого состояния (при комнатной температуре)
2. Пересыпать в осадкомерный стакан
3. Измерить высоту снега в осадкомерном ведре
Ответ: Растопить до жидкого состояния (при комнатной температуре)
Задание №18
Укажите цену деления осадкомерного стакана
-: 0,1 мм
-: 0,2 мм
-: 0,5 мм
Ответ: 0,1 мм
Задание №19
Укажите на какой высоте от поверхности земли располагается приемная поверхность осадкомерного ведра
-: 1 м
-: 2 м
-: 5 м
Ответ: 2 м
Задание №20
Выберите правильный ответ:
Что показывает горизонтальная линия плювиографа
-: моросящие осадки
-: нет дождя
-: твердые осадки
Ответ: нет дождя
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Укажите для чего нужно знать плотность снежного покрова
1. Расчитать количество осадков
2. Рассчитать запас воды в снеге
Ответ: рассчитать запас воды в снеге
Задание №2
Выберите правильный ответ роза ветров это _______________________________
-: график повторяемости направлений ветра
-: график показания самого слабого ветра
Ответ: график повторяемости направлений ветра
Задание №3
Уточните:
Наука о связи метеорологических, климатических, гидрологических условий с объектами сельскохозяйственного производства это: ____________________________________
-: метеорология
-: климатология
-: агрометеорология
Ответ: агрометеорология
Задание №4
Назовите совокупность всех состояний атмосферы на протяжении нескольких десятилетий, столетий это – ________________________________________
-: климат
-: микроклимат
-: фитоклимат
Ответ: климат
Задание №5
Укажите какие показатели не относятся к агрометеоролическим?
-: запасы влаги в почве
-: суммы температур
-: ГТК
-: условия перезимовки
-: сорта сельскохозяйственных культур
Ответ: сорта сельскохозяйственных культур
Задание №6
Укажите задачи не входят в изучение агрометеорологии?
-: изучение биологических особенностей растений
-: разработка количественной оценки влияния метеорологических факторов на состояние растений
-: составление агрометеорологических прогнозов состояния и урожайности сельскохозяйственных культур
Ответ: изучение биологических особенностей растений
Задание №7
Из приведенного списка выберите верный ответ:
Сильные заморозки — это понижение температуры до ____________________
-: - 1,0 0 С
-: - 5, 0 0 С
Ответ: - 5, 0 0 С
Задание №8
Из приведенного списка выберите верный ответ:
Условия выпревания озимых культур это ______________________________________
-: повышенная влажность
-: высокие температуры
-: мощный снежный покров на фоне положительных температур на почве
Ответ: мощный снежный покров на фоне положительных температур на почве
Задание №9
Из приведенного списка выберите верный ответ:
Когда составляется прогноз запасов влаги в почве на весну?
-: осенью
-: зимой
-: 1 января
-: февраль
Ответ: февраль
Задание №11
Выберите правильный ответ:
Заблаговременость прогнозов урожайности сельхоз культур составляется за - _______
-: за 10дней
-: за 2-3 месяца
-: за год
Ответ: за 2-3 месяца
Задание №12
Суммы каких температур воздуха используются в фенологических прогнозах?
-: отрицательных
-: положительных
-: эффективных
Ответ: эффективных
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Задание № 2
Дескрипторы
Назовите основные агрометеорологические показатели для прогноза перезимовки зимующих культур
Дескрипторы соответствия
1. Минимальные температуры за зиму
2. Состояние растений осенью
3. Все выше перечисленное
Соответствие: Все выше перечисленное
Задание № 3
Дескрипторы:
Из приведённого списка выберите верные суждения:
Укажите высоту образования серебристых облаков
Дескрипторы соответствия:
-: 60 км
-: 80-85 км
-: более 85 км
Соответствие: 80-85 км
Задание № 4
Дескрипторы:
Из приведённого списка выберите верные суждения:
С высотой атмосферное давление __________________
Дескрипторы соответствия:
-: увеличивается
-: уменьшается
Соответствие: уменьшается
Задание №5
Дистракторы:
Область повышенного атмосферного давления в центре, а к периферии оно понижается, это - _______________________________________________
Дистракторы соответствия:
1.Антициклон
2.Циклон
Соответствие: антициклон
Задание №7
Дескриптор:
Прибор для измерения продолжительности солнечного сияния - это ...
Дистракторы соответствия:
1. Гелиограф
2. Плювиограф
Правильный ответ: Гелиограф
Задание №8
Дескриптор:
Выберите правильный ответ - какие виды солнечной радиации не измеряются пиранометром?
Дистракторы соответствия:
2. Эффективное излучение земли
Соответствие: Эффективное излучение земли
Задание №9
Дескриптор:
Используя полученные знания определите ФАР это –
Дистракторы соответствия:
1. Фотосинтетически активная радиация
2. Сумма солнечной радиации
Соответствие: Фотосинтетически активная радиация
Задание №10
Дескрипторы:
Среднегодовая температура воздуха в Ставрополе ___________
Дескрипторы соответствия:
1. Положительная
2. Отрицательная
Соответствие: Положительная
Задание №11
Дескрипторы:
Температура воздуха, при которой водяной пар достигает насыщения это _____________
Дескрипторы соответствия:
1. Температура кипения
2. Точка росы
Соответствие: Точка росы
Задание №14
Дескрипторы:
К какому ярусу относятся восоко-кучевые и высоко-слоистые облака
Дескрипторы соответствия:
1. Облака верхнего яруса
2. Облака среднего яруса
3.Облака вертикального развития
Соответствие: Облака среднего яруса
Задание №15
Дескрипторы:
Используя полученные знания выберите правильный ответ - 1 мм осадков это
Дескрипторы соответствия:
1. 1 тонна воды на 1 га
2. 10 тонн воды на 1 га
Соответствие: 10 тонн воды на 1 га
Задание №16
Дескрипторы:
Метеорологическое явление с низкой относительной влажностью воздуха, ветром и высокими температурами это –
Дескрипторы соответствия:
1. Ливень
2. Град
3. Суховей
Соответствие: Суховей
Задание №17
Дескрипторы:
Какие заморозки возникают при поступлении холодной воздушной массы:
Дескрипторы соответствия:
1. Радиационные
2. Адвективные
Соответствие: Адвективные
Задание №18
Дескрипторы:
Какого неблагоприятного явления в летний период года не бывает?
Дескрипторы соответствия:
1.Засуха
2.Суховей
3.Выпревание
Соответствие: Выпревание
Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)
Задание № 1
Применяя полученные знания дайте правильные ответ -
влажность почвы выражается в
1. %
2. мм
3. Все выше перечисленные
Ответ: Все выше перечисленные
Задание №3
Укажите, что не относится к метеорологическим элементам
1. Солнечная радиация
2. Ветер
3. Грунтовые воды
4. Облачность
Ответ: Грунтовые воды
Задание №4
Пользуясь знаниями выберите правильный ответ:
Для чего используются психрометрические таблицы?
1. Определение температур воздуха
2. Определение характеристик влажности воздуха
Ответ: Определение характеристик влажности воздуха
Задание №5
Применяя полученные знания выберите правильный ответ:
по классификации Л.С. Берга различают
- 10 климатических зон
- 12 климатических зон
Ответ: 12 климатических зон
Задание №6
Применяя полученные знания выберите правильный ответ:
Движение воздушных потоков воздуха по часовой стрелке называют -
1. Циклоном
2. Антициклоном
3. Муссоном
4. Бризом
Ответ: Антициклоном
Задание №7
Используя полученные знания укажите правильный ответ:
Движение воздушных потоков воздуха против часовой стрелки называют -
1. Антициклоном
2. Муссоном
3. Циклоном
Ответ: Циклоном
Используя полученные знания укажите местные ветры
1. Муссоны
2. Антициклоны
3. Бризы
Ответ: Бризы
Задание №9
Используя полученные знания укажите ветры меняющие свое направление 2 раза в год
1.Горно-долинные
2.Бризы
3. Муссоны
Ответ: Муссоны
Задание №10
Используя полученные знания определите:
Гидротермический показатель — это совокупность _____________ метеофакторов
1.Двух метеофакторов
2.Трех метеофакторов
3.Четырех метеофакторов
Ответ: Двух метеофакторов
Задание №11
Используя полученные знания определите:
Спектральный состав солнечной радиации — это части спектра _________________
1.Ультрафиолетовая, видимая, инфракрасная
2. Ультрафиолетовая, видимая, световая
3.Световая, солнечная, инфракрасная
Ответ: Ультрафиолетовая, видимая, инфракрасная
Задание №12
Используя полученные знания определите:
Непрерывно меняющееся состояние атмосферы называют - _________________________
1.Солнечная радиация
2. Атмосферная циркуляция
3.Погода
Ответ: Погода
Задание №13
Используя полученные знания определите:
Что относится к основным видам атмосферных загрязнителей?
1.Природные (естественные) загрязнители
2.Антропогенные загрязнители
3.Все выше перечисленные загрязнители
Ответ: Все выше перечисленные загрязнители
Задание №14
Используя полученные знания определите:
Что относится к основным видам антропогенных загрязнителей?
1.Локальные загрязнители
2.Глобальные загрязнители
3. Все выше перечисленные загрязнители
Ответ: Все выше перечисленные загрязнители
Задание №15
Используя полученные знания определите:
Что относится к основным показателям загрязнения воздуха атмосферы?
1.Механическое загрязнение
2.Физическое загрязнение
3.Биологические загрязнение
4. Все выше перечисленные загрязнения
Ответ: Все выше перечисленные загрязнения
Задание №16
Что относится к механическим загрязнителям атмосферы?
1. Тепловые, световые, шумовые, электромагнитные, радиоактивные вещества
2.Разрушение озонового слоя, которое вызывается работой установок на фреоне, аэрозолях, разложением азотных удобрений, выбросами оксидов азота при полете самолетов и ядерных взрывов
3.Сжигание топлива и в процессе производства строительных материалов
Ответ: Сжигание топлива и в процессе производства строительных материалов
Задание №17
Используя полученные знания определите:
Что относится к биологическим загрязнителям атмосферы?
1. Разрушение озонового слоя, которое вызывается работой установок на фреоне, аэрозолях, разложением азотных удобрений, выбросами оксидов азота при полете самолетов и ядерных взрывов
2. Размножение микроорганизмов и антропогенной деятельностью
3. Тепловые, световые, шумовые, электромагнитные, радиоактивные вещества
Ответ: Размножение микроорганизмов и антропогенной деятельностью
Задание №18
Используя полученные знания определите:
Что относится к физическим загрязнителям атмосферы?
1. Размножение микроорганизмов и антропогенной деятельностью
2. Тепловые, световые, шумовые, электромагнитные, радиоактивные вещества
3. Сжигание топлива и в процессе производства строительных материалов
Ответ: Тепловые, световые, шумовые, электромагнитные, радиоактивные вещества
Задание №19
Используя полученные знания назовите основные загрязнители атмосферы, вызывающие изменение климата
1.Непосредственное воздействие на состояние атмосферы, связанное с изменением температуры и влажности почвы
2.Изменение физических и химических свойств атмосферы
3.Изменение состояния и свойств верхних слоев атмосферы, озонового экрана под действием фенолов и оксида азота, а также появление аэрозоля в атмосфере
4.Изменение отражательной способности Земли, влияющее на взаимодействие элементов климатической системы, что отражается на состояние человека, а также на формирование продуктивности сельскохозяйственных культур.
5. Все выше перечисленные
Ответ: Все выше перечисленные
Задание №20
Используя полученные знания назовите дайте правильное определение:
ПДК, это - ____________________________________________________________________
1.Разрешаемое к выбросу от данного источника, предельное количество вредного вещества, которое не создает приземную концентрацию, опасную для людей, животного и растительного мира
2.Максимальная концентрация примесей в атмосфере, отнесенное к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, а также на окружающую среду
Ответ: 2
Задание №20
Используя полученные знания назовите дайте правильное определение:
ПДВ, это - ____________________________________________________________________
1. Максимальная концентрация примесей в атмосфере, отнесенное к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни
2. Разрешаемое к выбросу от данного источника, предельное количество вредного вещества, которое не создает приземную концентрацию, опасную для людей, животного и растительного мира
Ответ: 2
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить лабораторные задания, самостоятельно подготовить реферат и доклад.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.