УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
системного управленческого мышления, творческого подхода к управлению сложными изменениями
с использованием методов проектного управления; формирование знаний и умений использования
современного инструментария и цифровых технологий по обработке больших данных,
маркетинговому анализу при управлении проектами в своей профессиональной деятельности;
развитие у магистрантов способностей к организации командной работы над проектом с
использованием доски Trello, планирования проекта в программе LibroProject.
Методологические основы разработки программного обеспечения
умеет
Разбираться в нормативно технических документах (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
владеет навыками
Навыком применения методов управления проектами разработки программного обеспечения
Многообразие средств разработки программных средств и проектов
умеет
Оценивать сложность проектов и планировать ресурсы
владеет навыками
Навыком Контроля сроков выполнения и оценивать качество полученного результата
Основные методы разработки технического задания, составления планов и распределения задач
умеет
Проводить тестирования и оценки качества программных средств
владеет навыками
Навыком осуществления проводить тестирования и
оценки качества программных средств
Правила постановки проблемы, выделяя ее базовые составляющие
умеет
Осуществлять поиск информации при анализе проблемы
владеет навыками
Навыком разработки стратегии действий на основе проведенного анализа проблемной ситуации
Альтернативные варианты решения поставленной проблемной ситуации на основе источников информации
умеет
Определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке
владеет навыками
Навыком решения проблемных ситуаций на основе системного подхода
Основы разработки проекта в рамках обозначенной проблемы
умеет
Формулировать цель, задачи, обосновать актуальность, значимость проекта
владеет навыками
Навыками определения связи между поставленными
задачами и ожидаемыми результатами их
решения
Правила организации и координации работы участников проекта
умеет
Преодолевать возникающие разногласия и конфликты, обеспечивать работу команды необходимыми ресурсами
владеет навыками
Навыками управления проектом на всех этапах его жизненного цикла
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Управление проектами».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Управление проектами».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Управление проектами».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (реферат,кейс-задача).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Управление проектами» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Отличительные особенности проектного управления.
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
В ходе реализации проекта потребность в ресурсе составляет 900 изделий. Затраты на
хранение единицы ресурса составляют 11,25 тыс. руб., а затраты на поставку – 50 тыс. руб.
Определите размер оптимального заказа, а также точку заказа и средний объем поддерживаемого
запаса.
Кейс-задача (оценка навыков):
Расставьте действия, которые необходимо осуществить на фазе завершения проекта, в
последовательности их выполнения, заполнив таблицу:
а) документирование достижения;
б) завершить выпуск откорректированного комплекта документов;
в) составить инструкции по использованию результатов проекта, выпустить паспорта
на технические объекты;
г) переместить оборудование и материалы;
д) расформировать команду проекта;
е) протестировать результаты проекта;
ж) передать заказчику по акту результаты проекта;
з) обучить персонал заказчика работе с результатами проекта;
и) суммировать основные проблемы, возникшие при реализации проекта;
к) освободить производственные мощности;
л) объявить об окончании проекта;
м) написать отчеты по работе всех участников проекта.
Контрольная точка № 2 (темы 4-6)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Практико-ориентированное задание (оценка умений)
Проектная потребность в ресурсе составляет 1500 единиц, стоимость подачи заказа 150
рублей/заказ, издержки хранения одной единицы = 45 рублей/год, время доставки 6 дней. Найдите
оптимальный размер заказа, издержки, уровень повторного заказа, если срок реализации проекта
составляет 150 дней.
Кейс-задача (оценка навыков)
Кейс «Транскаспийский газопровод – новый маршрут к экспортным рынкам» Отсутствие
выхода к морю является большой проблемой для Туркменистана, поскольку делает невозможным
экспорт газа за рубеж. Транскаспийский газопровод (TCGP) откроет прямой выход в Турцию и на
Запад через Азербайджан, в то время как сегодня поставки из этого региона должны осуществляться
через Россию и Иран. Цель проекта Транскаспийского газопровода – способствовать созданию в
каспийском регионе новой системы транспортировки газа. Газопровод станет элементом,
увеличивающим многообразие источников и маршрутов для экспорта каспийского газа в Турцию и
Европу. Президенты четырех государств – участники проекта (Грузия, Азербайджан, Туркменистан
и Турция) подписали декларацию в поддержку проекта. Осуществляет эту поддержку Правительство
США. В реализации проекта принимают участие международные корпорации – в частности, Shell и
PST International. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов.
Вопросы для анализа
1. К какому типу проектов относится данный проект?
2. Какие факторы подтверждают ваше предположение?
Контрольная точка № 3 (темы 7-10)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Оценка экономической эффективности проекта: общие подходы.
Практико-ориентированное задание (оценка умений)
Для реализации промоушн-проекта необходимо 3000 образцов продукции. Затраты на
хранение одного образца составляют 10 руб. В наличии имеется 1000 образцов. Ожидаемый срок
расходования запаса составляет 25 дней, а срок реализации проекта – 75 дней. Определите
оптимальный размер заказа, пороговый запас и количество поставок, необходимое для реализации
проекта, если известно, что время поставки составляет 4 дня, а возможная задержка – 1 день. При
этом затраты на поставку одного образца составляют 23 руб.
Кейс-задача (оценка навыков)
Кейс «Создание и выпуск новой продукции» Известная фирма, специализирующаяся на
производстве современных электронных бытовых приборов, планирует выпуск новой продукции. На
производственном совещании обсуждается концепция бытового прибора нового поколения. Отрывок
из протокола этого совещания представлен ниже: Руководитель Отдела разработок: «Основное
преимущество, которое можно использовать нам перед конкурентами, состоит в высоком уровне
наших технологий. Мы должны создать шедевр технологического искусства, последнее
техники». Вице-президент по производству: «Боюсь, что такое чудо техники будет просто не
рентабельно с точки зрения производства. Можно разработать и создать великолепный опытный
образец, для производства которого потребуется полностью переоборудовать наши
производственные линии, закупить дорогостоящие материалы. Мое мнение, что эпоха
средневековых мастеров, создателей уникальных образцов техники и искусства, далеко в прошлом.
Больше прагматизма, господа.» Вице-президент по маркетингу: «Мы должны создавать продукцию
с прицелом на конкретного потребителя. Только он может точно сказать, что ему нужно, а что не
нужно. Наш потребитель вряд ли будет в основной массе своей способен оценить высокий уровень
технологического мастерства наших изобретателей, если продукция не будет удовлетворять его
конкретные требования. Потребителю также безразлично, с помощью каких производственных
линий мы сможем произвести то, что ему нужно. Рынок будет последним судьей наших решений,
так уж луче сразу приготовиться к его текущим настроениям».
Вопросы для анализа
1. В чем суть противоречия между различными участниками проекта создания и выпуска
новой продукции?
2. Чья точка зрения, по-вашему, является приоритетно приемлемой и почему?
3. Каким образом можно устранить назревающий конфликт между участниками проекта?
4. Кого из участников совещания вы бы назначили на должность Руководителя проекта?
Почему?
1. Понятие и классификация ограничений проекта.
2. Жизненный цикл экономического проекта.
3. Жизненный цикл организационного проекта.
4. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
5. Жизненный цикл социального проекта.
6. Командные и функциональные роли.
7. Общие требования к проектной команде и формализация ее деятельности.
8. Типы руководителей проекта и способы руководства.
9. Особенности мотивации участников проектной деятельности.
10. Формирование авторитета руководителя, способы его повышения. Действия, подрывающие
авторитет.
11. Влияние на членов команды и манипулирование.
12. Способы сплочения команды.
13. Области эффективного применения различных организационных структур в проектном
управлении.
14. Организационные формы проектов, применяемые в различных отраслях хозяйственной
деятельности организаций.
15. Должностная инструкция руководителя проекта: содержание и основное назначение.
16. Необходимость командной работы при осуществлении проекта.
17. Ролевые обязательства при планировании проекта.
18. Особенности целеполагания проекта.
19. Формирование стратегии реализации проекта.
20. Отбор стратегии реализации проекта.
21. Предпроектная подготовка и определение предметной области проекта.
23. Основные подходы к управлению стоимостью проекта.
24. Методика разработки дерева ресурсов.
25. Методы контроля стоимости проекта: содержание и области эффективного применения.
26. Взаимосвязь управления реализацией проекта и контроля.
27. Инструментарий контроля: области эффективного применения.
28. Оценка эффективности контрольных мероприятий.
29. Понятие и структура отчетности проекта. Теоретические и методологические подходы к
составлению отчетов.
30. Формулирование цели, задач и результатов стадии завершения проекта.
31. Порядок подготовки архива ключевых результатов проекта.
32. Порядок и методики проведения анализа результатов проекта.
33. Основные причины неудачных проектов, анализ неудач.
34. Особенности проведения деловых совещаний в проектном управлении.
35. Особенности проведения деловых переговоров с иностранными партнерами.
36. Требования к эффективной организации стационарного проектного офиса и их реализации.
37. Виртуальный проектный офис: преимущества и недостатки.
38. Ключевые шаги при формирования общей идеологии проектного управления и его внедрения в
текущую деятельность организации.
39. Особенности обучения проектному управлению.
40. Разработка стандарта по управлению проектами.
41. Актуальные проблемы внедрения проектного управления в организацию.
Контрольная точка № 1 (темы 1-3)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Отличительные особенности проектного управления.
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
В ходе реализации проекта потребность в ресурсе составляет 900 изделий. Затраты на
хранение единицы ресурса составляют 11,25 тыс. руб., а затраты на поставку – 50 тыс. руб.
Определите размер оптимального заказа, а также точку заказа и средний объем поддерживаемого
запаса.
Кейс-задача (оценка навыков):
Расставьте действия, которые необходимо осуществить на фазе завершения проекта, в
последовательности их выполнения, заполнив таблицу:
а) документирование достижения;
б) завершить выпуск откорректированного комплекта документов;
в) составить инструкции по использованию результатов проекта, выпустить паспорта
на технические объекты;
г) переместить оборудование и материалы;
д) расформировать команду проекта;
е) протестировать результаты проекта;
ж) передать заказчику по акту результаты проекта;
з) обучить персонал заказчика работе с результатами проекта;
и) суммировать основные проблемы, возникшие при реализации проекта;
к) освободить производственные мощности;
л) объявить об окончании проекта;
м) написать отчеты по работе всех участников проекта.
Контрольная точка № 2 (темы 4-6)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Мотивация персонала в проекте .
Практико-ориентированное задание (оценка умений)
Проектная потребность в ресурсе составляет 1500 единиц, стоимость подачи заказа 150
рублей/заказ, издержки хранения одной единицы = 45 рублей/год, время доставки 6 дней.
оптимальный размер заказа, издержки, уровень повторного заказа, если срок реализации проекта
составляет 150 дней.
Кейс-задача (оценка навыков)
Кейс «Транскаспийский газопровод – новый маршрут к экспортным рынкам» Отсутствие
выхода к морю является большой проблемой для Туркменистана, поскольку делает невозможным
экспорт газа за рубеж. Транскаспийский газопровод (TCGP) откроет прямой выход в Турцию и на
Запад через Азербайджан, в то время как сегодня поставки из этого региона должны осуществляться
через Россию и Иран. Цель проекта Транскаспийского газопровода – способствовать созданию в
каспийском регионе новой системы транспортировки газа. Газопровод станет элементом,
увеличивающим многообразие источников и маршрутов для экспорта каспийского газа в Турцию и
Европу. Президенты четырех государств – участники проекта (Грузия, Азербайджан, Туркменистан
и Турция) подписали декларацию в поддержку проекта. Осуществляет эту поддержку Правительство
США. В реализации проекта принимают участие международные корпорации – в частности, Shell и
PST International. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов.
Вопросы для анализа
1. К какому типу проектов относится данный проект?
2. Какие факторы подтверждают ваше предположение?
Контрольная точка № 3 (темы 7-10)
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Оценка экономической эффективности проекта: общие подходы.
Практико-ориентированное задание (оценка умений)
Для реализации промоушн-проекта необходимо 3000 образцов продукции. Затраты на
хранение одного образца составляют 10 руб. В наличии имеется 1000 образцов. Ожидаемый срок
расходования запаса составляет 25 дней, а срок реализации проекта – 75 дней. Определите
оптимальный размер заказа, пороговый запас и количество поставок, необходимое для реализации
проекта, если известно, что время поставки составляет 4 дня, а возможная задержка – 1 день. При
этом затраты на поставку одного образца составляют 23 руб.
Кейс-задача (оценка навыков)
Кейс «Создание и выпуск новой продукции» Известная фирма, специализирующаяся на
производстве современных электронных бытовых приборов, планирует выпуск новой продукции. На
производственном совещании обсуждается концепция бытового прибора нового поколения. Отрывок
из протокола этого совещания представлен ниже: Руководитель Отдела разработок: «Основное
преимущество, которое можно использовать нам перед конкурентами, состоит в высоком уровне
наших технологий. Мы должны создать шедевр технологического искусства, последнее слово
техники». Вице-президент по производству: «Боюсь, что такое чудо техники будет просто не
рентабельно с точки зрения производства. Можно разработать и создать великолепный
образец, для производства которого потребуется полностью переоборудовать наши
производственные линии, закупить дорогостоящие материалы. Мое мнение, что эпоха
средневековых мастеров, создателей уникальных образцов техники и искусства, далеко в прошлом.
Больше прагматизма, господа.» Вице-президент по маркетингу: «Мы должны создавать продукцию
с прицелом на конкретного потребителя. Только он может точно сказать, что ему нужно, а что не
нужно. Наш потребитель вряд ли будет в основной массе своей способен оценить высокий уровень
технологического мастерства наших изобретателей, если продукция не будет удовлетворять его
конкретные требования. Потребителю также безразлично, с помощью каких производственных
линий мы сможем произвести то, что ему нужно. Рынок будет последним судьей наших решений,
так уж луче сразу приготовиться к его текущим настроениям».
Вопросы для анализа
1. В чем суть противоречия между различными участниками проекта создания и выпуска
новой продукции?
2. Чья точка зрения, по-вашему, является приоритетно приемлемой и почему?
3. Каким образом можно устранить назревающий конфликт между участниками проекта?
4. Кого из участников совещания вы бы назначили на должность Руководителя проекта?
Почему?
1. Понятие и классификация ограничений проекта.
2. Жизненный цикл экономического проекта.
3. Жизненный цикл организационного проекта.
4. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
5. Жизненный цикл социального проекта.
6. Командные и функциональные роли.
7. Общие требования к проектной команде и формализация ее деятельности.
8. Типы руководителей проекта и способы руководства.
9. Особенности мотивации участников проектной деятельности.
10. Формирование авторитета руководителя, способы его повышения. Действия, подрывающие
авторитет.
11. Влияние на членов команды и манипулирование.
12. Способы сплочения команды.
13. Области эффективного применения различных организационных структур в проектном
управлении.
14. Организационные формы проектов, применяемые в различных отраслях хозяйственной
деятельности организаций.
15. Должностная инструкция руководителя проекта: содержание и основное назначение.
16. Необходимость командной работы при осуществлении проекта.
17. Ролевые обязательства при планировании проекта.
18. Особенности целеполагания проекта.
19. Формирование стратегии реализации проекта.
20. Отбор стратегии реализации проекта.
21. Предпроектная подготовка и определение предметной области проекта.
22. Спецификация работ проекта: понятие и содержание.
23. Основные подходы к управлению стоимостью проекта.
24. Методика разработки дерева ресурсов.
25. Методы контроля стоимости проекта: содержание и области эффективного применения.
26. Взаимосвязь управления реализацией проекта и контроля.
28. Оценка эффективности контрольных мероприятий.
29. Понятие и структура отчетности проекта. Теоретические и методологические подходы к
составлению отчетов.
30. Формулирование цели, задач и результатов стадии завершения проекта.
31. Порядок подготовки архива ключевых результатов проекта.
32. Порядок и методики проведения анализа результатов проекта.
33. Основные причины неудачных проектов, анализ неудач.
34. Особенности проведения деловых совещаний в проектном управлении.
35. Особенности проведения деловых переговоров с иностранными партнерами.
36. Требования к эффективной организации стационарного проектного офиса и их реализации.
37. Виртуальный проектный офис: преимущества и недостатки.
38. Ключевые шаги при формирования общей идеологии проектного управления и его внедрения в
текущую деятельность организации.
39. Особенности обучения проектному управлению.
40. Разработка стандарта по управлению проектами.
41. Актуальные проблемы внедрения проектного управления в организацию.
магистрантов, ее местом в подготовке специалиста и временем, отведенным на освоение курса рабочим
учебным планом.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме
(лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую
часть из которого составляет самостоятельная работа магистранта.
Лекционная часть учебного курса для магистрантов проводится в форме обзоров по основным
темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного
рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического
построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа магистранта включает в себя изучение теоретического материала курса,
выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины магистранты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат
по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во
время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для магистрантов очной и заочной формы
является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в
внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций,
конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия
отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного
опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, написания технологических
диктантов и тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.