2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_География (социально-экономическая)_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.23 География (социально-экономическая)
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины География (социально-экономическая) является приобретение студентами комплексных знаний о законах и особенностях развития и формирования экономико-географического облика отдельных стран и регионов.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.5 Использует знания фундаментальных разделов наук о Земле в области экологии и природопользования
знает

Знания: Методы анализа и синтеза сетей связи, в том числе современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения проектных, системных и сетевых задач в землеустройстве

умеет

Умения: Решать производственные задачи на основе фундаментальных знаний в области землеустройства и кадастров.

владеет навыками

Навыки и/или трудовые действия: Подготовка предложений по развитию и модернизации программно-аппаратного комплекса Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и ГКН

Проведение экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства

 
 
 
 
 
Дисциплина  «География (социально-экономическая)» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «География (социально-экономическая)» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Почвоведение
 
Геология с основами геоморфологии
 
Учение об атмосфере
 
Биология
 
Химия неорганическая
 
Освоение дисциплины «География (социально-экономическая)» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Физиология растений
 
Экологическая агрохимия
 
Геоэкология
 
Биогеография
 
Ландшафтоведение
 
Биоразнообразие
 
Учение о гидросфере 
 
Учение о биосфере
 
Методы экологических исследований
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Физико-химические методы исследования
 
Физика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «География (социально-экономическая)» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
108/3
18
36
54
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. География (социально-экономическая)
1.
 
Геодемография. Глобальная демографическая проблема
2
6
6
4
1.1.
2
 
2. Миграции населения. Мировая урбанизация: процессы и тенденции 12 2 4 - 6 Тестирование Тест УК-1.3; ОПК-1.5
2
6
6
4
1.2.
2
 
Системы расселения и методы их изучения
2
6
6
4
1.3.
2
 
Региональные особенности использования Мирового земельного фонда и продовольственная безопасность
2
6
6
4
1.4.
2
 
Глобальная топливно-энергетическая безопасность. Экономическая география Мирового океана. Понятие о ноосфере
2
6
6
4
1.5.
2
 
История становления экономиче-ской и социальной географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского – И.А. Витвера
2
6
6
4
1.6.
2
 
Социальная география. Географические основы развития экономики
2
6
6
4
1.7.
2
 
Региональная политика. Политическая география.Географический прогноз
2
6
6
4
1.8.
2
 
Экономико-географическое положение
2
6
6
4
1.9.
2
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
54
108
36
18
 
Итого
54
108
36
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Геодемография. Глобальная демографическая проблема
2/2
 
2. Миграции населения. Мировая урбанизация: процессы и тенденции 12 2 4 - 6 Тестирование Тест УК-1.3; ОПК-1.5
2/-
 
Системы расселения и методы их изучения
2/2
 
Региональные особенности использования Мирового земельного фонда и продовольственная безопасность
2/-
 
Глобальная топливно-энергетическая безопасность. Экономическая география 
2/-
 
Мирового океана. Понятие о ноосфере
 
История становления экономиче-ской и социальной географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского – И.А. Витвера
2/-
 
Социальная география. Географические основы развития экономики
2/-
 
Региональная политика. Политическая география.Географический прогноз
2/-
 
Экономико-географическое положение
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Геодемография. Глобальная демографическая проблема
Пр
4/4/-
 
2. Миграции населения. Мировая урбанизация: процессы и тенденции 12 2 4 - 6 Тестирование Тест УК-1.3; ОПК-1.5
Пр
4/-/-
 
Системы расселения и методы их изучения
Пр
4/2/-
 
Региональные особенности использования Мирового земельного фонда и 
Пр
4/-/-
 
продовольственная безопасность
 
Глобальная топливно-энергетическая безопасность. Экономическая география Мирового океана. Понятие о ноосфере
Пр
4/-/-
 
История становления экономиче-ской и социальной географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского – И.А. Витвера
Пр
4/-/-
 
Социальная география. Географические основы развития экономики
Пр
4/-/-
 
Региональная политика. Политическая география.Географический прогноз
Пр
4/-/-
 
Экономико-географическое положение
Пр
4/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «География (социально-экономическая)» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «География (социально-экономическая)».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «География (социально-экономическая)».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «География (социально-экономическая)».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Геодемография. Глобальная демографическая проблема
 
2
2. Миграции населения. Мировая урбанизация: процессы и тенденции 12 2 4 - 6 Тестирование Тест УК-1.3; ОПК-1.5
 
3
Системы расселения и методы их изучения
 
4
Региональные особенности использования Мирового земельного фонда и продовольственная безопасность
 
5
Глобальная топливно-энергетическая безопасность. Экономическая география Мирового океана. Понятие о ноосфере
 
6
История становления экономиче-ской и социальной географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского – И.А. Витвера
 
7
Социальная география. Географические основы развития экономики
 
8
Региональная политика. Политическая география.Географический прогноз
 
9
Экономико-географическое положение
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «География (социально-экономическая)»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.5:Использует знания фундаментальных разделов наук о Земле в области экологии и природопользования
Биогеография
x
Геология с основами геоморфологии
x
Геоэкология
x
Ландшафтоведение
x
Ознакомительная практика
x
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
x
Почвоведение
x
Учение о биосфере
x
Учение о гидросфере 
x
Учение об атмосфере
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «География (социально-экономическая)» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «География (социально-экономическая)» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «География (социально-экономическая)»
Глобальный мир и Россия. Понятие глобализации.

Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия.

 
Важнейшие движущие силы (предпосылки) глобальных процессов.

Позитивные и негативные последствия.

Представление об объемах и структуре мирового хозяйства.

Понятие «золотого миллиарда». Показатели сравнительного анализа уровня развития стран мира.

Место России в глобальном мире.

Типы и виды глобальных проблем. Единство глобальных и региональных проблем.

Геодемография. Глобальная демографическая проблема.

Динамика численности населения по регионам и странам мира.

Переписи населения как источник точной статистической информации о его численности.

Демографические пирамиды стран мира. Кривая дожития.  

Показатели воспроизводства населения. Фрэнк Ноутстайн и теория демографического перехода.

Сценарии роста численности населения мира.

Регулирование роста численности населения и демографическая политика в странах разного типа.

Миграции. Мальтузианство (модель Т. Мальтуса). Неомальтузианство.

Миграции населения. Понятие о миграции населения и мигрантах.

Масштабы миграции населения в мире. Кто изучает миграции?

Классификации миграции населения.

Этапы процесса миграции: принятие решения, переезд, адаптация.

Источники информации о миграции. Учет и оценка миграции населения.

Трансграничные миграции и денежные переводы мигрантов. Реммитанс.

Основные миграционные потоки в мире.

Мировая урбанизация. Понятие урбанизации: основные процессы и тенденции.

Региональные особенности урбанизационных процессов.

Городской образ жизни. Экология города.

Закономерности размещения городов по территории.

Системы расселения и методы их изучения. Основные понятия и термины.

Важнейшие характеристики расселения. Расселение и хозяйство.

Географические факторы, определяющие особенности расселения.

Опорный каркас расселения. Модели в исследовании расселения.

Региональные особенности использования Мирового земельного фонда и продовольственная безопасность.

Региональные различия использования земельных ресурсов по континентам и странам.

Рост нехватки сельскохозяйственных земель. Закон Тюрго.

География и структура морских перевозок. Роль каналов. Многофункциональность морских портов. Понятие хинтерланда.

Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии.

Глобальная топливно-энергетическая безопасность.

Глобальная энергетическая стратегия.

Структура современного мирового топливно-энергетического баланса.

Понятие о пределах сбалансированного потребления.

Инновационный сценарий развития энергетики мира и место России.

Экономическая география Мирового океана.

Значение Мирового океана как огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств. Понятие об аквакультуре.

Морское хозяйство как сфера интересов и деятельности разных государств. Международно-правовой режим морских пространств.

География и структура морских перевозок. Роль каналов. Многофункциональность морских портов. Понятие хинтерланда.

Экономико-географическое деление Мирового океана. Экономико-географические особенности экономических провинций Мирового океана.

Загрязнение Мирового океана.

Понятие о ноосфере. Римский клуб.

 
Понятие о ноосфере. Пределы роста. За пределами роста.

Работы академика Н.Н. Моисеева. Различие «роста» и «развития».

Понятие «экологического императива» и «коэволюции». Концепция устойчивого развития.

История становления экономической и социальной географии.

Изучение размещения как результата пространственной организации «всего сущего на Земле», как объединяющего все географические науки, исследующие как законы природы, так и законы размещения хозяйства и общества. Важнейшие задачи географии.

Средневековый период. XVI в. – утверждение географии как самостоятельной науки. Зарождение страноведения.

От хорографической географии, описывающей отдельные территории и местности, к появлению частных географических дисциплин.

Становление экономической географии в России. Начало XVIII в. Задачи науки.

Развитие экономической географии в комплексе с общегеографическими исследованиями, в тесной увязке с картографией и экономической статистикой.

Научные подходы к административному делению на губернии. М.В. Ломоносов как основатель экономической географии. Важные научные и хозяйственные инициативы М.В. Ломоносова.

Развитие районирования страны в трудах Н.П. Огарева. Вклад Д.И. Менделеева в хозяйственное районирование всей территории страны, «перспективы промышленной будущности», геополитику.

Вклад в развитие теоретической базы географической науки. В.Э. Ден и развитие экономической географии как строгой науки.

Социальная география. Предмет социальной географии.

Основной объект исследования социальной географии.

Социальная география как наука, исследующая территориальную организацию всей социальной жизни (сферы), закономерности ее территориального развития в конкретных общественно-исторических условиях.

Понятие «территориальной социальной напряженности», «территориальной справедливости», «преодоления территориального неравенства» и «региональных социальных противоречий». Их теоретическая и практическая значимость.

География социальных проблем, востребованных современным обществом. Социальное районирование.

Условия жизни, уровень жизни и качество жизни. Образ жизни во взаимосвязи с основными сферами жизни людей. Многообразие природно-экологических и социально-демографических условий жизни населения.

Географические основы развития экономики. Сектора экономики и показатели, ее характеризующие.

Географические факторы развития экономик на разных этапах развития общества.

Взаимосвязь размещения населения под влиянием географических факторов с возможностями постиндустриального развития.

Взаимосвязь развития индустриального сектора экономики с природно-ресурсным потенциалом. Влияние географического положения на пространственную концентрацию экономики.

Понятие «региональная политика» (РП). Объект РП и его связь с формой государственного устройства на примере высокоразвитых стран.

Организационный аспект РП. Формы реализации РП. Цели, инструменты и стратегии.

Понятие о моделях региональной политики. Методы прямого и косвенного регулирования.

Политическая география. Предмет изучения.

Основные направления развития: геополитика, политическое страноведение (географическое государствоведение), политическая регионалистика, географическая конфликтология, электоральная география (выборы), политическая география Мирового океана, лимология (государственные границы).

Понятие «географического прогноза». Виды географического прогноза. Факторы и методы.

Система основных этапов географического прогноза. Теоретическое обеспечение прогноза.

Информационное обеспечение прогноза. Достоверность и точность прогноза. Геопрогнозирование.

 
Главные принципы географического прогноза (по Ю.Г. Саушкину).

Методы географического прогнозирования. Метод аналогий. Методы экспертных оценок.

Статистические методы прогнозирования. Корреляционный анализ.

Регрессионный анализ. Факторный анализ. Моделирование как метод прогнозирования.

Метод программного прогнозирования.

Метод коллективной генерации идей, или метод «мозговой атаки».

Метод дерева целей. Логические методы.

Региональные географические прогнозы.

Экономико-географическое положение. Понятие ЭГП.

Историческая изменчивость как отличительная черта ЭГП.

Потенциальный характер ЭГП. Компоненты анализа ЭГП. Виды ЭГП.

Транспортно-географическое и политико-географическое положение. Макро-, мезо- и микроположение.

Анализ и оценка ЭГП. Экономическое расстояние.

Значение ЭГП. Анализ ЭГП столиц.

Теоретические основы для определения качества местоположения. Оценка ЭГП через систему рентных отношений.

ЭГП как рыночный ресурс. Понятие «функция места». Инновационная модель формирования ЭГП.

Актуальность проблемы количественной оценки.

Экстернализм и интернализм в развитии социально-экономической географии.

Сочетание исследовательских и коллекторских программ в развитии социально-экономической географии.

Учебным планом не предусмотрено

1.Геодемография. Глобальная демографическая проблема

1) Понятие глобализации.

2) Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия.

3) Важнейшие движущие силы (предпосылки) глобальных процессов.

4) Позитивные и негативные последствия.

5) Представление об объемах и структуре мирового хозяйства.

6) Понятие «золотого миллиарда».

7) Показатели сравнительного анализа уровня развития стран мира.

8) Место России в глобальном мире.

9) Типы и виды глобальных проблем.

10) Единство глобальных и региональных проблем.

11) Динамика численности населения по регионам и странам мира.

12) Переписи населения как источник точной статистической информации о его численности.

13) Демографические пирамиды стран мира.

14) Кривая дожития.

15) Показатели воспроизводства населения.

16) Фрэнк Ноутстайн и теория демографического перехода.

17) Сценарии роста численности населения мира.

18) Регулирование роста численности населения и демографическая политика в странах разного типа.

19) Миграции.

20) Мальтузианство (модель Т. Мальтуса).

21) Неомальтузианство.

2.Миграции населения. Мировая урбанизация: процессы и тенденции

1) Понятие о миграции населения и мигрантах.

2) Масштабы миграции населения в мире.

3) Кто изучает миграции?

4) Классификации миграции населения.

5) Этапы процесса миграции: принятие решения, переезд, адаптация.

6) Источники информации о миграции.

 
7) Учет и оценка миграции населения.

8) Трансграничные миграции и денежные переводы мигрантов.

9) Основные миграционные потоки в мире.

3.Системы расселения и методы их изучения

1) Понятие урбанизации: основные процессы и тенденции.

2) Региональные особенности урбанизационных процессов.

3) Городской образ жизни.

4) Экология города.

5) Закономерности размещения городов по территории.

6) Основные понятия и термины.

7) Важнейшие характеристики расселения.

8) Расселение и хозяйство.

9) Географические факторы, определяющие особенности расселения.

10) Опорный каркас расселения.

11) Модели в исследовании расселения.

4.Региональные особенности использования Мирового земельного фонда и продовольственная безопасность

1) Региональные различия использования земельных ресурсов по континентам и странам.

2) Рост нехватки сельскохозяйственных земель.

3) Закон Тюрго.

4) Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира.

5) Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы.

6) Понятие о биотехнологии.

5.Глобальная топливно-энергетическая безопасность. Экономическая география Мирового океана. Понятие о ноосфере

1) Глобальная энергетическая стратегия.

2) Структура современного мирового топливно-энергетического баланса.

3) Понятие о пределах сбалансированного потребления.

4) Инновационный сценарий развития энергетики мира и место России.

5) Значение Мирового океана как огромной кладовой минеральных, энергетических, растительных и животных богатств.

6) Понятие об аквакультуре.

7) Морское хозяйство как сфера интересов и деятельности разных государств.

8) Международно-правовой режим морских пространств.

9) География и структура морских перевозок.

10) Роль каналов.

11) Многофункциональность морских портов.

12) Понятие хинтерланда.

13) Экономико-географическое деление Мирового океана.

14) Экономико-географические особенности экономических провинций Мирового океана.

15) Загрязнение Мирового океана.

16) Римский клуб.

17) Пределы роста.

18) За пределами роста.

19) Работы академика Н.Н. Моисеева.

20) Различие «роста» и «развития».

21) Понятие «экологического императива» и «коэволюции».

22) Концепция устойчивого развития.

6.История становления экономической и социальной географии. Научная школа Н.Н. Баранского – Н.Н. Колосовского – И.А. Витвера

1) Изучение размещения как результата пространственной организации «всего сущего на Земле», как объединяющего все географические науки, исследующие как законы природы, так и законы размещения хозяйства и общества.

 
2) Важнейшие задачи географии.

3) Пространство в географии как активный фактор.

4) Географические описания страноведческого плана в эпоху расцвета римской империи. Средневековый период. XVI в. – утверждение географии как самостоятельной науки.

5) Зенит славы географии, ее «золотой век» в XV–XVII вв.

6) Зарождение страноведения.

7) От хорографической географии, описывающей отдельные территории и местности, к появлению частных географических дисциплин.

8) Становление экономической географии в России. Начало XVIII в.

9) Задачи науки.

10) Развитие экономической географии в комплексе с общегеографическими исследованиями, в тесной увязке с картографией и экономической статистикой.

11) Составление В.Н. Татищевым программы для сбора материала по истории и географии России.

12) Научные подходы к административному делению на губернии. М.В. Ломоносов как основатель экономической географии.

13) Географические запросы как прообраз современного и признанного анкетирования.

14) Важные научные и хозяйственные инициативы М.В. Ломоносова.

15) К.И. Арсеньев – отец географического экономического районирования в России.

16) Статистические очерки России.

17) Развитие районирования страны в трудах Н.П. Огарева.

18) Вклад Д.И. Менделеева в хозяйственное районирование всей территории страны, «перспективы промышленной будущности», геополитику.

19) Прогноз численности населения России на отдаленную перспективу.

20) П.П. Семёнов-Тян-Шанский.

21) Пионерные исследования Тянь-Шаня, организация русской научной статистики, исследование населения и сельского хозяйства страны.

22) «Географическо-статистический словарь».

23) В.П. Семенов-Тян-Шанский – географ и статистик.

24) «Город и деревня в Европейской России».

25) Вклад в развитие теоретической базы географической науки. В.Э. Ден и развитие экономической географии как строгой науки.

7.Социальная география. Географические основы развития экономики

1) Предмет социальной географии.

2) Основной объект исследования социальной географии.

3) Социальная география как наука, исследующая территориальную организацию всей социальной жизни (сферы), закономерности ее территориального развития в конк-ретных общественно-исторических условиях.

4) Становление социальной географии и Н.Н. Баранский.

5) Понятие «территориальной социальной напряженности», «территориальной справедливости», «преодоления территориального неравенства» и «региональных социальных противоречий».

6) Их теоретическая и практическая значимость.

7) География социальных проблем, востребованных современным обществом.

8) Социальное районирование.

9) Поиск критериев анализа данного направления научных исследований.

10) Условия жизни, уровень жизни и качество жизни.

11) Образ жизни во взаимосвязи с основными сферами жизни людей. Многообразие природно-экологических и социально-демографических условий жизни населения.

12) ИРЧП. Изучение восприятия и оценок населения.

13) Сектора экономики и показатели, ее характеризующие.

14) Географические факторы развития экономик на разных этапах развития общества.

15) Взаимосвязь размещения населения под влиянием географических факторов с возможностями постиндустриального развития.

16) Взаимосвязь развития индустриального сектора экономики с природно-ресурсным потенциалом.

 
17) Влияние географического положения на пространственную концентрацию экономики.

18) Сектора экономики и показатели, ее характеризующие.

19) Географические факторы развития экономик на разных этапах развития общества.

20) Взаимосвязь размещения населения под влиянием географических факторов с возможностями постиндустриального развития.

21) Взаимосвязь развития индустриального сектора экономики с природно-ресурсным потенциалом.

22) Влияние географического положения на пространственную концентрацию экономики.

8.Региональная политика. Политическая география.Географический прогноз

1) Понятие «региональная политика» (РП).

2) Объект РП и его связь с формой государственного устройства на примере высокоразвитых стран.

3) Территориальные единицы для проведения РП в России. Институты РП.

4) Критерии выделения регионов помощи.

5) Национальный, региональный и межгосударственный уровни осуществления РП.

6) Понятие о структуре региональной политики.

7) Теории, основания (мотивы), методы и парадигмы РП.

8) Основания для РП: экономические, социальные и политические.

9) Организационный аспект РП.

10) Формы реализации РП.

11) Цели, инструменты и стратегии.

12) Понятие о моделях региональной политики.

13) Методы прямого и косвенного регулирования.

14) Предмет изучения.

15) Основные направления развития: геополитика, политическое страноведение (географическое государствоведение), политическая регионалистика, географическая конфликтология, электоральная география (выборы), политическая география Мирового океана, лимология (государственные границы).

16) Понятие «географического прогноза».

17) Виды географического прогноза.

18) Факторы и методы.

19) Система основных этапов географического прогноза.

20) Теоретическое обеспечение прогноза.

21) Информационное обеспечение прогноза.

22) Достоверность и точность прогноза.

23) Геопрогнозирование.

24) Главные принципы географического прогноза (по Ю.Г. Саушкину).

25) Методы географического прогнозирования.

26) Метод аналогий.

27) Методы экспертных оценок.

28) Статистические методы прогнозирования.

29) Корреляционный анализ.

30) Регрессионный анализ.

31) Факторный анализ.

32) Моделирование как метод прогнозирования.

33) Метод программного прогнозирования.

34) Метод коллективной генерации идей, или метод «мозговой атаки».

35) Метод дерева целей.

36) Логические методы.

37) Региональные географические прогнозы.

9.Экономико-географическое положение

1) Понятие ЭГП.

2) Историческая изменчивость как отличительная черта ЭГП.

3) Потенциальный характер ЭГП.

 
4) Компоненты анализа ЭГП. Виды ЭГП.

5) Транспортно-географическое и политико-географическое положение.

6) Макро-, мезо- и микроположение.

7) Анализ и оценка ЭГП.

8) Экономическое расстояние.

9) Значение ЭГП.

10) Анализ ЭГП столиц.

11) Теоретические основы для определения качества местоположения.

12) Оценка ЭГП через систему рентных отношений.

13) ЭГП как рыночный ресурс.

14) Понятие «функция места».

15) Инновационная модель формирования ЭГП.

16) Актуальность проблемы количественной оценки.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится изложение современных научных материалов. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования с делаются необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись.

Необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к семинарам, при подготовке к зачету, контрольным вопросам, при вы-полнении самостоятельных заданий.

Практические занятия. Прохождение всего цикла семинарских занятий и выполнения всех лабораторных работ является условием допуска студента к зачету.

В ходе лабораторных занятий студент под руководством преподавателя выполняет задания, позволяющие закрепить лекционный материал по изучаемым темам.

Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме наблюдения, эксперимента и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для вы- деления общего в частном и, наоборот, частного в общем.

Реферат. Реферат по специальности - самостоятельное научное исследование по направлению, специальности (специализации), выполняемое студентом по заданию преподавателя кафедры и служащее углубленному познанию избранной темы. Научность исследования выражается в решении некоторой познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.

Реферат является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс (семестр).

 
Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка тем реферата. Изменение темы реферата допускается по согласованию с преподавателем.

Подбор литературы по теме реферата осуществляется студентом самостоятельно. Преподаватель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно найти. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.

План выполнения реферата составляется студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Содержание реферата должно соответствовать теме и плану.

Реферат должен включать следующие основные разделы:

- Титульный лист.

- Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

- Введение. В нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования.

- Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Структура основной части устанавливается научными руководителями и кафедрами самостоятельно.

- Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

- Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

- Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др. (аналитические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).

В ходе выполнения работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к преподавателю.

Выполненный и оформленный реферат в сброшюрованном виде сдается на проверку преподавателю, которая оценивается и учитывается при аттестации студента (зачет).

Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

- изучение отдельных разделов тем дисциплины;

- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

- подготовку к лабораторным занятиям;

- работу с Интернет - источниками;

- подготовку к различным формам контроля.

Последовательность всех контрольных мероприятий изложена в календарном плане, который доводится до сведения каждого студента в начале семестра, в учебно-методической карте, а также размещен на сайте кафедры.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе.

Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет- ресурсы: проводить поиск в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем на лекционных занятиях.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
251/ФАЗР
специализированная мебель на 89 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., стол президиума – 2 шт., трибуна для лектора – 1 шт., настольный конденсаторный микрофон Invotone GM200 – 4 шт., плазменная панель – 1 шт., документ-камера AverVisionCP 135 – 1 шт., интерактивный дисплей – 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт., экран настенный – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
279/ФАЗР

специализированная мебель на 47 посадочных мест, персональные компьютеры – 1 шт., информационные плакаты – 1 шт., интерактивная доска – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., документ камера 1 шт., проектор – 1 шт., подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «География (социально-экономическая)»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ старший преподаватель  ,   М.С. Мельник
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.биол.н. Степаненко Е.Е.
 
_______________________ профессор , д.с.-х.н.  Фаизова В.И.
 
Рабочая программа дисциплины «География (социально-экономическая)» рассмотрена на заседании Кафедра землеустройства и кадастра протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Лошаков Александр Викторович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «География (социально-экономическая)» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование