УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
бакалавриата компетенций, направленных на получение теоретических знании и практических
навыков по анализу, синтезу и использованию систем автоматики на базе современных техниче-
ских средств, применяемых для автоматизации сельскохозяйственного производства.
Цели и задачи проводимых исследований и разработок
умеет
Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Сбор, обработка, анализ и обобщение передового отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований
Отечественный и международный опыт в соответствующей области исследований
умеет
Применять актуальную нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Составление отчетов (разделов отчетов) по теме или по результатам проведенных экспериментов
Методы и средства планирования и организации научных исследовании и опытно-конструкторских разработок
умеет
Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Проведение работ по формированию элементов технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ
умеет
Осуществлять сбор, обработку и анализ справочной и реферативной информации по объекту капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
владеет навыками
Определение характеристик объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Правила автоматизированной системы управления организацией
умеет
Выполнять расчеты для разработки комплекта конструкторской документации для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Сбор информации по существующим техническим решениям систем электроснабжения объекта капитального строительства
Требования нормативных технических документов к устройству системы электроснабжения объекта капитального строительства
умеет
Разрабатывать концепции системы электроснабжения объекта ПД
владеет навыками
Разработка вариантов структурных схем системы электроснабжения объекта капитального строительства и выбор оптимальной структурной схемы
Правила устройства электроустановок
умеет
Типовые проектные решения системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Выбор оборудования для системы электроснабжения объектов капитального строительства
Изучение дисциплины осуществляется в 8семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
дёжности. Особенности терми-
нологии в теории надежности
электроэнергетических систем и
систем электроснабжения. Нор-
мативные документы в области
надежности электроэнергетиче-
ских систем.
гетических систем. Структурная,
балансовая и режимная надеж-
ности их характеристики. Поня-
тие критериев отказа. Элементы
теории вероятностей.
ления надежности. Характери-
стики расчетных методов опре-
деления надежности. Методы на
основе логических схем. Метод
наименьших путей и сечений,
метод декомпозиции, методы де-
рева отказов.
ремонтопригодности. Показатели
и характеристики долговечности.
Показатели и характеристики со-
храняемости. Комплексные пока-
затели и характеристики надёж-
ности.
системы электроснабжения кри-
териям отказа. Допустимые ре-
жимы работы элементов системы
электроснабжения.
сти. Определение оптимальных
затрат на резервирование.
резервирования различными методами.
контролю
ности систем электроснабжения
и их нормативные значения, их
значение для потребителей.
ление вероятностей по экспо-
ненциальному
закону,
закон
Вейбулла, нормальному закону,
закону Пуассона. Стационарное
значение интегральной функции
надёжности
роятности безотказной работы
методом пространства состоя-
ний.
снабжения и их обработка.
зервирования и устройств релейной защиты на надёжность систем электроснабжения
затрат на резервирование.
дач определения оптимального
резервирования различными ме-
тодами.
1. Рабочую программу дисциплины «Надежность электроснабжения».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Надежность электроснабжения».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Надежность электроснабжения».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Надежность электроснабжения» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Раздел 1.
1. Основные понятия, термины и определения теории надежности в электроэнергетике.
2. Нормативные требования к надёжности электроснабжения потребителей.
3. Задачи надежности при проектировании и эксплуатации систем электроснабжения.
4. Понятие отказа. Критерии отказа.
5. Виды надежности электроэнергетических систем.
6. Показатели надёжности систем электроснабжения.
7. Понятие средней наработки на отказ, вероятности безотказной работы
8. Случайные величины и их характеристики. Законы распределения случайных величин, ис-
пользуемые в теории надежности.
12. Показатели надёжности неремонтируемого электрооборудования.
13. Показатели надёжности ремонтируемого электрооборудования.
14. Взаимосвязь между показателями надёжности.
15. Ремонтопригодность электрооборудования.
16. Долговечность и сохраняемость электрооборудования.
17. Комплексные показатели надёжности.
18. Статистическая оценка показателей надёжности.
19. Законы распределения случайных величин, используемые в теории надёжности.
20. Расчетные методы определения надежности систем электроснабжения
21 Экспериментальные методы определения надежности
22. Методы расчета надёжности на основе логических схем
23. Методы расчета надёжности на основе минимальных путей и сечений
24. Методы расчета надёжности на основе дерева отказов
25. Методы расчета надёжности с использованием пространства состоянии
26. Методы расчета балансовой надежности
Раздел 2
27.Определение надёжности элементов систем электроснабжения по данным об их эксплуатации
28. Коэффициент готовности и коэффициент технического использования
29. Обработка статистических данных при определении надёжности электрооборудования
30. Оценка критериев отказа для режимной надежности
31. Оценка критериев отказа для режимной баланссовой
32. Оценка критериев отказа для режимной структурной
33. Оптимальное резервирования. Решение задачи оптимального резервирования методом наискорейшего спуска.
34. Принципы составления систем дифференциальных уравнений для описания процессов отказов и восстановления элементов и систем.
35. Приемы формализации при формировании систем дифференциальных уравнений для описания процессов отказов и восстановления элементов и систем.
36. Расчёт надёжности системы внешнего электроснабжения при питании от одного
37. Расчёт надёжности системы внешнего электроснабжения при питании от двух независимых источников электроэнергии.
38. Основные схемы внутреннего электроснабжения. Характеристика надёжности.
39. Системы гарантированного электроснабжения и характеристика её надёжности.
40. Современные методы расчета надежности.
41. Методы расчета недоотпуска электроэнергии на различных интервалах времени и при переменных коммутационных состояниях систем.
42. Влияние резервирования на надежность систем электроснабжения.
43. Экономические последствия перерывов в электроснабжении.
44. Современные методы обеспечения надежности в системах внешнего электроснабжения.
45. Влияние принципов построения и особенностей управления систем электроснабжения на уровень надежности электроснабжения различных электроприемников и потребителей.
46. Основные приемы синтеза схем электроснабжения с заданным уровнем надежности.
Типовые задания к зачету
Пример 1. Расчет вероятности безотказной работы системы электроснабжения завода.
Для заданной схемы электроснабжения завода, приведенной на рисунке, составить логическую
схему для расчета надежности и вычислить вероятность безотказной работы методом логических
схем, методом минимальных путей и сечений, методом пространства состояний по заданным пара-
метрам надежности элементов системы электроснабжения. Средняя годовая мощность завода со-
ставляет величину Pзср = 1 МВт.
Требуется определить: вероятность безотказной работы системы электроснабжения и недоот-
пуск электроэнергии.
Элемент
В1
Л1
В2
Tоткл, час
30
48
25
Пример 2
Солнечная батарея состоит из 100 функционально необходимых равнона-дёжных эле-
ментов. Определить, какой величиной интенсивности отказов должны обладать элементы,
чтобы вероятность безотказной работы батареи в течении 100 часов была не менее 0,9.
Пример 3
Генерирующая часть системы состоит из 3 генераторов одинаковой мощности 20 кВт. Зная
данные об их вынужденных (24 часа) и плановых (72 часа) простоях, определить вероятности со-
стояний системы генерации с различными мощностями и рассчитать вероятность потери нагрузки
для случаев, когда средняя нагрузка системы за рассматриваемый период составляла величину 0,9,
0,65, 0, 5 от номинальной системы генерации (при всех работающих генераторах)
Пример 4
Дано: Пусть система состоит из элементов с разными показателями надежности, причем для
повышения надежности применяются различные способы резервирования на различных участках
(риунок). Общая стоимость системы без резерва 25 ед.
стоимость системы должна быть не более 30 ед.
1. Нормативная документация в области надежности систем электроэнергетики
2. Определение надёжности электроэнергетического оборудования по статистическим
данным об его эксплуатации
3. Методы расчета режимов электрических сетей
4. Методы оценки критериев отказа структурной надежности
5. Методы оценки критериев отказа балансовой надежности
6. Методы оценки критериев отказа режимной надежности
7. Основы устойчивости энергосистем
8. Баланс активной и реактивной мощностей
9. Обзор информации производителей электрооборудования о его надежности
10. Влияние различных факторов на надежность систем электроснабжения
11. Учет коммутационной аппаратуры при расчете надежности
12. Учет действия релейной защиты и автоматики при расчетах надежности
13. Типовые показатели надежности систем электроснабжения
14. Методики определения закона распределения случайной величины
15. Обзор программного обеспечения для расчета надежности технических систем
16. Принципы работы программного обеспечения для расчета режимов электроэнергетических
систем
17. Модели генерирующей части энергосистемы для расчет надежности
18. Модели нагрузки для расчета надежности энергосистем
19. Решение задач оптимального резервирования методом динамического программирования
20. Решение задач оптимального резервирования методом наискорейшего спуска
21. Экономические аспекты надежности систем электроснабжения
22. Надежность резервируемых систем
23. Вопрос надежности оборудования резерва
24. Методики выявления скрытых отказов
25. Надёжность систем электроснабжения при наличии резервных генераторов различных
типов
26. Анализ надежности схему РУ 10 кВ
27. Оценка надежности электроэнергетического оборудования
28. Анализ показателей надежности устройство релейной защиты и автоматики
29. Анализ надежности систем оперативного тока на подстанциях
30. Применение численного моделирования при анализе надежности
31. Применение методов пространства состояний при оценке надежности систем электроснабжения
32. Расчет надежности устройств контроля и учета электрической энергии.
Контрольная точка № 1 (темы 1-3)
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Основные определения надежности в области электроэнергетики
1. Основные законы распределения случайной величины
2. Расчет показателей надежности методом логических схем
Типовые задания (оценка умений и навыков):
Дано: Распределение экспериментальных данных об длительности отказов заданного типа обо-
рудования.
Требуется определить: Требуется проверить гипотезу о экспоненциальном распределении с
применением критерия χ2 Пирсона
2.Дано: Для заданной схемы электроснабжения завода, приведенной на рисунке, соста-
вить логическую схему для расчета надежности и вычислить вероятность безотказной работы
стояний по заданным параметрам надежности элементов системы электроснабжения. Средняя
годовая мощность завода составляет величину Pзср = 5 МВт.
Требуется определить: вероятность безотказной работы системы электроснабжения и
недоотпуск электроэнергии.
Профессиональный уровень бакалавриата инженерного профиля во много зависит от того ос-
воил ли он процессы и явления, которые происходят в электроустановках, принципы построения и
функционирования отдельных элементов и электроэнергетической системы в целом.
Работа на лекции Умение достаточно полно записать содержание лекции – важнейший
навык, без которого нельзя успешно учиться. Навык конспектирования легко поддается фор-
мированию. Конспекты имеют свои особенности:
1. Конспект требует быстрой записи.
2. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться.
3. В конспекте допускаются такие формы, которые понятны только автору.
4. Конспект – это запись смысла лекции.
Работа с литературой. Овладение методическими приемами работы с литературой - од-
на из важнейших задач студента. Углубленная работа с книгой – гарантия того, что студент
станет хорошим специалистом и в будущей профессиональной деятельности будет способен
самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Работа с книгой включает следующие этапы.
1. Предварительное знакомство с содержанием всей книги или какого-то ее раздела.
2. Углубленное чтение текста книги должно преследовать следующие цели: усвоить ос-
новные положения; усвоить фактический материал; логическое обоснование главной мысли и
выводов.
3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не кон-
спектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении курсо-
вых, дипломных работ, для участия в научных исследованиях.
4. Составление тезисов или конспекта книги или ее части.
5. Написание реферата.
Тезисы надо писать своими словами, но наиболее важные положения изучаемой работы
лучше записать в виде цитаты. Цитат или выписки из книги можно рассматривать как дополне-
ние к тезисам.
Конспект - это краткий пересказ своими словами содержания работы или ее части. Пра-
вильно составленный конспект определяет уровень, степень понимания и усвоения изучаемой
работы. Оформление конспекта должно включать следующее: название работы, главы, сам
текст конспекта.
Текст следует писать аккуратно и разборчиво. Это значительно облегчит использование
конспекта, т.к. при последующем изучении все усилия будут направлены на осмысление со-
держания, а на расшифровку. Каждая фраза в конспекте должна быть наполнена смысловым
содержанием. Объем конспектов должен быть в 10-15 раз меньше объема конспектируемого
текста. Многословие конспекта – не просто его недостаток, а свидетельство недостаточной чет-
кости и ясности мышления. Конспектирование учебника следует начинать после изучения за-
писей лекций, проработки учебных пособий. В таком случае, конспектирование станет логиче-
ским продолжением и развитием известных студенту положений.
Очень важно не ограничиваться одним изложением текста, в конспект следует вносить
собственные мысли, комментарии к содержанию изучаемой работы. Это наиболее существен-
ный показатель творческого отношения к изучаемому разделу, ценнейший результат самостоя-
тельного труда.
ЭЛ-203
"Оснащение: Специализированная мебель на 32 посадочных места. Измерительный комплект К-505, Плазменный телевизор Sharp65 - 1 шт., коврик диэлектрический 4 шт., прибор РНО 16 шт., фазорегулятор 7 шт., Стенд для проведения лабораторно-практических занятий 8 секций, устройство КРЗА-С,
ноутбук – 1 шт. подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета."
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.