2024-2025_13_03_02-набор_2022-Электроэнергетика_plx_Автоматика_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.14 Автоматика
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Автоматика» является формирование у студентов компетенций, направленных на получение теоретических знании и практических навыков по анализу, синтезу и использованию систем автоматики на базе современных технических средств, применяемых для автоматизации сельскохозяйственного производства.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по отдельным разделам темы научных исследований
ПК-1.1 Осуществление проведения работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в соответствующей области знаний
знает

Цели и задачи проводимых исследований и разработок

умеет

Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний

владеет навыками

Сбор, обработка, анализ и обобщение передо-вого отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по отдельным разделам темы научных исследований
ПК-1.2 Осуществление выполнения экспериментов и оформления результатов исследований и разработок в соответствующей области знаний
знает

Отечественный и международный опыт в соответствующей области исследований

умеет

Применять актуальную нормативную документацию в соответствующей области знаний

владеет навыками

Составление отчетов (разделов отчетов) по теме или по результатам проведенных экспериментов

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по отдельным разделам темы научных исследований
ПК-1.3 Подготовка элементов документации, проектов планов и программ проведения отдельных этапов работ в соответствующей области знаний
знает

Методы и средства планирования и организации научных исследовании и опытно-конструкторских разработок

умеет

Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний

владеет навыками

Проведение работ по формированию элементов технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения
ПК-2.1 Предпроектное обследование объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
знает

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

умеет

 
объектов ПД
Осуществлять сбор, обработку и анализ спра-вочной и реферативной информации по объекту капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения

владеет навыками

Определение характеристик объекта капи-тального строительства, для которого предназначена система электроснабжения

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.2 Разработка проектной и рабочей документации отдельных разделов проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
знает

Правила автоматизированной системы управления организацией

умеет

Выполнять расчеты для разработки комплекта конструкторской документации для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электроснабжения объектов капитального строительства

владеет навыками

Сбор информации по существующим техническим решениям систем электроснабжения объ-екта капитального строительства

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.3 Разработка концепции системы электроснабжения объекта ПД
знает

Требования нормативных технических доку-ментов к устройству системы электроснабжения объекта капитального строительства

умеет

Разрабатывать концепции системы электроснабжения объекта ПД

владеет навыками

Разработка вариантов структурных схем системы электроснабжения объекта капитального строительства и выбор оптимальной структурной схемы

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.4 Разработка проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД
знает

Правила устройства электроустановок

умеет

Типовые проектные решения системы электроснабжения объектов капитального строительства

владеет навыками

Выбор оборудования для системы электроснабжения объектов капитального строительства

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Автоматика» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Автоматика» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Введение в специальность
 
Научно-исследовательская практика
 
Технико-экономические расчеты в энергетике
 
Математические задачи электроэнергетики
 
Экономика электроэнергетики
 
Освоение дисциплины «Автоматика» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Потери и хищение электроэнергии в электрических сетях
 
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
 
Переходные процессы в электроэнергетических системах
 
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
 
Преддипломная практика
 
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
 
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
 
Техника высоких напряжений
 
Ремонт электрооборудования
 
Организация и управление электросетевыми предприятиями
 
Энергосбережение
 
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
 
Автономные системы электроснабжения
 
Надежность электроснабжения
 
Энергосбытовая деятельность
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Автоматика» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
180/5
18
54
72
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
18
54
72
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
180/5
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. Системы логического управления (СЛУ)
1.
 
Системы логического управления (СЛУ)
5
20
12
КТ 1
1.1.
4
8
Коллоквиум, Реферат, Защита лабораторной работы, Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
2 раздел. Раздел 2.  Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
2.
 
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
5
36
40
КТ 2
2.1.
8
32
Коллоквиум, Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат, Защита лабораторной работы
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
3 раздел. Раздел 3. Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
3.
 
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
5
16
20
КТ 3
3.1.
6
14
Коллоквиум, Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Защита лабораторной работы
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
72
180
18
54
 
Итого
72
180
18
54
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Системы логического управления (СЛУ)
Вводная часть

Проблемы и перспективы автоматизации производства.

Системы логического управления (СЛУ) 

2/-
 
Системы логического управления (СЛУ)
Программируемые логические контроллеры. Языки программирования.
2/-
 
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Основы теории автоматического регулирования

(лекция дискуссия)

2/2
 
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Методы математического описания элементов и систем автоматики
2/-
 
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Элементарные динамические звенья и их характеристики
2/-
 
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Основные законы регулиро-вания: П, И, Д, ПИ, ПИД. Реализация законов регулирования на микропроцессор-ных компонентах.

(лекция – беседа)

2/2
 
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики. 
2/-
 
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Расходомеры переменного перепада давления, индукционные. Объемные и скоростные счетчики
2/-
 
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Усилители и исполнительные механизмы и регулирующие органы автоматики
2/-
 
Итого
18
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Подготовка к устному опросу, изучение учебной литературы, ответы на вопросы и тестовые задания самоконтроля
6
 
Подготовка к написанию реферата
4
 
Подготовка к написанию коллоквиума
4
 
Подготовка к тестированию
2
 
Решение практико-ориентируемых задач
4
 
Подготовка к устному опросу, изучение учебной литературы, ответы на вопросы и тестовые задания самоконтроля
12
 
Подготовка к написанию реферата
6
 
Подготовка к написанию коллоквиума
6
 
Подготовка к тестированию
6
 
Решение практико-ориентируемых задач
6
 
Подготовка к устному опросу, изучение учебной литературы, ответы на вопросы и тестовые задания самоконтроля
4
 
Подготовка к написанию реферата
2
 
Подготовка к написанию коллоквиума
4
 
Подготовка к тестированию
4
 
Решение практико-ориентируемых задач
2
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Автоматика» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Автоматика».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Автоматика».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Автоматика».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (реферат).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Системы логического управления (СЛУ)
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
2
Системы логического управления (СЛУ)
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
3
Системы логического управления (СЛУ)
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
4
Системы логического управления (СЛУ)
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
5
Системы логического управления (СЛУ)
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
6
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
8
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
9
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
10
Основы теории автоматического регулирования (ТАР)
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
11
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
12
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
13
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
14
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
15
Технические средства автоматики и телемеханики. Датчики.
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Автоматика»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.1:Осуществление проведения работ по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в соответствующей области знаний
Автономные системы электроснабжения
x
Введение в специальность
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Моделирование в электроэнергетике
x
Надежность электроснабжения
x
Научно-исследовательская практика
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Электроснабжение
x
Энергосбережение
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-1.2:Осуществление выполнения экспериментов и оформления результатов исследований и разработок в соответствующей области знаний
Автономные системы электроснабжения
x
Введение в специальность
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Моделирование в электроэнергетике
x
Надежность электроснабжения
x
Научно-исследовательская практика
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Электроснабжение
x
Энергосбытовая деятельность
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.3:Подготовка элементов документации, проектов планов и программ проведения отдельных этапов работ в соответствующей области знаний
Автономные системы электроснабжения
x
Введение в специальность
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Моделирование в электроэнергетике
x
Надежность электроснабжения
x
Научно-исследовательская практика
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Электроснабжение
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.1:Предпроектное обследование объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Автономные системы электроснабжения
x
Введение в специальность
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.2:Разработка проектной и рабочей документации отдельных разделов проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбережение
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.3:Разработка концепции системы электроснабжения объекта ПД
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.4:Разработка проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Математические задачи электроэнергетики
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Потери и хищение электроэнергии в электрических сетях
x
Преддипломная практика
x
Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Ремонт электрооборудования
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Автоматика» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и

 
оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Автоматика» проводится в виде Экзамен, Курсовая работа.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
15
 
КТ 1
Реферат
5
 
КТ 1
Защита лабораторной работы
5
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 2
Коллоквиум
15
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 2
Реферат
5
 
КТ 2
Защита лабораторной работы
5
 
КТ 3
Коллоквиум
15
 
КТ 3
Тест
5
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 3
Защита лабораторной работы
5
 
Итого
170
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
100
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Коллоквиум
15
Ответы на теоретические вопросы (оценка знаний) 5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины в соответствии с учебной программой, включая вопросы, рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-
 
нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по предложенному вопросу и дополнительным вопросам, заданным экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины, не отраженному в основном задании и выявляют полноту знаний студента по дисциплине. 4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на предложенные вопросы и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой. 3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не 
 
только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. 0-1 баллов выставляется студенту при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу. На некоторые вопросы были даны ответы. Выполнение практического задания (оценка знаний, умений, навыков) 5 баллов. Составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении нет ошибок, задание выполнено рациональным способом. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. Составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении нет существенных ошибок; но задание выполнено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. 3 балла. Задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в употреблении терминов и понятий; задание выполнено не полностью или в общем виде. 2 балла. Задание выполнено частично, с большим количеством ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 1 балл. Задание выполнено неправильно и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 1
Реферат
5
5 баллов. Выступление демонстрирует умения: правильно использовать в устной речи специальные термины и понятия; синтезировать, анализировать, обобщать представленный материал; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать правильные выводы; аргументировать собственную точку зрения; активно использовать самостоятельно подготовленную презентацию. 4 балла. В выступлении отсутствует обобщение представленного материала, установлены не все причинно-следственные связи. 3 балла. В выступлении отсутствует обобщение представленного материала, установлены не все причинно-следственные связи, обучающийся не всегда правильно использует в устной речи специальные термины и понятия, показатели, допущены ошибки в самостоятельно подготовленной презентации. 1-2 балла. Выступление демонстрирует умение правильно использовать специальные термины и понятия, показатели изучаемой дисциплины, но не содержит элементов самостоятельной проработки используемого материала.
 
КТ 1
Защита лабораторной работы
5
5 баллов. Обучающийся выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. На все вопросы даны аргументированные ответы. 4 балла. Основные требования выполнены, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта. При ответе на вопросы были допущены неточности, не более одного вопроса осталось без ответа. 3 балла. Работа выполнена не полностью, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы. Обучающийся не ответил на два и более вопроса. 1-2 балла. Работа выполнена не полностью с большим количеством недочетов и грубых ошибок, объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Обучающийся не смог ответить на вопросы по работе.
 
КТ 1
Тест
5
5 баллов выставляется студенту, который правильно ответил на 15 тестовых заданий. Далее количество баллов высчитывается в зависимости от количества правильных ответов. За каждый правильный вариант ответа начисляется 0,3 балла.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла Задачи решены с небольшими недочетами. 3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1-2 балла Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 
 
КТ 2
Коллоквиум
15
Ответы на теоретические вопросы (оценка знаний) 5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины в соответствии с учебной программой, включая вопросы, рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по предложенному вопросу и дополнительным вопросам, заданным экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины, не отраженному в основном задании и выявляют полноту знаний студента по дисциплине. 4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на предложенные вопросы и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой. 3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, 
 
теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. 0-1 баллов выставляется студенту при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу. На некоторые вопросы были даны ответы. Выполнение практического задания (оценка знаний, умений, навыков) 5 баллов. Составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении нет ошибок, задание выполнено рациональным способом. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. Составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении нет существенных ошибок; но задание выполнено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. 3 балла. Задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в употреблении терминов и понятий; задание выполнено не полностью или в общем виде. 2 балла. Задание выполнено частично, с большим количеством ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 1 балл. Задание выполнено неправильно и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 2
Тест
5
5 баллов выставляется студенту, который правильно ответил на 15 тестовых заданий. Далее количество баллов высчитывается в зависимости от количества правильных ответов. За каждый правильный вариант ответа начисляется 0,3 балла.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла Задачи решены с небольшими недочетами. 3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1-2 балла Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 2
Реферат
5
5 баллов. Выступление демонстрирует умения: правильно использовать в устной речи специальные термины и понятия; синтезировать, анализировать, обобщать представленный материал; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать правильные выводы; аргументировать собственную точку зрения; активно использовать самостоятельно подготовленную презентацию. 4 балла. В выступлении отсутствует обобщение представленного материала, установлены не все причинно-следственные связи. 3 балла. В выступлении отсутствует обобщение представленного материала, установлены не все причинно-следственные связи, обучающийся не всегда правильно использует в устной речи специальные термины и понятия, показатели, допущены ошибки в самостоятельно подготовленной презентации. 1-2 балла. Выступление демонстрирует умение правильно использовать специальные термины и понятия, показатели изучаемой дисциплины, но не содержит элементов самостоятельной проработки используемого материала.
 
КТ 2
Защита лабораторной работы
5
5 баллов. Обучающийся выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. На все вопросы даны аргументированные ответы. 4 балла. Основные требования выполнены, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта. При ответе на вопросы были допущены неточности, не более одного вопроса осталось без ответа. 3 балла. Работа выполнена не полностью, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы. Обучающийся не ответил на два и более вопроса. 1-2 балла. Работа выполнена не полностью с большим количеством недочетов и грубых ошибок, объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Обучающийся не смог ответить на вопросы по работе.
 
КТ 3
Коллоквиум
15
Ответы на теоретические вопросы (оценка знаний) 5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины в соответствии с учебной программой, включая вопросы, рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по предложенному вопросу и дополнительным вопросам, заданным экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины, не отраженному в основном задании и выявляют полноту знаний студента по дисциплине. 4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на предложенные вопросы и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой. 3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции. 2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, 
 
теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины. 0-1 баллов выставляется студенту при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу. На некоторые вопросы были даны ответы. Выполнение практического задания (оценка знаний, умений, навыков) 5 баллов. Составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении нет ошибок, задание выполнено рациональным способом. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. Составлен правильный алгоритм выполнения задания, в логическом рассуждении нет существенных ошибок; но задание выполнено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ. 3 балла. Задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в употреблении терминов и понятий; задание выполнено не полностью или в общем виде. 2 балла. Задание выполнено частично, с большим количеством ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 1 балл. Задание выполнено неправильно и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 3
Тест
5
5 баллов выставляется студенту, который правильно ответил на 15 тестовых заданий. Далее количество баллов высчитывается в зависимости от количества правильных ответов. За каждый правильный вариант ответа начисляется 0,3 балла.
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла Задачи решены с небольшими недочетами. 3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1-2 балла Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
КТ 3
Защита лабораторной работы
5
5 баллов. Обучающийся выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. На все вопросы даны аргументированные ответы. 4 балла. Основные требования выполнены, но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта. При ответе на вопросы были допущены неточности, не более одного вопроса осталось без ответа. 3 балла. Работа выполнена не полностью, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы. Обучающийся не ответил на два и более вопроса. 1-2 балла. Работа выполнена не полностью с большим количеством недочетов и грубых ошибок, объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Обучающийся не смог ответить на вопросы по работе.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Критерии оценки ответа на экзамене
 
Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Автоматика»

1. Резистивные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.

2. Тензорезистивные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.

3. Тепловые преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.

4. Пьезоэлектрические преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.

5. Емкостные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.

6. Гальваномагнитные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.

7. Датчики Холла и области их применения.

8. Основы расчета систем с постоянными магнитами.

9. Основы расчета электромагнитных преобразователей.

10. Применение метода эквивалентных электрических схем для механоэлектрических преобразователей.

11. Цифровые измерительные приборы: измеритель иммитанса и электронные счетчики.

12. Автоматизированная система коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ).

13. Методы и средства измерения температуры.

14. Контактные и неконтактные методы измерения

 
15. Стеклянные жидкостные термометры. Манометрические термометры.

16. Дилатометрические и биметаллические термометры.

17. Методы и средства измерения давления. Единицы измерения.

18. Методы и средства измерения расхода жидкостей и газов

19. Методы и средства измерения уровня заполнения резервуаров

20. Пирометры излучения. Яркостные визуальные пирометры с исчезающей нитью переменного накала.

21. Принципы и методы измерения вакуума

22. Манометрические термометры. Принцип действия. Разновидности

23. Давление. Виды давлений. Методы измерения давления. Деформационные пружинные.

24. Механические средства измерений. Штриховые и концевые меры длины. Принцип построения нониуса.

25. Оптико-механические измерительные приборы. Назначение. Классификация.

26. Приборы светового и теневого сечения. Назначение. Принцип действия.

27. Средства и методы измерения углов. Измерение углов с помощью угольников, угловых плиток, многогранных призм. Гониометрические и тригонометрические методы и средства измерений углов.

28. Механические измерительные головки. Устройство и принцип действия индикатора часового типа. Разновидности индикаторов.

29. Механические измерительные головки. Устройство и принцип действия индикатора часового типа. Разновидности индикаторов.

30. Физическая величина как объект измерения. Истинное и действительное значение физической величины. Классификация измерений.

31. Принцип и метод измерения. Классификация методов измерений.

32. Погрешность измерений. Виды погрешностей.

33. Средства измерений. Классификация средств измерений по метрологическому признаку.

34. Цифровые измерительные приборы. Их достоинства и особенности.

35. Виды регистрации измерительной информации.

36. Электромагнитные амперметры и вольтметры.

37. Метрологические характеристики средств измерений.

38. Измерительное преобразование. Разновидности измерительных преобразователей.

39. Электростатические измерительные приборы.

40. Магнитный метод регистрации измерительной информации. Устройство магнитографа

41. Электромагнитные измерительные приборы.

42. Самопишущие приборы прямого действия.

43. Электродинамические измерительные приборы.

44. Структурные схемы электрических приборов для измерения неэлектрических величин. Измерительные преобразователи.

45. Функция преобразования. Влияние внешних факторов на выходной сигнал преобразователя.

46. Основные свойства измерительных преобразователей. Классификация измерительных преобразователей.

47. Механические упругие измерительные преобразователи. Биметаллические термопреобразователи.

48. Резистивные преобразователи механических величин. Контактные преобразователи. Реостатные преобразователи. Тензорезисторы. Конструкции тензорезисторов и их особенности.

49. Пьезоэлектрические преобразователи. Область применения пьезоэлектрических преобразователей.

50. Емкостные преобразователи. Назначение и конструкции емкостных преобразователей.

51. Электромагнитные преобразователи. Индуктивные, трансформаторные и индукционные электромагнитные преобразователи. Магнитоупругие преобразователи.

52. Тепловые преобразователи. Принцип действия. Конструкции тепловых преобразователей.

53. Термоэлектрические преобразователи. Сущность термоэлектричества. Материалы, применяемые в промышленных термопарах. 54. Назначение, устройство, включение трансформаторов тока. Классы точности трансформаторов тока, режим работы, погрешности.

 
55. Назначение, устройство, включение измерительных трансформаторов напряжения, классы точности.

56. Схема дифференциального инструментального усилителя. Коэффициент усиления инструментального усилителя, подавление синфазного сигнала, входное сопротивление.

57. Назначение и технические характеристики измерительных генераторов.

58. Примеры регулирования температуры в заданном диапазоне (температуры в печах, в помещениях, в теплицах).

59. Расчет резистивных делителей напряжения. Расчет шунтов с заданным коэффициентом шунтирования.

60. Измерительные информационные системы. Общие свойства и элементы измерительных информационных систем. Основные структуры измерительных информационных систем.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Смирнов Ю. А. Технические средства автоматизации и управления [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 456 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/174286 
 
Л1.2 Ившин В. П., Перухин М. Ю. Современная автоматика в системах управления технологическими процессами [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 405 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=396426 
 
дополнительная
 
Л2.1 Фурсенко С. Н., Якубовская Е. С. Автоматизация технологических процессов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 377 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=390468 
 
Л2.2 Водовозов А. М. Микроконтроллеры для систем автоматики [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2022. - 168 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=417408 
 
Л2.3 Минаев И. Г., Самойленко В. В., Ушкур Д. Г., Федоренко И. В. Свободно программируемые устройства в автоматизированных системах управления:учеб. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 18,4 МБ
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Шарапов В. М., Полищук Е. С., Кошевой Н. Д., Ишанин Г. Г., Минаев И. Г., Совлуков А. С. Датчики:справ. пособие. - М.: Техносфера, 2012. - 624 с.
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Электротехника
https://electrono.ru
1
 
Радиоэлектроника и электротехника
https://www.radioingener.ru
2
 
Электронная электротехническая библиотека
http://www.electrolibrary.info 
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
Профессиональный уровень бакалавриата  инженерного профиля во много зависит от того освоил ли он процессы и явления, которые происходят в электроустановках, принципы построения и функционирования отдельных элементов и электроэнергетической системы в целом.

Работа на лекции Умение достаточно полно записать содержание лекции – важнейший навык, без которого нельзя успешно учиться. Навык  конспектирования легко поддается фор-мированию. Конспекты имеют свои особенности:

1. Конспект требует быстрой записи.

2. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться.

3. В конспекте допускаются такие формы, которые понятны только автору.

4. Конспект – это запись смысла лекции.

Работа с литературой. Овладение методическими приемами работы с литературой - одна из важнейших задач студента. Углубленная работа с книгой – гарантия того, что студент станет хорошим специалистом и в будущей профессиональной деятельности будет способен самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Работа с книгой включает следующие этапы.

1. Предварительное знакомство с содержанием всей книги или какого-то ее раздела.

2. Углубленное чтение текста книги должно преследовать следующие цели: усвоить ос-новные положения; усвоить фактический материал; логическое обоснование главной мысли и выводов.

3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не кон-спектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении кур-совых, дипломных работ, для участия в научных исследованиях.

4. Составление тезисов или конспекта книги или ее части.

5. Написание реферата.

Тезисы надо писать своими словами, но наиболее важные положения изучаемой работы лучше записать в виде цитаты. Цитат или выписки из книги можно рассматривать как допол-нение к тезисам.

Конспект - это краткий пересказ своими словами содержания работы или ее части. Пра-вильно составленный конспект определяет уровень, степень понимания и усвоения изучаемой работы. Оформление конспекта должно включать следующее: название работы, главы, сам текст конспекта.

Текст следует писать аккуратно и разборчиво. Это значительно облегчит использование конспекта, т.к. при последующем изучении все усилия будут направлены на осмысление со-держания, а  на расшифровку. Каждая фраза в конспекте должна быть наполнена смысловым содержанием. Объем конспектов должен быть в 10-15 раз меньше объема конспектируемого текста. Многословие конспекта – не просто его недостаток, а свидетельство недостаточной четкости и ясности мышления. Конспектирование учебника следует начинать после изучения записей лекций, проработки учебных пособий. В таком случае, конспектирование станет ло-гическим продолжением и развитием известных студенту положений.

Очень важно не ограничиваться одним изложением текста, в конспект следует вносить собственные мысли, комментарии к содержанию изучаемой работы. Это наиболее существен-ный показатель творческого отношения к изучаемому разделу, ценнейший результат самостоя-тельного труда.

Как подготовиться к лабораторному занятию

Главная цель лабораторного занятия – закрепление теоретических положений на практике и формирование практического опыта экспериментальной работы. Для её реализации студенту перед выполнением лабораторной работы необходимо:

1) самостоятельно подготовиться к ней по конспектам лекций и рекомендованной литературе изучить теоретический материал,  познакомиться с методикой проведения эксперимента и подгото-вить бланк отчета (тема, цель, оборудование, схема эксперимента, таблицы, формулы и др.);

2) познакомиться с оборудованием лабораторных стендов, которое приведено в Приложении 1[4, с.182-198] основной литературы.

Выполнение вышеперечисленного свидетельствует о готовности студента к выполнению экспериментальной части работы в аудитории. Получив допуск к работе, студент под контролем преподавателя проводит запланированные эксперименты. По полученным данным строит необхо-димые зависимости, диаграммы, рассчитывает требуемые величины, погрешности измерений, дела-

 
ет выводы и отвечает на контрольные вопросы.

Написание докладов. Доклад – это краткое изложение содержания научных трудов, литера-турных источников по определенной теме или лекции, которая была пропущена студентом в силу объективных, субъективных причин и подлежащая самостоятельной проработке. Целью доклада является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы. Объем доклада зависит от степени раскрытия содержания темы и поэтому не имеет строгого регла-мента и колеблется в пределах от 10 до 20 страниц. Подготовка доклада подразумевает самостоя-тельное изучение студентом определённой темы по нескольким источникам информации (учебни-кам, научным статьям, технической и справочной литературы в бумажной и электронной форме, электронным ресурсам Интернета), систематизацию найденного материала и краткое его изложение. Помимо четко изложенного и структурированного материала, обязательно наличие выводов. Недо-пустимо простое копирование текста из книги, либо же скачивание из сети Интернет готовой рабо-ты.  Нормативные требования к написанию доклада основываются на следующих принципах:  Начать рекомендуется с обоснования актуальности темы и постановки задач для её раскрытия. Отобрать необходимый материал. Самое главное - "не жадничать" и убирать те данные, которые не смогут раскрыть сущность темы. В основной части доклад обязательно разбить на параграфы, в кон-це сделать заключение с изложением своей точки зрения. Является недопустимым наличие нечетких формулировок, а также речевых и орфографических ошибок Подготовка реферата должна осуществ-ляться на базе тех научных материалов, которые актуальны на сегодняшний день. Естественно, это касается списка используемой литературы. Оформлять его рекомендуется согласно ГОСТа 2008 го-да.

Доклад должен содержать:

 титульный лист,

 оглавление,

 введение,

 основную часть (разделы, параграфы),

 выводы (заключительная часть),

 приложения,

 пронумерованный список использованной литературы (не менее 5-и источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.

В оглавлении указываются номера страниц по отдельным разделам или параграфам.

Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной про-блематике, его теоретическое и прикладное значение.

Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, жела-тельно своими словами.  Особое внимание должно быть уделено оформлению цитат, которые вклю-чаются в текст в кавычках, а далее в квадратных скобках дается порядковый номер первоисточника из списка литературы и через точку с запятой номер страницы. Также следует учитывать общие пра-вила оформления текста (см. http://comp-science.narod.ru/pr_nab.htm).

Текст доклада выполняется на компьютере: выравнивание по ширине, междустрочный ин-тервал – полтора, шрифт – Times New Roman (14 пт.), параметры полей - нижнее и верхнее - 15 мм, левое - 25, а правое - 10 мм, а отступ абзаца - 1,5 см.

В тексте обязательно акцентировать внимание на определенных терминах, понятиях и фор-мулах при помощи подчеркивания, курсива и жирного шрифта. В основной части в логической по-следовательности излагается материал темы. Помимо этого, должны выделяться наименования раз-делов или параграфов. Имеющиеся перечисления оформляются в виде нумерованного или маркиро-ванного списка.

Выступление с докладом сопровождается презентацией и  завершается ответами на вопросы аудитории слушателей.

Презентация оформляется согласно правилам:

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Для текстовой ин-формации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Текстовая информация

­ размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

 
­ цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

­ тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

­ курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация

­ рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

­ желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

­ цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

­ иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

­ если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для де-монстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук

­ звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

­ необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

­ если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

­ стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

­ не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

­ оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

­ все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

­ информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

­ рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

­ желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

­ ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

­ информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

­ наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

­ логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько адекватно она воспринимается.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
ЭЛ-206
Оснащение: специализированная мебель на 117 посадочных мест, персональный компьютер – 1шт., телевизор LG 65UH LED -1 шт.,   Звуковая аппаратура  – 1 шт.,, документ-камера портативная  Aver Vision – 1 шт., коммутатор Compex DS  – 1 шт., магнитно-маркерная доска 90х180 – 1шт, учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

ЭЛ-207

Оснащение:  Лабораторные стенды  (в комплектацию входят:  панель оператора графическая ИП 320, прибор МВА8, прибор МВУ8-Р ,прибор ПЛК 100, прибор ТРМ151, прибор БПБ, прибор ЭП10, прибор АС4) – 6 шт; компьютеры Kraftway Credo KC- 6 шт., Специализированные лабораторные стенды по свободно программируемым усройствам автоматизации компании ОВЕН - 6 штук., плазменный телевизор Panasonic – 1 шт, ноутбук Aser Aspire 5720G – 1 шт., специализированная мебель  на 15 посадочных мест, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
2. Учебная аудитория № ЭЛ-207
ЭЛ-207
Оснащение:  Лабораторные стенды  (в комплектацию входят:  панель оператора графическая ИП 320, прибор МВА8, прибор МВУ8-Р ,прибор ПЛК 100, прибор ТРМ151, прибор БПБ, прибор ЭП10, прибор АС4) – 6 шт; компьютеры Kraftway Credo KC- 6 шт., Специализированные лабораторные стенды по свободно программируемым усройствам автоматизации компании ОВЕН - 6 штук., плазменный телевизор Panasonic – 1 шт, ноутбук Aser Aspire 5720G – 1 шт., специализированная мебель  на 15 посадочных мест, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 
ЭЛ-207

Оснащение:  Лабораторные стенды  (в комплектацию входят:  панель оператора графическая ИП 320, прибор МВА8, прибор МВУ8-Р ,прибор ПЛК 100, прибор ТРМ151, прибор БПБ, прибор ЭП10, прибор АС4) – 6 шт; компьютеры Kraftway Credo KC- 6 шт., Специализированные лабораторные стенды по свободно программируемым усройствам автоматизации компании ОВЕН - 6 штук., плазменный телевизор Panasonic – 1 шт, ноутбук Aser Aspire 5720G – 1 шт., специализированная мебель  на 15 посадочных мест, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
ЭЛ-207
Оснащение:  Лабораторные стенды  (в комплектацию входят:  панель оператора графическая ИП 320, прибор МВА8, прибор МВУ8-Р ,прибор ПЛК 100, прибор ТРМ151, прибор БПБ, прибор ЭП10, прибор АС4) – 6 шт; компьютеры Kraftway Credo KC- 6 шт., Специализированные лабораторные стенды по свободно программируемым усройствам автоматизации компании ОВЕН - 6 штук., плазменный телевизор Panasonic – 1 шт, ноутбук Aser Aspire 5720G – 1 шт., специализированная мебель  на 15 посадочных мест, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Автоматика»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ Доцент , Кандидат технических наук Мишуков Станислав Вадимович
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент , Кандидат технических наук Антонов Сергей Николаевич
 
_______________________ Доцент , Кандидат технических наук Шарипов Ильдар Курбангалиевич
 
Рабочая программа дисциплины «Автоматика» рассмотрена на заседании Кафедра электротехники, физики и охраны труда протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Воротников Игорь Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Автоматика» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника