УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Цели и задачи проводимых исследований и разработок
умеет
Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Сбор, обработка, анализ и обобщение передо-вого отечественного и международного опыта в соответствующей области исследований
Отечественный и международный опыт в соответствующей области исследований
умеет
Применять актуальную нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Составление отчетов (разделов отчетов) по теме или по результатам проведенных экспериментов
Методы и средства планирования и организации научных исследовании и опытно-конструкторских разработок
умеет
Применять нормативную документацию в соответствующей области знаний
владеет навыками
Проведение работ по формированию элементов технической документации на основе внедрения результатов научно-исследовательских работ
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
умеет
владеет навыками
Определение характеристик объекта капи-тального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Правила автоматизированной системы управления организацией
умеет
Выполнять расчеты для разработки комплекта конструкторской документации для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Сбор информации по существующим техническим решениям систем электроснабжения объ-екта капитального строительства
Требования нормативных технических доку-ментов к устройству системы электроснабжения объекта капитального строительства
умеет
Разрабатывать концепции системы электроснабжения объекта ПД
владеет навыками
Разработка вариантов структурных схем системы электроснабжения объекта капитального строительства и выбор оптимальной структурной схемы
Правила устройства электроустановок
умеет
Типовые проектные решения системы электроснабжения объектов капитального строительства
владеет навыками
Выбор оборудования для системы электроснабжения объектов капитального строительства
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Проблемы и перспективы автоматизации производства.
Системы логического управления (СЛУ)
(лекция дискуссия)
(лекция – беседа)
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Автоматика».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Автоматика».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Автоматика».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (реферат).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и
Промежуточная аттестация по дисциплине «Автоматика» проводится в виде Экзамен, Курсовая работа.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1. Резистивные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.
2. Тензорезистивные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.
3. Тепловые преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.
4. Пьезоэлектрические преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.
5. Емкостные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.
6. Гальваномагнитные преобразователи: принцип работы, виды, конструкция и области применения.
7. Датчики Холла и области их применения.
8. Основы расчета систем с постоянными магнитами.
9. Основы расчета электромагнитных преобразователей.
10. Применение метода эквивалентных электрических схем для механоэлектрических преобразователей.
11. Цифровые измерительные приборы: измеритель иммитанса и электронные счетчики.
12. Автоматизированная система коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ).
13. Методы и средства измерения температуры.
14. Контактные и неконтактные методы измерения
16. Дилатометрические и биметаллические термометры.
17. Методы и средства измерения давления. Единицы измерения.
18. Методы и средства измерения расхода жидкостей и газов
19. Методы и средства измерения уровня заполнения резервуаров
20. Пирометры излучения. Яркостные визуальные пирометры с исчезающей нитью переменного накала.
21. Принципы и методы измерения вакуума
22. Манометрические термометры. Принцип действия. Разновидности
23. Давление. Виды давлений. Методы измерения давления. Деформационные пружинные.
24. Механические средства измерений. Штриховые и концевые меры длины. Принцип построения нониуса.
25. Оптико-механические измерительные приборы. Назначение. Классификация.
26. Приборы светового и теневого сечения. Назначение. Принцип действия.
27. Средства и методы измерения углов. Измерение углов с помощью угольников, угловых плиток, многогранных призм. Гониометрические и тригонометрические методы и средства измерений углов.
28. Механические измерительные головки. Устройство и принцип действия индикатора часового типа. Разновидности индикаторов.
29. Механические измерительные головки. Устройство и принцип действия индикатора часового типа. Разновидности индикаторов.
30. Физическая величина как объект измерения. Истинное и действительное значение физической величины. Классификация измерений.
31. Принцип и метод измерения. Классификация методов измерений.
32. Погрешность измерений. Виды погрешностей.
33. Средства измерений. Классификация средств измерений по метрологическому признаку.
34. Цифровые измерительные приборы. Их достоинства и особенности.
35. Виды регистрации измерительной информации.
36. Электромагнитные амперметры и вольтметры.
37. Метрологические характеристики средств измерений.
38. Измерительное преобразование. Разновидности измерительных преобразователей.
39. Электростатические измерительные приборы.
40. Магнитный метод регистрации измерительной информации. Устройство магнитографа
41. Электромагнитные измерительные приборы.
42. Самопишущие приборы прямого действия.
43. Электродинамические измерительные приборы.
44. Структурные схемы электрических приборов для измерения неэлектрических величин. Измерительные преобразователи.
45. Функция преобразования. Влияние внешних факторов на выходной сигнал преобразователя.
46. Основные свойства измерительных преобразователей. Классификация измерительных преобразователей.
47. Механические упругие измерительные преобразователи. Биметаллические термопреобразователи.
48. Резистивные преобразователи механических величин. Контактные преобразователи. Реостатные преобразователи. Тензорезисторы. Конструкции тензорезисторов и их особенности.
49. Пьезоэлектрические преобразователи. Область применения пьезоэлектрических преобразователей.
50. Емкостные преобразователи. Назначение и конструкции емкостных преобразователей.
51. Электромагнитные преобразователи. Индуктивные, трансформаторные и индукционные электромагнитные преобразователи. Магнитоупругие преобразователи.
52. Тепловые преобразователи. Принцип действия. Конструкции тепловых преобразователей.
53. Термоэлектрические преобразователи. Сущность термоэлектричества. Материалы, применяемые в промышленных термопарах. 54. Назначение, устройство, включение трансформаторов тока. Классы точности трансформаторов тока, режим работы, погрешности.
56. Схема дифференциального инструментального усилителя. Коэффициент усиления инструментального усилителя, подавление синфазного сигнала, входное сопротивление.
57. Назначение и технические характеристики измерительных генераторов.
58. Примеры регулирования температуры в заданном диапазоне (температуры в печах, в помещениях, в теплицах).
59. Расчет резистивных делителей напряжения. Расчет шунтов с заданным коэффициентом шунтирования.
60. Измерительные информационные системы. Общие свойства и элементы измерительных информационных систем. Основные структуры измерительных информационных систем.
Работа на лекции Умение достаточно полно записать содержание лекции – важнейший навык, без которого нельзя успешно учиться. Навык конспектирования легко поддается фор-мированию. Конспекты имеют свои особенности:
1. Конспект требует быстрой записи.
2. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться.
3. В конспекте допускаются такие формы, которые понятны только автору.
4. Конспект – это запись смысла лекции.
Работа с литературой. Овладение методическими приемами работы с литературой - одна из важнейших задач студента. Углубленная работа с книгой – гарантия того, что студент станет хорошим специалистом и в будущей профессиональной деятельности будет способен самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Работа с книгой включает следующие этапы.
1. Предварительное знакомство с содержанием всей книги или какого-то ее раздела.
2. Углубленное чтение текста книги должно преследовать следующие цели: усвоить ос-новные положения; усвоить фактический материал; логическое обоснование главной мысли и выводов.
3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо тогда, когда работа не кон-спектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении кур-совых, дипломных работ, для участия в научных исследованиях.
4. Составление тезисов или конспекта книги или ее части.
5. Написание реферата.
Тезисы надо писать своими словами, но наиболее важные положения изучаемой работы лучше записать в виде цитаты. Цитат или выписки из книги можно рассматривать как допол-нение к тезисам.
Конспект - это краткий пересказ своими словами содержания работы или ее части. Пра-вильно составленный конспект определяет уровень, степень понимания и усвоения изучаемой работы. Оформление конспекта должно включать следующее: название работы, главы, сам текст конспекта.
Текст следует писать аккуратно и разборчиво. Это значительно облегчит использование конспекта, т.к. при последующем изучении все усилия будут направлены на осмысление со-держания, а на расшифровку. Каждая фраза в конспекте должна быть наполнена смысловым содержанием. Объем конспектов должен быть в 10-15 раз меньше объема конспектируемого текста. Многословие конспекта – не просто его недостаток, а свидетельство недостаточной четкости и ясности мышления. Конспектирование учебника следует начинать после изучения записей лекций, проработки учебных пособий. В таком случае, конспектирование станет ло-гическим продолжением и развитием известных студенту положений.
Очень важно не ограничиваться одним изложением текста, в конспект следует вносить собственные мысли, комментарии к содержанию изучаемой работы. Это наиболее существен-ный показатель творческого отношения к изучаемому разделу, ценнейший результат самостоя-тельного труда.
Как подготовиться к лабораторному занятию
Главная цель лабораторного занятия – закрепление теоретических положений на практике и формирование практического опыта экспериментальной работы. Для её реализации студенту перед выполнением лабораторной работы необходимо:
1) самостоятельно подготовиться к ней по конспектам лекций и рекомендованной литературе изучить теоретический материал, познакомиться с методикой проведения эксперимента и подгото-вить бланк отчета (тема, цель, оборудование, схема эксперимента, таблицы, формулы и др.);
2) познакомиться с оборудованием лабораторных стендов, которое приведено в Приложении 1[4, с.182-198] основной литературы.
Выполнение вышеперечисленного свидетельствует о готовности студента к выполнению экспериментальной части работы в аудитории. Получив допуск к работе, студент под контролем преподавателя проводит запланированные эксперименты. По полученным данным строит необхо-димые зависимости, диаграммы, рассчитывает требуемые величины, погрешности измерений, дела-
Написание докладов. Доклад – это краткое изложение содержания научных трудов, литера-турных источников по определенной теме или лекции, которая была пропущена студентом в силу объективных, субъективных причин и подлежащая самостоятельной проработке. Целью доклада является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы. Объем доклада зависит от степени раскрытия содержания темы и поэтому не имеет строгого регла-мента и колеблется в пределах от 10 до 20 страниц. Подготовка доклада подразумевает самостоя-тельное изучение студентом определённой темы по нескольким источникам информации (учебни-кам, научным статьям, технической и справочной литературы в бумажной и электронной форме, электронным ресурсам Интернета), систематизацию найденного материала и краткое его изложение. Помимо четко изложенного и структурированного материала, обязательно наличие выводов. Недо-пустимо простое копирование текста из книги, либо же скачивание из сети Интернет готовой рабо-ты. Нормативные требования к написанию доклада основываются на следующих принципах: Начать рекомендуется с обоснования актуальности темы и постановки задач для её раскрытия. Отобрать необходимый материал. Самое главное - "не жадничать" и убирать те данные, которые не смогут раскрыть сущность темы. В основной части доклад обязательно разбить на параграфы, в кон-це сделать заключение с изложением своей точки зрения. Является недопустимым наличие нечетких формулировок, а также речевых и орфографических ошибок Подготовка реферата должна осуществ-ляться на базе тех научных материалов, которые актуальны на сегодняшний день. Естественно, это касается списка используемой литературы. Оформлять его рекомендуется согласно ГОСТа 2008 го-да.
Доклад должен содержать:
титульный лист,
оглавление,
введение,
основную часть (разделы, параграфы),
выводы (заключительная часть),
приложения,
пронумерованный список использованной литературы (не менее 5-и источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.
В оглавлении указываются номера страниц по отдельным разделам или параграфам.
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной про-блематике, его теоретическое и прикладное значение.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, жела-тельно своими словами. Особое внимание должно быть уделено оформлению цитат, которые вклю-чаются в текст в кавычках, а далее в квадратных скобках дается порядковый номер первоисточника из списка литературы и через точку с запятой номер страницы. Также следует учитывать общие пра-вила оформления текста (см. http://comp-science.narod.ru/pr_nab.htm).
Текст доклада выполняется на компьютере: выравнивание по ширине, междустрочный ин-тервал – полтора, шрифт – Times New Roman (14 пт.), параметры полей - нижнее и верхнее - 15 мм, левое - 25, а правое - 10 мм, а отступ абзаца - 1,5 см.
В тексте обязательно акцентировать внимание на определенных терминах, понятиях и фор-мулах при помощи подчеркивания, курсива и жирного шрифта. В основной части в логической по-следовательности излагается материал темы. Помимо этого, должны выделяться наименования раз-делов или параграфов. Имеющиеся перечисления оформляются в виде нумерованного или маркиро-ванного списка.
Выступление с докладом сопровождается презентацией и завершается ответами на вопросы аудитории слушателей.
Презентация оформляется согласно правилам:
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Для текстовой ин-формации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.
Текстовая информация
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для де-монстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько адекватно она воспринимается.
ЭЛ-207
Оснащение: Лабораторные стенды (в комплектацию входят: панель оператора графическая ИП 320, прибор МВА8, прибор МВУ8-Р ,прибор ПЛК 100, прибор ТРМ151, прибор БПБ, прибор ЭП10, прибор АС4) – 6 шт; компьютеры Kraftway Credo KC- 6 шт., Специализированные лабораторные стенды по свободно программируемым усройствам автоматизации компании ОВЕН - 6 штук., плазменный телевизор Panasonic – 1 шт, ноутбук Aser Aspire 5720G – 1 шт., специализированная мебель на 15 посадочных мест, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.