УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области экологии и природопользования
умеет
демонстрировать системный подход для решения задач в области экологии и природопользования
владеет навыками
владеть базовыми знаниями физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области эко-логии и природопользования
основных законов и теоретических основ химии
умеет
демонстрировать знание базовых знаний химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
владеет навыками
владеть способностью проводить химико-аналитические исследования в области экологии и природопользования
Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаХимия
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаБотаника с основами фитоценологии
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаПочвоведение
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаГеология с основами геоморфологии
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаУчение об атмосфере
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаГеография (социально-экономическая)
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаБиология
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаЛандшафтоведение
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаУчение о гидросфере
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаОзнакомительная практика
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаХимия неорганическая
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаХимия органическая
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаФизика
Ботаника с основами фитоценологии
Почвоведение
Геология с основами геоморфологии
Учение об атмосфере
География (социально-экономическая)
Биология
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Ознакомительная практика
Химия неорганическая
Химия органическая
Физика
МатематикаМатематика
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
1. Рабочую программу дисциплины «Физико-химические методы исследования».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Физико-химические методы исследования».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Физико-химические методы исследования» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Задания на проверку умений и навыков
5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.
2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Гравиметрический метод анализа Классификация химических методов анализа. Сущность гравиметрического анализа. Область применения.
3. Операции гравиметрического анализа: отбор средней пробы, перекристаллиза-ция, взятие навески вещества, растворение анализируемого вещества, осаждение, фильтрование, соосаждение, промывание осадка, высушивание и прокаливание осадка.
4.Титриметрический анализ: классификация методов, сущность методов, измери-тельная посуда. Способы выражения состава растворов и вычисление в различных методах титриметрического анализа.
5. Основные понятия: титрование, точка эквивалентности, конец титрования, стан-дартные и стандартизированные растворы. Первичные стандарты и требования, предъявляемые к ним. Фиксаналы. Точность титриметрического анализа. Источни-ки погрешностей.
6. Кислотно-основное титрование. Сущность метода.
7. Вычисление рН в различные моменты титрования и построение кривых титрова-ния сильных и слабых кислот и оснований.
8. Роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования. Выбор индикатора для установления точки титрования. Ошибки титрования.
9. Классификация методов окислительно-восстановительного титрования
10. Индикаторы, применяемые в окислительно-восстановительных методах: специ-фические и окислительно-восстановительные.
11. Перманганатометрия. Общая характеристика метода. Первичные стандарты. Стандартизация раствора перманганата калия.
12. Йодометрия. Первичные растворы. Стандартизация раствора тиосульфата.
13. Осадительное титрование.Сущность метода. Требования, предъявляемые к реак-циям в осадительном титровании.
14. Аргентометрия, роданометрия. Методы Мора.
15. Комплексонометрическое титрование. Сущность метода.
16. Физико-химические методы анализа. Классификация методов.
17. Сущность фотометрического анализа. Фотоколориметрические методы. Сущ-ность колориметрического анализа. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Оптическая плот-ность раствора.
18. Устройство ФЭК-56 М. Применение фотометрического анализа.
19. Потенциометрический метод анализа.Сущность метода. Область его примене-ния.
20. Гальванический элемент. Индикаторный электрод. Электрод сравнения. ЭДС гальванического элемента.
21.Методы потенциометрического анализа. Потенциометрические методы опреде-ления концентрации водородных ионов. РН-метр.
22.Потенциометрическое титрование. Кривые потенциометрического титрования с использованием реакций нейтрализации. Способы нахождения конечной точки тит-рования.
24. Кондуктометрическое титрование. Кривая кондуктометрического титрования. Определение конечной точки титрования.
25. Сущность хроматографического анализа.
26. Классификация методов хроматографического анализа. Методы получения хро-матограмм. Типы стационарных и подвижных фаз.
27. Ионообменная хроматография.
28. Газовая хроматография
29. Распределительная хроматография.
30. Применение хроматографии для определения и разделения неорганических и органических веществ.
31.Спектроскопические методы анализа. Общая характеристика метода. Классифи-кация.
32. Основные методы ренгеноспектральноэмиссионого анализа. Пределы обнаруже-ния в методах рентгеноспектрального анализа.
Темы рефератов
1. Химия «горячих» атомов.
2. Химия высоких скоростей.
3. Высокотемпературная химия.
4. Ультрамикрохимия.
5. Внутрикомплексные соединения.
6. Редкоземельные элементы. Синтетические элементы.
7. Новое учение о коррозии.
8. Электроны и химическая связь.
9. Ионизационные потенциалы положение элементов в системе Д.И. Менделеева.
10. Основные представления квантовой механики.
11. История появления карандаша (углерод).
12. Металлополимерные материалы.
13. Координационная теория Альфреда Вернера.
14. Комплексы и агрегатное состояние.
15. Комплексные соединения в науки и технике.
16. Значение естественной радиоактивности в жизни растений и животных.
17. Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве и медицине.
18. История развития электролитической диссоциации Аррениуса (1887).
19. Эмиссионный спектральный анализ.
20. Абсорбционная спектроскопия.
21. Атомно-абсорбционный спектральный анализ.
22. Рефрактометрические методы анализа.
23. Вольтамперометрия.
24. Радиометрические методы анализа.
25. Масс –спектрометрия.
26. Хроматография.
Вопросы к контрольной работе
1. Какие реакции называются аналитическими?
2. Что обнаруживают аналитическими реакциями, которые протекают между раство-рами веществ?
3. Что называется открываемым минимумом, минимальной концентрацией?
4. Что такое специфичность реакции, селективность реакции?
5. Какой анализ называется дробным, систематическим?
6. Что такое групповой реагент?
7. Какие признаки лежат в основе классификации катионов?
8. Назовите катионы, входящие в первую аналитическую группу?
9. Какие катионы входят во вторую аналитическую группу, чем они отличаются от
10. Назовите катионы третьей аналитической группы. Какой реактив является группо-вым на катионы третьей группы?
11. На чем основано разделение катионов четвертой аналитической группы на две подгруппы? Перечислите катионы, входящие в подгруппы?
12. Какие катионы относятся к первой аналитической группе?
13. Почему катион магния относится к первой группе?
14. В какой последовательности выполняют операции в ходе анализа смеси катионов первой группы? Дать пояснение.
15. Качественная реакция на катион аммония.
16. Качественная реакция на катион магния.
17. На чем основано удаление катиона аммония из анализируемого раствора?
18. Качественная реакция на катион калия, условия проведения реакция.
19. На чем основано удаление катиона магния из раствора?
20. Качественная реакция на катион натрия, условия проведения реакции.
21. Биологическое значение катионов 1-ой группы.
22. Какие катионы относятся ко второй аналитической группе?
23. В какой последовательности выполняют операции в ходе анализа смеси катионов второй и первой группы? Дать пояснение.
24. Что является групповым реактивом на катионы второй группы, почему его действие ведут в присутствии NH4OH, NH4Cl, при нагревании раствора до 50÷700C.
25. Качественная реакция на катион бария. Почему при взаимодействии катиона бария с дихромат-ионом образуется осадок хромата бария?
26. Качественная реакция на катион кальция.
27. Биологическое значение катионов 2-ой группы.
28. Какие катионы относятся к третьей аналитической группе, их общая характери-стика, биологическое значение?
29. Действие группового реактива на третью группу. С какой целью добавляют NH4OH, NH4Cl, нагревают раствор?
30. Почему при осаждении катионов третьей группы сульфидом аммония катион алюминия осаждается в виде гидроксида алюминия?
31. На чем основано отделение катионов алюминия и цинка от катионов железа и марганца?
32. Почему катионы железа и марганца можно обнаружить в начале хода анализа пе-ред отделением третьей группы? Качественные реакции на данные катионы.
33. На каком свойстве гидроксида алюминия основано обнаружение Al3+ в присут-ствии Zn2+.
34. Последовательность хода анализа смеси катионов третьей группы с отделением от второй и первой групп, ее обоснование.
35. Какие катионы относятся к 4-ой аналитической группе? Чем они отличаются от катионов 3-ей группы?
36. Что является групповым реактивом (реагентом) на катионы 4-ой группы? В виде каких соединений осаждаются данные катионы?
37. По растворимости каких соединений 4-ая группа делится на две подгруппы? Какие катионы относятся к подгруппе серебра, а какие – к подгруппе меди?
38. Какие катионы 4-ой группы выпадают в осадок при действии HCl?
39. Какова растворимость в воде гидроксидов, карбонатов, фосфатов, хроматов катио-нов 4-ой группы, напишите молекулярные формулы данных соединений?
40. Какая комплексная соль образуется при растворении AgCl в NH4OH? Напишите уравнение реакции.
41. Какая комплексная соль образуется при взаимодействии Cu2+ с избытком NH4OH? Напишите уравнение реакции.
42. Биологическое значение катионов 4-ой группы.
43. Классификация анионов на три аналитических группы. Указать групповые реактивы.
44. На чем основано обнаружение SO42- в присутствии CO32- и PO43-?
45. Какой аналитической реакцией обнаруживают CO32- в ходе анализа?
47. На чем основано обнаружение Cl- в присутствии Br- и J-?
48. На чем основано обнаружение J- и Br- хлорной водой при совместном их присутствии?
49. Какой аналитической реакцией обнаруживают NO3- в ходе анализа?
Коллоквиум является одним из средств текущего контроля в освоении учебной дис-циплины. Коллоквиум используется для проверки и оценивания знаний, умений и навы-ков студентов после завершения изучения второго, шестого и восьмого разделов дисци-плины.
Коллоквиум проводится в виде устного опроса группы студентов во время аудитор-ной самостоятельной работы. Максимальное количество баллов, которые может полу-чить студент, участвуя в коллоквиуме, равно 10 баллам.
Во время проведения коллоквиума оценивается способность студента правильно сформулировать ответ, умение выражать свою точку зрения по данному вопросу, ориен-тироваться в терминологии и применять полученные в ходе лекций и практик знания.
Контрольная работа
Контрольная работа - это метод проверки знаний студентов. Состоит, из задач или определенного количества вопросов, либо совокупности вопросов и заданий. Проведение контрольных работ позволяет определить способности студентов к логическому мышле-нию и изложению определенной точки зрения по конкретным проблемам дисциплины. Такие работы показывают, насколько студенты владеют умением использовать приобре-тенные знания в процессе анализа конкретных проблем. Контрольная работа проводится в виде письменного опроса группы студентов во время аудиторной самостоятельной ра-боты. Максимальное количество баллов, которые может получить студент, на контроль-ной работе, равно 20 баллам.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.