2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Физико-химические методы исследования_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.46 Физико-химические методы исследования
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2025
 
1. Цель дисциплины
является получение представлений о теоретических основах физико-химические методах исследований, количественной оценки состояния природной среды и техногенного воз-действия на геологические и биологические среды с использованием методов физико-химических исследований, разработке мероприятий по организации системы контроля качества экологической безопасности природных ландшафтов и урбанизированных тер-риторий и методов количественной оценки антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду при проведении полевых и лабораторных исследований.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.2 Применяет базовые знания физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области экологии и природопользования
знает

физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области экологии и природопользования

умеет

демонстрировать системный подход для решения задач в области экологии и природопользования

владеет навыками

владеть базовыми знаниями физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области эко-логии и природопользования  

 
 
 
 
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
знает

основных законов и теоретических основ химии

умеет

демонстрировать знание базовых знаний химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования

владеет навыками

владеть способностью проводить химико-аналитические исследования в области экологии и природопользования 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Физико-химические методы исследования» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Физико-химические методы исследования» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаХимия

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаБотаника с основами фитоценологии

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаПочвоведение

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаГеология с основами геоморфологии

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаУчение об атмосфере

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаГеография (социально-экономическая)

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаБиология

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаЛандшафтоведение

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаУчение о гидросфере 

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаОзнакомительная практика

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаХимия неорганическая

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаХимия органическая

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаФизика

 
Химия

Ботаника с основами фитоценологии

Почвоведение

Геология с основами геоморфологии

Учение об атмосфере

География (социально-экономическая)

Биология

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Ознакомительная практика

Химия неорганическая

Химия органическая

Физика

МатематикаМатематика

 
Освоение дисциплины «Физико-химические методы исследования» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологическая агрохимия
 
Геоэкология
 
Биогеография
 
Биоразнообразие
 
Методы экологических исследований
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Физико-химические методы исследования» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
72/2
14
22
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемк
Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
 
ость

час/з.е.

Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела/темы
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая классификация методов анализа
1.
 
Общая классификация методов анализа
4
12
18
КТ 1
1.1.
6
12
Тест
 
2 раздел. Химические методы анализа
2.
 
Химические методы анализа
4
12
8
КТ 2
2.1.
2
6
Тест
 
3 раздел. Физико-химические методы анализа
3.
 
Физико-химические методы анализа
4
12
10
КТ 3
3.1.
6
4
Тест
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
14
22
 
Итого
36
72
14
22
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Общая классификация методов анализа
Основные понятия качественного анализа
2/2
 
Общая классификация методов анализа
Способы выражения концентрации растворов 
2/-
 
Общая классификация методов анализа
Сульфидная классификация катионов и анионов
2/-
 
Химические методы анализа
Химические методы анализа
2/2
 
Физико-химические методы анализа
Электрохимические методы анализа
2/-
 
Физико-химические методы анализа
Оптические методы анализа
2/-
 
Физико-химические методы анализа
Хроматографические методы анализа
2/-
 
Итого
14
 
5.2.2. Лабораторные занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Общая классификация методов анализа
Организация работы в лаборатории
лаб.
2
 
Общая классификация методов анализа
Приготовление растворов заданной концентрации
лаб.
2
 
Общая классификация методов анализа
Контрольная точка №1
лаб.
2
 
Общая классификация методов анализа
Характерные реакции катионов 1, 2, 3 аналитических групп
лаб.
2
 
Общая классификация методов анализа
Характерные реакции катионов 4 аналитической группы. Частные реакции анионов трех аналитических групп. Анализ индивидуальной смеси солей
лаб.
2
 
Общая классификация методов анализа
Контрольная точка №2
лаб.
2
 
Химические методы анализа
Определение содержания бария в анализируемом растворе методом осаждения
лаб.
2
 
Химические методы анализа
Определение нормальной концентрации и титра раствора НСl по раствору Nа2B4O7
лаб.
2
 
Химические методы анализа
Определение содержания хлорид-ионов методом аргентометрического титрования. Определение содержания иона кальция методом комплексонометрического титрования
лаб.
2
 
Физико-химические методы анализа
Определение рН растворов индивидуальных солей
лаб.
2
 
Физико-химические методы анализа
Контрольная точка №3
лаб.
2
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы и/или виды самостоятельной работы
Часы

 
Самостоятельная работа
12
 
Самостоятельная работа 
12
 
Самостоятельная работа
12
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Физико-химические методы исследования» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Физико-химические методы исследования».

2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Физико-химические методы исследования».

3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).

4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)

5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Общая классификация методов анализа. Самостоятельная работа
 
2
Химические методы анализа. Самостоятельная работа 
 
3
Физико-химические методы анализа. Самостоятельная работа
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Физико-химические методы исследования»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.2:Применяет базовые знания физических законов и анализа физических явлений для решения задач в области экологии и природопользования
Физика
x
ОПК-1.3:Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
Методы экологических исследований
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Химия
x
x
Химия неорганическая
x
Химия органическая
x
Экологическая агрохимия
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
 
формирования компетенций по дисциплине «Физико-химические методы исследования» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Физико-химические методы исследования» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
КТ 2
Тест
10
 
КТ 3
Тест
10
 
Критерии и шкалы оценивания результатов обучения на промежуточной аттестации
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Физико-химические методы исследования» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
Теоретический вопрос

5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

 

Задания на проверку умений и навыков

5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.

2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Физико-химические методы исследования»
1. Основные понятия и методы количественного анализа

2. Гравиметрический метод анализа Классификация химических методов анализа. Сущность гравиметрического анализа. Область применения.

3.  Операции гравиметрического анализа: отбор средней пробы, перекристаллиза-ция, взятие навески вещества, растворение анализируемого вещества, осаждение, фильтрование, соосаждение, промывание осадка, высушивание и прокаливание осадка.

4.Титриметрический анализ: классификация методов, сущность методов, измери-тельная посуда.  Способы выражения состава растворов и вычисление в различных методах титриметрического анализа.

5. Основные понятия: титрование, точка эквивалентности, конец титрования, стан-дартные и стандартизированные растворы.  Первичные стандарты и требования, предъявляемые к ним. Фиксаналы. Точность титриметрического анализа. Источни-ки погрешностей.  

6. Кислотно-основное титрование. Сущность метода.

7. Вычисление рН в различные моменты титрования и построение кривых титрова-ния сильных и слабых кислот и оснований.

8. Роль индикаторов в методе кислотно-основного титрования.  Выбор индикатора для установления точки титрования. Ошибки титрования.

9. Классификация  методов окислительно-восстановительного титрования

10. Индикаторы, применяемые в окислительно-восстановительных методах: специ-фические и окислительно-восстановительные.

11. Перманганатометрия. Общая характеристика метода. Первичные стандарты. Стандартизация раствора перманганата калия.

12. Йодометрия. Первичные растворы. Стандартизация раствора тиосульфата.

13. Осадительное титрование.Сущность метода. Требования, предъявляемые к реак-циям в осадительном титровании.

14. Аргентометрия, роданометрия. Методы Мора.

15. Комплексонометрическое титрование. Сущность метода.

16. Физико-химические методы анализа. Классификация методов.

17. Сущность фотометрического анализа. Фотоколориметрические методы. Сущ-ность колориметрического анализа. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Оптическая плот-ность раствора.

18. Устройство ФЭК-56 М. Применение фотометрического анализа.

19. Потенциометрический метод анализа.Сущность метода. Область его примене-ния.

20. Гальванический элемент. Индикаторный электрод. Электрод сравнения. ЭДС гальванического элемента.

21.Методы потенциометрического анализа. Потенциометрические методы опреде-ления концентрации водородных ионов. РН-метр.

22.Потенциометрическое титрование. Кривые потенциометрического титрования с использованием реакций нейтрализации. Способы нахождения конечной точки тит-рования.

 
23. Кондуктометрический метод анализа. Сущность метода, область его примене-ния, преимущества. Электропроводность растворов электролитов.

24. Кондуктометрическое титрование. Кривая кондуктометрического титрования. Определение конечной точки титрования.

25. Сущность хроматографического анализа.

26. Классификация методов хроматографического анализа. Методы получения хро-матограмм. Типы стационарных и подвижных фаз.

27. Ионообменная хроматография.

28. Газовая хроматография

29. Распределительная хроматография.

30. Применение хроматографии для определения и разделения  неорганических и органических веществ.

31.Спектроскопические методы анализа. Общая характеристика метода. Классифи-кация.

32. Основные методы ренгеноспектральноэмиссионого анализа. Пределы обнаруже-ния в методах рентгеноспектрального анализа.

Темы рефератов

1. Химия «горячих» атомов.

2. Химия высоких скоростей.

3. Высокотемпературная химия.

4. Ультрамикрохимия.

5. Внутрикомплексные соединения.

6. Редкоземельные элементы. Синтетические элементы.

7. Новое учение о коррозии.

8. Электроны и химическая связь.

9. Ионизационные потенциалы положение элементов в системе Д.И. Менделеева.

10. Основные представления квантовой механики.

11. История появления карандаша (углерод).

12. Металлополимерные материалы.

13. Координационная теория Альфреда Вернера.

14. Комплексы и агрегатное состояние.

15. Комплексные соединения в науки и технике.

16. Значение естественной радиоактивности в жизни растений и животных.

17. Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве и медицине.

18. История развития электролитической диссоциации Аррениуса (1887).

19. Эмиссионный спектральный анализ.

20. Абсорбционная спектроскопия.

21. Атомно-абсорбционный спектральный анализ.

22. Рефрактометрические методы анализа.

23. Вольтамперометрия.

24. Радиометрические методы анализа.

25. Масс –спектрометрия.

26. Хроматография.

Вопросы к контрольной работе

1. Какие реакции называются аналитическими?

2. Что обнаруживают аналитическими реакциями, которые протекают между раство-рами веществ?

3. Что называется открываемым минимумом, минимальной концентрацией?

4. Что такое специфичность реакции, селективность реакции?

5. Какой анализ называется дробным, систематическим?

6. Что такое групповой реагент?

7. Какие признаки лежат в основе классификации катионов?

8. Назовите катионы, входящие в первую аналитическую группу?

9. Какие катионы входят во вторую аналитическую группу, чем они отличаются от

 
катионов первой группы?

10. Назовите катионы третьей аналитической группы. Какой реактив является группо-вым на катионы третьей группы?

11. На чем основано разделение катионов четвертой аналитической группы на две подгруппы? Перечислите катионы, входящие в подгруппы?

12. Какие катионы относятся к первой аналитической группе?

13. Почему катион магния относится к первой группе?

14. В какой последовательности выполняют операции в ходе анализа смеси катионов первой группы? Дать пояснение.

15. Качественная реакция на катион аммония.

16. Качественная реакция на катион магния.

17. На чем основано удаление катиона аммония из анализируемого раствора?

18. Качественная реакция на катион калия, условия проведения реакция.

19. На чем основано удаление катиона магния из раствора?

20. Качественная реакция на катион натрия, условия проведения реакции.

21. Биологическое значение катионов 1-ой группы.

22. Какие катионы относятся ко второй аналитической группе?

23. В какой последовательности выполняют операции в ходе анализа смеси катионов второй и первой группы? Дать пояснение.

24. Что является групповым реактивом на катионы второй группы, почему его действие ведут в присутствии NH4OH, NH4Cl, при нагревании раствора до 50÷700C.

25. Качественная реакция на катион бария. Почему при взаимодействии катиона бария с дихромат-ионом образуется осадок хромата бария?

26. Качественная реакция на катион кальция.

27. Биологическое значение катионов 2-ой группы.

28. Какие катионы относятся к третьей аналитической группе, их общая характери-стика, биологическое значение?

29. Действие группового реактива на третью группу. С какой целью добавляют NH4OH, NH4Cl, нагревают раствор?

30. Почему при осаждении катионов третьей группы сульфидом аммония катион алюминия осаждается в виде гидроксида алюминия?

31. На чем основано отделение катионов алюминия и цинка от катионов железа и марганца?

32. Почему катионы железа и марганца можно обнаружить в начале хода анализа пе-ред отделением третьей группы? Качественные реакции на данные катионы.

33. На каком свойстве гидроксида алюминия основано обнаружение Al3+ в присут-ствии Zn2+.

34. Последовательность хода анализа смеси катионов третьей группы с отделением от второй и первой групп, ее обоснование.

35. Какие катионы относятся к 4-ой аналитической группе? Чем они отличаются от катионов 3-ей группы?

36. Что является групповым реактивом (реагентом) на катионы 4-ой группы? В виде каких соединений осаждаются данные катионы?

37. По растворимости каких соединений 4-ая группа делится на две подгруппы? Какие катионы относятся к подгруппе серебра, а какие – к подгруппе меди?

38. Какие катионы 4-ой группы выпадают в осадок при действии HCl?

39. Какова растворимость в воде гидроксидов, карбонатов, фосфатов, хроматов катио-нов 4-ой группы, напишите молекулярные формулы данных соединений?

40. Какая комплексная соль образуется при растворении AgCl в NH4OH? Напишите уравнение реакции.

41. Какая комплексная соль образуется при взаимодействии Cu2+ с избытком NH4OH? Напишите уравнение реакции.

42. Биологическое значение катионов 4-ой группы.

43. Классификация анионов на три аналитических группы. Указать групповые реактивы.

44. На чем основано обнаружение SO42- в присутствии CO32- и PO43-?

45. Какой аналитической реакцией обнаруживают CO32- в ходе анализа?

 
46. Какой аналитической реакцией обнаруживают PO43- в ходе анализа?

47. На чем основано обнаружение Cl- в присутствии Br- и J-?

48. На чем основано обнаружение J- и Br- хлорной водой при совместном их присутствии?

49. Какой аналитической реакцией обнаруживают NO3- в ходе анализа?

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коган, Е. А., Юрченко А. А. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс]:учебник. - НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 250 с – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398687 
 
Л1.2 Апарнев А. И., Лупенко Г. К., Александрова Т. П., Казакова А. А. Аналитическая химия [Электронный ресурс]:учебное пособие для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 107 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/492467 
 
Л1.3 Дергунова Е. В., Шипуля А. Н., Романенко Е. С., Оганесов О. А. Физико-химические методы анализа: спектроскопия и хроматография:учеб. пособие. - Ставрополь: Параграф, 2009. - 100 с.
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Коллоквиум

Коллоквиум является одним из средств текущего контроля в освоении учебной дис-циплины. Коллоквиум используется для проверки и оценивания знаний, умений и навы-ков студентов после завершения изучения второго, шестого и восьмого разделов дисци-плины.

Коллоквиум проводится в виде устного опроса группы студентов во время аудитор-ной самостоятельной работы.  Максимальное количество баллов, которые может полу-чить студент, участвуя в коллоквиуме, равно 10 баллам.  

Во время проведения коллоквиума оценивается способность студента правильно сформулировать ответ, умение выражать свою точку зрения по данному вопросу, ориен-тироваться в терминологии и применять полученные в ходе лекций и практик знания.

Контрольная работа

Контрольная работа - это метод проверки знаний студентов. Состоит, из задач или определенного количества вопросов, либо совокупности вопросов и заданий. Проведение контрольных работ позволяет определить способности студентов к логическому мышле-нию и изложению определенной точки зрения по конкретным проблемам дисциплины. Такие работы показывают, насколько студенты владеют умением использовать приобре-тенные знания в процессе анализа конкретных проблем. Контрольная работа проводится в виде письменного опроса группы студентов во время аудиторной самостоятельной ра-боты. Максимальное количество баллов, которые может получить студент, на контроль-ной работе, равно 20 баллам.  

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения занятий всех типов (в т.ч. лекционного, семинарского, практической подготовки обучающихся), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
47/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 92 посадочных мест, персональный компьютер  Acer– 1 шт.,  трибуна для лектора – 1 шт.,  мультимедийный проектор  EPSON– 1 шт., экран настенный – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций,  подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.

2
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, подтверждающее наличие материально-технического обеспечения, с перечнем основного оборудования
2. Учебная аудитория № 40/АДМ
40/АДМ
Оснащение:  специализированная мебель на 25 посадочных мест,  ноутбук Acer -1 шт., проектор - 1 шт., доска учебная - 1 шт, интерактивная доска - 1 шт.,  фотоколориметр ПЭ-5300ВИ – 1 шт.; электроплитка КВАРЦ ЭПП-1-1,2/220 – 3 шт.; водяная баня LOIP-160 – 1 шт.; рН-метр-ионометр «Эксперт-рН» – 1 шт.; стенд титровальной установки «Экология М 1» – 1 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование
5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Физико-химические методы исследования»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , кбн Волосова Е.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , ксхн Романенко Е.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Физико-химические методы исследования» рассмотрена на заседании Кафедра химии и защиты растений протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Шутко Анна Петровна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Физико-химические методы исследования» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование