УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Методы отбора проб и сбора данных
умеет
Выбирать показатели для оценки экологической эффективности деятельности организации
владеет навыками
навыками выбор показателей и планировать проведение оценки экологической эффективности деятельности организации
Виды деятельности организации, ее продукция и услуги
умеет
Искать информацию о методиках и критериях оценки значимости экологических аспектов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
владеет навыками
Навыками определения неблагоприятных влияний (рисков) и потенциальных благоприятных влияний (возможностей) на окружающую среду и планировать действия в их отношении
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Методы эколого-аналитических исследований».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Методы эколого-аналитических исследований».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы эколого-аналитических исследований».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы эколого-аналитических исследований» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Метрологические характеристики методик анализа.
2. Отбор и подготовка пробы к анализу
3. Классификация методов анализа.
4. Скорость реакций в химическом анализе. Быстрые и медленные реакции. Скорость определяющая стадия. Факторы, влияющие на скорость. Управление реакциями и процессами в аналитической химии.
5. Реакции кислотно-основного взаимодействия. Протолитичекая теория кислот и оснований Бренстеда-Лоури. Электронная теория Льюиса. Теория Усановича и др. Кислотно-основные свойства растворителя.
6. Константы кислотности и основности, ионное произведение растворимости. Равновесие в водных растворах кислот и оснований, расчет рН растворов. Величина рН как условие проведения аналитических реакций. 7. Буферные растворы, их использование в аналитической химии.
8. Кислотно-основные индикаторы. Теория индикаторов. Интервал перехода окраски индикатора.
9. Гидролиз солей, его роль в анализе. Факторы, влияющие на глубину протекания гидролитических реакций.
10. Свойства комплексных соединений, используемых в аналитической химии. Использование комплексообразования для определения, маскирования ионов, для растворения осадков, для измерения потенциала. Особенности комплексообразования органических веществ.
11. Основные направления использования органических реагентов в химическом анализе, наиболее распространенные химические реагенты. Комплексоны. Общие свойства комплексанатов. Использование комплексона III.
12. Основные неорганические и органические окислители и восстановители, используемые в анализе. Окислительно-восстановительные потенциалы и направление ОВР. Количественная характеристика полноты протекания ОВР.
13. Скорость и механизм протекания реакций окисления-восстановления. Редокс индикаторы. Использование реакций окисления-восстановления.
14. Осадки и их свойства. Кристаллические и аморфные осадки. Свойства осадков и причины их загрязнения: соосаждение, адсорбция, окклюзия. Фракционное осаждение. Условия получения чистых осадков.
15. Произведение растворимости, произведение активностей и растворимость электролита. Правила произведения растворимости. Условия выпадений осадков.
16. Полнота осаждения и факторы, влияющие на полноту осаждения: влияние одноименных ионов.
17. Задача качественного анализа. Аналитические реакции, привести примеры. Сущность качественного анализа.
18. Аналитическое реакции, проводимые «сухим» и «мокрым» путем, привести примеры.
19. Специфические аналитические реакции, привести примеры.
20. Селективные аналитические реакции, пример.
21.Условия проведения аналитической реакции на примере катиона натрия.
22.Систематический ход анализа. Составить последовательность действий в ходе анализа смеси катионов I группы и обосновать ее.
23.Аналитические реакции обнаружения ионов и аналитические реакции отделения ионов, привести примеры.
24.Дробный ход анализа. Привести примеры реакций на катионы железа (II), железа (III), марганца (II).
25.Групповой реагент, на чем основано его действие? Привести примеры отделения III группы от II-ой.
26. Классификация катионов на четыре аналитической группы, указать групповые реагенты.
27 Общая характеристика катионов III-ей группы, их биологическая роль.
28.Общая характеристика катионов IV-ой группы, их биологическая роль.
Классификация анионов на три аналитические группы, указать групповые реагенты.
30. Гравиметрический метод анализа Классификация химических методов анализа. Сущность гравиметрического анализа. Область применения.
31.Операции гравиметрического анализа: отбор средней пробы, перекристаллизация, взятие навески вещества, растворение анализируемого вещества, осаждение, фильтрование, соосаждение, промывание осадка, высушивание и прокаливание осадка.
32 Титриметрический анализ: классификация методов, сущность методов, измерительная посуда. Способы выражения состава растворов и вычисление в различных методах титриметрического анализа.
33. Основные понятия: титрование, точка эквивалентности, конец титрования, стандартные и стандартизированные растворы. Первичные стандарты и требования, предъявляемые к ним. Фиксаналы. Точность титриметрического анализа. Источники погрешностей.
34. Кислотно-основное титрование. Сущность метода.
35. Физико-химические методы анализа. Классификация методов.
36. Сущность фотометрического анализа. Фотоколориметрические методы. Сущность колориметрического анализа. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Оптическая плотность раствора.
37. Устройство ФЭК-56 М. Применение фотометрического анализа.
38. Потенциометрический метод анализа. Сущность метода. Область его применения.
39. Гальванический элемент. Индикаторный электрод. Электрод сравнения. ЭДС гальванического элемента.
40. Методы потенциометрического анализа. Потенциометрические методы определения концентрации водородных ионов. РН-метр.
41. Потенциометрическое титрование. Кривые потенциометрического титрования с использованием реакций нейтрализации. Способы нахождения конечной точки титрования.
42. Кондуктометрический метод анализа. Сущность метода, область его применения, преимущества. Электропроводность растворов электролитов.
Кондуктометрическое титрование. Кривая кондуктометрического титрования. Определение конечной точки титрования.
43. Сущность хроматографического анализа.
44. Классификация методов хроматографического анализа. Методы получения хроматограмм. Типы стационарных и подвижных фаз.
45.Ионообменная хроматография.
46.Газовая хроматография
47. Распределительная хроматография.
48. Применение хроматографии для определения и разделения неорганических и органических веществ.
49. Спектроскопические методы анализа. Общая характеристика метода. Классификация.
50. Основные методы ренгеноспектральноэмиссионого анализа. Пределы обнаружения в методах рентгеноспектрального анализа.
51. Качественный и количественный ренгеноспектральный анализ.
52. Методы оптической спектрометрии: атомно-эмиссионный, атомно-абсорбционный, атомно-флуоресцентный.
53. Биологические методы анализа Аналитические индикаторы в биологических методах анализа.
54.Микроорганизмы как аналитические индикаторы.
55. Анализ органических и биологических объектов.
Примерная тематика рефератов
1. Адсорбционные индикаторы.
2. Анализ веществ растительного и животного происхождения.
3. Анализ полимерных материалов.
4. Аналитическая служба как система.
5. Индикаторные реакции и индикаторные вещества в кинетических методах анализа.
6. Использование неводных растворителей в химическом анализе.
7. Капельный анализ: современные варианты.
8. Мембранные методы разделения.
9. Методы разложения проб минеральной и органической природы.
11. Оптимизация методов первичной обработки и хранения проб.
12. Планирование и оптимизация эксперимента.
13. Проблемы анализа веществ высокой чистоты.
14. Проблемы оптимизации чувствительности и селективности в титриметрическом анализе.
15. Разделение и концентрирование на основе процессов химического осаждения и соосаждения.
16. Разделение методами отгонки и дистилляции.
17. Современные методы исследования комплексообразования в гомогенных и гетерофазных системах.
18. Сорбционные методы концентрирования веществ.
19. Статистика в аналитической химии.
20. Термогравиметрия как метод химического анализа и метод исследования веществ.
21. Ферментативные и иммунохимические методы анализа.
22. Флуоресцентные и хемилюминесцентные индикаторы.
23. Функции кислотности веществ. Твердые кислоты и основания.
24. Хелатные комплексы в химическом анализе.
25. Химические методы в анализе лекарственных препаратов.
26. Экстракционные методы разделения и концентрирования.
27. Электрогравиметрические методы анализа.
28. Электромиграционные методы разделения.
29. Электрохимические методы разделения и концентрирования.
30. Эффекты ионной силы и побочных реакций в химическом равновесии.
КТ № 1 «Количественный анализ»
Вариант 2
1. Нормальная концентрация исследуемого раствора рассчитывается на основании закона ??????
2. Титрованные растворы - это растворы,?????? которых заранее известен.
3. Гравиметрический метод анализа заключается с выделением вещества в чистом виде и его:
1. растворением 2. взвешиванием 3. охлаждением 4. нагреванием
4. Установить соответствие между степенью пористости беззольного фильтра и его лентой:
1. черная или красная лента а. мелкопористые, наиболее плотные, медленно фильтрующие
2. белая лента б. фильтруют за 30 секунд
3. синяя лента в. средней плотности
г. наименее плотные, быстрофильтрующие
5. Высушивание осадка проводят для отделения ????? с осадком от воронки.
6. Эмиссионный спектральный анализ основан на изучении ????? испускания различных веществ:
7. ????? - это метод сравнения окраски полученного раствора с окраской стандартных растворов шкалы:
1. разбавления 2. стандартных серий 3. дублирования 4. уравнивания
8. Потенциометрия позволяет измерять величины ????
1. массу 2. объем 3. рН 4. оптическую плотность
9. Кондуктометрический метод анализа проводят на приборе:
10. Разность среднего измерения величины и истинного значения этой величины определяет погрешность ?????
11. Нормальная концентрация раствора показывает число ????? растворенного вещества в 1 литре раствора
12. Стандартные растворы - это те, которые готовят:
1. готовят по навеске, которая содержит примеси 3. изменяют свою массу в результате поглощения вещества из воздуха
2. по точной навеске вещества 4. изменяют свою массу в результате взаимодействия с
13. Аналитическим сигналом в гравиметрии является ?????
14. Методом фильтрования отделяют ????? от раствора, содержащего посторонние примеси.
15. Эксикатор необходим для:
1. нагревания веществ 2. образования осадка 3. выделения газа 4. охлаждения веществ
16. Абсорционный спектральный метод анализа основан на изучение спектров ????? анализируемых веществ.
17. Поясните номер правильного ответа:
Фотоколориметрические методы - это методы оценки интенсивности окраски растворов с использованием ?????
18. Титрование основано на определении точки эквивалентности по резкому изменению потенциала электрода, реагирующего на изменение концентрации компонента раствора или продукта реакции - это титрование ??????
19. В ходе титрования в титруемом растворе уменьшается концентрация высокоподвижных ионов ?????
20. Отклонение результата анализа от истинного содержания определяемого компонента - называется ?????? определения.
21. Титр раствора - это масса растворенного вещества в граммах, содержащаяся в ... раствора
22. Установить соответствие между классификацией методов титриметрического анализа и их определением:
1. методы кислотно-основного титрования а. основаны на реакциях осаждения определяемого иона
2. методы окислительно-восстановительного титрования б. основаны на реакциях нейтрализации
3. методы осадительного титрования в. основаны на окислительно-восстановительных реакциях
г.основаны на образовании малоионизирующих комплексных ионов
23. Преимуществом гравиметрического метода является ?????
24. Установить последовательность действий при промывании осадка методом декантации:
1: а. перемешивают раствор
2: б. приливают в стакан с осадком промывную жидкость
3: в. сливают просветленную жидкость по палочке на фильтр
4: г. дают осадку осесть
25. Аналитический сигнал в физико-химическом методе анализа возникает в результате протекания химической реакции и его фиксируют с помощью разнообразной ?????
26. Фотоэлемент - это слой ?????, который нанесен на металлическую пластинку.
27. Задача потенциометрического титрования - это определение:
1. анионов 2. катионов 3. количества или концентрации анализируемого вещества 4. ЭДС
28. После установления концентрации в точке эквивалентности дальнейшее прибавление щелочи будет ?????? электропроводность растворов.
29. Погрешности, которые вызваны постоянно действующей причиной??????
30. Электролиз относится к методам анализа:
1. оптическим 2. фотометрическим 3. электрохимическим 4. испарения
математике. В лекциях сообщаются основные сведения о курсу, излагаются методические проблемы и способы их
решения с опорой на предыдущие знания студентов по школьным разделам
алгебры и геометрии. Лекции готовят студентов к критическому анализу
литературы, математических программ, учебников на разных ступенях
обучения. Студенты знакомятся с общим подходом изложения материала,
общей картины мира с точки зрения химии. Особое место отводится
логическому построению выводов и доказательств, формул и теорем. Темы
лекций плавно подводят студентов к четкому пониманию сущности химии,
ее методической структуры и ее применения в различных областях знаний.
Чтение лекций сопровождается рассмотрением примеров, соответствующих
основным положениям лекций и является логичным, наглядным,
ориентированным на последующие приложения излагаемого материала в
других дисциплинах. Дальнейшее осмысление и уточнение знаний,
приобретенных на лекциях, осуществляются на практических занятиях и
лабораторных занятиях, цель которых – формирование умений
применения усвоенных ранее знаний для практического решения задач.
На самостоятельную работу отводится 36 часов. Самостоятельная
работа студента является важной формой усвоения курса математического
анализа.
Она состоит из непрерывной работы студента по выполнению текущих
заданий, расчетно-графических работ и освоения новых тем.
Цель самостоятельной работы студентов – развивать у студентов
умение выбрать нужную информацию по заданной теме или отдельному
вопросу, критически анализировать методическую литературу по
предложенным проблемам, систематизировать и оформлять прочитанное
изученное в виде кратких ответов и докладов. Результативность
самостоятельной работы студентов обеспечивается эффективной системой
контроля, включающей в себя вопросы по содержанию материалов лекций и
проверку контрольных, самостоятельных работ.
Формы контроля
Текущий контроль знаний студентов имеет следующие виды:
устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
проверка выполнения письменных домашних заданий.
тестирование (письменное или компьютерное);
проведение коллоквиумов;
контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной
форме);
промежуточная аттестация.
Оперативный контроль
Опросы студентов по содержанию лекций и проверка выполнения
текущих заданий проводится на каждом практическом занятии. Результаты
проверки фиксируются и сообщаются студенту.
В каждом семестре более глубокое усвоение теоретического материала
выявляется на коллоквиумах.
Итоговый контроль. 1 семестр-зачет.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.