УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- базовых принципов функционирования экономики и экономического развития;
- основ поведения экономических агентов, принципов рыночного обмена и закономерностей функционирования рыночной экономики;
- целей, задач и инструментов регулятивной политики государства
умеет
- устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями, происходящими в экономике;
- анализировать причины, цели и формы участия государства в экономике
владеет навыками
- принятия обоснованных экономических решений в различных областях жизнедеятельности;
- осмысления и оценки степени участия государства в экономике
- методов личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей;
- основных финансовых инструментов и возможностей их использования для достижения финансового благополучия;
- видов и источников возникновения экономических и финансовых рисков для индивида, способов их снижения
умеет
- использовать финансовые инструменты для управления личными финансами;
- применять методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и
- решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования;
- контролировать собственные экономические и финансовые риски
владеет навыками
- владения методами личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей;
- использования финансовых инструментов для управления личными финансами (личным бюджетом);
- оценки собственных экономических и финансовых рисков
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
аттестация
1. Рабочую программу дисциплины «Экономика».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экономика».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экономика» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
В теме 1.1 «Предмет и методы экономики как науки». Данная тема способствует уяснению причин возникновения экономической науки, характеризует методологию и принципы экономического анализа. Особое внимание в первой теме курса следует обратить на изучение круга и специфики проблем, на основе рассмотрения которых формулируется предмет изучения экономики, а также на содержание ключевых вопросов и функций экономики. Студент должен уметь собирать, анализировать и обобщать экономическую информацию.
В теме 1.2 «Основы общественного производства» раскрывается понятие общественного производства, рассматривается проблема ограниченности ресурсов и определяется возможность выбора оптимального объема выпуска продукции. Следует обратить внимание на раскрытие таких понятий и категорий, как общественное производство, виды экономических потребностей, экономические блага, ограниченность ресурсов. Необходимо выявить различия между экономическими ресурсами и факторами производства. Студент должен научиться использовать понятие альтернативных издержек для принятия управленческих решений и уметь проводить экономический анализ с использованием кривой производственных возможностей. Необходимо рассмотреть основные формы и модели организации хозяйственной жизни в экономических системах, раскрыть экономическую сущность понятиям «собственность», «товар», «деньги». В результате изучения данной темы студент должен уметь различать натуралистический, правовой и экономический подходы к категории «собственность», а так же объяснить, почему без четкого распределения прав собственности невозможно возникновение рынка. Кроме того, студент должен научиться определять типы экономических систем, выявлять их положительные и отрицательные черты.
Раздел курса 2 посвящен изучению экономических процессов на микроуровне. Так, в теме 2.1 «Рынок и рыночный механизм функционирования экономики» необходимо рассмотреть понятие рынка, условия его возникновения, основные черты, выполняемые им функции и основные критерии классификации. Следует выявить преимущества и недостатки рыночного механизма, определить основных экономических агентов рынка, а также рассмотреть основные элементы инфраструктуры рынка. В результате изучения данной темы студент должен уметь объяснить, как определяются границы рынка, как реализуются его функции на практике. Студент должен уметь определять условия, способствующие эффективному и устойчивому развитию рыночных отношений, отличать понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка». В данной теме анализируются закон спроса и закон предложения, раскрывается взаимодействие спроса и предложения, отражается механизм установления рыночного равновесия. В результате изучения
Тема 2.3 «Факторные рынки и доходы собственников ресурсов». В данной теме необходимо рассмотреть особенности функционирования рынков земли, труда, капитала. В результате изучения темы студент должен уметь объяснить специфику формирования спроса и предложения на рынке земли и определять равновесие на факторном рынке, объяснить особенности формирования чистой экономической ренты, абсолютной ренты, дифференциальной ренты I и дифференциальной ренты II, рассчитывать цену земли. Студент должен изучить рассмотреть особенности функционирования рынка капитала, определить различия между понятиями основного и оборотного капиталов, изучить теории происхождения процента. В результате изучения темы студент должен уметь объяснить, в чем состоят отличия фактора «капитал» от факторов «труд» и «земля», объяснить основные источники предложения ссудного капитала.
Все темы третьего раздела - «Макроэкономика» - ориентированы на формирование у студентов представлений о ключевых проблемах макроэкономической теории и базовых методологических предпосылках, которые лежат в основе макроэкономических исследований. При подготовке к вопросам, изучаемым в данных разделах, следует обратить внимание на специфику использования в макроэкономических исследованиях общенаучных методов и на понимание особого, присущего именно макроэкономическому подходу метода агрегирования. Так, в теме 3.1 «Национальная экономика и основные макроэкономические показатели» закладывается понятийный аппарат макроэкономики как науки, раскрываются цель и задачи курса. Рассмотрение данной темы позволит студентам понять специфику предмета макроэкономики как науки, как части экономической теории, ее взаимосвязи и отличии от микроэкономики, а также уяснить особенности методологии и инструментария исследований на уровне национальной экономики. В данной теме анализируются показатели системы национальных счетов, раскрывается взаимосвязь между основными макроэкономическими показателями. Изучение темы 3.2 «Макроэкономическая нестабильность: цикличность, инфляция и безработица» позволяет раскрыть природу экономического цикла, основные причины вызывающие циклические колебания динамики рыночной экономики. При рассмотрении вопросов данной темы студентам следует уяснить особенности фаз классического экономического цикла и понимать их воспроизводственные функции. Следует уделить особое внимание выявлению тенденций и закономерностей изменения основных макроэкономических показателей, которые порождаются этими процессами. В ходе изучения темы 3.3 «Финансовая , налоговая и денежно-кредитная система, их роль в государственном регулировании экономики» - следует выявить экономические и социальные результаты, к которым может привести реализация макроэкономической политики государства. Для понимания эффективности действия фискальных и монетарных инструментов в экономике необходимо внимательно изучить основные особенности ее функционирования, выявить важнейшие характеристики мировых хозяйственных процессов, установить зависимость результатов политики от различных режимов валютного курса, гибкости цен и мобильности капитала. Изучая дискуссионные проблемы макроэкономической политики, студентам необходимо определить собственную позицию по вопросу о возможности и целесообразности использования тех или иных политических инструментов в различных экономических условиях.
В четвертом разделе дисциплины - «Финансовая грамотность» - следует изучить основы поведения экономических агентов, уяснить основные виды личных доходов и расходов, принципы личного финансового планирования, изучить методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей. Студент знакомится с основными финансовыми инструментами и возможностями их использования для достижения личного финансового благополучия, изучает виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков и способы их снижения.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.