2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экономика_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.07 Экономика
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
ознакомление обучающихся  с фундаментальной экономической наукой и формирование научного экономического мировоззрения; овладение методологией и инструментарием исследования экономических явлений и процессов; обучение базовым методам познания и анализа экономических процессов, в том числе осмысленному восприятия  цели и  форм участия государства в экономике; формирование всесторонних знаний и навыков в области экономического поведения для эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
знает

-  базовых принципов функционирования экономики и  экономического развития;

- основ  поведения экономических агентов, принципов рыночного обмена и закономерностей функционирования рыночной экономики;

-  целей, задач и инструментов регулятивной политики государства

умеет

- устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями, происходящими в экономике;

-  анализировать причины, цели и формы участия государства в экономике

владеет навыками

- принятия обоснованных экономических решений в различных областях жизнедеятельности;

- осмысления  и  оценки степени участия государства в экономике

 
 
 
 
 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
знает

-  методов личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей;

- основных  финансовых  инструментов  и возможностей их использования для достижения финансового благополучия;

   - видов и источников возникновения экономических и финансовых рисков для индивида, способов их снижения

умеет

- использовать финансовые инструменты для управления личными финансами;

- применять  методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и

 
долгосрочных целей;

- решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования;

  - контролировать собственные экономические и финансовые риски

владеет навыками

-   владения методами личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей;

  - использования финансовых инструментов для управления личными финансами (личным бюджетом);

- оценки собственных экономических и финансовых рисков

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экономика» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экономика» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Экономика» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Экономика природопользования
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экономика» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел.  Раздел 1. Основы экономики
1.
 
Предмет и методы   экономики как науки
3
2
4
2
КТ 1
1.1.
2
Тест, Собеседование 
 
Основы общественного производства 
3
2
4
2
КТ 1
1.2.
2
Тест, Собеседование 
 
Контрольная точка №1 по темам 1.1-1.2
3
4
2
2
КТ 1
1.3.
Тест, Собеседование , Задачи
 
2 раздел. Раздел  2.  Микроэкономика
2.
 
Раздел  2.  Микроэкономика
3
2
4
2
КТ 2
2.1.
2
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
3
2
3
1
КТ 2
2.2.
2
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
3
2
3
1
КТ 2
2.3.
2
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Контрольная   точка № 2 по темам 2.1-2.3
3
4
2
2
КТ 2
2.4.
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
3 раздел.  Раздел 3.  Макроэкономика
3.
 
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
3
2
3
1
КТ 3
3.1.
2
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
3
4
3
1
КТ 3
3.2.
2
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
3
2
3
1
КТ 3
3.3.
2
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Контрольная   точка № 3   по темам 3.1-3.3
3
4
1
1
КТ 3
3.4.
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
4 раздел. Раздел 4. Финансовая грамотность
4.
 
Личный  бюджет, методы его финансового планирования и ведения. Права и обязанности потребителя финансовых услуг
3
4
2
1
КТ 3
4.1.
1
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
3
2
2
1
КТ 3
4.2.
1
Тест, Собеседование , Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
 
5 раздел. Промежуточная аттестация
5.
 
Промежуточная аттестация
3
5.1.
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Предмет и методы   экономики как науки
Предмет и методы   экономики как науки
2/-
 
Основы общественного производства 
Основы общественного производства 
2/-
 
Раздел  2.  Микроэкономика
Раздел  2.  Микроэкономика
2/-
 
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
2/-
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
2/-
 
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
2/-
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
2/-
 
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
2/-
 
Личный  бюджет, методы его финансового планирования и ведения. Права и обязанности потребителя финансовых услуг
Личный  бюджет, методы его финансового планирования и ведения. Права и обязанности потребителя финансовых услуг
1/-
 
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
1/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Предмет и методы   экономики как науки
Предмет и методы   экономики как науки
Пр
2/-/-
 
Основы общественного производства 
Основы общественного производства 
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка №1 по темам 1.1-1.2
Контрольная точка №1 по темам 1.1-1.2
Пр
2/-/-
 
Раздел  2.  Микроэкономика
Раздел  2.  Микроэкономика
Пр
2/-/-
 
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
Пр
1/-/-
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
Пр
1/-/-
 
Контрольная   точка № 2 по темам 2.1-2.3
Контрольная   точка № 2 по темам 2.1-2.3
Пр
2/-/-
 
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
Пр
1/-/-
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
Пр
1/-/-
 
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
Пр
1/-/-
 
Контрольная   точка № 3   по темам 3.1-3.3
Контрольная   точка № 3   по темам 3.1-3.3
Пр
1/-/-
 
Личный  бюджет, методы его 
Личный  бюджет, методы его финансового планирования и ведения. Права и 
Пр
1/-/-
 
финансового планирования и ведения. Права и обязанности потребителя финансовых услуг
обязанности потребителя финансовых услуг
 
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
Пр
1/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Предмет и методы   экономики как науки
2
 
Основы общественного производства 
2
 
Контрольная точка №1 по темам 1.1-1.2
4
 
Раздел  2.  Микроэкономика
2
 
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
2
 
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
2
 
Контрольная   точка № 2 по темам 2.1-2.3
4
 
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
2
 
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
4
 
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
2
 
Контрольная   точка № 3   по темам 3.1-3.3
4
 
Личный  бюджет, методы его финансового планирования и ведения. Права и обязанности потребителя финансовых услуг
4
 
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
2
 
Промежуточная

аттестация

0
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экономика».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экономика».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Предмет и методы   экономики как науки
 
2
Основы общественного производства 
 
3
Контрольная точка №1 по темам 1.1-1.2
 
4
Раздел  2.  Микроэкономика
 
5
Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль.
 
6
Факторные рынки и доходы собственников ресурсов
 
7
Контрольная   точка № 2 по темам 2.1-2.3
 
8
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели
 
9
Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица
 
10
Финансовая, налоговая и  денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики
 
11
Контрольная   точка № 3   по темам 3.1-3.3
 
12
Личный  бюджет, методы его финансового планирования и ведения. Права и обязанности потребителя финансовых услуг
 
13
Основные  финансовые  инструменты  и возможности  их использования для достижения финансового благополучия. Оценка индивидуальных рисков
 
 
14
Промежуточная аттестация
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экономика»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-10.1:Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Экономика природопользования
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экономика» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экономика» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Тест
20
 
КТ 1
Собеседование 
0
 
КТ 1
Задачи
0
 
КТ 2
Тест
20
 
КТ 2
Собеседование 
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Тест
20
 
КТ 3
Собеседование 
0
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
Итого
130
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
60
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Тест
20
 
КТ 1
Собеседование 
0
 
КТ 1
Задачи
0
 
КТ 2
Тест
20
 
КТ 2
Собеседование 
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Тест
20
 
КТ 3
Собеседование 
0
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экономика» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экономика»

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины Б1.О.07 «Экономика» необходимо обратить внимание на следующие особенности каждой из тем курса.

В  теме  1.1 «Предмет и методы  экономики как науки».  Данная тема  способствует уяснению причин возникновения экономической науки, характеризует методологию и принципы экономического анализа.  Особое внимание в первой теме курса следует обратить на  изучение круга и  специфики проблем, на основе рассмотрения которых формулируется предмет изучения экономики, а также  на содержание ключевых вопросов и функций экономики. Студент должен уметь собирать, анализировать и обобщать экономическую информацию.

В  теме 1.2 «Основы общественного производства»  раскрывается понятие общественного производства, рассматривается проблема  ограниченности ресурсов и определяется возможность выбора оптимального объема выпуска продукции. Следует обратить внимание на раскрытие таких понятий и категорий, как  общественное производство, виды экономических потребностей, экономические блага, ограниченность ресурсов. Необходимо выявить различия между экономическими ресурсами и факторами производства.  Студент  должен научиться использовать понятие альтернативных издержек для принятия управленческих решений и уметь проводить экономический анализ с использованием кривой производственных возможностей.  Необходимо рассмотреть основные формы и модели организации хозяйственной жизни в экономических системах, раскрыть экономическую сущность  понятиям «собственность», «товар», «деньги». В результате изучения данной  темы студент должен уметь  различать натуралистический, правовой и экономический подходы к категории «собственность», а так же объяснить, почему без четкого распределения прав собственности невозможно возникновение рынка. Кроме того, студент должен научиться определять типы экономических систем, выявлять их положительные и отрицательные черты.  

Раздел курса 2 посвящен изучению экономических процессов на микроуровне.  Так, в теме  2.1 «Рынок и рыночный механизм функционирования экономики» необходимо рассмотреть понятие рынка, условия его возникновения, основные черты, выполняемые им функции и основные критерии классификации. Следует выявить  преимущества и недостатки рыночного механизма, определить основных экономических агентов рынка, а также рассмотреть основные элементы инфраструктуры рынка. В результате изучения данной темы студент должен уметь объяснить, как определяются  границы рынка,  как реализуются  его функции на практике. Студент должен уметь  определять условия, способствующие эффективному и устойчивому  развитию рыночных отношений,   отличать понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка». В данной теме анализируются   закон спроса и закон предложения, раскрывается взаимодействие спроса и предложения, отражается  механизм установления рыночного равновесия.  В результате изучения

 
темы студент должен уметь определять  ценовые и неценовые факторы спроса и предложения, влияние фактора времени при формировании рыночного предложения. В ходе изучения темы студент   должен научиться  строить графики спроса и предложения, задавать функции спроса и предложения в табличном варианте, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения. В результате изучения темы студент должен уметь  определять характерные черты, присущие различным рыночным структурам,  характеризовать  рынок совершенной и несовершенной  конкуренции.  В теме 2.2 «Предпринимательство и его основные формы. Издержки производства и прибыль»  необходимо рассмотреть понятия и взаимосвязь процесса производства, уяснить, что представляет собой производственная функция и сформировать представление, что такое производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах.  

Тема 2.3  «Факторные рынки и доходы собственников ресурсов».  В данной теме необходимо рассмотреть особенности функционирования рынков земли, труда, капитала.  В результате изучения темы студент должен уметь объяснить специфику формирования спроса и предложения на рынке земли и определять равновесие на факторном рынке, объяснить особенности формирования чистой экономической ренты, абсолютной ренты, дифференциальной ренты I и дифференциальной ренты II, рассчитывать цену земли. Студент должен изучить  рассмотреть особенности функционирования рынка капитала,  определить различия между понятиями основного и оборотного капиталов, изучить теории происхождения процента. В результате изучения темы студент должен уметь объяснить, в чем состоят отличия фактора «капитал» от факторов «труд» и «земля», объяснить основные источники предложения ссудного капитала.

Все темы третьего раздела  - «Макроэкономика» -    ориентированы на формирование у студентов представлений о ключевых проблемах макроэкономической теории и базовых методологических предпосылках, которые лежат в основе макроэкономических исследований. При подготовке к вопросам, изучаемым в данных  разделах, следует обратить внимание на специфику использования в макроэкономических исследованиях общенаучных методов и на понимание особого, присущего именно макроэкономическому подходу метода агрегирования.   Так, в теме 3.1 «Национальная экономика и основные макроэкономические показатели»   закладывается понятийный аппарат макроэкономики как науки, раскрываются  цель и задачи курса.  Рассмотрение данной  темы  позволит студентам понять специфику предмета макроэкономики как науки, как  части экономической теории, ее взаимосвязи и отличии от  микроэкономики, а также уяснить особенности методологии и инструментария исследований на уровне национальной экономики.  В данной теме    анализируются  показатели системы национальных счетов,  раскрывается  взаимосвязь   между основными макроэкономическими показателями.  Изучение  темы 3.2 «Макроэкономическая нестабильность: цикличность,  инфляция и безработица»    позволяет раскрыть природу экономического цикла,  основные причины вызывающие циклические колебания динамики рыночной экономики. При рассмотрении вопросов  данной темы студентам следует уяснить особенности  фаз классического экономического цикла и понимать их воспроизводственные функции.  Следует уделить особое внимание выявлению тенденций и закономерностей изменения основных макроэкономических показателей, которые порождаются этими процессами. В ходе изучения  темы 3.3 «Финансовая , налоговая  и денежно-кредитная система, их  роль в государственном регулировании экономики» - следует  выявить экономические и социальные результаты, к которым может привести реализация  макроэкономической политики государства. Для понимания эффективности действия фискальных и монетарных инструментов в экономике необходимо внимательно изучить основные особенности ее функционирования, выявить важнейшие характеристики мировых хозяйственных процессов, установить зависимость результатов политики от различных режимов валютного курса, гибкости цен и мобильности капитала. Изучая дискуссионные проблемы макроэкономической политики, студентам  необходимо определить собственную позицию по вопросу о возможности и целесообразности использования тех или иных политических инструментов в различных экономических условиях.

В четвертом разделе дисциплины -  «Финансовая грамотность»  - следует изучить основы  поведения экономических агентов, уяснить  основные виды  личных доходов и  расходов, принципы личного финансового планирования, изучить методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных целей.  Студент знакомится с  основными  финансовыми  инструментами  и возможностями их использования для достижения личного финансового благополучия, изучает  виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков  и способы их снижения.

 
Для эффективного усвоения курса «Экономика» студентам необходимо  иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы, изданные кафедрой учебно-методические пособия.  В ходе учебы студент обязан активно использовать все формы обучения – посещать лекции и практические занятия, получать консультации преподавателя и выполнять самостоятельную работу.
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экономика»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , кэн Довготько Н.А.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , кэн Скиперкая Е.В.
 
_______________________ доц. , кэн Вайцеховская С.С.
 
Рабочая программа дисциплины «Экономика» рассмотрена на заседании Кафедра экономической теории и правового регулирования экономики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Кусакина Ольга Николаевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экономика» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование