УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
2) изучение студентами нормативных правовых актов, определяющих понятие и содержание коррупции, регламентирующих направления противодействия ей;
3) формирование у студентов основных принципов антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
основные характеристики коррупции как социального, экономического и политического явления, противозаконного действия, а также о различных формах коррупционного поведения
умеет
анализировать основные характеристики коррупции как социального, экономического и политического явления, противозаконного действия, а также о различных формах коррупционного поведения
владеет навыками
навыкам анализа и понимания основных характеристик коррупции как социального, экономического и политического явления, противозаконного действия, а также о различных формах коррупционного поведения
основные характеристики практических навыков, необходимых для борьбы с коррупцией, в конкретных жизненных ситуациях, умения аргументированно защищать антикоррупционную позицию и находить пути противодействия коррупционным явлениям
умеет
приобретать практические навыки, необходимые для борьбы с коррупцией, в конкретных жизненных ситуациях, умение аргументированно защищать антикоррупционную позицию и находить пути противодействия коррупционным явлениям
практическими навыками, необходимыми для борьбы с коррупцией, в конкретных жизненных ситуациях, умением аргументированно защищать антикоррупционную позицию и находить пути противодействия коррупционным явлениям
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Антикоррупционное законодательство».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Антикоррупционное законодательство».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Антикоррупционное законодательство».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Антикоррупционное законодательство» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Что означает слово «коррупция» в переводе с латинского языка?
3. Как определял коррупцию Н. Макиавелли? авторы российских словарей?
4. Что считает по этому поводу Международная группа по коррупции Совета Европы?
5. Каков перечень коррупционных проявлений, по мнению секретариата ООН?
6. В чем заключается позиция российских законодателей?
8. В каких аспектах можно рассматривать общественный феномен коррупции?
9. Какие можно назвать основные признаки коррупции (10)?
10. Что называют в качестве т.н. «плюсов», выгод коррупции?
11. В чем заключается ее негативное влияние на систему государственного управления?
12. Как проявляется разлагающее действие коррупции на экономику?
13. Существуют ли негативные социально-политические последствия коррупции?
14. Кто выступает в качестве сторон коррупционных отношений?
15. В чем заключаются цель и средства коррупции?
16. Что представляет собой объект коррупции, каковы ее формы, в чем суть?
17. Как можно классифицировать коррупцию по сферам проявления? по инициаторам?
18. Как подразделяется на виды коррупция по статусу субъектов?
19. Каковы ее виды по признакам степени централизации отношений?
20. На какие виды делится коррупция по характеру и по степени опасности деяния?
21. В чем заключаются коррупционные откаты и вознаграждения?
22. Могут ли быть коррупционными поездки и контрольные проверки?
23. Как в коррупции может использоваться информация?
24. В чем состоят коррупционные предпочтения и преимущества?
25. В каких формах коррупционер может напрямую удовлетворять личные материальные потребности?
26. Что такое фаворитизм и клиентелизм?
27. Какие еще можно назвать формы коррупционных проявлений?
28. На какие группы подразделяются виды коррупции по уровню их распространения и по степени регулярности?
29. Как классифицируют коррупцию по виду связей и по характеру вступления в них?
30. Чем различаются т.н. «белая», «серая» и «черная» коррупция?
31. Что представляет собой т.н. «теневая реальность»?
32. Как понимается коррупция в ее социальном значении?
33. С какими социальными институтами взаимосвязана коррупция?
34. Что говорит о том, что коррупция – социальный институт?
35. Какова социальная конструкция коррупции?
36. Как давно существует традиция коррупции?
37. Почему можно утверждать, что коррупция – часть современного образа жизни?
38. Всегда ли добровольны коррумпирующие действия?
39. Откуда появляется лояльное отношение населения к коррупции?
40. Может ли измениться отношение к коррупции?
41. Каков примерный общий уровень коррупции в России?
42. Что такое ИВК?
43. Какие места занимает в этом рейтинге Россия?
44. Что называется причинами этого положения?
45. Прослеживается ли в 2000-х годах положительная тенденция в динамике ИВК?
46. Каковы причины этого?
47. Какие сферы общественной жизни граждане считают наиболее коррумпированными?
48. Как распределена дача взятки по возрасту взяткодателя?
49. Какое место занимает коррупция в рейтинге проблем россиян?
50. Много ли соотечественников считает, что коррупция непобедима?
51. Какие формы коррупции называются чаще всего?
52. Почему в 2014-2015 гг. снова произошло некоторое повышение уровня коррупции?
53. Что такое BPI?
54. Где находится Россия в рейтинге этого индекса?
55. Представители каких профессий являются наиболее коррумпированными, по опросам ВЦИОМ и ФОМ?
56. В каких сферах деятельности и как, чаще всего, сегодня проявляется коррупция?
57. Какие выходы из ситуации видит ЮНЕСКО?
58. Что можно отнести к основным причинам коррупции в России?
59. Какие причины обусловливают ее высокий уровень?
61. Каковы причины экономические? социальные?
62. Какие факторы деморализующе влияют на государственных служащих?
63. Есть ли психологические причины коррупции?
64. Как проявляются в отношении к коррупции «двойные стандарты» россиян?
65. Какие стороны включает в себя психология коррупции?
66. Что такое психологический портрет коррупционера?
67. Чем характеризуется стиль поведения коррупционера?
68. Что означает профессиональная деформация личности коррупционера?
69. В чем состоят два ведущих мотива коррупции?
70. Каковы стадии развития «взяткомании»?
71. Как проявляется «компенсационный» мотив?
72. В чем проявляется рациональность поведения коррупционера?
73. Каким образом можно повысить уровень риска действий коррупционера?
74. Каков психологический портрет коррумпирующих лиц?
75. Соразмерна ли выгода от дачи взятки и вред от нее взяткодателю?
76. Каковы наиболее часто встречающиеся стереотипы мышления коррумпирующих лиц?
77. Каким образом российское общество в целом относится к коррупции?
78. Как коррупция включена в ментальность общества?
79. Что такое коррупционная преступность?
80. Каково содержание социальных условий коррупции?
81. В чем состоят негативные изменения в современной коррупции?
82. Какие деяния относят к коррупционным?
83. Как проявляет себя латентность коррупционной преступности?
84. Какие можно назвать современные проявления коррупции?
85. Существует ли коррупция в судебной системе?
86. Есть ли она в коммерческих структурах?
87. Какие виды коррупционных деяний криминализированы в России?
88. Каковы экономические причины коррупции (12)?
89. В чем заключаются политические и организационные причины (8)?
90. Какие можно перечислить причины психологические (8)?
91. Может ли старое поколение чиновников быть не подвержено коррупции?
92. Как влияет на уровень коррупции несовершенное законодательство?
93. Почему законы, направленные против коррупции, могут не достигать цели?
94. В чем состоят экономические коррумпированности работников органов исполнительной власти?
95. Есть ли ля этого политические причины?
96. Каковы правовые причины коррупции в органах власти?
97. Что можно назвать в качестве моральной причины?
98. Как коррупция связана с бюджетными процессами?
99. На что влияет безнаказанность чиновников?
100. Почему характеристику личности преступника начинают с его социально-демографических признаков?
101. Как они связаны с преступностью?
102. Какие социально-демографические признаки личности изучаются в криминологии?
103. В чем состоит особенность коррупционера по признаку его семейного положения?
104. Чем обусловлен его сравнительно высокий уровень образования?
105. Как можно охарактеризовать возраст коррупционера?
106. В какой последовательности располагаются коррупционные преступления по частоте их совершения?
107. Какие формы взятки наиболее распространены?
108. Как чаще всего злоупотребляют должностными полномочиями?
109. Что совершается чаще из видов превышения должностных полномочий?
110. Характерно ли для коррупции соучастие?
111. Часто ли у осужденных коррупционеров есть судимость?
113. На чем основывается общая борьба с коррупционной преступностью?
114. Что надо учитывать при организации специального предупреждения коррупции?
115. Какими способами (8) Конвенция ООН рекомендует организовывать публичную службу?
116. Как Конвенция предлагает предупреждать коррупцию в публичном секторе?
117. Что необходимо предпринимать в частном секторе?
118. Можно ли освобождать от налогообложения суммы, потраченные на взятки?
119. Какие рекомендации дает Конвенция для правоохранительных органов?
120. С каким видом преступности наиболее взаимосвязана коррупционная?
121. Оправдано ли создание специальных подразделений правоохранительных органов по борьбе с коррупцией?
122. Как определяется преступление?
123. Что представляет собой уголовный закон Российской Федерации?
124. Какова структура УК РФ?
125. Что такое состав преступления?
126. Чем отличается признак состава преступления от элемента состава?
127. Что считается объектом преступления?
128. Каков его состав?
129. В чем суть объективной стороны?
130. Из чего она состоит?
131. Субъективная сторона преступления – что это?
132. Какие признаки входят в нее?
133. Кто считается субъектом преступления?
134. Каким признакам он должен удовлетворять?
135. На какие виды делятся составы преступлений по степени опасности деяния?
136. Чем отличаются эти составы друг от друга?
137. Какие бывают составы по конструкции объективной стороны?
138. Что входит в материальные и формальные составы?
139. Каким правовым актом утвержден перечень преступлений коррупционной направленности?
140. По каким признакам эти преступления отнесены к коррупционным?
141. Что за списки содержит Перечень №23?
142. Какие преступления отнесены к коррупционным безусловно?
143. К каким главам УК РФ они принадлежат?
144. Каково определение должностных лиц?
145. Кто считается лицом, занимающим государственную должность?
146. Чем отличается спецсубъект преступлений главы 23 УК РФ?
147. Есть ли преступления коррупционной направленности, не отнесенные к гл. 23 и 30?
148. Какие преступления могут способствовать совершению деяний коррупционной направленности?
149. Какие преступления главы 30 УК РФ считаются безусловно коррупционными?
150. Каково определение незаконного участия в предпринимательской деятельности?
151. В чем заключается непосредственный объект данного преступления?
152. Что представляет собой его объективная сторона?
153. Из чего состоит его субъективная сторона?
154. Кто его субъект?
155. Каково определение получения взятки?
156. Какие квалифицирующие признаки есть у этого преступления?
157. В чем заключается непосредственный объект данного преступления?
158. Что представляет собой его объективная сторона?
159. Из чего состоит его субъективная сторона?
160. Кто его субъект?
161. Каково определение дачи взятки?
162. Какие квалифицирующие признаки есть у этого преступления?
163. В чем заключается непосредственный объект данного преступления?
165. Из чего состоит его субъективная сторона?
166. Кто его субъект?
167. Каково определение посредничества во взяточничестве?
168. Какие квалифицирующие признаки есть у этого преступления?
169. В чем заключается непосредственный объект данного преступления?
170. Что представляет собой его объективная сторона?
171. Из чего состоит его субъективная сторона?
172. Кто его субъект?
173. Каково определение мелкого взяточничества?
174. Какие квалифицирующие признаки есть у этого преступления?
175. В чем заключается непосредственный объект данного преступления?
176. Что представляет собой его объективная сторона?
177. Из чего состоит его субъективная сторона?
178. Кто его субъект?
179. Каково определение коммерческого подкупа?
180. Сколько преступлений предусмотрено статьей о коммерческом подкупе?
1. Мировая история коррупции.
2. История коррупции в России.
3. Политические и экономические аспекты коррупции.
4. Социальные и культурно-нравственные аспекты коррупции.
5. «Плюсы» и «минусы» коррупции.
6. Структура коррупционных отношений.
7. Формы проявления коррупции.
8. «Теневая реальность».
9. Коррупция как вид девиантного поведения.
10. Связь коррупции с другими социальными институтами.
11. Россия в Индексе восприятия коррупции.
12. Россия в Индексе взяткодателей.
13. Изучение коррупции центрами ВЦИОМ и ФОМ.
14. Исследование тревог россиян Левада-центром.
15. Всероссийская антикоррупционная общественная приемная «Чистые руки».
16. Межрегиональное общественное движение «Против коррупции»
17. Роль показателя коррупции в индексах GRICS, WBES, BEEPS, CLEAR.
18. Коррупция в Российской империи.
19. Коррупция в СССР.
20. Причины коррупции в современной России.
21. Коррупция в зарубежных странах.
22. Психологический портрет коррупционера.
23. Психологический портрет коррумпирующего лица..
24. Аддиктивное поведение.
25. Повышение уровня риска коррупции.
26. Коррупция и российская ментальность.
27. Коррупционные преступления, предусмотренные главой ... УК РФ (любой – по выбору студента).
28. Понятие и признаки коррупционной преступности.
29. Экономические причины и условия коррупции.
30. Политические и организационные причины и условия коррупции.
31. Нравственно-психологические причины и условия коррупции.
32. «Распил» бюджета.
33. Социально-демографические свойства личности преступника.
34. Социально-демографические признаки коррупционера.
35. Структура коррупционной преступности.
36. Показатели осуждения за преступления коррупционной направленности.
37. Общие меры предупреждения коррупционной преступности.
38. Специальные меры предупреждения коррупционной преступности.
40. Классификация преступлений.
41. Уголовно-правовое учение о составе преступления.
42. Виды составов преступлений.
43. Указание 2017 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности».
44. Специальный субъект глав 23 и 30 УК РФ.
45. Преступления главы 30 УК РФ, совершаемые спецсубъектом.
46. Преступления главы 23 УК РФ, совершаемые спецсубъектом.
47. Составы преступлений, предусмотренных статьями 141.1 и 184 УК РФ.
48. Составы преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 229.1 УК РФ.
49. Преступления, относящиеся к коррупционным при определенных условиях.
50. Уголовно-правовой состав и виды мошенничества.
1. Термин «коррупция» переводится с латинского как:
A) взятка.
B) окисление.
C) преступление.
D) разложение.
2. Федеральный закон о коррупции в России:
A) разрабатывается.
B) находится на стадии рассмотрения в парламенте.
C) опубликован, но не вступил в действие.
D) действует.
3. В узком смысле слова, коррупция – это:
A) взяточничество.
B) злоупотребление служебным положением.
C) коммерческий подкуп.
D) хищения всех видов.
4. Латентность коррупции обычно:
A) высокая.
B) средняя.
C) низкая.
D) очень низкая.
5. «Плюсы» и «минусы» коррупции соотносятся следующим образом:
A) есть одни «плюсы», «минусов» нет.
B) есть одни «минусы», «плюсов» нет.
C) «плюсов» больше, чем «минусов».
D) «минусов» больше, чем «плюсов».
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовиться к опросу, тестированию, при недостаточном количестве баллов подготовить и защитить реферат;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за дисциплиной, во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− вызов (повестка) в военкомат,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутри-вузовских, межвузовских и других мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий,
− завизированное деканом заявление с просьбой об освобождении от занятия.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения рефератов и презентаций, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний студентов для всех курсов любой формы обучения:
- «Отлично» - от 89 до 100 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов; сформированы необходимые практические умения и навыки работы в соответствии с содержанием индикаторов компетенций дисциплины; все предусмотренные рабочей программой дисциплины обучения задания выполнены, качество их выполнения при проведении текущего контроля оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 77 до 88 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов; некоторые практические умения и навыки в соответствии с содержанием индикаторов компетенций сформированы не в полном объеме; все предусмотренные рабочей программой дисциплины задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 65 до 76 баллов - теоретическое содержание курса освоено частично, с наличием пробелов по отдельным разделам; необходимые практические умения и навыки работы в соответствии с содержанием индикаторов компетенций дисциплины сформированы частично; некоторые виды заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины выполнены, с ошибками.
- «Неудовлетворительно» - от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.