2024-2025_09_04_02-набор_2023-ИСИТ_plx_Инженерия информационных систем_Разработка и сопровождение информационных систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.07 Инженерия информационных систем
09.04.02 Информационные системы и технологии
Разработка и сопровождение информационных систем
магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен управлять сервисами ИТ
ПК-1.1 Обоснованно выбирает методики управления ИТ-проектами
знает

принципы управления сервисами ИТ

умеет

управлять сервисами ИТ

владеет навыками

владеть принципами управлять сервисами ИТ

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен управлять сервисами ИТ
ПК-1.3 Способен управлять непрерывностью сервисов ИТ
знает

принципы управлять сервисами ИТ

умеет

управлять сервисами ИТ

владеет навыками

владеть умением управлять непрерывностью сервисов ИТ

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен управлять проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
ПК-2.1 Обоснованно выбирает методы идентификации и конфигурации ИС
знает

принципы выбора методы идентификации и конфигурации ИС

умеет

выбирает методы идентификации и конфигурации ИС

владеет навыками

принципами выбора методы идентификации и конфигурации ИС

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен управлять проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
ПК-2.2 Способен проводить планирование управления документацией в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
знает

планирование управления документацией в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ

умеет

управлять документацией в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ

владеет навыками

навыками управления документацией в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен осуществлять
ПК-3.2 Способен осуществлять
знает

концептуальное проектирование

 
проектирование сложных графических пользовательских интерфейсов
концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса
графического пользовательского интерфейса

умеет

концептуально проектировать графического пользовательского интерфейса

владеет навыками

навыками концептуального проектирования графического пользовательского интерфейса

 
 
 
 
 
ПК-3 Способен осуществлять проектирование сложных графических пользовательских интерфейсов
ПК-3.3 Обоснованно выбирает структурные руководства по проектированию графического пользовательского интерфейса и продуктовые стандарты графического пользовательского интерфейса
знает

концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса

умеет

концептуально проектировать графического пользовательского интерфейса

владеет навыками

владеть концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Инженерия информационных систем» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Инженерия информационных систем» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Распределенные системы и технологии
 
Освоение дисциплины «Инженерия информационных систем» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Преддипломная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Инженерия информационных систем» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
180/5
12
24
144
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
12
24
144
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
180/5
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Теория и практика инженерии ИС
1.
 
Управление сервисами ИТ
3
36
6
КТ 1
1.1.
2
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.3
 
Проектирование в области ИТ
3
36
6
КТ 2
1.2.
2
4
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.2
 
2 раздел. Инженерия ИС в архитектуре цифровых технологий
2.
 
Проектирование графических интерфейсов
3
36
12
КТ 3
2.1.
4
8
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-1.3
 
Инструменты в управлении рисками проектов
3
36
12
2.2.
4
8
ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
144
180
12
24
 
Итого
144
180
12
24
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Управление сервисами ИТ
2/-
 
Проектирование в области ИТ
2/-
 
Проектирование графических интерфейсов
4/-
 
Инструменты в управлении рисками проектов
4/4
 
Итого
12
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
36
 
36
 
36
 
36
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Инженерия информационных систем» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Инженерия информационных систем».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Инженерия информационных систем».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Инженерия информационных систем».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Управление сервисами ИТ
Л1.5
Л2.4
 
2
Проектирование в области ИТ
Л1.1, Л1.2, Л1.4
Л2.1
 
3
Проектирование графических интерфейсов
Л1.3, Л1.4
Л2.4
 
4
Инструменты в управлении рисками проектов
Л1.2
Л2.3
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Инженерия информационных систем»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ПК-1.1:Обоснованно выбирает методики управления ИТ-проектами
Интеллектуальные информационные системы в управлении
x
Преддипломная практика
x
Разработка программных приложений
x
Технологии управления ИТ-проектами
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-1.3:Способен управлять непрерывностью сервисов ИТ
Интеллектуальные информационные системы в управлении
x
Разработка программных приложений
x
Технологии управления ИТ-проектами
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-2.1:Обоснованно выбирает методы идентификации и конфигурации ИС
Корпоративные информационные системы
x
Преддипломная практика
x
Разработка программных приложений
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-2.2:Способен проводить планирование управления документацией в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Интеллектуальные информационные системы в управлении
x
Преддипломная практика
x
Разработка программных приложений
x
Технологии управления ИТ-проектами
x
ПК-3.2:Способен осуществлять концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса
Преддипломная практика
x
Разработка программных приложений
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-3.3:Обоснованно выбирает структурные руководства по проектированию графического пользовательского интерфейса и продуктовые стандарты графического пользовательского интерфейса
Преддипломная практика
x
Разработка программных приложений
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Инженерия информационных систем» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Инженерия информационных систем» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества

 
теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 3
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Инженерия информационных систем»

1. Понятие программной инженерии. Отличие понятий «программа» и «программный продукт». Тройное ограничение проекта.

2 . Назначение языка UML. Виды диаграмм UML и их перечень.

3. Диаграмма вариантов использования: назначение, графические обозначения, пример.

4. Диаграмма последовательностей: назначение, графические обозначения, пример.

5. Диаграмма классов: назначение, графические обозначения, пример. Дополнительные значки для некоторых типов классов.

6. Диаграммы коммуникаций, деятельности (активности): назначение, графические обозначения, пример.

7. Модели ЖЦ ПО: виды, описание, достоинства, недостатки.

8. Стандарт оформления кода T-SQL. Стили именования.

9. Правила именования объектов базы данных.

10. Содержание разделов «техническое задание» и «описание программы» по ЕСПД.

11. Определение шаблона проектирования. Достоинства и недостатки шаблонов проектирования.

12. Структура паттерна MVC, цель MVC, назначение ее компонент.

13. Возможности шаблонов проектирования.

14. Причины перепроектирования и паттерны, позволяющие избежать этого.

15. Шаблон проектирования Facade: основные характеристики, когда его целесообразно применять, UML-диаграмма примера его использования.

16. Шаблон проектирования Adapter: основные характеристики, когда его целесообразно применять, UML-диаграмма примера его использования.

17. Качество ПО. Показатели качества ПО.

18. Виды оценочных характеристик качества ПО. Метрики производительности, качества, стоимости, документированности. Достоинства и недостатки.

19. Функционально-ориентированные метрики. Достоинства и недостатки.

20. Модели надежности ПО.

21. Способы повышения надежности ПО.

Примеры типовых экзаменационных задач

Разработать диаграммы вариантов использования, последовательностей, классов (с указанием названия, атрибутов, операций) информационной системы «Разработка колес из алюминиевого сплава для конкретного автомобиля (сторонним предприятием)». Актеры: дизайнер, отдел маркетинга, представители автозавода, специалист по компьютерному проектированию, специалист по расчету нагрузок и представители (внешнего) сертификационного центра.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коган, Е. А., Юрченко А. А. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс]:учебник. - НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 250 с – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398687 
 
Л1.2 Антамошкин О. А. Программная инженерия. Теория и практика [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 247 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=492527 
 
Л1.3 Трояновский В. М. Программная инженерия информационно-управляющих систем в свете прикладной теории случайных процессов [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2019. - 325 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1003316 
 
Л1.4 Маран М. М. Программная инженерия [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 196 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/189470 
 
Л1.5 Хейфец А. Л., Логиновский А. Н., Буторина И. В., Васильева В. Н. Программная инженерия:учебник для студентов вузов по направлению 231000 "Программная инженерия". - Москва: Академия, 2014. - 288 с.
 
дополнительная
 
Л2.1 Маран М. М. Программная инженерия [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 196 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/189470 
 
Л2.2 Шуваев А. В. Программная инженерия:учеб. пособие для магистрантов направления подготовки 09.04.02 «Информ. системы и технологии». - Ставрополь: Ветеран, 2021. - 0,99 МБ
 
Л2.3 Трояновский В. М. Программная инженерия информационно-управляющих систем в свете прикладной теории случайных процессов [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Специалитет, Магистратура, Аспирантура. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2024. - 325 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=430148 
 
Л2.4 Турнецкая Е. Л., Аграновский А. В. Программная инженерия. Интеграционный подход к разработке [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 216 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/352307 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Специфика изучения дисциплины «Информационные технологии» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавров и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические и лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, защите практических работ, контрольной работе;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, защиту практических работ, выполнения контрольных работ, написания тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Инженерия информационных систем»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 917).
Автор (ы)
 
_______________________ проф. , д.э.н Шуваев А.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , к.т.н. Шлаев Д.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Инженерия информационных систем» рассмотрена на заседании Кафедра инжиниринга IT-решений протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров Алексей Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Инженерия информационных систем» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии