Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.33 Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2021
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» является дать теоретическую базу для изучения вопросов проектирования систем электроснабжения.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-3 Способен применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач
ОПК-3.3 Использует методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности.
знает

методы теоретического и экспериментального ис-следования объектов профессиональной деятельности

умеет

использовать методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности

владеет навыками

методами теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной дея-тельности

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.1 Предпроектное обследование объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
знает

методы предпроектного обследования объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения

умеет

проводить предпроектное обследование объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения

владеет навыками

методикой предпроектного обследования объекта капитального строительства, для которого предна-значена система электроснабжения

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.2 Разработка проектной и рабочей документации отдельных разделов проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
знает

алгоритм подготовки к выпуску проектной документации системы электроснабжения объектов капитального строительства

умеет

применять алгоритм выпуска проектной документации системы электроснабжения объектов капитального строительства

владеет навыками

применять методы выпуска проектной документации системы электроснабжения объектов капитального строительства

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.3 Разработка концепции системы электроснабжения объекта ПД
знает

методы разработки концепции системы электроснабжения объекта ПД

умеет

использовать методы разработки концепции системы электроснабжения объекта ПД

владеет навыками

методами разработки концепции системы электроснабжения объекта ПД

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен участвовать в разработке проекта и/или части проекта системы электроснабжения объектов ПД
ПК-2.4 Разработка проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД
знает

способы разработки проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД

умеет

проводить разработку проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД.

владеет навыками

способами разработки проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Ознакомительная практика
 
Введение в специальность
 
Электрическая часть электростанций и подстанций
 
Электроэнергетические системы и сети
 
Электроснабжение
 
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
 
Переходные процессы в электроэнергетических системах
 
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
 
Реконструкция электрических сетей
 
Энергосбережение
 
Технико-экономические расчеты в энергетике
 
Моделирование в электроэнергетике
 
Автоматика
 
Математические задачи электроэнергетики
 
Физика
 
Общая энергетика
 
Высшая математика
 
Экономика электроэнергетики
 
Освоение дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
 
Организация и управление электросетевыми предприятиями
 
Надежность электроснабжения
 
Энергосбытовая деятельность
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
180/5
18
54
72
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
практической подготовки
12
26
48
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
180/5
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 1 Общие вопросы проектирования 
1.
 
Термины и определения в проектах 
7
4
6
4
1.1.
2
ПК-2.2, ПК-2.4
 
Нормативная основа для формирования проекта
7
4
6
4
1.2.
2
ПК-2.2, ПК-2.4, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.3
 
2 раздел. 2 Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы
2.
 
Требования по оформлению ВКР
7
4
6
4
2.1.
2
ПК-2.2, ПК-2.4, ПК-2.1
 
3 раздел. 3. Проектирование систем электроснабжения
3.
 
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения. 
7
6
6
4
3.1.
2
ПК-2.1, ПК-2.3, ОПК-3.3, ПК-2.4
 
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной мощности.
7
8
6
4
3.2.
2
ПК-2.3, ПК-2.4, ОПК-3.3, ПК-2.2
 
4 раздел. 4. Проектирование электрических сетей
4.
 
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
7
10
8
6
4.1.
2
ПК-2.3, ОПК-3.3
 
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
7
10
10
8
4.2.
2
ПК-2.3, ОПК-3.3
 
5 раздел. 5. Проектирование трансформаторных подстанций и электростанций
5.
 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
7
14
14
12
5.1.
2
ПК-2.3, ОПК-3.3
 
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
7
12
10
8
5.2.
2
ПК-2.3, ОПК-3.3
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
72
180
54
18
 
Итого
72
180
54
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Термины и определения в проектах 
Термины и определения в проектах
2/-
 
Нормативная основа для формирования проекта
Нормативная основа для формирования проекта автоматизации
2/-
 
Требования по оформлению ВКР
Требования по оформлению ВКР
2/2
 
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения. 
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения.
2/2
 
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной 
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной мощности.
2/-
 
мощности.
 
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей.
2/2
 
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
2/-
 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций.
2/-
 
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
2/2
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Термины и определения в проектах 
Работа с ГОСТами
Пр
4/-/-
 
Нормативная основа для формирования проекта
Расчет и выбор электротехнического оборудова-ния в соответствии с проектно-строительной зо-ной, видом объекта электроэнергетики, категорией размещения и степенью защиты электрооборудованию.
Пр
4/-/-
 
Требования по оформлению ВКР
Разработка задания для проектирования объекта электроэнергетики, изучение принципов оформ-ления пояснительной и графической части вы-пускной квалификационной работы.
Пр
4/-/-
 
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения. 
Расчет и выбор систем электроснабжения. Обос-нование систем автоматического управления и защиты.
Пр
4/-/-
 
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной мощности.
Системы автоматизированного проектирования распределительных сетей 0,38-35кВ
Пр
4/-/-
 
Электрические нагрузки 
Расчет электрических сетей с учетом различных факторов и обеспечением 
Пр
4/-/-
 
потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
определенных уровней надежности.
 
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
Разработка монтажной схемы электрооборудова-ния.
Пр
2/-/-
 
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
Расчет системы освещения зданий и сооружений.
Пр
4/-/-
 
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
Проектирование внутренней электропроводки зданий и сооружений
Пр
4/-/-
 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
Расчет молниезащиты объектов электроснабжения
Пр
4/-/-
 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
Разработка мероприятий по обеспечению норма-тивных уровней надежности электроснабжения
Пр
4/-/-
 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
Проектирование установок для компенсации ре-активной мощности
Пр
4/-/-
 
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
Определение места расположения трансформа-торных подстанций, центра электрических нагру-зок и выбор конфигурации сети
Пр
4/-/-
 
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
Моделирование режимов работы трансформатор-ных подстанций и электростанций
Пр
4/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Термины и определения в проектах
2
 
Работа с ГОСТами
2
 
Нормативная основа для формирования проекта автоматизации
2
 
Расчет и выбор электротехнического оборудова-ния в соответствии с проектно-строительной зо-ной, видом объекта электроэнергетики, категорией размещения и степенью защиты электрооборудованию.
2
 
Требования по оформлению ВКР
2
 
Разработка задания для проектирования объекта электроэнергетики, изучение принципов оформ-ления пояснительной и графической части вы-пускной квалификационной работы.
2
 
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения.
2
 
Расчет и выбор систем электроснабжения. Обос-нование систем автоматического управления и защиты.
4
 
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной мощности.
4
 
Системы автоматизированного проектирования распределительных сетей 0,38-35кВ
4
 
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей.
2
 
Расчет электрических сетей с учетом различных факторов и обеспечением определенных уровней надежности.
4
 
Разработка монтажной схемы электрооборудова-ния.
4
 
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
2
 
Расчет системы освещения зданий и сооружений.
4
 
Проектирование внутренней электропроводки зданий и сооружений
4
 
Общие сведения. Схемы соединений подстанций.
2
 
Расчет молниезащиты объектов электроснабжения
4
 
Разработка мероприятий по обеспечению норма-тивных уровней надежности электроснабжения
4
 
Проектирование установок для компенсации ре-активной мощности
4
 
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
4
 
Определение места расположения трансформа-торных подстанций, центра электрических нагру-зок и выбор конфигурации сети
4
 
Моделирование режимов работы трансформатор-ных подстанций и электростанций
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Термины и определения в проектах 
 
2
Термины и определения в проектах 
 
3
Нормативная основа для формирования проекта
 
4
Нормативная основа для формирования проекта
 
5
Требования по оформлению ВКР
 
6
Требования по оформлению ВКР
 
7
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения. 
 
8
Общие сведения по проектированию систем электроснабжения. 
 
9
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной мощности.
 
10
Выбор схем электрических линий и трансформаторных подстанций. Расчет систем компенсации реактивной мощности.
 
11
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
 
12
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
 
13
Электрические нагрузки потребителей. Выбор наружных электрических сетей. 
 
 
14
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
 
15
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
 
16
Проектирование средств защиты от перенапряжений. Выбор средств защиты от коротких замыканий
 
17
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
 
18
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
 
19
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
 
20
Общие сведения. Схемы соединений подстанций. 
 
21
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
 
22
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
 
23
Конструкции распределительных устройств. Дизельные, гидравлические, ветроэлектростанции.
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-3.3:Использует методы теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности.
Высшая математика
x
x
x
x
Моделирование в электроэнергетике
x
Физика
x
x
ПК-2.1:Предпроектное обследование объекта капитального строительства, для которого предназначена система электроснабжения
Автоматика
x
Автономные системы электроснабжения
x
Введение в специальность
x
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.01
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.2:Разработка проектной и рабочей документации отдельных разделов проекта системы электроснабжения объектов капитального строительства
Автоматика
x
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.01
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбережение
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.3:Разработка концепции системы электроснабжения объекта ПД
Автоматика
x
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.01
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
ПК-2.4:Разработка проектной и рабочей документации проекта системы электроснабжения объектов ПД
Автоматика
x
Автономные системы электроснабжения
x
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.01
x
Математические задачи электроэнергетики
x
Надежность электроснабжения
x
Организация и управление электросетевыми предприятиями
x
Основы АСУ электроустановок систем электроснабжения
x
Основы эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения
x
Переходные процессы в электроэнергетических системах
x
Преддипломная практика
x
Режимы работы электрооборудования систем электроснабжения
x
Реконструкция электрических сетей
x
Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
x
Ремонт электрооборудования
x
Техника высоких напряжений
x
Технико-экономические расчеты в энергетике
x
Экономика электроэнергетики
x
Электрическая часть электростанций и подстанций
x
x
Электроснабжение
x
Электроэнергетические системы и сети
x
x
Энергосбытовая деятельность
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

 
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» проводится в виде Экзамен, Курсовой проект.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных

Критерии оценки ответа на экзамене
 
экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-

 
держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения»

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1.  - 
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

 
5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Антонов Сергей Николаевич
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , кандидат технических наук Адошев Андрей Иванович
 
Рабочая программа дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» рассмотрена на заседании Кафедра электрооборудования и энергообеспечения АПК протокол № 2 от 28.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Никитенко Геннадий Владимирович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Проектирование и конструирование электроустановок систем электроснабжения» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника