УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
подготовка высокообразованных специалистов вооруженных глубокими знаниями в области
морфологии, анатомии, систематики, экологии растений и фитоценологии с позиции
эволюционного учения как основы диалектико-материалистического понимания природы.
Изучение структуры вегетативных органов покрытосеменных на клеточном, тканевом, органном и
морфологическом уровнях организации.
Углубление знаний о строении генеративных органов покрытосеменных, процессов и
способов размножения растений. Освоение видового многообразия фитоценозов растительного
покрова и использование знаний, умений и навыков в практической деятельности. Овладение
умением проводить наблюдения в процессе обследования природных фитоценозов. Освоение
основ экологии растений, фитоценологии и возможности их использования в профессиональной
деятельности. Изучение состава и строения фитоценозов, их связь с условиями местообитания.
Воспитание бережного отношения к родной природе, правильного использования и охраны
богатства растительного мира
морфологической структуруы
микроорганизмов и вегетативных органов
высших растений, их метаморфозов на
цитологическом, гистологическом и
анатомическом уровнях
умеет
распознавать культурные и
дикорастущие растения; использовать
русскую и латинскую бинарную
номенклатуру видов растений и толковать
экологические факторы, влияющие на
растения
владеет навыками
распознавать микроорганизмы, культурные
и дикорастущие растения, по
морфологической структуре вегетативных и
генеративных органов
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Ботаника с основами фитоценологии».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Ботаника с основами фитоценологии».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Ботаника с основами фитоценологии».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Ботаника с основами фитоценологии» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Теоретический вопрос (оценка знаний).
1. Понятие о тканях. Их классификация.
2. Образовательные ткани (меристемы). Функции, цитологические особенности.
3. Классификация меристем по расположению в теле растений. Раневые меристемы, их роль.
Понятие о культуре тканей.
4. Основные ткани, их функции и особенности строения.
5. Первичная покровная ткань, ее строение и функции. Строение и работа устьиц. Трихомы.
6. Покровные комплексы - перидерма и корка. Образование, строение и функции.
7. Механические ткани, особенности строения и функции.
8. Проводящие ткани. Строение и онтогенез трахеальных элементов. Тиллы.
9. Ситовидные элементы, их строение, онтогенез и функция. Каллёза.
10. Проводящие комплексы – ксилема и флоэма, их гистологический состав. Типы проводящих
пучков.
11. Выделительные ткани, их типы и функция.
Тестовые задания (оценка умений)
Выберите из трех вариантов ответа, один правильный.
№
п./п.
Вопросы Варианты ответов
1. Тип деления характерный для
вегетативных клеток -
1. Амитоз. 2. Митоз.
3. Мейоз.
2. В какой зоне кончика корня находится
первичная верхушечная меристема?
1. Зона проведения.
2. Зона роста и растяжения.
3. Зона деления.
3. Ткань участвует в формировании
перидермы?
1. Феллема. 2.Феллоген.
3. Феллодерма
4. Механическая ткань характерна только
для двудольных растений?
1. Колленхима. 2.Склеренхима.
2. Склереиды.
5. Основная ткань растений
произрастающих на почвах с
избыточным увлажнением?
1. Хлоренхима.
2. Запасающая паренхима.
3. Аэренхима.
6. Молекула ДНК находится в ядерной
структуре -
1. Ядерном сок.
2. Хромосоме.
3. Ядерной оболочке.
7. Вегетативные клетки делятся - 1. Амитозом. 2. Митозом.
3. Мейозом.
8. Какую функцию выполняют
митохондрии?
1. Биосинтез углеводов.
9. Запасной белок в клетке
откладывается в виде
1. Крахмальных зёрен.
2. Алейроновых зёрен
3. Инулина
10. Одревеснение клеточной стенки
вызывает
1. Суберин. 2.Кутин.
3. Лигнин.
30
6. Какие проводящие ткани относятся к
восходящему току?
1. Волокна.2.Сосуды
2. Ситовидные трубки.
7. Сколько лет функционирует
ситовидная трубка у винограда
растений?
1. Много лет.
2. Два года.
3. Один год.
8. Какие проводящие элементы входят в
состав флоэмы?
1. Сосуды. 2.Ситовидные трубки. 3.
Трахеиды.
9. Что такое закрытый сосудистоволокнистый пучок?
1. Имеет камбий. 2.Нет камбия.
2. Имеет пробковый камбий.
10. Какие выделительные ткани относятся
к наружным?
1. Трихомы. 2.Млечники.
2. Смоляные ходы.
Контрольная точка № 1
Теоретический вопрос (оценка знаний).
1. По какому признаку классифицируют семена?
2. Как устроены зародыши пшеницы и фасоли?
3. Что такое корневая шейка?
4. Какие части стебля называют гипокотилем и эпикотилем?
5. Всегда ли при прорастании семени семядоли выносятся на поверхность почвы? От чего это
зависит?
6. Какие органы растения называют вегетативными?
7. Какие бывают типы корневых систем?
8. Каково происхождение главного корня?
9. Какой из вегетативных органов зародыша трогается в рост первым при прорастании семени?
10. Какие органы растения принимают участие в образовании корнеплодов?
Тестовые задания (оценка умений)
№п/
п
Вопрос Варианты ответа
1. Что такое онтогенез растений? 1. Историческое развитие.
2. Индивидуальное развитие.
3. Рост и развитие.
2. Какие корни составляют мочковатую
корневую систему?
3. Боковые.
3. Где находятся почки возобновления у
растений имеющих корнеклубни
(георгин)?
1. На корнеклубне.
2. На придаточном корне.
3. на корневой шейке.
4. Как называются вместилища
азотфиксирующих бактерий на корне?
1. Микориза.
2. Клубеньки.
3. Клубни.
5. Как называется тип прорастания семян,
если хорошо развит эпикотель?
1. Надземное.
2. Подземное.
3. Воздушное.
6. Назовите тип корневой системы,
растений класса двудольные.
1. Мочковатая. 2. Ризоидная.
3. Стержневая.
7. Какой орган растений относится к
вегетативным?
1.Цветок. 2. Побег. 3.Плод.
8. Полярность 1. Это радиальная симметрия.
2. Это метаморфоз органа.
31
3. Это физиологическая и
морфологическая разница между
верхушкой и основанием органа.
9. Корнеплод 1. Метаморфоз побега.
2. Метаморфоз главного корня.
3. Метаморфоз придаточного корня.
10 Метаморфозы органов называются
аналогичными ?
1. Имеют одинаковую форму и
происхождение.
2.Имеют разное происхождение, но
одинаковые по форме.
3.Имеют одинаковое происхождение, но
разную форме.
1. Ботаника – наука о растениях, научная основа агрономии. Разделы ботаники и экологии
растений.
2. Основные отличия растительных и животных клеток. Формы и величина клеток.
3. Протопласт и его производные. Химический состав и физико-химическое состояние
протопласта.
4. Структура цитоплазмы. Строение и свойства биологических мембран.
5. Пластиды как органеллы, специфические для зелёных растений. Их строение и функции.
6. Строение и функции митохондрий и рибосом, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи,
лизосом.
7. Ядро, его строение, физико-химические особенности. Функции ядра.
Типы хромосомных наборов клетки.
8. Деление клеток. Митоз и мейоз, их биологическая сущность.
10. Клеточный сок как производные протопласта, его химический состав.
11. Запасные питательные вещества растений, их состав, локализация в клетке, тканях и органах.
12. Физиологически активные вещества клетки: ферменты, фитогормоны и т. др.
13. Понятие о тканях. Их классификация.
14. Образовательные ткани (меристемы), их топография и функция. Понятие о культуре тканей.
15. Основные ткани, их функции и особенности строения.
16. Покровная ткань, ее типы, строение, функции и топография.
17. Механические ткани, особенности строения и функции.
18. Проводящие ткани. Строение и онтогенез трахеальных элементов. Тиллы. Ситовидные
элементы, их строение, онтогенез и функция. Каллёза.
19. Проводящие комплексы – ксилема и флоэма, их гистологический состав. Типы проводящих
пучков.
20. Выделительные ткани, их типы и функция.
21. Вегетативные органы. Общие закономерности их строения: полярность и т. д. Строение семени
и проростка двудольного растения.
22. Строение семени и проростка однодольного растения. Надземное и подземное прорастание
23. Корень и корневая система, их типы и функция. Специализация и метаморфозы корней.
24. Зоны растущего корня. Первичное строение корня (ирис).
25. Вторичное строение корня (тыква). Морфология и анатомия корнеплодов.
26. Побег и его части. Метаморфозы побега в связи с изменением функции и как органа запаса.
Строение и типы почек.
27. Типы ветвления побегов и кущения злаков. Морфология стебля.
28. Морфологическая классификация жизненных форм растений по Раункиеру и Серебрякову.
29. Формирование первичного анатомического строения стебля из конуса нарастания. Строение
стебля однодольного растения (кукуруза)
30. Вторичное строение стебля двудольных трав: переходное (подсолнечник) и т.д.
34
31. Строение стебля двудольного древесного растения и возрастные изменения ствола (липа).
32. Лист, его части и функции. Жилкование и классификация простых листьев.
33. Классификация сложных листьев. Формации листьев. Гетерофиллия. Листопад. Метаморфозы
листа.
34. Микроскопическое строение листьев двудольных (камелии) и голосеменных (хвоя сосны)
растений.
35. Микроскопическое строение листьев однодольных растений (кукурузы и ковыля) в
зависимости от экологических условий.
36. Вегетативное размножение как форма бесполого размножения. Понятие о клоне.
37. Бесполое размножение. Спорогенез. Равноспоровые и разноспоровые организмы. Половое
размножение. Гаметогенез. Типы полового процесса.
38. Чередование поколений и смена ядерных фаз в цикле развития высших растений.
39. Теория происхождения цветка. Строение и формулы цветков.
40. Соцветия, их значение, строение и классификация. Цветение и опыление.
41. Андроцей и его типы. Строение тычинки и пыльника. Микроспорогенез и развитие пыльцы.
Мегаспорогенез и развитие зародышевого мешка.
43. Сущность двойного оплодотворения. Развитие и строение семени. Типы семян. Апомиксис.
Полиэмбриония.
44. Развитие и строение плода. Плоды простые и сборные. Соплодия. Морфологическая
классификация плодов
45. Систематика, её задачи и методы. Таксономические единицы. Бинарная номенклатура. Общая
характеристика и классификация низших,
46. . Общая характеристика отдела Бактерии. Значение в природе и деятельности человека.
47. . Общая характеристика отдела Грибы, их строение, размножение. Роль грибов в круговороте
веществ в природе и значение для человека.
48. . Классификация грибов. Характеристика класса Хитридиомицеты. Цикл развития Ольпидия
капустного.
49. Характеристика класса Оомицеты. Цикл развития фитофторы картофеля.
50. Характеристика класса Зигмицеты. Цикл развития Мукора сахарного.
51. Класс Аскомицеты. Дрожжи и спорынья ржи, их строение и цикл развития.
52. Класс Базидиомицеты. Цикл развития твердой и пыльной головни пшеницы.
53. Класс Базидиомицеты. Цикл развития линейной ржавчины злаков.
54. Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. Роль в природе, использование
человеком.
55. Общая характеристика и классификация отдела Водоросли.
56. Общая характеристика и классификация высших растений. Гаметофит и спорофит.
57. Отдел Моховидные. Цикл развития кукушкина льна.
58. Отдел Плауновидные. Цикл развития плауна булавовидного и селагинеллы.
59. Отдел Хвощевидные. Цикл развития хвоща полевого.
60. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития папоротника – щитовника мужского.
61. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и классификация. Цикл развития сосны
обыкновенной.
62. Характерные признаки и происхождение отдела Покрытосеменные. Сравнительная
характеристика классов двудольных и однодольных.
63. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Лютиковые.
64. . Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Маковые.
65. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Гвоздичные.
66. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Маревые.
67. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Гречишные.
35
68. . Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Тыквенные.
69. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Капустные
(Крестоцветные).
70. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Молочайные.
71. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Розановые.
72. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Бобовые (Мотыльковые).
73. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Лёновые.
74. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Сельдерейные (Зонтичные)
75. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Виноградные.
76. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Вьюнковые.
77. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Повиликовые.
78. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Бурачниковые.
79. Ботаническая характеристика представителей семейства Норичниковые.
81. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Пасленовые.
82. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Астровые
(Сложноцветные).
83. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Лилейные.
84. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Луковые.
85. Ботаническая характеристика представителей семейства Ирисовые (Касатиковые)
86. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Осоковые.
87. Ботаническая характеристика представителей семейства Мятликовые (Злаки).
88. Основы экологии растений и экологические факторы.
89. Флора и растительность. Ареал растений и типы ареалов.
90. Основы геоботаники. Фитоценозы и агрофитоценозы.
1. Характерные признаки и происхождение отдела Покрытосеменные. Сравнительная
характеристика классов двудольных и однодольных.
1. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Лютиковых.
2. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Маковых.
3. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Гвоздичных.
4. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Маревых.
5. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Гречишных.
6. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Тыквенных.
7. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Капустных
(Крестоцветных).
8. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Молочайных.
9. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Розановых.
10. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Бобовых
(Мотыльковых).
11. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Лёновых.
12. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Сельдерейных
(Зонтичных).
13. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Виноградных.
14. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Вьюнковых.
15. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Повиликовых.
16. .Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Бурачниковых.
17. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Норичниковых.
18. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Яснотковых
(Губоцветных).
19. Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Пасленовых.
.Ботаническая характеристика и значение представителей семейства Астровых (Сложноцветных)
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
2 балла- выставляется в том случае, если студент показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; Материал изложен в логической последовательности; ответ самостоятельный . 1 балл- дан неполный ответ , представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; Присутствуют фрагментарность , нелогичность изложения. 0 баллов- при отсутствии ответа.
3 балла- задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла- задачи решены не полостью, но объём выполненной части таков , что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл- задание решено не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов- задание не решено.
обучения студентов, ее местом в подготовке магистра и временем, отведенным на освоение курса
рабочим учебным планом.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме
(лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую
часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным
темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного
рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического
построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса,
выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат
по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию,
технологическому диктанту, выполнению практико-ориентированных заданий, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины
во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы
является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в
внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
41
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для
лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические
занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по
дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного
опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, выполнения практикоориентированных заданий, написания технологических диктантов и тестового контроля по
теоретическому курсу дисциплины.
275/ФАЗР
специализированная мебель на 25 посадочных мест, классная доска – 1 шт., Микроскоп МБИ 15-2 – 1 шт., микроскопы ученические «Биолам» – 12 шт., вспомогательное оборудование, лабораторная посуда, информационные плакаты.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.