УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
– требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных высказываний;
– виды речевой деятельности и способы их оптимизации, основные правила оратории, беседы и спора;
- правила речевого и делового этикета .
умеет
– применять современные нормы литературного языка в устной и письменной форме речи ;
– ставить правильные коммуникативные задачи и обеспечивать их решений на практике .
владеет навыками
– навыками определения коммуникативных задач и решения их на практике ;
– навыками самостоятельной работы с языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) с использованием справочной и учебной литературы .
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Культура речи и деловое общение».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Культура речи и деловое общение».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Культура речи и деловое общение».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Культура речи и деловое общение» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Контрольная точка проводится в форме тестирования по изученному разделу, которое позволяет оценить знания, умения и навыки обучаемого.
Типовое тестирование на контрольной точке
ЗНАНИЯ
Задание № 1
Какая из перечисленных функций языка является самой ГЛАВНОЙ?
1. Когнитивная
2. Номинативная
4. Магическая
5. Коммуникативная
Задание № 2
За пределами литературного языка остаются (выберите два ответа)
1. термины
2. канцеляризмы
3. диалектизмы
4. метафоры
5. жаргонизмы
Задание № 3
Раздел языкознания, изучающий звуки языка – это
1. грамматика
2. фонетика
3. филология
4. ортология
5. фразеология
Задание № 4
Смысловое восприятие чужого устного высказывания – это
1. слушание
2. говорение
3. письмо
4. чтение
5. монолог
Задание № 5
Выделите три слова, где ударение падает на ПОСЛЕДНИЙ слог:
1.Алкоголь
2.Торты
3.Эксперт
4.Каучук
5.Средства
Задание № 6
Существует три вида уместности речи:
1. эмоциональная
2. личностно-психологическая
3. стилевая
4. поэтическая
5. ситуативная
Задание № 7
Речевое событие составляют два главных компонента:
1. условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситу-ация)
2. косвенное высказывание
3. прагматическое значение высказывания
4. прямое значение высказывания
5. словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопро-вождает (жесты, мимика, движения и т.д.)
Задание № 8
Современный русский общенародный язык представляет собой исторически сложив-шуюся общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, включая все русские
Верно
Неверно
Задание № 9
Знаки, которые содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними, называются искусственными (условными) знаками.
Верно
Неверно
Задание № 10
Искусственные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.
Верно
Неверно
УМЕНИЯ
Задание №1
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыс-лу высказывания.
2. Хороший отбор возможен при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся в долговременной памяти.
3. При говорении осуществляется отбор не только нужных слов, но и нуж-ных конструкций (поэтому заучивание в детстве текстов наизусть как на иностранном, так и на родном языке необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно).
4. Трудности самостоятельной речи детей и подростков обусловлены нераз-работанностью другого вида памяти – оперативной, которая работает всего несколько секунд: за это время необходимо выбрать нужную синтаксиче-скую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова.
5. Говорение – процесс формирования мысли в момент произнесения высказывания, т.е. устное выражение своих мыслей.
Порядок:
Задание №2
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы полу-чился текст?
1. Иначе говоря, часть информации может быть передана без помощи слов.
2. С одной стороны, стремление говорящего заинтересовать слушателя и ак-тивизировать его внимание приводит к многократному подчеркиванию од-ной и той же мысли, к разрастанию текстового фрагмента, т. е. созданию из-быточного высказывания (его части).
3. В говорении наблюдается сочетание противоположных явлений: избы-точной и экономной речи (лаконизма).
4. Так проявляется лаконизм речи.
5. С другой стороны, в процессе говорения человек с учетом ситуации об-щения может пропустить слово, заменить его невербальными средствами общения (жестами, мимической гримасой), передать текст с помощью таб-лицы, схемы, диаграммы.
Порядок:
Задание №3
Расположите в правильной последовательности части текста.
1. черты зрелого (хорошего) чтения: высокая скорость (про себя) и гибкость (умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации).
2. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого
3. процесс, предполагающий создание параллельного собственного текста адресатом речи,
4. становится его понимание. Подчеркнём, что чтение – это такой же активный твор-ческий
5. создания исходного текста его автором. Умение читать предполагает овладение тех-никой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста и умением его интерпретировать, понять. Существенные
Порядок:
Задание №4
Подберите соответствия:
Дистракторы:
1. Правильность речи
2. Доступность речи
3. Точность речи
4. Чистота речи
5. Уместность речи
Дистракторы соответствия:
a) – это соответствие каждого слова его значению и факту действительности.
б) – это такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечаю-щей целям и условиям общения.
в) – это отсутствие в ней лишних слов, а также слов, чуждых литературному языку по нравственно-этическим критериям.
г) – это ее ясность, понятность, недвусмысленность.
д) – это ее соответствие языковым нормам русского литературного языка.
Соответствие:
Задание №5
Подберите соответствия:
Дистракторы:
1. Максима такта
2. Максима скромности
3. Максима одобрения
4. Максима симпатии
5. Максима согласия
Дистракторы соответствия:
a) связана с позитивностью в оценке других. Она подразумевает сведение к минимуму высказываний, которые выражают неодобрение другого.
б) это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение
в) рекомендует благожелательность.
г) предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника.
д) – это максима неприятия похвал в собственный адрес.
Соответствие:
Задание №6
Подберите соответствия:
Дистракторы:
1. Фонема
2. Морфема
3. Слово
4. Словосочетание
5. Предложение
Дистракторы соответствия:
a) – это основная значимая, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств.
б) – это наименьшая единица языка, которая обладает звуковым выражением, но не имеет
в) – это синтаксическая единица, которая представляет собой грамматически организо-ванное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной закон-ченностью.
г) предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника.
д) – это синтаксическая конструкция, состоящая из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи: согласования, управления, примы-кания.
Соответствие:
НАВЫКИ
Задание №1
Слова или словосочетания, точно называющие специальные понятия какой-либо сфе-ры производства, науки, искусства, – это ……..
Ответ:
Задание №2
Язык – это система ….….
Ответ:
Задание №3
Раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах раз-ных частей речи, а также сами орфографические правила – это ….…
Ответ:
Задание №4
Система знаков препинания в письменности какого-либо языка и правила их расстановки в письменной речи – это …....
Ответ:
ЗАЧЁТ
По дисциплине «Культура речи и деловое общение» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов.
Теоретические вопросы к зачету
1. Современный русский язык как один из естественных этических языков.
2. Понятие литературного языка.
3. Нелитературные формы национального языка.
4. Язык как знаковая система. Типы знаков.
5. Языки естественные и искусственные. Функции естественного языка.
6. Модель лингвистического описания языка. Языковые уровни и единицы.
7. Виды речевой деятельности и их характеристика.
8. Коммуникативные качества речи.
9. Основные единицы речевого общения.
10. Принципы эффективной коммуникации.
11. Понятие литературной нормы.
12. Орфоэпические нормы.
13. Морфологические нормы.
14. Синтаксические и лексические нормы.
15. Понятие о разговорной и книжной лексике. Понятие функционального стиля.
16. Научный стиль речи.
17. Публицистический стиль речи.
18. Официально-деловой стиль речи.
19. Виды речи.
20. Функционально-смысловые типы речи.
22. Мастерство личной презентации.
23. Деловая беседа. Переговоры.
24. Речевой этикет в деловом общении.
25. Общая характеристика спора.
26. Стратегия и тактика спора.
27. Уловки в споре.
28. Нормы деловой переписки.
29. Составление резюме.
30. Жанры делового и служебного документооборота.
Если на контрольной точке обучающийся не получил удовлетворяющее его количество баллов, то он может получить поощрительные баллы за подготовку реферата (не более 15 баллов).
Тематика рефератов:
1. Речевые ошибки в речи публичных ораторов.
2. Культура речи в русской и других национальных традициях.
3. Способы установления обратной связи в диалоге.
4. Русская речь за рубежом.
5. Языковые нормы и Интернет.
6. Территориальные различия в русской речи.
7. Язык СМИ.
8. Изменения в русском речевом этикете.
9. История русского этикета.
10. Формы обращения в русском языке.
11. Особенности профессиональной речи представителей моей будущей профессии.
12. Заимствование и их место в языке.
13. Речевая культура молодёжи.
14. Презентация как речевой жанр.
15. Национальные различия в невербальной культуре.
16. Собеседование при приёме на работу как речевой жанр.
17. Речевая манипуляция в политической речи.
18. Язык рекламы.
19. Язык современной эстрадной песни.
20. Правила этикета, принятые в деловой корреспонденции.
21. Речевые особенности поздравительных речей.
22. Особенности речи любимой телевизионной передаче.
23. Диалекты Ставропольского края.
24. Теории происхождения языка.
25. Функции фразеологизмов в русском языке.
26. Новые явления в русском языке 2000-х годов.
27. Деловые переговоры.
28. Язык телодвижений.
29. Как завоевать расположение собеседника (по книге Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей?»).
30. Особенности русского ударения.
31. Словари. Виды словарей.
32. История русского делового письма.
33. Сравнительный анализ русского и западного этикета.
34. Национальные особенности жестов.
35. Имидж.
СОБЕСЕДОВАНИЕ - средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы изучаемой дисциплины, и рассчитанное на выявление объема знаний, обучающегося по определенному разделу. Преподаватель заранее предоставляет вопросы студентам, ответы к которым они должны подготовить. Опрос на занятии может быть индивидуальным или фронтальным по группам. Индивидуальное собеседование направлено на выявление уровня знаний студентов. Фронтальные опросы дают возможность ликвидировать пробелы в их знаниях вследствие перекрестного опроса.
ТЕМА «Русский национальный язык и его разновидности»
1. Что изучает культура речи – ортология?
2. Что такое общенародный (общенациональный) язык?
3. Что такое диалект? Пример.
4. Что такое жаргон? Пример.
5. Что такое просторечие? Пример.
6. Что такое профессионализм? Пример.
7. Что такое литературный язык?
8. Чем литературный язык отличается от общенародного? Признаки литературного языка.
9. Норма как основной признак литературного языка.
ТЕМА «Речевая деятельность и речевое взаимодействие»
1. Каковы основные характеристики языка и речи?
2. В чём заключается специфика говорения, письма, чтения и слушания как видов речевой деятель-ности?
3. Что такое правильность, доступности и точности речи?
4. Употребление какой лексики нарушает чистоту речи?
5. Какие виды уместности речи Вы знаете?
6. Что такое речевая ситуация? Каковы её составляющие?
7. Какое высказывание называют косвенным?
8. Что такое речевое событие? Каковы его компоненты?
9. Кто и что является составляющими коммуникативного взаимодействия?
10. В чём заключаются принцип принципом последовательности и принцип предпочитаемой структуры
11. Какие постулаты способствуют соблюдению принципа кооперации?
12. Как принцип вежливости создает среду позитивного взаимодействия и обеспечивает благо-приятный фон для реализации коммуникативных стратегий?
ТЕМА «Функциональные стили русского литературного языка»
1. Назовите различия между книжной и разговорной лексикой.
2. Назовите функциональные стили литературного языка и их признаки.
3. Охарактеризуйте систему языковых средств, лежащих в основе научных текстов (на примере вы-бранного вами текста).
4. Назовите характерные особенности публицистического стиля.
5. Назовите основные лексические особенности публицистического стиля. Приведите примеры ис-пользования лексических средств из публицистической статьи (по вашему выбору).
6. Каковы основные черты официально-делового стиля? Назовите его лексические и грамматиче-ские особенности.
7. Существует ли официально-деловой стиль в устной форме?
ТЕМА «Структура и содержание речевой деятельности»
1. В чём специфика монолога и диалога как видов речи? В чём сходство и различия полилога и диалога?
2. На что следует обратить внимание при организации деловой коммуникации?
3. Каковы особенности различных типов текстов: описания, повествования, рассуждения?
4. Какие жанры описания вы знаете?
5. Какие разновидности текстов-рассуждений вам известны?
6. Какие жанры речевых произведений можно выделить в соответствии с коммуникативной це-лью?
7. Какие жанры устной речи вы знаете?
8. Что характерно для устных повествований?
9. Каковы особенности ораторского выступления?
10. Какие жанры письменной речи вам известны?
ТЕМА «Деловая переписка. Нормы делопроизводства»
1. Каковы основные принципы деловой переписки?
2. На что следует обратить внимание при составлении резюме?
3. Чем отличаются деловые и служебные документы?
4. Какие бывают служебные записки, в чём их назначение?
5. Какие бывают заявления, в чём их назначение?
6. Что такое приказы и распоряжения, чем они отличаются?
7. Что такое договор, каковы его основные характеристики, его назначение?
КРУГЛЫЙ СТОЛ — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.
Темы для круглого стола (дискуссии)
– Новости культурной жизни города
– Как стать интересным собеседником
– Зачем нужно изучать культуру речи
– Как бороться с плохим настроением
– Как я отделался от дурной привычки
– Что делает нас привлекательным
– Как ладить с родителями
– Удивительный характер
– Человек, который меня поразил (изменял мою жизнь)
– Самые трудные (счастливые) минуты в моей жизни
– Новые достижения науки (медицины, техники) и их возможное влияние на нашу жизнь
– Что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть, честной
– Быть руководителем – это значит...
– А счастье, что оно...?
– Хочу ли я стать политиком?
– Что значит для меня свобода?
– Семья или карьера?
– Деньги в вашей жизни
ТВОРЧЕСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАДАНИЯ.
В процессе выполнения данного типа заданий учащиеся усваивают методы применения полученных теоретических знаний для решения творческих задач и практической деятельности.
Типовое творческое (практическое) задание
Вариант №1
Задание 1. Объясните значения заимствованных слов. Укажите предложения, в которых допу-щены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются.
1. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2. Ностальгия по родине не давала им покоя. 3. Пора поменять окружающий антураж. 4. В ходе проходившего брифинга представители различ-ных партий и объединений оживленно обменивались мнениями по самым разным вопросам. 5. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. 6. Эта книга стала блокбастером. 7. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. 8. Мы ехали по узкому проселочному автобану. 9. В обществе он всегда навязывал свой моветон. 10. Депутаты проголосовали за начало процедуры импичмента. 11. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета. 12. Это случилось уже после постфактум. 13. Обратите внимание на постскриптум! 14. Выдуманная вами фикция не помо-жет вам! 15. Парень выиграл на банкомате кое-какую мелочь. 16. Адвокат апеллировал к человеко-любию присутствующих в зале суда. 17. Перед ним встали две альтернативы: идти или не идти на урок. 18. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь. 19. Протяженность блиц-урока по литературе составила 45 минут. 20. Этот человек был изменчивым апологетом этого учения. 21. По-чти десять километров мы пробежали с ним визави. 22. Он неплохой артист и за последний год по-лучил несколько
Задание 2. Внимательно прочитайте следующие отрывки из трудов выдающихся русских ученых-языковедов. Какие стороны литературного языка получают в них освещение? Выразите свое отно-шение к прочитанному.
А Русский язык – великий язык великого русского народа. Язык входит существенным слагаемым в понятие нации. Он служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее творчества, национального самосознания. Именно в языке полнейшим образом – и притом в осмыслении самого народа – отпечатлеваются все этапы истории этого народа от отдаленнейших времен, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа, интенсивное развитие его культуры – залог богатого и мощного развития самого языка дан-ного народа. Таков именно русский язык. В его силе и богатстве нашли свое выражение длитель-ность пройденного народом исторического процесса и интенсивность культурного развития рус-ской нации во всем течении ее истории" (Академик С. П. Обнорский).
Б. “Русский литературный язык начал с того, что усвоил себе через посредство средневекового меж-дународного языка Восточной Европы – восточной латыни, если так можно сказать, – языка, не-удачно называемого церковнославянским, целый арсенал отвлеченных понятий, полученных от греков. Благодать, благодарить, благословение, страсть, отвлечение, наитие, создание и множе-ство других подобных слов – все это греческое наследие в славянской оболочке…
Но дело не только в этом греческом наследии, а в самой этой “восточной латыни”, в этом церковно-славянском языке. Будучи, в противоположность настоящей латыни, в общем понятен всякому рус-скому человеку, так называемый церковнославянский язык обогатил русский не только багажом от-влеченных понятий и слов, но и бесконечными дублетами, которые сразу создали в русском языке сложную систему синонимических средств выражения: он всему голова и он глава этого дела; в ре-зультате переворота горожане превратились в граждан; разница в годах заставила их жить роз-но; рожать деть – рождать высокие мысли и т.п.
Если бы русский литературный язык не вырос в атмосфере церковнославянского, то немыслимо бы-ло бы то замечательное стихотворение Пушкина “Пророк”, которым мы восторгаемся до сих пор” (Академик Л.В. Щерба).
ТЕСТИРОВАНИЕ
Решение заданий в тестовой форме осуществляется с целью проверки уровня знаний студента по изученной теме. При прохождении тестирования пользоваться конспектами лекций, учебниками, и иными материалами не разрешено.
Типовое тестовое задание
1. Язык – это:
а) набор звуков;
б) набор букв;
в) система знаков;
г) средство выражения.
2. Общенародный русский язык включает в себя:
а) только жаргон;
б) только просторечие;
в) только диалект;
г) все особенности русской речи.
3. Диалект характерен для:
а) малообразованных слоев общества;
б) жителей определенной территории;
в) социальных групп людей;
г) профессиональных групп людей.
4. Литературный язык отличается от общенародного наличием:
а) языковой нормы;
б) жаргонов;
в) общеупотребительной лексики;
г) диалектов.
5. К функциям языка не относятся:
а) функция общения;
б) функция воздействия;
в) функция уточнения;
г) когнитивная функция.
6. Не является просторечием:
а) речь малообразованных людей;
б) речь пожилых необразованных людей;
в) речь детей дошкольного возраста;
г) речь жителей определенной территории.
7. Ортология – это:
а) система знаков, служащая основным средством общения между людьми;
б) исторически сложившаяся образцовая форма русского языка, предпочитаемая образован-ной частью общества;
в) совокупность норм литературного языка и оптимальные методы их использования в раз-личных речевых ситуациях;
г) относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной ча-стью общества.
8. Языковая норма формируется:
а) стихийно, в течение 5-ти лет;
б) научными деятелями, в течение 3 – х лет;
в) стихийно, в течение 1 – 2 лет;
г) языковедами, в течение нескольких десятков лет.
9. Литературный язык не обслуживает сферу:
а) делопроизводства;
б) бытового общения;
в) политики;
г) научного знания.
10. Аккумулятивная функция языка помогает:
а) сохранять и передавать информацию;
б) изложить свои мысли и понять мысли собеседника;
в) воздействовать на слушателей, убеждать их в своей правоте;
г) выразить эмоции и чувства говорящего.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30 - 40 % материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропу-щенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к прак-тическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выво-ду с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на во-просы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литерату-ре. Примеры, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безуслов-ному выполнению.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра на практических занятиях проводится в форме собеседования по изученным темам, тестирования по теоретическому курсу дисциплины, выполнения творческих (практических) заданий, а также проведения круглых столов.
М-205/5
Оснащено: 24 посадочных мест, компьютер - 1 шт, телевизор-1шт. Стенд-тренажер "Борона дисковая навесная", Стенд-планшет «Рабочие органы плугов»
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.