УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формировать представление о функциях и функциональных системах растений, обеспечивающих реализацию генетической программы роста и развития.
- иметь представление о функциях автотрофного растения, которые объединяют процессы превращения веществ, превращения энергии, изменения формы, управления и информации растительных организмов
принципов знаний биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
умеет
Применять знания биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования
владеет навыками
Применять научные знания по биологии и физиологии растений для решения задач в области экологии и природопользования.
Изучение дисциплины осуществляется в 3, 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Физиология растений».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Физиология растений».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Физиология растений».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Физиология растений» проводится в виде Зачет, Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
1.Оределить осмотическое давление плазмолитическим методом.
2.Определение сосущей силы методом полосок.
Тема 2. Фотосинтез
1. Определение интенсивности фотосинтеза по поглощению СО2 в токе воздуха.
2.Определение площади листьев
Тема 3 Дыхание растений
1.Определение интенсивности дыхания семян в закрытом сосуде при различных темпера-турах.
2.Определение интенсивности дыхания прорастающих семян в токе воздуха.
Тема 4 Минеральное питание
1.Опрелить потребность растений в элементах минерального питания.
2.Выполнить диагностику заболеваний растений при голодании по элементу минерального питания.
Тема 5 Образование и превращение веществ
1.Обнаружить запасные вещества в растительных объектах.
2.Определить кислотное число жира.
Тема 6 Водообмен
1.Определить интенсивность транспирации с помощью технических весов.
2.Определить скорость передвижения воды по растению.
Тема 7 Рост и развитие растений
1.Определить периодичность роста растений.
2.Построить графики периодов линейного роста растений.
Тема 8 Устойчивость растений
1.Определить жароустойчивость растений.
2.Определить жизнеспособность семян.
Типовые контрольные точки
Контрольная точка №1 - Коллоквиум № 1 (темы 1.).
Теоретический вопрос (оценка знаний)
Основные химические компоненты клетки и их физиологическая роль.
(3 балла).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Изучить методы осмотического давления (5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Определить осмотическое давление плазмолитическим методом (7 баллов).
Контрольная точка №2 – Коллоквиум № 2 (тема 2).
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Роль пигментов растений в фотосинтезе (3 балла).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Сравнить методы определения площади листьев (5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Определение интенсивности фотосинтеза по поглощению СО2 в токе воздуха. (7 бал-лов).
Контрольная точка №3 – Коллоквиум № 3(темы3).
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Анаэробное дыхание (3 балла).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Промежуточные и конечные продукты анаэробного дыхания (5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Интенсивность дыхания прорастающих семян пшеницы определяли по количе-ству выделенной углекислоты путём поглощения её раствором барита с последующим титрованием соляной кислотой. В опытную колбу налили 10 мл гидрата окиси бария, для исследования взяли навеску семян в 5 г с влажностью 50 %. Опыт продолжался 2,5 часа. На титрование барита перед опытом пошло 10,7 мл соляной кислоты, после опыта – 3,9 мл Определить интенсивность дыхания прорастающих семян пшеницы в мг. СО2 за 1 час на 1 г абсолютно сухих семян. (7 баллов).
Контрольная точка №4 - Коллоквиум № 4(темы 4).
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Влияние исключения элементов из питательной смеси на растения. (3 балла).
Практико-ориентированное задание (оценка умений):
Провести диагностику обеспеченности растений. (5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Определить потребность растений в элементах минерального питания.(7 баллов).
Контрольная точка №5 - Коллоквиум № 5 (темы 5).
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Физиология накопления белков и запасных углеводов в зерне злаковых культур асте-ний питательными элементами.(3 балла).
Практико-ориентированные задания (оценка умений):
Обнаружить запасные вещества в растительных объектах. (5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Определить кислотное число жира. (7 баллов).
Контрольная точка №6 - Коллоквиум № 6(темы 6).
Теоретический вопрос (оценка знаний)
Водный баланс растения. Водный дефицит, его виды. Влияние недостатка воды на фотосинтез и дыхание растений.(3 балла).
Практико-ориентированные задания (оценка умений):
Определить интенсивность транспирации с помощью технических весов (5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Определить скорость передвижения воды по растению. (7 баллов).
Контрольная точка № 7 – Коллоквиум №7(темы 7).
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Особенности действия фитогормонов на рост тканей и органов. (3 балла)
Практико-ориентированные задания (оценка умений):
. Способы нарушения и продления покоя растений(5 баллов)
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Построить графики периодов линейного роста растений. (7 баллов)
Контрольная точка № 8 – Коллоквиум №8 (темы 8).
Теоретический вопрос (оценка знаний):
Пути повышения засухоустойчивости культурных растений (3 балла).
Практико-ориентированные задания (оценка умений):
.. Определить жизнеспособность семян(5 баллов).
Типовое задание творческого уровня (оценка навыков):
Сравнить жароустойчивость растений у овощных культур(7 баллов).
Тематика рефератов
1. Химические компоненты клеточной мембраны.
2. Свойства и функции клеточных мембран.
3. Диффузия как один из механизмов транспорта веществ.
4. Раздражимость и ее законы.
5. Механизмы передачи раздражения.
6. Структура и функции ДНК.
7. Структура и функции РНК.
8 Водный обмен клетки.
9 Поступление воды в корень.
10 Транспорт воды по растению.
11 Влияние внешних факторов на водный обмен растения.
12 Влияние внутренних факторов на водный обмен растения.
13 Кислотный метаболизм толстянковых (САМ-фотосинтез).
14 Влияние внешних факторов на фотосинтез.
15 Влияние внутренних факторов на фотосинтез.
16 Транспорт ассимилянтов в растении.
17 Фотосинтез и урожай.
18 Дыхание как саморегулируемый процесс.
19 Физиологическая роль элементов минерального питания.
20 Основные закономерности поглощения веществ.
21 Влияние внешних факторов на поглощение веществ.
22 Ассимиляция элементов минерального питания.
23 Круговорот элементов минерального питания в растении.
24 Общие закономерности роста и развития растений.
25 Покой растений.
26 Получение и применения гормонов.
27 Зависимость роста то внешних факторов.
28 Трапизмы и настии.
29 Основные закономерности и этапы онтогенеза.
30 Влияние внешних условий на зацветание растений.
31 Развитие и созревание плодов и семян.
32 Старение и смерть растений.
33 Действие высоких температур и жароустойчивость растений.
34 Действие дефицита воды и засухоустойчивость.
35 Действие отрицательных температур и морозоустойчивость.
36 Действие повышенного содержания солей в почвах на растения.
37 Газоустойчивость растений
Вопросы для подготовки к зачету.
Теоретические вопросы
1. Основные морфологические компоненты клетки и их физиологическая роль.
2. Основные химические компоненты клетки и их физиологическая роль.
3. Проницаемость протоплазмы. Явление колпачкового плазмолиза.
4. Осмотические свойства клетки, их роль в жизни растений.
5. Методы определения осмотического давления клетки. Плазмолитический метод.
6. Величины осмотического давления у различных экологических групп растений.
7. Сосущая сила клетки и методы ее определения.
8. Взаимосвязь осмотических явлений в клетке.
9. Использование осмотических явлений в качестве физиологических критериев определения потребности растений в вегетационных поливах в условиях орошения.
10. Общая характеристика и роль фотосинтеза в природе.
11. Роль пигментов растений в фотосинтезе.
13. Оптические свойства пигментов. Работы К.А. Тимирязева по фотосинтезу.
14. Сущность световой фазы фотосинтеза.
15. Сущность темновой фазы фотосинтеза.
16. Методы учета фотосинтеза.
17. Основные величины фотосинтеза и их роль в формировании урожая.
18. Общая характеристика и роль дыхания в жизни растений.
19. Дыхательный коэффициент и его определение.
20. Зависимость дыхания и ее зависимость от температуры.
21. Методы определения дыхания растений.
22. Физиологическая эффективность дыхания.
23. Регулирование дыхания при хранении с.-х. продуктов.
24. Минеральный состав растений. Макро- и микроэлементы.
25. Антагонизм, синергизм аддитивность ионов.
26. Влияние исключения элементов из питательной смеси на растения.
27. Диагностика обеспеченности растений питательными элементами.
28. Биологическая роль воды в растениях.
29. Формы воды в растениях и их физиологическая роль.
30. Методы определения транспирации.
31. Величины транспирации и их определение.
32. Скорость передвижения воды по растению и механизмы ее обуславливаю-щие.
Практико-ориентированные задания
1. При определении чистой продуктивности растений кукурузы получены следующие данные: средняя масса сухого вещества растения в начале опыта составила 47,6 г, а площадь листьев – 2500 см2. Через 10 дней масса сухого вещества растения достигла 61,3 г, средняя площадь листьев – 3480 см2. Рассчитать чистую продуктивность фо-тосинтеза растений куку-рузы.
2. Интенсивность дыхания прорастающих семян пшеницы определяли по количеству вы-деленной углекислоты путём поглощения её раствором барита с последующим титрованием соляной кислотой. В опытную колбу налили 10 мл гидрата окиси ба-рия, для исследования взяли навеску семян в 5 г с влажностью 50 %. Опыт продол-жался 2,5 часа. На титрование барита перед опытом пошло 10,7 мл соляной кислоты, после опыта – 3,9 мл Определить ин-тенсивность дыхания прорастающих семян пшеницы в мг. СО2 за 1 час на 1 г абсолютно су-хих семян.
3. При определении дыхательного коэффициента в прорастающих семенах двух куль-тур получены следующие данные: 1)поглощено 2,7 мл кислорода, выделено 0,9 мл углекислого газа; 2)поглощено 2,3 мл кислорода, выделено 1,9 мл углекислого газа. Определить в каком случае были семена пшеницы и семена подсолнечника. Объяс-нить, почему именно так.
4. При уборке масса сухого вещества растений составила 740г. За время вегетации они израсходовали 407,5 кг воды. Рассчитать транспирационный коэффициент и продук-тивность транспирации.
5. Рассчитать сколько центнеров воды израсходует на транспирацию посев пшеницы площадью 10 га при урожае зерна в 20 ц с 1 га ( в расчёте на сухое вещество). Соот-ношение зерна и соломы – 1:1,1, транспирационный коэффициент 450.
6. Растения ячменя израсходовали за вегетацию 520 ц воды. Транспирационный коэф-фи-циент 570; соотношение зерна и соломы 1:0,7. Каков может быть урожай зерна с этих растений?
7. Определить осмотическое давление плазмолитическим методом.
8. .Определение сосущей силы методом полосок
9. Определение интенсивности фотосинтеза по поглощению СО2 в токе воздуха.
10. Определение площади листьев
11.Определение интенсивности дыхания семян в закрытом сосуде при различных тем-пературах
12..Определение интенсивности дыхания прорастающих семян в токе воздуха.
13.Опрелить потребность растений в элементах минерального питания.
14.Выполнить диагностику заболеваний растений при голодании по элементу мине-
Вопросы и задания к экзамену
Теоретические вопросы
1. Предмет, задачи и методы физиологии и биохимии растений.
2. Современные методы и анализы физиологического состояния растений.
3. Химический состав цитоплазмы растительной клетки. Коллоидные и физико-химические свойства цитоплазмы.
4. Нуклеиновые кислоты, их структура. Функциональные структуры нуклеиновых кислот.
5. Макроэргические соединения (сахарофосфаты, АТФ, УДФ и др.), их роль в метабо-лизме клетки.
6. Классификация ферментов. Ферменты класса гидролаз.
7. Осмотические явления в клетке и их значение в жизни растения.
8. Понятие об осмотическом давлении. Осмотическое давление разных клеток и тка-ней растений.
9. Поглощение воды растительной клеткой. Сосущая сила клетки, её величина и фи-зиологическое значение, понятие о водном потенциале клетки.
10. Поступление воды в растение. Верхние и нижние «двигатели» водного потока.
11. Транспирация и её биологическое значение. Особенности верхнего «двигателя» водного потока.
12. Интенсивность транспирации. Продуктивность транспирации, транспирационный коэффициент. Значение этих показателей в растениеводстве.
13. Причины движения устьичных клеток. Фотоактивная, гидроактивная и гидропас-сивная реакции устьиц.
14. Понятие об относительной транспирации. Интенсивность и продуктивность транс-пирации, средние значение этих показателей.
15. Действие недостатка воды на растение.
16. Водный баланс растения. Водный дефицит, его виды. Влияние недостатка воды на фотосинтез и дыхание растений.
17. Способы физиологического контроля водообеспеченности растений. Физиологиче-ские основы орошения.
18. Понятие об углеродном питании растений. Физиологическая сущность углеродного питания.
19. Строение, химический состав и функциональное значение хлоропластов.
20. Фотосинтетическое возбуждение хлорофилла. Фотосинтез как окислительно-восстановительный процесс.
21. Роль света в процессе фотосинтеза. Спектры поглощения света хлорофиллом и ка-ротиноидами. Понятие о реакционных центрах.
22. Световая стадия фотосинтеза, фотолиз воды.
23. Темновая стадия фотосинтеза. Заслуга М. Кальвина.
24. Влияние внутренних и внешних факторов на фотосинтез.
25. Суточные и возрастные изменения фотосинтеза.
26. Фотосинтез и урожайность. Фотосинтез в посевах.
27. Заслуги А. Н. Баха и В. И. Палладина в изучении химизма дыхания. Современное учение о химизме дыхания.
28. Химизм аэробной фазы дыхания. Заслуга Г. Кребса.
29. Энергетика дыхания. Понятие о физиологической эффективности дыхания.
30. Аэробная фаза дыхания, её суть. Роль воды в окислении пировиноградной кислоты.
31. Анаэробное дыхание. Промежуточные и конечные продукты анаэробного дыхания.
32. Механизм поглощения питательных веществ корнями растений.
33. Физиологическая роль фосфора, серы, кремния, признаки недостаточности этих элементов в растении.
34. Физиологическая роль калия, кальция, магния, железа, симптомы «голодания» при
35. Физиологическая роль микроэлементов марганца, молибдена, кобальта, признаки недостаточности этих элементов в растении.
36. Источники азота для растений, превращение азота в почве.
37. Нитратная и аммиачная формы азота, их поступление и превращение в растениях.
38. Особенности азотного питания бобовых растений.
39. Физиологические нарушения при недостатке отдельных элементов минерального питания.
40. Физиологические основы применения удобрений.
41. Транспортные и запасные формы углеводов.
42. Транспортные формы азота в растении. Накопление белков в зерновке злаковых культур в процессе созревания.
43. Качество растительных масел в зависимости от факторов внешней среды. Превра-щение веществ при созревании семян масличных культур.
44. Биохимическая роль витаминов в жизни растений.
45. Биохимическая роль веществ вторичного происхождения (эфирных масел, гликози-дов, дубильных веществ, алкалоидов, сапонинов).
46. Понятие о росте и развитии. Принципы регуляции роста и развития.
47. Фитогормоны и их физиологическая роль.
48. Особенности действия фитогормонов на рост тканей и органов.
49. Применение ауксина и его синтетических аналогов.
50. Ингибиторы роста, их физиологическая роль и применение в практике.
51. Яровизация, её суть и значение.
52. Теория циклического старения и омоложения растений.
53. Тропизмы, их природа. Виды тропизмов.
54. Физиологическая сущность покоя растений.
55. Глубокий покой у растений. Способы нарушения и продления покоя растений.
56. Особенности обмена веществ в прорастающих семенах.
57. Влияние внутренних и внешних условий на процесс прорастания семян.
58. Созревание сочных плодов. Особенности превращения в сочных плодах.
59. Созревание клубнеплодов и корнеплодов.
60. Послеуборочное дозревание плодов, суть биохимических превращений.
61. Физиология накопления белков и запасных углеводов в зерне злаковых культур.
62. Ритмичность и периодичность жизнедеятельности растений.
63. Возможность приспособления растений к неблагоприятным условиям (закаливание растений ).
64. Физиолого-биохимические изменения у теплолюбивых растений, вызываемые дей-ствием пониженных температур.
65. Условия и причины вымерзания растений. Морозоустойчивость растений.
66. Процессы, происходящие при замерзании растительных тканей. Способы повыше-ния морозоустойчивости.
67. Понятие о зимостойкости растений. Способы повышения зимостойкости.
68. Теория закаливания растений ( по И. И. Туманову ).
69. Полегание растений и его причины.
70. Изменение в обмене веществ растений при действии максимальных температур. Жароустойчивость растений.
71. Совместное действие недостатка влаги и высокой температуры на растение. Засухоустойчивость растений.
72. Пути повышения засухоустойчивости культурных растений.
73. Влияние засорения на растения.
74. Солеустойчивость культурных растений. Возможности повышения солеустойчиво-сти
Практико-ориентированные задания
1. При определении чистой продуктивности растений кукурузы получены следующие данные: средняя масса сухого вещества растения в начале опыта составила 47,6 г, а площадь
2. Интенсивность дыхания прорастающих семян пшеницы определяли по количеству выделенной углекислоты путём поглощения её раствором барита с последующим титрованием соляной кислотой. В опытную колбу налили 10 мл гидрата окиси ба-рия, для исследования взяли навеску семян в 5 г с влажностью 50 %. Опыт продолжался 2,5 часа. На титрование барита перед опытом пошло 10,7 мл соляной кислоты, после опыта – 3,9 мл Определить интенсивность дыхания прорастающих семян пшеницы в мг. СО2 за 1 час на 1 г абсолютно сухих семян.
3. При определении дыхательного коэффициента в прорастающих семенах двух куль-тур получены следующие данные: 1)поглощено 2,7 мл кислорода, выделено 0,9 мл углекислого газа; 2)поглощено 2,3 мл кислорода, выделено 1,9 мл углекислого газа. Определить в каком случае были семена пшеницы и семена подсолнечника. Объяс-нить, почему именно так.
4. При уборке масса сухого вещества растений составила 740г. За время вегетации они израсходовали 407,5 кг воды. Рассчитать транспирационный коэффициент и продук-тивность транспирации.
5. Рассчитать сколько центнеров воды израсходует на транспирацию посев пшеницы площадью 10 га при урожае зерна в 20 ц с 1 га ( в расчёте на сухое вещество). Соот-ношение зерна и соломы – 1:1,1, транспирационный коэффициент 450.
6. Растения ячменя израсходовали за вегетацию 520 ц воды. Транспирационный коэф-фициент 570; соотношение зерна и соломы 1:0,7. Каков может быть урожай зерна с этих растений?
10. Определить осмотическое давление плазмолитическим методом.
11. .Определение сосущей силы методом полосок
12. Определение интенсивности фотосинтеза по поглощению СО2 в токе воздуха.
10. Определение площади листьев
11.Определение интенсивности дыхания семян в закрытом сосуде при различных тем-пературах
12..Определение интенсивности дыхания прорастающих семян в токе воздуха.
13.Опрелить потребность растений в элементах минерального питания.
14.Выполнить диагностику заболеваний растений при голодании по элементу мине-рального питания.
1. Кузнецов В. В. Физиология растений в 2 т. : учебник для вузов ; ВО - Бакалавриат, Ма-гистратура : Т. 1/В. В. Кузнецов, Г. А. Дмитриева. -Москва:Юрайт, 2022. - 437 с - URL: https://urait.ru/bcode/488847. - ИКО Юрайт.
2. Кузнецов В. В.Физиология растений в 2 т. : учебник для вузов ; ВО - Бакалавриат, Ма-гистратура : Т. 2/В. В. Кузнецов, Г. А. Дмитриева. -Москва:Юрайт, 2022. - 459 с - URL: https://urait.ru/bcode/490412. - ИКО Юрайт.
3. Плакунов Владимир КонстантиновичОсновы динамической биохимии : Учебник ; ВО-Бакалавриат, Магистратура/Федеральный исследовательский центр "Фундаментальные основы Биотехнологии"; Федеральный исследовательский центр "Фундаментальные основы Биотехнологии". -Москва:Издательская группа "Логос", 2020. - 216 с. - URL: http://znanium.com/catalog/document?id=367488.
4. Суслянок, Г. М.Основы биохимии : Учебник; ВО - Бакалавриат/Московский государ-ственный университет пищевых производств. -Москва:ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 400 с. - URL: http://znanium.com/catalog/document?id=379511.
5. Сутягин В. П. Физиология растений : учебное пособие ; ВО - Бакалавриат/Сутягин В. П.. - Тверь:Тверская ГСХА, 2018. - 337 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/134222. - Изда-тельство Лань.
6. Физиология растений : учеб. пособие/А. А. Беловолова, Н. В. Громова, Е. В. Голосной, А. Н. Есаулко, О. Ю. Лобанкова, Ю. И. Гречишкина, С. А. Коростылев, М. С. Сигида, В. В. Агеев, Е. А. Устименко, А. Ю. Ожередова, А. И. Подколзин, В. Г. Сычев, А. В. Воско-бойников, Ф. В. Ерошенко, А. Ю. Олейников, А. О. Кравченко, Д. Е. Галда ; Ставрополь-ский ГАУ. -Ставрополь:АГРУС, 2019. - 1,09 МБ
б) дополнительная литература:
1. Асалиев, А. И. Практикум по физиологии и биохимии растений : учеб. пособие по аг-рон. специальностям/СтГАУ. - Ставрополь:АГРУС, 2003. - 136 с.
2. Асалиев, А. И. Физиология и биохимия растений : учеб. пособие для студентов по аг-рон. специальностям/СтГАУ. - Ставрополь:АГРУС, 2006. - 136 с.
3. Дымина Е. В. Практические занятия по физиологии и биохимии растений : учебное по-собие; ВО - Бакалавриат, Магистратура/Дымина Е. В., Баяндина И. И.. - Новоси-бирск:НГАУ, 2010. - 136 с. –
URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4560. - Издательство Лань
4. Рогожин В. В. Биохимия растений : учебник; ВО - Бакалавриат, Специалитет/Рогожин В. В.. - Санкт-Петербург:ГИОРД, 2012. - 432 с. -
URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58741. - Издательство Лань.
5. Рубин, Б. А. Курс физиологии растений : учебник для студентов биол. специальностей ун-тов. - М.:Высш. шк., 1976. - 576 с.
6. Физиология и биохимия растений : практикум/сост.: А. А. Беловолова, Н. В. Громова, А. Н. Есаулко, Е. А. Саленко, М. С. Сигида, С. А. Коростылев, Е. В. Голосной, Ю. И. Гре-чишкина, О. Ю. Лобанкова ; СтГАУ. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 1,88 МБ
7. Физиология и биохимия растений : рабочая тетрадь для студентов вузов/сост. А. А. Бе-ловолова, С. А. Коростылев, Е. В. Голосной, Е. А. Устименко ; СтГАУ. - Ставрополь: АГРУС, 2014. - 718 КБ
8. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений : учебник для студентов вузов по агрон. специальностям/под ред. Н. Н. Третьякова. - Москва:Колос, 2000. - 640 с.
9. Физиология растений : учебник для студентов по биол. специальности и направлению 510600 "Биология"/под ред. И. П. Ермакова. - М.:Академия, 2007. - 640 с.
266а/ФАЗР
Специализированная мебель на 20 посадочных мест
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.