2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Технологическое предпринимательство_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.13.02 Технологическое предпринимательство
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Технологическое предпринимательство» является формирование компетенций, направленных на овладение теоретических знаний, практических умений и навыков в сфере коммерциализации инноваций и организации процесса технологического предпринимательства.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Определяет цель проекта и формулирует совокупность задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определяет связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
знает

Основы определения цели проекта и формулирования задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения

умеет

Использовать основы определения цели проекта и формулирования задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения

владеет навыками

Навыками определения цели проекта и формулирование задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определение связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения

 
 
 
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
знает

A/01.6 Зн.1 Нормативных правовых актов, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность организации (08.043) (УК-2.2)

умеет

Выбирать оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения (08.043) (УК-2.2)

владеет навыками

Выбора оптимального решения задач, исходя из учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения (08.043) (УК-2.2).

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Технологическое предпринимательство» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Технологическое предпринимательство» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Менеджмент
 
Проектная деятельность
 
Правоведение и гражданская позиция
 
Общественный проект "Обучение служением"
 
Освоение дисциплины «Технологическое предпринимательство» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Технологическое предпринимательство» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
4
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
4
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1. 
1.
 
Тема 1. Понятие и сущность технологического предпринимательства
4
4
4
2
КТ 1
1.1.
2
Задачи, Тест
УК-2.1, УК-2.2
 
Тема 2. Бизнес-идея, бизнес-модель компании
4
4
4
2
КТ 1
1.2.
2
Задачи, Тест
УК-2.1, УК-2.2
 
Тема 3. Маркетинг в инновационном предпринимательстве
4
4
4
2
КТ 1
1.3.
2
Задачи, Тест
УК-2.1, УК-2.2
 
2 раздел. Раздел 2.
2.
 
Тема 4. Масштабирование и выход на рынок
4
6
8
4
КТ 1
2.1.
4
Задачи, Тест
УК-2.1, УК-2.2
 
Тема 5. Инструменты привлечения финансирования
4
4
4
2
КТ 2
2.2.
2
Тест, Задачи
УК-2.1, УК-2.2
 
Тема 6. Оценка экономической эффективности проекта
4
4
4
2
КТ 2
2.3.
2
Тест, Задачи
УК-2.1, УК-2.2
 
3 раздел. Раздел 3.
3.
 
Тема 7. Оценка финансовой привлекательности проекта
4
4
4
2
КТ 2
3.1.
2
Тест, Задачи
УК-2.1, УК-2.2
 
Тема 8. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
4
6
4
2
КТ 2
3.2.
2
Тест, Задачи
УК-2.1, УК-2.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Тема 1. Понятие и сущность технологического предпринимательства
Понятие и сущность технологического предпринимательства
2/-
 
Тема 2. Бизнес-идея, бизнес-модель компании
Бизнес-идея, бизнес-модель компании
2/-
 
Тема 3. Маркетинг в инновационном предпринимательстве
Маркетинг в инновационном предпринимательстве
2/-
 
Тема 4. Масштабирование и выход на рынок
Масштабирование и выход на рынок
4/-
 
Тема 5. Инструменты привлечения финансирования
Инструменты привлечения финансирования
2/2
 
Тема 6. Оценка экономической эффективности проекта
Оценка экономической эффективности проекта
2/2
 
Тема 7. Оценка финансовой привлекательности проекта
Оценка финансовой привлекательности проекта
2/-
 
Тема 8. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Тема 1. Понятие и сущность технологического предпринимательства
Понятие и сущность технологического предпринимательства
Пр
2/-/-
 
Тема 2. Бизнес-идея, бизнес-модель компании
Бизнес-идея, бизнес-модель компании
Пр
2/2/-
 
Тема 3. Маркетинг в инновационном предпринимательстве
Маркетинг в инновационном предпринимательстве
Пр
2/-/-
 
Тема 4. Масштабирование и выход на рынок
Масштабирование и выход на рынок
Пр
4/2/-
 
Тема 5. Инструменты привлечения финансирования
Инструменты привлечения финансирования
Пр
2/-/-
 
Тема 6. Оценка экономической эффективности проекта
Оценка экономической эффективности проекта
Пр
2/-/-
 
Тема 7. Оценка финансовой привлекательности проекта
Оценка финансовой привлекательности проекта
Пр
2/-/-
 
Тема 8. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Понятие и сущность технологического предпринимательства
4
 
Бизнес-идея, бизнес-модель компании
4
 
Маркетинг в инновационном предпринимательстве
4
 
Масштабирование и выход на рынок
6
 
Инструменты привлечения финансирования
4
 
Оценка экономической эффективности проекта
4
 
Оценка финансовой привлекательности проекта
4
 
Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологическое предпринимательство» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Технологическое предпринимательство».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Технологическое предпринимательство».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологическое предпринимательство».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Тема 1. Понятие и сущность технологического предпринимательства
Л1.7, Л1.10, Л1.11, Л1.15, Л1.18, Л1.19, Л1.20
Л2.4, Л2.6, Л2.7
Л3.1, Л3.2
 
2
Тема 2. Бизнес-идея, бизнес-модель компании
Л1.10, Л1.20
Л2.4
Л3.1, Л3.2
 
3
Тема 3. Маркетинг в инновационном предпринимательстве
Л1.14
Л2.5
Л3.1, Л3.2
 
4
Тема 4. Масштабирование и выход на рынок
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.3
Л3.1, Л3.2
 
5
Тема 5. Инструменты привлечения финансирования
Л1.7, Л1.11, Л1.18
Л2.4, Л2.6, Л2.7
Л3.1, Л3.2
 
6
Тема 6. Оценка экономической эффективности проекта
Л1.7, Л1.11, Л1.18, Л1.19
Л2.4, Л2.6, Л2.7
Л3.1, Л3.2
 
7
Тема 7. Оценка финансовой привлекательности проекта
Л1.4, Л1.5, Л1.12
Л2.2
Л3.1, Л3.2
 
8
Тема 8. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
Л1.6, Л1.9, Л1.13
Л2.8
Л3.1, Л3.2
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Технологическое предпринимательство»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-2.1:Определяет цель проекта и формулирует совокупность задач, решение которых 
Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
напрямую связано с достижением цели проекта и определяет связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.02
x
Менеджмент
x
Общественный проект "Обучение служением"
x
Оценка эффективности бизнес-проектов
x
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
УК-2.2:Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
Менеджмент
x
Общественный проект "Обучение служением"
x
Правоведение и гражданская позиция
x
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Технологическое предпринимательство» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Технологическое предпринимательство» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Задачи
10
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 2
Задачи
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
4 семестр
 
КТ 1
Задачи
10
10 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 7-9 баллов Задачи решены с небольшими недочетами. 5-6 баллов Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 2-4 балла Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0-1 балл Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
 
КТ 1
Тест
5
5 баллов тесты решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла тесты решены с небольшими недочетами. 3 балла тесты решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 2 балла тесты решены частично, с большим количеством ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 1-0 балл тесты не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
 
КТ 2
Тест
5
5 баллов тесты решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла тесты решены с небольшими недочетами. 3 балла тесты решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 2 балла тесты решены частично, с большим количеством ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 1-0 балл тесты не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
 
КТ 2
Задачи
10
10 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 7-9 баллов Задачи решены с небольшими недочетами. 5-6 баллов Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 2-4 балла Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0-1 балл Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Технологическое предпринимательство» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Технологическое предпринимательство»
Вопросы к зачету

1. Понятие технологического предпринимательства

2. Анализ различных точек зрения на сущность предпринимательства и предпринимателей.

3. Философия и принципы совершенного предпринимательства

4. Деловая среда предпринимательства.

5. Субъекты и объекты предпринимательства. Инновационное предпринимательство.

Венчурный бизнес. Электронная торговля.

6. Формирование команды. Распределение ролей в команде.

7. Командный дух. Развитие команды.

8. Принципы сбора команды стартапа

9. Сущность и свойства инноваций.

10. Модели инновационного процесса.

11. Роль предпринимателя в инновационном процессе.

12. Классификация инноваций. Как возникают бизнес-идеи?

13. Формализация бизнес-модели.

14. Трансформация бизнес-модели в бизнес-план.

15. Основы маркетинговых исследований. Особенность маркетинговых исследований для

высокотехнологичных стартапов.

16. Оценка рынка и целевой сегмент. Комплекс маркетинга.

17. Особенности продаж инновационных продуктов. Уровни готовности технологий. Теория

решения изобретательских задач. Теория ограничений.

18. Умный жизненный цикл продукта. Концепция Customer development.

19. Методы моделирования потребительских потребностей.

20. Модель потребительского поведения

21. Что такое стартап? Методики развития стартапа.

22. Этапы развития стартапа.

23. Финансирование инновационной деятельности на различных этапах развития стартапа.

24. Общая структура эффективной презентации.

25. Виды презентаций.

26. Общие замечания по содержанию презентаций

Темы для эссе

⚫ Преимущество работы в команде при реализации бизнес-проектов. Самые успешные команды прошлого (описать на конкретном примере).

⚫ Проблемы формирования команды в бизнесе. Масштабные командные неудачи (описать на конкретном примере).

⚫ Командный дух в бизнесе и принципы его создания (описать на конкретном примере).

⚫ Как сохранить командный дух при провалах и неудачах в бизнесе (описать на конкретном примере).

 
⚫ Какие критерии привлекательности сегмента рынка необходимо учитывать высокотехнологичному стартапу.

⚫ Какие факторы макросреды в наибольшей степени влияют на развитие высокотехнологичных предприятий.

⚫ Как поменяются политики комплекса маркетинга в зависимости от типа рынка (В2В или В2С) и почему?

⚫ Каковы ключевые причины успеха концепции Customer Development?

⚫ Каковы основные минусы концепции Customer Development.

⚫ Выберите один из существующих сегодня на рынке стартапов. Проанализируйте путь его развития.

⚫ Причины провала стартапов.

⚫ Сравните шаблоны бизнес-моделей А. Остервальдера, Э. Маурьи, Ris Ventures и ФРИИ.

⚫ Как стартапу преодолеть «долину смерти»?

⚫ Особенности оценки эффективности и инвестиционной привлекательности стартапов.

⚫ Оценка ключевых факторов эффективности проекта.

⚫ Риски проекта: как сохранить баланс принятия, передачи, сокращения и избегания в вашем проекте.

⚫ Человеческий фактор в инновационном бизнесе и сопутствующие ему риски (на основе вашего инновационного проекта).

⚫ Предприниматель: каковы границы допустимой рисковости?

⚫ Роль государственной инновационной политики в социально-экономической повестке России.

Контрольная точка №1 (по темам 1-4)

Вариант 1

1. Теоретическая часть (оценка знаний)

1.1. Тестовые задания:

1. Инновации – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в:

а) новых продуктах

б) новом технологическом процессе

в) новом способе организации производства

г) новом дизайне упаковки продукта

2. Что из нижеперечисленного НЕ относится к малой группе?

а) пассажиры поезда

б) работники парикмахерской

в) рабочие строительной бригады

3. Что является основой возникновения бизнес-идеи?

а) возможности

б) ценности

в) получение прибыли

4. Какие этапы не обязательно должна пройти придуманная бизнес-идея, чтобы превратиться в готовый инновационный продукт?

а) этап прототипа (модели продукта)

б) этап патентования

в) этап производства

г) этап первых продаж

5. В группе низкая экспансивность, это:

а) мешает сформировать команду

б) помогает сформировать команду

в) никак не скажется на формировании команды

6. Эффективная бизнес-модель определяется следующими параметрами:

а) постоянный поиск новых возможностей, сочетание возможностей рынка и возможностей компании, интегрированность компании в создание цепочки ценностей, умение изменять

 
существующую или создавать новую бизнес-модель в соответствии с новыми возможностями

б) эффективное взаимодействие с рынком, поставщиками и конкурентами

в) эффективное управление, организация операционной деятельности, отличная идея, которую можно кому-нибудь продать

7. К улучшающим инновациям можно отнести (выберите несколько вариантов ответа):

а) освоение скотоводства

б) выпуск новой модели мобильных телефонов с функцией LTE

в) новый формат упаковки крема для лица Revitalift (50 мл, ранее – 100 мл)

г) смарт-часы Pebble (проект собрал на площадке KickStarter более 10 млн долларов)

8. К заповедям формирования командного духа относится:

а) безоговорочное подчинение

б) совместная работа

в) отказ от увольнения работников

9. Стратегические решения обладают следующими характеристиками:

а) необратимые, долгосрочные, имеющие ключевое влияние на компанию в целом, касаются всех сфер деятельности и управления

б) характерны только для крупных организаций, так как требуют большого штата сотрудников

в) принимаются руководителями и связаны со стратегической безопасностью организации

10. К обязательным свойствам инноваций НЕ относится:

а) научно-техническая новизна

б) производственная применимость

в) коммерческий потенциал

г) усовершенствованный дизайн

11. Что из нижеперечисленного характеризует командного лидера?

а) харизма

б) умение правильно распределять роли

в) либерализм

12. Бизнес-модель – это:

а) бизнес-идея, оформленная в виде бизнес-плана

б) система бизнес-решений, основанная на ценностном предложении и направленная на коммерциализацию идеи

в) концептуальная модель бизнеса, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли)

13. К механизмам работы компании по принципу «открытых инноваций» НЕ относится:

а) публичная презентация нового продукта

б) стратегические альянсы с другими компаниями

в) создание корпоративных венчурных фондов

г) заказы на НИОКР у внешних лабораторий и компаний

14. Работа в команде имеет следующее преимущество:

а) снижает время на принятие решений

б) упрощает процесс распределения прибыли

в) повышает креативность

15. Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пенье включает в себя следующие блоки:

а) ценности, ценностное предложение, ключевые ресурсы, ключевые процессы, ключевые партнеры, потребители, ключевые конкуренты

б) потребительские сегменты, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, ценностное предложение, потоки поступления дохода, ключевые партнеры, основные виды деятельности, ключевые ресурсы, структура издержек

в) внутренняя среда организации, внешняя среда организации, ценности, структура, цели, процессы, конкуренты, потребители, поставщики

16. К псевдоинновациям можно отнести:

а) освоение скотоводства

б) выпуск новой модели мобильных телефонов с функцией LTE

в) новый формат упаковки крема для лица Revitalift (50 мл, ранее – 100 мл)

г) смарт-часы Pebble (проект собрал на площадке KickStarter более 10 млн долларов)

 
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

2.1. Практико-ориентированные задания:

Задание 1. Перечислите основные минусы при использовании линейной модели инноваций, основанной на гипотезе «технологического толчка» («от науки – к рынку»).

Задание 2. Определите, к какой гипотезе и к какой модели инновационного процесса (push или pull) относятся процессы, связанные с созданием приведенных ниже продуктов: 1) светодиодный фонарь; 2) нержавеющая сталь.

Задание 3. В компанию поступил заказ на сумму 1200 тыс. руб. Выполнить его могут 3 команды. Команда А из 6 человек, каждый из которых затратит 50 чел.-часов. Команда Б из 5 человек, каждый из которых затратит 30 чел.-часов. Команда В из 3 человек, каждый из которых затратит 40 чел.-часов.

Определите: 1) производительность труда одного сотрудника в каждой из команд в расчете на чел.-час; 2) в какой из команд производительность труда в расчете на человеко-час выше.

Задание 4. Перечислите девять структурных блоков шаблона бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пинье.

Контрольная точка №2 (по темам 5-8)

Вариант 1

1. Теоретическая часть (оценка знаний)

1.1. Тестовые задания:

1. Какие факторы не входят в маркетинговую среду фирмы? (выберите несколько вариантов ответа)

а) макрофакторы

б) микрофакторы

в) мезофакторы

г) мегафакторы

2. Стадии жизненного цикла товара (вычеркните ненужное):

а) выход на рынок

б) спад

в) рост

г) зрелость

д) обзвон клиентов

3. Опишите типичный путь развития стартапа, по мнению Стива Бланка:

а) бизнес-план – разработка продукта – альфа/бета-тест – запуск – первая поставка

б) гипотеза – тестирование – привлечение клиентов – создание компании/масштабирование

в) идея – полностью готовый продукт – выбор канала продаж – поиск клиентов – активные продажи

г) все ответы верные (возможны альтернативные пути развития)

д) нет верного ответа

4. Что такое time to market?

а) время, необходимое для выведения продукта на рынок

б) время на развитие рынка

в) время на поиск сегмента

г) время для проезда до рынка

5. Недостатками метода гибкой разработки являются (вычеркните лишний ответ):

а) не выглядит так «солидно», как жесткая каскадная схема.

б) некоторые клиенты не готовы идти на высокую вовлеченность в процесс разработки

в) продукт для демонстрации появляется только на поздних стадиях

г) менее подробная документация и стандартизация продукта

6. Стадии развития стартапа:

а) поиск product/market fit (идея – MVP) – соответствие продукта рынку – рост, «долина смерти» – укрепление позиций, дальнейшие рост, масштабирование, захват рынков – IPO

б) идея – PreSeed – Seed – раунд А – раунд В – раунд С – раунд D – IPO

в) идея – стартап – разработка – тестирование – стабилизация – масштабирование.

г) зарождение – первая версия продукта – доработка продукта – тестирование бизнес-модели – стабильная монетизация – масштабирование бизнеса (расширение базы клиентов, выход

 
на новые рынки)

д) все ответы верные

е) нет верного ответа

7. Что такое маркетинг-микс?

а) набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга

б) набор факторов, влияющих на маркетинг

в) комплекс стратегических партнеров

г) секретная формула продукта

8. Основным принципом теории ограничений является:

а) нужно учиться работать в условиях ограниченных ресурсов

б) в системе в каждый момент всегда есть только одно ограничение, только одно узкое место

в) ограничение требований на компетенции персонала существенно повышает эффективность производства

г) прибыль предприятия ограничена соотношением выручки и издержек

9. Венчурное финансирование относится:

а) к собственным финансовым средствам

б) к заемным финансовым средствам

в) к привлеченным финансовым средствам

г) к внутренним финансовым средствам

10. Каково базовое условие, обеспечивающее вам (вашей компании) возможность использовать бизнес-модель «Лицензирование»?

а) спрос на ваши (вашей компании) разработки со стороны конкурентов

б) наличие у потенциального «покупателя» ресурсов для выполнения собственных НИОКР, проведения патентного поиска и обеспечения правовой охраны вашей (вашей компании) разработки

в) наличие у вас (вашей компании) соответствующих интеллектуальных прав на объект интеллектуальной собственности

11. Какой из этих барьеров на пути осуществления запроса относится к внутренним?

а) барьер несоответствия воспринимаемых выгод и цены товара (ложное или действительное несоответствие)

б) накладываемые семьей

в) отсутствие товара

12. Среди общих характеристик бизнес-ангелов и венчурных фондов как источников финансирования инновационной деятельности можно выделить следующий признак:

а) финансируют только компании на стадии start-up

б) являются элементом привлеченных финансовых ресурсов компании

в) денежные средства предоставляются на безвозмездной основе

13. Без каких условий лицензионный договор не будет считаться заключенным?

а) предмет (путем указания на объект интеллектуальной собственности, право использования которого предоставляется), способы использования объекта интеллектуальной собственности, размер вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности или способ его определения либо указание на безвозмездность договора

б) предмет (путем указания на объект интеллектуальной собственности, право использования которого предоставляется), способы использования объекта интеллектуальной собственности, территория использования объекта интеллектуальной собственности, срок действия договора, размер вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности или способ его определения либо указание на безвозмездность договора

в) способы использования объекта интеллектуальной собственности, срок действия договора, ответственность за нарушение договора

14. Расположите в «классическом» порядке стадии потребительского процесса (процесс покупки):

а) поиск информации – осознание потребности – оценка альтернатив – покупка – потребление – постпокупочное поведение

б) осознание потребности – поиск информации – оценка альтернатив – покупка – потребление – постпокупочное поведение

 
в) оценка альтернатив – поиск информации – осознание потребности – покупка – потребление – постпокупочное поведение

15. Расставьте основные источники финансирования инновационной деятельности в порядке возрастания доступного объема финансирования:

а) венчурные фонды

б) ресурсы бизнес-инкубаторов

в) фондовые рынки

г) личные сбережения

16. Каким образом может быть исчислена цена лицензионного договора в виде роялти?

а) на основании четко оговоренной суммы, не превышающей стоимости затрат лицензиара на разработку

б) на основании процента от величины ежемесячного фонда оплаты труда работников лицензиара

в) на основании процента от выручки лицензиата, полученной от продажи продукта, основанного на технологии, права на которую переданы по лицензионному договору

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

2.1. Практико-ориентированные задания:

Задание 1. Укажите, какой тип исследования необходимо провести, чтобы получить ответы на следующие вопросы. Компания, занимающаяся разработкой приложения по доставке еды, нашла уникальную на рынке нишу: приготовление и доставка домашней еды по запросу соседей. Необходимо оценить конкурентоспособность предложения.

Задание 2. Назовите прямых и косвенных конкурентов для компании BMW.

Задание 3. Перечислите по порядку 6 стадий жизненного цикла продукта.

Задание 4. Охарактеризуйте бутстрэппинг, как источник финансирования инновационных компаний.

2. Практическая часть (оценка умений и навыков)

2.1. Практико-ориентированные задания:

Задание 1. Приведите примеры факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность инновационного проекта.

Задание 2. Что характеризует показатель критического объема продаж?

Задание 3. Оцените экономическую целесообразность инновационных вложений методом чистой текущей стоимости (NPV).

Рассматривается проект по приобретению нового оборудования, стоимость которого оценивается в 12000 тыс. руб., срок эксплуатации составляет 5 лет. Величины прогнозируемых денежных доходов по годам проекта составляют (в тыс. руб.): 2700, 3500, 4900, 6000, 3400. Проведите расчет NPV, если требуемая инвестором норма дохода составляет 14%.

Период времени (t), лет Денежный поток,

тыс. руб. Коэффициент

приведения Текущая стоимость, тыс. руб.

Задание 4. Какова продолжительность лифтовой презентации проекта (Elevatorpitch).

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Скляр Е. Н., Авдеенко Г. И., Алексунин В. А. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]:практикум ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Дашков и К, 2016. - 216 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93362 
 
Л1.18 Попадюк Т. Г., Линдер Н. В., Трачук А. В., Баркова Н. Ю., Ганьшина Е. Ю., Карикова А. С., Литвин И. Ю., Налбандян Г. Г., Оганисян В. А., Паскалова Г. Г., Погосян А. М., Смирнова И. Л., Солнцев И. В., Удальцова Н. Л., Хачатурян М. В., Ховалова Т. В. Инновации и современные модели бизнеса [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 334 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=424958 
 
Л1.17 Проскурин В. К. Анализ, оценка и финансирование инновационных проектов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура. - Москва: Вузовский учебник, 2022. - 136 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=399500 
 
Л1.16 Проскурин В. К. Анализ, оценка и финансирование инновационных проектов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура. - Москва: Вузовский учебник, 2022. - 136 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=399500 
 
Л1.15 Пратер Ч., Гандри Л. Как создавать инновации [Электронный ресурс]:ВО - Магистратура. - Москва: Издательство "СОЛОН-Пресс", 2020. - 96 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=392254 
 
Л1.14 Быкова А. В. Лидерство и управление командами [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: РТУ МИРЭА, 2020. - 70 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/163921 
 
Л1.13 Орехов А. М. Интеллектуальная собственность: эскизы общей теории [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 160 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093097 
 
Л1.12 Поташева Г. А. Проектное финансирование: синергетический аспект [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1015077 
 
Л1.11 Полетаев В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 624 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=958323 
 
Л1.19 Ставропольский Инновации и современные технологии в сельском хозяйстве:сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (г. Ставрополь, 4–5 февр. 2015 г.). - Ставрополь: АГРУС, 2015. - 6,20 МБ
 
Л1.10 Зобнина М. Р. Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес [Электронный ресурс]:научно-популярное пособие. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2016. - 166 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=924028 
 
Л1.20 под ред. А. С. Генкина, С. С. Никулина, К. Г. Фрумкина Инвест-Форсайт: стартапы, технологии, инвестиции:сб.. - Москва: Издательские решения, 2018. - 394 с.
 
Л1.9 Коршунов Н. М., Харитонова Ю. С. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2017. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=906576 
 
Л1.8 Каменева Н. Г., Поляков Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: Вузовский учебник, 2013. - 368 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=351385 
 
Л1.7 Барышева А. В., Балдин К. В. Инновации [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 384 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=324469 
 
Л1.6 Новоселова Л. А., Рожкова М. А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования [Электронный ресурс]:Монография. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2014. - 128 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=448981 
 
Л1.5 Плотников А. Н. Финансирование инновационной деятельности [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 163 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=754393 
 
Л1.4 Щербаков В. Н., Дубровский А. В., Мишин Ю. В., Дашков Л. П., Щербакова Н. С., Макарова И. В., Свистун С. П., Пасикун В. Н., Щербаков А. П., Хазбулатов Т. М., Петров С. Е. Финансирование и коммерциализация инноваций [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Магистратура, Аспирантура. - Москва: Дашков и К, 2018. - 492 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/110738 
 
Л1.3 Тюрин Д. В., Карпова С. В., Гадиев Г. А., Жильцов Д. А. Управление маркетингом [Электронный ресурс]:учебник и практикум; ВО - Бакалавриат. - Москва: Дашков и К, 2017. - 366 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103724 
 
Л1.2 Синяева И. М., Земляк В. В., Синяев В. В. Маркетинг в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Дашков и К, 2017. - 266 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93409 
 
дополнительная
 
Л2.2 Еганян Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование [Электронный ресурс]:Научное; ВО - Аспирантура. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2016. - 715 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=912791 
 
Л2.1 Карпова С. В. Маркетинговая политика организаций: теория, методология и практика [Электронный ресурс]:кол. моногр.. - Москва: Вузовский учебник, 2015. - 212 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=536847 
 
Л2.5 Аппело Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами [Электронный ресурс]:практич. руководство. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2018. - 534 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1003506 
 
Л2.6 Щербаков В. Н., Балдин К. В. Инвестиции и инновации [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 658 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=358134 
 
Л2.7 Щербаков В. Н., Балдин К. В., Дубровский А. В., Щербакова В. Н. Инвестиции и инновации [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура. - Москва: Дашков и К, 2022. - 658 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/277250 
 
Л2.8 О. В. Ладатко, В. И. Нечаев, Е. М. Харитонова, А. И. Трубилин, П. В. Чуйкин ; Кубанский ГАУ Интеллектуальная собственность от А до Я:справ.. - Краснодар, 2005. - 701 с.
 
Л2.3 Казаков С. П. Инновационная маркетинговая деятельность в сфере услуг [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2016. - 398 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=561271 
 
Л2.4 Сиббет Д. Увидеть решение: Визуальные методы управления бизнесом [Электронный ресурс]:. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2016. - 256 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=925959 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Горфинкель В. Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: Вузовский учебник, 2014. - 349 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=429542 
 
Л3.2 Н. В. Банникова, Н. Ю. Ермакова, Т. Н. Костюченко, С. С. Вайцеховская, Н. В. Еременко, Е. Г. Пупынина, Н. Н. Тельнова ; СтГАУ Написание бизнес-плана инвестиционного проекта:метод. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 1,97 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Технологическое предпринимательство и стартапы
https://hsbi.hse.ru/articles/tekhnologicheskoe-predprinimatelstvo-i-startapy/
1
 
Пособие 3. Технологическое предпринимательство fin.pdf
https://мойбизнес48.рф/about/Пособие%203.%20Технологическое%20предпринимательство%20fin.pdf
2
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины

Для более глубокого усвоения студентом предмета, понимания теоретических и практических основ технологического предпринимательства необходимо следующее:

 знакомство с учебниками, публикациями в научных журна-лах, изучение нормативно-правовых документов;

 при работе с литературой необходимо вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);

 необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего, учебные пособия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.

Главным звеном дидактического цикла обучения является лекция. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция выполняет следующие функции:  

 информационную (излагает необходимые сведения);

 стимулирующую (пробуждает интерес к теме);

 развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);

 ориентирующую (в проблеме, в литературе);

 разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки);

 убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

В процессе изучения дисциплины преподаватель использует следующие виды лекций: лекция – беседа, лекция – консультация, лекция-конференция, проблемная лекция, информационно-объяснительная лекция, лекция-визуализация, лекция-дискуссия и т.д.

Важными условиями эффективного усвоения изложенного матери-ала в лекции являются: достижение устойчивого внимания, развитие определенного свойственного обучаемому вида памяти и умение про-дуктивно вести записи лекции. В процессе лекционного занятия студент должен выделять важные моменты, выводы, основные положения, выде-лять ключевые слова, термины. Обозначить вопросы, термины, матери-ал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удаётся разобрать-ся в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать препода-вателю на консультации, на занятии.

Глубина, прочность запоминания и качество знаний определяется не количеством прочтения материала темы, а ее качественным осмысле-нием.

Одной из основных форм организации учебного процесса, пред-ставляющей собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя, является лабораторные за-нятия. Основной целью данного вида занятий является проверка пони-мания студентом рассматриваемой темы, изучаемого материала, умения изложить его содержание ясным, четким и грамотным языком, а также способствует развитию самостоятельного мышления и творческой ак-тивности у студента.

На практических занятиях по дисциплине «Технологическое предпринимательство» основной целью является практическая обработка и закрепление полученных знаний, формирование предпринимательского мышления, навыков самостоятельного поиска идеи, её экономического обоснования идей с помощью бизнес – плана, его разработка с точки зрения инновационного подхода.

По курсу «Технологическое предпринимательство» на практических заня-тиях отводится 50% времени группового аудиторного обучения. На практических занятиях  студенты должны получать навыки  реше-ния стандартных задач профессиональной деятельности на основе  ин-струментальных средств  для обработки экономических данных в соот-ветствии с поставленной задачей, анализа результатов расчетов и мето-дик обоснования полученных выводов, методами работы в  экономиче-ских программных средствах для решения аналитических и исследова-тельских задач, а так же грамотно использовать современные техниче-ские средства и информационные технологии в профессиональной дея-тельности.

При подготовке к практическим занятиям студент должен хорошо знать соответствующее им темы лекционного курса.

Для этого готовиться к практическим занятиям всегда нужно за-ранее. Подготовка к занятию включает в себя следующее:

 
 изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебно-методического комплекса, содержания рекомендованных прогнозов и других документов;

 запоминание и понимание новых терминов;

 попытку сформулировать свое собственное мнение по каждому изучаемому вопросу, аргументировано обосновать его;

 записывание вопросов, возникшие во время самостоятельной работы, чтобы на занятии получить ответы на них.

 выполнение заданий в рабочей тетраде: решение конкретных практико-ориентированных задач, подготовка к собеседованию, тестированию и т.д..

На занятии  бакалавр демонстрирует свое знание предмета, кор-ректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеауди-торных занятий, формирует определенный образ в глазах преподава-теля.

Проверка полученных на занятиях знаний проводится в виде:

 устный или письменный опрос;

 тестирование;

 решение практико-ориентированних  (ситуационных) задач;

Наряду с чтением лекций и проведением практических занятий по дисциплине «Технологическое предпринимательство» предполагают проведение студентами очной формы обучения самостоятельной работы. Она является неотъем-лемым элементом учебного процесса, одним из основных методов осво-ения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности. При самостоятельной работе достигается усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, необходимые для современной подготовки специалистов.

Формы самостоятельной работы студентов: изучение соответству-ющих учебников, периодической литературы и нормативно-правовых документов, рекомендуемых преподавателями кафедры, выполнение практических заданий.

Рекомендуется следующим образом организовать время, необхо-димое для изучения дисциплины:

 изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 15 -30 ми-нут;

 изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут;

 изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.

 подготовка к практическому занятию (контрольной точке) – примерно 2 часа 30 минут.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-160
Специализированная мебель на 180 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., проектор Panasonic EX620 X6A – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., мониторы - 3 шт., плазменная панель - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-159

Специализированная мебель на 26 посадочных мест, персональный компьютер – 26 шт., телевизор – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № Читальный зал научной библиотеки
Читальный зал научной библиотеки
Специализированная мебель на 100 посадочных мест, персональные компьютеры – 56 шт., телевизор – 1шт., принтер – 1шт., цветной принтер – 1шт., копировальный аппарат – 1шт., сканер – 1шт.,Wi-Fi оборудование, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Технологическое предпринимательство»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.э.н. Орел Ю.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.э.н. Рыбасова Ю.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Технологическое предпринимательство» рассмотрена на заседании Кафедра агроэкономики и маркетинга протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Тельнова Наталья Николаевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Технологическое предпринимательство» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии