УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Основы определения цели проекта и формулирования задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
умеет
Использовать основы определения цели проекта и формулирования задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определения связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
владеет навыками
Навыками определения цели проекта и формулирование задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определение связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
A/01.6 Зн.1 Нормативных правовых актов, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность организации (08.043) (УК-2.2)
умеет
Выбирать оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения (08.043) (УК-2.2)
владеет навыками
Выбора оптимального решения задач, исходя из учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения (08.043) (УК-2.2).
Изучение дисциплины осуществляется в 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Технологическое предпринимательство».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Технологическое предпринимательство».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологическое предпринимательство».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Технологическое предпринимательство» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
1. Понятие технологического предпринимательства
2. Анализ различных точек зрения на сущность предпринимательства и предпринимателей.
3. Философия и принципы совершенного предпринимательства
4. Деловая среда предпринимательства.
5. Субъекты и объекты предпринимательства. Инновационное предпринимательство.
Венчурный бизнес. Электронная торговля.
6. Формирование команды. Распределение ролей в команде.
7. Командный дух. Развитие команды.
8. Принципы сбора команды стартапа
9. Сущность и свойства инноваций.
10. Модели инновационного процесса.
11. Роль предпринимателя в инновационном процессе.
12. Классификация инноваций. Как возникают бизнес-идеи?
13. Формализация бизнес-модели.
14. Трансформация бизнес-модели в бизнес-план.
15. Основы маркетинговых исследований. Особенность маркетинговых исследований для
высокотехнологичных стартапов.
16. Оценка рынка и целевой сегмент. Комплекс маркетинга.
17. Особенности продаж инновационных продуктов. Уровни готовности технологий. Теория
решения изобретательских задач. Теория ограничений.
18. Умный жизненный цикл продукта. Концепция Customer development.
19. Методы моделирования потребительских потребностей.
20. Модель потребительского поведения
21. Что такое стартап? Методики развития стартапа.
22. Этапы развития стартапа.
23. Финансирование инновационной деятельности на различных этапах развития стартапа.
24. Общая структура эффективной презентации.
25. Виды презентаций.
26. Общие замечания по содержанию презентаций
Темы для эссе
⚫ Преимущество работы в команде при реализации бизнес-проектов. Самые успешные команды прошлого (описать на конкретном примере).
⚫ Проблемы формирования команды в бизнесе. Масштабные командные неудачи (описать на конкретном примере).
⚫ Командный дух в бизнесе и принципы его создания (описать на конкретном примере).
⚫ Как сохранить командный дух при провалах и неудачах в бизнесе (описать на конкретном примере).
⚫ Какие факторы макросреды в наибольшей степени влияют на развитие высокотехнологичных предприятий.
⚫ Как поменяются политики комплекса маркетинга в зависимости от типа рынка (В2В или В2С) и почему?
⚫ Каковы ключевые причины успеха концепции Customer Development?
⚫ Каковы основные минусы концепции Customer Development.
⚫ Выберите один из существующих сегодня на рынке стартапов. Проанализируйте путь его развития.
⚫ Причины провала стартапов.
⚫ Сравните шаблоны бизнес-моделей А. Остервальдера, Э. Маурьи, Ris Ventures и ФРИИ.
⚫ Как стартапу преодолеть «долину смерти»?
⚫ Особенности оценки эффективности и инвестиционной привлекательности стартапов.
⚫ Оценка ключевых факторов эффективности проекта.
⚫ Риски проекта: как сохранить баланс принятия, передачи, сокращения и избегания в вашем проекте.
⚫ Человеческий фактор в инновационном бизнесе и сопутствующие ему риски (на основе вашего инновационного проекта).
⚫ Предприниматель: каковы границы допустимой рисковости?
⚫ Роль государственной инновационной политики в социально-экономической повестке России.
Контрольная точка №1 (по темам 1-4)
Вариант 1
1. Теоретическая часть (оценка знаний)
1.1. Тестовые задания:
1. Инновации – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в:
а) новых продуктах
б) новом технологическом процессе
в) новом способе организации производства
г) новом дизайне упаковки продукта
2. Что из нижеперечисленного НЕ относится к малой группе?
а) пассажиры поезда
б) работники парикмахерской
в) рабочие строительной бригады
3. Что является основой возникновения бизнес-идеи?
а) возможности
б) ценности
в) получение прибыли
4. Какие этапы не обязательно должна пройти придуманная бизнес-идея, чтобы превратиться в готовый инновационный продукт?
а) этап прототипа (модели продукта)
б) этап патентования
в) этап производства
г) этап первых продаж
5. В группе низкая экспансивность, это:
а) мешает сформировать команду
б) помогает сформировать команду
в) никак не скажется на формировании команды
6. Эффективная бизнес-модель определяется следующими параметрами:
а) постоянный поиск новых возможностей, сочетание возможностей рынка и возможностей компании, интегрированность компании в создание цепочки ценностей, умение изменять
б) эффективное взаимодействие с рынком, поставщиками и конкурентами
в) эффективное управление, организация операционной деятельности, отличная идея, которую можно кому-нибудь продать
7. К улучшающим инновациям можно отнести (выберите несколько вариантов ответа):
а) освоение скотоводства
б) выпуск новой модели мобильных телефонов с функцией LTE
в) новый формат упаковки крема для лица Revitalift (50 мл, ранее – 100 мл)
г) смарт-часы Pebble (проект собрал на площадке KickStarter более 10 млн долларов)
8. К заповедям формирования командного духа относится:
а) безоговорочное подчинение
б) совместная работа
в) отказ от увольнения работников
9. Стратегические решения обладают следующими характеристиками:
а) необратимые, долгосрочные, имеющие ключевое влияние на компанию в целом, касаются всех сфер деятельности и управления
б) характерны только для крупных организаций, так как требуют большого штата сотрудников
в) принимаются руководителями и связаны со стратегической безопасностью организации
10. К обязательным свойствам инноваций НЕ относится:
а) научно-техническая новизна
б) производственная применимость
в) коммерческий потенциал
г) усовершенствованный дизайн
11. Что из нижеперечисленного характеризует командного лидера?
а) харизма
б) умение правильно распределять роли
в) либерализм
12. Бизнес-модель – это:
а) бизнес-идея, оформленная в виде бизнес-плана
б) система бизнес-решений, основанная на ценностном предложении и направленная на коммерциализацию идеи
в) концептуальная модель бизнеса, которая иллюстрирует логику создания добавленной стоимости (прибыли)
13. К механизмам работы компании по принципу «открытых инноваций» НЕ относится:
а) публичная презентация нового продукта
б) стратегические альянсы с другими компаниями
в) создание корпоративных венчурных фондов
г) заказы на НИОКР у внешних лабораторий и компаний
14. Работа в команде имеет следующее преимущество:
а) снижает время на принятие решений
б) упрощает процесс распределения прибыли
в) повышает креативность
15. Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пенье включает в себя следующие блоки:
а) ценности, ценностное предложение, ключевые ресурсы, ключевые процессы, ключевые партнеры, потребители, ключевые конкуренты
б) потребительские сегменты, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, ценностное предложение, потоки поступления дохода, ключевые партнеры, основные виды деятельности, ключевые ресурсы, структура издержек
в) внутренняя среда организации, внешняя среда организации, ценности, структура, цели, процессы, конкуренты, потребители, поставщики
16. К псевдоинновациям можно отнести:
а) освоение скотоводства
б) выпуск новой модели мобильных телефонов с функцией LTE
в) новый формат упаковки крема для лица Revitalift (50 мл, ранее – 100 мл)
г) смарт-часы Pebble (проект собрал на площадке KickStarter более 10 млн долларов)
2.1. Практико-ориентированные задания:
Задание 1. Перечислите основные минусы при использовании линейной модели инноваций, основанной на гипотезе «технологического толчка» («от науки – к рынку»).
Задание 2. Определите, к какой гипотезе и к какой модели инновационного процесса (push или pull) относятся процессы, связанные с созданием приведенных ниже продуктов: 1) светодиодный фонарь; 2) нержавеющая сталь.
Задание 3. В компанию поступил заказ на сумму 1200 тыс. руб. Выполнить его могут 3 команды. Команда А из 6 человек, каждый из которых затратит 50 чел.-часов. Команда Б из 5 человек, каждый из которых затратит 30 чел.-часов. Команда В из 3 человек, каждый из которых затратит 40 чел.-часов.
Определите: 1) производительность труда одного сотрудника в каждой из команд в расчете на чел.-час; 2) в какой из команд производительность труда в расчете на человеко-час выше.
Задание 4. Перечислите девять структурных блоков шаблона бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пинье.
Контрольная точка №2 (по темам 5-8)
Вариант 1
1. Теоретическая часть (оценка знаний)
1.1. Тестовые задания:
1. Какие факторы не входят в маркетинговую среду фирмы? (выберите несколько вариантов ответа)
а) макрофакторы
б) микрофакторы
в) мезофакторы
г) мегафакторы
2. Стадии жизненного цикла товара (вычеркните ненужное):
а) выход на рынок
б) спад
в) рост
г) зрелость
д) обзвон клиентов
3. Опишите типичный путь развития стартапа, по мнению Стива Бланка:
а) бизнес-план – разработка продукта – альфа/бета-тест – запуск – первая поставка
б) гипотеза – тестирование – привлечение клиентов – создание компании/масштабирование
в) идея – полностью готовый продукт – выбор канала продаж – поиск клиентов – активные продажи
г) все ответы верные (возможны альтернативные пути развития)
д) нет верного ответа
4. Что такое time to market?
а) время, необходимое для выведения продукта на рынок
б) время на развитие рынка
в) время на поиск сегмента
г) время для проезда до рынка
5. Недостатками метода гибкой разработки являются (вычеркните лишний ответ):
а) не выглядит так «солидно», как жесткая каскадная схема.
б) некоторые клиенты не готовы идти на высокую вовлеченность в процесс разработки
в) продукт для демонстрации появляется только на поздних стадиях
г) менее подробная документация и стандартизация продукта
6. Стадии развития стартапа:
а) поиск product/market fit (идея – MVP) – соответствие продукта рынку – рост, «долина смерти» – укрепление позиций, дальнейшие рост, масштабирование, захват рынков – IPO
б) идея – PreSeed – Seed – раунд А – раунд В – раунд С – раунд D – IPO
в) идея – стартап – разработка – тестирование – стабилизация – масштабирование.
г) зарождение – первая версия продукта – доработка продукта – тестирование бизнес-модели – стабильная монетизация – масштабирование бизнеса (расширение базы клиентов, выход
д) все ответы верные
е) нет верного ответа
7. Что такое маркетинг-микс?
а) набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга
б) набор факторов, влияющих на маркетинг
в) комплекс стратегических партнеров
г) секретная формула продукта
8. Основным принципом теории ограничений является:
а) нужно учиться работать в условиях ограниченных ресурсов
б) в системе в каждый момент всегда есть только одно ограничение, только одно узкое место
в) ограничение требований на компетенции персонала существенно повышает эффективность производства
г) прибыль предприятия ограничена соотношением выручки и издержек
9. Венчурное финансирование относится:
а) к собственным финансовым средствам
б) к заемным финансовым средствам
в) к привлеченным финансовым средствам
г) к внутренним финансовым средствам
10. Каково базовое условие, обеспечивающее вам (вашей компании) возможность использовать бизнес-модель «Лицензирование»?
а) спрос на ваши (вашей компании) разработки со стороны конкурентов
б) наличие у потенциального «покупателя» ресурсов для выполнения собственных НИОКР, проведения патентного поиска и обеспечения правовой охраны вашей (вашей компании) разработки
в) наличие у вас (вашей компании) соответствующих интеллектуальных прав на объект интеллектуальной собственности
11. Какой из этих барьеров на пути осуществления запроса относится к внутренним?
а) барьер несоответствия воспринимаемых выгод и цены товара (ложное или действительное несоответствие)
б) накладываемые семьей
в) отсутствие товара
12. Среди общих характеристик бизнес-ангелов и венчурных фондов как источников финансирования инновационной деятельности можно выделить следующий признак:
а) финансируют только компании на стадии start-up
б) являются элементом привлеченных финансовых ресурсов компании
в) денежные средства предоставляются на безвозмездной основе
13. Без каких условий лицензионный договор не будет считаться заключенным?
а) предмет (путем указания на объект интеллектуальной собственности, право использования которого предоставляется), способы использования объекта интеллектуальной собственности, размер вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности или способ его определения либо указание на безвозмездность договора
б) предмет (путем указания на объект интеллектуальной собственности, право использования которого предоставляется), способы использования объекта интеллектуальной собственности, территория использования объекта интеллектуальной собственности, срок действия договора, размер вознаграждения за использование объекта интеллектуальной собственности или способ его определения либо указание на безвозмездность договора
в) способы использования объекта интеллектуальной собственности, срок действия договора, ответственность за нарушение договора
14. Расположите в «классическом» порядке стадии потребительского процесса (процесс покупки):
а) поиск информации – осознание потребности – оценка альтернатив – покупка – потребление – постпокупочное поведение
б) осознание потребности – поиск информации – оценка альтернатив – покупка – потребление – постпокупочное поведение
15. Расставьте основные источники финансирования инновационной деятельности в порядке возрастания доступного объема финансирования:
а) венчурные фонды
б) ресурсы бизнес-инкубаторов
в) фондовые рынки
г) личные сбережения
16. Каким образом может быть исчислена цена лицензионного договора в виде роялти?
а) на основании четко оговоренной суммы, не превышающей стоимости затрат лицензиара на разработку
б) на основании процента от величины ежемесячного фонда оплаты труда работников лицензиара
в) на основании процента от выручки лицензиата, полученной от продажи продукта, основанного на технологии, права на которую переданы по лицензионному договору
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)
2.1. Практико-ориентированные задания:
Задание 1. Укажите, какой тип исследования необходимо провести, чтобы получить ответы на следующие вопросы. Компания, занимающаяся разработкой приложения по доставке еды, нашла уникальную на рынке нишу: приготовление и доставка домашней еды по запросу соседей. Необходимо оценить конкурентоспособность предложения.
Задание 2. Назовите прямых и косвенных конкурентов для компании BMW.
Задание 3. Перечислите по порядку 6 стадий жизненного цикла продукта.
Задание 4. Охарактеризуйте бутстрэппинг, как источник финансирования инновационных компаний.
2. Практическая часть (оценка умений и навыков)
2.1. Практико-ориентированные задания:
Задание 1. Приведите примеры факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность инновационного проекта.
Задание 2. Что характеризует показатель критического объема продаж?
Задание 3. Оцените экономическую целесообразность инновационных вложений методом чистой текущей стоимости (NPV).
Рассматривается проект по приобретению нового оборудования, стоимость которого оценивается в 12000 тыс. руб., срок эксплуатации составляет 5 лет. Величины прогнозируемых денежных доходов по годам проекта составляют (в тыс. руб.): 2700, 3500, 4900, 6000, 3400. Проведите расчет NPV, если требуемая инвестором норма дохода составляет 14%.
Период времени (t), лет Денежный поток,
тыс. руб. Коэффициент
приведения Текущая стоимость, тыс. руб.
Задание 4. Какова продолжительность лифтовой презентации проекта (Elevatorpitch).
Для более глубокого усвоения студентом предмета, понимания теоретических и практических основ технологического предпринимательства необходимо следующее:
знакомство с учебниками, публикациями в научных журна-лах, изучение нормативно-правовых документов;
при работе с литературой необходимо вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);
необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего, учебные пособия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.
Главным звеном дидактического цикла обучения является лекция. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция выполняет следующие функции:
информационную (излагает необходимые сведения);
стимулирующую (пробуждает интерес к теме);
развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);
ориентирующую (в проблеме, в литературе);
разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки);
убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
В процессе изучения дисциплины преподаватель использует следующие виды лекций: лекция – беседа, лекция – консультация, лекция-конференция, проблемная лекция, информационно-объяснительная лекция, лекция-визуализация, лекция-дискуссия и т.д.
Важными условиями эффективного усвоения изложенного матери-ала в лекции являются: достижение устойчивого внимания, развитие определенного свойственного обучаемому вида памяти и умение про-дуктивно вести записи лекции. В процессе лекционного занятия студент должен выделять важные моменты, выводы, основные положения, выде-лять ключевые слова, термины. Обозначить вопросы, термины, матери-ал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удаётся разобрать-ся в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать препода-вателю на консультации, на занятии.
Глубина, прочность запоминания и качество знаний определяется не количеством прочтения материала темы, а ее качественным осмысле-нием.
Одной из основных форм организации учебного процесса, пред-ставляющей собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя, является лабораторные за-нятия. Основной целью данного вида занятий является проверка пони-мания студентом рассматриваемой темы, изучаемого материала, умения изложить его содержание ясным, четким и грамотным языком, а также способствует развитию самостоятельного мышления и творческой ак-тивности у студента.
На практических занятиях по дисциплине «Технологическое предпринимательство» основной целью является практическая обработка и закрепление полученных знаний, формирование предпринимательского мышления, навыков самостоятельного поиска идеи, её экономического обоснования идей с помощью бизнес – плана, его разработка с точки зрения инновационного подхода.
По курсу «Технологическое предпринимательство» на практических заня-тиях отводится 50% времени группового аудиторного обучения. На практических занятиях студенты должны получать навыки реше-ния стандартных задач профессиональной деятельности на основе ин-струментальных средств для обработки экономических данных в соот-ветствии с поставленной задачей, анализа результатов расчетов и мето-дик обоснования полученных выводов, методами работы в экономиче-ских программных средствах для решения аналитических и исследова-тельских задач, а так же грамотно использовать современные техниче-ские средства и информационные технологии в профессиональной дея-тельности.
При подготовке к практическим занятиям студент должен хорошо знать соответствующее им темы лекционного курса.
Для этого готовиться к практическим занятиям всегда нужно за-ранее. Подготовка к занятию включает в себя следующее:
запоминание и понимание новых терминов;
попытку сформулировать свое собственное мнение по каждому изучаемому вопросу, аргументировано обосновать его;
записывание вопросов, возникшие во время самостоятельной работы, чтобы на занятии получить ответы на них.
выполнение заданий в рабочей тетраде: решение конкретных практико-ориентированных задач, подготовка к собеседованию, тестированию и т.д..
На занятии бакалавр демонстрирует свое знание предмета, кор-ректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеауди-торных занятий, формирует определенный образ в глазах преподава-теля.
Проверка полученных на занятиях знаний проводится в виде:
устный или письменный опрос;
тестирование;
решение практико-ориентированних (ситуационных) задач;
Наряду с чтением лекций и проведением практических занятий по дисциплине «Технологическое предпринимательство» предполагают проведение студентами очной формы обучения самостоятельной работы. Она является неотъем-лемым элементом учебного процесса, одним из основных методов осво-ения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности. При самостоятельной работе достигается усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, необходимые для современной подготовки специалистов.
Формы самостоятельной работы студентов: изучение соответству-ющих учебников, периодической литературы и нормативно-правовых документов, рекомендуемых преподавателями кафедры, выполнение практических заданий.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необхо-димое для изучения дисциплины:
изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 15 -30 ми-нут;
изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут;
изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
подготовка к практическому занятию (контрольной точке) – примерно 2 часа 30 минут.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.