УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
развитие у обучающихся алгоритмического мышления, формирование навыков проектирования информационных систем,
применение знаний к решению прикладных задач.
методы определения источников, поиска и развития математических, естественнонаучных и социально-экономических методов для использования в профессиональной деятельности
умеет
определять источники, выполнять поиск математических, естественнонаучных и социально-экономических методов для использования в профессиональной деятельности
владеет навыками
навыками определения источников, выполнения поиска математических, естественнонаучных и социально-экономических методов для использования в профессиональной деятельности
принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
умеет
использовать принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
владеет навыками
методами и средствами анализа и структурирования профессиональной информации
типовое программное и аппаратное обеспечения информационных и автоматизированных систем для решения профессиональных задач
умеет
использовать программное и аппаратное
владеет навыками
навыками использования программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем для решения профессиональных задач
методы разработки и выбора программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
для решения профессиональных задач
умеет
использовать методы разработки и выбора программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
для решения профессиональных задач
владеет навыками
методами разработки и выбора программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
для решения профессиональных задач
методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
умеет
использовать методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
владеет навыками
навыками методологического обоснования научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
современные методы научных исследований и математического моделирования в практике создания информационных систем
умеет
применять современные методы научных исследований и математического моделирования в практике создания информационных систем
владеет навыками
современными методами научных исследований и математического моделирования в практике создания
методы разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
умеет
применять методы разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
владеет навыками
методами разработки технического задания, составления планов, распределения задач, тестирования и оценки качества программных средств
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
технология проектирования ИС. Архитектура CASE-средств. Быстрое
проектирование ИС (RAD-технология).
1. Рабочую программу дисциплины «Технологии проектирования информационных систем».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Технологии проектирования информационных систем».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Технологии проектирования информационных систем».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (задачи).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Технологии проектирования информационных систем» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.
Основные направления государственной политики в сфере информатизации. Нормативные документы.
Интегрированные информационные системы.
Основные модели жизненного цикла информационных систем.
Требования к технологиям проектирования, разработки и сопровождения информационных систем.
Методологии и технологии проектирования ИС.
Общая характеристика процесса проектирования ИС.
Системный структурный анализ - основа методологии проектирования АИС.
CASE-системы, поддерживающие методологию системного структурного анализа.
Жизненный цикл программного обеспечения ИС.
Декомпозиция системы.
Средства структурного анализа: диаграммы потоков данных, диаграммы «сущность - связь».
Основные принципы проектирования ИС.
Технологии проектирования ИС.
Проектирование функциональной части ИС.
Состав, содержание и принципы организации ИС.
Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС.
Система управления информационными потоками как средство интеграции приложений ИС.
Каноническое проектирование ИС.
Состав проектной документации.
Принципы и особенности проектирования интегрированных ИС.
Стандарты оформления проектной документации и интерфейсов.
Понятие CASE-технологии.
Преимущества применения CASE-средств.
Понятие RAD-технологии.
Средства структурного анализа: диаграммы потоков данных, диаграммы «сущность - связь».
Типовое проектирование ИС.
Основные подсистемы ИС и их краткая характеристика.
Функциональные подсистемы ИС.
Обеспечивающие подсистемы ИС.
Методологические проектирования ИС.
Технология проектирования ИС.
Понятие информационной системы, ее структура и внедрение.
Понятие информационной системы, ее свойства и функциональные возможности.
Понятие информационной системы и ее организационные компоненты.
Понятие информационной системы. Достоинство и недостатки ИС.
Понятие информационной системы. Технология проектирования ИС.
Понятие информационной системы. Классификация ИС
Понятие информационной системы. Понятие ЖЦ АИС.
Понятие информационной системы. Модели ЖЦ АИС
Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС.
Методологии разработки информационных систем.
Понятие информационной системы. Методы проектирования ИС
Архитектурный подход к проектированию ИС
Понятие информационной системы. Моделирование бизнес-процессов и их классификация.
Понятие информационной системы. Средства проектирования ИС
Характеристика современных CASE-средств и их классификация.
Стандарты IDEF и инструментальные средства функционального моделирования
Разработка проекта и документирование ИС конкретной предметной области
Основные методы системного анализа
Национальная и международная система стандартизации и сертификации
Система контроля за качеством выполняемых работ.
Методы контроля качества и их классификация.
Методы исследования предметной области и ее описание.
Описание предметной области курсовой работы.
Основные понятия концептуального проектирования ИС.
Основные понятия логическое проектирование ИС.
ER-моделирование информационной системы.
Описание процесса проектирования информационной системы.
Понятие каскадная модель. Привести пример каскадной модели.
Понятие спиральная модель. Привести пример
Описание объектной и функциональной структур
Описание организационной структуры системы
Диаграмма потоков данных
Диаграмма вариантов использования
Функциональная схема ИС
Описание бизнес-модели компании.
Диаграмма «сущность-связь» (UML)
Построение организационно-функциональной структуры компании
Создание логической модели данных (Dia)
Создание физической модели данных
Связывание моделей процессов и данных
Определение технических требований к проектируемой ИС
Разработка технических условий эксплуатации
Определение состава оборудования и программных средств разработки ИС
Разработка технического задания на программный продукт
Разработка модели ИС нотацией Баркера
Разработка инфологической модели ИС нотацией Чена
Разработка документа Пояснительная записка
Разработка руководства системного программиста
Разработка руководства оператора
Разработка формуляра программного продукта
Применение основных правил и документов системы сертификации РФ
Применение требований нормативных документов к основным видам процессов
Расчет экономической эффективности ИС
Оценка качества информационной системы
Описание структуры управления ИС.
Понятие информационной системы, ее структура и внедрение.
Понятие информационной системы, ее свойства и функциональные возможности.
Понятие информационной системы и ее организационные компоненты.
Понятие информационной системы. Достоинство и недостатки ИС.
Понятие информационной системы. Технология проектирования ИС.
Понятие информационной системы. Классификация ИС
Понятие информационной системы. Понятие ЖЦ АИС.
Понятие информационной системы. Модели ЖЦ АИС
Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС.
Методологии разработки информационных систем.
Понятие информационной системы. Методы проектирования ИС
Архитектурный подход к проектированию ИС
Понятие информационной системы. Моделирование бизнес-процессов и их классификация.
Понятие информационной системы. Средства проектирования ИС
Характеристика современных CASE-средств и их классификация.
Стандарты IDEF и инструментальные средства функционального моделирования
Разработка проекта и документирование ИС конкретной предметной области
Основные методы системного анализа
Национальная и международная система стандартизации и сертификации
Система контроля за качеством выполняемых работ.
Методы контроля качества и их классификация.
Методы исследования предметной области и ее описание.
Описание предметной области курсовой работы.
Основные понятия концептуального проектирования ИС.
Основные понятия логическое проектирование ИС.
ER-моделирование информационной системы.
Описание процесса проектирования информационной системы.
Понятие каскадная модель. Привести пример каскадной модели.
Понятие спиральная модель. Привести пример
Описание объектной и функциональной структур
Описание организационной структуры системы
Диаграмма потоков данных
Диаграмма вариантов использования
Функциональная схема ИС
Описание бизнес-модели компании.
Диаграмма «сущность-связь» (UML)
Построение организационно-функциональной структуры компании
Создание логической модели данных (Dia)
Создание физической модели данных
Связывание моделей процессов и данных
Определение технических требований к проектируемой ИС
Разработка технических условий эксплуатации
Определение состава оборудования и программных средств разработки ИС
Разработка технического задания на программный продукт
Разработка модели ИС нотацией Баркера
Разработка инфологической модели ИС нотацией Чена
Разработка документа Пояснительная записка
Разработка руководства системного программиста
Разработка руководства оператора
Разработка формуляра программного продукта
Применение основных правил и документов системы сертификации РФ
Применение требований нормативных документов к основным видам процессов
Расчет экономической эффективности ИС
Оценка качества информационной системы
Описание структуры управления ИС.
Основа освоения дисциплины – лекция, целью которой является целостное и логичное рас-смотрение основного материала курса. Вместе с тем значимость лекции определяется тем, что она не только способствует выработке логического мышления, но и способствует развитию интереса к пониманию современной действительности.
Задача студентов в процессе умелой и целеустремленной работы на лекциях – внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, фиксировать (записывать) основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Лекция задает направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса, нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления (подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, рефератов, решение контекстных задач).
Записывание лекции – творческий процесс. Запись лекции крайне важна. Это позволяет надолго сохранить основные положения лекции; способствует поддержанию внимания; способствует лучшему запоминания материала. Важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии. Для быстрой записи теста можно придумать условные знаки, при этом таких знаков не должно быть более 10–15. Условные обозначения придумывают для часто встречающихся слов (существует, который, каждый, точка зрения, на основании и т.п.).
Перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции. В рабочей тетради графически выделить: тему лекции, основные теоретические положения. Подготовленный студент легко следит за мыслью преподавателя, что позволяет быстрее запоминать новые понятия, сущность которых выявляется в контексте лекции. Повторение материала облегчает в дальнейшем подготовку к экзамену. Затем надо ознакомиться с материалом темы по учебнику, внести нужные уточнения и дополнения в лекционный материал. После усвоения каждой темы рекомендуется проверять свои знания, отвечая на контрольные вопросы по теме.
Лабораторные занятия
Являясь частью образовательного процесса, лабораторные занятия преследует ряд основополагающих задач:
- работа с источниками, которая идет на уровнях индивидуальной самостоятельной работы и в ходе коллективного обсуждения;
- формирование умений и навыков индивидуальной и коллективной работы, позволяющих эффективно использовать основные методы исследования, грамотно выстраивать его основные технологические этапы (знакомство с темой и имеющейся по ней информацией, определение основной проблемы, первичный анализ, определение подходов и ключевых узлов механизма ее раз-вития, публичное обсуждение, предварительные выводы);
- анализ поставленных проблем, умение обсуждать тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, учиться думать, говорить, слушать, понимать, находить точки соприкосновения разных позиций, их разумного сочетания;
- формирование установок на творчество;
- диалог, внутренний и внешний; поиск и разрешение проблемы в рамках имеющейся о ней информации;
- поиск рационального зерна в самых противоречивых позициях и подходах к проблеме;
- открытость новому и принципиальную возможность изменить свою позицию и вытекающие из нее решения, в случае получения новой информации и связанных с ней обстоятельств сознательный отход от подготовленного к семинару текста во время своего, построенного на тезис-ном изложении фактов и мыслей, когда конспект привлекается лишь в том случае, когда надо при-вести какие-то факты.
Рекомендации по подготовке к зачету
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.
Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.
Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:
1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);
2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.